Одна из легенд
В своём дневнике Павел Федотов написал: «Про «Вдовушку», выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: «Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года». Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью».
Есть такая легенда, что художник долго не мог подобрать нужное цветовое решение. Измотанный вконец он лёг спасть и во сне к нему явился Карл Брюллов. Великий мэтр объявил, что от прежнего замысла надобно отказаться. Вместе с Федотовым они подошли к картине, сняли полог. Брюллов взял в руки кисть и показал, как и какие краски следует смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова…
Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»
Павел Федотов, 1851-1852 годы, картина «Вдовушка», Фото: opisanie-kartin.com
Название | Вдовушка |
Страна, художник | Россия, Павел Федотов |
Год | 1851-1852 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Павел Федотов славился своими сатирическими картинами, которые высмеивали пороки общества. Но его «Вдовушка» имеет совершенно другой характер: она выражает искреннее сочувствие художника к героине, без тени насмешки.
Сюжет прост, а композиция, в отличие от более раннего творчества Федотова, не изобилует деталями. Основным намерением мастера было стремление передать душевное состояние героини, всю глубину ее отчаяния. На создание произведения художника подвигла печальная судьба его родной сестры: она была несчастна в браке, а после смерти мужа стала еще несчастнее – одинокая, нищая, беременная. Девушка оказалась беззащитной жертвой обстоятельств, одна в целом мире. Художник ощущал острую жалость и пытался рассказать эту историю так, чтобы зрители также прониклись сочувствием.
На холсте представлена молодая женщина – она стоит посреди комнаты, облокотившись на комод. Ее поза выражает опустошение и безысходность, на бледном лице написано бесконечное горе. Девушка одета в черное траурное платье, волосы собраны в тугой пучок, а живот заметно округлился. На комоде за ее спиной рядом с иконой стоит портрет бравого мужчины в военной форме. По этим деталям зритель может догадаться, что девушка – молодая вдова. Ее супруг погиб, оставив ее в одиночестве, беременную и с долгами.
Вокруг нее мебель с ярлыками – все предметы описали, чтобы конфисковать за долги супруга, как и квартиру, бывшее семейное гнездышко. Комната освещена только догорающей средой, по углам сгустились тени, что придает дополнительное напряжение обстановке.
Из личных вещей у вдовы осталась только маленькая плетеная корзинка с посудой и прочим скарбом, стоящая возле кровати. Видимо, бедняжка собирается с минуты на минуту покинуть свой прежний дом, чтобы отправиться в неизвестность.
Над картиной мастер работал два года, стараясь добиться максимальной достоверности. В итоге он написал четыре разных варианта произведения, отличающиеся цветовой гаммой и композиционным решением. Именно к цвету на полотне художник предъявлял особые требования: ему хотелось, чтобы зритель с первого взгляда проникался атмосферой безысходности. Кроме этого, он пытался найти идеальную натурщицу для своей героини, с лицом, полным скорби и страдания.
Павел Федотов «Вдовушка», 1852 год
На этой картине мы видим молодую женщину в чёрном платье, которая стоит у комода в полумраке комнаты, грустно склонив голову.
Павел Федотов «Вдовушка», 1852 год
О чём же грустит молодая красавица? Если присмотреться к деталям картины, становится понятно, что поводов для грусти у героини предостаточно.
Судя по названию полотна и по наряду женщины, она недавно овдовела. А поскольку раньше женщины не работали, то после потери супруга нередко оказывались без средств к существованию. Выручить могли только богатые родители, но если таковых не имелось, то вдовы оказывались довольно в плачевном положении.
Судя по всему, так произошло и с героиней картины. В углу комнаты мы видим скопление вещей. Под дверью стоит стул, самовар, позолоченные канделябры, сложенные в корзину, какие-то узлы. Присмотревшись, можно разглядеть на каждой вещи ярлычок с красной печатью. Это сургучная печать кредиторов, которой они опечатывали вещи должников.
Судя по всему, дела у мужа героини в последнее время шли плохо, но он не посвящал в свои дела супругу, а может она и сама не интересовалась, полностью доверяя мужу вести семейный бюджет. При этом, судя по обстановке в доме и позолоченной посуде, семья жила на широкую ногу.
Павел Федотов «Вдовушка», фрагмент
Однако после смерти супруга оказалось, что он имел долги, причём не малые. Не успела вдова похоронить мужа, как к ней нагрянули кредиторы, принявшиеся опечатывать вещи.
Не исключено, что и квартиру, в которой жила героиня с мужем, могут забрать за долги. Мы видим, что дверь в соседнюю комнату также опечатана. Возможно, кредиторы придут ещё и завтра, чтобы забрать вещи и оттуда. Если для расплаты с кредиторами хватило вещей, то ей ещё повезло.
При этом можно заметить, что вдова находится на последних месяцах беременности. Поэтому она и грустна, так как не знает, что ей теперь делать. Похоже, что женщина уже выплакала все слёзы и теперь покорно склонила голову перед судьбой.
Сколько же трудностей ждёт её впереди? Если её лишат жилья, то куда ей идти с ребёнком? Хорошо, если у неё есть родители, а если нет? Словом, положение вдовушки самое незавидное.
Художник очень тщательно изобразил чувства молодой вдовы, зритель словно физически ощущает её страдания. Это неспроста — Павел Федотов запечатлел на полотне свою родную сестру Любаньку, которая после смерти мужа осталась беременная вторым ребёнком без средств к существованию.
На картине в раме, стоящей за спиной женщины, художник изобразил самого себя в гусарском мундире.
Болезнь
Первый приступ болезни художника описан довольно подробно. «Весной 1852 г. о Федотове между близкими его знакомыми стали ходить слухи, что он не совсем нормален. Затем мне сообщили, — пишет в своих воспоминаниях Лев Жемчужников, — что Федотов пропал из города, забрав деньги, которые заработал, что он сорит деньгами, покупая всякий вздор, и щедро раздавал их направо и налево… Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него».
Другой биограф добавляет: «В середине лета недуг Павла Андреевича развился вполне и его ясный наблюдательный ум помрачился. Несколько дней ходил он по петербургским улицам и окрестностям, покупал в разных магазинах драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии».
Живописец побывал у различных знакомых и везде сватался, чем вызывал полное недоумение хозяев. Потом он долго рассуждал, как будет строить свою будущую семейную жизнь, а потом неожиданно исчезал и больше не появлялся. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».
В итоге он был помещён в «частное заведение для страждущих душевными болезнями» венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, расположенное близ Таврического сада, где находился два месяца. Лечили его совершенно ужасно: чтобы усмирить пять человек били его в пять кнутов.
Описание картины Павла Федотова «Игроки» Картины художников
Живопись Павла Федотова очень своеобразна. Так, в картине «Игроки» автор пытается изобразить то, что происходит, взглядом героя, который проиграл, а его партнеры для него стали ужасными фантомами.
Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя поражения. Все вели себя страстно и расчетливо, но были вместе. Их объединял стол из зеленого сукна и свет горящей свечи. И все это время тлела надежда на перемены к лучшему. Ночь прошла, и те, кто выиграли, оказались по одну сторону светового рубикона, а тот, кто проиграл – по другую. В картине их разделяет не только свет, но и пространство помещения, и движения.
Проигравшего освещают две свечи, которые стоят на столе, поэтому фигура кажется каким-то двойным нимбом темного цвета. Выигравших художник изобразил не освещенными тенями.
Он не движется, а они как-то извиваются. Он проиграл, но не
паникует и не плачет, а сжимает одной рукой стакан с вином, а другую беспомощно выворачивает ладонью вверх. Несмотря на проигрыш, он кажется смешным: в зубах недокуренная сигара, а на лице какая-то карикатурная гримаса, похожая на улыбку. Проигравший похож на сумасшедшего, он пребывает в трансе, ведя себя отрешенно и безмолвно, как одинокий зритель, который из партера смотрит на актеров, игрок глядит на своих соратников по игре, но не видит их.
Выигравшие шарахаются от яркого света. Они разбегаются во все стороны. Это просто безликие чудовищные фантомы, которые наказаны за победу непонятной для нас мукой. Вроде бы всех троих художник изобразил по-разному, но все они страшные, безжизненные, неестественные.
И эти три пустые души извиваются на фоне голой стены, где висят три пустые рамки и три отражателя нечисти – зеркала.
Вот так мастерски Федотов в «Игроках» показал, как люди, проводившие время за карточным столом, превратились в пустые оболочки.
Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 21:44:40
Во время службы
В чине прапорщика будущий художник отправился в Петербург – он получил распределение в лейб-гвардии Финляндский полк. Поначалу вёл подобающий образ жизни: посещал светские вечера, балы, офицерские посиделки с шампанским и картами. При себе всегда были карандаш и бумага: рисовал виды из окон, прохожих, товарищей по одному и группами. Все отмечали схожесть и остро подмеченные особенности.
Жизнь на одно жалование вскоре стала в тягость, пришлось оставить развлечения. И это к счастью – Федотов стал серьёзней относиться к службе и, главное, к занятиям рисованием. Начал с копирования известных картин признанных мастеров. Часто исследовал Петербург на предмет интересных планов, заходя в разные закоулки – выискивал любопытное, особенно его интересовало всё, что касается жизни простых людей.
1834 год – важная биографическая страница художника Федотова. Он поступил на курсы рисования при Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, этап изучения студентами анатомии. Вечерние занятия имели свободное посещение, но Павел занятий никогда не пропускал. Всё свободное время он также посвящал искусству: рисовал портреты сослуживцев, сцены из полковой жизни, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-мл. в своё время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, что было близко и Федотову.
Рисовал мастер до последнего
Друзья его постоянно посещали и оставались в жутком состоянии от этих встреч. Так Лев Жемчужников напишет в своих воспоминаниях: «Мы вошли в чулан под лестницу: тут в углу сверкнули два глаза, как у кота, и мы увидели тёмный клубок, издававший несмолкаемый, раздирающий крик и громко, быстро сыпавшуюся площадную брань. …Из тёмного угла, как резиновый мяч, мигом очутилась перед нами человеческая фигура с пеною у рта, в больничном халате со связанными и одетыми в кожаные мешки руками, затянутыми ремнями, и притянутыми к спине плечами. Ноги были босы, тесёмки нижнего белья волочились по полу, бритая голова, страшные глаза и безумный свирепый взгляд».
Иногда Федотов воображал себя богачом, скликал вокруг себя любимых особ, говорил о том, что нужно превратить Васильевский остров в древние Афины. А в его лихорадочных разговорах постоянно присутствовали бред собственного величия и маниакальная идея своей «высокой миссии в мире». Психическое состояние больного всё ухудшалось и в 1852 году его перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге.
На некоторое время это улучшило состояние художника, однако вскоре всё пошло по-прежнему. При очередном посещении друзей не пустили к больному, сказав, что «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетам и находится в положении безнадёжном».
Но даже в таком состоянии Федотов продолжал рисовать и учил рисовать других больных. 14 ноября 1852 года его не стало…
Наталья ШвецРепродукция картины Павла Федотова «Вдовушка»
Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — ««Лунная ночь» — самая лиричная картина русского художника Ивана Крамского»
Литература
- Александрова Н. Н. Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Бенуа А. Н. Художественные письма. 1930—1936 / И. П. Хабаров. — М.: Галарт, 1997. — 408 с. — ISBN 5-269-00919-6.
- Бялик В. М. Зинаида Серебрякова. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020. — 48 с. — (Художник в Третьяковской галерее). — ISBN 978-5-89580-154-3.
- Васютинская Е. В. Два века русского детства // Юный художник. — 1994. — № 5—6.
- Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Останина С. П. Энциклопедия натюрморта. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 349 с. — ISBN 978-5-948-49020-5.
- Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
Третий вариант
Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу.
Однако лица-то не было. Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.
То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.
Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее… Хорошо, что вы были у меня вчера… вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!»
Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»
Сочиненин по картине Федотова Вдовушка
Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Родоначальник критического реализма в русском. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.
Портрет и образ оставил как было. Кажется, что лицо женщины выражает полное безразличие, доведенное до отчаяния. 4 июля 1815 года родился Павел Федотов, чьи картины «Свежий кавалер» и. Павел Андреевич Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, Описание картины Павла Федотова «Вдовушка».
Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку. Возле него стоит икона, которой женщина наверно молилась за жизнь своего супруга. Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Прямо на полу находится посуда из серебра, собранная в одно место.
Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Работа «Вдовушка», художник Павел Андреевич Федотов – сотни тысяч. Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. В этом углу можно увидеть кровать с подушками, возле которой стоит корзина с вещами.
И сегодня, когда многие произведения Якова Капкова бесследно исчезли в вихрях истории, картину «Вдовушка» можно увидеть во многих музеях. Впоследствии в творчестве Капкова всегда ощущалось влияние«великого Карла» и потому его справедливо относят к числу многочисленныхрусских брюлловцев середины XIX века. В ее позе нет ничего показного. Лишь к тридцати годамза картину «Сошествие ангела в Силоамскую купель» он получил большую золотуюмедаль и право поездки в Рим.
ассигнациями в месяц». Ей скоро рожать, а о светлом будущем можно забыть. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере. Лицо полное скорби и тоски, она потеряла мужа.
Джулио И ТоммазоBlack Sabbath ГруппаЭдгар МонеАнгелы С ТрубамиРепин Портрет Пирогова
Трагический финал жизни
Свежий кавалер 1846 г.
В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. На подъёме успеха очень много работает, отягощают его жизнь только постоянные мысли о добыче средств. Возникший диссонанс между творческим подъёмом и почти нищетой сказался на здоровье, на самой слабой его стороне – психике. Развитие болезни усугубила несчастливая любовь, одиночество и всё-таки бедственное положение семьи в Москве, несмотря на старания художника.
Психические отклонения оказались серьёзными, они находили отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имели грустные и религиозные сюжеты. Жизнерадостный художник замкнулся и стал молчалив. Друзья весной 1852 года устроили его в частную лечебницу для душевнобольных, император самолично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось всё хуже. Затем его перевели в больницу Всех Скорбящих Радости. Расстройство прогрессировало.
26 ноября 1852 года 37-летний художник умер, по словам критика Владимира Стасова, «произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура».
Описание картины Павла Федотова «Анкор, еще Анкор» Картины художников
В 1851-1852 годах известный русский художник Федотов написал последнюю завершенную им до конца картину, названную – «Анкор, еще, Анкор». Картина не совсем четкая и казалось расплывчатая, такая же, как солдатская жизнь, изображенная на ней. Темная комната, освещенная светом свечи и луны, которая проникает через небольшое окошко, кровать, полотенце и солдатский котелок на стене, вот убогий ее интерьер.
За окном холодный ветер и снег, там зима, в комнате тепло и хорошо, но, пожалуй, также холодно, как и во дворе в сердце человека, который лежит на кровати. Скорее всего, это солдат, расквартированный на зимнюю квартиру в крестьянскую избу. Он офицер, поскольку в комнате живет один, а также потому признаку, что у него имеется собака, игра с которой и изображена на картине. Вдали от своих товарищей, от шума и суеты светской жизни солдат скучает, ему нечем себя занять, книг он не читает, спать
ему не хочется, а прогулкам по свежему воздуху мешает мороз за окном. Эта комната на долгие месяцы стала смыслом его жизни, превратилась во всю его жизнь, и теперь он просто не знает, что ему еще сделать.
Собака – пудель, с удовольствием прыгает через палку, а лежащий на кровати человек, раз за разом повторяет одно и тоже движение, заставляя пса играть снова и снова. И видно, что пес как и человек устал, но это единственное, что им остается, чтобы хоть как-то развлечься в зимний вечер. Потому человек неизменно повторяет слова: «Анкор, еще, Анкор», что в буквальном переводе с французского означает: «Еще, еще, еще», этим он понуждает собаку к действию, но ничего не изменяется, поскольку так они играют уже на протяжении целого вечера.
Картина требует долгого осмысления и потому для зрительного восприятия трудна, но после того, как ее рассмотреть получше все становиться ясным и понятным, потому не стоит сразу же отходить от картины, нужно остановиться, подумать и понять.
Прислал: Лебедева Мария . 2017-10-08 21:37:19
Теперь только творчество
Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.
Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.
Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.
Три варианта одной «Вдовушки»
Первый вариант, который можно увидеть в Третьяковской галерее, остался незаконченным. На нём героиня изображена с опущенной рукой и на фоне зелёных обоев.
Здесь следует обратить особое внимание на портрет умершего мужа, в котором легко узнаётся сам Федотов в сером гусарском мундире. Молодая женщина кокетливо изогнула свой стан и жеманно отогнула мизинчик
Складки платья несколько манерно ниспадают вниз. Лицо холодно и томно, а в ярких губах и слегка приоткрытой груди чудится нечто игривое. Словом, модная картина, а не трагедия. Неудивительно, что художник сам её забраковал.
На втором, к слову, это единственная законченная версия, можно увидеть уже полосатые зелёные обои. До 1930 года эта картина также хранилась в Третьяковке, теперь находится в Ивановском областном художественном музее. Здесь Федотов на портрете покойного мужа вновь изобразил себя. В том же сером мундире, но уже с другой накидкой и на красном фоне. Несколько иначе смотрится и сама героиня. Теперь её правая рука согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851 года, но провисела там всего несколько дней. Буквально сразу московский предприниматель, книгоиздатель и меценат Козьма Солдатенков купил полотно и увёз, не дожидаясь закрытия выставки. Однако лицо героини по-прежнему не устраивало художника и он взялся за третий вариант.
Как и первый, он остался незаконченным. Именно его в 1893 году для своей коллекции приобрёл Павел Третьяков. В данном варианте Федотов не только поменял фон — теперь это лиловые обои, но и нарисовал у героини более тонкую шею, существенно увеличил декольте и добавил военную фуражку на кровать.
Правая рука по-прежнему лежит на животе. На портрете мужа изображён человек в золотом мундире. Но и после этого Федотов никак не мог остановиться и продолжал работать.
В честь 200-летия со дня рождения художника в Третьяковской галерее было выставлено сразу три «Вдовушки» и зритель мог сравнить их. Есть ещё карандашные наброски знаменитой работы, но они больше интересны специалистам.
Вдовушка
Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.
Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее, но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.
Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.
На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.
Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.
Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.
Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.
Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах
С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность
В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт, и там среди слушателей Федотов» вдруг углядел молодую девушку в трауре. «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!»
Через неделю картина была уже закончена.
Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.
Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.
Первые картины и перспектива
Разборчивая невеста 1847 г.
Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («», 1847). В начале следующего года появилась «». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.
Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.
С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).
Всего восемь лет работы
О работах Павла Федотова пишу не впервые и не перестаю восхищаться его гению. А ведь между началом его профессиональной работы в искусстве и её завершением прошло всего каких-то восемь лет. Однако, как много он сумел создать за это время! «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор», «Игроки», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»…. Что не работа, то шедевр!
Говорят, что три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью, когда он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим. Едва заканчивал один рисунок или эскиз, тут же брался за новый. Не сложно представить, сколько бы он ещё успел сотворить, если бы не страшный недуг.