Как смотреть картины эдварда мунка

«крик» мунка. о самой эмоциональной картине в мире | дневник живописи

Галерея картин Мунка

Хронология творчества Эдварда Мунка

1892: «Фризы жизни». В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом «Сен-Клудском манифесте». Законченная в 1897 картина «Меланхолия» характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в «Осеннем салоне» в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина «Крик» (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898).

В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.

1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: «Я пишу мозгом», Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.

1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины «Девушка на мосту»; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в «Амуре и Психее» мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине «Марат» изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии «Зеленая комната» (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.

Дж. Лeнc

Tags:

  • выставки мунка
  • картины мунка
  • крик мунка
  • норвежский художник
  • фриз жизни
  • эдвард мунк
  • экспрессионизм

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Очередной роман

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений

Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой

Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в небольшом городке Лётен в Норвегии. Его отцом был военный доктор — человек небогатый, но происходивший из семьи, известной в культурных кругах норвежского общества. Так, дед Эдварда был проповедником, дядя — историком, а одним из родственников был живописец Якоб Мунк (Jacob Munch), обучавшийся у знаменитого французского неоклассициста Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Семья была бедной и часто перебиралась из одного недорогого жилья в другое, порой ещё более дешёвое. В квартирах, которые приходилось снимать, было сыро, не хватало света и воздуха. Из-за этого заболели туберкулёзом мама и старшая сестра Эдварда.

Мальчик рано потерял мать — в пять лет. Его воспитанием занялась старшая сестра Софи. Эдвард был сильно к ней привязан и пережил сильный душевный надлом, когда чахотка унесла и сестру. Ему в тот момент было пятнадцать.

Немалое влияние на психику подростка оказали и проповеди религиозного отца. Они заставляли ребёнка мучиться от ночных кошмаров с видениями ада.

Переживания детства и юности оказали сильное психологическое воздействие на Мунка и впоследствии отразились в творчестве художника.

Здоровье самого Эдварда Мунка тоже было хрупким, что мешало учебным занятиям. Тем не менее, в шестнадцать лет юноша поступил в технический колледж. Он продемонстрировал впечатляющие успехи в точных и естественных науках, но через год бросил обучение, чтобы воплотить мечту — стать живописцем. Это решение вызвало гнев отца, но другие родственники поддержали молодого человека, поскольку он обладал явным художественным даром. К тому же в роду уже был пример успешной карьеры на этом поприще.

В 1881 году юноша начал учиться в Королевской школе рисования. Через два года он представил публике свои первые работы, которые были написаны в традиционной реалистичной манере.

В 1898 году художник снова отправляется во Францию. Наибольшее влияние на него оказали импрессионисты и пуантилисты.

В 1890-е годы стиль художника-экспрессиониста окончательно сформировался. После того, как в 1892 году его произведения высоко оценил влиятельный живописец-консерватор Адельстен Норманн (Eilert Adelsteen Normann), что было довольно неожиданно, критика стала благосклонней к молодому автору. Постепенно он завоёвывает признание.

Начало XX века прошло для Эдварда Мунка под знаком сильного душевного надлома из-за трагического романа с Матильдой Ларсен (Matilda Larsen), которую в дружеском кругу называли Туллой. Художник даже пытался застрелиться, но, к счастью, неудачно. В 1908 году он полгода провёл в психиатрической лечебнице. Возможно, сыграла роль и наследственность, так как вторая сестра мастера была больна шизофренией.

Мунк всерьёз опасался репрессий и конфискации картин, но этого не произошло: судьба сохранила наследие гения для потомков. Свои произведения живописец завещал городу.

Творческое наследие

Согласно завещаю Мунка все полотна, хранящиеся у него дома, должны были передать в дар городу. В 1963 г. был открыт музей, посвященный художнику. Его коллекция насчитывает несколько тысяч работ: полотна, гравюры, рукописи, наброски. До 2015 г. музей был официальным правообладателем, позднее все наследие норвежского художника было признано общественным достоянием.

Самая крупная экспозиция представлена в Национальной галерее в Осло. В нее входят и наиболее известные его шедевры («Крик», «Мадонна», «Больная девочка»). Рыбацкая хижина в Осгорстранне, в которой Мунк какое-то время жил и работал действует как дом-музей. Обстановку оставили нетронутой, поэтому посетители могут прочувствовать атмосферу в которой были написаны норвежского художника.

Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин.  Например, в 2006 г. его работа «Двое» была продана на аукционе за сумму, превышающую 1 млн. долларов. Данная гравюра получила статус самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии.

Портрет Мунка изображен на норвежской купюре, номиналом в 1 000 крон. В честь его 150-летия была выпущена серия марок. Его творчество оказало большое влияние на развитие экспрессионизма.

Похищения картин

Шедевры Эдварда Мунка неоднократно похищали. В 1994 из Национальной галереи в Осло был похищен «Крик», но его смогли вернуть. Как оказалось, один из злоумышленников был уже судим за похищение полотна «Вампир». Ее также нашли и вернули в экспозицию галереи.

22 августа 2004 г. из Музея Мунка были украдены «Мадонна» и один из вариантов «Крика». Картины были найдены, но специалисты обнаружили на них ряд повреждений: царапины, следы от влаги, в каких-то местах холсты были надорваны. Пятно в углу «Крика»остается заметным, и реставраторы не стали проводить с ним никаких действий. Это связано с ожиданием разработки более эффективных методов восстановления полотен.

Страх жизни

Когда-то дома было весело, отец рассказывал чудесные истории, мама была жива. Эдварду было 5 лет, когда она умерла и когда папа перестал выдумывать сказки и начал читать Библию. Через 9 лет умерла и 15-летняя сестра София. Болезнь и страх – два самых сильных и прочных ощущения детства, да и всей последующей жизни.

С 1879 года Эдвард дисциплинированно учится на инженера, но ему понадобится всего год, чтобы понять: он хочет быть художником. Одна из самых главных женщин в жизни будущего художника — тетя Карен. Это она дает ему первые уроки рисования и уговаривает недовольного отца, военного врача Кристиана Мунка, дать молодому человеку шанс исполнить мечту.

Описание

На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Женщина — в полурасстёгнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», ) выражает подавленность или отчаяние. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса, изображающая, по-видимому, поваленное бревно; в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

Картину отличает мрачное, тягостное настроение, но сюжет её с трудом поддается расшифровке. Тот же Бишофф сравнивает её с «компульсивными ритуалами Сэмюэла Беккета». Поза и выражение лица женщины — центрального персонажа — могут выражать как отчаяние, так и торжество. Н. И. Крымова описывает героиню «Пепла» так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы… Её широко открытые глаза пусты — это конец любви, конец всему». Другие комментаторы видят женщину победительницей: она торжествующе поправляет причёску после акта любви, тогда как мужчина предстаёт использованным и брошенным. Эта роковая «двойственность» женского начала напоминает и о других картинах Мунка, таких, как «Вампир (Любовь и боль)». Исследовательница творчества Мунка Сью Придо предполагает, что в «Пепле» воплотились воспоминания о его болезненном первом романе и потере невинности: «На картине он изображён тяжело раненным, тогда как Милли [Таулов, первая любовь Мунка], подобно фениксу, вновь поднимается из пепелища их любви». На одном из графических вариантов Мунк надписал: «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла» (норв. Jeg følte vår kjærlighet ligge på jorden som en askehop).

Первоначальный вариант картины с 1909 года находится в Национальной галерее в Осло.

Погружение в искусство

В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.

Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.

«Крик»

Обычно у художников сложно выделить какую-то одну значимую яркую работу. Но Эдвард Мунк отличился и здесь: его полотно «Крик» знают даже люди далекие от живописи. Как и многие шедевры, создавался на протяжении нескольких лет. Первая версия полотна была написана в 1893 г., а последняя — в 1910-м.

Это полотно получилось настолько эмоциональным и ярким, что никого не оставило равнодушным. Искусствоведы до сих пор не сошлись в единой трактовке этого произведения искусства. Одни полагают, что художник хотел передать реакцию человека на крик природы (кстати, это было первоначальное название картины).

Другие придерживаются мнения, что Мунк, как и многие гении, обладал неким даром предвидения. И в своих работах предсказывал катастрофы и ужасы, ожидающие человечество. Сам художник написал о том, что его вдохновило на создание «Крика» в своем дневнике: это кроваво-алый закат, смотря на который, его охватило чувство тревоги и ужаса.

Тема страха проглядывается на всем творческом пути Мунка. И «Крик» как раз стал апофеозом выражения его эмоций. Пейзаж приближен к реалистичному, но именно центральный персонаж передает всю суть творения. Известно, что Эдвард Мунк создал 40 вариантов картины. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был новатором и постоянно экспериментировал в своей работе. Четыре из них — живописные, остальные версии сделаны в графике.

Когда впервые «Крик» был показан на выставке в 1893 г., общественность отнеслась к картине крайне негативно. Пришлось даже пригласить полицию, чтобы уберечь полотно от уничтожения посетителями. Позднее этот шедевр стал олицетворением всего экспрессионизма и одной из самых значимых работ, повлиявших на развитие живописи в 20-м веке.

Но несмотря на его огромное культурное значение, «Крик» ожидала печальная судьба, как и многие другие великие творения. Его стали постоянно цитировать, делать карикатуры, постепенно обесценивая значение полотна. Самая известная аллюзия на эту картину — маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Но такое частое упоминание полотна лишь подтверждает его влияние на мировую культуру.

«Крик» — картина о самоубийстве

Некоторые исследователи разглядели в данном полотне более глубокий смысл. Ученик Эдварда Мунка Сью Прадо говорил, что работа над этим произведением велась в очень непростой для художника период. Он переживал неудачный болезненный роман, из-за которого у него обострился страх появления психического расстройства.

Возможно, поэтому на картине изображен мост, который был популярным местом у самоубийц. Кроме того, он был недалеко от клиники для душевнобольных, в которой находилась сестра Мунка, и скотобойни. Данная теория лишь усиливает интерес к этому произведению: ведь до сих пор люди пытаются понять, что хотел передать своим «криком» известный норвежский художник.

Личная жизнь и характер

Нрав живописца был сложный, переменчивый и неоднозначный. В нем сочетались, казалось бы, противоположные качества. Нервный и подозрительный, но с невероятным стремлением к свободе и острым чувством юмора, художник с легкостью вписывался в круг творческой богемы Осло, Парижа и Берлина. Его жизнь была наполнена тревогой и страхом. Единственным, в чем экспрессионист находил спасение от постоянных метаний и поисков — была живопись:

У живописца было три наиболее ярких и известных романа, каждый из которых оставил след в его творчестве.

Милли Таулов

Милли Таулов

В 1885 году юноша познакомился с Милли Таулов, женой брата Фрица Таулов, помогавшему молодому человеку в его начинаниях. Для девушки роман был лишь очередным кокетством, забавой: она не принимала, но и напрямую не отвергала ухаживания юноши. В это время Мунк, ранимый и впечатлительный, страдал и не находил себе места. К любовным мукам также добавлялись моральные терзания: связь с замужней женщиной нарушила моральные принципы глубоко религиозной семьи живописца.

Голос, 1896 Лунный свет, 1893

Дагни Пшибышевская

Дагни Пшибышевская

Исследователи допускают возможность их любовной связи. Встречаются три версии развития отношений Мунка и Юль: первая — замужество Дагни разбило живописцу сердце, вторая — брак Пшибышевских был открытым и оба имели связи на стороне, поэтому и для художника, и для пианистки их роман был больше порывом вдохновения, третья версия — из-за отсутствия прямых доказательств достоверно утверждать об их романтических отношениях нельзя.

Тулла Ларсен

Тулла Ларсен с Мунком

Самым болезненным и заметным в искусстве стал роман экспрессиониста с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен, начавшийся в 1898 году. Отношения были близкими и теплыми, но со временем странное поведение и навязчивость возлюбленной стали пугать и тяготить Мунка.

Девушка почувствовала холодность любимого, и в 1902 году Ларсе попыталась покончить с собой. Художник разрывался между состраданием и опасениями, что поступок был очередной манипуляцией.

Спустя несколько дней между ними разгорелась ссора, закончившаяся простреленной рукой Мунка. Уставший от настойчивости девушки, он уехал в усадьбу Осгор, чтобы его ничто не отвлекало от рисования. Но спокойствие нарушил общий приятель возлюбленных, сообщивший, что Тулла лежит при смерти. Мунк немедленно поехал к Ларсен. Зайдя в помещении, Эдвард остолбенел. Посередине комнаты стоял гроб, в котором лежала девушка, облаченная в саван. Через минуту она вскочила, размахивая пистолетом. Художник попытался прекратить нелепую сцену, но любовница случайно прострелила ему палец.

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

Главные события в жизни и творчестве

Мунк в 1902 году в саду своего покровителя доктора Макса Линде в Любеке

  • 1908 год – лечится от душевного расстройства в копенгагенской клинике.
  • 1916 год – приобретает виллу Экелю рядом со столицей, увлекается разведением овощей и домашней птицы.
  • 1930 год – после кровоизлияния в глаз почти перестает рисовать.
  • 1940 год – остается в оккупированной фашистами Норвегии, испытывает тревогу за свою судьбу и картины.
  • 23 января 1944 года – Мунк умирает в Экелю в возрасте 80 лет. Согласно завещанию, все творческое наследие художника передано городу.
  • 1963 год – в Осло создается музей Мунка, который до 2015 года был правообладателем его произведений. Позже они становятся достоянием общественности.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Смерть отца. Депрессия. Переосмысление творчества.

Осенью того же года Мунк отправился в Париж, где посещал уроки французского живописца Леона Бонна. Наставник высоко оценивал талант юноши, но не разделял его вольности в обращении с цветовой палитрой. Эдвард также активно экспериментировал со стилями. В картинах этого периода прослеживается влияние импрессионизма и пуантилизма 一 стилистического направления неоимпрессионизма. В основе обоих стилей лежит манера письма геометрическими раздельными мазками и отказ от смешения красок на полотне для достижения оптического эффекта.

В Париже свободное время художник посвящал не только музеям, экскурсиям и изучению классического искусства, но и выпивке:

В конце 1889 года приходит известие о смерти Кристиана Мунка. Это событие стало для художником тяжелым испытанием. Из-за задержки письма Эдвард не успел на похороны отца. Он впал в депрессию, прекратил посещать уроки Бонна, ушел в себя и отдалился от друзей.

Ночь в Сен-Клу, 1890

В мае 1890-го года Эдвард вернулся домой, в Христианию, где прошла выставка его работ. Отзывы критиков были неоднозначными, но уже более теплыми. В конце года он опять вернулся во Францию.

Детство и юность

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в небогатой, но известной в культурных кругах семье: их дальним родственником был Якоб Мунк, известный художник-неоклассицист, ученик французского живописца Жака-Луи Давида.

Лаура Мунк, 1868 Портрет Мунка в молодости, 1885

Из-за того, что отец работал военным врачом, детство мальчика прошло в разъездах. Большую часть взросления будущий экспрессионист провел в Христиании (Осло), столице Норвегии.

«Вернулся домой и хотел помириться с отцом. Он уже лег. Я тихонько открыл дверь в его комнату. Стоя на коленях перед постелью, отец молился. Таким я его никогда не видел. Я закрыл дверь и ушел к себе. Мною овладело беспокойство, я не мог заснуть.

Когда Эдварду было пятнадцать, старшая сестра Софи, с которой у них были очень теплые и близкие отношения, тоже умерла от туберкулеза. Ее смерть сильно потрясла брата. С этим событием многие биографы связывают разочарование художника в религии. Мальчик не мог осознать, почему, несмотря на молитвы отца, высшие силы не спасли Софию.

После смерти Софии младшей сестре Лауре доктора поставили диагноз шизофрения. Она умерла в дома призрения душевнобольных.

Фриз жизни. Берлинский период.

Художник, уже привыкший к желчным замечаниям критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией:

Событие бурно обсуждалось в прессе. Оно подняло Мунка еще на одну ступень славы, он стал предметом многих дискуссий и обсуждений. В это время искусство живописца пока мало кому нравилось, но интерес к личности стремительно возрастал. Количество друзей Мунка из творческой элиты увеличивалось. Это также способствовало его популярности.

В 1894 году в Германии об эксцентричном экспрессионисте уже выходили книги, ему же исполнился всего 31 год.

В Берлине Мунк познакомился с Альбертом Кольманом, богатым ценителем искусства. Их долгие беседы об оккультизме и духовности человека натолкнули живописца на мысль о создании серии полотен, которые он считал своим главным созданием.

Танец жизни, 1900 Пепел, 1894

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: