Личная жизнь
С самой юности Пабло часто влюблялся в девушек, включая Роситу дель Оро, Фернандо и Марсель Умбер. Во время пребывания в Риме он начал ухаживать за русской балериной Ольгой Хохловой, которая впоследствии стала его первой женой. В этом браке у пары родился мальчик Пауло.
Позднее у Пикассо появляется муза и любовница Мари-Терез Вальтер. Результатом их отношений стало рождение внебрачной дочери художника по имени Майя. В период войны он увлекся фотографом Дорой Маар, которая стала владелицей крупной коллекции работ художника.
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо
После этого у Пабло был роман с Франсуазой Жило, родившей ему еще двоих внебрачных детей – сына Клода и дочь Палому. В 1955 г. он официально расстался с Хохловой, хотя супруги жили раздельно уже 20 лет. Второй и последней женой мастера была продавщица Жаклин Рок, которая обожала мужа и пыталась во всем ему угодить.
Их союз продлился 11 лет, вплоть до смерти Пикассо, который написал свыше 400 портретов Жаклин – больше, чем любой из других своих возлюбленных. Интересен факт, что Жаклин Рок застрелилась из пистолета в 1986 г., на 60-м году жизни.
«Герника». Отношение к войне
Картина «Герника» — символ жестокости войны. Разбираемся, как темы трагедии и военного конфликта проявились в работах художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
«Герника» — одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны.
Что делает ее такой значимой
Герника — маленький городок в Стране Басков на севере Испании. Во время гражданской войны в Испании авиация Германии, поддержавшая генерала Франко, почти полностью разрушила его в ходе бомбардировки.
Картина создает страшное сюрреалистическое пространство. Фигуры и предметы ломаются, деформируются, рассыпаются на части — как Герника во время бомбардировки и как весь мир после нее. Лаконичный колорит имитирует цвета газетных вырезок.
Композиция классическая, но сама картина нет. Слева и справа от центральных фигур — плачущие женщины. В центре воин с разорванным телом и сломанным мечом — символом поражения. Лошадь с высунутым языком символизирует крах мира. Получился страшный, разрушенный мир — каким ощущал его сам Пикассо.
Во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».
️ На выставке картину не приняли. Ее критиковали за пропаганду и недостаточную художественность. Гораздо больший интерес и энтузиазм на Парижской выставке 1937 года вызвали павильоны СССР и Германии.
Пабло Пикассо. Герника, 1937
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На рубеже 1930–40-х годов Пикассо остро чувствовал трагедию, охватившую весь мир. В это время даже картины не на военную тему наполнены агрессией.
Вот яркий пример
«Кошка, схватившая птицу». Мы видим не просто кошку, а страшного монстра, схватившего беззащитную птицу. Пара «сильный-слабый» наполняется новым смыслом.
Образ кота часто интерпретируют по-разному. Одни видят в нем очертания минотавра, другие — челку Гитлера. Пикассо мастер в создании многозначных символов, в которых каждый угадывает что-то свое.
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939
Что почитать
John Richardson. «A Life of Picasso, Volumes I–III».
Главная биография Пабло Пикассо, написанная его близким другом. Трехтомник подробно описывает жизнь и творчество художника с 1880-х до конца 1930-х гг.
Оливье Видмайер-Пикассо. «Пикассо. Интимный портрет». Короткая, но важная книга внука Пикассо о самых главных сферах жизни художника. Можно прочитать за один вечер.Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель».
Объемный том рассказывает историю жизни гения мелким шрифтом и во всех подробностях.
Франсуаза Жило. «Моя жизнь с Пикассо».
Любопытная книга для тех, кому интересно не только творчество Пикассо, но и его личная жизнь. Мемуары одной из многочисленных женщин художника описывают десять лет их совместной жизни.
За этот урок мы узнали много нового о творчестве Пабло Пикассо. Самое время попробовать свои силы в тренажере.
Биография Пикассо
Пабло Пикассо появился на свет 25 октября 1881 года в испанском городе Малага. Его отец, Хосе Руис, увлекался живописью, но не достигнув успехов на этом поприще, был вынужден устроиться смотрителем в музей изобразительного искусства.
Мать, Мария, принадлежала к богатому роду виноградных плантаторов, но после ухода отца из семьи, на своем опыте познала все тяготы бедности.
Детство и юность
Еще в раннем детстве Пабло обучался рисованию под предводительством своего родителя. С каждым годом он все больше преуспевал в художественном искусстве. В возрасте 8 лет мальчик создал свою первую серьезную работу маслом «Пикадор», которую бережно хранил до конца жизни.
В 1891 г. Пикассо-старший стал преподавать рисование в Ла-Корунье. Спустя 3 года Пабло поступил в местную школу искусств, где обучался 2 года. Вскоре семейство обосновалось в Барселоне. Там юноша продолжил получать образование в школе Ла-Лонха.
В 16-летнем возрасте Пикассо отправился в Мадрид. Тут ему удалось успешно сдать экзамены в Королевскую академию изящных искусств. Поскольку здесь велось традиционное преподавание, парню было скучно на занятиях. Настоящую радость он получал от посещений мадридского Музея Прадо.
Домой Пабло Пикассо возвратился летом 1898 г. Вскоре он примкнул к художественной общине «Els Quatre Gats». В те годы биографии он сдружился с Карлосом Касагемасом и Хайме Сабартесом, которых он часто изображал на своих картинах.
Биография
Пабло Пикассо — испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.
Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.
Пабло Пикассо в детстве
Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки — Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.
Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.
Война
В 36-м году на Родине Пикассо, в Испании, к власти пришёл генерал Франко, это привело художника в ужас. Он принял сторону республиканцев, и после бомбёжки города басков написал своё знаменитое полотно «Герника». Во время второй мировой войны, живя в оккупированном Париже, Пикассо создаёт мрачные натюрморты и странные, ломаные, искажённые портреты в тёмных и фиолетовых тонах.
Гуманистическое мировоззрение и ненависть к фашизму приводят к тому, что Пабло Пикассо в 1944 году вступает в Коммунистическую партию Франции. Позже, когда умер Сталин, Луи Арагон попросил написать портрет вождя для статьи в журнале французской компартии. Пикассо выполнил просьбу. Но манера исполнения, присущая художнику, вызвала скандал и обвинения в том, что черты лица искажены намеренно и карикатурно.
Презентация 11 класса на тему: «Подготовила : Коваленко Анастасия ученица 11 « В » класса.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Подготовила : Коваленко Анастасия ученица 11 « В » класса
2
Анри Эмиль Бенуа Матисс ( ) французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
3
Родина великого художника – северный городок Ле — Като — Камбрези во Франции. Здесь в 1869 году в семье успешного торговца зерном родился первенец, которого назвали Анри Эмиль Бенуа Матисс. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
4
Творческая биография художника началась в 1889 году, когда Анри попал под нож хирурга с аппендицитом. Чтобы сын не скучал в период восстановления, мать принесла в больницу принадлежности для рисования, и Матисс начал копировать цветные открытки. В это время молодой человек окончательно понял, чему хочет посвятить жизнь. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
5
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО
6
СИНИЙ ГОРШОК И ЛИМОН (1897)
7
БУТЫЛКА СХИДАМА (1896)
8
ФРУКТЫ И КОФЕЙНИК (1898)
9
ВАЗА С ПОДСОЛНУХАМИ (1898)
10
РОСКОШЬ, ПОКОЙ И НАСЛАЖДЕНИЕ (1904)
11
Революция в творчестве художника пришлась на 1905 год. Матисс вместе с группой единомышленников создал новый стиль в живописи, получивший название фовизм. Энергия красок, представленная на выставке, потрясла зрителей. Анри представил две работы – портрет « Женщина в шляпе » и картину « Открытое окно ». ФОВИЗМ
12
ЖЕНЩИНА В ШЛЯПЕ (1905) ОТКРЫТОЕ ОКНО (1905)
13
РАДОСТЬ ЖИЗНИ (1906)
14
Чуть позже случилось знаменательное событие – художник познакомился с еще не известным Пабло Пикассо, общение вылилось в десятилетия дружбы, на протяжении которых мастера кисти соревновались друг с другом. ДРУЖБА С ПИКАССО
15
ТАНЕЦ (1910)
16
ГОЛУБАЯ ОБНАЖЕННАЯ
17
РАЗГОВОР ( ) Творчество Матисса постепенно лишается примет фовизма, наполняясь тонкостью и особенной глубиной, появляется связь с природой
18
АКАДЕМИЯ МАТИССА Анри Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с января 1908 по 1911 год. 25 декабря 1908 года в Гран Ревю были опубликованы его « Заметки живописца », в которых он сформулировал свои художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств
19
ВОЕННЫЕ ГОДЫ Во время Второй мировой войны у художника нашли онкологию, после операции мужчина не мог передвигаться. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги.
20
СМЕРТЬ 1 ноября 1954 года Анри Матисса поразил микроинсульт. Спустя два дня великий художник скончался. Легенда гласит, что Делекторская перед самой смертью навестила живописца в спальне, где произнесла : – В другой день вы бы сказали : давайте карандаш и бумагу. Анри с улыбкой ответил : – Давайте карандаш и бумагу.
21
Пьер — Анри Матисс – внук знаменитого художника — продолжил дело своего деда, посвятив свою жизнь искусству. По словам Пьера — Анри, дед велел ему использовать всегда три цвета. ПЬЕР — АНРИ МАТИСС
22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
НОВЫЕ МУЗЫ, НОВЫЕ МЕСТА
Во время немецкой оккупации Пикассо оставался в Париже. В 1943 году он расстался с Дорой, в его жизни появилась новая муза — 21-летняя Франсуаза Жило. С ней он прожил 10 лет.
У них родились дети: в 1947 году сын Клод, а в 1949 году дочь Палома. Начиная с 1946 года, Парижу художник предпочитает юг Франции. С 1948 по 1955 годы его жизнь связана с Валлорисом, городком, где со времён Римской империи обитали знаменитые гончары. Знакомство с работами местных мастеров пробудило у Пикассо интерес к керамике. Он всерьёз взялся за новое для себя дело и продолжал заниматься керамикой почти до конца жизни. Другим увлечением Пикассо стал пацифизм. Надо отметить, что в 1944 году художник вступил во Французскую коммунистическую партию.
Карлес Касагемас
В Википедии в биографии Пикассо очень подробно описывается, что из-за вольного образа жизни и своенравного характера Пабло опять не задержался в стенах учебного заведения: вместе с близким ему по духу другом, американским студентом Карлесом Касагемасом, он отправляется в свободное плавание и неоднократно посещает Париж. Художники занимались там изучением творчества таких метров изобразительного искусства, как Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек, Делакруа.
Их также очень интересовали японские гравюры, египетские и финикийские фрески. В это время у них появляются знакомые среди богемы и богатых коллекционеров.
Но в 1901 году в жизни гения происходит первая трагедия, которая наложит свой отпечаток на все его творчество. Друг Карлес из-за несчастной любви покончил с собой.
Пикассо пишет в это время целый ряд картин, которые потом будут отнесены к «голубому периоду» его творчества. Среди них – «Свидание», «Трагедия», «Портрет Хайме Сабартеса», «Старый еврей с мальчиком». В этих картинах присутствует ощущение страха, тоски, уныния, тревоги, изобилуют синий и серый цвет. Техника письма — угловатая и рваная.
Все это говорит о подавленном состоянии юноши и отсутствии финансов.
ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО
«Блестящий талант» — так охарактеризовали подростка в Мадридской Академии изящных искусств. Однако Пабло вскоре объявил родителям, что там царит сплошной консерватизм и ничему новому он не научится. В 15 лет молодой художник создал глубокое по содержанию произведение – «Знание и милосердие». Картина получила золотую медаль, а в кафе «Четыре кота» прошла первая персональная выставка Пабло.
В 1900 году Пикассо посетил Париж и заболел им. Через четыре года он перебрался туда жить. «Склонившийся Арлекин», «Любительница абсента». Художник убирает из композиций всё лишнее, великолепно передавая эмоциональное состояние героев.
Постепенно многоцветность уходит из картин Пикассо, уступая место пронзительному голубому цвету. Произведения наполняет чувство тоски и одиночества, которые сродни настроениям самого живописца.
«Розовый» период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнасты – его излюбленные персонажи. Миниатюрная гимнастка хочет удержать равновесие, стоя на крутящемся шаре; она впечатлена своими успехами, показывая сидящему рядом мужчине свою ловкость и грацию («Девочка на шаре»). Картина обладает поистине магическим свойством: из неё нельзя исключить ни одну деталь – иначе вся композиция рассыплется.
Соединение геометрических предметов и человеческих фигур. В 1906 году манера художника резко изменилась. В «Авиньонских девицах» мастер создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объёмов, изломанных острыми углами. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Однако именно эту работу назовут важным шагом на пути к кубизму. Изобразительное эсперанто, так называют этот жанр, развивалось поэтапно.
Для «сезанновского» этапа характерны серые, коричневые и зеленые тона («Женщина с веером»), а изображение построено на сопоставлении геометрических фигур. «Аналитический» кубизм буквально «дробит» образ на части. Полотно напоминает осколки разбитого стекла, хранящие отражение человека («Портрет Амбруаза Воллара»). Декоративностью и контрастностью отличается «синтетический» кубизм («Скрипка и гитара»). Несмотря на неприятие зрителями большинства идей Пикассо, его картины хорошо продавались.
В 1917 году художник решил попробовать свои силы на новом поприще, создавая декорации и костюмы к спектаклям Дягилевского балета в Париже. Ольга Хохлова танцевала в кордебалете, имела гордую осанку, была аристократически утончённа и неприступна («Портрет Ольги в кресле»). Страстно влюблённый, Пабло венчался с любимой. Ольга стремилась сделать богемного супруга более изысканным. Однако вскоре оказалось, что они абсолютно разные люди. Гибнущие отношения не спасло даже рождение сына.
Ну а с 1927 года на полотнах художника стал появляться образ светловолосой женщины («Сон»). Увлечение Мари-Терез Вальтер совпало с попытками высказаться в сюрреалистической манере. Скандалы в семье и ссоры с Мари-Терез – этот гордиев узел Пикассо разрубил одним махом, оставив обеих женщин.
Интеллектуальной отдушиной для художника выступила авангардный фотограф Дора Маар. Она отсняла весь процесс создания знаменитого триптиха «Герника» — отклика мастера на события военного времени. Дора стала на долгие годы главной моделью Пикассо.
Настоящую радость жизни познал Пабло с юной художницей Франсуазой Жилло («Радость жизни»). Самостоятельная и свободолюбивая, она подарила художнику сына Клода и дочь Палому, но не смогла быть с ним вместе.
Последняя спутница и вторая официальная супруга мэтра – Жаклин Рок называла его «монсеньор» и целовала руки. Одно из лучших произведений позднего творчества Пикассо – «Поцелуй». В нём всё преувеличенно большое. Женщина прильнула к любимому мужчине с доверчивой преданностью, всматриваясь в дорогие для неё черты.
Работы художника
Фрейлины (Менины) после Веласкеса
В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Фрейлин» Диего Веласкеса. Работа «Фрейлины после Веласкеса» — это очень смелая и крайне оригинальная вариация на милый сюжет. Пикассо сохранил композицию, но при этом трансформировал каждую деталь. Например, гигантский мастиф Веласкеса превратился в маленькую собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек Пикассо.
Рыдающая женщина
В 1937 году, во время работы над «Герникой», Пикассо написал несколько картин, изображающих голову рыдающей женщины. Одна из фигур «Герники» представляет рыдающую женщину с ребёнком на руках. На протяжении нескольких месяцев Пикассо разрабатывал эту тему, создав 17 работ, исполненных в различной технике. В том числе — четыре картины маслом. Последняя из них явилась кульминацией одного из самых плодотворных периодов в жизни художника.
Герника
Пикассо получил от правительства Испании заказ на большую картину для национального павильона на Международной выставке. Художник не приступал к работе до тех пор, пока не услышал о бомбардировке города Герники немецкими союзниками. Пикассо никогда не был в Гернике, но известие об убийствах мирных граждан разгневало и ужаснуло Пикассо. Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим напоминает монохромную хронику страшных событий.
Обнажённая женщина в красном кресле
На этом портрете изображена Мари-Терез Вальтер, которую Пикассо любил, как едва ли кого-нибудь ещё в своей жизни. Они познакомились в 1927 году, когда первый брак Пикассо фактически развалился. Его связь с 17-летней Мари-Терез была на редкость бурной и чувственной, поэтому Пикассо с таким восторгом рисует её прекрасное юное тело, подчёркивая его изгибы.
Рубрика: Арт, искусство, Ноябрь 02, 2015 — 11:06, Tags Гертруда Стайн, Гийом Аполлинер, Пабло Пикассо
В жизни великого художника ХХ века Пабло Пикассо было все, что принято считать “замашками” настоящего гения: много женщин, друзей, хаос, беспорядок, стремление к свободе, депрессии. Как и все его современники, Пикассо стремился попасть в Париж. Мечта сбылась в 1900 году, в возрасте 19 лет. Это была его первая поездка за границу. Художник быстро вошел в круг авангардистов и был бесконечно очарован городом. Через четыре года Пикассо окончательно обосновался в Париже и хранил дружбу до конца своих дней с такими великими творцами как Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Жорж Брак, Гертруда Стайн и другие.
Пикассо переехал в Париж вместе со своим давним другом-поэтом Карлосом Касагемасом. В культурной столице художник открывает для себя всю прелесть голубого цвета, которым можно обозначить первый этап в творчестве Пикассо. На его восприятие живописи влияет не только маленькая мастерская с голубыми стенами на улице Клиши, 130, но и самоубийство его лучшего друга Касагемаса. Когда художник переехал во Францию, он практически не знал французского языка. Знакомство с Максом Жакобом не было случайностью. Французский поэт стал его наставником и другом всей жизни. «Что касается Пикассо и меня, то мы до утра разговаривали на языке символов» — писал Жакоб позднее. Но Пикассо быстро обучался и вскоре умел абсолютно свободно выражать свои мысли на французском.
Смерть Касагемаса, 1901 г.
Долгое время Макс Жакоб был сожителем мастера живописи. Бедность товарищей в этот период достигает невероятной степени, они делят комнату и спят по очереди. Писатель – ночью, а Пикассо – днем. «Мы оба были потерянными детьми…» — говорил Макс Жакоб.
Среди людей, которые оказали поддержку подающему надежды художнику, была американская писательница Гертруда Стайн. В своих воспоминаниях о его творчестве она пишет: «Грандиозность XX века принадлежит только ему одному, а Пикассо принадлежит XX веку, он обладает странным свойством видеть землю такой, какой ее никто не видел, а разрушенные вещи такими, словно их никто не разрушал. Значит, Пикассо грандиозен… Но не нужно забывать, что реальность двадцатого века отличалась от реальности века девятнадцатого. Пикассо был единственным художником, почувствовавшим это, в самом деле, единственным… Матисс и остальные смотрели на двадцатый век, а видели то, что было в девятнадцатом».
В 1908 году, Пикассо знакомится с живописцем Жоржем Браком, который позже описывает их дружбу как «связку альпинистов, поднимающихся в горы». Художники вместе писали картины и изобретали новое направление в искусстве, которое позже получило название «аналитический кубизм». Друзья настолько дорожили друг другом, что часто не подписывали картины, отрицая таким образом индивидуальный вклад как отдельных личностей.
Судьбоносной встречей стало знакомство Пикассо с французским драматургом Жаном Кокто, который восхищался творчеством художника: «Во фразе «Картины Пикассо – это мазня» – о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем – все». Кокто сотрудничает с Сергеем Дягилевым – директором труппы русского балета. В 1916 году творческий тандем посвящает художника в свои планы и заказывает у него декорации для постановки «Парад» и эскизы к костюмам. Увлеченность работой влияет также на его дальнейшее творчество. На смену кубизму приходят модернистские тенденции. Художник пишет классические портреты, на которые его вдохновляет Ольга Хохлова – русская балерина из труппы Дягилева. Жан Кокто писал о художнике«Отправляясь в дорогу, он никогда не знает, куда придет, но его путь всегда завершается триумфом». Поэтому Пикассо отправляется в гастроли по Европе с русским театром, так как он больше не скрывает своих чувств к балерине. Влюбленные общаются исключительно на французском языке, который становится их собственным языком любви.
Нельзя не упомянуть творческое взаимодействие Гийома Аполлинера и Пикассо. Жан Кокто определил этот союз так: «Имена Аполлинера и Пикассо неразделимы. Никто не рисует лучше Пикассо. Никто не писал лучше Аполлинера». Поэт издавал сборники, а художник писал иллюстрации. Их дружба продолжалась больше 10 лет.
Ольга Хохлова, Жан Котко, Пабло Пикассо, Игорь Стравински
Пабло Пикассо был верным другом и хорошо разбирался в людях. Он говорил, что среди людей больше копий, чем оригиналов. Со своими товарищами он оставался всегда откровенным и переживал все радости и горести жизни. Даже когда Пикассо стал всемирно известным богатым художником, он не продолжал забывать о друзьях и до конца своих дней оставался молодым душой, ведь «творчество смывает пыль повседневности с души».
Автор статьи: Мари Сибирцева
Ссора двух друзей
Два величайших художника — Пикассо и Шагал — много лет поддерживали дружбу. Но ее разрушил всего один вечер. Это случилось в 1964 году. Пикассо вместе с женой, Франсуазой Жило, пришли на ужин к Марку Шагалу. После нескольких выпитых бутылочек вина Пикассо спросил у Шагала, когда тот собирается возвращаться в Россию. Шагал ответил ему: «Сразу же после Вас, ведь там Вас очень любят, в отличие от Ваших работ. Однако попробуйте там поработать — и посмотрим, что у Вас получится».
Пикассо парировал в ответ: «Полагаю, что Вас волнует вопрос бизнеса, и Вы не отправитесь туда, если у Вас там не будет финансового интереса». Так закончилась дружба двух великих гениев.
Биография Пикассо содержит уникальные факты, отмеченные в книге рекордов Гиннеса. В 1998 году Пабло был признан одним из самых плодовитых мировых художников. За 78 лет своего творчества он создал 147 800 произведений искусства (картин, гравюр, книжных иллюстраций, скульптурных и керамических работ).
Представить себе невозможно, но его картина «Алжирские женщины» была продана на аукционе «Кристи» в 2015 году за 179 365 000 долларов.
Война и послевоенное время
В 30-х годах на полотнах художника появляется образ быка, несущего с собой агрессию и смерть. Во время войны в 1937 году был разрушен испанский город «Герника». Пикассо на фоне этих событий создает свою «Гернику» – большое полотно длиной 8 метров и шириной 3,5 метра в черно-белых тонах. Картина передает боль и ужас людей, пострадавших от немецких налетчиков. Война сильно повлияла на работы художника, которые стали мрачными и тревожными («Бойня», «Плачущая женщина»).
Франсуаза Жило и Пикассо
В 1945 году Пабло встречает Франсуазу Жило, будущую мать его двоих детей. Эта женщина вдохновляет художника на создание полотен с семейными образами. После переезда на средиземноморский юг Франции он увлекается керамикой, его работы становятся более гармоничными и ироничными. Среди них много блюд, тарелок, скульптур. В 1949 году художник создает всем известного «Голубя мира». В 1953 году Франсуаза уходит от Пабло из-за его непростого характера и измен.
Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Среди картин 50-х годов наиболее известны вариации работ по Мане, Гойя, Делакруа и др.
Описание картины Пабло Пикассо «Дружба»
В 1908 году известный художник Пабло Пикассо создал картину «дружба». В это время формировался такой стиль искусства, как абстрактный кубизм, который часто называют «сезанновским» кубизмом.
Для этого стиля свойственно изображение цельных предметов разложенными на мелкие элементы, что прослеживается в творчестве Пикассо, в частности, при изображении фигур на картине «Дружба». Их художник представил нам немного грубоватыми, простыми, но четко выделяющимися на затемненном фоне.
Знаменитое полотно «Дружба» открывает взору зрителя необычную композицию – две фигуры обнаженных женщин. Тона, которые применил мастер кисти, очень теплые, кажется, будто они сохраняют запах земли. Насыщенность цвета, а также цветовая палитра (оттенки коричневого, темно-зеленого и золотистого) только подчеркивают то, что картину можно отнести к «африканскому периоду».
Фигуры женщин немножко громадны, создается впечатление, что они сложены из деревянных деталей. Они, конечно, угловаты, но все-таки скульптурны. Женские фигуры Пикассо – это искусство многих народов. Они такие же естественные, как вся планета Земля, безо всяких новинок цивилизации.
Все формы женского тела выстроены из геометрических фигур, подчеркнутых тенями, ведь это типично для кубизма. А еще на полотне Пикассо «Дружба» контрастно построена композиция и ощущается ритм форм, цветов и линий.
При рассматривании картины взгляд созерцателя перемещается от верхнего угла, который затемнен, до более светлых оттенков.
Решение этого произведения искусства довольно обобщенное. Черты лица настолько упрощены, что в виде знаков напоминают маски для ритуалов и изображают какую-то отрешенность. Надо сказать, что Пикассо не имитирует внешность скульптур женщин-негритянок, а делает скачок к «концептуальному» искусству.
Интересные факты из жизни гения
25 октября 2018 года исполнилось 135 лет со дня рождения Пабло Пикассо – самого известного и самого «дорогого» художника в мире, полотна которого стоят сотни миллионов долларов.
В биографии Пикассо указывается, что после крещения его полное имя стало содержать 23 слова — имена различных католических святых и уважаемых в роду родственников.
Отца будущего художника звали Хосе Руис Бласко. Пикассо — это девичья фамилия матери, Марии Пикассо Лопес. Позже этим псевдонимом он будет подписывать свои картины.
Роды Марии были очень трудными. Родившийся ребенок был настолько слабым, что акушерка, оглядев малыша, подумала, что он неживой, и потому оставила его лежать на столе, а сама стала заниматься роженицей.
Роды принимал брат отца будущего художника, который был врачом и любил курить большие сигареты. Когда он увидел на столе якобы мертвого ребенка, взял и выдохнул сигаретный дым ему в лицо, на что младенец сразу отреагировал гримасой и громко заплакал.
Учеба
В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Эль Греко. Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».
Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.
Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.
Военный и послевоенный периоды
В годы испанской революции и войны мастер проживал во Франции. В 1937 г. он представил огромное полотно «Герника», которое было предназначено для Всемирной выставки в Париже. Небольшой испанский городок был стерт с лица земли весной 1937 г. немецкой авиацией.
Эта трагедия нашла свое отражение в образах погибшего солдата, плачущей матери и разрубленных на части людей. Неким символом войны у Пабло становится Минотавр, с большими безразличными глазами. Когда фашистская Германия начала атаковать Францию, он отказался покидать ее столицу.
Пикассо продолжил создавать новые шедевры, которые выражали всю безысходность эпохи. В 1944 г. он вступает во французскую Компартию. В этот момент биографии гуманистические идеи гения наглядно проявляются в его творениях. В 1950 г. он стал автором всемирно известного «Голубя мира».
В то время у Пабло появляются «радостные» полотна. Одновременно с этим он выпускает огромное количество литографий, а также изготавливает декоративные блюда, кувшины, статуэтки, скульптуры и прочие произведения искусства, задействуя для этого самые разные материалы. Картины последних 15 лет биографии Пикассо были весьма разнохарактерны.
Описание картины Пабло Пикассо «Столик в кафе»
В 1912 году, Пабло Пикассо пишет очень оригинальную картину «Столик в кафе (Бутылка перно)». Это своего рода натюрморт любимого напитка художника, который он часто изображал в своих работах, но на данном полотне впервые была попытка изобразить бутылку абсента в новом стиле кубизм.
В этот период творчества, знаменитый художник зачастую прибегал к необычной технике письма, при которой предметы изображались в виде мелких однородных деталей или разбитых зеркал, без плавных и гармоничных структур.Глядя на картину, мы видим небольшой деревянный столик, который располагается в кафе. На нем стоит бутылка перно и рядом с ней рюмка на ножке. Эти два элемента выполнены в серо-зеленых тонах. За главными предметами натюрморта наш взгляд цепляется за четкие буквы, составляющие обрывки слов и цифр. Картина буквально пропитана динамикой, взбудораживая голову, словно абсент, который мы видим на столике.
Пабло Пикассо является одним из первых основателей кубизма. В своей работе «Столик в кафе (Бутылка перно)» он демонстрирует, что для восприятия обычного предмета достаточно отказаться от правдоподобных принятых норм изображения, продемонстрировав новые возможности письма. Все элементы изображены совокупностью графических объёмных предметов, заключённых с помощью цветовой палитры в одну совокупность, образующую в нашем сознании представленный предмет.
После приобретения долгожданной популярности, Пабло Пикассо стал ассоциироваться у зрителей в основном как основоположник кубизма. Но художника не устраивало такое положение дел, потому что он хотел только лишь донести свою творческую мысль и идею своей работы таким необычным способом. Картина «Столик в кафе (Бутылка перно)» стала одним из последних шедевров Пикассо, написанных в этом необычном стиле.
Темы и вариации
Брак и Пикассо придумали новое направление в живописи не за одну ночь. Идея кубизма постепенно вызревала с 1907 по 1914 год (с началом войны Брака мобилизовали в армию). Наиболее тесным их сотрудничество было в период между 1910 и 1912 годами. В это время работы Брака и Пикассо были настолько похожими, что даже специалисты затруднялись порой сказать, кому из них принадлежит то или иное полотно.
Раннюю стадию кубизма (вплость до 1911 года) часто называют аналитическим кубизмом. Брак и Пикассо анализировали формы предметов, а затем переносили их на холст. Поздняя стадия кубизма носит название синтетического кубизма. Художники «синтезировали» картины, часто используя при этом готовые материалы. Мысль о том, что картину можно сделать из любого материала, включая ткань, кусочки металла или дерева, была для того времени по-настоящему новаторской.