Мадонна и младенец с ангелом, Сандро Боттичелли —

«Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины

Среди множества картин, созданных Сандро Боттичелли на классическую библейскую тематику, больше всего полотен, изображающих Мадонну с младенцем Иисусом на руках. Эта тема чрезвычайно популярна в искусстве и позволила раскрыть свой талант многим известным художником. Но эта картина стоит несколько особняком в ряду всех изображений библейской сцены у Боттичелли.

Начать следует с необычного колорита полотна. В отличие от большинства его картин, которым свойственна богатая, но несколько приглушенная, деликатная и нежная цветовая гамма, эта отличается невероятно насыщенными преобладающими голубыми тонами. Расположенные на заднем плане эффектные архитектурные формы в виде широкой округлой арки с проемом окрашены в белый и слегка бирюзовый оттенок голубого цвета.

Более насыщенный цвет имеет плащ Богоматери. Он создает своего рода нижнюю раму полотна, в то время как арка становится обрамлением нежнейшего семейного портрета.

В этой картине удивителен не только интенсивный голубой цвет. Лицо Мадонны очень нежное, фарфорово-бледное, с красивыми, но слегка неправильными чертами лица. Создается отчетливое впечатление, что оно написано с натуры и отражает облик реально существовавшей женщины – в нем нет стилизации образа, характерного для узнаваемых лиц персонажей картин Боттичелли.

Белокурая мадонна привлекает внимание не только фарфоровой, нежной кожей, но и необычной прической, украшенной богатой отделкой и оборками из легкой ткани, как на чепце. На плечи женщины спадает легчайшая вуаль, прозрачная, воздушная и едва заметная

Одета Мадонна в красное нижнее платье со множеством складок и сборок. Здесь художник ни на йоту не отступил от канонов – по церковным правилам Богоматерь всегда изображается в одеждах, сочетающих в себе красные и синие оттенки. Малыш Христос одет в белоснежную тогу, завернутую вокруг его пухлого нежного тельца.

На заднем плане виднеется пейзаж, словно бы заключенный в рамку очертаниями мощной арки. Он вполне традиционен для картин этого периода. На пейзаже изображено довольно высокое, одинокое дерево на краю обрыва и фантастический замок с тянущимися ввысь тонкими башнями с очень длинными шпилями. Выполнен пейзаж в очень сдержанной и благородной приглушенной цветовой гамме, включающей в себя зеленые и коричневые оттенки. Благодаря скромному выбору тонов это изображение не конкурирует с интенсивными красками передних планов, особенно с голубым хитоном Богоматери.

Но особый интерес представляет трактовка образа Мадонны и младенца Христа. В большинстве картин на такую тематику у обоих персонажей жесткие статичные позы, а ребенок выглядит неестественно, словно миниатюрная копия взрослого человека. На этой же картине перед нами юная, прелестная мать играет со своим малышом, который с любовью протягивает к ней пухлые ручонки. Трогательный жест – рука Мадонны, нежно касающаяся пухлой щечки малыша – делает эту картину очень живой, естественной и необыкновенно впечатляющей.

Детство и юность

Интересный факт, о котором знает не каждый: Боттичелли – не настоящая фамилия художника. В детстве его звали Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. 1 марта 1445 года в семье флорентийского кожевника Мариано родился младший сын – Сандро. Кроме него, у родителей были три старших сына: Джованни и Симоне, посвятившие себя торговле, и Антонио, выбравший ювелирное ремесло.

О происхождении фамилии живописца нет единого мнения. Первая теория связывает прозвище Боттичелли с торговой деятельностью двух старших братьев художника («botticelle» переводится как бочонок). Сторонники другой теории также считают, что прозвище досталось Сандро от брата Джованни, но уже по другой причине: тот был толстяком. Другие исследователи утверждают, будто новая фамилия перешла к Боттичелли от другого брата – Антонио («battigello» — «серебряных дел мастер»).

В юности в течение 2 лет Сандро был учеником ювелира. Но в 1462 (или в 1464 — мнения исследователей расходятся) поступил в художественную мастерскую к Фра Филиппо Липпи. Когда последний в 1467 покинул Флоренцию, наставником будущего гения стал Андреа Верроккьо. Кстати, учился в мастерской Верроккьо в одно время с Боттичелли. Через 2 года, в 1469-м, Сандро начал самостоятельную работу.

«Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины

Мадонна с младенцем – один из наиболее часто встречающихся (наряду с мифологическими темами) мотивов работ Сандро Боттичелли. В его творчестве есть множество вариаций на эту тему. «Мадонна с младенцем и ангелом» – небольшая картина, выполненная в узнаваемой характерной манере мастера на деревянной доске его любимыми красками – темперой. Благодаря особой фактуре красочной поверхности удается получить удивительно четкое, даже графическое изображение, сохраняющее при этом тонкость полутонов и мягкость красок.

Композиция со ступенчатым диагональным размещением персонажей придает этой статичной группе немного живости, которая больше всего нашла отражение в фигуре ангела. Поддерживающий на весу младенца Христа, он сидит спиной к зрителю, но поворачивается таким образом, словно его кто-то окликнул за пределами картины. У него нежное и юное лицо, пышные, рыжеватые, кудрявые волосы и эффектный воздушный наряд, весь в сложных складках, оборках и многослойных деталях. Ангельский чин выдают лишь небольшие, почти незаметные крылья за спиной, да нимб над головой в виде плоского золотого диска.

Противоположную часть картины, выделяясь более крупными размерами и насыщенными красками одеяния, занимает фигура Девы Марии. Она изображена в три четверти, практически в профиль, поражает зрителей своим бледным, одновременно одухотворенным и очень печальным лицом. С грустью она глядит на свое прелестное дитя, предвидя его тяжкую судьбу и жестокую смерть на кресте за грехи человечества.

Мадонна одета в красное платье с разрезными рукавами по тогдашней итальянской моде. Сверху оно прикрыто объемным черным плащом или накидкой с широкой полосой по краю и эффектной отделкой в верхней части. Строгая гладкая прическа украшена небольшим чепцом с мягкими складками, прикрывающими шею и ниспадающими до такой же тонкой шейной косынки. У Мадонны очень тонкие изогнутые дугой брови-ниточки и светлые, рыжеватого оттенка волосы. Все это относит нас к моде Италии эпохи Возрождения, но никак не в Иудее начала I века нашей эры. В те времена художники часто обряжали своих исторических или мифологических героев в современные им самим одежды.

Пухлый младенец Христос – очаровательное дитя, прикрытое легкой складчатой тканью – протягивает руки к матери. Его божественную сущность выдает только нимб. Сидящая в красивом резном кресле мать словно принимает его из рук поддерживающего его ангела.

Довершает картину один из часто используемых мастером элементов – крупная каменная арка с поддерживающими ее колоннами на заднем плане. За ней нет никакого пейзажа, только бездонное, синее небо.

Изображение отличается особенной лирической атмосферой, легким налетом грусти и теплой цветовой гаммой. Лица персонажей здесь не просто очень выразительные – они узнаваемые, хотя и обладают индивидуальностью. По их чертам можно безошибочно определить, что перед нами картина, безусловно принадлежащая кисти талантливого Сандро Боттичелли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: