Описание картины Густава Климта «Идиллия»
Картины Климта глубоко символичны – их трудно прочитать с одного взгляда, в них нужно вдумываться, прикидывать, выдвигать гипотезы и отвергать их. А самое захватывающее в них то, что единой разгадки, которая подойдет всякому, для них нет. Каждый волен толковать их так, как вздумается ему, в зависимости от своего мировоззрения и взгляда на жизнь. Ведь у всех разные приоритеты и разный способ восприятия действительности.
Так «Идиллия» вряд ли может показаться кому-то истинно идиллической. В центре картины мать, ласкающая детей – сценка милая, целомудренная, приятная взгляду. В ней торжествует жизнь, извечное возрождение и непрерывность, счастье, покой и радость материнства.
Женщина нежна, дети любопытно склоняют к ней кудрявые головки. Но вокруг этой милой сцены тревога и сумерки. Это показано даже в избранной палитре и яркости цветов – в центре картины они теплые, плещут красками и создают крайне приятное впечатление. По краям же – напротив, цвета приглушены, выцвели, преобладают темные тона.
Двое юношей смотрят на мать с детьми выжидающе и грустно. Словно ждут, что сейчас-то все и сломается, полетит в ад и там останется. Сидят они при этом на камнях, напоминающих надгробные, и цветы, в которых покоится срединный круг картины, похожи на букеты, которые приносят к могилам в память об умерших. И дальше каждый волен толковать так, как хочется ему.
Один увидит смерть, которая вечно ждет, когда же жизнь уступит ей и позволит забрать и мать, и детей, и цветы, возложенные на их надгробия. Кто-то, что вне семьи только прах и отсутствие жизни и смысла. Кто-то вовсе не задумается о столь высоких материях и просто умилиться тому, как дети играют с матерью.
Именно этого и хотел создатель – чтобы разные люди толковали по-своему и чтобы для каждого в его картине нашлось что-то свое.
Описание картины Густава Климта «Идиллия» | источник
Последние надежды
Мамонтов искал спасения у Витте. На суде, о котором мы уже упомянули в начале, Николай Гарин-Михайловский, известный писатель и инженер, рассказал, что по просьбе предпринимателя обращался к министру финансов за поддержкой Невского завода — госкредитом под залог паёв предприятия. Но Витте тоже отказал, крайне пренебрежительно высказавшись о перспективах получить в залог бумаги завода. Есть разные версии, почему же Витте не помог Мамонтову: по одной из них, о небезупречности железнодорожного бизнеса знал министр юстиции Николай Муравьёв и хотел этим воспользоваться в борьбе против Витте. Министр финансов, не видя других возможностей обезопасить себя, пожертвовал Мамонтовым.
Савва Иванович решил продавать собственность, но было уже поздно. В сентябре 1899 года его арестовали, обвинив в незаконных сделках и злоупотреблениях. Следующие полгода он провёл в тюрьме: за его освобождение был назначен залог в 5 млн рублей, и внести его в сложившейся финансовой ситуации семья не смогла.
Мамонтов искал спасения у Витте
Впрочем, и меньшую сумму родственники вряд ли смогли бы собрать. Как пишут в «Судебной драме», во время ареста Мамонтов, выслушав требование немедленно вернуть 700 тыс. рублей, предъявил всю имевшуюся у него наличность — 53 рубля с копейками и 100 немецких марок. Никаких больше денег во время обыска в доме найдено не было. А у Мамонтова в кармане обнаружили заряженный револьвер и записку о намерении покончить с собой.
По-человечески Мамонтову сочувствовали многие. В воспоминаниях художника Константина Коровина читаем: «Я приехал в Петербург и увидел Сергея Юльевича Витте, который был министром. Сергей Юльевич, к моему удивлению, сказал мне, что он тоже не знает акта обвинения Мамонтова. — Я знаю, что Мамонтов честный человек, и в этом совершенно уверен».
Валентин Серов писал в то время портрет Николая II. Однажды он обратился к царю:
— Вот Мамонтов арестован, и мы, его друзья, не знаем за что.
— Мне говорят все, что он виноват, — сказал государь. — Но жаль старика и мне. И я сейчас же дам приказ, чтоб он был переведён под домашний арест.
Лучшие шедевры
Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.
Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.
Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.
Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.
Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.
Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.
Константин Коровин. В лодке. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.
Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.
Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.
Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.
И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.
Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Научить Станиславского
«Савву Ивановича пора брать под опеку, он просто умалишенный, — поговаривали в Москве. — Издержал три миллиона на оперу, и все ради любовницы-певички!»
Это было не вполне справедливо. В первую очередь Мамонтов увлекся самой Частной оперой. По его задумке она должна была стать лучшим театром России. Савва требовал, чтобы каждая сценическая деталь, мизансцена, элемент костюма работали на достоверность эпохи. Декорации писали Коровин, Врубель, Левитан. Их консультировали искусствоведы и историки. И это в 1885 году, за 13 лет до основания МХТ! Кстати, Станиславский считал Мамонтова своим учителем…
Татьяны Любатович в образе Кармен
Что же касается примы театра — меццо-сопрано Татьяны Любатович, она и в правду была «слабостью» Мамонтова. Набирая труппу, он приехал к ней, недавней выпускнице консерватории, — плотный, самоуверенный, с тяжелым взглядом. По-хозяйски вошел в квартиру и сказал: «Ну-ка спойте». Девушка спела — голос был неплохой, но не более того, но Савва уже знал, что даст ей ангажемент. Этим лукавым, дерзким глазам он просто не мог противиться. Татьяна была легка и прелестна, и к тому же младше Саввы на семнадцать лет…
Дебют Частной оперы состоялся в Камергерском переулке, в доме Лианозова, где позже разместится МХТ. Театр «сбесившегося богача» публика приняла не сразу. Бывало, что на спектакли не продавалось ни единого билета и спектакли игрались в пустом зале: Савва приказал не сдаваться ни при каких обстоятельствах. А потом он уломал начинающего композитора Римского-Корсакова поставить в Частной опере «Снегурочку», и дело пошло! Партию Леля пела Любатович. В газетах спектакль хвалили, а певицу ругали, но Савва упрямо отдавал Татьяне все партии, какие она только желала. В партнеры ей Мамонтов приглашал лучших певцов. И когда публика кричала «бис!» Шаляпину, в компании с ним на поклон неизменно выходила Любатович.
Шаляпин был гордостью Саввы, его открытием, купеческим «фартом». До Частной оперы Федор Иванович пел в Мариинском, но лишь одну партию, и особенного успеха не имел. Мамонтов же нанял певцу-самоучке концертмейстера, сам заставлял делать вокальные упражнения, разбирал с ним партии, безжалостно критиковал, если видел, что Шаляпин выглядит на сцене карикатурно. Он же был посаженым отцом на свадьбе Федора с Иолой Торнаги. Свадьбу играли в усадьбе Любатович, вино текло рекой. Ночью неистовый Мамонтов разбудил молодоженов криком: «Какого черта дрыхнете?» — и скомандовал гостям начинать концерт: на печных вьюшках, заслонках, ведрах. Дирижировал Сергей Рахманинов.
А через полгода Мамонтов пережил страшный удар: Большой театр предложил Шаляпину на две тысячи в год больше, чем в Частной опере, и тот ушел. Савва воспринял это как предательство, как смертельное оскорбление! Впрочем, это было только первое звено в цепи несчастий, которые вскоре обрушились на буйную голову Мамонтова…
Коровин К.А. «Северная идиллия»
еще фотографии →
Зал 43.
Константина Коровина называют одним из самых жизнерадостных русских художников. Яркие, сочные цвета и некоторая условность деталей характерны для многих его полотен. Одна из самых красочных и выразительных его работ — картина «Северная идиллия», написанная в 1886 году.
Северный край, небо затянуто облаками. Белая ночь, в небе, уже виден месяц. Он, словно сказочный рожок, слегка осветил небо и серо-голубые тающие облака.
На полянке, среди густой травы, лежит молодой пастушок. Он играет на свирели, а три девушки, одетые в красные сарафаны, стоя перед ним и покачиваясь в такт любимой мелодии, напевают песню. Кажется, что даже природа замерла и тоже прислушивается к нежной мелодии.
Для передачи радостного настроения Коровин выбирает сочные цвета. Большую часть полотна занимает яркий ковер травы и низкорослые северные деревья. На этом зеленом фоне – красные платья девушек с цветастой отделкой и народным орнаментом. Сочетание любимых в народе цветов — красного, зеленого и белого, подчеркивают неразрывную связь чувства красоты и русской природы. Эти радостные оттенки придают картине декоративно-фольклорное направление.
Мы видим, как дороги́ автору эти леса и поля, безбрежность русских просторов. Именно их не хватало художнику в конце жизни, когда он уехал в Париж и потерял Россию, источник своего вдохновения.
Интересно, что картина «Северная идиллия» написана Константином Коровиным не с натуры. Ее замысел возник у художника при создании декораций к спектаклям на фольклорную тему для театра в Абрамцево. А побывал Коровин на «Дальнем Севере» значительно позже, в 1894 году, когда месте со своим другом Валентином Серовым, отправился в двухмесячное путешествие, во время которого написал с натуры немало известных работ.
Невский завод: проблемы и убытки
Для железной дороги нужны были паровозы и вагоны, и Мамонтов решил наладить их отечественное производство. Его компания арендовала государственный Невский механический завод, приобрела металлургическое предприятие в Иркутской области. Началось формирование промышленного концерна. Эксперты отмечают, что обычно в состав таких конгломератов входили крупные банки, обеспечивая финансовую стабильность. А вот как раз банка у Мамонтова не было.
Невский завод нуждался в переоборудовании, к тому же ему никак не удавалось выбраться из долгов. Чтобы найти средства, 1898 году были выпущены облигационные займы, но этого было недостаточно.
Строительство железной дороги. (Wikimedia Commons)
В 1899 году в кассе Московско-Архангельской железной дороги обнаружилась недостача: деньги было вложены в обустройство Невского завода. Предприятия заключали между собой договоры, но завод был не в состоянии выполнить обязательства, и его долги снова росли. Мамонтов рассчитывал покрыть их доходами от строительства других железнодорожных веток, но полученные концессии внезапно были отозваны. На середину февраля 1898 года долг многострадального завода перед железной дорогой достиг почти 9 млн рублей.
Мамонтов между тем продолжал искать источники финансирования. Используя своё влияние и возможности других своих компаний, он добился получения кредита в Международном коммерческом банке Петербурга (некоторые историки говорят, что этот банк посоветовал Мамонтову сам Сергей Витте). В многоходовой сделке были задействованы различные ценные бумаги, но к тому времени уже поползли слухи о том, что с железнодорожной компанией Мамонтова не все благополучно. В итоге банк кредит закрыл, а уже полученную Саввой Ивановичем сумму потребовал вернуть. Бизнес-империя рассыпалась на глазах.
Идиллия деревенской жизни на картинах современного русского художника: amarok_man
Есенин называл себя «последним поэтом деревни», но упоение деревенской «темой» не прошло в искусстве и по сей день. Творчество Владимира Жданова тому подтверждение. Мы не будем сравнивать силу поэтического дарования, но все же очевидно одно — мастер вкладывает в свои картины искренние чувства и переживания, стремясь передать средствами художественной выразительности едва уловимые запахи и звуки. Это и повисшая тишина в жаркий полдень, и монотонное жужжание пчелы над букетом полевых цветов, и теплое бухтение самовара у окошка хаты, и журчание воды в колодце… Каждая картина художника оживает, стоит лишь забыть о суете и предаться благостным раздумьям.
1
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13Оригинал взят у astori_18 в Идиллия деревенской жизни на картинах современного русского художника
Сочинение по картине Коровина “Северная идиллия”
1885 год стал важной вехой в творчестве Коровина – художник знакомится со знаменитым меценатом Саввой Мамоновым и становится вхож в его дом. Собрания у Мамонтова представляли собой сосредоточие всей интеллектуальной жизни Москвы
Здесь Коровин знакомится с представителями “Могучей кучки”, которые ставили своей целью возрождение интереса к русскому народному творчеству, то есть фольклору. После оформления сцены к опере “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова, живописец и очаровался народными мелодиями и песнопениями.
В результате всего этого на свет появилась весьма необычная картина – “Северная идиллия”. Вдохновленный фольклором, Коровин решился на смелый эксперимент: он соединил в одном художественном пространстве глубокий объемный пейзаж и плоскостные фигуры героев. Многие связывают этот шаг с его работой в театре – плоские декорации стали основой для экспериментов в станковом творчестве живописца.
Сюжет при этом не затейлив – три девушки в традиционных костюмах, прижавшись…
Разглядывая картину, некоторые зрители могут заметить все же некоторую ее нелогичность. Уж очень фигуры основных героев выглядят чуждо для широкого плэнерного пространства русского поля, они будто вырезаны из другой какой-то работы. Сам художник осознавал это очень явственно, и стремился сгладить эту неоднородность своей работы, или же отвлечь зрителей на отдельные элементы. Мы видим, как ярко представлены традиционные костюмы с уникальными орнаментами, также можно заметить и белые цветы, которыми художник “усеял” поле, чтобы добиться композиционной переклички с этими костюмами и достичь хоть какой-то относительной гармонии.
Описание картины Константина Коровина «Северная Идиллия»
После участия в северной экспедиции Саввы Мамонтова у русского художника Константина Коровина появляется замысел создать ряд картин о жизни Севера. Таким образом из-под кисти художника в 1886 году появляется картина «Северная идиллия», ведь живописца пленила красота природы сурового северного края, а также чистота души здешнего населения.
На полотне изображено предвечернее время: на слегка потемневшее небо уже вышел месяц-молодик. Вокруг все зеленеет, травяной ковер устлан чудо-ромашками, звучит нежная мелодия свирели, которую выводит, лежа на траве, деревенский пастух. Наслаждаются прохладой вечерней поры и слегка покачиваются в такт звучащей мелодии три девушки-крестьянки в яркокрасочных сарафанах. Их лицам художник придал и строгости, и лиричности одновременно. А еще отлично передал кистью все великолепие народных узоров и деталей наряда.
Манера размашистого письма мастера открывает нашему взору четко очерченные фигуры девушек на фоне пасмурного неба и невысоких северных деревцев.
Основной акцент художник сделал на красный цвет. Однако, надо сказать, что на этом полотне Коровин гармонически сочетает контраст трех цветов: белого, зеленого и красного, которые так любимы русскому народу. Выходит, что живописец придал картине фольклорного направления, подчеркивая неразрывную связь национальной красоты и природы.
Правда, изображения девушек кажутся немножко лубочными. Коровин и сам чувствовал, что фигуры как-то не связываются с пейзажем, поэтому решил их воссоединить красотой белых ромашек на зеленой траве. Таким образом удивительная красота северного пейзажа и скрасила сложившееся впечатление о несоответствии, ведь в «Идиллии» мы имеем возможность наблюдать насыщенность красок даже в период предвечерья.
Создав своими широкими и размашистыми мазками такие впечатляющие декорации, Коровин подарил нам истинно величественный шедевр.
Картина Идиллия
Жаль, что у картин нет подписей, а так – идиллия и красота
Несмотря на все спорные моменты, картина «Северная идиллия» стала очень важной отправной точной для будущих, уже экспрессионистских работ Коровина. Картина Северная идиллия мастерски демонстрирует полноту жизни обычного народа, умеющего получать удовольствие от простейших вещей, что его окружают
Картина Вильяма Бугро Идиллия: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Предлагаем рассмотреть современную технологию исполнения модульной картины Идиллия – Печать гель. Купить картину или постер «Идиллия», художника Густава Климта Вы можете на холсте с имитацией масляной живописи или на бумаге или на холсте с росписью масляными красками профессиональным художником.
Описание картины Густава Климта «Идиллия»
Кроме этого, с помощью зеркала Тинторетто создает искусную игру контрастов света и тени. Теперь, в работе Климта, как и у его великого предшественника, рядом с юной Жизнью, которую олицетворяют жизнерадостные дети, появилось невидимое дыхание Смерти, придающей полотну «привкус» горечи. После оформления сцены к опере «Снегурочка» Н. А. Еще одна девица в задумчивости присела на траву рядом с музыкантом. Когда Сусанна отослала служанок и разделась, старцы вышли из своего укрытия.
В нём мы можем различить деревья, яркие алые цветы и другую зелёнеющую растительность. Откинувшись на мягкий ковер из сочной травы, пастушок выводит мелодичную свирель. Его эскизы предметов прикладного искусства и мозаик пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены порнографическими. Милые ромашки тут и там усеивают дышащую чистотой полянку. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один — ближе, на переднем плане в нижнем левом углу, другой — вдали). Австрия.
На цветочном поле из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. Лица барышень выражают строгость, но в то же время ни о какой жесткости речи нет. Место действия — в Вавилоне эпохи пленения там еврейского народа.
Мы видим, как ярко представлены традиционные костюмы с уникальными орнаментами, также можно заметить и белые цветы, которыми художник «усеял» поле, чтобы добиться композиционной переклички с этими костюмами и достичь хоть какой-то относительной гармонии. Плавные диагональные ритмы пейзажа словно аккомпанируют основной мизансцене. Очевидно, художнику нравится самобытность героев. Кажется, что и природа притихла, заслушавшись. Римского-Корсакова, художник и очаровался народными мелодиями и песнопениями. Модерн. Сюжет навеян оперой Снегурочка по мотивам пьесы А. Н. Островского.
Идиллия деревенской жизни на картинах современного русского художника
Великий Густав Климт будто пытается донести до нас, что счастье недолговечно. Вена. Поражает обилие изумрудной зелени, к которой так и хочется прикоснуться.
Холст, масло. Венский сецессион. 180 x 180 см. Галерея австрийского искусства в Бельведере.
Также можно сказать, что на данном полотне доминируют мягкие, «молочные» краски, хотя, несомненно, картина при первом взгляде кажется сочной и красочной. Видимо, это просто неизбежный отпечаток нелегкой трудовой жизни. Этот стиль часто называют стилем модерн. Холст, масло.
Сусанна и старцы (картина Тинторетто)
Пастушок играет на свирели, девушки погружены в звуки незатейливой задумчивой мелодии. Здесь у него впервые появляется столь мощный контраст зеленого, красного и белого цветов. Благодаря великолепному исполнению и загадочному смыслу, картина «Идиллия» по праву считается шедевром мирового искусства. Собрания у Мамонтова представляли собой сосредоточие всей интеллектуальной жизни Москвы. Сусанна выходит из купальни, а ее левая нога еще погружена в воду.
Сам художник осознавал это очень явственно и стремился сгладить эту неоднородность своей работы или же отвлечь зрителей на отдельные элементы. Здесь Коровин знакомится с представителями «Могучей кучки», которые ставили своей целью возрождение интереса к русскому народному творчеству, то есть фольклору. Константин Коровин. Главный герой полотна — это свет: художник использует зеркало перед Сусанной, чтобы усилить лучи света, разливающиеся по белому телу.
«Северная идиллия» (1886). Разглядывая картину, некоторые зрители могут заметить всё же некоторую её нелогичность.
Репродукция картины «Идиллия» Вильяма Бугро
Адо́льф Вилья́м Бугро́ известен как автор картин на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты.
Родился в семье, которая занималась торговлей вином и оливками. Но стать продолжателем семейного дела ему было не суждено. Его дядя, священник, увлек его библейскими сюжетами, определил учиться в среднюю школу, где обнаружился художественный талант мальчика. Родителей убедили устроить сына в школу изящных искусств в Бордо.
За изображение святого Роха Бугро получил первую премию.
В 1846 году продолжил обучение в Риме, затем учился в Парижской школе изящных искусств.
В 1850 году удостоился Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса».
В 1856 году Адольф получил почетную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса»
В личной жизни пережил немало трагедий: в 1866 году в пятилетнем возрасте умирает его вторая дочь Джейн, в 1875 году в 16-летнем возрасте умер сын Жорж, в 1877 году от осложнений после беременности после рождения третьего сына Мориса умирает его жена Мари-Нелли Моншаблон, в том же году умирает и восьмимесячный сын Морис.
В возрасте 52 лет Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер. Она была его ученицей, впоследствии стала его женой. Несмотря на то, что браку противились и старшая дочь художника, и его мать, Адольф Вильям и Элизабет Джейн тайно поженились в мае 1879 года.
В последние 20 лет жизни Бугро в большей степени занимается организационными делами: он в 1883 году был избран президентом ассоциации, занимающейся поддержкой нуждающихся художников.
Картины Бугро на мифологические сюжеты были весьма популярны во Франции в XIX веке. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Несмотря на высокие цены, картины быстро раскупались, особенно богатыми американцами.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Вильяма Бугро не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Защита Плевако
Но вернёмся к началу рассказа — к судебной драме. С 23 по 31 июня 1900 года в Московском окружном суде (а точнее в уголовной палате) присяжные рассматривали дело Мамонтова. Также на скамье подсудимых были его брат, два сына и два руководителя железной дороги.
Защита была представлена ведущими адвокатами того времени. Савву Мамонтова защищал Фёдор Плевако, его сыновей — Михаил Багриновский, брата Николая — Василий Маклаков, Арцыбушева — Николай Карабчевский (фактически второй по значимости адвокат России после Плевако) и Кривошеина — Николай Шубинский. Председательствовал в процессе глава Московского окружного суда Николай Давыдов. А вот обвинение представлял Павел Курлов, товарищ прокурора Московского окружного суда. Сам прокурор Алексей Лопухин отказался обвинять Мамонтова. Он отмечал, что злоупотребления его были очевидны, но сделаны они были в результате ошибок в предпринимательской деятельности — Мамонтовы не положили эти деньги себе в карман. «Защищать нравственность их поступков, конечно, было невозможно, но и выбор министерством финансов именно их в качестве дани правосудию казался непонятным», — писал впоследствии Лопухин. Как сказал на процессе Гарин-Михайловский: «Какую угодно перспективу Мамонтова рисовали себе все знавшие его, только не эту. Этого Савва Иванович не заслужил».
Плевако понимал, что при любом исходе процесса Мамонтов лишится состояния. Задачей защиты было освободить его от уголовных обвинений. Стратегия строилась на том, чтобы убедить присяжных: предприниматель допустил злоупотребления, но никакой личной выгоды при этом не получил. Савва Иванович не смог поднять Невский завод и нанёс ущерб железной дороге, и это были стратегические ошибки, а не желание обогатиться.
Фёдор Плевако. (Wikimedia Commons)
Плевако, без преувеличений, был выдающимся адвокатом своего времени, а его речи стали образцом судебной риторики. При этом он умел обратиться к присяжным так, чтобы его слова произвели наибольшее впечатление: он стремился восстановить справедливость, а не упирался только в букву закона. О Мамонтове он говорил так: «Ущербы его ошибок — не плоды преступления. Он погиб от нетерпения тех, кто быстро пожинали плоды его удач, но были слабопамятны, когда пошатнулся подсудимый». Примерно в этом же ключе выдерживал свою защиту и Карабчевский, говоря об Арцыбушеве: «Имущество у него отнято, он нищий. Жизнь его преждевременно разбита, он — старик. Нищий старик с целою семьёй за плечами. Если у вас поднимется рука, подпишите ему обвинительный приговор».
В итоге Савва Иванович Мамонтов и все другие подсудимые по этому делу были оправданы в уголовном суде, но гражданские иски на сумму более 9 млн рублей были удовлетворены. Мамонтову пришлось продать большую часть своего имущества и коллекцию, у него осталось только одна небольшая керамическая фабрика.
Железные дороги — выгодный бизнес
Мы привыкли упоминать Савву Мамонтова как филантропа и покровителя искусств. Однако в первую очередь он был крупнейшим российским предпринимателем, имевшим интерес в том числе и в строительстве железных дорог.
Строительство железнодорожных магистралей в 19-м веке было не просто выгодным, а крайне выгодным делом. Первая дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и имела протяженность всего 25 вёрст (26,3 км). За ней была Николаевская, открытая в 1851 году, и по ней уже ходили отечественные паровозы производства Александровского завода (Санкт-Петербург), а вскоре на нём начали выпускать и вагоны. В 1870-е в России строилось более 1,5 тыс. км дорог в год, в 1890-е железнодорожная сеть в год прирастала на 2,5 тыс. км.
Савва Мамонтов. (Wikimedia Commons)
Бурно развивавшийся бизнес привлёк и Мамонтовых. Иван Мамонтов финансировал прокладку ветки в Сергиев Посад, был директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. После смерти промышленника компанию возглавил его сын Савва.
В начале 1890-х было принято решение продолжить Московско-Ярославскую дорогу до Архангельска, чтобы как-то оживить северные районы. В 1897 году дорога протяжённостью 595 вёрст была открыта — строительство заняло всего 3,5 года. При этом к 1900 году Общество Московско-Ярославской дороги успело построить ещё 3 дороги, в «парке» компании было более 200 паровозов, около 4 тыс. товарных вагонов и порядка 400 пассажирских. Прибыль всего этого бизнеса по тем временам была колоссальная — более 5 млн рублей в год.
Наиболее дорогие картины Коровина
Живопись Константина Коровина высоко ценят на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ в период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. За обозначенный период было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов. Если говорить об обороте за последний год, то он составляет 3,9 млн долларов за 26 проданных холстов (восьмая позиция среди русских живописцев). Помимо этого, рассмотрим и наиболее дорогие продажи его картин.
Рекордная цена принадлежит картине «Вид с терассы. Гурзуф». Гурзуф был особенным местом для Коровина, где, по его словам, излечивался любой, включая и его самого. Именно здесь художник построил себе дачу по совету А. Чехова и обустроил в ней очередную мастерскую. Дачу посещали многие известные люди, например, художники Репин и Суриков, певец Шаляпин, писатель Горький и многие другие. Сам Коровин любил здесь работать и нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.
В результате чуткого наблюдения и большого трудолюбия на свет появилась целая серия картин о Гурзуфе, среди которых и упомянутый «Вид с террасы». Это произведение написано в характерной для художника импрессионистской манере, с морем цветов, ярких красок и солнечного света. И оно не осталось незамеченным на торгах Sotheby’s в 2008 году и было продано за 1,3 млн фунтов (2,95 млн долларов) при эстимейте 600-800 тысяч фунтов стерлингов.
К. Коровин. «Вид с террасы. Гурзуф». 1912 г.
Еще один крупный уход состоялся в 2020 году на аукционе Christie’s. Здесь была выставлена очередная солнечная картина художника под названием «В саду». В 1920-е годы художник бывал в Берлине, который в то время фактически стал культурным центром для русских иммигрантов. Такая яркая личность, как Коровин, с его самобытным импрессионизмом, не мог остаться незамеченным. В 1923 году он принял участие сразу в нескольких художественных выставках Берлина, среди которых была и его персональная выставка
Мероприятия привлекли широкое внимание общественности, о них писали различные издания, включая и журнал «Жар-птица», который выходил в Берлине и Париже на русском языке. Журнал посвятил Коровину отдельную статью и напечатал в ней репродукцию картины «В саду», как одного из показательных произведений его живописи
Картина вызвала такой интерес на аукционе, что с первоначальной стоимости в 200-300 тысяч фунтов цена взлетела до 1,2 млн фунтов.
К. Коровин. «В саду». 1923 г.
Также отметим другие произведения, стоимость которых приближается к миллиону фунтов. Это работы «Розы и яблоки» (продана на Christie’s в 2010 году за 937 тыс. фунтов), «Дама в белом сидит в саду» (продана на Christie’s в 2010 году за 892 тыс. фунтов), «На веранде» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 894 тыс. фунтов), «Натюрморт с розами и фруктами» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 804 тыс. фунтов) и многие другие. Если посмотреть продажи на отмеченных аукционах, то среди них будет довольно много уходов по ценам, превышающим полмиллиона фунтов стерлингов.
К. Коровин. «Розы и яблоки». Выполнена в Гурзуфе. 1917 г.
Как мы видим, сегодня живопись известного русского художника Константина Коровина оценена по достоинству. Его картины украшают крупные музеи, они являются желанными для коллекционеров и продолжают волновать умы художников и зрителей разных возрастов. В этой статье мы рассказали лишь о некоторых значительных произведениях мастера, которыми вовсе не ограничивается его масштабное творчество. И каждый сумеет найти в нем множество не менее замечательных картин.
Константин Коровин «Северная идиллия». Описание картины
Константин Коровин «Северная идиллия». Описание картины
1885 год стал важной вехой в творчестве Коровина – художник знакомится со знаменитым меценатом Саввой Мамоновым и становится вхож в его дом. Собрания у Мамонтова представляли собой сосредоточие всей интеллектуальной жизни Москвы
Здесь Коровин знакомится с представителями «Могучей кучки», которые ставили своей целью возрождение интереса к русскому народному творчеству, то есть фольклору. После оформления сцены к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, живописец и очаровался народными мелодиями и песнопениями.
В результате всего этого на свет появилась весьма необычная картина – «Северная идиллия». Вдохновлённый фольклором, Коровин решился на смелый эксперимент: он соединил в одном художественном пространстве глубокий объёмный пейзаж и плоскостные фигуры героев. Многие связывают этот шаг с его работой в театре – плоские декорации стали основой для экспериментов в станковом творчестве живописца.
Сюжет при этом не затейлив – три девушки в традиционных костюмах, прижавшись друг к другу, внимательно слушают молодого пастушка, импровизирующего на дудочке-свирельке. Ещё одна девушка сидит подле своих подружек – её роль особенная в этом полотне. Фигуру девушки можно назвать переходной в плане исполнения — она является как бы связующим звеном между плоскостным изображением остальных людей и объёмного пейзажа.
Разглядывая картину, некоторые зрители могут заметить всё же некоторую её нелогичность. Уж очень фигуры основных героев выглядят чуждо для широкого плэнерного пространства русского поля, они будто вырезаны из другой какой-то работы. Сам художник осознавал это очень явственно, и стремился сгладить эту неоднородность своей работы, или же отвлечь зрителей на отдельные элементы. Мы видим, как ярко представлены традиционные костюмы с уникальными орнаментами, также можно заметить и белые цветы, которыми художник «усеял» поле, чтобы добиться композиционной переклички с этими костюмами и достичь хоть какой-то относительной гармонии.
Несмотря на все спорные моменты, картина «Северная идиллия» стала очень важной отправной точной для будущих, уже экспрессионистских работ Коровина. 1892 г
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
1892 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва