Картина ван гога «звездная ночь»

Введение

Объектом исследования в данной курсовой работе является описание репродукции картины В. В. Гог «Звёздная ночь» (сюжет, стиль).

Предметом исследования является анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Винсента Ван Гога «Звёздная ночь».

Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание привлекла картина Винсента Ван Гога «Звёздная ночь». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения Винсента Ван Гога, его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства

Слайд 7Название:Пшеничное поле с воронами Год создания:июль 1890Место создания:Овер, Франция Стиль:постимпрессионизм Жанр:пейзаж

Техника:маслоМатериал:холст Размер:50.5×105 см Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Картина была закончена предположительно 10 июля 1890, за 19 дней до смерти Ван Гога вОвер-сюр-Уале. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины; такая версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, у этой теории нет никаких доказательств, кроме выраженной депрессивности картины, что, вероятно, и вызвало ассоциации с последовавшим вскоре самоубийством художника. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Винсента с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что его последней работой стала картина «Пшеничные поля»], хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность

Рисуем «Звездную ночь над Роной», Ван Гог /,

Понебу летели тонкие перья облаков. Этот шедевр был очень значим и для самого художника. Мистические небесные светила требуют запечатления сию же секунду, с натуры.

Вернувшись домой, Ван Гог потерял сознание. Трактовок у картины бесчисленное количество, начиная с числа изображенных звезд. Ван Гог прожил трудную и короткую жизнь, всего 37 лет. «Мне хотелось бы писать мужчин и женщин, вкладывая в них что-то от вечности» А что может быть лучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо.

Небесные тела словно излучают космический свет, озаряющий сине-голубое спиралевидное небо. Ближе кпрошлому, чем кнастоящему. — Тогда я выхожу ночью писать звезды». «Я часто думаю, что ночь более оживлена и более богата красками, чем день», — пишет Винсент брату. Поль Гоген считал, что художник больше должен фантазировать в создании своих работ, Винсент же был приверженцем работы с натурой.

«Мне хотелось бы писать мужчин и женщин, вкладывая в них что-то от вечности» А что может бытьлучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо

Большое внимание здесь приковано к цветовой палитре. И это вполне вероятно

Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника.

Картины его привлекали внимание, носпросом непользовались. Края пейзажа отличаются тяжестью цвета, зато к середине вода становится бледно-голубой

Ночные городские пейзажи очень привлекали Ван Гога. Винсента положили в городскую больницу, а Гоген уехал, не простившись.

История одного шедевра: «Звездная ночь» Ван Гога

Втот день онпроснулся еще дорассвета, выбрался изкровати иподошел кокну. В отличие от других художников Ван Гог предпочитает творить ночью. Ее называют обобщенным образом человеческих населенных пунктов. Но плодотворного творческого тандема не получилось и через пару месяцев художники окончательно рассорились. Во время пребывания в монастыре Ван Гог в июне 1889 года пишет картину «Звездная ночь», фантазируя этот сюжет.

«Звездная ночь» — попытка передать состояние шока, потрясения, а кипарисы, оливы и горы послужили лишь катализатором. Светло-голубое небо в центре картины затемняется ультрамариновым цветом к краям. Вместе с небесным сводом детали пейзажа воспевают чудо творения. Это не возврат к романтизму или религиозным идеям, нет. По словам самого Винсента Ван Гога он отправлялся писать звезды в те моменты, когда испытывал нестерпимое ощущение религиозности. Разочарованный иопечаленный, Винсент уехал вАрль снамерением создать «Мастерскую Юга»— некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.

Винсент Ван Гог Звездная ночь над Роной

Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. На картине представлено ночное звёздное небо над рекой Роной. Интересно, что панорама поселка имеет черты, характерные как для северных, так и для южных французских регионов.

После ежедневной работы он мог покинуть монастырские стены, мог вернуться в свою келью. Свет фонарей отражается по всей поверхности реки золотыми дорожками. Он романтик, а мне по вкусы примитивы». Ван Гог решил написатьее, находясь влечебнице для душевнобольных. Тогда-то иоформился стиль Ван Гога, который известен сегодня исамим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразитьто, что находится перед глазами, яиспользую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».

«Звездная ночь»: 5 любопытных фактов о картине Ван Гога, написанной в психбольнице

Согласно другим трактовкам, Ван Гог написал свой собственный Гефсиманский сад. Онмного писал имного пил. Их одиннадцать, по яркости и насыщенности они напоминают Вифлеемскую звезду. Гоген писал: «Я чувствую себя в Арле абсолютно чужим. Так делали с быком, поверженным на корриде.

Он сумел передать в картине все свои эмоции, рождённые на прогулке под открытым небом, показать красоту этих, казалось бы, незначительных небесных ярких точек, которые до сих пор заставляют восторгаться своей красотой на картинах великого Ван Гога. В феврале 1888 года по совету Тулуза-Лотрека Ван Гог переезжает в Арль. Именно такая ночь и такое таинственное сияние звезд знаменовали Рождество. Сама деревня могла находиться где угодно: это мог быть Сен-Реми или Нюэнен ночью. Однако это было нетак легко— рисовать человека Винсент так иненаучился. Он хотел найти безопасность и защиту.

Пшеничное поле с воронами (1890)

Чем знаменита эта картина?

В свои последние дни Ван Гог написал несколько изображений окружающих его пшеничных полей. Из них этот самый известный, но и самый мрачный. Кажется, это показывает чувство изоляции и одиночества, с тропой, заканчивающейся посреди поля, ведущей в никуда, окруженной воронами. Мрачный образ.Существует множество других интерпретаций картины — в том числе мысль о том, что в ней нет ни тени тревоги или отчаяния (Вальтер и Мецгер) — и, в конечном счете, нет способа узнать мотивы художника. Что мы знаем наверняка, так это то, что драматическая цветовая палитра, своего рода смесь Звездная ночь и Подсолнухи, делает эту картину одной из самых ярких и ярких картин Ван Гога.

Какая предыстория?

Завершенная в июле 1890 года, эта работа вполне могла быть последней работой Ван Гога — к сожалению, окончательных писем или записей по этому поводу нет. Факт остается фактом: эта картина была завершена в тот же месяц, когда Винсент выстрелил себе в грудь, рядом или в изображенном пшеничном поле. Невозможно смотреть на эту картину без этого мрачного осознания.

Особенности картины ван Гога «Звёздная ночь» – каким был замысел мастера?

Впервые она упоминается в переписке Винсента с его братом. Художник рассказывает, что стремление изобразить звёзды, сияющие на небе, продиктовано нехваткой веры. Впоследствии он также говорил, что ночные светила всегда помогали ему мечтать.

Подобная идея возникла у ван Гога уже давно. Так, похожий сюжет имеет написанное им в Арле (небольшой городок на юго-востоке Франции) полотно – «Звёздная ночь над Роной», но сам живописец отзывался о нём неодобрительно. Он утверждал, что оказался не в силах передать сказочность, ирреальность и фантасмагоричность мира.

Картина «Звёздная ночь» стала для ван Гога своеобразной психологической терапией, которая помогала превозмочь депрессию, разочарование и тоску. Отсюда и эмоциональность произведения, и его яркая колористика, и использование импрессионистских приёмов.

Поэтому стоит признать, что Винсент Ван Гог «Звездная ночь» – очень символичное произведение. Его нельзя трактовать буквально – можно лишь благоговейно любоваться картиной, пытаясь постичь её скрытые смыслы.

Репродукции Винсента ван Гога в интерьере

Символы и толкования – что зашифровано в изображении « Звездная ночь» ?

Прежде всего, критики пытаются понять, что означает количество ночных светил. Их отождествляют и с Вифлеемской звездой, знаменовавшей рождение Мессии, и с 37 главой из Книги Бытия, в которой идёт речь о снах Иосифа: «Я видел ещё сон: вот, Солнце, и Луна, и одиннадцать звёзд поклоняются мне».

Декоративная тарелка из янтаря

И звёзды, и полумесяц окружены ярчайшими сияющими нимбами. Этот космический свет озаряет неспокойное ночное небо, в котором вращаются удивительные спирали.

Утверждают, что в них запечатлена последовательность Фибоначчи – особая гармоничная комбинация чисел, встречающаяся как в человеческих творениях, так и в живой природе.

Например, расположение чешуек на еловой шишке и семян подсолнуха подчиняется именно этой закономерности. Просматривается она и в работе ван Гога.

Возможно, именно благодаря этой многозначности произведение великого живописца и стало знаменитым во всём мире. Его обсуждают историки и критики, а искусствоведы исследуют полотно, хранящееся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А теперь и Вы имеете возможность купить картину «Звездная ночь» из янтаря!

Создавая это уникальное панно, мастер воспроизвёл все особенности и нюансы оригинала, от композиции до колористики.

Золотистый, восковый, песочный, терракотовый, шафрановый – тщательно подобранные оттенки самоцветной крошки позволяют передать энергию, динамику и напряжение, исходящее от картины.

Слайд 5Картина написана Клодом Моне в 1880 году. Живописец был истинным мастером пейзажей.

Его картины поражают зрителей особым колоритом и невероятно глубоким звучанием.
Мы ощущаем особое впечатление художника от того, что он созерцает природу.
Ежесекундно происходит что-то новое, оттенок предметов постоянно меняется из-за различного освещения. Влияет на него особая погода, атмосфера и другие предметы, находящиеся рядом. От каждого предмета отбрасываются необычные рефлексы – отсветы. Моне стремился воссоздать в своих картинах настоящую жизнь. Именно поэтому он много работает на природе (причем не только над этюдами, но и над полотнами).

Мягкие, приглушенные краски картины напоминают минор. Нежные заснеженные контуры кустов и деревьев предполагают тихое, камерное звучание- возможно струнные инструменты и клавесин. Все замерло на картине, поэтому темп в музыке этой картины очень медленный. Вспоминается «Зима» А. Вивальди

3. Желтый дом

Эта картина Винсента ван Гога – своеобразная «машина времени». Полотно «переносит» в осенний французский городок Арль (регион Прованс), в 1888 год. Ван Гог делился сокровенным – он мечтал превратить желтое здание на углу в дом художников, где одновременно будут жилье и мастерские. Начал с малого, арендовав четыре комнаты. Их легко найти на картине: комната с открытыми зелеными ставнями служила гостевой, а соседняя – спальней. Еще два помещения располагались на первом этаже, которые художник превратил в кухню и мастерскую.

Первым набросок будущей картины увидел брат художника. Ван Гог восторгался красотой желтых домов в солнечном свете и свежестью небесных оттенков, что и постарался передать на полотне. В розовом здании (слева) находился ресторан, где часто бывал мастер. К сожалению, «желтый дом» разрушили во время Второй мировой, но улица и сегодня выглядит почти так же – достаточно отыскать площадь Ламартин в Арле.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

6. Ночная терраса кафе

Картина известна тем, что создана без грамма черной краски. Более того, Ван Гог сумел объединить две свои главные страсти в одном полотне – любовь к желтым оттенкам и к ночной красоте неба. Преобладание солнечных красок – отличительная черта работ, созданных Винсентом в Арле. В этой картине источником света выступает фонарь, окрашивающий улочку в романтические оттенки – от розоватого до мягко-сиреневого. Художник считал, что ночь обладает более богатыми оттенками, чем день, и живее. Некоторые исследователи уверены, что на создание картины повлияли работы Луи Анкетена. Сегодня одна из самых успешных картин Ван Гога хранится в музее Нидерландов.

7. Едоки картофеля

«Едоки картофеля» — одно из самых известных произведений Ван Гога. Лица крестьян, сидящих за столом – простые и открытые. Отблески керосиновой лампы, блюдо с картофелем, стаканы с ячменным кофе – художник показывает всю правду жизни. Винсент скуп в красках и выразительных средствах, делает акцент на сложном труде и скромном вознаграждении.

Некоторые пытаются разглядеть изображение сатиры и желание показать людей в полудикости. Но Ван Гог глубоко уважал людей, которые ему позировали – семейство де Гроот. Главной задачей мастер считал передать атмосферу тяжелого крестьянского быта и труда. Художник создал аж 12 этюдов, прежде чем остался доволен результатом.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

“Автопортрет с трубкой” был написан в больнице Арля. Куда художник попал после своей легендарной истории с отрезанным ухом.

Все началось с приезда Гогена. Ван Гог хотел создать школу-мастерскую, видя Гогена ее лидером. Они начали жить и работать под одной крышей.

Ван Гог был очень непрактичным в быту. Аккуратного и собранного Гогена это раздражало. Ван Гог был слишком эмоциональным, спорил до посинения. Гоген же был самоуверенным и не терпел, когда сомневались в его мнении. Представляете, каково было ужиться таким людям? Нашла коса на камень.

Когда Ван Гог осознал, что им не по пути, его сорвало с катушек. Он набросился на друга с бритвой. Гоген остановил его своим грозным взглядом.

Тогда Ван Гог направил агрессию на самого себя, отрезав себе мочку уха. Такой жест может показаться очень странным. Если не знать одну особенность Арля.

В уже упомянутом амфитеатре проходила коррида. Но она была более гуманной, чем в Испании. Побеждённому быку отрезали ухо. Ван Гог отрезал себе ухо, считая себя проигравшим.

История с Гогеном была лишь последней каплей. Нервная система Ван Гога уже к тому времени была сильно расшатана бешеным ритмом работы и постоянным недоеданием.

Однажды он проработал 4 дня без сна, выпив за это время 23 чашки кофе! Представьте, что было бы с вами после таких издевательств над своим организмом.

И вот после первого нервного приступа Ван Гог создаёт свой странный автопортрет. Он написан дополнительными цветами. Это такие цвета, которые усиливают друг друга. Красный становится ещё более красным рядом с зелёным. Недаром эти цвета использованы в светофоре.

Но это усиление болезненно для глаз. Цвета становятся слишком кричащими. Зато они передают какофонию в душе художника.

Интересные факты

Поскольку у Ван Гога не было классического образования, на многих картинах заметны ошибки в пропорциях и перспективе.
Художник серьёзно занимался живописью только десять лет, но написал больше двух тысяч работ.
Свои полотна Ван Гог подписывал именем, а не фамилией, потому что считал её непонятной и сложно произносимой для французов.
Существует альтернативная версия смерти Ван Гога: некоторые исследователи полагают, что это было не самоубийство. Возможно, в художника выстрелили в ходе деревенской потасовки.
Брат Тео, поддерживающий Ван Гога на протяжении всей жизни финансово и морально, скончался меньше чем через год после самоубийства Винсента. У него тоже произошло помутнение рассудка: он даже пытался убить жену и ребёнка.
Творчество Ван Гога стало популярным и продаваемым только после смерти художника

В его честь были организованы несколько выставок в Европе, на которых художественное сообщество наконец обратило внимание на работы.
Произведения Ван Гога занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих произведений искусства. Например, «Портрет доктора Гаше» был продан за $ 82,5 млн. Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

9. Красные виноградники в Арле

Сама природа вдохновила Ван Гога написать эту картину. Однажды, по дороге домой, он увидел живописный виноградник на закате. Листья окрасились в багровый цвет, напоминающий вино – так отзывался об удивительном зрелище Винсент в письме брату. Солнце подарило небу зеленоватые краски, а земле и людям – сиреневые.

Впечатленный Ван Гог создал картину, где постарался передать увиденное – «Красные виноградники в Арле». Художник выбрал сюжет – сбор винограда, наполнил полотно различными символами – от работающих на поле людей, до солнца, источника жизни. Работа была закончена в 1888 году. Эта картина – одна из немногих, которые Винсент сумел продать при жизни.

4. Пшеничное поле с воронами

«Пшеничное поле с воронами» — это не только одна из последних картин Ван Гога, на ней изображено место его самоубийства

Искусствоведы обращают внимание на грубые и почти неряшливые мазки, которыми художник написал пустую дорогу, грозовое небо, поле и зловеще кружащих черных воронов. Любимые цвета художника, синий и желтый, кажутся грязными и «болезненными»

Даже три дороги, сплетающиеся в одну, заканчиваются тупиком – впереди только поле.

Ван Гог упоминал, что во время работы кисть выпадала из рук, но было нетрудно передать ощущение отчаянного одиночества и грусти. Картину художник написал в середине лета 1890-го, а через 17 дней застрелился на этом же поле – позади замка в Овер-сюр-Уаз, в нескольких километрах от Парижа.

5. Подсолнухи

Серия «Подсолнухи» включает с десяток работ творца и считается символом живописи Ван Гога, наряду со «Звездным небом». Художник обожал эти цветы и желтый цвет, поэтому тематика ему не надоедала. Первый цикл с подсолнухами был написан в Париже в 1887 году. Но более знаменита вторая серия полотен – четыре картины. Художник стремился порадовать друга, Поля Гогена, и украсить комнату в «желтом доме» в Арле к его приезду. Винсент испытывал эмоциональный подъем и старался угодить гостю. Кроме того, он надеялся обсудить свою мечту – создание коммуны художников. Поэтому цикл натюрмортов наполнен светом и радостью. Мастер даже технику выбрал необычную – «импасто», нанося краски густыми и плотными мазками сразу из тюбика. К сожалению, у художников оказались разные взгляды на творчество, они поссорились. Мечта так и осталась неосуществленной. Но картина «Подсолнухи» оказалась весьма ценной для общества.

Описание

«Звездная ночь» была написана в 1889 году и сегодня является одной из самых узнаваемых картин Ван Гога. Начиная с 1941 года, данное произведение искусства находится в Нью-Йорке, в известном Музее современного искусства. Винсент Ван Гог создал данную картину в Сан-Реми на традиционном холсте размером 920х730 мм. «Звездная ночь» написана в довольно специфическом стиле, поэтому для оптимального восприятия лучше смотреть на нее издалека.

Стилистика

На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна

Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо. На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам

Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд

На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд.

Общее исполнение

В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов. Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу. Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна. Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.

«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины. Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места. Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.

Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии. Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения. Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.

В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.

История написания

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин. «Звездная ночь» — одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога. Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.

Звездная ночь

«Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Представляет вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс на предрассветное небо и вымышленную деревню. Картина написана в июне 1889 года; с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Период с мая 1889 по май 1890 года Ван Гог провёл в больнице для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс после конфликта с Гогеном и потери мочки левого уха. В это время он продолжал плодотворно писать картины и создал некоторые из самых известных своих работ, включая «Ирисы», автопортрет в синем костюме и «Звёздную ночь». Картина, написанная за один день в больничной студии, изображает вид из восточного окна спальни, о котором Ван Гог писал своему брату Тео в мае 1889 года: «Сквозь железную решётку я вижу огороженное поле пшеницы, над которым по утрам во всей красе восходит солнце».

Ван Гог сделал ряд рисунков с этим видом в разное время суток и при различных погодных условиях. Хотя ему было запрещено работать в спальне, он мог делать наброски чернилами или древесным углём, используя их в дальнейшей работе. Общий элемент для всех этих рисунков — диагональная линия альпийских предгорий, поднимающаяся на фоне с левого края к правому. На ряде эскизов изображён кипарис за пшеничным полем, который Ван Гог искусственно приближал к картинной плоскости. Последний из эскизов — «Пшеничное поле в Сан-Реми-де-Прованс» (F1548) — ныне хранится в Нью-Йорке. Два дня спустя Ван Гог сообщил в письме Тео, что написал «звёздное небо».

Картина является единственным изображением ночи в серии видов из спальни Винсента. В начале июня он писал Тео: «Сегодня утром смотрел на местность из окна задолго до восхода солнца, с единственной утренней звездой, казавшейся очень большой». Исследователи установили, что в то время Венера действительно была видна в Провансе на пределе своей яркости и, по-видимому, именно она изображена самой крупной «звездой» на картине, справа от кипариса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: