Описание картины константина васильева «человек с филином». картина старец

Почему эта живописная горка стала «второй голгофой»

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

После революции

После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.

Серьёзное творчество

Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу.  Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.

Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

Дорога к преподобному Сергию

Все, о чем сказано ранее, безусловно, можно отнести к серии работ, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) – первая из этого цикла. На картине – момент явления будущему святому Ангела в монашеском образе, который передал мальчику частицу просфоры

Вроде бы – иллюстрация жития, но Нестеров уходит за рамки просто иллюстрации, ему важно творческое осмысление прочитанного в жизнеописании преподобного Сергия.

Герои стоят на возвышенности. Это помогает художнику развернуть пейзаж за ними – с небольшой церковью, возвышающейся устремленными в небо куполами, с речкой (снова мотив воды), избами, лесом и полями, уходящими за горизонт в бескрайность Руси, – со всем тем миром, где предстоит служить Преподобному. Но такое размещение героев еще и подчеркивает значимость момента, снова напоминая о другой, духовной высоте.

В работе «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899) святой помещен в центр изобразительного пространства, а на среднем плане зритель видит дорогу – это и дорога, по которой преподобный идет служить людям, и та, по которой они будут идти к нему, – столетие за столетием.

«Юность преподобного Сергия» (1892–1897). Показать просторы, как это часто делал художник в своих работах на тему веры, Нестеров здесь просто не мог, исходя из замысла: ведь по сюжету картины речь идет о жизни в дремучем лесу, на горе Маковец. Но фигура святого словно помогает расступиться лесной чаще, одновременно объединяя и соединяя все. Интересно, что медведь, который приходил к Преподобному, изображен даже не сидящим, а лежащим у его ног. Настолько гармоничен и умиротворяющ мир вокруг святого. А юность его подчеркивается, поясняется все той же природой – первыми нежными листочками, цветущим деревцем… Гармония передается и цветом, спокойным, без каких-либо резких переходов, контрастов.

Любовь к созданному Богом миру, восхищение им, у Михаила Нестерова уже в том, с какой бережностью и вниманием пишет он всё даже на заднем плане, – никаких «пропусков», условностей, которые можно увидеть у других художников и которые вполне допустимы и возможны. Нестеров же пишет какое-нибудь деревцо на заднем плане с таким же тщанием и любовью, как и деревцо в передней части работы.. Посвящен святому и триптих «Труды преподобного Сергия» (1896–1897).

Посвящен святому и триптих «Труды преподобного Сергия» (1896–1897).

Михаил Нестеров знал, что здесь, на земле, есть страдания, есть боль. Но знал он и о другом – о том, что жизнь ими не исчерпывается, есть нечто большее, чем они, то, что помогает идти, как бы ни было трудно. Его горячо любимая жена Мария Ивановна умерла 29 мая 1886 года, меньше чем через год с начала их семейной жизни. Умерла сутки спустя после того, как родила дочку Ольгу. Сам художник потом с удивлением будет спрашивать, как он пережил то время, сразу после потери? Но позднее напишет в воспоминаниях: «Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве». Через дар, данный ему Творцом, Нестеров сумел преодолеть выпавшее ему горе и через это преодоление словно бы встать на другой, новый уровень.

На рубеже XIX–XX веков в России кипели общественная жизнь, политическая борьба, а Нестеров создавал свои работы про то, что больше всех вместе взятых общественных и политических проблем, что находится над ними

Он пытался в своем творчестве показать нечто важное, чтобы, когда произойдет общая для всей страны беда, именно это важное помогло устоять в вере русскому народу, стремился увидеть и отразить ту самую «душу народа» (полотно с таким названием он написал в 1914–1916 годах), объединяющую всех – священников, монахов, крестьян, писателей, интеллигенцию, искалеченных войной солдат… Удивительно, что, казалось бы, даже масштабные, «громкие» темы звучат у Нестерова без патетики, тихо, но так, что просто невозможно не услышать

Как не может не быть услышана молитва, идущая из глубины сердца.

От редакции

Большое собрание работ Михаила Васильевича Нестерова хранится в Свято-Троицкой Сергиевой лавре – в фондах Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Сравнительно недавно после проведенного исследования было установлено, что на сделанных художником карандашных портретах пяти старцев-схимников изображены монахи из числа Валаамской братии.

Михаил Нестеров «Лисичка», 1914 год

На этой картине мы видим трёх старцев, которые сидят на пригорке у подножья монастырских стен. К ним из леса бежит лисичка, которая чувствует исходящую от них доброту и внутренний покой. На первый взгляд, это место наполнено тишиной и умиротворением, однако так здесь было не всегда.

Михаил Нестеров «Лисичка», 1914 год

Картину создал русский художник Михаил Нестеров, который на заре своей карьеры писал в лучших традициях передвижничества, но потом переключился на историческую и религиозную тематику. Именно такой и стала работа под названием «Лисичка», которая знакомит нас с окрестностями Соловецкого монастыря.

Монастырь художник посетил в 1901 году, после чего многие его произведения наполнились соловецкими мотивами. На картине «Лисичка» живописец изобразил трёх монахов, которые спокойно отдыхают на поляне у белокаменной стены. Из леса к ним выбегает лисичка, которая совсем не боится людей Божьих, чувствуя доброту и милосердие героев картины.

В этом сюжете Нестеров воплотил гармонию человека с природой, которая бывает при благочестивой жизни, проходящей вдали от мирской суеты. Изначально картина называлась «На земле мир, в человецех благоволение», потом художник переименовал её в «Три старца», но широкое распространение картина получила под названием «Лисичка».

Михаил Нестеров «Лисичка», фрагмент

Возможно, при создании полотна Нестеров вдохновлялся не только соловецкими видами, но и повестью Льва Толстого «Три старца», которая как раз рассказывает о трёх монахах-отшельниках, живших на одном из островов Белого моря. Повесть основана на преданиях, которые гласят:

Возможно, именно эта история и вдохновила Нестерова на создание этой картины, но, так или иначе, художник всю жизнь восхищался духовным подвигом монахов-отшельников и всегда поражался красоте русского Севера. Всё это он смог воплотил на своей картине «Лисичка».

Сам Нестеров так писал об этой картине в письме А. А. Турыгину:

Примечательно, что Соловецкие острова не всегда оставались тихим и умиротворённым местом. Есть легенда, что Богородица благословила Иисуса Анзерского основать новую обитель на высокой горе острова Анзер Соловецкого архипеллага в честь Распятия Господня и предсказала, что эта гора станет «второй Голгофой», где будет место духовного подвига и мученичества, с неисчислимым множеством могил.

Когда Нестеров писал картину, смысл слов Богородицы был ещё неясен, однако они оказались пророческими. В 20-х и 30-х годах прошлого века на Соловецких островах был основан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Многие из находившихся здесь заключенных были православными и католическими священниками, которые были расстреляны или замучены до смерти.

За десять лет существования Соловецкого лагеря в его казематах отбывали сроки философ Флоренский, академик Лихачёв, историк Анциферов и другие значимые в России и за рубежом люди. В годы репрессий на Соловках погибло более 7500 человек. Еще более тысячи человек было расстреляно после расформирования лагеря уже на большой земле.

Описание картины Константина Васильева «Человек с филином»

Великий русский художник Константин Васильев написал уникальную картину «Человек с филином». Это своеобразный вызов всему человечеству, который заставляет разум человека проникнуть глубоко в философию и задуматься о бытие жизни. Картина тяжёлая, не всем дано принять и познать то, что несёт нам её сюжет.

Главный герой старец, который несёт миру мудрость и знания, полученные за всю свою долгую и трудную жизнь. Он одет в шубу с меховой оторочкой, в кафтан и шаровары. Это настоящий русский мудрец, который прожил очень непростую жизнь. Птица сидит на руке старца, она возвышается над миром и соединяет небо и землю воедино.

Филин – грозный, могущественный и мудрый, его око смотрит вдаль, как бы контролируя всё происходящее во вселенной. Старец возвышается над миром, под ним облака. Ему не надо много, он повидал в жизни столько, что с собой взял только верного спутника, свечу, которая поможет и подскажет ему путь истинный и плеть, которая защитит и покажет его власть. Старец сосредоточен над пламенем свечи, он переосмысливает всё бытиё и пытается найти дальнейший свой путь, который будет без грехов и проблем.

Мудрость, решительность и переосмысление всего существующего на земле представлено именно в таком образе и не зря. Только старые, мудрые и опытные воители могут попасть туда, где соединяются воедино все стихии, способные как возродить, так и погубить.

Картина была написана в год смерти художника в 1976 году. Она была как бы пророчеством концу его биографии. Это подтверждает горящий свиток с инициалами великого мастера. Он доказывает миру, что только творческая мысль, рождённая из знания способна достичь неземных небес. Зритель воспринимает сюжет по-разному, в силу своей веры, знаний и духовного начала. Обязательно ознакомьтесь с этим удивительным сюжетом, который оставит в вашей памяти неизгладимое впечатление от увиденного.

Описание картины Константина Васильева «Старец»

Васильев Константин Алексеевич жил в 20 веке, был русским художником, он известен благодаря своим работам на мифологические и былинные темы.

В его творчестве насчитывается больше 400 графических и живописных произведений. В них применяются часто такие цвета и их оттенки, как красный и серый.

Творец увлекался искусством из народного творчества: песнями, былинами, сказками.

Им были созданы картины на темы эпосов, связанные со скандинавами и славянами, о Великой Отечественной войне. Также он создавал эскизы к росписям церкви в Омске. На произведения, которые он создавал в 60-е годы 20 века повлиял сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. В начале 70-х годов 20 века он отказывается от поисков формализма, и начинает работать в реальной манере.

Он работал в средней школе учителем рисования.

В 1968 году он нарисовал маслом на холсте картину «Старец», которая сейчас хранится в музее Константина Васильева в Москве.

На черном фоне нарисован старец, в его глазах видны знания, жизненная мудрость, которые он получил за собственную трудную и долгую жизнь.

Старцу не нужно много, в жизни он и так всего повидал. Его взгляд устремлен сосредоточено и немного напряженно, брови сдвинуты. Возможно в своих мыслях он занят переосмыслением своего бытия, поиском дальнейшего пути, в котором не будет проблем. Голова уже вся седая, длинная борода. Своими синеватыми глазами он словно проникает в душу. Его взгляд кристально чистый, что говорит о правильно пройденном, хотя и не простом жизненном пути.

В этом образе представлены переосмысление, решительность и мудрость. Только опытный, мудрый и старый человек попадет туда, где воедино соединяются все стихии, которые могут возродить или погубить.

Каждый может эту картину воспринимать по-разному, в силу своих знаний и веры.

Первое путешествие за границу

Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Творческий путь художника

Михаил Васильевич Нестеров очень рано увлекся красками. Его работы высоко оценивались учителем рисования уфимской гимназии, где он учился с десяти лет. В московском реальном училище К. П. Воскресенского Михаил достаточно скоро стал «признанным рисовальщиком», что не пошло ему на пользу: отдавшись любимому увлечению и шалостям, он отстал по «серьезным» предметам и остался на второй год.

Следующей осенью отец художника Василий Иванович Нестеров, посоветовавшись с К. П. Воскресенским, отправляет сына в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После успешных вступительных экзаменов Нестерова принимают в «головной класс». Однако он занимался усердно только поначалу, а спустя несколько месяцев «ударился» в «удалую жизнь», подружившись с более старшими соучениками. Пострадала учеба и в натуральный класс Михаила долго не переводили, хотя и замечали его способности. Любимым учителем Нестерова в МУЖВЗ был В. Г. Перов.

На четвертом году учебы Нестеров из-за болезни появлялся на занятиях все реже и реже. Ему казалось, что в училище ничего нового он больше не получит, а среди однокашников ходили слухи о «ласково принятом» в Петербургскую Академию Рябушкине.

Нестеров и его однокашники обратились за советом к «мэтру», Перову. Вот как об этом он писал:

В самом деле Академия Нестерову не дала того, чего он ждал. Он не понял метода петербургских педагогов и скучал в строгих классах Академии среди казенных мундиров профессоров. Растерянность овладевала Нестеровым, но он «продолжал ходить в классы, писать плохие этюды и рисовать такие же рисунки».

Со второго года обучения Михаил Васильевич копировал полотна старых мастеров в Эрмитаже и все меньше времени проводил в Академии. Его тянуло в Москву, «русскость» которой он глубоко почувствовал в «полуиностранном» Петербурге. Неудачливый студент планировал побег в родное училище, но его наставник Перов доживал последние дни своей жизни в подмосковных Кузьминках и без него возвращаться в училище не было смысла.

После летних каникул студент продолжил учебу в Академии, точнее продолжил занятия в Эрмитаже.

Копируя «Мадонну» Ван Дейка, он обратил на себя внимание «господина с министерской походкой». Этим господином был И

Н. Крамской. Познакомившись ближе, Крамской пригласил Нестерова к себе. Визиты к мастеру шли на пользу начинающему художнику. Крамской убедил Нестерова возвращаться в Москву и окончить училище.

Все знания, усвоенные молодым человеком в училище и Академии (от «мэтра» Перова, от рисовальщиков Евграфа Сорокина и Павла Чистякова), дали плоды впоследствии, после перехода к самостоятельной работе.

Нестерову предстояло найти собственную тему, свой стиль, без которого не может состояться крупный живописец.

Считая себя учеником Перова, он долго не мог обрести собственный стиль и несколько лет работал в русле жанровой живописи, привычной для передвижников.

Ранние работы художника «Старый да малый» (1887), «В Уфе» (1884) (среди них много эскизов) принято называть «Досергиевскими». Они несомненно говорят о его таланте, но все же выдают в художнике ученика, не нашедшего своего собственного пути.

К первым работам «Сергиевского цикла» относятся «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) и картины, созданные до «Пустынника» (1888-1889).

Душевные муки после смерти жены подвигли его к напряженной работе, выбору собственного подхода.

Работы для заработка были для художника мукой. С 1885 до 1895 год Нестеров сотрудничал с разными изданиями в качестве иллюстратора, хотя эта работа не приносила ему удовольствия. Возвращаясь от нелюбимого дела к мольберту, он писал с удвоенным рвением, которое окупалось рождением бесспорных шедевров.

Переход мастера от «допортретного» творчества к «портретному» был обусловлен внутренними и внешними причинами. После революции тема «Святой Руси» не только утратила свою актуальность, но и стала невозможной. Художник чувствовал, что монахи, скрывающиеся в тиши северных лесов, выглядели бы фальшиво. Та Русь, которую он видел в 1890 году, закрывалась завесой истории. В ней не было места Сергию Радонежскому. Произошла смена от Руси созидателей, трудников и молитвенников к России деятелей. Переход к портретному жанру оказался с одной стороны попыткой быть созвучным эпохе, с другой – нежелание втискивать созидателей в новые исторические рамки.

Последние годы

Нестеров жил в эпоху исторических потрясений, выпавших на долю его горячо любимой России, без которой он себя не мыслил. Задела гроза и художника, и его семью. В 1938 году был обвинён в шпионаже и расстрелян зять живописца, муж его первой дочери. Ольгу сослали в Джамбул, откуда она вернулась с началом войны. Был арестован, к счастью, только на две недели, и Михаил Васильевич.

Прощальной картиной художника стала «Осень в деревне», написанная в 1942 году, в тревожное и полуголодное военное время. Пушкинские стихи звали старого и больного живописца к мольберту и любимой работе, а сирена о фашистском налёте – в бомбоубежище.

Писал художник и воспоминания – ведь в богатой на события жизни ему встречалось так много замечательных и известных людей. Книга «Давние дни» была издана в начале 1942 года и имела успех.

Художника не стало 18 октября 1942 года, причиной смерти был инсульт. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Картина Жана-Франсуа де Труа «Сусанна и старцы»

Жан-Франсуа де Труа родился в 1679 году в Париже в семье известного художника. У отца он и учился живописи. В 1699 году де Труа-старший отправил сына обучаться в Италию, выделив для этого значительные средства. Помимо этого, Жан-Франсуа получал королевскую стипендию.

Талантливый юноша вернулся из Рима в 1706 году под впечатлением от картин художников венецианской школы Паоло Веронезе и Яколо Тинторетто. Уже в 1708 году он стал членом Парижской Академии, представив картину «Ниобиды». Карьера художника быстро пошла в гору: он стал профессором Академии, удостоился титула королевского секретаря, а после смерти директора Французской Академии в Риме занял его место. Но в 1751 году ему пришлось освободить должность из-за ссоры с влиятельным маркизом де Мариньи. Вскоре после пережитого потрясения Жан-Франсуа де Труа умер, не дожив до своего 73-летия всего один день. Здесь новинки hd

Жана-Франсуа де Труа можно смело назвать историческим живописцем, он написал много картин на мифологические и библейские сюжеты. Одна из таких картин – «Сусанна и старцы». Картина, написанная в 1715 году, хранится в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве, а созданная шесть лет спустя – в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В картине прослеживается сильное влияние творчества итальянского художника эпохи барокко Гверчино.

Сюжет для картины почерпнут из Ветхого Завета, книги пророка Даниила. В библейском мифе представлена драматическая история, происшедшая с Сусанной, благочестивой и верной женой знатного и богатого купца Иойакина. Она была застигнута двумя старцами в купальне, от которых ее защитили сбежавшиеся на мольбы о помощи люди. Старцы, чтобы избежать наказания за свой неблаговидный поступок, оклеветали Сусанну, обвинив ее в тайной любовной встрече с незнакомцем. Сусанне грозила смертная казнь за прелюбодеяние, но пророк Даниил уличил старцев во лжи. Когда он задал им вопрос (каждому по отдельности), под каким деревом происходила встреча любовников, то получил два разных ответа. В итоге смертной казни были преданы виновные.

Да и сама картина подтверждает невиновность Сусанны: ее чистый и светлый облик резко контрастирует с мрачными и отталкивающими фигурами похотливых старцев. Светотеневое решение полотна подчеркивает весь драматизм ситуации. Картина начала ХVIII века на библейский сюжет напоминает нам, живущим в начале ХХI века, о непреходящих человеческих ценностях: добродетели, верности, чистоте души и тела.

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

«Душа народа» (1914-1916)

В 1912 году Нестеров заканчивает работу над росписью Покровского храма Марфо-Мариинской обители и приступает к завершению трилогии – картине «Душа народа». Уже написаны «Святая Русь» (1901-1905) и «Путь ко Христу» (1908-1912). Каждое из полотен появилось в сложное для страны время, и через них Михаил Васильевич символично предлагает выход из сложных ситуаций, который заключается не в бунтах, пропитанных кровью, а в свете истины христианской, веры в Бога и народном единстве.

Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых – крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея.

Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Однако складывается ощущение, что Он только что прошел, а разные люди – царь в шапке Мономаха, священник, схимник, юродивый, слепой солдат с сестрой милосердия — стремятся догнать его. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.

« Как поступали с еритеками на Руси

Человек с филином. Описание картины К.Васильева

«Человек с филином » стала последней работой в творчестве талантливого художника К.А.Васильева. На ней изображен хмурый старец, образ которого вышел из общества и воплотил в себя все лучшие народные черты. На композиции изображена символика, идущая из глубины сердца, из человеческой душевного мира. В картине присутствует папирус, который горит.

В нём указано вымышленное имя живописца — Константин Великоросс и дата смерти — 1976, также нарисована яркая свеча, что пылает в руке у мудреца; плеть; птица — филин; замкнутый земной шар, — все это символы.

Для одних зрителей они покажутся незначительными, для вторых — содержательными. Это будет зависеть от того, на сколько и как они будут воспринимать их. При формировании образов К.А.Васильев специально не подбирал символы, они рождались у него в голове, интуитивно.

Художник любил стихию огонь. Ему нравилось смотреть на него, ощущать тепло, которое исходит от него. Поэтому на полотне художника появилась свеча, которая осветила лицо героя.

Толкование работы » Человек и филин » различное, существует несколько версий. Вот одна из них.

В лике старика художник продемонстрировал мудрость человеческого опыта. Этот гигант соединяет собой две вселенные: небо и землю. Он словно соединился с родной землей, которая ещё не проснулась от зимнего сна.

Человек достиг таки вершины, что головой поддерживает звездное небо. В основе вознесения Константин вложил любое творческое горение и как символ его — сгорающий свиток со своим псевдонимом, ведь только творчество способно достигнуть мировых вершин. Но имя сгорает. И в этом есть еще один смысл. Созидание является одним из великих выражений духа человека.

Настоящий творец обязан забыть о себе ради людей.

Из его пепла ввысь прорывается росточек дуба, как символ вечности. Над ним горит свеча, которая зажата у старца в правой руке как символом неугасаемого сияния души. Она освещает лицо человека: утонченные черты, внимательные и серьезные глаза, переполненные необычным смыслом.

Над седовласой головой в левой руке держит плеть, чтобы в разных положениях и ситуациях сохранять упорство, выносливость, а на рукаве сидит зловещий и хмурый филин, выше — черное, звездное небо, вселенная.

Изображение филина является знаком премудрости, объективного взгляда на мира. Филин является птицей, для которой не существует никаких секретов, даже ночью.

Полотно утверждает большую значимость жизни, её течение и развитие. Васильев, когда закончил свою картину, сам все прочувствовал. « Я теперь понял, что надо писать и как надо писать»

Автор сочинения: Яна Н.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: