Николай рерих: жизнь и творчество художника

Символ светлого града в творчестве н.к. рериха

Николай Рерих — «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге . Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств . Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год — университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Государственный Русский Музей

Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Государственный Музей Востока

Николай Рерих. Дозор. 1905. Государственный Русский Музей

В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино — в имении мецената Марии Тенишевой . Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем , Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ — декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Шпион, буддист, агент влияния?

Неудивительно, что многочисленные публикации о жизни и деятельности Рериха во многом являются воплощением известной притчи о слоне и слепых, каждый из которых пощупал лишь одну какую-то его часть – хобот, ногу, бивень или хвост. Исследователи, в руки которых попадают доступные им источники, причисляют Николая Рериха то к ОГПУ, то к буддистам, то к американским агентам влияния, то к гонимым ортодоксами православным, то к масонам, то к «восточникам». Любую из этих позиций без труда можно подтвердить или опровергнуть вырванными из контекста цитатами.

Но Рерих не был агентом ОГПУ. Биографы утверждают, что даже если бы на Лубянке нашлись документы, «свидетельствующие» о его вербовке, это могло означать лишь то, что сотрудничество художника с кем бы то ни было продолжалось только до тех пор, пока ему самому это было необходимо для каких-то своих, выгодных лишь ему и его делу целей. В 1930 году чекисты считали Рериха американским, а после войны – английским агентом. Английская разведка называла монгольскую и тибетскую части его экспедиции середины 1920-х годов военно-разведывательной акцией США. В свою очередь американские спецслужбы в 1930-х присматривались к его контактам с японцами и подозревали художника в слишком тесном сотрудничестве с «красной Россией».

Не был, однако, Рерих и буддистом или православным в общепринятом смысле, он лишь использовал их для реализации своих замыслов. Некоторые исследователи даже характеризуют его деятельность как сектантскую, поскольку она, по их мнению, точно подходит под евангельское предостережение: «Господь судил нам жить во времена, когда “много лжепророков появилось в мире”, которые приходят к нам “в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные”.

Немало исследователей склоняются к мысли, что Николай Рерих в 1920-1930-х годах пытался воплотить в жизнь один-единственный план – создание оккультного государства под своим, разумеется, водительством. А попутчиками в этом деле были представители самых разных организаций и стран.

«Для одного, — признавались в 1927-м супруги Рерихи, — мы – Махатмы, для другого – учёные, для третьего – повстанцы, для четвёртого – комитет революционеров…»

Многие очевидцы свидетельствовали, что при личном общении Николай Константинович умел повернуться к каждому из своих собеседников близкой и понятной им гранью. А таких граней у Рериха было много: Мировая Революция, Спасение святынь и шедевров искусства под Знаменем Мира, Звенигород, Новая страна, Община, Кооперативы, Образование, Иван Стотысячный, преподобный Сергий Радонежский, Махатмы (Великие Мудрецы Востока), Веления Космоса и так далее.

Сын художника Святослав Рерих писал о своём отце: «Существует много сторон его личности, которых вовсе нельзя касаться в широком оповещении».

Предсказание Рериха о Звенигороде

Страстно увлечённый востоком, Рерих долгое время путешествовал в поисках таинственной Шамбалы. Но особо интересовал художника Алтай. После продолжительных странствий Рерих пришёл к выводу, что именно на Алтае однажды будет основан Звенигород — центр будущей цивилизации.

Художник считал, что Звенигород построят в Уймонской долине. Именно там соберутся люди всех наций. Жители города будут развиты духовно, будут тянуться к творчеству и заниматься наукой. Творчество Рерих считал основой цивилизации. Он говорил, что однажды человечество сможет освоить космические пространства, но это произойдёт лишь в том случае, если людей не покинет творческая энергия.

Сегодня последователи Рериха всё чаще переезжают на Алтай, в Уймонскую долину. Среди живущих там нередко встречаются иностранцы. Переезжая туда, люди переходят на натуральную пищу, начинают заниматься духовными практиками. И, возможно, уже сегодня в Сибири происходит зарождение Звенигорода, о котором когда-то говорил знаменитый художник.

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Николай Рерих был разносторонним человеком

Родился Николай Константинович Рерих 27 сентября 1874 года в Санкт-Петербурге, в семье известного юриста и нотариуса. В круг друзей семьи Рерихов входили знаменитые ученые, художники: М. Микешин, Д. Менделеев, Н. Костомаров и др. Юный Николай был всесторонне развитым ребенком. Его интересовали многие науки, но больше всего привлекали археология и история. Он ездил на раскопки, изучал историю древних славян-русичей.

Одновременно с увлечением историей, Николай учился в Петербургском университете юриспруденции и в Академии художеств постигал искусство написания пейзажа У. И. Куинджи и И. Е. Репина. Во время обучения в Академии, Рерихом была написана картина «Гонец. Восстал род на род», которую он представил на ученической выставке. Прямо с выставки, она была куплена П. М. Третьяковым.

Работы Н. К. Рериха постоянно экспонировались на выставках во Франции, США. Италии, Англии, Швеции, Бельгии, Германии и других странах. В 1923 году в Нью-Йорке открылся музей Н. Рериха.

Рерих много путешествовал по России, посещал Италию, Германию, Швейцарию. Кавказ, изучая живопись, историю и демонстрируя свою коллекцию древних раритетов каменного века.

Творчество Николая Рериха

В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.

Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.

В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.

Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.

1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.

Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.

Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.

Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.

Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.

Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.

В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.

Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия

В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.

В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:

Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.

Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Библиография

  • Эрнст С. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 127 с.: л. ил. — (Рус. художники).
  • Ростиславов А. А. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Н. И. Бутковской. 1918. — 72 с.: ил.
  • Бурлюк Д. Д. Рерих: черты его жизни и творчества (1918—1930). — Нью-Йорк: Изд-во М. Н. Бурлюк, 1930. — 31 с.: ил.
  • Князева В. П. Николай Константинович Рерих. 1874—1947: . — Л.: М.: Искусство, 1963. — 112 с.: ил.
  • Алёхин, А. Д. Живопись раннего периода творчества Н. К. Рериха (до 1916 г.). Автореферат диссертации. — М., 1970.
  • Полякова Е. И. Николай Рерих.— М.: Искусство, 1973, 1985. — 303 с.: ил.
  • Живкова Л. Т. Делото на Николай Рьорих : // Богомил Райнов. Николай Рьорих : . София, 1978. С. 5-10. — Болгар. яз.
  • Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. — Л.: Лениздат. — 1985. — 224 с.: ил. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в
  • Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
  • Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей.— М.: Молодая гвардия. — 1973. — 2-е
  • изд.
  • Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии).— Новосибирск, 1994; М., 2011.
  • Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э.
  • Циолковский): автореф. дис. … канд. филос. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 2004. — 22 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: icr.su, , , , 

Николай Рерих: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.5/5 — (29 голосов)

Русский Сен-Жермен

Ближайшие сотрудники Николая Рериха называли его «наш Великий Вождь». Да и он сам без ложной скромности отводил себе роль мирового лидера. Супруга Елена Рерих любила сравнивать его с оккультистом и теософом эпохи Просвещения графом Сен-Жерменом, а также «представителем самого владыки Шамбалы», говорила о «великом и светлом имени , которое уже занимает мировое положение». Фигура художника рассматривалась его окружением в качестве «Западного Далай-ламы». К примеру, ближайшая сподвижница и участница алтайской экспедиции Зинаида Лихтман (в замужестве Фосдик) так и пишет в дневнике: «Н. К. – воплощение 5-го Далай-ламы».

Ему удалось выдвинуть ряд идей, нашедших отклик в самых разных слоях мирового сообщества. Документ, известный под названием «Пакт Рериха», который 15 апреля 1935 года подписали в Вашингтоне более двадцати стран, стал первым в истории международным договором о защите культурного наследия – он установил приоритет защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.

Николай Рерих стал знаменитым, бросив в массы девиз «Мир через культуру». Он придумал Знамя Мира – отличительный знак для идентификации объектов охраны культурных ценностей в виде красной окружности с тремя кругами в середине на белом фоне. А религиозно-философское учение «Живая Этика, или Агни-Йога», разработанное его супругой Еленой Рерих, основанное на идеях эзотеризма, претендовало на синтез всех йог и религий.

«Мировое значение Н.К. достигло наивысших границ, – отмечала Зинаида Лихтман, – он возведен повсюду как вождь мировой культуры».

Талантливый художник был сложной, многомерной личностью. И без сомнения крупным ученым и исследователем, а также политиком-практиком международного масштаба с ярко выраженным геополитическим мышлением.

В последние годы на российских читателей обрушилась лавина дневников и книг участников экспедиций Рериха: работы его помощницы Зинаиды Фосдик «Мои учителя. По страницам дневника. 1922-1934» и «Мои учителя. Встречи с Рерихами», начальника охраны полковника Николая Кордашевского «С экспедицией Н.К.Рериха по Центральной Азии», заведующего транспортом Павла Портнягина «Современный Тибет», доктора Константина Рябинина «Развенчанный Тибет». Появился и ряд спорных историко-мистических романов и повестей, посвященных деятельности Рериха: Олега Шишкина «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж», Антона Первушина «Оккультные тайны НКВД и СС», Игоря Минутко «Искушение учителя: версия жизни и смерти Николая Рериха». Плюс монографии зарубежных авторов, документы и статьи отечественных исследователей, приоткрывших завесу тайн личности и замыслов художника и философа.

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.

Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.

В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.

Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.

Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.

По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Что говорила Ванга о Николае Рерихе?

Ванга лично встречалась с сыном Рериха Святославом. Ясновидящая считала, что в каждой картине художника есть тайный смысл. Пока человечество не готово расшифровать послания Рериха, но со временем людям откроется истинное значение его произведений.

Особенно Вангу занимало полотно «Св. Сергий». По словам провидицы, эту картину руками Рериха рисовали четыре ангела. Ванга говорила, что в полотне зашифровано предсказание о возвышении России.

Сергия Радонежского, изображённого на картине, ясновидящая называла главным русским святым, который трижды спасёт нашу страну от несчастий. Пророчица верила, что России во времена катаклизмов суждено стать оплотом цивилизации. Об этом же говорил и сам Николай Рерих.

Картина Николая Рериха «Святой Сергий»

Страна Шамбала

Впервые информация о Шамбале встречается в древнеиндийском трактате «Калачакра» (X в.). По преданию, через год после просветления Будда Сиддхартха Гаутама познакомился с царем этой среднеазиатской страны — Сучандрой и изложил правителю Шамбалы «Сутру Высшей мудрости в тысячу стихов». Обобщенно наставления Будды можно охарактеризовать как учение о преодолении страданий путем отказа от желаний. Сучандра обрел высшее знание и смог достойно и мудро править своим царством. А когда в IX веке в Среднюю Азию вторглись мусульмане, Шамбала сделалась невидимой. И найти дорогу к ней могут теперь только чистые сердцем.

С тех пор многие люди надеются отыскать путь в загадочную страну мудрецов. Признавая, что Шамбала — это прежде всего духовная реальность, которую человек должен открыть внутри себя, они все же отправляются в длительные экспедиции в Индию, Тибет, Китай и другие районы Азии.

Любопытное предположение насчет того, где могла бы находиться Шамбала, сделал знаменитый путешественник XIX века Н.М. Пржевальский. Когда он дошел до истоков реки Черчен (Китай), то обнаружил развалины двух городов, возраст которых по приблизительной оценке был более трех тысяч лет. Жители окрестностей рассказали, что города когда-то засыпали движущиеся пески, а до этого там жили истинные мудрецы, хранители огромной библиотеки. Пржевальский был уверен, что находится в нескольких шагах от разгадки, он с энтузиазмом принялся за исследования. Но, увы, в конце жизни вынужден был признать, что Шамбала скорее легенда о райском уголке на земле, чем реальное место.

Выдающийся философ Е.П. Блаватская в своей «Тайной доктрине» указывает, что Шамбала действительно физически расположена на Земле, это «Священный остров в пустыне Гоби». Но попасть туда может лишь «достойно стремящийся». И именно оттуда, из Шамбалы, стоит ждать пришествия нового Мессии.

Создатели религиозно-философского учения «Агни Йога» (одной из важных основ которого является почитание Шамбалы) Н.К. и Е.И. Рерих полагали, что таинственная страна мудрецов находится в Тибете. Несколько раз супруги осуществляли экспедиции в поисках загадочного края, который, по словам Елены Ивановны, есть «Твердыня Великого Знания и Света». С незапамятных времен стоящая на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий».

Николай Константинович Рерих, когда ходил в экспедиции по Тибету, рисовал на своих картинах призрачные образы Шамбалы и записывал все в свои тетради. Как он писал, в Шамбале есть много пещер внутри гор, куда идут тибетские ламы, но не все возвращаются назад. В древних индийских книгах написано про некие глубокие пещеры, ведущие к огромным подземным городам с библиотеками тайных знаний.

Интересную версию по поводу расположения страны просветленных выдвинули в середине XX века востоковеды Б.И. Кузнецов и Л.Н. Гумилев. Они были  убеж дены, что Шамбала — во все не красивая метафора духовного самосовершенствования, а реально существовавшее место. Доказательством этого факта могла служить древняя тибетская карта времен завоеваний Александра Македонского. На ней обозначена Сирия, которая в тот период была весьма могущественным государством. А поскольку по-персидски Сирия звучит как «Шам», а «боло» означает «верх», с лингвистической точки зрения предположение Кузнецова и Гумилева вполне обосновано: «Шамбола» значит «господство Сирии».

Зачастую о загадочной мифической стране мечтали люди, искавшие просветления. Но есть исключения. Фашистского вождя Адольфа Гитлера интересовало вовсе не обретение мудрости. Вдохновленный идеями немецкого геополитика Карла Хаусхофера, Гитлер совершил несколько экспедиций в Тибет, предполагая, что в Шамбале находятся истоки арийской расы. Кроме того, фашисты считали Шамбалу центром силы, управляющим стихиями и народами, и надеялись заключить союз с тайным государством. Ожидания их, к счастью, не оправдались.

Ведь «достичь чудесной страны может только чи стый сердцем».

Тайна Шамбалы до сих пор не разгадана. По крайней мере, теми, кто пребывает в этом мире.

Центрально-Азиатская экспедиция

Удивительно талантливым в семье Рерихов был не только сам Николай Константинович, но и его сыновья. Старший – Юрий готовился поехать в экспедицию с отцом.

Он начал своё образование в Лондонском университете, продолжил в Гарварде, а закончил в Сорбонском, то есть он успел поучиться в лучших высших заведениях мира всех времен.

На момент начала экспедиции в 1923 году Юрию был 21 год, к этому времени он овладел уже 12 иностранными языками, на которых мог свободно общаться, ещё он знал 10 языков, на которых мог хорошо изъясняться. При этом, в Европе он уже упрочил свое имя среди ученых, сам он стал востоковедом. Младший сын изучал архитектуру и живопись, Святослав стал художником.

Караван экспедиции Рерихов в пути

Центральноазиатская экспедиция проходила в несколько этапов. Рерих мечтал о создании Единой Азии, целью которой было соединение воедино идей коммунизма и буддизма.

Некоторые источники утверждают, что Рерихи отправились изучать не только культуру и этнологию региона, но и найти Шамбалу – мифическую страну, попасть в которую может не каждый. Существует мнение, что Рериху было поручено вернуть в Шамбалу камень, исполняющий желания – чинтамани.

Доподлинные намерения человека, которого уже давно нет с нами предположить сложно и уж тем более невозможно сказать о его помыслах с достоверной уверенностью. Тем не менее, из-под пера Николая Рериха вышла работа, под названием «Шамбала: в поисках новой эры».

Николай Константинович Рерих «Приказ Ригден-Джапо», 1947 годМестонахождение: Государственный музей и художественная галерея, Чандигарх, Индия

Экспедиция под руководством Николая Рериха была грандиозным событием своего времени, множество научного материала было получено по ходу неё. Новая серия картин вышла из-под кисти художника, не одна книга была написана на материалах экспедиции. Маршрут этой экспедиции был проложен по пути сокровенных странствий Будды.

Затем Рерих участвовал ещё и в Маньчжурской экспедиции, которая также имела большое значение для науки. После завершения первой экспедиции семья Рерихов осталась жить в Индии, в долине Куллу. Рерихи переводили и изучали древние манускрипты, изучали древние языки.

В Индии этой семьей была проведена колоссальная научная работа. Николай Константинович Рерих основал институт научных исследований «Урусвати», директором стал Юрий Николаевич. В дальнейшем с этим институтом сотрудничали многие европейские институты, ученые и исследователи. Например, с «Урусвати» сотрудничал Альберт Эйнштейн. Даже советские научные организации и ученые обращались в институт, созданный Рерихами.

В период Второй Мировой Войны Рерих в творчестве опять обращается к теме родины. Создает такие картины: «Поход Игоря», «Партизаны», «Богатыри проснулись» и другие.

В годы войны Рерих становится инициатором создания культурной ассоциации «АРКА» между культурами России и Америки, в которую, например, входили такие известные люди культуры как Эрнест Хемингуэй и Чарли Чаплин.

Николай Константинович Рерих «Богатыри проснулись», 1940 годМестонахождение: Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия

Творческое наследие Николая Рериха составляет тысячи картин и десятки книг

Творчество Н. К. Рериха многогранно. Он успешно занимался станковой живописью, оформлял церкви, писал иконы. Очень успешно выступал как театральный художник, оформляя декорации и разрабатывая костюмы к театральным постановкам в Москве, Париже, Лондоне, Петербурге.

В 20-е годы Николай Константинович Рерих увлекается историей Индии и вместе с семьей едет в экспедицию в эту страну. Там он изучает древние учения индусов, их обряды, религию, быт. Затем посещает Алтай, Монголию, Тибет.

Индия стала его всепоглощающей любовью, его жизненной философией. Местом, где он прожил до конца жизни, стала долина Кулу, где с подачи Н. К. Рериха в 1928 году основали институт научных исследований «Урусвати».

Творческое наследие Николая Рериха составляют не только картины. Он является автором книг и статей, которые посвящены этике и культуре, выпускает два сборника стихов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: