Иллюстрации врубеля к поэме «демон» м.ю. лермонтова

Описание картины михаила врубеля тамара и демон сочинение

Критика

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье — вот главные заслуги художника.

Скульптура

Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них — это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента. Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.

А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.

Темы

Любовь способна излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.

Вера спасает Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на выручку.
И основная тема, которая затрагивается во многих произведениях – борьба добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной человеческой души

Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор аллегорически описал две стороны человеческой сущности

Возможно, реально существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от противоречий.

Мистика является одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности. Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.

Природа . Грузинские пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого духа.

Цветовая гамма

«Демон» Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Русский художник михаил врубель и его картина демон и тамара — философия

Загадка соотношения любви и смерти, жизни и вечного бессмертия – лейтмотив ряда картин Михаила Врубеля Демон и Тамара.

В 1890 году к художнику Врубелю обратился Петр Кончаловский, издатель, с предложением принять участие в оформлении собрания сочинений М.Ю.Лермонтова, посвященного 50-летней годовщине гибели поэта. Художник на то время был малоизвестен и работал  больше как декоратор.

Он выбрал несколько произведений  Лермонтова, среди которых особое место занимает поэма Демон. Творчество Лермонтова всегда интересовало М. Врубеля, и к образу Демона известный русский художник обращался еще в 1885 году.

  Художник относился к Демону не как к антиподу Бога, а представлял в его образе дух человеческий, мятежный, обуреваемый страстями, не находящий себе покоя ни в небесах, ни на земле.

  Как и другие рисунки художника к картине Демону, а их 22, это законченные по своему исполнению творения, написанные великим мастером.

Ограничив себя только черной акварельной краской, лишь в некоторых местах поправляя сепией, белилами, графитным карандашом или пером, художник Михаил Врубель добивается изумительной акварельной поверхности с переходом от глубокого черного до  цвета жемчуга.

Смотреть на видео про картину художника М. Врубеля Демоны

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Пляска Тамары, написанная все той же черной акварелью, как будто усыпана самоцветами.

Танцующая княжна, ее воздушный наряд, драгоценный восточный ковер – все пронизано ликующей радостью, и в это мгновение пролетающий мимо Демон влюбляется в нее – …постигнул он святыню любви, добра и красоты…. Невидимый никем, огромный, он вдруг появляется на празднике, как мираж в пустыне, как дымная тень.

Нечеловеческой мощью веет от его обнаженного торса

Со страстным вниманием следит он за танцующей Тамарой

Происшедшая в нем перемена сгладила грубые черты лица, осветила их любовью. Демон пытается утешить Тамару, но ее горе и безнадежность проступают в закрывших лицо руках, длинных, до полу, черных змеящихся косах.

И здесь колорит картины Демон и Тамара художника Врубеля потрясает богатством и переливом красок, хотя материал тот же – черная акварель и белила.

Картина художника Врубеля Тамара в гробу

Демон Врубеля взывает к Тамаре, обещая ей бесконечные блага и вечное бессмертие, прося ее ввериться ему и покинуть презренную землю.

Ничто не предвещает гибели горской девушки, однако  пышущий огненной страстью Демон целует Тамару, и девушка гибнет в этом огне.

Относящийся с глубоким сочувствием к горянке, на картине Тамара в гробу бережно пишет прекрасное лицо девушки, которую так рано забрала смерть. Кажется, что она спит, настолько одухотворенно ее красивое лицо.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое предательство рассуждение с примерами 15.3 ОГЭ

    Что такое предательство? Это очень обидная вещь, с которой сталкивается огромное количество людей-кто-то совершает его, а кто-то является жертвой предательства.

  • Анализ рассказа Короленко Парадокс

    Рассказ «Парадокс» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

  • Жанр пьесы Недоросль (комедия Фонвизина)

    Занимаясь написание данного произведения, автор постарался выдержать основные нормы именно этого литературного направления.

  • Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

    Ценность рассказа Толстого заключается в обрисовке нравов и характеров татар, проживающих среди гор Кавказа. Здесь мы видим их в сравнении друг с другом, в различии их статуса по отношению друг к другу

  • Сочинение В жизни всегда есть место подвигу

    Подвиг — это неотъемлемая составляющая жизни человека. Подвиги совершались всеми и во все времена. Вот только не каждый осмелится выставить свой подвиг перед публикой и ее критикой

Картина Михаила Врубеля «Тамара и Демон» была написана в 1890-1891 годах. Она является иллюстрацией к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». При написании данной картины художник использовал коричневую бумагу на картоне, черную акварель и белила. В настоящий момент эта работа находится в Москве в Третьяковской Галерее.

Никто из иллюстраторов Лермонтова не подошел так близко к его творческому и философскому наследию, как это удалось Михаилу Врубелю, который был просто заколдован лермонтовским «Демоном», а также и своим собственным.

Что мы видим на картине «Тамара и Демон»? На ней изображена молодая девушка с длинными черными косами, которая закрывает хрупкими руками свое огорченное лицо, и Демон, пытающийся посмотреть ей в глаза

Данная картина сама по себе завораживает, любая деталь на ней притягивает к себе внимание

Врубель после завершения своей работы над рисунками к Лермонтову еще очень долго не возвращался к теме Демона. Почему же? Не возвращался для того, чтобы однажды вернуться — и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни Врубеля демоническая тема стала центральной в его творческой деятельности. Он создал очень много рисунков, эскизов, а также написал 3 огромные картины на данную тему: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Что же касается 3-ей картины, то художник продолжал «улучшать» ее даже тогда, когда ее уже выставили в галерее, что очень изумляло публику, и даже немного пугало.

К этому же времени стало ухудшаться физическое и психическое состояние Михаила Врубеля, что только укрепило уже возникшую легенду о мастере, который продал душу дьяволу. Но, как говорил сам художник, Демона не понимают, его путают с чертом или дьяволом. Если «черт» с греческого языка означает «рогатый», а дьявол — «клеветник», то «Демон» означает «душа». По словам Врубеля, Демон олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, который ищет примирения обуревающих его страстей, ищет познания жизни и который нигде не находит ответа на свои сомнения, ни на земле, ни на небе.

Наследие великого русского художника Михаила Врубеля уже давно стало настоящим достоянием русской культуры. Не так уж и много художников, чье творчество рождало бы такие противоположные, а на первый взгляд, взаимно исключающие оценки. Врубеля называли визионером, творцом искусства, которое по своей природе близко к ночным сновидениям.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска,

Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Описание картины Михаила Врубеля «Демон летящий»

Если внимательно изучить всю биографию и творческий путь Врубеля, то с уверенностью можно сказать, что его работы пропитаны атмосферой таинственности, фантазии и завуалированной необычности. Особое значение в работах он придавал теме Демонов. Ведь он начал работать в этом духе еще в 1891 году, когда по предложению М.Ю.Лермонтова он проработал несколько иллюстрации к его одноименной поэме «Демон». Всего было создано около тридцати работ.

Самым первым и вполне удачным появился «Демон сидящий» в 1890. Сегодня данная работа хранится в Третьяковской галерее, собственно и там находится оригинал. Но создавался этот шедевр в доме купца С.Мамонтова.

Интересно, что вдохновение к художнику пришло не сразу, а только после прочтения самой поэмы. Поэтому, после создания образа, который ему представлялся, он решил охарактеризовать своего героя ни как злобного и непокорного существа, а как страдающего и путающегося в своих силах создание. А люди издревле всего считали, что демоны – это отрицательные персонажи, которые мешали человеку проявить свою силу и волю. Изображенный персонаж, который сидит и при этом задумчиво рассуждает о своей жизни, видит, что ничего нельзя изменить. Оттого его взгляд грустен и печален, и приходиться смиряться с обстановкой окружающего мира. Взгляд его грустен и печален, и видно, что он окружен цветами.

Вокруг демона сгущаются краски, суживаются рамки. Поэтому есть чувство загнанности и скованности в своих действиях. Алый закат в некотором роде символизируют надежду, которая еще не утрачена зря. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что картина выполнена в каком-то не совсем обычном формате.

Художник использовал свои особые приемы, которые помогли создать впечатление панно или витража. У картины есть и приемники, которые символизируют деятельность и таинственность тих существ.

Описание картины Михаила Врубеля «Тамара и Демон»

Картина «Тамара и Демон» – это не что иное, как одна из иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написанная Михаилом Врубелем в 1890-91-х годах.

Вся композиция картины была создана при помощи только черной акварели и белил на светло-коричневой бумаге.

Декорации композиции – это расписанные ковры и кровать, а на самой картине изображена лежащая девушка с длинными черными волосами, заплетенными в косы – Тамара, пытающаяся закрыть хрупкими руками свое лицо. На ней надето платье и закрывающий голову белый платок. В это время Демон, сидящий рядом, пытается заглянуть в ее глаза. Волосы демона очень темные, длинные и волнистые, а черты лица очень строгие, особенно ярко выраженные глаза.

Используя только черную краску и белила, художник смог создать произведение, обладающее красочностью картины, написанной целой палитрой цветов

Она притягивает к себе внимание и заставляет рассматривать во всех подробностях каждую свою деталь. Картина обладает той самой законченностью, которая так часто заставляет восторгаться наблюдателя

По словам художника, люди часто не понимают сущности Демона, отождествляя его со знакомыми понятиями «дьявол» и «черт». Но в переводе «дьявол» означает «клеветник», а «черт» – «рогатый». А переводом для слова «демон» является «душа». Таким образом, демон – это олицетворение нескончаемой борьбы духа человека, который мучится множеством сомнений и бушующих страстей.

После этой работы и других иллюстраций к произведению Лермонтова художник некоторое время предпочитал не возвращаться к теме «Демона», но со временем эта тема стала для него основной. И впоследствии Врубель создал множество картин и эскизов с подобными сюжетами, которые поражают и завораживают. Взяв в основу уже известные идеи, он писал картины, отражая в них и свои взгляды, и добавляя в каждую нечто совершенно необыкновенное. Именно поэтому работы этого человека считаются достоянием русской культуры.

Призрачное счастье

В Петербург писать декорации к «Гензелю и Гретель» — постановке частной оперы Мамонтова — должен был ехать Константин Коровин. Но он заболел, и Савва Иванович послал Врубеля.

В здании панаевского театра — репетиция. Врубель вошел в полутемный зал, и замер, ошеломленный: волшебный женский голос на темной сцене выводил прелестные фиоритуры… В перерыве Михаил кинулся за кулисы. «Кто поет Гретель?» — «Я» — «Дайте скорее вашу руку! Позвольте же поцеловать!»… Он сразу влюбился — не столько в женщину, сколько в создание своего воображения: голос, тонкие пальцы, аромат духов, манеру смущенно смеяться… И только потом узнал, что зовут чаровницу Надеждой Ивановной Забелой, что она молода и по-своему красива: аристократически-тяжелый подбородок, узкое лицо, крупный нос, светло-голубые насмешливые глаза…

Надежда Забела-Врубель в роли Царевны-лебедь«Царевна-лебедь»

На одну только оперу «Садко», где пела Забела, Врубель ходил потом девяносто раз. Писал сестре, что, если Надежда Ивановна откажется выйти за него, он покончит с собой. Она не отказала, хотя вся ее семья восставала против этого брака: слава Врубеля была скандальной, заработки случайными, к тому же он много пил и безумно сорил деньгами. Кстати, к свадьбе Михаил Александрович подарил невесте чудную брошь с опалом и бриллиантами вокруг…

Врубелю было сорок, Забеле — двадцать восемь, когда они поженились в Женеве. Потом путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции. А вернулись в Харьков, где у Наденьки был ангажемент. Художника Врубеля там не знали, но заскучать он не успел: жена объявила, что будет петь Тамару — в театре принято решение ставить «Демона». Мог ли Врубель остаться в стороне? Он предложил свои услуги в качестве оформителя спектакля, и сочинил столь фантастические и непригодные для реальности декорации, что сам чуть не погиб, когда конструкция внезапно обрушилась. Зато костюм, прическа, грим, придуманные Врубелем для жены, были великолепны…

Вскоре Мамонтов призвал супругов в Москву. Для Врубеля накопилось много работы, да и с Забелой мечтал познакомиться начинающий композитор — Римский Корсаков, тоже мамонтовский протеже. Очень скоро Надежду Ивановну стали называть «корсаковской певицей»: специально под нее ставились оперы  «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». В последней она пела Царевну-Лебедь — считается, что врубелевская «Царевна Лебедь» написана с нее. Впрочем, лицо на картине очень мало напоминает Забелу, зато многие видят сходство с … одной из дочерей Эмилии Львовны Праховой.

Как бы там ни было, Врубель, женившись, перестал тосковать о несбывшейся когда-то любви, и на какое-то время сделался совершенно счастливым человеком. О демонах он, казалось, забыл навсегда. Своего дома они с женой так и не завели — снимали в Москве квартиру за квартирой, и каждый раз тратили уйму денег на обустройство: проводили новомодное электричество, заводили лифт, обставлялись дорогой мебелью — иной раз Михаил сам мастерил какие-то изысканные, диковинные шкафчики или обтягивал кресла уникальной восточной тканью — его талант был удивительно многогранен… Бывало, что за месяц супруги издерживали по 800 рублей — больше, чем уходило на быт у Саввы Мамонтова, страшное расточительство!

В один из счастливых московских дней Врубель получил телеграмму: отец при смерти. Михаил поехал прощаться, но переключиться на печальный лад не сумел: у постели умирающего все шутил, заказывал к обеду шампанское и поднимал игривые тосты. Сестра Анна упрекала его в черствости, каменном бесчувствии — тот объяснил, что не в силах спуститься с заоблачных высей творчества к будничной житейской прозе. «Мишенька, но ведь тем, кто бежит от реальности, она жестоко мстит», — грустно сказала сестра…

«Демон поверженный»

Демон девятый. Духи разных миров

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

Михаил Александрович Врубель. Валькирия

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу. «Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

2 вариант

Каждая картина начинается с озарения, творческого импульса, который толкает автора на создание произведения искусства. Художник должен быть по-настоящему увлечен тем сюжетом, который он хочет изобразить, чтобы заставить зрителя погрузиться в самую суть происходящего и максимально его впечатлить.

История создания этой картины переносит нас в 1891 год, когда плеяда русских художников решила создать цикл иллюстраций к произведениям Михаила Лермонтова. За иллюстрирование сюжетов из поэмы «Демон» с огромным рвением взялся молодой Врубель. В кругу художников он был известен, как человек неравнодушный к мистике, поэтому «демоническая» тема была ему близка. Снова и снова Врубель писал эскизы, прорисовывал образ демона с разных ракурсов, он хотел нарисовать его таким, каким его «озвучил» Лермонтов в своей поэме, у которого это не только мистическое существо, но и  главный одушевленный герой произведения.

Для иллюстрации автор взял только два цвета: белила и черную акварель. Я думаю, что это тоже часть замысла автора, поскольку использование этих цветов отражают вечное противостояние добра и зла, показывают дуальность мира.

Мы видим тайное явление Демона горской княжне Тамаре, безутешно оплакивавшей погибшего жениха. На иллюстрации главный акцент сделан на  глаза героев. Очи Тамары наполнены слезами, но это уже не скорбь по умершему князю, а какой-то неописуемый восторг, слепая, внезапно вспыхнувшая любовь. Взгляд Демона настолько пронзителен, что проникает в душу девушки. Оба героя как будто застыли  в этом моменте, они не могут отвести глаз друг от друга.

Нужно отметить, что поначалу современники восприняли эту работу Врубеля критически. Автора обвиняли в том, что образ Демона получился слишком грубым и устрашающим. По мнению критиков это серьезно контрастировало с лирикой Лермонтова…

Прошло время и отношение к картине «Тамара и Демон» Врубеля изменилось. Люди смогли понять всю глубину изображенного момента и драматизм ситуации. Явление Демона происходит в финале поэмы. Лермонтов показывает, что настоящая любовь может возникнуть даже между Демоном, являющимся  воплощением зла и исчадием Ада и земной девушкой. Эта же мысль является ключевой и в восприятии Врубеля. Наверное, поэтому сейчас эти два произведения искусства невозможно представить отдельно друг от друга.

Летящий

На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» — картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.

Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным. Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто. Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: