Поль гоген

Поль гоген — французский живописец-постимпрессионист

Интересные факты из жизни художника

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда — его любовь к экзотике и тропическим странам. Н

а многих Таитянских лучших полотнах художника изображена 13-летняя Техура, которую её родители охотно отдали в жёны Гогену. Частые и беспорядочные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом. Дожидаясь Гогена, Техура часто оставалась лежать целый день на кровати, иногда в темноте. Причины её депрессий были прозаичны — она мучилась подозрениями, что Гоген решил навестить проституток.

Гораздо менее известные керамические изделия, выполненные Гогеном. Техника его керамики необычна. Он не пользовался гончарным кругом, лепил исключительно руками. Как результат — скульптура выглядит грубее и примитивнее. Произведения из керамики он ценил не меньше, чем свои полотна.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа. Он не считал это богохульством, хотя признавал, что их трактовка спорна.

По поводу особо скандального полотна «Христос в Гефсиманском саду» он писал: «Эта картина обречена на непонимание, поэтому я вынужден надолго её спрятать.

В своём интересе к примитиву Гоген опередил время. Мода на искусство древних народов пришла в Европу лишь в начале 20 века (Пикассо, Матисс)

Больше всего картины Гогена ценил …сам Гоген.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mi-galka.livejournal.com, , 

Поль Гоген: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2.8/5 — (19 голосов)

Дерево во дворе фермы (1874)

Работу «Дерево во дворе фермы» Поль Гоген написал в 1874 году, ее стиль обозначен как импрессионизм (тот, в котором художник работал в ранние годы). На полотне изображено лето: почти все небо «затянуто» облаками и, похоже, скоро начнется дождь.

Импрессионизм схож с трепетом листьев, дуновением ветра, бликами солнечных лучей на морской глади… Сама суть направления, который облюбовал Поль Гоген, заключается в отражении изменчивой окружающей реальности.

Художник хотел «оживить» свои работы, наполнить их изменяющейся реальностью. Надо сказать, в картине «Дерево во дворе фермы» знаменитому художнику это удалось.

Сады Вожирара

Сады Вожирара, 1879

В начале своей карьеры Гоген не мог похвастаться взрывным ростом популярности. Он успел послужить в французском военно-морском флоте, поработать биржевым маклером. Живописью он занимался в свободное время. В Париже он увидел картины импрессионистов, особенно Камиля Писсарро. В 1877 году у Гогена появилась своя студия и его работы выставлялись на четвертой, пятой и шестой выставке импрессионистов. Сады Вожирара были показаны на пятой выставке в 1880 году. На картине изображены крыши домов, сады, небо и панорама Вожирара. Ранние работы похожи на стиль Писсарро, которого он старательно копировал.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com.

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com.

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»

Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.

Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»

В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»

В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.

Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»

Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)

Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует 1892. Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс.

У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет. Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».

Таитянские женщины на побережье (1891)

Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д’ Орсэ.

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».

Гоген в Бретани

Лето 1886 года Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Всё это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.

Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Wikimedia Commons.

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com.

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.

Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru.

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Биография Поля Гогена

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803—1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным.

Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.

Автопортрет с нимбом

Автопортрет с нимбом, 1889

Гоген создал более 40 автопортретов. В 1889 году он уехал из Понт-Авена в Ле Пульдю, другую рыбацкую деревушку в Бретани. Остановился в гостинице принадлежащей Мари Генри. Все свое время он проводил расписывая стены гостиницы

Одной из созданных работ был «Автопортрет с нимбом», еще одно важное произведение клуазонизма. На картине холст разделен на две части, лицо находится между половин

Нимб и яблоки в верхней части, змея в нижней являются аллегорией на рай и ад. Они являются символами дуальности, неба и ада — аллегория художника как ангела и демона, создателя прекрасных вещей и богемного прожигателя жизни.

Творчество Гогена

К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей.

В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода.

В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» — автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал.

В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

Её зовут Вайраумати (1892)

Её зовут Вайраумати. 1892. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура. За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник — Техура боялась призраков, ждущих своего часа. Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно. Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал «Её зовут Вайраумати». На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.

Картина «А, ты ревнуешь?»: образы и история

Сюжетная линия композиции, как и остальные шедевры, взяты из обычной жизни местных таитянок. На полотне изображены две сестры, которые после купания решают понежиться на берегу. Беседа девушек перешла на любовную тему, когда что-то сказанное вдруг гневит одну из сестер, она присела и возразила «А, ты ревнуешь?». Это высказывание Гоген напишет на картине. Таким образом подсмотренная чужая жизнь становиться мировым шедевром. Хотя молодые особы изображены художником в неглиже, образы не вызывают чувства стыда и не несут в себе сексуальный подтекст. Естественность женщин, как и окружающая их природа — завораживает.

Жена короля (1896)

Жена короля. 1896. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о «Олимпии» Эдуарда Мане и «Венере Урбинской» Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «…Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», — писал Гоген одному из своих друзей.

История создания

Гоген прибыл на Таити в 1891 году в надежде найти «Эдемский сад», не тронутый цивилизацией, где можно было бы обратиться к основам первобытного искусства. Реальность разочаровала, однако Гоген обратился к изображению ярких красок тропической природы, а также туземных натурщиц, не скованных христианской моралью. Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману (в книге «Ноа Ноа» он называл её Техурой) — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе; подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей.

Видение после проповеди (1888)

Переехав во французскую провинцию и проведя там какое-то время, Поль Гоген утверждал, что здешние люди естественные и более искренние, чего нельзя сказать о жителях столицы. Размеренная бретонская атмосфера и стала вдохновением для написания «Видение после проповеди».

Произведение отличается необычностью композиции, она визуально делится на 2 части: воображаемый мир и реальный. Гоген изображает на полотне людей за молитвой на фоне, показывающем воображаемую сцену – Иаков сцепился в схватке с ангелом. Холст разделен на 2 части деревом: в нем доминируют глубокие, насыщенные цвета.

Вымысел или нет

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» считал успешным произведением и самым любимым. Даже отправил письмо своему лучшему другу, где он говорит, что это лучшая его композиция. Однако есть теория, которую выдвинули искусствоведы, она гласит о продуманности истории картины, возможно, это была задумка для рекламного трюка. Предположения не существовало, если бы не нашли в личных вещах художника фотографию Афинского театра, где одна из женских фигур очень похожа на нагую таитянку. А венок на голове у аборигенки был отсылкой на лавровый венок. Образ второй девушки вполне мог быть дописан позднее. Эта версия не прижилась в широких массах любителей живописи Гогена, людям приятней верить в красивую историю рассказанную автором.

Таити — место, где рождались шедевры

Гоген с особым трепетом рассказывал о Таити, его покорила эта земля, своей непосредственностью, простотой, своим народом который не знал цивилизации и поэтому не был испорчен. Поль восхищается местными женщинами, природная красота, целомудренность и величие, послужило для создания картин с их участием. Его полотно, которое имеет название «А, ты ревнуешь?» создана в первые года проживания на Таити. Именно в 1892 году в стиле Гогена, появляются необыкновенные цвета и образы. Живописец создает сюжет своих работ на основе которых лежит повседневная жизнь местных женщин. Символическим моментом полотен, становится цвет, который придавал произведению особое значение.

Те авае но Мариа — Месяц Марии (1899 г.)

Те авае но Мариа — Месяц Марии. 1899. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии. Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Информация о картинах в конце статьи*

Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген в тропиках

В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.

Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org

Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.

Художники-миллионеры современности

Мода на искусство диктует правила на рынке. Среди бесчисленных трагедий непризнанных талантов есть и счастливчики, которые сумели достичь успеха при жизни. Современные картины ценятся не меньше, чем шедевры прошлых эпох.

Рекорд цены за продажу своей картины принадлежит британскому художнику Дэвиду Хокни. В 2020 году на аукционе Christie’s его работа «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» 1972 года была продана за 5,8 млрд ₽ или 90,3 млн $, при начальной цене в 80 млн $. Покупатель решил остаться неизвестным. Некоторые СМИ предполагают, что это может быть миллиардер Джо Льюис.

«Портрет художника», Дэвид Хокни

Второе самое дорогое полотно при жизни создателя было продано в 2013 году. Им стала картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Кафедральная Площадь, Милан», созданная в 1968 году в технике размытого фото и проданная за 2,4 млрд ₽ или 37,1 млн $ на аукционе Sotheby’s.

«Кафедральная площадь, Милан», Герхард Рихтер

Рихтеру принадлежит и почётное третье место в списке самых дорогих картин, проданных прижизненно. Его полотно «Абстрактный образ» 1986 года из коллекции Эрика Клэптона было куплено в 2012 году на аукционе Sotheby’s за 2,2 млрд ₽ или 34,2 млн $.

«Абстрактный образ», Герхард Рихтер

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.

Поль Гоген. Потеря девственности. 1891. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org.

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru.

9. Овири

Овири, 1894-1895

Вернувшись во Францию в 1893 году, Гоген работал над керамической скульптурой таитянской богини смерти, Овири. Воспользовавшись образами яванской, ассирийской и египетской скульптуры, он создал обнаженную богиню с длинными светлыми волосами и огромными глазами; жестокая и кровожадная, мертвого волка она отпихивает ногой, а руками душит волчонка. Скульптура была выставлена в 1895 году в салоне Национального общества изобразительных искусств, где встретилась с жесткой критикой. Сегодня она считается величайшим керамическим творением Гогена. По просьбе художника копия скульптуры Овири установлена на его могиле.

Под манговыми деревьями на Мартинике (1887)

Поль Гоген испытывал с детства тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». В 1891 году, уйдя от жены, он уехал на Гаити, где написал лучшие работы.

«Под манговыми деревьями на Мартинике» была написана спонтанно. В 1887 году у художника были проблемы с деньгами, поэтому ему пришлось поехать в Америку на заработки.

Возвращаясь обратно, известный художник заметил Мартинку, и не смог устоять перед чарами острова. Если бы не решение Поля Гогена остановиться на этом острове – не было бы создано серии потрясающих работ!

За 4 месяца на этом острове он создал 12 картин

Особое внимание в картине «Под манговыми деревьями на Мартинике» привлекает синяя полоса вдали –этот цвет символизирует спокойствие и умиротворенность

10 самых известных работ Поля Гогена

#10 День божества

Год создания: 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя  часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

#9 Озорная шутка

Год создания: 1892

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

#8 La Orana Maria

Год создания: 1891

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

#7 Портрет Ван Гога

Год создания: 1888

Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.

#6 Борьба Иакова с ангелом

Год создания: 1888

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

#5 Больше никогда

Год создания: 1897

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

#4 Когда же замуж?

Год создания: 1892

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.

#3 Желтый Христос

Год создания: 1889

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

#2 Дух мертвых не дремлет

Год создания: 1892

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания: 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

Когда свадьба?

Когда свадьба?, 1892

Когда Гоген отправился на Таити, он ожидал найти потерянный мир невинности. Вместо этого он обнаружил, что столетие колониализма принесло и туда новые болезни, а родная культура испортилась в результате контакта с внешним миром. На картине «Когда свадьба?» мы видим двух таитянок, из которых только одна в национальном таитянском наряде с белым цветком в волосах, вторая одета по моде, насаждаемой колонизаторами. На заднем плане таитянское нагорье. В 2015 году картина продана за 300 миллионов долларов королевской семье Катара, и стала самым дорогим художественным произведением, когда-либо проданным.

Особенности творчества Гогена

Особенности творчества Гогена заключаются в разнообразии стилей и методов их воплощения в работах художника.

Поль Гоген «Настурции и георгины в корзине» 1884 г.

Начало творческого пути Гогена было связано с импрессионизмом. Но максималистский характер живописца с течением времени вошел в противоречие с европейской сдержанностью и чрезмерной, по его мнению, цивилизованностью этого художественного направления. Гоген стремился удалиться от цивилизации и обрести ощущение рая на земле не в переносном, а в прямом смысле. Одной из особенностей творчества Гогена стало сотворение им в своих работах новой реальности, главную роль в которой играл цвет. Часто художник вполне сознательно избегал изображать тени, которые в работах импрессионистов играли значительную роль. Свою мысль художник выражал через цвет, четко очерченные фигуры и сдержанную композицию.

Поль Гоген «Спящий Кловис» 1884 г.

Картина Гогена «Спящий Кловис» выполнена им в импрессионистической манере, о чем свидетельствует техника письма. Но уже в этой картине мы видим насыщенные цвета, находящиеся в конфликте с изображением спящего сына художника и создающие ощущение тревоги.

В «Натюрморте со щенятами» Гоген вполне сознательно идет на нарушение пропорции. Щенки, хоть и находятся на заднем плане картины, все же кажутся чрезмерно маленькими по сравнению с фруктами и посудой. Тени на картине практически отсутствуют. В целом полотно оставляет впечатление детской непосредственности и даже наивности.

Поль Гоген «Предки Техаманы (Мерхай Метуа Но Техамана)» 1893 г.

Несколько работ Гогена посвящены его таитянской жене Техуре. Полотно «Предки Техаманы» Гоген написал по памяти, будучи во Франции. Здесь художник воплотил образ еще не изгнанной из Эдема Евы, тесно связанный для него с воспоминаниями о существовании на божественных островах Полинезии.

Для картины «Чудесный источник» характерны мечтательные цветовые переходы, множество оттенков красного, некоторая таинственность и даже загадочность. Например, что это там, на горизонте: возвышающаяся гора или корзина с фруктами, один из которых поднесла к губам сидящая на переднем плане женщина?

Особенности творчества Гогена включают в себя и его увлечение культурой народов, далеких от цивилизации.

Именно это увлечение и привело Гогена в Бретань, которая в 1888 году была глухой французской провинцией. К этому периоду относится картина «Две бретонки на берегу моря», в которой явно прослеживаются черты примитивного искусства.

Привлекая своими работами внимание к примитивному искусству, Гоген стал фактическим первопроходцем в этом направлении. Это искусство стало модным в Европе только в начале ХХ века, когда им заинтересовались и стали активно продвигать Матисс и Пикассо

Гогена всегда привлекало искусство Древнего Египта. В его картине «Рынок» совершенно явно влияние египетских фресок. А полотно «Варварские сказания» — зримое воплощение таитянских легенд.

Работы Гогена позднего периода его творчества – нечто среднее между абстрактной живописью и натурализмом. Гоген всегда охотно писал с натуры, но очень сильно в нем было развито стремление к созданию стилизованных декоративных и даже абстрактных форм и образов. В этом заключается еще одна особенность творчества Гогена. Формированию этой особенности способствовало то, что в свое время Гоген сильно увлекся японской графикой. Плавность линий, цвет и форма, воспринимаемые почти как музыкальные звуки, — характерные черты японских графических изображений. Картины Гогена, где имеется изображение воды, лучше всего иллюстрируют это увлечение художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: