Описание картины Бориса Кустодиева «Московский трактир» Картины художников
1915 год – то время, когда Борис Михайловч Кустоиедиев активно пребывал в Москве, изучая весь ее колорит и закулисье парадной жизни. Там же художник познакомился с таким особым, пропитанным духом Москвы местом, как трактир. Трактир в Москве-место совершенно уникальное, в нем люди привыкли беседовать, отдыхать, делиться новостями и рассуждать о чем-то, о чем непринято говорить на парадных просторах большой Белокаменной Москвы.
Именно таким мы видим трактир на картине художника Кустодиева. Холеные, грациозные и празднично-вычурные официанты, как мы бы назвали их сегодня, разносят москвичам чай, кружат вокруг них в желании угодить и сделать их пребывание в этом трактире особенным. Здесь видно и гостеприимство, и щедрость русской души.
Яркий интерьер этого трактира – первое, что бросается в глаза. Его красные стены и сводчатые потолки переносят нас в атмосферу древнерусской сказки. На этом фоне контрастно выделяются люди, которым художник тоже отвел большую роль при
построении композиции
Знатные мужи в синей одежде говорят о чем-то важном, все это чаепитие выглядит как некоторое таинство закулисной московской щедрой жизни
Действие, изображенное на картине, происходит перед пасхальной порой, об этом зрителю говорит вербная веточка, воткнутая в деревянный образ. Мощный дух русского человека передан этой невероятной по силе восприятия картине. Центральная группа людей, как об этом было сказано ранее, имеет вид очень важный, но по форме их одежды можно заключить, что принадлежат они, как известно, извозчикам. Это идет вразрез с расхожими представлениями о людях той профессии, и, несомненно, их возвышает, за что Кустодиеву отдельная благодарность. За своим чаепитием они отдыхают от тяжелой работы, думают о чем-то явно приятном, иначе и быть не может в такой-то гостеприимной атмосфере! Под образом сидит, видимо, старейшина этой группы.
Клетки, повисшие над потолком, бережно хранят пташек, которые служат своего рода музыкальным оформлением этого здания. Все, изображенное Кустодиевым сказочно и волшебно, показывает широту русской души и преданность исконным традициям.
Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 22:24:01
Кустодиев Борис Михайлович — русский художник
27 февраля 1917 года
Автопортрет. 1904
Балаганы
Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы».
В низовьях Волги
Вербный торг у Спасских ворот
Весна
Волга. Радуга
Голубой домик
Гроза
Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок.
Гуляние на Волге
Деревенский праздник. Фрагмент
Жатва
Женщина с чашкой
Земская школа в Московской Руси
Зима
Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы».
Карусель. Из серии «Русь. Русские типы».
Красавица
Красная башня Троице-Сергиевой лавры
Крестный ход
Крещенское водосвятие
Купанье 1
Купанье
Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»
Купец-сундучник
Купец. (Старик с деньгами).
Купец. Из серии «Русь. Русские типы»
Купчеха с покупками. Фрагмент
Купчиха 1
Купчиха за чаем
Купчиха и домовой
Купчиха с зеркалом.
Купчиха с покупками. Фрагмент
Купчиха с покупками
Купчиха, пьющая чай
Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы».
Купчиха. Фрагмент
Купчиха
Купчихи в Кинешме
Лежащая натурщица
Летний праздник.
Лето
Масленица. Фрагмент 1
Масленица. Фрагмент
Масленица.
Масленица
Масленница фрагмент
Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы».
Монахиня 1
Монахиня
Морозный день
Московский трактир
Натюрморт с фазанами
Ночной праздник на Неве.
Пасхальный обряд (Христосованик)
Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце».
Под звуки гитары
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Гроза»,
Половой. Из серии «Русь. Русские типы».
Портрет А.Н.Протасовой
Портрет Александра Ивановича Анисимова
Портрет Василия Васильевича Матэ
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника
Портрет Ивана Билибина
Портрет Ивана Ершова, в роли Зигфрида, 1908г
Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Портрет Н.И.Зеленской
Портрет Н.К. фон Мекка
Портрет Николая Константиновича Рериха
Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт
Портрет С.А.Никольского
Портрет Шаляпина
Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
Портрет артистки Т.В.Чижовой
Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г
Портрет женщины в голубом
Портрет писательницы А.В.Шварц
После грозы
Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна. Фрагмент
Прогулка верхом
Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы».
Русская Венера
Сельский праздник
Сенокос. Фрагмент.
Сенокос
Степан Разин
Странник. Из серии «Русь. Русские типы».
Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы».
Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы».
Троицын день
Утро
Яблоневый сад.
Ярмарка
Рабы — миллионеры, банкиры — крепостные
Главные торговые деятели ярмарки — крепостные крестьяне. Однако закон запрещает предоставлять кредит крепостному в сумме свыше пяти рублей. И вот с ними заключаются сделки на слово на огромные суммы. Эти рабы-миллионеры, эти банкиры-крепостные не умеют ни читать, ни писать, но недостаток образования восполняется у них исключительно сметливостью В России народ не знает арифметики. Со стародавних времен он считает при помощи костяшек, движущихся по прутьям в деревянных рамах. Каждая линия другого цвета — так различаются единицы, десятки, сотни и т. д.- чрезвычайно простой и быстрый способ подсчета. Не забывайте, что те, кому принадлежат рабы-миллионеры, могут в любой день и час отобрать у последних их состояние. Правда, такие акты произвола редки, но они возможны. В то же время никто не помнит, чтобы крестьянин обманул доверие имеющего с ним торговые дела купца. Так, в каждом обществе прогресс народных нравов исправляет недостатки общественных учреждений. Таковы уроки честности и добросовестности, получаемые русскими крестьянами в школе аристократического деспотизма, который их угнетает, и деспотизма автократического, который ими правит. Императорское тщеславие довольствуется словами, внешними формами и цифрами. Аристократическое властолюбие смотрит в корень вещей и дешево ценит слова. Нигде монарху сильней не льстят и нигде его меньше не слушаются, чем в России. Никого так не обманывают, как так называемого самодержца всероссийского. Правда, непослушание — это дело рискованное. Но страна необъятно велика, а пустыня безмолвствует.
Из книги маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году»
Описание и характеристики:
Вы можете выбрать подходящий размер картины с шагом в 5 см.При выборе ширины высота пересчитывается автоматически. При выборе высоты картинка кадрируется в указанный размер по центру изображения.
Новый размер применяется кнопкой «Выбрать».
Кнопка «Обрезать» позволяет выбрать часть изображения.Кнопка «Вернуть» возвращает изображение к исходной пропорции.
Максимальные размеры ограничены выбранным материалом.
Вы можете заказать картину на холсте или на бумаге. Доступны следующие варианты:
Холст в рулоне — Компактный вариант для хранения и пересылки. Для того, чтобы повесить на стену понадобится подрамник или несколько булавок.
Подрамник — Готовая картина. Холст натянутый на узкий подрамник с зубчатым подвесом. Можно сразу вешать на любой гвоздик. Можно одеть в багетную раму. Подрамник ПГ40 — Готовая картина. Холст натянутый на широкий галерейный подрамник с зубчатым подвесом. Можно сразу вешать на любой гвоздик. Не требует багетной рамы. Багетная рама — Готовая картина. Классический холст в багетной раме. Доступно к выбору более 50 различных рам. Можно сразу вешать на любой гвоздик.
Бумага в рулоне — Компактный вариант для хранения и пересылки. Для того, чтобы повесить на стену понадобится рамка со стеклом или несколько булавок. Можно наклеить клеем на ровную поверхность.
Пенокартон — Самый экономичный вариант готовой картины. Бумага накатана на лёгкий лист пенокартона с подвесом. Можно сразу вешать на любой гвоздик. Можно одеть в багетную раму. Багетная рамка — Готовая картина. Бумага под стеклом ПЭТ в багетной рамке с зубчатым подвесом. Можно сразу вешать на любой гвоздик. Доступно к выбору более 50 различных рам. Паспарту — Готовая картина. Бумага обрамленная картонным паспарту под стеклом ПЭТ в багетной рамке с зубчатым подвесом. Доступно к выбору 25 цветов паспарту различной ширины. Можно сразу вешать на любой гвоздик.
Поверхность картины может иметь разную фактуру. Доступны следующие варианты:
Матовая — Стандартная фактура для бумаги и холстов. Многоцветная печать водными пегментами максимально точно передает оттенки изображения на матовых материалах. Не имеет рельефа или имеет мелкозернистый рельеф холста. Не подвержена бликам.
Глянцевая — Фактура для холстов, передающая более яркие и сочные цвета. Создает эффект лакированной картинки. Имеет мелкозернистый рельеф холста. Может бликовать при встречном освещении. Гель — Фактура для холстов с объёмным эффектом мазков. Мастер наносит объёмные мазки прозрачной акриловой краской поверх отпечатанного изображения, повторяя технику мазков художника. Имеет смысл только для репродукций картин с выраженными мазками краски. Рельеф мазков играет на свете и чувствуется на ощупь. Масло — Классическая картина на холсте маслянными красками. Профессиональный художник прописывает картину маслянными красками, максимально точно воспроизводя авторский стиль. Отрисовка с подсыханием красок может занимать до 3х недель.
Вы можете подобрать к своей картине багетную раму и примерить её непосредственно в конструкторе. Доступно к выбору более 50 багетов различных ширин и оттенков.
Деревянные багеты имеют серию E, C и V.
Пластиковые багеты представлены сериями S, M и L.Стоимость рамы расчитывается автоматически. Достоинства картины или постера в багетной рамке может выгодно подчеркнуть картонный паспарту подходящей ширины. Доступно к выбору 25 цветов паспарту. Примерка осуществляется непосредственно в конструкторе. Пропорции соответствуют реальным размерам.Применяется для картин на бумаге под стеклом ПЭТ.
Оформление заказа
Кнопка «Заказать» открывает форму оформления заказа, в которой вы можете указать свои контактные данные и адрес доставки. После отправки заказа, наш менеджер свяжется с вами в течении нескольких минут и согласует подробности доставки.
Если заказ оформляется в нерабочее время, то менеджер свяжется с вами в 10 часов ближайшего рабочего дня.
Ширина х Высота см
-
253035404550556065707580859095100105110115120125130135140145150155160165170175180185190195200205210215220225230235240245250255260265270275280285290295300 x
253035404550556065707580859095100105110115120125130135140145150155160165170175180185190195200205210215220225230235240245250255260265270275280285290295300 - Выбрать
- Обрезать
- Вернуть
Матовая
Глянцевая
Гель
Масло
V03
V03
V03
V03
V03
V03
V03
V03
V03
Ширина Нет
12345678910 см
Биография Кустодиева.
Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.
«Масленицы» Кустодиева
Все «Масленицы» Кустодиева, а он написал их достаточно много, жизнерадостные, свежие и добрые, наполненные весенними солнечными лучами и уходящими отголосками мороза.
В этих картинах с насыщенной колористикой нет ни одного отрицательного персонажа. Все наполнены добротой, счастьем и праздничным настроением. Кажется, что художник лично стоит на изображённой площади и передаёт нам живую атмосферу праздника. Никто даже представить не может, что Кустодиев писал свои «Масленицы» в голодные послереволюционные годы, когда кругом царили хаос и разруха. Семья художника жила бедно и очень нуждалась, а сам он вынужден был рисовать лёжа, поскольку страдал от опухоли спинного мозга.
Но вопреки болезни и трудностям, на удивление всем Кустодиев пишет «Масленицу», полную весёлого морозного счастья…
Кустодиев: «Все хотят жить, даже тараканы»
Автор Мария Чеховская
Обновлено: 23.10.2019 14:33 Опубликовано: 07.03.2013 12:30
Культура » Искусство и архитектура » Российская живопись и графика
1900 год, середина лета. Молодые люди едут в телеге по сельской дороге. Это будущие художники. Один из них едет в деревню впервые. Он не знаком ни с ее бытом, ни с ее укладом. Это Борис Кустодиев. За 28 лет своей жизни он видел Астрахань, где родился и вырос, мельком Москву и холодный слякотный Питер, который ему, южанину, нравился не очень.
45 поделились
А сейчас он открывал для себя старинные волжские города, городки, села — Верхнюю Волгу. Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород… Художник полюбил их на всю жизнь. Городок Кинешма станет для него второй родиной. Здесь он построит дачу и назовет ее «Терем». Здесь он встретит Юлию Евстафьевну Прошинскую, 18-летнюю выпускницу Смольного, и влюбится с первого взгляда. И будет счастлив. Он нашел и жену (через три года они обвенчаются), и свой город, и свою землю. Отправился Борис в провинцию в поисках натуры. Ему пророчили славу великого портретиста, а он для конкурсной работы выбрал тему «На базаре».
Родился художник 7 марта 1878 года в семье преподавателя духовной семинарии. Отца он не знал совсем: тот умер от скоротечной чахотки, когда сыну было чуть больше года. Его мать осталось вдовой в 25 лет. Все заботы о пропитании семьи легли на нее. Мама Екатерина Прохоровна пыталась поставить на ноги четверых детей. Пенсии на мужа платили 30 рублей в месяц — не так и мало по тем временам, когда буханка ситного стоила 1,5 копейки. Кустодиевы арендовали у богатого купца флигель. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони…» — вспоминал позднее художник. Мальчику исполнилось 5 лет, когда его повели на оперу «Иван Сусанин». От музыки, сцены, декораций он испытал такое потрясение, что начал рисовать — а в девять лет решил окончательно стать художником. В те времена в Астрахани не было ни одного музея, ни одной картинной галереи. Когда в 1887 в город приехала XV выставка Товарищества передвижников, он увидел впервые в жизни настоящие картины — полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина — и был потрясен до глубины души. Борис окончательно поверил, что его мечта правильная. Мама поддержала сына и, несмотря на материальные трудности, оплатила частные уроки у выпускника Петербургской Академии художеств Власова, астраханского живописца и педагога.
До конца жизни Кустодиев будет считать его лучшим и любимым учителем. После окончания церковно-приходской школы Борис поступил в духовную семинарию. Окончив ее в 1896 году, он сразу же отправился в первопрестольную, в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мечты были разбиты — в 18 лет юноша оказался «переростком». Таких «старых» в училище в те времена не принимали. Борис поехал в Петербург и поступил в Академию художеств в мастерскую В. Е.Савинского. Из-за страшной нищеты он носил 2 пары носков: у верхней отсутствовали пятки, у нижней — пальцы. На первый гонорар (16 рублей — солидная сумма в то время) купил штаны и холст для картины.
Праздник
Одна из «Маслениц» была написана в 1916 году. Она значительно выделяется на фоне работ других русских мастеров этого времени необычной красочностью письма.
Ещё две работы на ту же тему появляются в 1919 и 1920 годах. На картине 1919 года, которая хранится в музее-квартире Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге, в розово-золотистых лучах заката мы видим народное гулянье в провинциальном городке. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, её догоняет повозка, запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно, но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с белым конем в упряжи. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный, зелёный… Только храм изображён в светлых тонах в окружении белоснежных, лёгких как облака, деревьев.
Картина 20-го года с мельчайшими подробностями рассказывает о самом празднике. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, лихо мчатся кони, позвякивая золотистыми бубенцами… На переднем плане дети катаются на санках. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка хранится в санатории «Узкое» Российской академии наук (Московская область).
Борис Кустодиев делал зарисовки и этюды любимого всеми русского праздника, которые тоже дошли до нас. Один из них, например, экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Сделанный гуашью на бумаге этот небольшой рисунок изображает праздник в деревне с катанием на удалых лошадях.
Описание картины Бориса Кустодиева «Московский трактир»
Зрелый стиль Кустодиева ярко проявился в его картине 1916 года «Московский трактир». Известно, что в числе характерных примет московского быта издавна была любовь к чаепитию. Еще в 1848 году в одном из своих очерков московской жизни Иван Кокорев писал: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот». Кустодиева привлекла возможность представить зрителям картину одной из разновидностей московской традиции. Будучи в Москве, художник внимательно присматривался к обстановке трактира, куда в морозы по сложившемуся обычаю приходили отдохнуть и попить чаю извозчики-лихачи, старообрядцы, соблюдавшие неторопливый, чинный ритуал чаепития. Образ, созданный Кустодиевым, — плод сочетания жизненных наблюдений и богатства фантазии, на основе которой происходит «разрастание» или «сгущение» качеств натуры. Художник стремился к острой характерности в трактовке интерьера, типов, костюмов, в передаче поведения людей. В том-то и состоит одна из главных задач и вместе с тем трудностей в его работе, чтобы при всей заведомой «построенности», условности изображенного, у зрителя возникло ощущение полной достоверности картины, нерасторжимости жизненной и художественной правды.
В основу цветового строя полотна Кустодиев положил красный цвет, чтобы условно передать атмосферу жара трактирного чаепития и в то же время вызвать ассоциации при изображении народных типов лиц с краснофонными новгородскими иконами.
На переднем плане, как на сцене театра, художник представил под иконой Николая-угодника кружок лихачей разного возраста в своих типичных синих армяках, подпоясанных цветными кушаками.
Они истово прихлебывают чай с блюдечек, а самый молодой из них, грамотный, читает Русское слово — популярнейшую и рассчитанную «на народ» московскую газету сытинского издательства.
За симметрично расположенными арочными сводами, словно за боковыми кулисами, контрастно сопоставлены еще два интерьера — заставленное расписными чайниками и завешенное нарядными подносами тесное помещение с закусками на стойке и всевидящим хозяином трактира у граммофона и помещение для избранных посетителей с «романтическим вкусом». Трактирная романтика — это пальма в кадке, морской лунный пейзаж на стене, певчие птицы в клетках. Беготня расторопных половых-ярославцев подчеркивает позу их товарища, задремавшего справа у стола от временного безделья, контрастирует с неспешными движениями пьющих чай.
Создавая сплав высокой профессиональной культуры живописи с традициями лубка, понятого в самом широком смысле, как изобразительное фольклорное начало, Кустодиев в то же время сближал станковую живопись с элементами театральной, чтобы добиться зрелищности образа, его содержательной «густоты», сконцентрированности. Новой в его искусстве стала намечающаяся тенденция использовать приемы академического наследия, прежде всего симметричность, уравновешенность композиции. Его картина наглядно раскрывает целый пласт московского, а через него — и русского традиционного быта.
- Год написания картины: 1916.
- Размеры картины: 99,3 х 129,3 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: жанровая живопись.
- Стиль: модерн.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Московский трактир – Борис Кустодиев
В 1915 году Кустодиев побывал в Москве. Он бродил по городу, делал зарисовки. Неизменным спутником его был В. В. Лужский – актер МХАТа. На вербном торгу у Спасской башни стоял трактир, любимое место отдыха извозчиков.
Они пили здесь чай. Кустодиева увлекла идея написать картину “Чаепитие”. Так родился “Московский трактир”.
Вот что рассказывает сын художника Кирилл, позировавший ему для этой картины: “Отец сперва написал фон, затем приступил к фигурам.
Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели так же чинно, не торопясь. Кто-то из них читает газеты, он напился, согрелся, теперь отдыхает.
Отец говорил: “Вот и хочется мне все это передать.
Веяло от них чем-то новгородским – иконой, фреской. Все на новгородский лад – красный фон, яйца красные, почти одного цвета с красными стенами – так их и надо писать, как на Николае Чудотворце – бликовать.
А вот самовар четырехведерный сиять должен. Главная закуска – раки” Он говорит, а я ему в это время позирую, надев русскую рубаху, в одном случае с чайником, в другом – заснув у стола, я изображал половых. Позировал ему еще В. А.
Кастальский для старика извозчика.
Портретное сходство, конечно, весьма приблизительное, так как отец старался верно передать образ “лихача”, его манеру держать газету, его руки, бороду.
Борис Михайлович остался очень доволен своей работой. “А ведь, по-моему, картина вышла! Цвет есть, иконность и характеристика извозчиков получилась. Ай да молодец твой отец!” – заразительно смеясь, он шутя хвалил себя, и я невольно присоединился к его веселью”. Кустодиев – истинно народный живописец.
Он мечтал, что когда-нибудь будут построены клубы для народа. Сын художника записал мысли отца, который представлял себе эти клубы или дома культуры в виде прекрасных зданий, расписанных великолепными панно: “Ну, вот, хотя бы как в Венеции, в палаццо Лабия, работы Тьеполо. Там это сделано для господ, а у нас будет сделано для народа России”.
А как несказанно был он рад, когда декретом В. И.
Ленина дворцы на Каменном острове, принадлежавшие прежде петербургской знати, были отданы под дома отдыха трудовому народу… Он говорил мне: “Ты счастливый, доживешь и увидишь сам всю красоту предстоящей жизни, а в жизни самое главное – труд и право на отдых после труда. Это и завоевано сейчас самим народом, раньше этого не было, жить было трудно, унизительно и мерзко”.
(2 votes, average: 3.00
Словесный суд
Когда на ярмарке возникали разногласия между купцами, в дело вступал словесный суд — устный и скорый. Чаще всего, кстати, спорили из-за аренды лавок. Назначаемый из окружного суда представитель выслушивал конфликтующие стороны и сразу выносил решение. Протокол не велся. Вердикт обжалованию не подлежал, а не подчинишься — честь потеряешь, засмеют… В 1863 году, к примеру, с 23 июля по 28 августа было подано 67 словесных жалоб, миролюбием завершились 40 дел.
Словесный суд разбирал дела, где суть оспариваемого не превышала 500 рублей. Если больше — иди по инстанциям — в окружной, губернский суды…
Московский трактир. Описание картины Кустодивева
Борис Михайлович Кустодиев
«Московский трактир»
1916 год
Третьяковская галерея, Москва
Кустодиев был художником, обладавшим могущественным даром захватывать, увлекать зрителя. Искусство Кустодиева, как и почти все искусство XX века, требует соучастия зрителя в творческом процессе, его сопереживания.
Оно требует от зрителя определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Секрет искусства Кустодиева и его своеобразие заключается в том, что эти усилия зритель совершает почти не заметно для самого себя, с улыбкой, подчиняясь строю мыслей художника.
В 1912—1918 годах Кустодиев пишет много жанровых картин, показывающих, что художник очень хорошо знал настоящий характер современности, которую рисовал в своих произведениях. Таким является застывший мирок «Московского трактира». Уже не ирония, а гротеск лежит в основе этого произведения.
Помещение трактира, оклеенного красными обоями, освещено колеблющимся, неверным и душным светом лампады и керосиновых ламп.
По стенам чинно расставлены и развешаны различные предметы: ряды пузатых чайников, расписные подносы, клетки с птицами, икона в тяжелой раме, картина и обязательная пальма.
Толстый румяный хозяин с сияющей лысиной стоит за стойкой и служит великолепным дополнением к окороку и медной граммофонной трубе.
По трактиру порхают половые в светлых рубахах, быстрые, легкие. А один из них уснул. Он сидит на краешке стула с таким видом, будто сейчас вскочит, и только круглое лицо с волной завитых кудрей и кошачьими усиками выдает безмятежность его сна.
В середине комнаты, прочно, неподвижно усевшись за большим квадратным столом, размеренно и шумно отхлебывая, пьют чай извозчики. Пьют не торопясь, истово помолясь богу, водрузив блюдечки на растопыренные пятерни. Дуют на воду, мочат в ней усы.
Все одинаково стрижены под кружок, у всех медно-красные обветренные лица, окладистые бороды. Их лица суровы, мрачны и неподвижны. Ни солнечный свет, ни шум улицы не проникают сюда.
В левом углу картины серая полосатая кошка, очень частый персонаж на картинах художника, занимается своими повседневными делами. И ей совершенно все равно, что происходит вокруг.
Он не часть этого закостенелого мира с его заскорузлым и зачерствевшим бытом. Она просто ждет кусочка лакомства, которое ей может перепасть со стола ямщиков.
И кажется, что изображена бытовая сцена с достоверным описанием места действия и действующих лиц. Однако в духоте, жарком полумраке, в тревожном красном колорите, в деревянной позе ямщиков есть та самая застылость быта, о которой так любили говорить в применении к Кустодиеву его современники.
Автор сочинения: Рыженко Елена
Открытка кредитора
Успешные купцы кредитовали тех, кто хотел начать свое дело, чаще всего — стать коробейником. Брали деньги под честное слово вернуть через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). На эти деньги начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство возвращались с расплатой вовремя, ведь если не явишься в срок, пойдет слух, что разорился, проворовался, и репутация будет потеряна навсегда. Были и те, кто разорился, но честь не потерял. Смотрит кредитор в окошко, а там идет заниматель в шубе навыворот, весь в перьях, немного пьяненький — это знак, что будет каяться: мол, обокрали или товар сгорел, и просить отсрочки…
Таким обычно верили.
А кредиторы покрупнее обычно рвали пополам открытку. Одна часть оставалась у купца, вторую забирал кредитуемый. И если через год он по каким-то объективным причинам не мог явиться на ярмарку (заболел или еще что-то…), то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки: это был знак, приехать не могу, но слово держать буду.
LicensingEdit
This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:
The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details. |