Другие версии биографии
Некоторые историки считают, что Тарканова в действительности была дочерью императрицы и «ночного царя» Алексея Разумовского, состоявших в тайном браке. Девушку звали Августой Таракановой.
Это обстоятельство объясняет отчаянный интерес Екатерины к происхождению женщины. а также явная необходимость ее перевоза в Россию. Ведь императрица отдала приказ бомбить город в случае отказа от ее выдачи.
Версия гласит: после прибытия в Петербург, императрица навещала Августу в заключении и вела с ней беседы
Чтобы отвлечь внимание общественности, Екатерина пустила слух о гибели Таракановой в подвале Петропавловской крепости в 1777 году во время сильного наводнения. Именно это известие вдохновило художника Константина Флавицкого на написание знаменитого портрета княжны. Существует две версии происхождения фамилии дочери Разумовского и Екатерины
Одни исследователи считают, что она произошла от имени слободы, в которой родился граф Алексей Григорьевич – Таракановки. По другой версии это искажение фамилии сестры Разумовского в замужестве – Дараган
Существует две версии происхождения фамилии дочери Разумовского и Екатерины. Одни исследователи считают, что она произошла от имени слободы, в которой родился граф Алексей Григорьевич – Таракановки. По другой версии это искажение фамилии сестры Разумовского в замужестве – Дараган.
В действительности же женщина была отправлена в Ивановский монастырь в Москве, где пострижена в монахини с именем Досифея. Она фактически содержалась в заключении: ей нельзя было разговаривать с другими послушницами и выходить на улицу, а занавески ее кельи всегда были опущены.
После смерти императрицы положение Досифеи улучшилось: к ней стали пускать посетителей, среди которых было множество представителей власти. Период ее жизни, по свидетельствам некоторых источников, практически совпадает с биографией самозванки Таракановой. Она умерла в возрасте 64-х лет в 1808 году.
Старица Досифея, предположительно тайно постриженная в монахини княжна Тараканова.
Однако эту версию нельзя считать достоверной, с чем согласен и Эдвард Радзинский. В 1996 году захоронение монахини вскрыли для исследований. Экспертиза показала, что Досифея была инвалидом – горбатой и невысокой женщиной с круглым лицом. Некоторые историки допускают, что по плохо сохранившимся останкам предположительный облик покойной могли серьезно исказить.
Правда и домысел
Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи. Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.
Биография Константина Флавицкого
Константин Флавицкий появился на свет в семье влиятельного московского чиновника 13 сентября 1830 года. Вскоре после рождения сына семья переехала на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где отец получил новую должность. Но в 1839 году глава семейства Флавицких внезапно умер, оставив на руках молодой вдовы шестерых детей.
Испытывавшая серьезные финансовые трудности женщина вынуждена была отдать двух сыновей, в том числе 9-летнего Костю, на воспитание в дом призрения. Семь последующих лет мальчик, лишенный родительской ласки и тепла, прожил среди бедных сирот, где его единственным утешением стала страсть к изобразительному искусству. К счастью, воспитатели заметили талант мальчика и разрешили ему посещать рисовальную школу.
В 1846 году Общество поощрения молодых художников назначило Константину пенсию, благодаря которой он смог заниматься любимым делом и жить в скромном достатке. А спустя еще четыре года Флавицкого приняли на обучение в Петербургскую Академию художеств, где его талант раскрылся в полной мере.
За пять лет обучения юноша добился впечатляющих успехов. Его картины неоднократно отмечались почетными наградами на престижных конкурсах, а по завершении учебы Константин Флавицкий получил большую золотую медаль Академии и денежный пансион на шестилетнее проживание в Риме для совершенствования мастерства.
Молодой художник с воодушевлением отправился в длительное путешествие. По пути в столицу Италии, он посетил Берлин, Дрезден и Париж, где не упустил возможность познакомиться с работами европейских мастеров живописи, а затем надолго обосновался в Вечном городе. Шесть последующих лет Флавицкий увлеченно изучал творчество итальянских живописцев и совершенствовал собственную манеру письма.
Пережив обидное унижение, Константин Флавицкий взялся за написание своей самой знаменитой картины, посвященной легенде о смерти княжны Таракановой. На выставке 1864 года величайший шедевр был восторженно принят публикой и критиками. Художнику присвоили звание профессора Академии художеств, а саму картину впоследствии приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.
Еще находясь в Италии, молодой мастер заболел туберкулезом, а по возвращении в Россию смертельный недуг начал стремительно прогрессировать в холодном и влажном петербургском климате. Врачи настоятельно советовали художнику уехать на юг, в Италию, но он не успел этого сделать. 3 сентября 1866 года Константин Флавицкий покинул этот мир, не дожив всего 10 дней до 36-летия. Его прах предали земле на Смоленском кладбище северной столицы, а спустя 70 лет останки художника перенесли на территорию некрополя Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
История княжны Таракановой
Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва.
По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания.
Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.
Выставка Академии художеств в 1864 году
Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.
Описание картины Константина Флавицкого «Христианские мученики в Колизее»
Картина написана маслом на холсте в 1862 году. Жанр – исторический.
Флавицкий Константин Дмитриевич является русским художником середины 19 века. Он прожил всего 36 лет, но за свою небольшую творческую карьеру создал шедевры мировой живописи. Умер художник от чахотки, оставив свое творческое наследие.
За свои работы Флафицкий награжден почетными званиями. Художник прославился благодаря своим колоссальным трудам, которые он писал по мотивам из христианских источников.
«Христианские мученики в Колизее» – это шедевр исторического жанра. Полотно было создано в Риме. Сейчас оно находится в Петербурге.
На картине изображены мученики, которые скоро будут казнены за свою веру римскими властями. В третьем, четвертом веке в Римской империи было приятно собирать людей для публичной казни всех виновных. Особенно Колизей был переполнен, когда казнили христиан. Всех мученики, которые приняли веру и крест, император кидал на растерзание голодным Львам.
Пощады не было не для кого: ни для женщин с младенцами, ни для стариков
Но истинные мученики, уверовавшие в силу креста и спасителя, отважно принимали страшную реальность. Ведь после этого их души обретали спасение
Полотно Флавицкого заставляет нас задуматься о том, на что были люди готовы ради Бога в начале времен. Совершить свой подвиг в жизни должен каждый и у каждого он разный.
На картине так мастерски переданы контрасты оттенков. В этом подземелье ждут казни одни из первых последователей христианской религии. Дверь уже распахнута, а это значит, что скоро мучеников ждет жестокая расправа.
Колизей мог поместить в себя 78 тысяч зрителей, который жадно требовали казни, но постепенно в Риме стали понимать, что данное развлечение жестоко и омерзительно. К концу четвертого века казни над христианами прекратились.
Полотно находится на хранении в Государственном Русском музее. Санкт-Петербург.
Описание картины Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» Картины художников
Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть раз в Третьяковской галерее.
Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения, в основу которого положена реальная история, произошедшая во времена Екатерины II. Таракановыми называли всех незаконнорожденных детей Елизаветы Петровны, но на картине изображена не просто дочь царицы, которой никогда не было суждено стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую! Назвавшаяся Елизаветой Владимирской она довольно долго жила в Италии, убедив всех в своем родстве с царской династией. Но, спустя время, Екатерины II узнала об обмане, и самозванку посадили под арест в Петропавловскую крепость, где она и погибла, а ее гибель обросла легендами.
Одно из предположений было таковым, что во время разлива Невы камера девушки была полностью затоплена. Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму, и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины.
На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене
и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь. Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего.
А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся гибелью и ужасом, который застыл на ее лице. А как живописно автор картины выделяет яркое одеяние княжны и ее одеяло, сверкающее в солнечных лучах, на фоне мрачного и тусклого колорита, что делает картину еще трагичнее: вот он – отрывок из оборванной из-за собственной же ошибки жизни девушки, которая окружена смертью со всех сторон.
Картина Флавицкого в свое время вызвала большое недовольство царской семьи из-за разглашения истории, которая тщательно скрывалась от общественности, причем в такой форме. Но, несмотря на это, мастерски написанное полотно, в котором больше человечности, выразительности и правды, чем чего-то, хоть отдаленно бросающего тень на известную фамилию, не было уничтожено, а хранится и по сей день в Третьяковской галерее.
Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 21:41:58
История
В качестве пенсионера Академии художеств Константин Флавицкий в 1855—1862 годах путешествовал по Европе — он побывал в Берлине, Дрездене и Париже, а затем жил в Риме. Будучи в Италии, он работал над картиной «Последние минуты христиан, осуждённых на съедение хищными зверями», которая впоследствии и стала известна под названием «Христианские мученики в Колизее».
В 1862 году Флавицкий возвратился в Россию, поселившись в Санкт-Петербурге. Его картина «Христианские мученики в Колизее» экспонировалась на Академической выставке 1863 года. В том же году за неё он получил звание почётного вольного общника Академии художеств. Постановление Совета Академии гласило: «благодарить пенсионера Флавицкого за представленную им картину „Последние минуты христиан перед казнью в Колизее“, которая исполнена с особой любовью к искусству, и признать его почётным вольным общником Академии». Тем не менее это было относительно низкой оценкой, так как сам Флавицкий ожидал получить звание академика. Художник Николай Ге, который подружился с Флавицким в Италии, впоследствии вспоминал: «Флавицкий, вернувшийся в Россию годом раньше меня, жаловался мне, что ему, привезшему картину „Христианские мученики в Колизее“, после, кажется, 20-летнего отсутствия значительных работ пенсионеров, не только не дали звания академика, как это всем давали просто за возвращение; ему дали звание почётного вольного общника, и никто не заикнулся о приобретении картины». Далее Ге сообщал, что он попытался разведать через конференц-секретаря Академии художеств, в чём была причина такого отношения к Флавицкому. В результате ему удалось узнать, что в Академии были недовольны тем, что Флавицкий в своей картине слишком походил на Брюллова. «Я первый раз узнал, что быть похожим на Брюллова нехорошо», — писал Ге, но кто именно так думал, он так и не выяснил.
Тем не менее в конце концов полотно всё же было приобретено для музея Академии художеств. На академической выставке 1864 года Флавицкий представил свою картину «Княжна Тараканова», за которую Академия присвоила ему звание профессора (оно было выше, чем звание академика), а в 1866 году скончался от чахотки. Средства, полученные от продажи картины «Христианские мученики в Колизее», были переданы в Академию художеств братьями художника Николаем и Иваном для учреждения стипендии имени Константина Флавицкого.
В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с уже упомянутой картиной Брюллова «Последний день Помпеи». По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Осада Пскова» Брюллова, и ещё две-три картины Айвазовского. В настоящее время картина «Христианские мученики в Колизее» выставлена в зале № 21 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Семирадского и «Смерть Нерона» Смирнова.
«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: исторические факты, описание
Небольшой экскурс в историю
Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие — трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха.
«Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.
Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским.
Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.
Правда и домысел
Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи.
Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года.
Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года.
За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.
Примечания
- ↑ , с. 330.
- ↑ , с. 169.
- ↑ (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 3 июня 2015.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 3 июня 2015.
- ↑ , с. 119.
- ↑ , с. 491.
- ↑ , с. 146.
- , с. 47.
- , с. 490.
- ↑ , с. 112—115.
- ↑ , с. 191—192.
- .
- ↑ , с. 399—401.
- ↑ , с. 284.
- , с. 218.
- , с. 201.
- Елена Ляшенко. (HTML). Аргументы и факты — www.spb.aif.ru (19 марта 2015). Дата обращения: 23 июня 2015.
- (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 23 июня 2015.
- , с. 63.
- (HTML). Рыбинский музей-заповедник — www.rybmuseum.org. Дата обращения: 4 июня 2015.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 21 августа 2021.
- ↑ , с. 53.
- ↑ (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 23 августа 2021.
- , с. 43.
- , с. 450.
- , с. 151—152.
Сюжет и описание
Сюжет картины связан с гонениями на ранних последователей христианства, которые происходили в Римской империи начиная со второй половины I века нашей эры. Особой жестокостью было отмечено время правления императора Нерона (54—68 годы нашей эры). Римский Колизей был построен позже — в 72—80 годах. Существовало предание, что именно на арене Колизея, который мог вместить до 87 тысяч зрителей, христиан отдавали на растерзание диким зверям. По некоторым источникам, такие казни происходили в Колизее во время правления императора Траяна (98—117 годы), начиная с казни Игнатия Антиохийского в 107 году.
Основная идея работы Флавицкого — прославление героизма во имя веры. Художник изобразил подземелье у арены Колизея, в котором ожидают неминуемой смерти христиане, среди которых есть старики, женщины и дети. В левой части выделяются образы двух рабов-стражников: один из них открывает массивную дверь темницы, а другой с насмешливо-издевательским видом зовёт мучеников на ярко освещённую солнцем арену Колизея, у другого края которой видны львы. Мужчина с высоко поднятым крестом ведёт за собой на арену мальчика, который, обернувшись, протягивает руку к лежащей на земле женщине с младенцем, в отчаянии пытающейся их остановить. Рядом — две дочери, прижавшиеся к своей матери. В правой части картины изображён слепой старик, покорно идущий в сторону света, исходящего от открытой двери. За ним — в испуге прильнувшие друг к другу молодые супруги. Несколько римских солдат пытаются подтолкнуть к выходу прощающихся друг с другом христиан.
Искусствовед , исследовавшая творчество Флавицкого, пишет об определённой двойственности картины, которая, с одной стороны, имеет «традиционный академический сюжет», а с другой — озвучивает «романтическую тему борьбы за свободу убеждений и чувств». В целом соглашаясь с этим утверждением, искусствовед Алла Верещагина дополняет его своей интерпретацией возможного отношения автора картины к теме христианских мучеников и, в частности, смысла, вложенного в фигуры основных персонажей. Она считает, что в тот период симпатии Флавицкого были не на стороне Римской католической церкви, а на стороне Гарибальди и других современных ему представителей национально-освободительного движения. Поэтому центральный персонаж картины — мужчина, ведущий мальчика на арену, — по её мнению, мог нести в себе не положительно-героический смысл «проповедника с крестом в руках», а наоборот, отрицательный смысл грубого и безжалостного пособника палачей, который «торопит несчастных людей и, выхватив чей-то крест, размахивая им, вытаскивает приговорённых к смерти на арену».
Отмечалась связь композиции картины и ряда её деталей с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи». И там, и там сюжет связан с трагическими событиями истории, у Брюллова обусловленными стихийным бедствием (извержением вулкана), а у Флавицкого — фанатизмом и жестокостью людей. В обоих случаях применяются похожие эффекты освещения — в частности, колорит с использованием ярких контрастных пятен. Наблюдаются также аналогии в расположении и выразительности пластики фигур. Кроме этого, указывалось, что в этой картине можно увидеть следы влияния на Флавицкого его учителя — исторического живописца Фёдора Бруни.