Поклонник красоты русской земли
Но кто такой Константин Юон? По происхождению он наполовину немец со швейцарскими корнями. С 1892 по 1898 год был учеником Савицкого, Архипова, Касаткина, преподававших в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После двух лет работы в мастерской Серова двадцатипятилетний художник основал свою студию и занимался в ней преподаванием живописи. Кстати, знаменитая впоследствии Вера Мухина была его ученицей.
Юон — участник объединения «Мир искусства», один из тех представителей искусства, кто принимал активное участие в создании и организации деятельности Союза русских художников. Начиная с 1907 года, Константин Фёдорович работал над созданием театральных декораций. Когда в Париже проходили «Русские сезоны» Сергея Дягилева, Юон выполнил оформление для «Бориса Годунова» — оперы знаменитого М. Мусоргского.
Оставшись после Великой Октябрьской революции в России, продолжил создавать живописные полотна. С 1925 года — член крупного объединения АХРР (Ассоциации художников революционной России).
После Великой Отечественной войны с 1948 по 1950 год возглавлял Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при АХ СССР (Российской академии художеств). Однако творчество не оставил, создавал театральные декорации, графические работы.
В 1952 году стал профессором и занимался преподавательской деятельностью в Моско́вском ордена Трудового Красного Знамени государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. С 1957 года — первый секретарь правления Союза художников СССР.
Большинству россиян Константин Фёдорович Юон известен как создатель восхитительных пейзажей. Он запечатлел не только уголки своей любимой деревни Лихачёво, но и исторические и промышленные пейзажи Москвы. На его полотнах можно увидеть великолепные виды Сергиево-Посадской Лавры, трогательную провинциальную красоту Торжка Витебской губернии, зимний Ростов Великий.
Современники, близко знавшие художника, в своих воспоминаниях о нём говорят, что был он добрым и светлым человеком, счастливым в браке. Очень любил родные места, и пейзажи Подмосковья становились для него источником вдохновения
Наверное, поэтому от картин у зрителя возникает ощущение тепла — и не так уж важно, какое время года изобразил мастер: буйно-зелёное лето, весну с её оттепелью или лес, разодетый в великолепные наряды. И тут невольно возникает мысль, что зима, пожалуй, один из самых креативных дизайнеров.
Сочинение по картине Русская зима. Лигачево Юона
Зимой 1947 года, Константином Федоровичем была создана картина «Русская зима. Лигачёво».
В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый. Земля сейчас насквозь промерзла, а белые снежинки, как пуховое одеяло нежно укрывают ее. Кажется, что идет мелкий снег, от чего картина становится интереснее. Хоть картина вся и белая, художник оттенил небо от земли. Небо он изобразил в светло-голубом цвете. Где-то там, за пеленой облаков и снега, пытаются пробиться лучики солнца.
Как такового центрально плана в полотне нет. Визуально картина разделяется на две части. В левой части изображены детишки, которые одеты по-зимнему. На них теплые шубки, шапки ушанки, валенки и варежки. Детвора играют в снежки, художник изобразил шесть человек. А впереди всей этой банды бежит темный пес.
Очень красиво художник передал красоту природы. Только присмотритесь, как красиво изображены деревья. Березки, укрытые снежком становятся очень пышными, невольно кажется, что они как будто цветут. А прекрасная ель, которая затерялась среди берез. Она очень статная. На ней лежит тяжелый снег, он как пуховой платок, так же свисает с веточек. Чуть ближе к краю картине виднеются небольшие елочки, они еще совсем молоденькие.
Теперь перейдем к правой части. Тут мы уже видим небольшую деревню. Маленькие деревянные домики, укутанные белоснежным снегом. Мимо данного поселения проезжают люди на лошадях. А с горки катаются на санках ребятишки. Вокруг растут деревья, которые притрусил снежок.
Из истории написания данного полотна известно, что Константин Федорович изобразил родные для него края. Это село Лигачёво, которое находится в Подмосковье. В этой местности у художника был дом, где он часто бывал.
От картины не веет холодом, наоборот, в ней присуща магия тепла и уюта. Представляю себя на минуточку в том месте. Воздух свежий и чистый. Кругом красота и спокойствие.
Сочинение по картине Русская зима. Лигачево 2 вариант
Константин Юон на картине «Русская зима» изобразил один из зимних дней нашей Родины. Все вокруг покрыто снегом. Деревья одеты в белые шубки. Замело все дороги.
Возможно, картина отражает время после полудня. Дети уже свободны от школьных занятий. Они прогуливаются по природе и радуются такому прекрасному дню. Где-то вдали с горки съезжают школьники. Их сопровождает их верный друг – пес. Что может быть прекраснее, чем игра в снежки, беготня по снежным сугробам и катание на санях?
Картина удивительная и сказочная. Цвет на ней преобладает светлый, что говорит о том, что день погожий. Картина прекрасно передает атмосферу и все волшебство зимы.
Описание картины Русская зима. Лигачево Юона 3 вариант
Полотно «Русская зима. Лигачево» было создано в 1947 год, в тяжелое послевоенное время. На картине изображена окраина московской деревушки, носящей название Лигачево.
На переднем плане автор изобразил высокие деревья, ветви которых покрыты снегом. Это изображение деревьев в снегу настолько красиво, что создается впечатление, будто они покрыты вовсе не снегом, а ватой. Настолько эти хлопья пушисты и легки.
Картина отображает спокойное состояние природы. Все находится под властью зимнего сна. Изображенные на картине дети придает полотну особую живость и динамику.
Дети любят зиму, ведь связанные с ней забавы не сравнятся ни с чем. Ребятишки играют на опушке разрозненными группами. Рядом с одной такой группой можно увидеть и пса, который сопровождает ватагу ребят.
Дом на окраине также засыпан снегом, вдалеке виднеется его белая крыша. Он идеально вписывается в композицию полотна и помогает создать образ домашнего уюта и тепла. Можно выйти, немного поиграть на улице и вернуться в теплое помещение.
Несмотря на то, что на картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» и изображено самое суровое, холодное время года, оно зрителя не отталкивает, а наоборот — притягивает к себе своим теплом. Деревья настолько придают зиме сказочною атмосферу, что такой картиной хочется любоваться на протяжении долгого времени.
Сочинение-описание картины «Русская зима. Лигачёво» Юона К.Ф.
Поэзия русской зимы
В рассказах есть сюжет, на основе которого можно снять фильм. А стихи отображают эмоции и настроение автора. На картине Константина Юона «Русская зима. Лигачёво» нет четкого, фотографического изображения людей и пейзажных элементов. Я думаю, поэт русского пейзажа передает свою радость и восхищение зимними красотами. Они сотканы из берез, снега, инея и радости детей.
Аналогичную любовь к зиме показывает Иван Бунин в стихотворении «Иней». Художественной иллюстрацией к картине может стать уже первая строфа «Леса в жемчужном инее. Морозно». Пейзажист использует на полотне преимущественно холодные цвета. Это разнообразная палитра голубых, синих и фиолетовых оттенков. Такое цветовое решение наполняет картину морозным воздухом.
В первую очередь привлекает внимание яркая белизна. Особенно выразительно она выделяется на контрастном, темно фоне ветвей елей и берез
Этот цвет Бунин сравнивает с жемчугом. Цвет морского «камня» называют перламутровым, то есть при попадании света оттенки меняются, появляется блеск. Эту особенность поэт переносит на описание «жемчужного» инея.
Также в стихотворении в переносном значении упоминается «хвост павлина», который «горит, дрожит и блещет». Конечно, такой птицы тут нет. Распущенный павлиний хвост напоминает веер, украшенный драгоценностями. Сверху он имеет куполообразную форму. Перышки расположены в определенном порядке, рисунок повторяется. Подобно тому, как ветви берез изогнулись и замерли под весом снежных шапок.
Хвост павлина «распускается» над равномерным и пушистым снегом внизу. Он выглядит спокойно и умиротворенно, как зимний сон. Природа скрыта под тяжелым одеялом сугробов в ожидании весны. Это явление у Бунина звучит как «Молчит и внемлет белая долина». Крики детей, которые играют в снежки, громким эхом раздаются в морозной тишине.
Мы видим не просто снег, а россыпь драгоценных камней. Они сверкают и переливаются на солнце на заснеженных пригорках, крышах домов. Небо изображено в виде смешения белых, бирюзовых и изумрудных тонов. Создается впечатление, что полотно освещено изнутри. Солнечные лучи преломляются на отточенных гранях драгоценностей. Это зрелище Бунин описал словами «Стоцветными алмазами над ней».
Выводы: творческий человек стремится передать свое восхищение красотой зимы доступными ему способами. Юон пишет поэтический пейзаж, применяет необычные сочетания цветов. Бунин слагает пейзажное стихотворение, использует слова в переносном значении. Мастера способны передать словом или красками то, что сложно объяснить читателю или зрителю в обычном рассказе.
Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс
Константин Федорович Юон – русский художник, который еще при жизни получил большую известность и признание. Рожденный в российской империи, он сумел приспособиться к жизни в советском союзе и продолжил заниматься рисованием и несколько лет успешно проработал в мастерской В.А. Серова.
Он был продолжателем традиций символизма и модерна, успешно реализовывая их в советское время, за что был удостоен множества наград.
Его картина «Новая планета» была нарисована в 1921 году и имеет глубокий философский подтекст. Она поражает своего зрителя своей необычностью. На полотне изображено не просто появление новой планеты во вселенной, а, с помощью аллегории, художник изображает одно из важнейших событий страны в тот период времени, а именно Великую Октябрьскую революцию. Поэтому эта картина сразу же стала одной из самых значимых и обсуждаемых работ Юона, так как олицетворила различные настроения общества
Художник в свое работе не скупится на яркие цвета и оттенки. Большое значение отдается желтому, оранжевому и красному цветам, которые символизируют начало новой жизни и нового этапа
Эти цвета привлекают внимание зрителя, заставляя его более тщательно приглядеться к полотну, постараться понять его скрытый смысл. Мы видим, что на картине запечатлено рождение новое планеты, ее энергетика могущественна и сильна, поэтому вокруг нее и появляются ярко-желтые лучи, словно спустя несколько мгновений все пространство вокруг нее озарится светом. Изображенные внизу картины люди, изображенные в темных тонах, реагируют на рождение новой планеты по-разному
Если одна часть тянет к ней руки, пытается дотянуться до нее и оказаться в свете лучей, то другая часть наоборот пытается спрятаться от нее. Для одних красная планета – символ нового начала, новой жизни и того, что все изменится. Но остальные видят в ней разрушения, смерть и апокалипсис. В этом можно усмотреть то противостояние, которое было в обществе в начале двадцатого века, когда все разделились на два лагеря, точно так же, как и на этой картине
Изображенные внизу картины люди, изображенные в темных тонах, реагируют на рождение новой планеты по-разному. Если одна часть тянет к ней руки, пытается дотянуться до нее и оказаться в свете лучей, то другая часть наоборот пытается спрятаться от нее. Для одних красная планета – символ нового начала, новой жизни и того, что все изменится. Но остальные видят в ней разрушения, смерть и апокалипсис. В этом можно усмотреть то противостояние, которое было в обществе в начале двадцатого века, когда все разделились на два лагеря, точно так же, как и на этой картине.
Юон показывает нам один из переломных моментов в истории России на своей картине. Революция, произошедшая в стране, отразилась на творчестве автора и вдохновила его на создание нового полотна, в котором он показал реакцию людей на новый уклад жизни. Несмотря на различность реакций, это событие никого не оставило безразличным, что и видно на этой картине.
Юон – Новая планета
Стоит ли спорить с утверждением, что Родина начинается с малого. Она начинается дома, с твоих родных, близких и друзей. Это теплый уголок, где ты чувствуешь себя и уютно, в безопасности, в гармонии.
В своей картине «Церковь Покрова на Нерли» Герасимов изобразил красивую церковь, которая располагается в центре полотна. Церковь стоит на невысоком пригорке, а вокруг этой церкви течет река Нерль. По легенде, эту церковь построил князь Андрей Боголюбский
Картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» написана по библейскому сюжету. Художник создавал её около двух десятков лет. Картина считается очень сложной не только по композиции, но и по исполнению.
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о чести и достоинстве. А пословица береги платье снову, а честь смолоду, каждый русский человек узнает не задумываясь. Об этом автор начинает рассуждать в самом начале произведения
Бывает красота внутренняя, красота души, и красота внешняя. Вот идёт человек, красивая фигурка, длинные волосы и ресницы. Все оборачиваются вслед. А как только открыл рот, красота сразу куда-то исчезает. Корявая речь, жаргонные словечки, узкий кругозор.
События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество
Воспевание русской зимы поэтами и музыкантами
Картина Юона «Русская зима. Лигачево» воспевает красоту природы родного края. Полотно словно поет нам о чудесном времени года. На переднем плане картины попарно, с той и другой стороны, растут березки. Чуть поодаль спрятались пушистые ели, их лапы провисли под тяжестью снежной шапки. Природа погрузилась в сон, нет ни ветерка. Картина «Русская зима» Юона излучает любовь, поэзию и навевает спокойствие и умиротворение.
На холме заднего плана расположилась деревня, мы видим ее укутанные в белый наряд домики. Ребятня не торопится домой, одни лепят снеговика, другие катаются с горы на санках, третьи возвращаются с прогулки из леса. Если озвучить полотно, то можно почувствовать и увидеть в музыке П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Зима. Февраль. Карнавал», как они возятся, радуясь приходу зимы-матушки. Картина «Русская зима. Лигачево» навевает такие поэтические строки:
Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрый санок бег…
Стихотворение написал поэт Александр Блок, картина «Русская зима» Юона очень созвучна этим строкам. Все полотно пропитано музыкальной поэзией, так и хочется воскликнуть: «Как же хорошо зимой в родном краю!»
Крутяк! 37
анонс:
В сочинении представлен анализ картины К.Ф. Юона «Русская зима»: описаны планы, указан смысл использования основного цвета, акцент сделан на эмоциональной составляющей полотна.
сочинение:
Константин Федорович Юон — известный советский пейзажист. Он прожил долгую жизнь, был счастлив в семье и имел успех в творчестве. «Абсолютно позитивный человек», — так говорили о нем современники. Все его работы также наполнены добротой, передают наслаждение жизнью и особое ощущение красоты.
Одной из самых известных картин Юона является полотно «Русская зима», написанное в 1947 году. На ней изображен зимний день в селе Лигачево Московской области. Здесь у автора был дом.
Художник показал нам тихий морозный день. Все вокруг засыпано снегом, не видно ни одной тропинки. Кажется, что природа заснула, прикрывшись теплым пуховым одеялом. Все вокруг будто замерло на минуту.
На переднем плане стоят красивые березы. Они одеты в сверкающие серебром на морозе наряды. Они создают у смотрящего на полотно ощущение сказки.
На заднем плане виднеется лес, укрытый белым снегом. Неподалеку от него выстроились в ряд деревенские домики.
Хоть природа и погрузилась в зимний сон, люди продолжают жить и действовать. На полотне мы видим много людей. На первом плане изображены пятеро мальчишек. Они торопятся куда-то, трое идут немного впереди, весело болтая и погоняя пса перед собой. Два других идут поодаль, видимо замедлив шаг, заговорившись друг с другом. На втором плане, прямо возле домиков, художник изобразил множество людей. Здесь есть и дети, и взрослые. Все они радуются солнечному зимнему дню: кто-то катается на санках с горки, кто-то в шутку борется, кто-то играет в снежки. Двое взрослых катаются верхом на лошадях.
Главный цвет картины – белый. В данном случае он ассоциируется не только с зимой и тишиной природы, но и с детьми с их непорочными светлыми мыслями. Это полотно заставляет поверить в светлое будущее. Темный цвет стволов деревьев и деревянных домов на контрасте усиливает это впечатление.
Да и дорога, по которой идут дети, уходит в даль. Мы не видим ее границ. Кажется, что она бесконечно. Дорога – это путь. И весело идущих парнишек можно рассматривать как детей, идущих по дороги жизни, радуясь каждому дню, по пути во взрослую жизнь.
Смотря на картину, отчетливо понимаешь, что автор любит родную природу. Он наслаждается красотой зимних дней. Возможно, создавая эту работу, художник вспоминал свои детские годы, беззаботное, веселое время. Поэтому она и наполнена светлой радостью, искренностью и душевным теплом.
Полотно настолько реально, что кажется, если протянешь руку и коснешься до нарисованного снега, почувствуешь холод, а если прислушаешься, то услышишь задорный смех ребят и лай собаки.
Мне понравилась эта картина. Смотря на нее, я сразу же вспомнил прошлые зимние каникулы, которые провел у бабушки в деревне. Я каждый день помногу часов проводил на свежем воздухе, так же как и дети, изображенные на картине, играл в снежки с друзьями, валялся в снегу и катался с горки. Это было веселое время! Я обязательно приеду в деревню еще хотя бы раз, чтобы повторить эти незабываемые моменты.
Известные работы художника
«Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
«К Троице. Март», 1903, ГТГ
«Весенний солнечный день», 1910,
«Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
«Сергиевский Посад», 1911,Написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
«Волшебница-зима», 1912
«Мартовское солнце», 1915,
«Купола и ласточки», 1921, ГТГ
«Новая планета», 1922,
«Подмосковная молодежь», 1926;
«Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927, Государственный музей Революции СССР
«Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
«Раскрытое окно», 1947
«Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
«Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
«Конец зимы. Полдень», 1929 г.
русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства
Константин Юон
Стиль Константина Юона
Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:
- Сценография;
- Графика;
- Портрет;
Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.
К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото
При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.
Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.
К.Юон. картина Купание фото
Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.
«Весенний солнечный день» (1910)
Эта работа входит в сергиевопосадский цикл картин Юона. Автор дает обобщенный образ весеннего городка, но между тем он проявляет топографическую точность, указывая на конкретную местность – Сергиев Посад. В город пришла весна. Повсюду лежат горы снега, но снег вот-вот растает под жаркими лучами солнца. Молодые девушки вышли на улицу, чтобы насладиться весенним теплом.
Дети постарше сидят на заборах, бегают по крыше, катаются на санях по последнему снегу. Самые маленькие сиротливо стоят, жмурясь от яркого солнечного света
Под забором важно прогуливается рыжий петух, ведя за собой пеструю курочку. Все домики, освещенные солнцем, сияют разноцветными крышами, жадно и радостно впитывая в себя тепло
Средний план картины занимают высокие ветвистые березы, через верхушки которых просвечивается нежное голубое небо. На березах шумят неугомонные грачи. Радость от пробуждения природы переполняет людей, птиц, дома…
На заднем плане виден архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Тот, кто не знаком с Лаврой, может ее и не «идентифицировать». Во многих картинах, составляющих сергиевопосадский цикл, основное действие происходит на фоне Лавры, но здесь Юон как бы не придает ей особого значения.
Рекомендации для родителей
Попросите сына (дочь) рассказать, что он (она) видит на картине. Задайте ему (ей) несколько наводящих вопросов:
- Какое время года изображает художник?
- Что указывает на приход весны?
- Что происходит на улице?
- Кто больше всего радуется весне?
- Какие чувства вызывает картина?
Рассмотрите с ребенком все детали картины
Важно показать ему, что в юоновских «многофигурных» композициях каждый персонаж оказывается при деле (мальчик, играющий с собакой; девочка, повисшая на заборе и наблюдающая за детьми, спускающимися по крыше; сгорбленная старушка, с любопытством рассматривающая молодок…)
Обратите внимание ребенка на сочные цвета, особую прозрачность воздуха, четкость архитектурных форм, переданные автором с поразительным мастерством
Краткая биография
Константин Юон родился 24.10(5.11.). 1875 года в обеспеченной семье страхового служащего. Его мать занималась музыкой, поэтому Юон с ранних лет приобщился к искусству.
Благодаря отцу смог окончить престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще во время царской России успел проявить свой талант. Так, его картины выставляют в Петербурге и Москве.
Входил в ряд художественных объединений. С 1900 года у него своя студия. Свои способности Юон смог проявлять не только как создатель превосходных картин.
С 1907 он занимается декорированием театров. О его деятельности во время Октябрьской революции и гражданской войны известно немного.
Уже после этих событий становиться ясно, что у художника проявляются симпатии к советской власти. В начале 20-ых годов выходят несколько его картин, посвященных пролетарской революции. С 1925 состоит в Ассоциации художников революционной России.
К.Юон автопортрет фото
До самой своей смерти он продолжает рисовать картины и декорировать театры. В 1943 году за свои заслуги перед советским народом становиться лауреатом премии Сталина. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.
«Купола и ласточки» (1921)
Юон подолгу жил в Сергиевом Посаде. Ранние сергиевопосадские работы созданы в 1903 году, поздние – в 1940-е годы. В каждой работе есть что-то сокровенное. Ни одна работа не повторяет характер другой. Сергиев Посад полюбился художнику за многогранность возможностей.
О своем первом посещении Троице-Сергиевой Лавры мастер писал:
Эти слова, написанные в «глубоко-советское» время, не объясняют умиротворенности и особой пронзительности «Куполов и ласточек». Практически художник работал в одно и то же время и над другими картинами («Русская провинция», «Сергиев Посад»). И каждая из них пропитана бытом, в каждой чувствуется желание автора «успеть запечатлеть».
Только в «Куполах и ласточках» Юон оставляет торопливость и увлекательную погоню за уходящим временем, обращаясь к «стоящей над жизнью высоким сводом Божественной непреходящей красоте».
К. Ф. Юон еще в 1910-е годы так говорил о своем творчестве:
В картине сергиевопосадского цикла «Купола и ласточки» как раз и присутствует «возвышенное благоговение».
В советское время искусствоведы указывали на несвязность куполов с остальными работами цикла, на перенос акцента с архитектуры Лавры на небесное пространство. Они были правы, но в этой картине все же присутствует самый значительный элемент храмовой архитектуры.
Поэт из Бельгии Эмиль Верхарн, посетивший однажды Россию, сказал, что она у него ассоциируется с пейзажами Юона.
Точно так же Россия ассоциируется с живописью Левитана, Саврасова, Шишкина, но «умытое» лазурно-синее русское небо всегда хочется назвать «юоновским».
С какой естественностью мастер пишет лигачевские пейзажи, виды Лавры и портреты первых колхозниц. Секрет этой естественности в юоновской способности заметить и передать полноту жизни во всем: в полете ласточек над церковными куполами, в мартовском снеге, в смеющихся круглых лицах крестьянских девушек.
На картине «Купола и ласточки» художник запечатлел купола Успенского собора. Строительство собора происходило в 1559-1585 годы. Архитектурным образцом для него послужил одноименный собор Московского кремля. В начале ХХ века купола были белыми с золотыми звездами, центральный купол был покрыт золотом. Сегодня купола покрашены синим цветом со звездами, центральный купол, как и раньше, сияет позолотой.
На центральном золотом куполе лежит холодная тень от креста, выписанная с удивительной достоверностью. В этом есть что-то тревожное, несвойственное Юону. Кажется, что все кругом окутано благолепной монастырской тишиной, но эта тишина уже мертвая. Троице-Сергиева Лавра была закрыта в 1920 году. В ее зданиях расположились историко-художественный музей и другие учреждения.
Дома Сергиева Посада, долы с высоты птичьего полета кажутся игрушечными в сравнении с небом, занимающим треть холста. Весь город освещен солнцем. Легкие белые облака плывут по необъятному небу. Задорные ласточки резвятся в воздухе, радуясь жизни. Согласно народному поверью по полету ласточек можно предсказать погоду. Высоко летают ласточки – к солнечной погоде, низко – к дождю.
В этой картине мастер восхищается Божественной непреходящей красотой мира, уводя зрителя от «житейской суеты».
К. Ф. Юона принято считать одним из самых жизнеутверждающих художников. В каждой юоновской картине («Купола и ласточки», «Утро индустриальной Москвы») чувствуется утверждение жизни.
После революции
Художественный почерк мало изменился и после революции, поменялись только темы. К историческим сюжетам Юон также подходит через жанр пейзажа. Полотна его не только завораживающе красивы, но еще и смелы. Изображая церковь, художник, словно не замечает новой власти, которая настроена воинственно к верующим.
Поздний период творчества относится к его жизни в своем доме под Москвой. Начиная с 1908 года и до конца своих дней, он трудится в деревне Лигачево. Здесь в своих полотнах он воспевает прекрасную природу деревни и пишет картины, вспоминая поэтические образы старой Москвы, где в прошлом протекала его жизнь.
↑ Стиль Константина Юона
Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:
- Сценография;
- Графика;
- Портрет;
Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.
К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото
При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.
Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.
К.Юон. картина Купание фото
Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.
↑ Краткая биография
Константин Юон родился 24.10(5.11.). 1875 года в обеспеченной семье страхового служащего. Его мать занималась музыкой, поэтому Юон с ранних лет приобщился к искусству.
Благодаря отцу смог окончить престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще во время царской России успел проявить свой талант. Так, его картины выставляют в Петербурге и Москве.
Входил в ряд художественных объединений. С 1900 года у него своя студия. Свои способности Юон смог проявлять не только как создатель превосходных картин.
С 1907 он занимается декорированием театров. О его деятельности во время Октябрьской революции и гражданской войны известно немного.
Уже после этих событий становиться ясно, что у художника проявляются симпатии к советской власти. В начале 20-ых годов выходят несколько его картин, посвященных пролетарской революции. С 1925 состоит в Ассоциации художников революционной России.
К.Юон автопортрет фото
До самой своей смерти он продолжает рисовать картины и декорировать театры. В 1943 году за свои заслуги перед советским народом становиться лауреатом премии Сталина. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.