Исследование картины рембрандта «снятие с креста». снятие с креста картина рембрандта

Центр композиции

На центральной панели расположено девять фигур. Композиционно они располагаются по диагонали. Это придает динамичность действию. Придерживая ткань руками и зубами, рабочие, которые находятся наверху, бережно и заботливо снимают тело Христа с лестницы.

Святой Иоанн в красных одеждах стоит одной ногой на лестнице. Вся его фигура изогнулась, чтобы поддержать тело самым энергичным образом. Так изображает «Снятие с креста» Рубенс. Одна из ног Спасителя, с окровавленными следами от гвоздя, легко касается красивого плеча Магдалины с золотистыми волосами.


Тело Христа с упавшей на плечо головой, которая не изуродована смертью, дают самое точное представление о горечи конца жизненного пути. Об этом рассказывает картина Рубенса «Снятие с креста». Тело Спасителя без сил скользит по пелене, которую все бережно поддерживают. Иосиф Арамейский и Никодим, расположенные по бокам от лестницы, вместе с рабочими образуют квадрат. Богоматерь в синих траурных одеждах протягивает руки к Сыну. В правом углу у лестницы стоит медный таз, где собраны гвозди, терновый венец и Распятие в запекшейся крови. Дневной свет гаснет. Толпа любопытных уже разошлась.

Особенности

В этой работе можно выделить все возможные характеристики барокко:

  • динамичное построение фигур
  • доминирующая диагональная линия в составе композиции от левого нижнего до верхнего правого угла (очевидная картинная ось)
  • цвета и оттенки цветовой гаммы делятся на три основных цвета: красный, синий и жёлтый
  • основное действие сюжета заключено в овал или треугольник
  • контрастное сопоставление светлых и тёмных тонов, а также четкое обозначение светотени

Все движения в картине показаны по оси вверх, в то время как само снятие с креста противоречит этому, то есть создаётся эффект объёма. Динамика в этой композиции достигнута в основном через баланс конфликтующих сторон.

Иконография и композиция картины

Композиция картины основана на сюжете, описанном во всех четырёх Евангелиях (Мф., 27: 57-59; Мк., 15: 42-46; Лк., 23: 50-54; Ин., 19: 38-40) и воплощает важнейший христианский догмат: искупление первородного греха смертью Христа.

Вокруг Христа изображены пять персонажей: Иосиф Аримафейский (на самом верху), Никодим и Иоанн Богослов (слева и справа на лестницах), плачущие Дева Мария и Мария Магдалина (преклонившая колени). Среди многих композиций Рубенса на этот сюжет эта картина является самой поздней и самой лаконичной в его творчестве. Против обыкновения на картине отсутствует фоновый пейзаж, также не видно и символов Страстей Господних (за исключением креста) — гвоздей, тернового венца.Специалисты Эрмитажа — заведующая сектором живописи XIII—XVIII веков отдела западноевропейского искусства Н. И. Грицай и хранитель фламандской живописи XVII века Н. П. Бабина, проводя детальный анализ картины, отмечали:

Известно три подготовительных рисунка Рубенса к этой картине: два наброска происходят из коллекции Эжен Б. Тоу и хранятся в Библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке, ещё один рисунок находится в Бостонском музее изящных искусств. На всех трёх рисунках только изображение тела Христа соответствует окончательному варианту, положения остальных фигур значительно варьируются.

П. П. Рубенс. Снятие с креста. Ок. 1614 г. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Схема композиции: В. Г. Власов по С. М. Даниэлю, 2008

Неровность выполнения различных частей окончательного варианта картины и невыразительность цветового решения дают возможность предположить, что в завершении этого произведения принимали участие ученики Рубенса и прежде всего Антонис Ван Дейк. Знаток западноевропейского искусства М. Я. Варшавская утверждала, что рука Ван Дейка чувствуется в изображениях самого Христа и Иосифа Аримафейского.

К работе над этой темой Рубенс возвращался неоднократно c непродолжительными перерывами. Первый вариант композиции на тему «Снятия с креста» был написан художником в 1616 году (Дворец изящных искусств, Лилль), другой, в том же году, хранится в Галерее Курто в Лондоне. Другие варианты находятся в церкви Иоанна Крестителя в Аррасе, в соборе Сент-Омера, в музее Валансьена.

Основным прототипом Эрмитажной картины считается центральная часть алтарного триптиха «Снятие с креста» из Собора Антверпенской Богоматери (1612—1614 годы, дерево, масло; 420 × 310 см). Существует копия с картины, выполненная неизвестным художником и находящаяся в англиканской церкви Иисуса Христа в Санкт-Петербурге на Английской набережной.

Однако композиция эрмитажного произведения существенным образом отличается от всех прочих вариантов и, прежде всего, антверпенской картины. Если в Антверпене зрительное движение фигур подчинено одно главной диагонали (проходящей из правого верхнего угла в левый нижний), то в эрмитажном варианте Рубенс достиг иного впечатления способом уравновешивания двух равнозначных диагоналей типа «андреевского креста» (одна диагональ образуется положением тела Христа, другая — лестницей и фигурой Иоанна в красном). В результате возникает впечатление не напряжённого движения, а умиротворения и сосредоточения (насколько это возможно по сюжету).

Ещё один вариант, также находящийся в Эрмитаже, называемый эскизом неосуществлённой композиции (48,7 × 52 см), также демонстрирует совершенно иной подход к решению темы (происходит из собрания Шуваловых). Формат картины приближен к квадрату и это подсказало Рубенсу идею сферической перспективы, построенной на центральной точке и системе концентрических окружностей. «Оптический центр изображения, — писал С. М. Даниэль, — связан с точкой наибольшего напряжения сил — левой рукой Магдалины… К этому центру ориентированы основные, радиальные линии композиции, вокруг него организовано кольцевое движение „ближних Христа“… Фигуры участников действия как бы попали в водоворот и не принадлежат себе».

Репродукция картины «Снятие с креста» Рембрандта

Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками. Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником. Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.  

После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.

В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.

В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.

Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.

В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс. Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.

Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность

Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми

Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Рембрандта  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 марта 2018.
  2. Judson R. J. Rubens. The Passion of Christ (Corpus Rubenianum Ludwig Burchard. Part VI). — London, 2000. — Р. 205; Michel J.-F. Histoire de la vie de P. P. Rubens… — Bruxelles, 1771. — P. 164.
  3. Labensky F. Y. Livret de la galerie Imperiale de l’Ermitage de Saint Pétersbourg. — St. Petersbourg, 1838
  4. . Дата обращения: 31 марта 2018.
  5. . Дата обращения: 31 марта 2018.
  6. Бабина Н. П., Грицай Н. И. Фламандская живопись XVII—XVIII веков. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. — С. 322
  7. Варшавская М. Я. Картины Рубенса в Эрмитаже. — Л.: Аврора, 1975
  8. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог. — Л.: Аврора, 1981. — Т. 2. — С. 61
  9. Соловьёва Т. А. Английская набережная. — СПб., 2004. — С. 241, 243
  10. Власов В. Г. Конструкция, конструктивность // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 600—601
  11. . Дата обращения: 31 марта 2018.
  12. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986. — С. 50

Картины «Снятие с креста» П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта (описание)

В XVII в. художники П. Рубенс, Н. Пуссен и Рем­брандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдёт своим путём, общим же останется трагизм человеческих переживаний.

Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фла­мандский художник Питер Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой тка­ни и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении.

Несомненно, в картине выражено представление художника о совершенном Боге-Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Здесь нет ни искривлён­ных мукой тел, ни криков, ни мук, ни слёз. Горе и стра­дания предельно сдержанны, благородны и лаконич­ны.

А вот в картине «Снятие с креста» французского художника Никола Пуссена эта страшная минута уже наступила. Но, глядя на это произведение, у нас почему-то не возникает чувства безысходности. Может быть, это происходит потому, что в бледном, измож­дённом лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти?

И наконец, перед нами полотно великого Рембранд­та «Снятие с креста». Долго вынашивал художник свой замысел, в течение нескольких лет работал он над картиной. Ранее он уже пробовал разрабатывать этот сюжет и в гравюре, но это были лишь подступы к буду­щему произведению, в котором проявится весь гений художника. Он с честью выполнит заказ правителя Нидерландов, принца Оранского, действительно най­дёт совершенно новое решение сюжета и превратит евангельское сказание в захватывающее своей просто­той и искренностью повествование о горе и страданиях человека.

Тёмная ночь спустилась на Голгофу. Мрачным по­кровом окутала она вершину горы. Вдали едва видне­ются очертания стен домов и куполов Иерусалима. Родные и друзья казнённого ночью поспешно снимают его тело с креста для того, чтобы предать земле, где ра­зостлан дорогой покров, приготовленный для приня­тия Божественного Учителя. Тело Христа, бережно поддерживаемое учениками, бессильно скользит по полотну.

П. Рубенс. Снятие с креста. 1612 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Н. Пуссен. Снятие с креста. 1629—1630 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт. Снятие с креста. 1634 г. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

Как видим, Рембрандт так же, как и Рубенс, запе­чатлел момент опускания тела Христа на землю. Тем не менее, к изображению этого эпизода они подошли по-разному. У Рубенса действие носит более декора­тивный, героический характер. Обнажённое мёртвое тело Христа прекрасно, красивы позы и лица плачущих людей. Даже мать Христа Мария предстаёт в виде ещё молодой женщины, исполненной благородной пе­чали. Яркие изысканные цвета одежд призваны под­черкнуть торжественность и монументальность проис­ходящего. Материал с сайта https://worldofschool.ru

У Рембрандта главное внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героев. В позах, движе­ниях людей, в выражении их лиц воплощены вла­деющие ими чувства

Здесь все градации (оттенки) человеческого горя: от беспредельной материнской скорби до молчаливой тоски, озабоченности спускаю­щих тело Христа мужчин. Каждый принимает учас­тие в происходящем скорбном событии. Мы не уви­дим здесь ни одного равнодушного зрителя. Здесь нет ничего, кроме охватившего всех безысходного горя. Один из учеников с видимым усилием поддержива­ет тело казнённого, но не физическое напряжение передаёт в нём художник. Несравненно ярче показа­но душевное потрясение — горе человека, потеряв­шего друга и наставника. В отличие от других ху­дожников, Рембрандт изобразил мать Христа Марию простой женщиной из народа. Сломленная отчаяни­ем, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына.

А фигура Христа? Его безжизненное, обезображен­ное страданием тело Рембрандт изобразил по-челове­чески просто, без малейшей героизации и театраль­ности. И всё же главная прелесть картины — это её освещение. Весь свет как бы исходит от тела Христа и ровным мягким потоком изливается на лица при­сутствующих. Факел, скрытый от зрителя шапкой стоящего на лестнице, озаряет и группу людей, береж­но опускающих тело Христа. Мягкие отсветы пада­ют на полные безысходного горя лица окружающих, готовых принять драгоценную ношу. Более слабым светом выделена фигура лишившейся чувств Марии с её омертвевшим от страдания и горя лицом. Тём­ными силуэтами на едва освещённом фоне, в левом углу картины, выступают фигуры расстилающих плат женщин. И становится понятным, почему худож­ник прибегает к контрастам света и тени — чтобы в ночной обстановке подчеркнуть трагичность проис­ходящего.

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Значение

Картина Рубенса «Снятие с креста» стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зрителя соответствующие эмоции. Полотно являет собой наиболее выразительный образ Иисуса Христа из всех когда либо созданных. Она также считается самым великим из исполненных им до сих пор творений, и одним из тех великих, которые ему ещё предстоит создать, Полотно оказалось куда более реалистической картиной, гораздо более глубоко прочувствованной по сравнению с теми, из которых мастер черпал своё вдохновение. Для его современников это был не только триумф цвета, формы и композиции; она с неотразимым красноречием трактовала главную тему всей их веры. Всего лишь через несколько лет после написания слава о «Снятии с креста» облетела всю Европу, и именно эта картина сделала Рубенса первым по величине религиозным художником своего времени. В ней впервые нашёл своё полное отражение эмоциональный накал стиля барокко, основателем которого и стал Питер Пауль Рубенс. В наше время триптих является одним из семи чудес Бельгии.

В 1617—1618 годах Рубенс написал ещё одну значительную картину на этот сюжет, она находилась в капуцинском соборе в Лире близ Антверпена и в начале XIX века оказалась в Эрмитаже.

История

К созданию этого полотна Рубенс возвращался неоднократно в его карьере после непродолжительных перерывов. Основу составляет монументальное полотно с одноимённым названием. Оно было закончено в 1612 году, боковые створки были добавлены позже. Полные размеры триптиха: центр. панель 4,21×3,11 м, две боковые панели 4,21×1,53 м. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Воздвижением креста» (1610—1611). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как совершенно самостоятельные полотна. Картина «Воздвижение Креста» была заказана для церкви святой Вальбургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе и предназначалась для капеллы Гильдии аркебузьеров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза получила в те времена широкое распространение в качестве огнестрельного оружия). «Аркебузьерами» тогда называли одно из многочисленных в то время полувоенных братств в Нидерландах. Покровителем данного братства является Святой Кристофер. Триптих предназначался для бокового придела, выделенного братству для молитв в главной городской церкви. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии. Очевидно, именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Заказ был официально оформлен 7 сентября 1611 года.

Полномасштабное изображение триптиха.

Создание новых алтарей для всех католических храмов и церквей Фландрии было частью договора наместника Нидерландов Алессандро Фарнезе, когда после 17 августа 1585 года (падение Антверпена) на территории была установлена власть Испанской Короны, а вместе с тем и испанские порядки.

Несмотря на то, что картина является ярким примером фламандской живописи эпохи барокко, на её создание существенным образом повлияли многие известные мастера итальянской живописи XVII века, какими среди прочих являются Даниэле да Вольтерра, Федерико Бароччи, Чиголи. В данной композиции была использована техника светотени, типичная для полотен т. н. Римского периода Караваджо.

С момента написания Алтарный образ долгое время находился в Соборе Антверпенской Богоматери и никогда не покидал его стен до тех пор, пока Франция не завладела страной. Наполеон во время своего правления изъял полотно вместе с другим триптихом Рубенса «Воздвижение Креста» и отвез оба эти шедевра в Париж. Они были возвращены в собор в конце 1800-х годов.

“Воздвижение креста”. Рубенс – гений живописного барокко

Искусство и развлечения 29 августа 2015

В истории мало имен, которые связываются с рождением нового художественного стиля, с влиянием на целую эпоху.Картинами на тему страстей Христовых, которые принесли ему европейскую славу (среди них – «Воздвижение креста»), Рубенс открывает новую страницу в живописи, получившую название эпохи барокко.

Король живописцев

Этого художника считали своим учителем мастера самых разных времен и направлений. Питер Пауль Рубенс имел многочисленных учеников среди современников, его картины копировали Веласкес и Делакруа, им восхищались импрессионисты и авангардисты.

Он родился в 1577 году в немецком городке Зигене, куда его отец-протестант бежал из Фландрии от преследования католиков. После его смерти семья приняла католичество и вернулась в Антверпен, где Рубенс стал упорно учиться рисунку и живописи.

В 1608 году в Антверпен возвращается зрелый мастер, обладающий виртуозным мастерством и собственным стилем. Он получает выгодные заказы по созданию картин на религиозные темы, среди которых «Воздвижение креста Господня» для Собора Антверпенской Богоматери.

Триптихи о Христовых страстях

В интерьере собора располагаются четыре творения Рубенса, среди которых два больших триптиха, состоящих из 4-метровой высоты деревянных панелей. На них Питер Пауль Рубенс написал сцены из страстей господних: «Воздвижение креста», «Снятие с креста» и один поменьше – «Воскрешение Христа», а также полотно «Успение Пресвятой Девы Марии».

Этими работами начинается счастливое десятилетие в жизни мастера. Питер Пауль Рубенс счастлив в семье, им создана мастерская, куда стремятся попасть ученики со всей Европы, он окружен уважением власть имущих и почитанием со стороны ценителей живописи и коллег-художников.

Традиционный вид живописи

Интересен выбор самой формы картин: «Воздвижение креста» Рубенс выполнил в виде огромного триптиха из дубовых панелей. Триптих был к тому времени почти забыт, подобные творения мастера были данью традиции и свидетельствовали о высокой культуре и хорошем образовании Рубенса.

Писать на деревянных панелях – это тоже старая фламандская традиция, и до сих пор такие картины выглядят блестящими, будто только что покрытыми лаком, что увеличивает зрительный эффект от них. Огромные поверхности производят сильное впечатление и своим масштабом – так, размер центральной части «Воздвижения креста» – 4,6 х 3,4 м, а к ней крепятся боковые створки – 4,6 х 1,5 м.

Наружные поверхности панелей традиционно использованы для изображений святых, выполненных в декоративном стиле. Таково и «Воздвижение креста». Рубенс изображает на левом ставне Святого Аманда и Святую Вальпургию, на правом – Святых Элигия и Екатерину.

Описание

Сюжет картины – один из самых популярных в живописи – был несколько раз использован и Рубенсом. Так, в Лувре хранится эскиз к несохранившейся фреске «Водружение креста» (1620) поражающий энергией и динамикой, которыми тем более насыщен триптих из антверпенского собора.

На огромном пространстве разворота насчитывается 22 персонажа, полных физического и душевного напряжения.

Динамикой проникнута общая композиция – активная диагональ поднимаемого креста, группа скорбящих женщин на левой створке, воины и те, кого они готовят к казни на правой, – образованные ими линии вступают в активные взаимодействия, при этом соединяя отдельные части картины в общий монолит.

Центральная фигура картины – Иисус – выглядит атлетом, его облик соответствует величию происходящих и будущих событий. Выделенная мистическим светом, его фигура выглядит налитой такой тяжестью, что колоссальные усилия поднимающих крест кажутся тщетными.

Взгляд Иисуса объясняет суть этой тяжести – он страдает за грехи всего человечества, и значение такого подвига немыслимо огромно. Мощные тела солдат слиты в единую волну, бугрящуюся мышцами, в единую силу, имеющую целью воздвижение креста.

Интересно видеть и Рубенса – анималиста. Лошадь справа не уступает выразительностью человеческим персонажам, а собака, изображенная на переднем плане, не упоминается в библейском описании, но значительно обогащает живописный ряд и несет символическую нагрузку, берущую начало в художественных традициях Средневековья.

Король живописцев

Точный рисунок, выразительная скульптурная лепка светотени, богатство цветовых оттенков, насыщенность энергией каждого квадратного сантиметра огромного пространства картины – отличительные черты удивительного художественного явления по имени Питер Пауль Рубенс.

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Литература

  • Кудрявцев Б. В. История мирового искусства, 1998
  • А. Ф. Жиром. «Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем», 2006
  • Bainton R. H., Christendom, N. Y., 1966, v. 2; Lemann F., Afroasiatische christliche Kunst, Konstanz, 1967.
  • Ротенберг Е. И. «Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников», 1977
  • Рубенс. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы, 1989
  • Puyvelde L. van. Rubens. Paris, 1952
  • Jaffé, M. Catalogo completo di Rubens. — Rizzoli, 1989.
  • Martin, John R. (editor). Rubens: The Antwerp Altarpieces — The Raising of the Cross and the Descent from the Cross — Norton Critical Studies in Art History. — Norton & Company.

§История

К созданию этого полотна Рубенс ворачивался не один раз в его карьере после недолговременных перерывов. Базу составляет монументальное полотно с одноимённым заглавием. Оно было закончено в 1612 году, боковые створки были добавлены позднее. Полные размеры триптиха: центр. панель 4,21×3,11 м, две боковые панели 4,21×1,53 м. Это одна из более узнаваемых картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых массивных и величавых картин Рубенса. Он был написан прямо за близким по масштабу и теме «Воздвижением креста» (1610—1611). Сейчас обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Живописец сделал их скоро после собственного возвращения из Италии, но сначало они рассматривались как совсем самостоятельные полотна. Картина «Воздвижение Креста» была заказана для церкви святой Вальбургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе и предназначалась для капеллы Гильдии аркебузьеров, типичного стрелкового клуба тех пор (аркебуза получила в те времена обширное распространение в качестве огнестрельного орудия). «Аркебузьерами» тогда называли одно из бессчетных в то время наполовинувоенных братств в Нидерландах. Покровителем данного братства является Святой Кристофер. Триптих предназначался для бокового придела, выделенного братству для молитв в главной городской церкви. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из управляющих этой гильдии. Разумеется, конкретно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Заказ был официально оформлен 7 сентября 1611 года.

Невзирая на то, что картина является броским примером фламандской живописи эры барокко, на её создание значимым образом воздействовали многие известные мастера итальянской живописи XVII века, какими посреди иных являются Даниэле да Вольтерра, Федерико Бароччи, Чиголи. В данной композиции была применена техника светотени, обычная для полотен т. н. Римского периода Караваджо.

С момента написания Алтарный образ длительное время находился в Соборе Антверпенской Богоматери и никогда не покидал его стенок до того времени, пока Франция не овладела государством. Наполеон во время собственного правления изъял полотно вкупе с другим триптихом Рубенса «Воздвижение Креста» и отвез оба эти шедевра в Париж. Они были возвращены в собор в конце 1800-х годов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: