Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
«Автопортрет с сэром Эндимионом Портером»
Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.
О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.
Религиозные сюжеты[ | ]
Название | Год | Место | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Снятие с креста | 1615 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | ||
Святой Иероним | 1615–1616 | Дворец Лихтенштейн | Вена | Холст, масло | 158 × 131 | |
Авраам и Исаак | ок. 1617 | Национальная галерея в Праге | Прага | Холст, масло | 119 × 178 | |
Въезд Христа в Иерусалим | ок. 1617 | Художественный музей Индианаполиса | Индианаполис | Холст, масло | 151 × 229 | |
Святой Мартин и нищие | 1618–1620 | Церковь Святого Мартина | Завентем | Дерево, масло | 171,6 × 158 | |
Апостол | 1618 circa | Берлинская картинная галерея | Берлин | Дерево, масло | 61 × 49 | |
Апостол со сложенными руками | 1618–1620 | Берлинская картинная галерея | Берлин | Дерево, карандаш | 57 × 45 | |
Медный змий | 1618–1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 205 × 235 | |
Коронование Христа терновым венцом | 1618–1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 223 × 196 | |
Пятидесятница | 1618–1620 | Государственные музеи Берлина | Берлин | Холст, масло | 265 × 221 | |
Снятие с креста | 1618-20 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | ||
Самсон и Далила | 1618–1620 | Далиджская картинная галерея | Лондон | Холст, масло | 149 × 229,5 | |
Снятие с креста | 1619 circa | Музей Эшмола | Оксфорд | Холст, масло | ||
Святой Амвросий преграждает Феодосию путь в Миланский собор | 1619–1620 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Холст, масло | 149 × 113,2 | |
Предательство Христа | 1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 344 × 249 | |
Предательство Христа’ | 1620 | Бристольский городской музей и художественная галерея | Бристоль | Холст, масло | 274 × 222 | |
Предательство Христа | 1620 | Миннеаполисский институт искусств | Миннеаполис | Холст, масло | 142 × 113 | |
Мадонна с младенцем | 1620–1625 | Пармская национальная галерея | Парма | Холст, масло | 62.5 x 52.5 | |
Святая Розалия во славе | 1624 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк | Холст, масло | 99,7 × 73,7 | |
Явление Христа ученикам (Неверие Фомы) | 1625–1626 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 147 × 109,3 | |
Распятие | 1628–1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 133 × 101 | |
Снятие с креста | 1629 circa | Королевский музей изящных искусств | Антверпен | Холст, масло | ||
Снятие с креста | 1629–1630 | Музей Кайзера Фридриха; уничтожена | Берлин | Холст, масло | 220 × 166 | |
Видение блаженного Германа Йозефа | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 160 × 128 | |
Самсон и Далила | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 146 × 254 | |
Мадонна с младенцем и двумя донаторами | 1630 | Лувр | Париж | Холст, масло | 250 × 191 | |
Отдых на пути в Египет | 1630 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 134,7 × 114,8 | |
Мадонна с куропатками | 1632 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 215 × 285,5 | |
Снятие с креста | 1634 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 109 × 149 | |
Снятие с креста | 1635 | Королевский музей изящных искусств | Антверпен | Холст, масло | ||
Снятие с креста | 1640 | Музей изящных искусств Бильбао | Бильбао | Холст, масло |
Творчество Дейка
К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.
В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.
Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1-й вариант — Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).
В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.
С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.
В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.
«Портрет Джеймса Стюарта»
Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. «Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.
Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.
Мифологические картины
Известный в основном как портретист, Ван Дайк также написал несколько исторических, религиозных и мифологических работ.
Заголовок | Год | Место расположения | Город и страна | Материал | Размеры | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Пьяный Силен | 1620 | Gemäldegalerie Alte Meister | Дрезден DEU | Масло на холсте | 107 × 91,5 см | |
Юпитер и Антиопа | 1620 | Музей изящных искусств | Гент BEL | Масло на холсте | 150 × 206 см | |
Юпитер и Антиопа | 1620 | Музей Вальрафа-Рихарца | Кельн DEU | Масло на холсте | 150 × 206 см | |
Фетида получает оружие Ахилла от Гефеста | 1630 | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | 112×142 см | |
Пастух Пэрис | 1632–1634 | Коллекция Уоллеса | Лондон GBR | Масло на холсте | 105 × 92 см | |
Амур и Психея | 1638–1640 | Королевская коллекция | Виндзор, Великобритания | Масло на холсте | 188 × 195,6 см |
Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
«Автопортрет с сэром Эндимионом Портером»
Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.
О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.
«Автопортрет»
Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.
Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.
«Портрет Джеймса Стюарта»
Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. «Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.
Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.
«Автопортрет»
Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.
Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.
Религиозные картины
Заголовок | Год | Место расположения | Город и страна | Материал | Размеры | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Святая Розалия ходатайствует за пораженного чумой Палермо или Святая Розалия вознесена на небеса | 1624 (?) | Старая пинакотека | Мюнхен DEU | Масло на холсте | ||
Святая розалия | 1625 | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | ||
Святая Розалия в короне ангелов | 1624 (примерно) | Коллекция Menil | Хьюстон США | Масло на холсте | ||
Святая Розалия в короне ангелов | 1624 | Коллекция Веллингтона | Лондон Великобритания | Масло на холсте | ||
Святая Розалия в короне ангелов | 1624 (примерно) | Палаццо Абателлис | Палермо, Италия | Масло на холсте | ||
Пьета | 1629 (примерно) | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | 114 х 100 см | |
Коронация Святой Розалии | 1629 г. | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | ||
Святая Розалия ходатайствует за город Палермо | 1629 г. | Museo de Arte de Ponce | Понсе США | масло на холсте | ||
Богородица преподносит Святую Розалию Троице | 1624-1625 | Старая пинакотека | Мюнхен DEU | Масло на холсте | ||
Осаждение | 1615 | Старая пинакотека | Мюнхен DEU | Масло на холсте | ||
Святой Иероним | 1615–1616 | Лихтенштейнский музей | Вена AUT | Масло на холсте | 158 × 131 см | |
Авраам и Исаак | 1617 около | Галерея Народни | Прага CZE | Масло на холсте | 119 × 178 см | |
Вход Христа в Иерусалим | 1617 около | Художественный музей Индианаполиса | Индианаполис, США | Масло на холсте | 151 × 229 см | |
Мистическое обручение святой Екатерины | 1618-1620 | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | 124 х 174 см | |
Святой Мартин и нищий | 1618–1620 | Церковь Святого Мартина | Завентем БЕЛ | Масло на панели | 171,6 × 158 см | |
Апостол | 1618 г. | Staatliche Museen | Берлин DEU | Масло на дубовой панели. | 61 × 49 см | |
Апостол со скрещенными руками | 1618–1620 | Staatliche Museen | Берлин DEU | Карандаш на дубовое панно. | 57 × 45 см | |
Медный змей | 1618–1620 | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | 205 × 235 см | |
Христос в терновом венце | 1618–1620 | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | 223 × 196 см | |
Пятидесятница | 1618–1620 | Staatliche Museen | Берлин DEU | Масло на холсте | 265 × 221 см | |
Осаждение | 1618–20 | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | ||
Плач | 1618-1620 | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | 203 х 170 см | |
Самсон и Далила | 1618–1620 | Картинная галерея Далиджа | Лондон GBR | Масло на холсте | 149 × 229,5 см | |
Осаждение | 1619 около | Ашмоловский музей | Оксфорд, Великобритания | Масло на холсте | ||
Святой Амвросий запрещает Феодосию войти в Миланский собор | 1619–1620 | Национальная галерея | Лондон GBR | Масло на холсте | 149 × 113,2 см | |
Предательство Христа | 1620 | Museo del Prado | Мадрид ESP | Масло на холсте | 344 × 249 см | |
Предательство Христа | 1620 | Бристольский музей и художественная галерея | Бристоль, Великобритания | Масло на холсте | 274 × 222 см | |
Предательство Христа | 1620 | Институт искусств Миннеаполиса | Миннеаполис США | Масло на холсте | 142 × 113 см | |
Святые Иоанна | 1620 | Настоящая академия изящных искусств Сан-Фернандо | Мадрид ESP | Масло на панели | 63 х 49 см | |
Сусанна и старшие | 1620–1622 (примерно) | Старая пинакотека | Мюнхен Германия | Масло на холсте | 194 х 44 см | |
Христос и прелюбодейка | 1620–1622
(примерно) |
Коллекция BBVA | Мадрид ESP | Масло на холсте | 169 x 252 см | |
Христос и прелюбодейка | 1620–1622
(примерно) |
Госпиталь Достопочтенного Ордена Терсера. | Мадрид ESP | Масло на холсте | 191 х 235 см | |
Мадонна с младенцем | 1620–1625 | Национальная галерея Пармы | Парма Италия | Масло на холсте | 62,5 x 52,5 см | |
Богородица с младенцем | 1621-1622 | Музей Серральбо | Мадрид ESP | Масло на холсте | 98 х 84 см | |
Мученичество святого Себастьяна | 1621-1627 | Настоящий монастырь Сан-Лоренцо-дель-Эскориал | Мадрид ESP | Масло на холсте | 191,5 x 141,5 см | |
Богородица с младенцем и раскаявшимися грешниками | 1621-1627 | Настоящая академия изящных искусств Сан-Фернандо | Мадрид ESP | Масло на холсте | 127 х 137 см | |
Святая Розали ходатайствует за пораженную чумой Палермо | 1624 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк США | Масло на холсте | 99,7 × 73,7 см | |
Христос на кресте | 1627 | Коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы | Мадрид ESP | Масло на панели | 105,3 x 73 см | |
Распятие | 1628–1630 | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | 133 × 101 см | |
Осаждение | 1629 г. | Королевский музей изящных искусств Антверпена | Антверпен BEL | Масло на холсте | ||
Осаждение | 1629–1630 | Разрушенный, когда-то хранившийся в музее кайзера Фридриха | Берлин DEU | Масло на холсте | 220 × 166 см | |
Видение блаженного Германа Иосифа | 1630 | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | 160 × 128 см | |
Самсон и Далила | 1630 | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | 146 × 254 см | |
Мадонна с младенцем и двумя донорами | 1630 | Лувр | Париж FRA | Масло на холсте | 250 × 191 см | |
Отдых на пути в Египет | 1630 | Старая пинакотека | Мюнхен DEU | Масло на холсте | 134,7 × 114,8 см | |
Осаждение | 1634 | Старая пинакотека | Мюнхен DEU | Масло на холсте | 109 × 149 см | |
Осаждение | 1635 | Королевский музей изящных искусств Антверпена | Антверпен BEL | Масло на холсте | ||
Осаждение | 1640 | Музей изящных искусств Бильбао | Бильбао ESP | Масло на холсте |
Биография
Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.
Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.
В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.
В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.
Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.
Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.
Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
Антонис ван дейк (22.03.1599-1641) — штрихи к портрету
cocktail
at
понедельник, 26 марта 2012 г.
Знаменитый фламандский живописец много лет провел при дворе английского короля Карла Первого, который не только дал ему рыцарское звание сэра, но и платил ему огромное по тому времени жалованье — двести фунтов стерлингов в год! — и даже подарил свою фамильную золотую цепь. В королевской галерее в Лондоне хранится богатейшее собрание портретов работы Ван Дейка. В Лондоне художник и умер — всего сорока двух лет от роду.
Портрет кардинала Бентивольо
А ГОВОРЯТ, ЧТО РУБЕНС СДАЛ!..
Ван Дейк начинал учеником у Рубенса. Однажды, когда сам маэстро отправился на свою обычную пятичасовую прогулку верхом, все ученики принялись внимательно разглядывать его новую картину. И кто-то случайно смазал свежую краску локтем. Довольно большой кусок картины оказался испорчен. Ученики перепугались. — Я придумал! — заявил вдруг один. — Пусть Ван Дейк — он самый талантливый из нас — напишет этот кусок заново. Уверен, что учитель ничего не заметит. Известно же, что память у него — стариковская. Ван Дейк весьма сомневался в успехе этой авантюры, но делать было нечего: он переписал кусок картины, стремясь максимально следовать манере учителя.
На следующее утро Рубенс подошел к своему полотну и принялся пристально вглядываться в ту самую часть картины. Ван Дейк решил, что их обман разоблачен и ему грозит гнев мастера. Но Рубенс вполне благодушно обвел своих учеников отеческим взглядом. — Вот, говорят, Рубене сдал, — объявил он. — А взгляните-ка на этот фрагмент. В молодые годы я ни за что бы так не написал. Для этого нужен опыт и старческая мудрость!
Отдых на пути в Египет
НАМ МАЗНИ НЕ НАДО!
В одном монастыре, куда Ван Дейк попал по пути в Англию, его попросили написать картину с Христом. Художник написал настоящий шедевр — он в точности учел, как будет все выглядеть, когда картину повесят на предназначенное ей место, довольно высоко на стене. Но монахи смотрели с близкого расстояния и остались очень недовольны.
— Мазня! — заявили они. — Христос похож на носильщика! А остальные фигуры — какие-то карлики. Ван Дейк очень обиделся. Одни монастырские поварята ему посочувствовали. — Ничего, — утешали они. — Холст ведь испорчен не до конца. Из него еще можно сделать хорошую ширму.
Художник не стал требовать платы за труд, скрутил свой холст и уехал. А через несколько лет монахам наконец объяснили, какой художник побывал у них в гостях. Они устыдились и послали к Ван Дейку заказ сразу на десять картин. — Передайте им, — отвечал он мстительно, — что мазни у них в монастыре достаточно. И скажите им еще, что я пишу для людей, а не для ослов.
Портрет Генриетты Марии, королевы Англии
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
Когда Ван Дейк делал портрет Генриетты Марии, королевы Англии, он очень хорошо выписал руки
Это заметила даже сама королева.
— Почему вы обратили внимание именно на мои руки, господин Ван Дейк? — Видите ли, моя госпожа, — почтительно отвечал художник, — я меньше остановился на других ваших чертах, потому что мне от них нечего ждать. Именно ваши прелестные руки привлекли мое внимание — ведь ими вы будете отсчитывать деньги за мой скромный труд!
Портрет Карла Первого, короля Англии
К СТОЛУ!
Один друг спросил у Ван Дейка:
— Почему ты так торопишься заканчивать свои картины? Раньше, помнится, ты работал помедленней! А ведь теперь ты знаменитый живописец, и никто не посмеет упрекнуть тебя за медлительность.
— Раньше я работал для своей репутации, а теперь — для своего стола. Разве ты не торопишься за стол, когда он уставлен вкуснейшими яствами?
Биография
Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.
Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.
В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.
В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.
Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.
Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.
Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
«Святой Бруно»
Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.
Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа
Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет
ИСКУССТВО и ВРЕМЯ
АНТОНИС ван ДЕЙК (Anthony van Dyke) — 1599 — 1641.
Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени — Anthony, Энтони; 22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10 — летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70 — летнего старика.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».
К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств),
отличающийся изяществом и элегантностью.
В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621
1й берлинский вариант — не сохранился; 2й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1й вариант — Мадрид, Прадо; 2й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).
В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.
С 1621 — 1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.
Inna Sh опубликовала запись в подборке Живопись созвучная поэзии.
Император Карл V на коне
Молодая женщина с ребенком
Двойной портрет художника Франса Снейдерса и его жены (c.1621)
Генуэзская дворянка с сыном
Портрет Марии Луизы де Тасси
Портрет дамы в черном перед красной портьерой (c.1630)
Портрет неизвестной женщины (c.1630)
Портрет Анны Докит, графини Мортон и леди Анны Кирк (c.1631)
Карл I Английский и Генриетта Французская
Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский
Королева Генриетта Мария и её карлик Сэр Джеффри Хадсон (1633)
Карл I, король Англии на охоте
Портрет Анны Карр, графини Бедфордской
Королева Генриетта Мария
Джорджа Дигби, 2-й граф Бристольский и Уильям Рассел , 1-й герцог Бедфордский (1637)
Диана Сесил, графиня Оксфорд
Лорд Джон и лорд Бернар Стюарты (c.1638)
Портрет леди Д`Обиньи
Вильгельм II, принц Оранский и принцесса Генриетта Мария Стюарт, дочь Карла I Английского (1641)
http://kulturologia.ru/blogs/200517/34609/http://www.liveinternet.ru/users/5679659/post465562612/http://to-priz.livejournal.com/148214.html
Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
Из ранней биографии Антониса ван Дейка
Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.
Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)
В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)
«Святой Бруно»
Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.
Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа
Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет
Заключение
Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. Он работал быстро и легко, кроме того, использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т.п.Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий.На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня, изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Ван Дейка считают одним из создателей официального парадного, в том числе аристократического портрета, а также создателем интеллектуального портрета.
После Рембрандта и Рубенса это один из самых блестящих художников, привлекающих наше внимание в Эрмитаже, что подтверждает коллекция его картин из музеев мира
Заключение
Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. Он работал быстро и легко, кроме того, использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т.п.Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий.На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня, изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Ван Дейка считают одним из создателей официального парадного, в том числе аристократического портрета, а также создателем интеллектуального портрета.
Антонис ван Дейк (22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.