«мадонна с младенцем», сандро боттичелли

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (боттичелли) - frwiki.wiki

Анализ

Деталь ребенка и ангелов .

Композиция произведения свидетельствует о влиянии фра Филиппо Липпи в роли Ла Липпины (около 1465 г.), из которого вытекает мечтательное и безразличное отношение Девы, преобладание контурной линии и яркой драпировки, а также Андреа дель Верроккьо ( Мадонна аль Латте ) с композицией, которая развивается в лестнице, разделением между теоретическим пространством, созданным с помощью перспективного снимка, и реальным, созданным персонажами на переднем плане. Однако формы теперь кажутся более мягкими и гибкими и предполагают более сложные отношения, чем работы Липпи. Яркий цвет контраста и бронзовый оттенок взяты из примеров Антонио Поллайуоло . Физиогномика Ребенка теперь типична для Боттичелли, который отказался от примеров Верроккьо, которые он использовал в предыдущих работах. Голова Богородицы с заостренным подбородком, которую также можно найти в Евхаристической Мадонне , Деве из Лоджии и Аллегории Силы , датируемых одним и тем же годом, а также объемное изображение Богородицы. , происходят из-под влияния Верроккьо.

Общая атмосфера работы, представляющая серьезные, задумчивые фигуры, погруженные в собственную красоту, меланхолична и задумчива, подчеркнута тонкостью тонов светотени в тонах кожи и в одежде.

Помещение фигур между стенами — отсылка к «огороженному саду» ( hortushibitedus ), символу ее девственного материнства.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Внешняя ссылка

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Антураж и меценаты Фра Филиппо Липпи  • Филиппино Липпи  • Мишель Марулль  • Жюльен де Медичи  • Лоран Медичи  • Лоран II Медичи  • Микеланджело  • Флавий Митридат  • Пик де ла Мирандоль  • Анхель Политен  • Савонарола  • Сикст IV  • Симонетта Веспуччи  • Леонардо да Винчи
Портреты Юноша (Флоренция) (1470)  • Мужчина с медалью (1474)  • Эсмеральда Брандини (1475)  • Катрин Сфорца (1475)  • Симонетта Веспуччи (1476-1480)  • Жюльен де Медичис (Вашингтон) (1478-1480)  • Молодой человек держит медальон (1470-1480)  • Юноша (Вашингтон) (1482-1485)  • Юноша (Лондон) (1483)  • Юноша (Париж) (1475-1500)  • Девушка (Франкфурт) (1480-1485)  • Молодая женщина (Флоренция) (1485)  • Лоренцо Лоренци (1490–1495)  • Данте (1495)  • Мишель Марулль (1497)
Светские произведения Паллада и Кентавр (1482 г.)  • Весна (1482 г.)  • Венера и Марс (1483 г.)  • Настаджио дельи Онешти (I) , (II) , (III) , (IV) (1483 г.)  • Рождение Венеры (1485 г.)  • Фрески на вилле Торнабуони (1483-1486)  • Клевета Апеллеса (1495)  • Вирджиния Романа (1498)  • Трагедия Лукреции (1498)
Библейские сцены Возвращение Юдифи в Ветиллию (1470 г.)  • Обнаружение трупа Олоферна (1470 г.)  • Алтарь Святого Амвросия (1470 г.)  • Поклонение волхвов (Флоренция) (1475 г.)  • Сцены из рассказа Эстер (1475 г.) )  • Благовещение Сан-Мартино алла Скала (1481)  • Испытания Моисея (1481-1482)  • Наказание мятежников (1481-1482)  • Искушение Христа (1481-1482)  • Поклонение волхвов ( Вашингтон) (1482)  • Благовещение Cestello (1489-1490)  • Рождество (1488-1490)  • Алтарь Сан — Марко (1488-1492)  • Плач над Мертвым Христа (Мюнхен) (1490-1495)  • Оплакивание мертвого Христа (Милан) (1490-1495)  • Мистическое Рождество (1500-1501)
Мадонны Богородица с младенцем (1467 г.)  • Богородица из лоджии (1467 г.)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами (1468–1469)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами и Иоанном Крестителем (1468–1470)  • Богородица в Розарий (1469-1470)  • Богоматерь с младенцем и юный Иоанн Креститель (1470-1475)  • Мадонна Евхаристии (1470)  • Мадонна Барди (1480)  • Мадонна Книги (1480)  • Мадонна из Магнификата (1481 г.)  • Мадонна с гранатом (1487 г.)  • Мадонна в павильоне (1493 г.)
Другие религиозные произведения Ла Форс (1470)  • Святой Себастьян (1474)  • Святой Августин (Огниссанти) (1480)  • Святой Августин (Офисы) (1490-1494)  • Божественная комедия (1485-1490)  • Последнее причастие Святого Иеронима (1494-1495) )  • Святой Иероним (ок. 1500)  • Сцены из жизни святого Зеноба (1500-1505)
Авторы ( XX — го и XXI — го  века) Кристина Ацидини Лучинат  • Даниэль Арассе  • Джулио Карло Арган  • Умберто Бальдини  • Кьяра Баста  • Бернар Беренсон  • Хорст Бредекамп  • Марсель Брион  • Андре Частель  • Софи Шово  • Джон Поуп-Хеннесси  • Аби Варбург  • Франк Цёлльнер
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: