Биография художника Василия Максимова
Василий Максимович Максимов
Василий Максимович родился в январе 1844 года в деревне Лопино, в окрестностях Новой Ладоги, в крестьянской семье. В раннем детстве будущий художник лишился родителей и был определен учеником иконописца местного монастыря. Врожденный талант и трудолюбие позволили молодому церковному иконописцу поступить (в возрасте 18 лет) в Императорскую Академию живописи.
Случилось так, что первый конкурсный рисунок выполненный первокурсником Максимовым занял только 69-у место по уровню мастерства. Кого-то такая неудача могла сломить, но Максимов приложил все свои силы и к последнему курсу обучения стал одним из лучших молодых художников. А на одном курсе с Максимовым учились Савицкий, Поленов, Репин.
Ещё в студенческие годы художник начал общаться с будущими передвижниками и по их примеру отказался от написания выпускной работы и заграничной поездки за счет академии. Максимов пожелал писать реальную жизнь российской сельской глубинки.
В 1866 году получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отправился в деревню Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом этого же года художник совершил путешествие по Волге. Эта поездка была очень познавательной и плодотворной.
Позднее он говорил П.М. Третьякову:
Написанная после этого путешествия картина «Бабушкины сказки» было премировано на очередной выставке передвижников и приобретено для Третьяковской галереи.
Следующей работой, которая была с восторгом встречена знатоками живописи стала картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Тут и обилие персонажей, и глубокое знание крестьянского быта, и с огромным мастерством выписанные персонажи.
Я не буду описывать все картины художника, которые были отмечены искусствоведами, критиками и коллегами – это будет очень длинный перечень. Самые знаменитые (если так можно сказать о картинах) я собрал в галерею, которую хочу предложить вашему вниманию сегодня.
В 1878 году Василию Максимовичу Максимову было присвоено звание академика.
Последние двадцать лет жизни художника были полны лишений и горькой нужды. Передвижники с их горькой правдой жизни вышли из моды, деньги кончились, а новых заказчиков практически не было.
В декабре 1911 года художника не стало.
Максимов Василий Максимович. Биография, картины художника
Летописец крестьянской жизни. Представитель жанровой живописи.
Родом из крестьянской семьи, Максимов остался сиротой. Первые уроки живописи русский художник получил в Петербурге, в иконописной мастерской, куда пошёл учиться в 1855 году.
В 1863 году поступил в Академию художеств. В 1864 году вступил в художественную артель П.А. Крестоносцева. В это же время им была выполнена картина «Больное дитя». За экспрессию эта картина была удостоена золотой медали АХ. Окончив Академию художеств в 1866 году в звании художника 3-й степени, Максимов отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, ему были чужды заграничные поездки и он не желал ехать на пенсионерскую учёбу. Он остался в России, чтобы писать в своих картинах о жизни российской глубинки.
Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя
В.М. Максимов
По окончании учебы в Академии русский художник поехал в Тверскую губернию в деревню Шубино, где давал уроки рисования в имении Голенищевых-Кутузовых. Летом 1866 года путешествовал по Волге, продолжая изучать быт крестьянской жизни. В это время он написал картину «Бабушкины сказки» (1867), которая была показана на выставке Общества поощрения художников, премирована и куплена П.М. Третьяковым.
С 1872 года Максимов участвует в передвижных выставках.
Но картины деревенского быта перестали заказывать, и в жизни художника наступил период нужды и лишений, бедности и болезней.
Известные произведения Максимова Василия Максимовича
В 1875 году Максимовым была создана картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В ней наиболее ярко раскрыт талант русского художника, его знание русской деревни. Крестьяне, позировавшие Максимову, говорили: «Ты наш, если напишешь, то не для смеху».
Ещё одна известная работа Максимова – картина «Всё в прошлом», написанная в 1889 году. Картина переполнена ностальгией по дореформенным временам, мотив вымирающих «дворянских гнёзд. Эта картина имела большой успех и много раз была повторена художником.
Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки» Картины художников
Картина «Бабушкины сказки» поражает своей достоверностью, правдивостью изображения.
Художник, сам выходец из деревни, как никто другой знал и понимал крестьянский быт. Тяжелая работа, скудные радости, нечастый отдых, все это было частью и его собственной судьбы.
Каждый нес свою посильную лепту – мужики справлялись с тяжелой, физической работой, женщины тащили на себе дом, да и в работе от мужчин не отставали. Хватало забот и у детей – с малых лет в няньках, в помощниках, много ли доставалось радости, да игр беспечных? Да и когда играть, если родители гнули спины дотемна.
Старики и старухи тоже- как могли облегчали жизнь остальных домочадцев – готовка еды, для которой и воды надо притащить, и дров, а силы уже не те…
Вот и радости было, что бабушкины сказки темными вечерами, при лучине, когда уже трудный день позади, когда наступает покой и умиротворение.
В
центре картины, ярким пятном высвечено лицо старушки- рассказчицы. Взгляд ее задумчив, вероятно, ей и видится то, о чем она складно придумывает.
Руки устало уложены на фартук, у нее тоже был нелегкий день, но сейчас льется сказка, и дети в эту небыль верят. Сама-то она знает, как редко прилетает птицы счастья, оттого и взор потухший, и весь облик выражает покорность и равнодушие, но немигающие глазенки детей не дают замолчать.
Похоже, что не только детей уводит в волшебные миры рассказ старушки. Вот молодая женщина, подперев щеку, с интересом вслушивается в сказку. Мать, кормящая ребенка, призадумалась. Быть может, она сравнивает свою жизнь и ту, сказочную, которой никогда не суждено осуществиться?
Даже молодой мужчина, остановившись у дверей, задержался на минутку. Он не верит в сказки, но… А вдруг, что-то такое есть? И только старик занят своим делом. Он много пожил, он знает, что ни его самого, ни его семью не ждет ничего волшебного.
Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:18:34
Передвижник Василий Максимов: vakin
Больной муж 1881 Сын крестьянина. Учился в Петербурге в иконописных мастерских (1855—1862).
В 1863 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В Академии художеств учился у Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа, А. Т. Маркова, П. М. Шамшина. В 1864 году примкнул к художественной артели Петра Крестоносцева, объединявшей широкий круг разночинной молодёжи. В 1864 и 1865 годах был награждён малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры. Получив золотую медаль 1865 году за картину «Больное дитя» и звание классного художника 3-й степени (1866), он уехал в Тверскую губернию, посвятив всё своё творчество изображению простого народа.
Пройдя весь академический курс за три года, художник в 1866 году отказался от конкурса на большую золотую медаль, как тремя годами ранее отказалась группа «четырнадцати» во главе с Иваном Крамским. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
С 1871 по 1912 г. его произведения экспонировались на передвижных выставках (с 1874 г. — член Товарищества). С 1878 г. — академик. Художник всё свое творчество посвятил изображению народа, крестьянского быта и уклада, был нацелен на показ положительных начал деревенской жизни и в целом крестьянства как воплощение лучших качеств русского народа.
Последние годы жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений: актуальность искусства передвижников прошла, на смену ему пришли новые направления. Нужда и болезни свели художника в могилу.
Источник — Википедия
Заслушались 1864
По примеру старших 1864
Бабушкины сказки 1867
Крестьянская изба 1869
Красный угол в избе 1869
Сборы на гулянье 1869
Мечты о будущем 1868
Мальчик-механик 1871
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875
Семейный раздел 1876
Сад при доме Третьяковых 1877
Примерка ризы 1878
Бедный ужин 1879
Кто там? 1879
Портрет задумавшейся девушки 1880
Старик 1881
Слепой хозяин 1884
Вид города Рыбинска 1886
Мужской портрет 1888
Всё в прошлом 1889
С дипломом 1890
У своей полосы 1891
Пережил старуху 1896
Будущий художник 1899
Залом ржи 1903
Голова крестьянина
У ограды скита
В комнатах
Автопортрет и портреты товарищей 1864
Полностью fotki.com
Максимов В.М. «С дипломом». Описание картины. Художники-передвижники
1890 г. Холст, масло. Полтавский областной художественный музей, Полтава, украина
Описание картины Максимова В.М. «С дипломом»
Что требовалось от девушки в XIX веке? Быть смиренной, иметь хорошие манеры и минимум знаний, полученных от нанятых для домашнего обучения гувернанток. Желание же девушки получить настоящее, официальное образование в учебном заведении зачастую считалось блажью и чистой воды глупостью. Но семья, изображенная на картине Максимова «С дипломом!», посчитала иначе. Родители решили дать дочери образование и вот теперь выпускница вернулась домой.
Светлая солнечная комната. Убранство помещения небогатое – мебель потерта, особых украшений не видно. Скорее всего, здесь живет семья со скромным достатком. Девушка только что приехала к родным – об этом говорит царящий в комнате беспорядок. Вещи лежат тут и там: коробка со шляпками – на столике, раскрытый чемодан оставлен на полу. Вытащенные из него вещи беспорядочно разбросаны – должно быть, дочь нетерпеливо искала диплом, торопясь скорее показать его матери.
Среди всего этого, в центре картины – сама девушка. Еще вчера она усердно училась, а сегодня со слезами радости на глазах показывает матери полученный заветный диплом. На выпускнице – простое темно-серое ученическое платье, неподалеку на кофейном столике осталась ее женственная шляпка с цветами. Она стоит на коленях, опершись руками о колени матери. Раскрасневшееся лицо светится гордостью, счастьем и радостью долгожданной встречи – как долго она не была дома, как сильно скучала по семье.
Мать девушки сидит на стуле, в пол-оборота к зрителю. В руках женщина держит бумагу, говорящую о том, как усердно училась ее молодая дочь и каких успехов добилась она в учебе. Близко к глазам придвинула мать диплом, щурясь и пристально вглядываясь в написанное, чтобы внимательно все разглядеть. От гордости за выпускницу она вся светится ярким девичьим румянцем. Еще немного, и сама она заплачет от радости, нежно обняв и прижав к груди свою дорогую дочь.
Лучшие картины Максимова В.М.
Жанровая живопись «Бабушкины сказки» | Картины с видами Минска
Сегодня мы почти не можем представить нашу жизнь без компьютеров, телефонов, телевизоров и прочих средств информации и развлечения, прочно связывающих нас с окружающим миром. Мы привычно достаем из кармана телефон, как только появляется свободное время. Ведь мы ни минуты не можем прожить без наших драгоценных гаджетов, чувствуя себя словно не в своей тарелке без них…
Да, мы хорошо осознаем, что, увы, зависимы от современных благ цивилизации, и нам кажется, что так было всегда. Но к счастью, когда-то все было иначе. Чтобы вернуться туда, когда нам еще не были знакомы слова «телефон», «планшет» и «интернет», попробуйте купить картину «Бабушкины сказки», которая поможет вернуть то настоящее, что мы, к сожалению, утратили, став взрослыми…
Картина маслом «Бабушкины сказки» — словно ласковый привет из прошлого тем, кто живет сегодня в мире бесконечной информации и суеты. На ней свет ясного весеннего утра мягко освещает комнату через большое окно в деревянной раме, забранное тонкой решеткой. Свет ложится на красновато-коричневые стены, стол темного дерева со стоящими на нем лампадкой и шкатулкой, на прелестную картину с цветущим букетом в красивой овальной раме, и на тяжелый кованый сундук, из которого струится дорогой атлас, золотая нить и прочие вещицы, которые в умелых руках превращаются в редкой красоты шитье.
Рядом с сундуком сидит девочка. Она сидит к нам спиной, прямо на ковре. На ней прелестное лазурно-голубое платье, лежащее вокруг нее красивыми мягкими складками. Оно перехвачено сзади, на спине, нежно-розовой лентой, которая добавляет девочке юного очарования. Каштановые волосы забраны в низкий изящный пучок, позволяющий любоваться тонкой нежной шейкой. Нам не видно лица девочки, но мы точно знаем, что она очень мила. Но она сама сейчас об этом вовсе не думает. Ее не забавляет даже очаровательный котенок, играющий упавшим на пол клубком, хотя в другое время она с огромным удовольствием поиграла бы с ним.
Все внимание девочки в голубом платье сосредоточено на любимой бабушке, сидящей напротив, спиной к окну. Бабушка спокойно занимается вязанием, которое лежит у нее на коленях
Ее руки двигаются уверенно и плавно, и так же плавно она рассказывает свои необыкновенные сказки. Эти сказки — о добре и зле, о красоте, о любви, о том, что не обязательно видеть, но нужно чувствовать сердцем. И если вы понимаете, что утратили это прекрасное ощущение, посмотрите на эту картину, мысленно вернитесь туда, когда у вас ничего не было и при этом все было возможно…
Василий Максимов: картины, биография
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
«Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину.., — говорил Иван Николаевич Крамской глубоко растроганный». Этот отрывок из воспоминаний И. Е.
Репина достаточно красноречиво характеризует творчество Василия Максимовича Максимова, одного из типичнейших представителей «передвижничества» Товарищество передвижных выставок долгие годы являлось оплотом всего честного, передового, демократического в русском искусстве. А Максимов и по рождению и по всем симпатиям своим в жизни и искусстве был близок народу.
Крестьянский сын, рано пристрастившийся к рисованию, он, кажется, принял на себя добровольно мытарства жизни, полной нужды и лишений ради служения искусством родному народу. Еще мальчиком изведал он удел монастырского послушника, потом ученика иконописца.
Только собственному упорству, да таланту был он обязан приемом в 1862 году в Петербургскую Академию художеств. Юный вольнослушатель окончил курс с присвоением звания классного художника.
В Обществе поощрения художников в Петербурге в начале 1868 года он выставил свою картину «Бабушкины сказки» и получил за нее премию, продление академической стипендии и еще нечто гораздо большее — П. М. Третьяков приобрел это полотно для своей галереи.
Второе значительное произведение Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) полностью оправдало надежды, возлагаемые на молодого живописца передовой художественной общественностью того времени.
Деревенская свадебная застолица была передана в картине необыкновенно правдиво и выразительно.
Уже /подают хлеб-соль атому злому старику в заснеженной шубе, священник обращается к жениху с увещеванием, мать успокаивает невесту, а невозмутимые старики крестьяне сохраняют полное спокойствие.
Картина была принята очень хорошо, в 1878 году ее автор (получил звание академика, хотя идея «Прихода колдуна» — показ достоинства и глубины чувств простых людей, естественно, была не по сердцу академическим «чиновникам от искусства».
Следующей заметной вехой на творческом пути Максимова была картина «Семейный раздел» (1876) с изображением весьма типичного явления в жизни пореформенной русской деревни.
Семейное имущество делится между родными братьями в присутствии понятых, и голос крови заглушается страстью к наживе. Третьяков оценил по достоинству новый капитальный труд художника.
В 80-х годах у Максимова было много начинаний. Он ездил на Волгу, делал зарисовки, этюды, приступал к жанровым композициям, написал несколько небольших картин. Выделялось среди них полотно «Больной мужик» (1881).
На нем была изображена внутренность крестьянской избы с бревенчатыми стенами, иконами в углу, немудрящей обстановкой. Под образами на лавке в тяжком забытьи лежит кормилец семьи, у его изголовья в безмолвном отчаянии застыла жена. Босая, изнуренная трудом и горем, она обратилась к последнему средству — молитве.
Нелегкая крестьянская доля воплощена и в других произведениях Максимова, таких как «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Пережил старуху» (1896), «Лихая свекровь» (1893).
Барыня погрузилась в сладостные воспоминания, а на лице пожилой крестьянки застыла усталость. Передавая русская критика справедливо усматривала социальное начало в картине. «…Это тема, чудесно взятая и чудесно представленная… Максимов не потух и не стушевался.
В нем еще добрый запас ощущения русской жизни»,— писал по поводу ее известный критик В. В. Стасов,
Судьба однако не баловала художника. Всю жизнь его преследует бедность. Но он всегда был неподкупен в своих убеждениях, стойко встречал трудности и был до конца своих дней верен идейно-реалистическому искусству.