«Даная» (1636 г.)
Самая известная из картин Рембрандта. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. По легенде отец девушки узнал, что умрет от сына собственной дочери, и заточил ее в подземелье. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. В этом образе Рембрандт, картины которого зачастую изображают близких ему людей, запечатлел образ своей любимой жены Саскии. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Рембрандт долго переписывал свое любимое детище, изменяя настроение картины в соответствии со своими ощущениями. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В 1985 году в музее произошел неприятный случай, который едва не лишил мир возможности созерцать творение Рембрандта. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Краска немедленно начала пузыриться. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. Повреждения затронули около 30% шедевра. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Реставрация картины длилась 12 лет. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под защищающем шедевр от вандалов. Интересен и еще один факт. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина».
Связанная фотография с пародией
В 1993 году художник Рассел Коннор написал портрет в стиле Рембрандта, на котором голландский мастер с палитрой в руке стоит перед незавершенным. Польский всадник. С оттенком сухой иронии Коннор приписал картину ученику Рембрандта. Карел Фабрициус и отправил его Житель Нью-Йорка с анекдотом, в котором говорилось, что картина была найдена в подвале Пинск, Польша. Журнал опубликовал репродукцию картины Коннора с немного переработанной версией его комментариев, явно не намереваясь выдать ее за подлинную, а как комментарий к рвению Комиссии Рембрандта, которая в то время сомневалась в подлинности польского всадника. и многие другие картины, ранее известные как подлинные полотна Рембрандта.
«Автопортрет с Саскией» (1635 г.)
За всю свою жизнь Рембрандт написал невероятное количество автопортретов. Эта картина является одной из самых известных. Здесь изображено ликование художника от счастья обладания любимой. Эмоциональное состояние живописца отражается в открытом взгляде персонажей, в сияющем лице Рембрандта, словно захлебывающегося от счастья и благополучия. Впрочем, в портрете таится и скрытая провокация: ведь художник изображает себя в образе того самого «блудного сына», пирующего с обычной куртизанкой. Как же сильно отличается «блудный сын» на этом автопортрете от того, которого знают зрители по одноименной картине!
Внешние ссылки
- Ресурсы изобразительного искусства :
Рембрандт |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Картины | Воскресение Лазаря · Побивание камнями святого Стефана (1625 г.) · Историческая сцена (en) (1626 г.) · Осел Валаамский (1626 г.) · Крещение евнуха (1626 г.) · Художник в своей мастерской (1628 г.) · Я -портрет (1629 г.) · Андромеда (в) (1631 г.) · Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1631 г.) · Старик с золотой цепью (ок. 1631 г.) · Портрет Джейкоба Гейн III (1632 г.) · Философ в медитации (1632) · Похищение Европы (in) (1632) · Портрет мужчины, вставшего со стула (in) (1633) · Буря на Галилейском море (1633) · Снятие с креста (1633) · Диана и ее нимфы, удивленные Актеоном в ванне (1634 г.) · Флора (1634 г.) · Артемида (в) (1634 г.) · Снятие с креста (1634 г.) · Автопортрет в шляпе с белыми перьями (1635 г.) · Праздник Бальтазар (1635) · Жертвоприношение Исаака (ок. 1635) · Счастливая пара (ок. 1635) · Даная (1636) · Слепота Самсона (1636) · Польский дворянин (1637)) · Архангел Рафаил покидает семью из Тобиаса (1637) · Природа Мо rte с павлинами (1639) · автопортрет в возрасте 34 лет (1640) · Ночной дозор (1642) · Вооз и Руфь (in) (1643) · Христос и прелюбодейная женщина (1644) · Мельница (1645–1645) 1648) · Сюзанна и старейшины (in) (1647) · Паломники Эммауса (1648) · Глава Христа (1648) · Снятие с креста (1650–1652) · Автопортрет (in) (1652) · Аристотель с бюстом Гомера (1653 г.) · Портрет Яна Шестого (1653 г.) · Вирсавия в Ее купальне (1654 г.) · Женщина, купающаяся в реке (1654 г.) · Говядина с кожурой (1655 г.) · Урок доктора анатомии Деймана (1656 г.) · Автопортрет (in) (1658) · Моисей, нарушающий скрижали закона (1659) · Автопортрет с беретом и правым воротником (1659) · Автопортрет (in) (1660) · Праздник Эстер с Аман и Артаксеркс (in) (1660) · Портрет художника у мольберта (1660) · Отрицание Святого Петра (1660) · Тит в образе монаха (in) (1660) · Заговор Клавдия Цивилиса ( in) (1661) · Вдохновение Святого Матфея (1661) · Автопортрет Пол (1662) · Портрет Дирка ван Ос (ок. 1662 г.) · Автопортрет в Зевксисе (1662 г.) · Синдик гильдии портных (1662 г.) · Еврейская невеста (1664 г.) · Автопортрет с двумя кругами (1665–1669) · Дэвид и Ури (1665–1669) · Возвращение блудного сына (1662–1669) · Семейный портрет (1668) · Автопортрет в возрасте 63 лет (1669) | ||||
Гравюры | Рембрандт с дикими глазами (1630) · Иосиф и жена Потифара (1634) · Смерть Богородицы (1639) · Художник и его натурщица (1639) · Мельница (1641) · Три дерева (1643) · Французская кровать ( 1646) · Портрет Яна Шесть (1647) · сто гульденов печати (1649) · кампания взвешивания золота (1651) · Доктор Fautrieus (1652) · Три креста (1653) · Мадонна кошки (1654) · Снятие с креста факела (1654 г.) · Иисус, представленный народу, или Ecce Homo width (1655 г.) · Юпитер и Антиопа: большая доска (1659 г.) | ||||
Оспариваемая награда | Польский всадник (1655) | ||||
Приложения | Список картин Рембрандта · Список гравюр Рембрандта · Список рисунков Рембрандта · Рисунки Рембрандта Могала · Автопортреты Рембрандта · Список учеников Рембрандта · Освещение Рембрандта | ||||
Исследования Рембрандта |
|
Самые Рембрандта. «Урок анатомии» (1632 г.)
Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Доктор держит с помощью щипцов сухожилия руки, показывая своим ученикам, как сгибаются пальцы. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандт, картины которого отличались естественностью и реализмом, изобразил учеников в тесном кружке, внимательно вслушивающимися в слова доктора Тульпа. Бледные лица и сам труп яркими светлыми пятнами выделяются на мрачном и темном фоне картины. Работа принесла Рембрандту первую популярность, после чего заказы посыпались на автора с невероятной скоростью.
Тема
Идеализированный, непостижимый персонаж подтолкнул к появлению различных теорий о его предмете, если это портрет. Среди кандидатов были Марджан Александр Огинский из польско-литовской семьи Огинских , как утверждали владельцы картины 18-го века; и Йонаш Шлихтынг , польский протестантский богослов. Другие считают, что экипировка всадника, оружие и даже порода лошади — все польские. Голландские конные портреты были нечасты в 17 веке и традиционно изображали модно одетого всадника на породистой, энергичной лошади, как в картине Рембрандта « Фредерик Рихель» .
Также были предложены исторические персонажи, от Давида Ветхого Завета до Блудного сына и монгольского воина Тамерлана или голландского средневекового героя Гийсбрехта IV из Амстела . Предлагались «солдат Христа», идеалистическое изображение всадника, защищающего Восточную Европу от турок , или просто иностранного солдата. Многим кажется, что молодой всадник сталкивается с безымянной опасностью на голом горном ландшафте, в котором есть загадочное здание, темная вода и свидетельства пожара вдали.
В письме 1793 года королю Станиславу Августу из Речи Посполитой владелец картины Михал Казимеж Огинский назвал всадника « казаком на коне», а король признал в нем члена нерегулярной воинской части, известной как Лисовчик . В 1883 году знаток голландской живописи Вильгельм Боде описал всадника как польского магната в национальном костюме. В 1944 году американский исследователь Рембрандта Юлиус С. Хельд оспорил утверждение о том, что объект был польским, и предположил, что костюм всадника мог быть венгерским . В 1912 году двое польских ученых предположили, что моделью для портрета был сын Рембрандта Тит .
«Ночной дозор» (1642 г.)
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью, изображаются наряду с солдатами различного социального статуса и возраста, готовыми к бою. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. Апофеозом картины выступает триумфальная арка — символ былых успехов и предвестник новой славной победы. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Существует немало версий по поводу девочки, изображенной почти в центре картины. Она отличается от всех яркими красками и ангельской внешностью. Возможно, это некий талисман ополченцев. По другой версии девочка — образ любимой жены автора, ушедшей в иной мир в самый разгар написания картины. Как известно, работа не пришлась заказчикам по душе. После того как они выкупили картину, они варварски обрезали холст и повесили его в зале для пиров.
Закат жизни
Беззаботное время художника длилось недолго. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. На холсте появились посторонние лица. Возможно, причина была в том, что в разгар работы умирает его возлюбленная Саския от туберкулеза. На картине вместе с фигурами стрельцов виден силуэт девушки, так напоминающей жену мастера. Популярность автора начинает падать. Новых заказов почти не появляется. Потеряв свой дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого обретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр — «Возвращение блудного сына». На этой картине мастер изображает себя вечным странником, который вынужден скитаться по трудным дорогам изменчивой славы. В 1969 году, похоронив сына с его невестой, Рембрандт сам умирает, навсегда оставив в этом мире свой творческий след. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.