Кривоногов, пётр александрович

Пётр александрович кривоногов: биография

День Победы в наше время

В картинах художников XXI века можно увидеть тот праздник 9 Мая, каким знаем его мы. На них изображают постаревших ветеранов с медалями, объединяющие несколько поколений семейные застолья и весна — вечный символ победы добра над злом. Хороший пример — «Песня» Сергея Ишкова. В 2018 году она принесла автору диплом победителя на Всероссийском конкурсе в Москве.

Молодой художник из Тольятти Денис Елисеенко в 2010 г. написал «Портрет ветерана», где изображена пожилая чета в деревенском доме. Картина радует глаз по-весеннему яркими красками, создающими праздничное и жизнеутверждающее настроение.

Нет сомнений, что и в последующие годы победа над жестокими захватчиками будет осмысляться новыми поколениями художников. Картина с таким сюжетом — отличный подарок на 9 Мая ветерану, военнослужащему и просто патриотично настроенному человеку.

Экспонирование и награды

Созданию картины «Победа», которую известный российский искусствовед М. Ю. Герман назвал одним из самых глубоких произведений Моисеенко, посвящённых 1945 году, заставляющим зрителя пропустить сквозь сердце цену победы, автор посвятил два года (1970—1972).. Петербургский арт-критик, ведущий научный сотрудник Русского музея А. Ф. Дмитренко назвал картину живописным монументом, воплощающим бессмертность подвига и мысль о высокой человеческой цене завоеванного. Впервые картина была показана в 1972 году сначала на ленинградской зональной выставке «По родной стране», а затем на республиканской художественной выставке в Москве. 23 апреля 1974 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1974 года» году художнику присуждена Ленинская премия за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1964), «Черешня», «Победа» (1972)). На конкурсе-смотре «Наш современник», посвященном 50-летию образования СССР, за картину «Победа» Моисеенко был удостоен 1-й премии Кировского завода… Картина находится в собрании Государственного Русского музея (поступила в 1976 г. из МК РСФР).

300 рисунков с фронта

Великую Отечественную войну Кривоногов прошел от Волоколамска до Берлина. За смелость и отвагу награжден орденом Красной Звезды. На фронте карандашом, углем, сангиной, акварелью сделал более 300 рисунков. В них – летопись войны, сама история.

Пётр был зачислен в красноармейскую художественную студию. Здесь работал над эскизом диорамы «Прорыв линии Маннергейма», для чего посетил места боев с белофиннами, изучил панораму Рубо «Оборона Севастополя» в Крыму.

К 25­летию Советской армии написал картину «В Волоколамске». Она была показана на выставке в Москве в феврале 1943 года.

Картины рождали у россиян силы для борьбы с оккупантами. Их главная тема – наступательная мощь Советской армии.

Как город Кинешма навсегда остался в биографии художника Кривоногова, так и художник Кривоногов навсегда останется в истории Кинешмы. В городе есть улица его имени, названная по ходатайству учителей школы и друзей-одноклассников, мемориальная доска на здании гимназии № 3 и в классе, где он учился. В коллекции школьного музея хранятся фотографии, письма, эскизы и этюды Петра Александровича.

Ежегодно проходят Кривоноговские чтения и ученическая научная конференция. Золотой фонд коллекции работ художников второй половины ХХ века Кинешемского художественно-исторического музея составляют живописные и графические работы батального жанра Кривоногова.

Пётр Александрович умер 22 августа 1967 года. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище. «Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце», – говорил художник в одном из своих выступлений. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге.

Долгожданные встречи

Эта тема в военной живописи, пожалуй, самая эмоциональная, ведь каждый может представить себе разлуку с близким человеком. Владимир Костецкий написал «Возвращение» в 1948 г., вспоминая собственную встречу с семьей во время отпуска с фронта. Картина получилась очень личной, а потому убедительной. Она претендовала на получение Сталинской премии, но не получила ее. Работу упрекнули в отсутствии героического пафоса. Но в народе ее полюбили, она часто воспроизводилась на открытках и марках.

Рассматривая живопись военной тематики, нельзя не вспомнить братьев Ткачевых. Старший из них воевал и был тяжело ранен. В творчестве художников много прекрасных работ, посвященных войне, семье и деревенской жизни, знакомой им с детства. Эти темы нашли отражение в полотне «Май сорок пятого». На нем мы видим солдата, которого встречает жена и двое детей-подростков. Семейная сцена среди цветущих деревьев написана светло и радостно. Невольно хочется улыбнуться в ответ на улыбку обнимающей отца девочки.

В 1962 г. совсем еще молодой на тот момент Андрей Горский изобразил возвращение без вести пропавшего солдата. Эта картина представляла нашу страну на биеннале в Италии.

Первые впечатления

Начать обзор картин, посвященных великому празднику, стоит с творчества Петра Кривоногова. Еще в 1939 г. молодой художник был призван в армию, а затем в составе действующих войск прошел войну от Москвы до Берлина. Между сражениями он делал наброски батальных сцен и портреты сослуживцев. А в послевоенные годы стал мастером эпичных полотен, посвященных Второй Мировой.

Картина «Капитуляция фашистских войск в Берлине» была написана уже в 1946 году. На ней мы видим отобранную у врагов груду оружия и советских солдат, втаптывающих в землю фашистские знамена. Через 2 года была завершена следующая работа — «Победа». Ее сюжет автор задумал во время победоносного штурма Рейхстага. Картина принесла автору Сталинскую премию и постоянно печаталась в книгах, журналах и на открытках.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Советский живописец – баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Лауреат

Сталинской премии второй степени (1949). Петр Александрович Кривоногов первым из

советских художников был награжден золотой медалью им. М.Б. Грекова. В 1955 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.Дата рождения в разных источниках указывается разная, согласно поздним архивным исследованиям — 8 сентября 1910 года (по новому стилю 21 сентября). Петр Кривоногов родился в удмуртской деревне Киясово Вятской губернии в бедной крестьянской семье.

Автопортрет
холст, масло, 88х63,5 Художественно-исторический музей г. Кинешма

Слайд 3В годы гражданской войны его отца белочехи запороли шомполами до

полусмерти. Матери надо было каким-то образом прокормить четверых детей, из-за

безысходности она решила отправить Петра в Сарапульский детдом. В 1925 году он оказался в детприемнике г. Кинешма Ивановской области.

Кинешма. Вторая родина Петра Кривоногова.

Слайд 4Семилетняя школа № 1 (сейчас -гимназия им. А.Н.Островского ).Учась в

семилетней школе N 1 (сейчас Кинешемская гимназия имени А.Н. Островского),

он проявил незаурядные художественные способности, на которые обратили внимание чуткие воспитатели и педагоги. Особенно серьезную роль в жизни Кривоногова сыграл учитель рисования Сергей Николаевич Коковин, который поддерживал любовь Петра к изобразительному искусству

Именно он заметил пристрастие Пети к батальной тематике и руководил его увлеченной работой над иллюстрациями к повести А. Серафимовича «Железный поток».

Слайд 5После окончания семилетней школы Кривоногов был принят в 1930 году

на рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, затем поступил

в институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, его учителями были график П. А. Шиллинговский, живописец К. Ф. Юон.

П.А. Кривоногов. Волга. Кинешма. 1958 г. Холст, масло. Кинешемская картинная галерея.

Слайд 6Батальный жанр определил направление его творческой деятельности. В 1942 году

вместе с группой художников Студии имени М.Б.Грекова Кривоногов выехал на

Западный фронт. Он был очевидцем и участником многих боев и штурма рейхстага.

Кривоногов П.А. На передовую. 1942 г. Бумага, уголь. 53,5х74,5 см.

Слайд 7Великую Отечественную войну П. Кривоногов прошёл в действующих войсках от

Волоколамска до Берлина. За годы войны карандашом, углем, сангиной, акварелью

сделал более 300 рисунков. В них – летопись войны, сама история.

Рисунок Кривоногова П.А. Ведут пленных фрицев. 1941-1945 гг. 29х38,5 см.

сцену падения фашистской столицы. За картину «Победа» в 1948 г.

Петру Кривоногову присуждена Государственная премия СССР. «Победа» — шедевр советской батальной живописи. Впечатляют и размеры полотна – 2, 5 х 4 метра.

П.А.Кривоногов. Победа 1945 г.- 1949 г.

Слайд 9Картина «Победа» стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом. Ее

книгах. Над этим полотном художник работал почти три года. Сейчас картина находится в Центральном музее Вооруженных сил России в Москве.

Кривоногов П.А. Защитники Брестской крепости. 1959 год

Волго-Донского канала, и ряд других картин на темы мирного созидания.

Открытие Волго-Донского канала. 1952
Холст, масло. 148 х 322

крепкой дружбы с родной школой, воспитавшей его. Гимназия им.

А.Н.Островского ( бывшая семилетняя школа № 1)

Слайд 15Среди наиболее известных произведений художника:• «Зверства в Речице» (1942)• «В Волоколамске» (1942)• «Корсунь-Шевченковское

побоище» (1944) • «Капитуляция фашистских войск в Берлине» (1946)• «Победа» (1948; Сталинская

премия, 1949)• «На Курской дуге» (1949) — см. Курская дуга• «Советская Конница в боях под Москвой» (1949) • «Защитники Брестской крепости» (1951) • «Поединок» (1964)• «Комиссар крепости» (1967)

город. Кинешма:художники, картины, музеи / Е.В.Кончин.-М.: Азимут, 2008http://www.artsait.ru/art/k/krivonogov/main.htm

Война застала художника в Белоруссии

Известнейший советский живописец, народный художник УССР, дважды лауреат Сталинской премии Михаил Хмелько родился в Киеве в 1919 году, в семье рабочего Ивана Николаевича Хмелько, впоследствии активного участника революционных восстаний, депутата Киевского горсовета в 1927-1929 гг. Мать художника была домохозяйкой, а до замужества семь лет ухаживала за детьми писателя Александра Куприна.

Будущий мастер с самого раннего возраста начал увлекаться рисованием и с десяти лет уже активно посещал художественную студию украинского художника и иллюстратора Михаила Ярового.

Война застала его в городе Семятичи Брестского района. Дивизии, где служил, удалось вырваться из окружения и дойти с боями до украинского города Нежина. Там уцелевшие части прошли переформирование. Михаила назначили минёром-картографом. В одном из сражений его контузило, а в ходе Гребенковских боёв Хмелько тяжело ранили. После чего отправили в полевую санчасть города Лубны.

Через короткое время город был атакован механизированными частями немцев, и чтобы пробиться через линию фронта, красноармейцам пришлось преодолеть большой путь. По воспоминаниям Хмелько, на оккупированной территории особенно рьяно их преследовали украинские полицаи. Лишь благодаря местным жителям ему удалось остаться в живых. Переодевшись в гражданскую одежду, он добрался до занятого фашистами Киева.

Чтобы не умереть от голода, будущий художник помогал жителям по хозяйству и рисовал по заказу портреты. В 1943 году, когда Киев был освобождён, в районе Ржищева ему удалось встретиться с передовой разведывательной группой советских войск. После тщательной проверки художнику выдали военное обмундирование и зачислили в бригаду фронтовых художников Политуправления 1-го Украинского фронта.

Не удивительно, что в своей работе, которая принесла ему славу, Хмелько сумел точно передать на полотне настрой бойцов. Они устали от четырёх лет войны, но счастливы и благодарны командирам, с которыми дошли до Победы.

Сбежал из детдома, беспризорничал

В годы Гражданской войны отца Петра Кривоногова, считавшегося красным, белочехи запороли шомполами – и всё на глазах семьи. Матери надо было каким-то образом прокормить четверых детей. Из-за безысходности она решила отправить Петра в Сарапульский детдом (Удмуртия). Оттуда он сбежал. Беспризорничал. В 1925 году оказался в детприемнике в Кинешме. Здесь он окончил школу-семилетку, вступил в комсомол.

В четвертом классе мальчик увлекся рисованием. Его приняли в кружок изо, где под руководством Сергея Коковина он получил первые навыки. Учитель чувствовал впечатлительность талантливого подростка, будоражил его фантазию, успешно развивал художественную технику. Именно Сергей Николаевич заметил пристрастие Петра к батальной тематике.

В музее кинешемской школы № 3 висит большой портрет великого русского драматурга Александра Островского – это работа бывшего ученика Петра Кривоногова.

Салют победы

Грандиозный фейерверк у стен Кремля — воплощение народной радости и торжества. Столь яркое и праздничное событие изображали многие. Особенно знаменита работа Владимир Штраниха, написанная в 1946 г. Небо на ней расцвечено залпами салюта и устремленными вверх прожекторами. Старшее поколение относится к картине с ностальгией так как, ее репродукция была в учебнике «Родная речь».

Праздничный салют писали и другие художники. Например, Виктор Дмитриевский в 1982 г. закончил полотно «В день победы». Этот мастер прошел войну, а в 80-е помогал создавать панораму «Сталинградская битва».

Усталость от войны

Не все художники представляли завершение войны пышным праздником. Кто-то пытался глубже понять, что чувствовали измученные солдаты. Они прошли тяжелейшие испытания, постоянно видели смерть — оставались ли у них силы для радостного ликования? На картине Юрия Бондаренко «Победа» изможденные герои слишком устали, чтобы улыбаться. Они могут лишь перевести дыхание и расслабиться впервые за долгое время.

Похожее настроение в работе «Первый день мира» Бориса Окорокова. На ней герои встречают победу лежа на траве, наслаждаясь тишиной и покоем. Женщина улыбается, но на лице мужчины читается скорее потрясение. А ружье в верхней части полотна напоминает, что тень войны еще долго будет висеть над всеми свидетелями и участниками.

Дипломную работу посвятил Гражданской войне

С помощью директора школы и сотрудников Кинешемского отдела образования молодой человек получил возможность продолжить учебу в Ленинграде на рабфаке искусств при Всероссийской академии художеств. После перешел в саму академию.

Там Кривоногов учился в мастерской известного советского художника Константина Юона. Юношу увлекала героика и романтика Гражданской войны. Еще в Кинешме свое ученическое сочинение по повести Серафимовича «Железный поток» Пётр Кривоногов иллюстрировал мастерскими набросками. На эту тему он написал и дипломную работу «Поход Таманской армии». Эта картина осталась в постоянной экспозиции музея академии. Работа попала также на Всесоюзную выставку, посвященную 20-летию Ленинского комсомола, и заявила общественности нового художника-баталиста – Петра Кривоногова.

Пётр Кривоногов у мольберта.

После учебы в академии, которую воспитанник кинешемской школы окончил с отличием, его призвали в армию. Он служил в кавалерийской части. Отсюда, наверное, и знание военного быта художником, и поражающая правдивость его будущих полотен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: