Экскурсия: тверь

Лучшие картины Серова

«Девочка с персиками». На портрете изображена Веруша, одиннадцатилетняя дочь состоятельного промышленника и мецената Мамонтова. Картина была написана в 1887 году, когда самому Серову было двадцать два года.

«Девушка, освещенная солнцем». На нем изображена двоюродная сестра Марии Симонович, которая успела выслать полотно из Франции незадолго до своей смерти из Парижа в Третьяковскую галерею, где оно находится и по сей день.

Портрет, на котором изображен Иван Абрамович Морозов. Выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане.

«Похищение Европы». На создание данного шедевра Серова подтолкнуло предпринятое накануне путешествие на остров Крит, где он в сопровождении своих друзей близко познакомился с древнегреческой культурой и ее неповторимой мифологией.

Портрет Николая II, который Серов писал преимущественно по фотографиям. На сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам царь высоко оценил таланты Валентина Серова, оказав материальную помощь семье художника после его внезапной смерти.

Портрет, на котором изображена Мария Акимова. На сегодняшний день полотно находится в Национальной галерее Армении.

Портрет Шаляпина, который был написан в 1905 году при помощи угля. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых, и частенько захаживал к ним в гости.

Другие работы, которые также считаются знаменательными в творчестве Серова

  • Портрет, на котором изображен художник Константин Коровин.
  • Портрет Исаака Ильича Левитана.
  • Картина коронации Императора Николая II.
  • Портрет Иды Львовны Рубинштейн.
  • Портрет, на котором изображен четырехлетний сын мецената и магната Мика Морозов.
  • Картина, которая называется «Дети» (на ней изображены юные Юрий и Александр Серовы, сыновья Валентина Александровича).
  • Полотно под названием «Петр I», написанное художником в 1907 году.
  • Портрет княгини Орловой.
  • Портрет Ильи Репина.
  • «Баба с лошадью».
  • Картина «Солдатушки», написанная Серовым на основании трагических исторических событий, известных как «Кровавое воскресенье».
  • «Стог сена».
  • Картина, на которой изображено окончание Куликовской битвы.
  • «Открытое окно».
  • Серия работ, написанных художником во время пребывания в Домотканово («Октябрь», «Заросший пруд» и другие). В картине «Заросший пруд» Валентин Александрович показывает свои выдающиеся способности живописца, создав глубокое произведение, на котором природа описывается в первозданном виде с минимумом лишних эффектов.
  • Портрет, на котором изображен великий князь Павел Александрович.
  • Портрет Елены Рерих, написанный в 1909 году.

Своеобразной визитной карточкой автора является написанный им автопортрет, раскрывающий особенности характера и поведения Валентина Александровича перед искушенным зрителем. Работы Серова оказали огромное влияние как на его современников, так и на развитие русской и мировой культуры.

Поздние работы

Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности, из неудовлетворенности движением передвижников. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма, и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В начале XX века Серов создавал героические портреты; в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва; Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) — оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).

Валентин Серов — Портрет Елены Рерих, 1909

Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи («Выезд Пётра II и цесаревны Елизаветы Петровны на псовую охоту», 1900, Русский музей), и глубине постижения исторической достоверности эпохи («Пётр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея).

Последние годы жизни Серова отмечены работами на темы из классической мифологии. Рассматривая изображения с античной стороны, он придавал классическим предметам изображения личную интерпретацию.

Валентин Серов скончался в Москве 5 декабря 1911 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография Валентина Серова

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.

Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.

Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова.

Библиография

  • Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл.)
  • Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Кудря Аркадий. «Служенье красоте, или Жизнь художника Серова»
  • Петров В. Возвращение исторической картины Серова. («После битвы на Куликовом поле», 1894. Дар ГИМ от Д. Поузена.) // Наше
  • Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 1993. № 27.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: muzei-mira.com, , 

Валентин Серов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.4/5 — (5 голосов)

Примечания

  1. Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб. 1862 г.
  2. Тверская усадьба / Под ред. Берёзкиной Е. И. Научная библиотека Тверского ГУ, 2013 (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  3. Тверская областная картинная галерея (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  4. Как прекрасен этот мир! Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова в Домотканово (неопр.) . Дата обращения 14 ноября 2013.
  5. Дом-музей В. А. Серова в Домотканово (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  6. Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия. Дом, в котором жил русский художник Серов В. А. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  7. Министерство строительства Тверской области: работа по реставрации усадьбы «Домотканово» ведется поэтапно. Ответ Народному фронту (рус.). Тверское Информационное Агентство (22 октября 2014). Дата обращения 7 января 2020.

Красная Новь (Тверская область)

Музей В. А. Серова в одном из домов усадьбы «Домотканово». 6 января 2015 г. В Списке населенных мест 1859 года значится владельческое сельцо Домотка́ново

Тверского уезда. Впервые упоминается в документах в 1539 году. В своё время Домоткановым владели представители известнейших дворянских фамилий Российского государства — Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины. В XVIII веке имение переходит во владение рода дворян Постниковых, а далее их потомкам по женской линии — Воробьёвым. Последние владели Домоткановым со второй половины XVIII века почти полтора столетия.

Усадьба как хозяйственный объект с барским домом, парком, прудами, ландшафтом и хозяйственными постройками окончательно сформировалась в период владения ею дворянами Воробьёвыми, включая одноэтажный деревянный дом, в котором находится сейчас дом-музей художника Валентина Александровича Серова. Это одно из старинных поместий Воробьёвых.

Усадьба стоит на холме, прекрасно видна со всех сторон. Большой двухэтажный с первым кирпичным и вторым бревенчатым этажами господский дом классической архитектуры (ныне частично разрушен, см. фото), украшенный мощной тосканской колоннадой, поддерживавшей балкон, окружён парком с девятью проточными прудами, цепь которых заканчивается в еловом лесу.

В 1886 году Домотканово приобрёл у помещика Александра Ивановича Воробьёва художник Владимир Дмитриевич фон Дервиз. С этого времени вплоть до октябрьской революции 1917 года усадьба переходит в собственность дворянского рода Дервизов. По приглашению нового хозяина усадьбу часто посещает русский художник-передвижник Валентин Александрович Серов. Вдохновлённый поэтической природой Домотканова, здесь он создаёт свои лучшие произведения, ставшие классикой мирового и русского искусства, хранящиеся сейчас в крупнейших музеях страны и мира, включая Государственную Третьяковскую Галерею. Среди них: пейзажи — «Осенний вечер. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово»; а также «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все другие работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое. Так Домотканово становится знаменитым культурно-художественным центром России, подобным Абрамцеву С. И. Мамонтова и Талашкину княгини М. К. Тенишевой.

В разные годы в усадьбе бывали известные деятели русской культуры конца XIX — начала XX вв.: художники И. И. Левитан, И. Я. Билибин, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов и Н. Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В. С. Серова, педагог А. С. Симонович, учёные А. Е. Фаворский, Я. В. Чехов.

После октябрьской революции 1917 года усадьбу «Домотканово» постигла участь многих русских дворянских усадеб, а в имении был создан совхоз с одноимённым названием.

В настоящее время в Домотканове находится мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова, открытый в 1965 году к столетию со дня рождения художника, который расположен в деревянном одноэтажном доме недалеко от главного дома-усадьбы. С 1976 года музей является филиалом Тверской областной картинной галереи и объектом культурного наследия Российской Федерации (код памятника: № 6900558000) согласно Решению Калининского облисполкома № 310 от 20.08.1973

В нём уделяется большое внимание возрождению традиций усадебной жизни. Ежегодно, зимой, в парке музея проводятся Рождественские и масленичные гулянья, сопровождаемые народными забавами и потехами, концертами, театральными действами

В 1930-х годах деревня Домотканово получила другое название — Красная Новь. В 1930-40-х годах деревня была центром Красно-Новского сельсовета в составе Калининского района Калининской области.

В настоящий момент ведётся реставрация усадьбы «Домотканово».

Самые известные картины Валентина Серова

1. «Автопортрет» (1880-е)

Это картина – визитная карточка художника. Серов провёл тонкий самоанализ, взглянул вглубь своего внутреннего мира. Непослушные волосы и сжатые губы говорят о непростом творческом характере. Он начал свой творчески путь с самораскрытия перед своим зрителем.

2. «Девочка с персиками»(1887)

Эта знаменитая девочка – дочка русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Двенадцатилетней Веруше, как звали её все близкие, пришлось позировать целый месяц! Портретист добивался свежести картины.

Другой известный художник В.М. Васнецов написал потрет Веры, когда ей исполнился 21 год. Он имеет название «Девушка с кленовой веткой». Видимо, дочка мецената вдохновляла русских портретистов на создание шедевров.

3. «Девушка, освещённая солнцем» (1888)

Машенька Симонович, изображённая на полотне, была двоюродной сестрой Серова. После написания картины «Девочка с персиками» художник захотел создать портрет на лоне природы в селе Домотканово. Образ задумчивой девушки нёс в себе идею русской чистоты и скромности. Серов считал эту работу одной из лучших, хотя многие упрекали его в оттенках импрессионизма.

4. «Дети» (1899)

Серов очень хорошо и тонко чувствовал внутренний мир детей. Многие картины, на которых они изображены, проникнуты ощущением суровой нежности. Для данной работы позировали сыновья художника Саша и Юра. Мальчики, с одно стороны, очень похожи, но Серов смог передать их отличия в позе, жестах. Ему хотелось уловить тот момент, когда ребёнок погружается в мир своих мыслей и спокойно созерцает то, что происходит вокруг.

5. «Портрет Мики Морозова» (1901)

На этот раз на картине изображён пятилетний сын мецената Саввы Морозова Михаил. Микой его называли домочадцы. В отличие от своей сестры Веры, мальчик был очень подвижным, что видно даже в его позе на полотне. Художник стремился передать эту динамичность и беззаботность детства.

6. «Пётр I»(1907)

Серов проявлял особый интерес к исторической теме. Известный книгоиздатель И.Н. Кнебель заказал эту картину для репродукции в школьном наборе картин по русской истории. Безусловно, каждый художник имеет своё видение исторической личности, что отражается в его работах. Серов решил изобразить реформатора, уверенной походкой шагающего навстречу суровому ветру. За ним плетётся его свита. Одной из главных идей картины была ностальгия по сильному правителю.

7. «Похищение Европы»(1910)

Безусловно, речь идёт не о краже материка. Европа была дочерью финикийского царя, в которую влюбился Зевс. Под видом быка он выкрал красавицу и увёз на остров Крит, где она благополучно родила ему трёх сыновей.

Идея написания картины родилась в голове художника во время поездки на этот замечательный греческий остров, где археологи изучали найденные остатки Кносского дворца. Серов создал шесть вариантов этой работы.

Примечания

  1. Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб. 1862 г.
  2. Тверская усадьба / Под ред. Берёзкиной Е. И. Научная библиотека Тверского ГУ, 2013 (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  3. Тверская областная картинная галерея (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  4. Как прекрасен этот мир! Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова в Домотканово (неопр.) . Дата обращения 14 ноября 2013.
  5. Дом-музей В. А. Серова в Домотканово (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  6. Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия. Дом, в котором жил русский художник Серов В. А. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  7. Министерство строительства Тверской области: работа по реставрации усадьбы «Домотканово» ведется поэтапно. Ответ Народному фронту (рус.). Тверское Информационное Агентство (22 октября 2014). Дата обращения 7 января 2020.

Хронология жизни Валентина Алексеевича Серова.

  • 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Отец — композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Мать — Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель.
  • 1871. Смерть отца.
  • 1872. Живет с матерью в Мюнхене. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом.
  • 1874. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И. Е. Репиным. Возвращение в Россию. Знакомство с семьей Мамонтовых. Обучение в гимназии К. И. Мая.
  • 1876. Переезд с матерью в Киев.
  • 1878. Возвращение в Москву. Продолжение занятий с Репиным.
  • 1880. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поступление в петербургскую Академию художеств.
  • 1883. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дервизом.
  • 1885. Поездка в Мюнхен и Голландию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса.
  • 1886. Знакомство с К. А. Коровиным. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ.
  • 1887. Поездка в Вену и Италию с И. С. Остроуховым, М. С. и Ю. С. Мамонтовыми. «Девочка с персиками».
  • 1888. «Девушка, освещенная солнцем»; «Заросший пруд». 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за «Девочку с персиками» Серов
  • получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет.
  • 1889. Женитьба на О. Ф. Трубниковой (1865-1927). Поездка в Париж. Затем Серовы обосновались в Москве.
  • 1891. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина.
  • 1892. Встречается с Л. Н. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой.
  • 1893. Портрет И. И. Левитана. Рождение сына Александра.
  • 1894. Избран членом ТПХВ. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Рождение сына Георгия.
  • 1895. «Октябрь. Домотканово».
  • 1896. Знакомство с А. Н. Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Рождение сына Михаила.
  • 1897. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет великого князя Павла Александровича.
  • 1898. Получает звание академика живописи.
  • 1899. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи.
  • 1900. Выходит из ТПХВ. Становится членом «Мира искусства». Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Начало работы над портретами семейства Юсуповых.
  • 1901. Рождение сына Антона.
  • 1902. Поездка в Германию.
  • 1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом Академии художеств.
  • 1904. Поездка с женой в Италию.
  • 1905. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 18 февраля вместе с В. Д. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Портреты Ермоловой, Горького.
  • 1906. Поездка в Париж.
  • 1907. Поездка с Л. С. Бакстом в Грецию и на Крит. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I; Портрет Г. Л. Гиршман.
  • 1908. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. Рождение дочери Натальи.
  • 1909. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее «политической неблагонадежности». Поездка в Берлин и Париж.
  • 1910. Поездка в Рим и Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая; портрет Иды Рубинштейн.
  • 1911. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Портрет O.K. Орловой. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Ссылки:

Домотканово на полотнах В. А. Серова

  • Осенний вечер. Домотканово. 1886. Государственная Третьяковская галерея
  • Заросший пруд. Домотканово. 1888. Государственная Третьяковская галерея
  • Октябрь. Домотканово. 1895. Государственная Третьяковская галерея
  • Баба в телеге. Домотканово. 1896. Государственный Русский музей
  • Зимой. Домотканово. 1898. Государственный Русский музей
  • Баба с лошадью. Домотканово. 1898. Государственная Третьяковская галерея
  • Старая баня в Домотканово. 1888. Государственный Русский музей
  • Стригуны на водопое. Домотканово. 1904. Государственная Третьяковская галерея
  • Осень. Домотканово. 1892. Ивановский областной художественный музей
  • Дуб в Домотканово. 1890-е г. Чувашский государственный художественный музей
  • Стог сена. Домотканово. 1901. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
  • Ели. Домотканово. 1890. Харьковский художественный музей
  • Зимняя дорога в Домотканове. 1904. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина
  • Балкон. Домотканово. 1911. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Валентин Серов. Деревенские пейзажи в Домотканово

В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни. Большинство таких картин он нишет в Домотканово.

Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего. На многих полотнах он изображал своих любимых лошадей. Вы помните породистого скакуна на парадном портрете Великого князя Павла Александровича (в прошлой моей публикации)? В небольшой пастели «В деревне.

Баба с лошадью» 1898 года мы видим невзрачную рыженькую лошадку.

Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898

Подолгу живет Валентин Серов в своем любимом Домотканове с женой Ольгой. Здесь в 1895 году он пишет ее замечательный, светлый и радостный портрет, на фоне играющих на лугу двух детишек — «Летом» (1895).

Валентин Серов. Летом.1895

Валентин Серов. Волы

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886

На смену ярким, светоносным пейзажам «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886) появляется ненастный, серенький денек, проникнутый тонкой, щемящей грустью – «Октябрь. Домотканово» (1896).

Пастушок, лошадки, ветхие избы, затерянные посреди бесконечных просторов полей – все воспринимается как часть гармоничного огромного мира, разлитой в нем тишины.

Русская деревня всегда в сердце художника.

Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895

Валентин Серов и «Мир искусства»

В 1898 году С.П.Дягилев организовал Выставку русских и финляндских художников, на которую пригласил Серова. У живописца появляется новый круг общения.

Кроме Бенуа, он сближается и с другими активными членами общества «Мир искусства»: Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, Л.С.Бакстом.

В начале 1900-го года Валентин Серов покидает Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и вступает в объединение «Мир искусства».

Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904

В 1900-1910-е годы витают в воздухе запоминающиеся блоковские образы «фиолетовые сумерки», «степная кобылица», «белый снег», «желтая заря».

В атмосферу тихого зимнего вечера попадаем мы, глядя на изображение скромной деревенской окраины в пастели Валентина Серова «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).

Бенуа считает, что молодые кони на фоне пронзительного лимонно-желтого закатного неба вносят напряженную интонацию, напоминающую эпоху декаданса.

Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905

Два друга, Серов и Коровин, страстно увлекались рыбной ловлей. Всю душу вкладывает Валентин Серов, изображая самого близкого друга за любимым занятием.

В отличие от последовательных символистов М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова, Валентин Серов непоколебимо верен натуре. Как он сам признается, его глаз чутко улавливает в окружающем и светлые прозрения, и тревожные, смутные предчувствия.

Мюнхенская школа

Различные стороны русской и европейской художественной жизни пронизывает сильное желание эксперимента. Стремление к выразительности линии и цвета преобладает и в Мюнхенской школе А.Ашбе. В ней обучались русские художники И.Э.Грабарь, В.В.

Киндинский, а также в Мюнхенском Сецессионе, первым русским членом которого стал Валентин Серов. Новации наглядно проявились на страницах петербургского журнала «Мир искусства», в котором, по словам Рериха, Валентин Серов играл «весомую» роль.

Валентин Серов. Деревенские пейзажи в Домотканово

В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни. Большинство таких картин он нишет в Домотканово.

Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего. На многих полотнах он изображал своих любимых лошадей. Вы помните породистого скакуна на парадном портрете Великого князя Павла Александровича (в прошлой моей публикации)? В небольшой пастели «В деревне.

Баба с лошадью» 1898 года мы видим невзрачную рыженькую лошадку.

Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898

Подолгу живет Валентин Серов в своем любимом Домотканове с женой Ольгой. Здесь в 1895 году он пишет ее замечательный, светлый и радостный портрет, на фоне играющих на лугу двух детишек — «Летом» (1895).

Валентин Серов. Летом.1895

Валентин Серов. Волы

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886

На смену ярким, светоносным пейзажам «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886) появляется ненастный, серенький денек, проникнутый тонкой, щемящей грустью – «Октябрь. Домотканово» (1896).

Пастушок, лошадки, ветхие избы, затерянные посреди бесконечных просторов полей – все воспринимается как часть гармоничного огромного мира, разлитой в нем тишины.

Русская деревня всегда в сердце художника.

Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895

Валентин Серов и «Мир искусства»

В 1898 году С.П.Дягилев организовал Выставку русских и финляндских художников, на которую пригласил Серова. У живописца появляется новый круг общения.

Кроме Бенуа, он сближается и с другими активными членами общества «Мир искусства»: Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, Л.С.Бакстом.

В начале 1900-го года Валентин Серов покидает Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и вступает в объединение «Мир искусства».

Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904

В 1900-1910-е годы витают в воздухе запоминающиеся блоковские образы «фиолетовые сумерки», «степная кобылица», «белый снег», «желтая заря».

В атмосферу тихого зимнего вечера попадаем мы, глядя на изображение скромной деревенской окраины в пастели Валентина Серова «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).

Бенуа считает, что молодые кони на фоне пронзительного лимонно-желтого закатного неба вносят напряженную интонацию, напоминающую эпоху декаданса.

Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905

Два друга, Серов и Коровин, страстно увлекались рыбной ловлей. Всю душу вкладывает Валентин Серов, изображая самого близкого друга за любимым занятием.

В отличие от последовательных символистов М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова, Валентин Серов непоколебимо верен натуре. Как он сам признается, его глаз чутко улавливает в окружающем и светлые прозрения, и тревожные, смутные предчувствия.

Мюнхенская школа

Различные стороны русской и европейской художественной жизни пронизывает сильное желание эксперимента. Стремление к выразительности линии и цвета преобладает и в Мюнхенской школе А.Ашбе. В ней обучались русские художники И.Э.Грабарь, В.В.

Киндинский, а также в Мюнхенском Сецессионе, первым русским членом которого стал Валентин Серов. Новации наглядно проявились на страницах петербургского журнала «Мир искусства», в котором, по словам Рериха, Валентин Серов играл «весомую» роль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: