I перипетии юности (1577-1600)

Питер пауль рубенс в эрмитаже - истории из путешествий

Описание картины Питера Рубенса «Оплакивание Христа»

Гениальный живописец, родом из Нидерландов, как никто иной, воплотил живость и чувственность живописи Европы эпохи барокко. Его творческое наследие заключает в себе брейгелевские законы реализма и достижения венецианской школы.

Несмотря на популярность работ религиозных сюжетов и мифологических мотивов, художник был виртуозом в пейзаже и портрете. Он никогда не стеснялся подражать кому-то из своих предшественников, с которых он брал пример и в своей работе использовал отдельные элементы известных Мастеров. На становление его, как художника, повлияло творчество Тициана и Брейгеля.

Отличительными характеристиками его картин являются композиционные решения, богатство используемых красок и их оттенков. Но самые главные нюансы, по которым, бесспорно, можно узнать работу Рубенса являются жесты людей. Они всегда удивительно реалистичны и написаны именно в индивидуальном художественном стиле Рубенса.

Смелость и свобода заключена в Рубенсовских мазках. Он обладал искусством владения кисть, что и выделяет художника, особенно в написании многометровых композициях.

Рубенс написал это полотно в период пребывания в Италии. В картине он соединил воедино плач Девы Марии над Иисусом и положение его в гроб. Неподвижное тело Христа уже отяжелело, голова опрокинулась в бок. Его окружили Иосиф Аримафейский, Иоанн Евангелист и Мария Магдалина. Очень реалистично художник передал их глубокие переживания. Плотная постановка фигур создаёт напряжённость картине. Это свойственно культуре барокко.

Цветовое решение работы очень тонко и натурально изображает человеческую плоть. Из-за грозового неба и освещения лишь переднего плана появляется острое ощущение тревожности, но в то же время, и возвышенности этого сюжета.

В целом, картина выступает в качестве иконографии.

Рубенс как создатель барокко, нового живописного стиля

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко . Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе “Святой Георгий, поражающий дракона” (см. ниже). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине “Охота на гиппопотама” (см. ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки

Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины

Охота на гиппопотама, 1615-1616. Холст, масло, 248х321.

Биография Питера Пауля Рубенса

Итальянское ученичество

Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте). Ян Рубенс умер на чужбине, Мария приехала в Антверпен, уже будучи вдовой с детьми.

Первые уроки рисования Питер взял у голландских живописцев, известных лишь тем, что именно у них учился азам великий художник. А вот углубленное изучение основ мастерства проходило у Рубенса уже в Италии, где процветало Высокое Возрождение. Он жил в этой солнечной стране целых 8 лет, начиная с 1600-го. Подвизался в качестве придворного художника у герцога Гонзаго. А сам впитывал и роскошь итальянских пейзажей, и гениальные приемы гениев Ренессанса.

В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Кроме того он выполняет дипломатические поручения своего покровителя (тот тогда был герцогом Мантуи).

Покровительство инфанты

Таким образом, возвращается в родные края уже не зеленый юнец, а состоявшийся художник. Его обласкали инфанта Изабелла (правящая тогда во Фландрии) и ее супруг Альберт. Это был период перемирия между могущественной Испанией и Голландией, так что Фландрия оправлялась от кровопролитных сражений. А испанка Изабелла была неплохой наместницей, понимала, в чем ее цели, благоволила представителям искусства, а фаворитом среди них стал Рубенс.

Работы того периода касаются, в основном, религиозных тем. Много создано живописцем и портретов особ королевских кровей.

Интересно, что персонажи мифологии становились на полотнах фламандца пышущими здоровьем красивыми и жизнерадостными людьми. Католицизм не приветствовал такие приемы, но покровительство сильных мира сего помогало Рубенсу избегать трений с церковью.

Запись о крещении дочери Рубенса в Антверпенской церкви Св.Иакова

18 январи 1632 г. 

Младенец: Клара Иоанна.
Родители: господин Пьетро Пауло Рубенс, Елена Фоурмент.

Рубенс. Елена с Кларой Иоанной  и Франциском. 113х82 см. 1635-1636 годы.
Лувр, Париж, Франция.

На этом портрете
Клара-Иоанна выглядит странновато, она как будто не связана с другими
персонажами картины. И невозможно сказать, была ли она на самом деле такой:
других портретов  Клары-Иоанны нет или
они недоступны.

Рубенс. Елена с Кларой Иоанной  и Франциском. 113х82 см. 1635-1636 годы.
Лувр, Париж, Франция. Фрагмент. Клара Иоанна.

Картина не закончена, не
все детали прорисованы до конца, что совершенно несвойственно Рубенсу. Может
быть, художник посчитал это полотно своей неудачей и рассчитывал поправить его
позднее?

Запись о крещении сына
Рубенса в Антверпенской церкви Св.Иакова

12 июля 1633 г.
Младенец: Франциск.
Родители: Господин Петро Пауло Рубенс, госпожа Елена Фоурмент.

Рубенс. Елена Фоурмент со своим старшим сыном Франциском.

1635 год. 146х102 см. Старая Пинакотека, Мюнхен,
Германия. 

Рубенс. Елена Фоурмент со своим старшим сыном Франциском.
1635 год. 146х102 см. Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия. Фрагмент. Франциск.

Когда
рассматриваешь этот портрет, возникает вопрос: а почему на голенького ребенка
надели шляпу? Вероятно, сначала на портрете должна была быть только Елена. И
пока шел сеанс, мальчик проснулся и запросился к маме. Его как есть принесли в
студию и посадили маме на колени.

Он прижался к маме,
обхватил ее двумя руками, но продолжал плакать, и тогда отец надел на него
шляпу и попросил повернуться к нему, посмотреть на него. Что и произошло,
причем настроение мальчика сразу поменялось на смешливое.

Изабелла Елена родилась в
1635 году.

Рубенс.
Елена Фоурмент с Изабеллой Еленой. 
204×158см. 1637-1638 год.   Metropolitan museum, New-York,
USA. 

На этом полотне все персонажи
существуют как бы отдельно друг от друга, такое ощущение дают их взгляды.
Каждый смотрит в какую-то свою точку: Рубенс смотрит поверх головы Елены, Елена
смотрит куда-то за Изабеллу. Только взгляд Изабеллы устремлен на попугая (что
вполне естественно). Возможно, каждый них был написан в разное время, что
называется, подрисован.

Рубенс.
Елена Фоурмент с Изабеллой Еленой. 
204×158см. 1637-1638 год. Metropolitan
museum, New-York, USA.
Фрагмент. ИзабеллаЕлена.

Рубенс. Изабелла Елена на поводке. Лувр

На этом рисунке она уже
постарше: 

Рубенс. Изабелла Елена. 1639-1640 год. Лувр, Париж,
Франция.

Рубенс, похоже, сделал
этот набросок в преддверии картины, но портрет так и не был нарисован. Может
быть, из-за большого количества заказов, которые Рубенс выполнял с опозданием
из-за подагры.

Рубенс. Елена Фоурмент с сыном Франциском. 1639 год. 195х132
см.

Лувр, Париж, Франция.

Петер Пауль – родился в
1637 году.

Констанция Альбертина –
родилась в 1641 году.

Годы жизни детей Рубенса
от Елены Фоурмент:

Клара Иоанна 1632-1689

Франциск 1633-1678

Изабелла Елена 1635-1652

Питер Пауль 1637-1684

Констанция Альбертина
1641-1709

В 1746 году мужская линия
Рубенса прервалась. В 1923 году Британская энциклопедия сообщала, что по
женской линии более сотни семей в Европе носят его фамилию и происходят от
него. В 2004 году в Антверпене состоялась встреча 650 потомков и однофамильцев
Питера Пауля Рубенса.

Питер Рубенс — основоположник барокко, дипломат и миротворец

В результате потрясений, которые сопровождают все революции, родители Питера Пауля Рубенса (1577−1640) были вынуждены на несколько лет эмигрировать из Нидерландов в Германию, где и появился на свет будущий живописец. Правда, переезда не спас семью от бед, но причины несчастий были не политические, а любовные.

Отец Питера, судья из Антверпена, какое-то время успешно работал в Германии адвокатом, пока не познакомился с прекрасной дамой, Анной Саксонской, которая ответила ему взаимностью. Её брат Вильгельм Оранский пришёл в ярость, отец будущего художника попал в тюрьму. Имущество семьи было конфисковано, и матери, чтобы прокормить семерых детей, пришлось торговать на рынке. Это не помещало Питеру получить великолепное образование. Он неплохо выучил несколько европейских языков, стал сведущ в гуманитарных науках, получил навыки каллиграфии и ораторского искусства.

В 14 лет Рубенс стал учиться живописи и через десять без малого лет, достигнув в этой области значительных успехов, отправился совершенствовать свое искусство в мекку всех художников — в Италию. Здесь он поступил на службу к герцогу Винченцо I Гонзаго и стал не только делать для него копии картин мастеров Возрождения, но и ездить в разные страны с дипломатическими поручениями.

Питер Пауль Рубенс и его мастерская «Коронование Роксаны Александром Македонским». (Собрание Владимира Некрасова)

Вернувшись в Антверпен, Рубенс стал расписывать соборы и выполнять заказы от влиятельных лиц. У него появилась необходимость обзавестись собственной мастерской. В процессе обучения он привлекал учеников к работе над своими полотнами. Эта система позволила художнику не только создать огромное количество произведений (более 3000 работ), но и оставляла время для участия в политической жизни страны. Он способствовал установлению мира между Испанией и Англией, и пытался, правда безуспешно, добиться прекращения военного конфликта в Бельгии.

Описание картины Питера Рубенса «Автопортрет с женой Изабеллой»

Эту картину Рубенс написал после своей женитьбы. На ней он изобразил себя со своей супругой перед кустом с жимолостью. От картины веет спокойствием, самоуверенностью и счастьем. Обе фигуры приблизительно одинаковые и расположенные друг возле друга. Такой композицией художник хотел символизировать равноправие их брака. Он сидит на высокой скамье, его супруга Изабелла присела на коленях. В позе художника читается свобода и непринужденность, нога закинута на ногу.

До Рубенса еще не один художник не изображал портреты с подобными композициями.

Говоря об этой работе Рубенса, эксперты считают, что здесь не просто изображены счастливые супруг с супругой. Художнику удалось запечатлеть в своей работе брак. Изабелла свободно кладет свою руку на ногу Рубенса. Такой жест символизирует ее внутреннюю уверенность и свободу.

В своем творении художнику удалось, не теряя сакрального смысла таинства обручения облагородить и украсить его особой теплотой, доверием и интимностью, с помощью конструкции связей по всей картине. Все эти знаки символизируют объединение молодой пары. Так, например соприкосновение рук молодоженов выступает в виде центра S-подобной кривой. Она начинается подле головы художника и заканчивается на второй руке его супруги, опущенной вниз.

Важнейшей частью картины является фон портрета, изображающий реальное местонахождение супругов. Эту черту особенно усиливает уровень зрения, демонстрирующий траву и цветы. За счет такого пройма картина кажется живой и реальной, однако он совершенно лишен достоверных деталей.

Художник строит композицию, опираясь на ритмичность форм и фигур на плоскости. Фигуры влюбленным можно достаточно просто вписать в овальную окружность, их одеяния практически в одних и тех же цветовых гаммах.

Описание картины Питера Рубенса «Сад любви»

Полотно Рубенса «Сад любви», или как его еще называют «Сад любовников», часто трактуют, как описание определенного периода жизни художника, а точнее время после его второй женитьбы. Возможно это и так. Особенно, если учесть, что картина была написана Рубенсом для души, а не «под заказ».

Общая композиция представляет собой группу отдыхающих людей на фоне храма покровительницы брака – богини Юноны.

Слева изображена пара: молодая девушка в синем платье и кавалер, в лице которого отчетливо прослеживается сходство с самим художником. Поза пары явно намекает зрителю на романтический период ухаживаний в их отношениях. Девушка на картине немного смущена, мужчина – настойчив и убедителен. Их явно влечет друг к другу.

В центральной части полотна зритель видит ту же девушку, находящуюся рядом с три другими женщинами. Ее лицо изменилось. Она уже не смущается, а вовлечена в беседу с одной из дам. Справа к этой группе приближается еще одна пара: женщина в белых одеждах и мужчина, одетый в испанском стиле. Это явно супружеская пара, возможно, только что сочетавшаяся узами брака.

Подобное расположение композиционных элементов далеко не случайно. Рубенс делиться со зрителями историей своей вновь обретенной любви: от первой влюбленности до желанного момента свадебной церемонии.

Полотно пропитано аллегориями любовной тематики: храм покровительницы брака, женщины в центре, которые олицетворяют рассудительность, экстаз и счастье материнства. И, наконец, множество ангелочков и купидонов, характерных для полотен того времени.

Изобразил ли Рубенс на картине историю своей любви? Отчасти да. Но только сам гений смог бы сказать, что владело его чувствами в момент написания полотна. Возможно, он просто был вдохновлен популярными на тот момент любовными поэмами, ведь недаром сам Рубенс назвал свое произведение… «Модные беседы».

Описание картины Питера Рубенса «Замок стен»

После того, как в 1635 году великий фламандский живописец Рубенс приобрел Замок стен, начался новый период в творчестве живописца, который назвали Стеновой. Картина «Замок стен» относится именно к этому периоду в творчестве художника.

Прогуливаясь по замку и вдохновляясь живописными окрестностями, Рубенс сосредотачивается на пейзажных работах. Любимыми пейзажами Рубенса были полотна, на которых он изображал крестьян – крепких и здоровых людей, любящих физических труд. На картине видно, что фламандский художник относится к рабочим людям с глубоким уважением, что было редкостью для того времени.

Знаменитый замок стен, в котором он чувствовал себя сельским аристократом, изображен на картине слева – он сохранился и по сей день. Рубенс с любовью писал фламандский пейзаж, который всегда получался на его полотне очень красочным и разнообразным. Солнце на картине восходит на востоке, что позволяет сделать вывод, что изображено утреннее время суток. Желтеющие растения, расположенные на переднем плане говорят нам о том, что художник изобразил осень.

Рубенс с трепетом любил природу, и он легко мог сделать монотонный и тусклый пейзаж Фландрии жизнерадостным и красочным, добавляя в него свежесть и свет. Фламандский живописец был настоящим патриотом своей Родины.

На картине «Замок Стен» Рубенс мастерски изобразил горизонт, уходящие за него просторы, холмы и долину с поселком, стадо скота с пастухом.

В отличие от классицистов, Рубенс передает динамику природы и всего окружающего мира, красоту и очарование родной земли.

Картина написана с восторгом, она носит личностный характер, сцены сильно прочувствованы. Полотно выполнено уверенными, точными мазками с творческой энергией и страстью. Возникает ощущение, что картина излучает свет и яркость. Картина вызывает у восторженного зрителя чувство оптимизма и радости бытия.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.

Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.

В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.

30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

Описание картины Питера Рубенса «Отцелюбие римлянки»

Рубенс – певец жизнелюбия в самом исконном, глубинном его проявлении, не признающем рамок, условностей и глупых правил, навязанных человеку обществом. Сюжет «Отецелюбия римлянки» он, как ни парадоксально, также рассматривает через призму своего восприятия мира.

…Отца юной Перо заключили в тюрьму за преступление, которое за давностью лет уже невозможно назвать. Поскольку он был человеком высокого сословия, его не скормили зверям и не повесили, но решили даровать ему «тихую смерть» от голода, а его дочери разрешили ходить за ним – обмывать, менять солому, на которой он спал, развлекать его беседой. Огорченная судьбой отца, та, как раз недавно родившая сына, стала кормить старика грудью; для неё это был единственный способ поддержать его силы.

Когда через несколько месяцев судьи осведомились о судьбе Кирона, им ответили, что старик все ещё жив. Велев проследить за Перо (думали, что она каким-то образом прячет еду, проносит её в камеру), судьи оказались озадачены отчетом. С одной стороны, по канонам римского права кормление грудью взрослого человека признавалось деянием, сродным инцесту, а потому подлежащей смертной казни.

С другой же стороны, судьи тоже были людьми, и самоотверженность юной девушки, подвергшей свою жизнь риску ради жизни отца, тронула их. После долгих совещаний, они приняли решение: Кирона, вместе с дочерью, отпустили.

Удивительно, насколько простым показывает Рубенс кульминационный момент легенды. Старик прикован к стене, лежит на соломе. Девушка, полнокровная, молодая, с лицом деловитым и задумчивым кормит его, как кормила, должно быть, собственного маленького сына.

Вокруг них сумрак тюремной камеры, но в сцене нет ни безнадежности, ни страха за жизнь. Напротив, жизнь торжествует, лицо девушки освещено неизвестно откуда берущимся светом, и происходящее не кажется ни грехом, ни противоестественной мерзостью, потому происходит из благороднейшего из чувств – милосердия.

«Негры» у художников появились раньше, чем у писателей

Участие в политической жизни требовало всё больше времени, количество заказов росло, а среди картин в работе много огромных полотен с большим количество персонажей. Что же делать? Был найден гениальный выход, которым все остались довольны: и ученики, которые принимали участие в творческом процессе и приобретали бесценные навыки, и заказчик, который в срок получал шедевр. Много лет спустя претензии возникли у искусствоведов и экспертов аукционных домов при атрибуции. Как определить границу между работой Рубенса и его учеников?

Одни картины, выходящие из мастерской, принадлежали кисти самого художника, другие создавались под его руководством, а для написания третьих он привлекал своих учеников в зависимости от того, что у них лучше получается. И кто-то рисовал животных, а кто-то — пейзаж, интерьер или одежду.

Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)

Такая школа многим шла на пользу. Набив руку, они сами становились мастерами. Учениками и помощниками Рубенса в разное время сбыли Якоб Йорданс, Ян Брейгель Старший, Антонис ван Дейк, Франс Снайдерс и другие знаменитые художники.

Франс Снейдерс, Натюрморт с устрицами и куропатками. (Международный институт антиквариата)

Увеличение спроса на художественные произведения, когда их стали приобретать не только высшие слои общества, но и «средний класс», привело к тому, что такие мастерские стали тиражироваться и даже выкристаллизовался определенный алгоритм, по которому создавали полотна. Глава мастерской сам делал эскиз и утверждал его у заказчика, а затем давал задания ученикам-подмастерьям. Только в самом конце он проходился по почти готовой работе рукой мастера. Питер Рубенс в своей мастерской довёл эту систему до совершенства. Он никогда не скрывал того, что работать ему помогали подмастерья. Себя он называл «учёным художником» — pictus doctus, а главным считал «замысел и воображение» — idea и invetnzione.

После смерти Рубенса самым знаменитым художником Антверпена стал Якоб Йорданс

Творчество Йорданса от Рубенса отличает то, что он в меньшей степени был под влиянием итальянских мастеров. Например, он не поехал учиться в Италию. При этом, как и многие его современники, он испытывал влияние великого новатора Караваджо и унаследовал его бунтарский дух. Не случайно некоторые его картины оказывались в центре скандала и облагались штрафами.

Якоб /Жак/ Йорданс «Мелеагр и Аталанта». (Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

Ещё одно отличие — на своих картинах Йорданс изображал простых горожан и даже крестьян чаще, чем королей и античных героев. Как и у Рубенса, у него появилась мастерская, учеником которой стал его сын Якоб Йорданс Младший.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907
  • Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933
  • Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
  • Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
  • Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
  • Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585-1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.

Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».

Фламандские художники в России

Первым российским коллекционером стал Пётр Великий, создавший первый в стране музей. Это дало старт массовым закупкам полотен западноевропейских художников. Правда, в основном это были произведения голландских живописцев с изображением милых сердцу императора кораблей и морских пейзажей, а картин фламандских и итальянских живописцев было гораздо меньше.

Затем эстафету приняли Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II. Последняя очень серьёзно относилась к собирательству предметов искусства. И по русской традиции, если первые лица чем-то увлечены, то их ближайшее окружение непременно должно последовать их примеру. Естественно, такое яркое явление как фламандская живопись не могло пройти мимо внимания венценосных и придворных коллекционеров. И стены российских дворцов стали украшать картины кисти Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.

Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». (ГУК ТО «Тульское музейное объединение»)

Это тенденция продолжалась до 1917 года. После Октябрьской революции началась национализация частных коллекций и великое перемещение картин в региональные музеи. В советские годы музейные коллекции почти не пополнялись предметами западноевропейского искусства. Чудом уцелевшие частные коллекционеры не спешили афишировать свои богатства.

Корнелис де Вос «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)

В начале 21-го века ситуация коренным образом переменилась. У частных коллекционеров снова появилась возможность делать закупки за рубежом, и благодаря их усилиям в России вновь стали появляться великолепные произведения, созданные в пору расцвета фламандской живописи.

Со всем спектром творчества художников того времени можно познакомиться до 14 мая 2023 года в музее «Новый Иерусалим» на выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись 17-го века из музеев и частных собраний России».

Описание картины Питера Рубенса «Поклонение пастухов»

Картина Рубенса была окончательным эскизом для грандиозного алтарного образа. Для этого творения характерна особая тональность красноватого цвета. Также стоит отметить свободную фактуру мастерских мазков кисти живописца.

Чувствуется влияние на Рубенса живописи Венеции. Для более поздних работ художника такая манера уже не была свойственна.

Рубенс создает свою картину на основе знаменитого шедевра Корреджо. Влияние живописца можно ощутить в особой динамике и особой передаче эмоций тех образов, которые создает Рубенс. Также живописец перенимает организацию картину в виде двух ярусов.

Сверху мы видим ангелочков, которые беззаботно парят. Внизу изображены пастухи, а также сама Дева Мария. Она склонилась над яслями, в которых мирно спит Христос. Крестьянские типажи невероятно своеобразны. Освещение особое. Кажется Рубенс нарочито выхватывает фигуры из темноты.

Рубенсу удается создать максимально живые образы. Он берет евангельский сюжет. Но при этом герои его картины максимально живы. В этом творении преобладают коричневые тона. Центральные фигуры художник выделяет с помощью ярких нарядов. Синий, красный и белый словно выхвачены художником из тьмы специально для того, чтобы создать определенные акценты.

Каждый мазок кисти Рубенса невероятно объемен. Его полотно невероятно одухотворено. Оно наполнено жизнерадостным настроением и особым восприятием мира художником.

Рубенс – настоящий мастер, который сумел несколько уйти от религиозности сюжета. Его полотно хочется рассматривать до бесконечности. Каждая деталь здесь важна.

С помощью нее художник создает особый колорит. Зритель ощущает особую радость художника. Он становится свидетелем невероятно трогательной сцены, поделиться своими чувствами он хочет со всеми нами.

Лучшие работы Питера Пауля Рубенса

Эротизмом проникнуты работы «Вакханалия» и «Похищение дочерей Левкиппа».

Очень известна у нас картина «Союз Земли и Воды», растиражированная множеством репродукций и копий (подлинник хранится в питерском Эрмитаже).

Динамичны и весьма красочны «Битва Амазонок» и «Возвращение Дианы с охоты».

В знаменитейшем музее Санкт-Петербурга находится и считающееся вершиной творчества Питера Пауля Рубенса (если брать именно античную тематику) полотно «Персей и Андромеда». Великолепное произведение искусства!

Творческий размах живописца и его трудолюбие поражало современников. Он трудился над портретами и сценами охоты с той же легкостью, с которой пишет картины на религиозные темы или пейзажи. Он воспитал целую плеяду учеников в собственной мастерской — они помогали ему в работе, участвуя в наиболее крупных заказах.

Таким, например, стала серия панно для королевы Франции Марии Медичи. 21 предварительно обговоренная с высокородной заказчицей сцена должна была украсить Люксембургский дворец. Аллегории и античные боги удачно сочетаются в этих работах с современными художнику костюмами и антуражем.

В тех же 20-х годах XVII столетия рождаются известные портреты, в том числе, хранящаяся в Эрмитаже «Камеристка инфанты Изабеллы».

Образ умершей жены запечатлен им в «Автопортрете с Изабеллой Брант». В 1626-м, когда она скончалась, казалось, мир рухнул для мастера и двух его детей. Он покинул Антверпен и занялся секретными дипломатическими миссиями для инфанты. Но не смог без творчества и последнее десятилетие жизни вновь посвятил только ему.

Возвращение к жизни

Сельские идиллии Рубенс изобразил в «Крестьянском танце», «Кермессе», «Пейзаже с радугой» и «Возвращении жнецов».

Кто-то скажет, что эти работы напоминают шедевры Питера Брейгеля. Но автор и сам не возражал бы против такого сравнения: он никогда не стеснялся брать на вооружение лучшие приемы своих коллег.

Он вторично женился на дочери друга, Елене Фурман, девушкой много младше художника (на момент заключения брака той было всего 16). Она стала для него моделью и музой.

Ее черты мы видим в «Вирсавии» и «Андромеде», поздних шедеврах фламандца.

Елена улыбается нам с полотна «Шубка», она является и одной из «Трех граций».

Подагра мешала Рубенсу творить, она грызла его все больше и больше. В возрасте 62-х лет гения не стало. Его похоронили почти с королевскими почестями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: