Жизнь анны ахматовой в 7 портретах известных художников

Портрет А.А. Ахматовой. 1915

Альтман Н.И.Холст, масло123,5 x 103,2

Русский музей

Аннотация

Одним из лучших произведений Альтмана, исполненных в дореволюционный период его творчества, является портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художник познакомился с Анной Ахматовой в 1911 году в Париже, а в 1913 году в Петербурге приступил к работе над ее портретом. В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов. Альтман увлекался новейшими течениями в живописи. И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. Это в определенной степени способствовало тому, что портрет Ахматовой получился гораздо глубже по характеристике, чем другие портреты, исполненные Альтманом.
Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Образ, созданный художником, сохранил ярко выразительную внешность Ахматовой и свойства оригинального характера, сочетающего особую закрытость, утонченность натуры и черты величавости и даже царственности. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К.С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Художник создает образ экспрессивными живописными средствами: контрастами цвета, угловатостью линий, несколько кубизированными – в духе времени – формами. Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы. Реален и в то же время в определенной степени нарочито декоративен по своей цветовой изысканности костюм. Мастер сумел выразить в портрете возвышенный и утонченный внутренний мир Ахматовой, передать своеобразие ее творческой натуры.

Биография автора

Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград)
Живописец, график, скульптор, художник театра и кино.
Родился в Виннице. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. В конце 1912 приехал в Петербург, где, своеобразно применяя в натюрмортах и портретах приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). В 1915–1916 преподавал в Петрограде в студии М. Д. Бернштейна, в 1918–1920 – в Петроградских свободных художественных мастерских, в 1918–1921 работал в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, в 1923 – в Институте художественной культуры.
Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920). В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922; «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927).
В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. С 1936 работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Публиковал статьи по вопросам искусства.

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

1914 год. Вышел второй сборник Ахматовой — «Четки», который принес ей признание. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская.

В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной»:

Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст, и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. Теперь не знаю, где художник милый, С которым я из голубой мансарды Через окно на крышу выходила И по карнизу шла над смертной бездной, Чтоб видеть снег, Неву и облака, — Но чувствую, что Музы наши дружны Беспечной и пленительною дружбой, Как девушки, не знавшие любви.

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

1911 год. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Она потом вспоминала: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час».

Позже почти все рисунки Модильяни сгорели в пожаре в ее царскосельском доме во время революции. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, — тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи».

Биография

Альтман Натан Исаевич (1889-1970) – знаменитый художник, модернист, живописец, скульптор, театральный декоратор, автор графических серий, мастер портрета. Альтман принадлежал к знаменитой плеяде мастеров русского авангарда, дружил со знаменитыми поэтами Серебряного века. Участвовал в выставках таких известных художественных объединений, как «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Союз молодежи».

Н.И. Альтман родился в 1889 году в старинном городе Виннице. В 1907 году окончил художественное училище в Одессе. Натан учился сразу на двух отделениях у талантливых педагогов. Живопись преподавали К.К. Костанди и Г.А. Лодыженский, а скульптуру – Л.Д. Иорини и И.И. Мармонэ.

После 1910 года Н. Альтман едет за художественным опытом в Париж, который был центром авангардных течений. Натан погружается в бурную художественную жизнь, знакомится с французскими современными художниками и поэтами, попадает в творческую среду. Здесь он впервые встречает Анну Ахматову, знакомство с которой станет залогом дружбы на долгие годы.

В Париже Альтман находит и много художников-соотечественников: М. Шагала, Д. Штенберга, А. Архипенко, О. Цадкина. Друзья объединяются в совместном творчестве, обсуждают работы друг друга, в поисках выразительности художественного языка бесконечно экспериментируют. Альтман находится в поисках себя, много работает, ходит по музеям, штудирует старых мастеров и посещает «Свободную русскую Академию» в Париже. Альтман увлекается кубизмом, в то же время ему интересна экспрессия испанских классиков, изучает архаичные памятники. Он «переболел» импрессионизмом и фовизмом, большое влияние на творчество Альтмана оказал Пикассо. У Н. Альтмана наметился свой путь в искусстве, он не хотел быть ни на кого похожим и отрешился от каких-либо традиций, желая сохранить свою индивидуальность.

После Парижа он не хочет оставаться в Виннице и стремится в Петербург. Альтман осваивает ремесло художника по вывескам, получает диплом мастера и в 1912 году едет в Петербург, устраивается в мастерскую по изготовлению витражей. Художник не задерживается в городе на Неве, в поисках впечатлений, общения с друзьями-художниками он постоянно курсирует между Петербургом, Парижем, Москвой и Винницей, он всегда там, где кипит художественная жизнь.

Одну из первых своих значительных серий Альтман создает в 1913 году. Так называемая «Еврейская графика» включает в себя полуфантастические анималистические мотивы, великолепно сочетаясь с орнаментами и шрифтами, уже в этих работах проявляется яркий альтмановский стиль. Он участвует почти во всех авангардных выставках, занимается иллюстрацией книг, находится в центре художественной жизни и становится все более популярным. Альтман был очень талантлив и очень общителен, имел привлекательную, яркую внешность и умел расположить к себе.

Н. Альтман вошел в круг художников и поэтов так называемого «еврейского ренессанса». Интерес к мотивам иудейского искусства был характерен для предреволюционного периода, объединившего много талантливых людей. В 1916 году было основано «Еврейское общество поощрения художеств», одним из организаторов которого был Альтман. В этом ключе художник исполнил несколько циклов работ. К «еврейской графике» добавились работы из серии «Картинки Натана Альтмана», датируемые 1914-1916 годами, а также он оформляет «Сборники Сафрут».

В 1916 году Альтман пробует свои силы как художник-декоратор в «Привале комедиантов». Позже его стали приглашать на разные театральные площадки. В 1920-е годы он оформляет спектакли в ГОСЕТе – Еврейском театре, под предводительством А. Грановского и С. Михоэлса, – а также в театре-студии «Габима» вместе с Е. Вахтанговым. Творчество сплотило четырех гениальных людей – Михоэлса, Альтмана Грановского и Пулвера. Появилась идея снять фильм «Еврейское счастье» в Виннице в местечке Иерусалимка. Идея выбора колоритной натуры и удивительно красивого места, несомненно, принадлежала Альтману.

Натан Альтман был гениальным портретистом и создал замечательную галерею образов «Серебряного века». Среди работ много живописных произведений, а также немало графических листов и многочисленных зарисовок. Портреты Альтмана отличаются от работ его художников-современников. Словно проанализировав несколько ему близких стилей, он создает свой оригинальный изобразительный язык. Отдельную страницу в его творчестве занимают автопортреты разных лет.

Источники:

http://www.li.ru/interface

https://artlot24.ru

  • Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (Стратегия повышения эффективности деятельности ООО «БИПИКО» с учетом факторов нешней и внутренней среды)
  • Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности
  • Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (Конкуренция и конкурентоспособность)
  • История возникновения и развития языка программирования Си (С++) и Java (История возникновения и развития языка программирования c++ 5)
  • “Органы местного самоуправления”
  • Учет лизинговых операций (Сущность и классификация лизинговых операций)
  • Принцип разделения властей
  • Варианты построения интерфейса программ: особенности и эволюция (Методология проектирования)
  • «Разработка проекта информационной системы для заказа билетов на поезд»
  • «Карьера государственного служащего: технологии планирования и управления »
  • «Американская модель менеджмента» ( Основополагающие понятия и сущность менеджмента)
  • Анализ взаимодействия коммерческой организации с внешней средой

«Черный ангел» (портрет Тырсы)

1928 год. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать»
.

В это время художник Николай Тырса создает три портрета Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. Осип Мандельштам был впечатлен работами художника:

Как черный ангел на снегуТы показалась мне сегодня,И утаить я не могу -Есть на тебе печать Господня.

Картины, описание картин — Альтман, Натан Исаевич

Альтман – советский художник-аванга рдист, из тех, что не признавали никакие каноны, использовали дикое смешение жанров, ради цели – передачи настроение, ощущения, события – пренебрегали всем остальным.«Анна Ахматова» его кисти, не смотря на то, что признавалась всеми самым неприятным из её портретов, между тем находила безошибочное узнавание и у родных, и у друзей. Дочь Ахматовой пишет, что хотя ей куда больше нравится другой портрет матери, где она выглядит более нежной и лиричной, а от кубизма нет и следа, портрет Альтмана лучше передает то, чем она была в те годы.В портрете много острых углов, нарушенной перспективы. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу за ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Фон – предельно обобщенный, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие о цветах, серый пол, деревянная скамеечка под ногами. По всей позе, по манере письма вырисовывается жесткая, непримиримая женщина с горящим пламенем внутри.Вся она выпирает острыми углами – не потому что так велит кубизм (другие работы Альтмана не столь угловаты) – а потому что в этом её суть. Вечно репрессированна я, вечно не издаваемая, потерявшая двух мужей, Ахматова готова колоться острыми углами, отражая любое нападение, огрызаясь на любого врага.Однако если в позе её чувствуется настороженность , почти враждебность, лицо вовсе разбивает это ощущение. Ахматова смотрит чуть в сторону, и на губах у неё – странно нежная для такого угловатого, строгого лица улыбка. Словно выглянуло изнутри тщательно охраняемое пламя, словно проглянуло сквозь тучи солнце, словно нечто, лелеемое, оберегаемое, сочло возможным показаться на мгновение и мгновение это было тотчас же мастерски поймано и перенесено на бумагу.

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

1921 год. Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Друзья поэтессы, Борис Анреп и Ольга Глебова-Судейкина , эмигрировали — она осталась в Советской России, тяжело переживая наступившие перемены и расставание с близкими людьми.

Здесь, в Петрограде, в доме на Кирочной улице, ее и нарисовал Юрий Анненков, который всеми силами старался отвлечь Ахматову от тягостных мыслей: «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем».

Глава 1.

Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.

Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений. Оно может принимать всевозможные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных).

В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)

1939 год. В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина . Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.

Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину. 21 июня 1939 года художник писал: «Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». Специально для портрета поэтесса заказала белое платье, правда, сшить его не успели — позировала в прокатном. В эти дни она написала свои знаменитые строки:

И упало каменное словоНа мою еще живую грудь.Ничего, ведь я была готова.Справлюсь с этим как-нибудь.У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить,Надо, чтоб душа окаменела,Надо снова научиться жить.А не то… Горячий шелест летаСловно праздник за моим окном.Я давно предчувствовала этотСветлый день и опустелый дом.

Об Анне Ахматовой

Судьба подарила встречу двум талантливым людям – поэту и художнику – Ахматовой и Альтману. Они были не только современниками, но и почти ровесниками. Анна, в то время еще Гумилева (не совсем удачный псевдоним Ахматова в качестве основной фамилии она примет после второго развода, с востоковедом В.К. Шилейко), оказалась старше всего на полгода. В одном из вариантов автобиографии под названием «Будка» Ахматова написала: «Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии — 1889». Ее слова в полной мере можно отнести и к Альтману.

Считается, что в Париже состоялось мимолетное знакомство Альтмана и Ахматовой. Хотя документального подтверждения этого факта мне не удалось обнаружить. Вторая встреча произошла в Петербурге, куда Альтман перебрался в 1912 году после получения диплома ремесленника, что позволило ему переступить черту оседлости.

В тот год Ахматову занимали иные проблемы. Появился на свет, как она всегда подчеркивала, единственный сын, нареченный Львом в память о крестном отце мужа – Льве Ивановиче Львове, брате матери.

Загорелись иглы венчика

Вкруг безоблачного лба.

Ах! Улыбчивого птенчика

Подарила мне судьба.

Вообще стихов, посвященных сыну, она написала мало. Всегда вспоминается строчка, так поразившая Цветаеву: «Я плохая мать!» Но не стоит осуждать каявшуюся Ахматову. Ребенок был копией мужа, с детства и всю жизнь боготворивший отца, с матерью же по большей части бывавший неоправданно резким. Не почувствовала она в сыне присущих ей черт характера, внутреннего, да и внешнего сходства между ними. Вероятно, отчасти из-за этого и происходило отчуждение.

Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)

1946 год. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Их работу признали «совершенно неудовлетворительной» из-за «безыдейных, идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой.

«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

В результате «Ленинград» закрыли, в «Звезде» сменился главный редактор и редколлегия. Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».

После разгромного доклада Анна Ахматова осталась совершенно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им. Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую. К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Художник не успел дописать руки поэтессы. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.

Заключение

Альтман прожил долгую творческую жизнь, наполненную удивительными событиями и встречами с гениальными современниками. Он принадлежал к поколению новаторов, модернистов, рисковавших свободой и жизнью ради искусства и смелости свободно выражать свои мысли. Работы Альтмана имеют мировую известность и огромную коллекционную ценность. Его антикварные картины хранятся в крупнейших музеях и частных собраниях, не перестают радовать удивлять поколения новых и новых зрителей.

И в портрете Альтмана присутствует эта «говорящая неслучайность» материальных предметов. Ярко-желтым пятном застыла на плечах модели знаменитая ахматовскя шаль, воспетая Блоком как «испанская», а Мандельштамом как «ложноклассическая». Сочетание этой желтизны с синевой платья, причудливые грани пейзажа, ломкий абрис утонченной фигуры сообщают портрету оттенок некой тревоги. Ахматова в данном «вещном» контексте – «роковая» дама из «Бродячей собаки», модная поэтесса, участница и героиня «действ» артистиче-ской богемы Серебряного века.

Конечно же, такое амплуа не выявляет всех свойств и культурно-исторических обличий Ахматовой реальной. Но портрет и не претендует на полноту представления о модели. Тем более что жизнь у нее была и долгой, и очень трудной, и в разные ее периоды она была другой, что и отразилось в ее портретах, созданных другими художниками.

Глава 2

Копию портрета Натана Альтмана «Анна Ахматова» Я выполнила на формате А2 с рамкой листа А1,гуашью.

Работа художника

Композиционная схема

Тоновая схема

Цветовая схема

Основные цвета композиции

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: