Алтарные триптихи
Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.
Судьба художника
В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть учениками Рубенса.
Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около 3000 картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене. Начиная новый заказ, художник делал эскизы, затем отдавал картину подмастерьям, чтобы те написали фрукты, собак, интерьеры и проч. Лица Рубенс почти всегда писал сам, и обязательно дорабатывал картину перед её выходом из мастерской.
Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. (wikipedia.org)
Мать прочила Питеру Паулю Рубенсу карьеру серьёзного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учёбу в Рим. Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью «встроиться» в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени. Последний, оценив не только талант молодого дарования, но также его манеры и энциклопедические знания, пригласил Питера Пауля на службу, обеспечив тем самым покровительство, жалование и положение.
Рубенс постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки. Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них. Он и сам признавал, что взял немало у Микеланджело, Тициана, Эль Греко. Виртуозность же Рубенса проявлялась в том, как он работал с цветом, особенно при передаче оттенков кожи. Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность.
Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования ещё и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.
Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. (wikipedia.org)
Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес, Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.
Будучи по природе натурой страстной, любвеобильной, на людях он оставался сдержанным, скрывал подробности личной жизни. Кончину первой жены Изабеллы Брант он болезненно переживал и довольно долго не решался на второй брак. Только в 53 года он выбрал себе в жены 16-летнюю Елену Фоурмен (которая, кстати, приходилась ему родственницей — она была племянницей первой супруги). Она стала его музой, светочем.
Последние годы жизни Рубенс страдал подагрой, руки отказывались служить ему — отнималась то одна, то вторая. Это вынуждало его перейти от создания монументальных работ к камерным. После кончины художника, чьё сердце не выдержало очередного приступа паралича, наследники принялись делить внушительное наследство. На это им потребовалось несколько лет.
Сладострастный однолюб
Это была любовь с первого взгляда. Свадьба не была отложена надолго. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, который больше не хочет возвращаться в Италию и теперь обязательно останется в Антверпене. Ей 31 год, пишет страстные обнаженные красавицы, томные изгибы спин, золотистые волосы, молочная сияющая кожа, как будто его студию и спальню посещают самые красивые женщины всех стран и классов, делясь самыми сокровенными секретами своих прелестей. Но биографы должны с легким разочарованием признать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а затем был искренне верен Изабелле на протяжении 17 лет их совместной жизни вплоть до ее смерти.
То ли дипломатическая работа помогла ему преодолеть горе и ожить, то ли Рубенс снискал Божью милость мощными картинами, принесшими ему славу, но четыре года спустя он снова влюбится. С первого взгляда. Теперь он знаменит, он рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества — и он женится в середине Великого поста. Хелене Фурман всего 16 лет, и взволнованный Антверпен шепчется о невероятно красивой жене обожаемого художника (1, 2, 3).
Когда 10 лет спустя Хелена, беременная пятым ребенком, стоит у постели умирающего Рубенса, к художнику вызывают священника. Его сопровождают три тысячи жителей Антверпена, которые признаются в любви к живому, веселому, счастливому и удачливому художнику.
Автор.
По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брандт, соседке и родственнице жены его брата. Рубенс на «Автопортрете с Изабеллой Брандт», своей добрачной работе, изображен со своей молодой женой — молодые люди влюблены и счастливы.
С 1611 по 1616 год Рубенс построил роскошный особняк с большим садом, который сразу же стал самым великолепным дворцом в городе и служил резиденцией, галереей и мастерской великого художника. Он вел обычную жизнь: Церковь по утрам, затем уроки живописи, совмещенные с прослушиванием Плутарха или Сенеки (они читали ему) и диктовкой писем, скромная диета, верховая езда и периодические деловые визиты. Художник ненавидел обжорство, пьянство и азартные игры — это было просто пустой тратой времени и здоровья.
У художника был небольшой круг избранных друзей, которые были близки ему в смысле общественных деятелей и государства (мэр, заместитель мэра, ученые). Его отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительными. После его смерти в 1611 году он нашел моральную поддержку прежде всего у своей жены.
Родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, родившаяся в 1611 году, умерла в возрасте 12 лет. Его отец возлагал большие надежды на Альберта (1617-1657), а затем на своего второго сына Николаса (1618-1655), но живопись была страстью только для самого Питера Пауля; второй Рубенс не интересовался искусством. После 17 лет счастья Изабелла умерла.
Именно работа спасла Рубенса от отчаяния. Четыре года спустя знаменитый художник, рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества снова встретил любовь. Хелен Фауэрман, красивой девушке 53-летнего художника, было всего 16 лет. От этого брака родилось пятеро детей. Рубенс не дожил до пятого — он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 славных, счастливых и благополучных года, оставив потомкам великолепное и обширное художественное наследие.
«Союз земли и воды»
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды», написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса «Союз Земли и Воды» был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.
Питер Пауль Рубенс. Воздвижение креста (1611)
Рубенсу было поручено написать свой первый крупный алтарный образ в 1610 году после возвращения в Антверпен из Италии. На картине, вдохновлённой библейской историей из Евангелия, изображён Христос на Распятии, когда его поднимают в вертикальное положение. Центральная секция представляет этот очень эмоциональный момент, в то время как две прикреплённые боковые части картины отображают драматические реакции скорбящих людей и двух воров, которые тоже будут распяты.
Композиция центральной панели представляет шквал действий и эмоций, окружающих тело Христа, показанное в диагональном ракурсе на фоне сцены динамического напряжения. Его фигура является центром внимания, окружённая мускулистыми мужчинами, которые всеми силами пытаются поднять тяжёлую ношу вверх. Их выпуклые мышцы указывают на физическое и эмоциональное напряжение, которое они испытывают, в то время как выражения их лиц и глаза передают страх и недоверие.
Огромный триптих, 4,5 метра в высоту и 6,5 метра в ширину, был размещён над главным алтарём в огромной готической церкви, где на него можно было смотреть снизу. Формат триптиха, центральной картины с двумя откидными боковыми панелями, или «крыльями», использовался в Северной Европе со времён средневековья. Как правило, подвижные крылья были расписаны в менее сложном и сдержанном стиле, иллюстрирующем менее значимые религиозные сцены или форматы. Католическая реформа побудила церковь использовать визуальные образы как для обучения, так и для пропаганды, и ни один художник не подходил для разработки изобразительного языка, который обучал бы, обращал и пробуждал религиозный пыл больше, чем Рубенс.
Влияние итальянских художников очевидно в этой работе с богатством цветов и живописной техникой, которая напоминает Тициана, которого Рубенс тщательно изучал. Драматические контрасты света и тьмы напоминают Караваджо, а диагональная композиция, ракурс, мускулистость и телесность напоминают о работах Микеланджело.
Питер Пауль Рубенс. Три грации (1639)
Эта история из греческой мифологии представляет Трёх Граций, которые были божествами и дочерьми Зевса. Их звали Аглая, что означает «сияние», Евфросин, что означает «радость», и Талия, что означает «цветок». Они были чистыми девственницами, которые служили Афродите и работали на банкетах, чтобы способствовать радости жизни. Три фигуры образуют круг, соединённые между собой руками, одна из них стоит спиной к зрителю. Эти дамы были богинями приятного очарования, благотворительности и благодарности, которые наделяли людей такими качествами, как дружелюбие, сильный характер, мягкость и тонкость.
Элегантная группа, кажется, излучает свет, так как три прекрасные девы, кажется, светятся, даже несмотря на то, что на них мало одежды, кроме прозрачных драпировок. Дерево слева, золотой рог изобилия, из которого течёт вода, и цветочная гирлянда обрамляют женщин. Они расположены в изысканном, живописном пейзаже с ярко-голубым небом и пасущимися животными на заднем плане.
Рубенс писал это трио несколько раз с 1620 года, но здесь он использует классические приёмы древней Греции. Скорее всего, жена Рубенса Елена Фурман позировала ему, чтобы подчеркнуть чувственную красоту, но позы были основаны на классической греческой скульптуре. Мастерство Рубенса в написании телесных тонов также проявляется в этом трио. Он использовал три основных цвета: жёлтый, красный и синий, которые определяют внешний вид всего в мире.
В последние десять лет своей жизни Рубенс писал мифологические произведения, которые были его «…гимнами женской красоте…, как описано Франсом Бодуэном в его биографии Питера Пауля Рубенса. Его фирменное мастерство в изображении обнажённых женских форм принесло ему всеобщее признание, благодаря чему его фигуры получили термин «рубенеск», который до сих пор широко используется для описания чувственных женщин.
Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов (1624)
Эта библейская история из книги Матфея показывает Поклонение волхвов, которое было одной из любимых тем Рубенса; он создал по меньшей мере двенадцать картин с этой сценой. В этой композиции мы видим трёх волхвов, представляющих земли и народы, которые слышали о рождении Спасителя, несущих дары для младенца Христа. Вся группа стоит перед безмятежно выглядящей Марией, но центральная коленопреклонённая фигура в белом — Гаспар, который приносит ладан и находится прямо перед Иисусом. Мельхиор, который приносит золото, стоит позади него, а третий, мавританский король Бальтазар в зелёном с тюрбаном, предлагает мирру.
Красочная группа изображена в руинах древнего сооружения. Справа Дева Мария, скорее всего, созданная по образцу первой жены Рубенса Изабеллы Брант, с обожанием смотрит на своего счастливого ребёнка и представляет его Волхвам. Символы придают глубину смысла всей сцене. Древняя колонна символизирует разрушенный дворец Давида, из рода которого родился Миссия. Мирный бык — символ веры, а крошечный паук в паутине, вверху справа, символизирует зло, которое победит Иисус.
Работа кисти Рубенса сохраняет энергию, текущую вокруг многочисленных фигур, посвящённых Иисусу, включая слуг, солдат, лошадей, верблюдов и одного быка, которые были объединены в единое целое благодаря мастерскому использованию Рубенсом диагоналей, цвета, света и тщательного размещения форм
Ярко-красные и светящиеся участки преувеличенных лиц, волос, бород и одежды также привлекают внимание зрителя. Произведение остаётся важным символом времени, представляя смирение мира перед Церковью
Дипломатические поездки
В 1609 Питер заключил брак с Изабеллой Брант которая родила художнику трое детей. Известность Рубенса росла, и он был популярнее многих своих предшественников за исключением только может быть Тициана. Его картины посвященные религии или мистике переливались яркой гаммой красок и плавностью переходов. Теперь если ему и заказывали портреты, то он поручал их своим ученикам не же лая возвращаться к прошлому придворного портретиста. Он делал эскизы, которые утверждал заказчик и прикладывал кисть лишь тогда, когда его подопечные не справлялись с поставленной задачей.
В 1621 году его пригласили в Париж для работы над серией картин о жизни королевы Марии Медичи. Им было нарисовано около 25 полотен которые включали в себя портреты и бытовые сцены царствующей особы. В 1622 году он отправляется в Мадрид где у него выпадает возможность увидеть самое большое собрание картин Тициана, которым он восхищался. Во время посещения Лондона с дипломатическими целями он покрыл росписями потолок банкетного зала в Уайтхолльском замке. За время отсутствия художника дома его жена скончалась, и вдовец женился повторно на юной Елене Фурман. Девушка стала музой Рубенса, и он изображал ее довольно часто в последние годы жизни.
Римский период
В 1605 году брат Рубенса, ученик гуманиста Липсиуса, получил должность библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании своего брата, летом 1607 года Рубенс был приглашен на Ривьеру для написания портретов генуэзской знати. Там он познакомился с Якопо Серра, генуэзским банкиром, который ссужал деньги Папе Римскому. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на иконостас для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В это же время он работал над жизнеописанием для монастыря Ораторского ордена в Фермо.
Появление заказных работ в Риме, который в то время был Меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу порвать связи с провинциальным двором Мадонны. (Хронические задержки с выплатой зарплаты также сыграли свою роль). В октябре 1608 года он получил письмо от своего брата из Антверпена, в котором сообщалось, что его мать умирает. Он побежал на север, но не нашел ее живой.
Снятие с креста
Вместе с итальянским художником Караваджо, Питер Пауль Рубенс был одним из ведущих фигур в живописи барокко. Оба мастера выразили драму и тайны, лежащие в основе католической догмы, а так же были экспертами в светотени и моделировании форм. Но в то время, когда Караваджо известен неприукрашенным натурализмом, Рубенс придерживается более традиционных правил.
Воздвижение креста
Холст был заказан в 1611 году главой гильдии Антверпена, по совместительству хорошим другом Рубенса.
Версия из Лилля
Анализ произведения
Композиция центральной части триптиха основана на эмоциональном взаимодействии группы фигур, расположенных вокруг безжизненного тела Спасителя. По диагонали картины расположено бледное и мускулистое тело Иисуса и его медленное снятие. Расположенные на вершине двух лестниц, на верхней части холста, двое рабочих начали процесс опускания с помощью бандажа. Они помогают святому Иоанну (в красном плаще) у подножья креста, Иосифу Аримафейскому (стоит по середине левой лестницы) и Никодиму (расположен по середине правой лестницы).
Триптих Рубенса
Ниже располагаются три Марии: Дева одета в спокойный синий и поднимает руки к мертвому сыну; ниже изображена приседающая на колени её сестра (не доказано) — Мария Клеопова; Магдалина же с любовью держит левую ногу Спасителя.
На земле справа мы можем видеть медное блюдо, в котором лежит терновый венец и гвозди, оставшиеся после распятия. Блюдо наполнено застывшей кровью. Композиция значительно отличается от аналога Караваджо.
Положение во гроб. Караваджо.
Масштабы картины (420,5*320 см), согласно руководящим принципам католического совета, должны были стимулировать благочестие и воображение зрителя, ведь учение иезуитов акцентировало особое внимание на необходимость развития способности верующего представлять библейские сцены так, будто они были абсолютно реальны. Распятие и его последствия — важный элемент христианского богословия и по сей день
Версия из Эрмитажа
Питер Рубенс рисовал своё знаменитое полотно в период с 1610 по 1613 года. В то время была мода на рисование картин на религиозные темы, и Рубенс не был исключением. Знатоки заметили, что стиль и некоторые элементы полотна свидетельствуют о влиянии его учителей – Тинторетто и Караваджо.
В центре картины – беспомощное тело Иисуса, которое вот-вот должно попасть в руки апостолу Иоанну. Художник преднамеренно окрасил кожу Сына Божьего в свинцовый цвет, чтобы сравнить тело, провисевшее несколько недель на кресте, с мраморной
Вокруг своего духовного наставника собралось несколько старцев, которые из последних сил пытаются помочь снять тело с креста. Рубенсу удалось подчеркнуть всю немощь старца, отчаянно пытающегося удержать тяжёлое тело Иисуса.
На фоне суматохи выделяется Богоматерь – она стоит неподвижная, словно статуя, лицо у неё мраморного цвета. Художник умело изобразил все внутренние переживания Марии. Если присмотреться на её лицо, то можно прочитать мысли: «я недавно обмывала ноги своему любимому сына, а теперь должна
-
История франции кратко в таблице
-
Обособление западных территорий руси кратко
-
Генезис каштановых почв кратко
-
Образ жизни насекомых кратко
- Тулуш кечил оол балданович биография кратко
Рубенс – ребенок с феноменальной памятью
Как мы уже знаем, Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в семье Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс, когда его родители жили в изгнании в небольшом провинциальном городке Зиген. Вскоре выяснилось, что у мальчика необыкновенная память. Он выучил латынь, греческий и еще три иностранных языка.
Петр, как и его братья, получил свое базовое образование в иезуитском колледже. Позже, когда мальчик проявил склонность к живописи и захотел заниматься ею профессионально, мать отправила его к родственникам, связанным с искусством. Молодой Рубенс не только учился, но и работал. Он состоял на службе у графини. Эта работа помогла ему научиться житейским манерам, которые пригодились ему в жизни. В течение десяти лет Павел терпеливо изучал искусство живописи, которое затем принесло свои плоды.
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.
Просмотры: 89
“Воздвижение креста”. Рубенс – гений живописного барокко
Искусство и развлечения 29 августа 2015
В истории мало имен, которые связываются с рождением нового художественного стиля, с влиянием на целую эпоху.Картинами на тему страстей Христовых, которые принесли ему европейскую славу (среди них – «Воздвижение креста»), Рубенс открывает новую страницу в живописи, получившую название эпохи барокко.
Король живописцев
Этого художника считали своим учителем мастера самых разных времен и направлений. Питер Пауль Рубенс имел многочисленных учеников среди современников, его картины копировали Веласкес и Делакруа, им восхищались импрессионисты и авангардисты.
Он родился в 1577 году в немецком городке Зигене, куда его отец-протестант бежал из Фландрии от преследования католиков. После его смерти семья приняла католичество и вернулась в Антверпен, где Рубенс стал упорно учиться рисунку и живописи.
В 1608 году в Антверпен возвращается зрелый мастер, обладающий виртуозным мастерством и собственным стилем. Он получает выгодные заказы по созданию картин на религиозные темы, среди которых «Воздвижение креста Господня» для Собора Антверпенской Богоматери.
Триптихи о Христовых страстях
В интерьере собора располагаются четыре творения Рубенса, среди которых два больших триптиха, состоящих из 4-метровой высоты деревянных панелей. На них Питер Пауль Рубенс написал сцены из страстей господних: «Воздвижение креста», «Снятие с креста» и один поменьше – «Воскрешение Христа», а также полотно «Успение Пресвятой Девы Марии».
Этими работами начинается счастливое десятилетие в жизни мастера. Питер Пауль Рубенс счастлив в семье, им создана мастерская, куда стремятся попасть ученики со всей Европы, он окружен уважением власть имущих и почитанием со стороны ценителей живописи и коллег-художников.
Традиционный вид живописи
Интересен выбор самой формы картин: «Воздвижение креста» Рубенс выполнил в виде огромного триптиха из дубовых панелей. Триптих был к тому времени почти забыт, подобные творения мастера были данью традиции и свидетельствовали о высокой культуре и хорошем образовании Рубенса.
Писать на деревянных панелях – это тоже старая фламандская традиция, и до сих пор такие картины выглядят блестящими, будто только что покрытыми лаком, что увеличивает зрительный эффект от них. Огромные поверхности производят сильное впечатление и своим масштабом – так, размер центральной части «Воздвижения креста» – 4,6 х 3,4 м, а к ней крепятся боковые створки – 4,6 х 1,5 м.
Наружные поверхности панелей традиционно использованы для изображений святых, выполненных в декоративном стиле. Таково и «Воздвижение креста». Рубенс изображает на левом ставне Святого Аманда и Святую Вальпургию, на правом – Святых Элигия и Екатерину.
Описание
Сюжет картины – один из самых популярных в живописи – был несколько раз использован и Рубенсом. Так, в Лувре хранится эскиз к несохранившейся фреске «Водружение креста» (1620) поражающий энергией и динамикой, которыми тем более насыщен триптих из антверпенского собора.
На огромном пространстве разворота насчитывается 22 персонажа, полных физического и душевного напряжения.
Динамикой проникнута общая композиция – активная диагональ поднимаемого креста, группа скорбящих женщин на левой створке, воины и те, кого они готовят к казни на правой, – образованные ими линии вступают в активные взаимодействия, при этом соединяя отдельные части картины в общий монолит.
Центральная фигура картины – Иисус – выглядит атлетом, его облик соответствует величию происходящих и будущих событий. Выделенная мистическим светом, его фигура выглядит налитой такой тяжестью, что колоссальные усилия поднимающих крест кажутся тщетными.
Взгляд Иисуса объясняет суть этой тяжести – он страдает за грехи всего человечества, и значение такого подвига немыслимо огромно. Мощные тела солдат слиты в единую волну, бугрящуюся мышцами, в единую силу, имеющую целью воздвижение креста.
Интересно видеть и Рубенса – анималиста. Лошадь справа не уступает выразительностью человеческим персонажам, а собака, изображенная на переднем плане, не упоминается в библейском описании, но значительно обогащает живописный ряд и несет символическую нагрузку, берущую начало в художественных традициях Средневековья.
Король живописцев
Точный рисунок, выразительная скульптурная лепка светотени, богатство цветовых оттенков, насыщенность энергией каждого квадратного сантиметра огромного пространства картины – отличительные черты удивительного художественного явления по имени Питер Пауль Рубенс.
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Питер Пауль Рубенс. Избиение невинных (1612)
Эта картина рассказывает библейскую историю из Евангелия от Матфея, в которой царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме после того, как услышал, что ребёнок, родившийся там, станет «Царём Иудейским». Эта сцена ужасна и чрезвычайно жестока, поскольку группы женщин пытаются помешать солдатам убивать своих детей. Мускулистые мужчины, большинство из которых совершенно голые, борются с корчащимися женщинами; размахивают руками и тянутся, льётся кровь, когда взрослые дерутся за детей, некоторые из которых уже растоптаны или мертвы. Отчаянные усилия матерей не помогают остановить кровавую бойню.
Намерение Рубенса состояла в том, чтобы шокировать и нервировать общественность протестом против зверств войны и насилия. Произведение подчёркивает влияние художника, подчерпнутое из его путешествий по Италии, где он наблюдал за работами итальянских художников эпохи барокко, таких как Караваджо. Это проявляется в использовании светотени, эмоционального динамизма и насыщенного цвета. Он также изучал анатомические статуи, чтобы ещё лучше понимать, из чего состоит человеческое тело.
Путь живописца
В 1598 году Питера Пауля приняли в гильдию Святого Луки в городе Антверпене. Там он числился как свободный художник. Это было немаловажным шагом на пути живописца, теперь он был признанным художником и мог открыть свою мастерскую. В этот период Рубенс создал лишь одно более-менее значащее полотно – «Портрет молодого ученого». В данной картине хорошо прослеживаются черты классической голландской живописи.
1600 год стал значимым в жизни и творчестве Рубенса. Он поехал в Италию и надолго задержался там. В этой стране у фламандского живописца судьба сложилась очень удачно. Он попал на службу ко двору местного герцога. Герцог Мантуанский Винченцо I Гонзага слыл большим эстетом и коллекционером.
Студия Франса Пурбуса Младшего «Портрет Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи», около 1600 годаМестонахождение: Частная коллекция
Искусствовед Оксана Санжарова про становление Рубенса придворным художником герцога говорит так:
Рубенс с детского возраста умел очень хорошо делать копии с известных полотен. К тому же, Питер Пауль путешествует и скупает для герцога новые полотна для пополнения коллекции. В поездках художник делает заметки, пишет портреты аристократов.
Елена
После смерти первой супруги нельзя сказать, чтобы Рубенс слишком долго пребывал в статусе вдовца: в 53-летнем возрасте он женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие — откровенные, нежные и чувственные — ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Известно, что после смерти мужа Елена хотела уничтожить эту его работу, а также некоторые другие, где она тоже была изображена обнаженной, но с помощью духовника близким удалось ее от этого отговорить.
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.