История
Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню , чтобы попробовать новый шоколадный напиток , о котором так много шло разговоров в это время . Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).
Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery» . Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии , звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна . В любом случае, личность модели точно не установлена.
Из письма
«Я купил пастель знаменитого Лиотара.
Она исполнена в незаметных градациях
света и с превосходным рельефом.
Переданная природа нисколько не
изменена; будучи европейской работой,
пастель исполнена в духе китайцев…
заклятых врагов тени. Что же касается
законченности работы, то можно сказать
в одном слове: это Гольбейн пастели.
На ней изображена в профиль молодая
немецкая девушка-камеристка, которая
несёт поднос со стаканом воды и
чашкой шоколада» .
Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию , где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти , занимавшемуся наполнением коллекции Августа III , короля Польши , и Фридриха II Прусского .
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной
В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки
В 1524–1526 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.) |
Ганс Младший Гольбейн Holbein, Hans The Younger
Мёртвый Христос в гробу, Гольбейн Младший
Это ещё Средневековье. Это там тогда ещё можно было написать такое полотно, которое потрясло современных обывателей и потрясало следующие поколения вплоть до наших дней. Тогда ещё можно было немного отходить от трактовки написания Христа, пользуясь некой смутой в вероисповеданиях и ещё пока не свирепствовала Инквизиция. Ганс Гольбейн Младший этим воспользовался и написал, пожалуй, саму страшную и странную, таинственную картину. Всё в ней не так, всё пугающе естественно. Тогда ещё не привыкли воспринимать всё в реалии и в основном Господь изображался в более достойном виде. Но не так! Говорили, что это часть алтаря. Трудно представить, что был такой Алтарь. Просто интересно как он выглядел. Ведь что интересно, остальные части алтаря не нашли и тогда исследователи решили что это одна картина. То есть, нет никаких частей и не было никакого алтаря – это просто одно полотно, но необычного формата. Оно вытянуто. Христос на полотне лежит и лежит в весьма не приглядном виде: уже видны признаки разложения, закатаны глаза, оскал рта перекошен, судорожно сжаты руки и ноги, впалый живот, бородка торчит колышком вверх. И всё это в жутких серо-жёлтых тонах на белой простыне.
Эта картина заставляла современников вздрагивать при виде её. То же самое происходило из поколения в поколение. Один из тех, кто видел это полотно, был Достоевский. Увидя то что изображено на полотне писатель замер и долгое время стоял в абсолютном шоке. Он вглядывался в изображение, и его лицо просто исказила маска боли и удивления, шока и восторга. Присутствующая рядом с ним жена даже испугалась за него: как правило, такие эмоции проявлялись только перед самим приступом эпилепсией. Но у полотна этого не случилось, такая реакция у писателя случилась именно из-за картины. Но нигде позже Достоевский не написал свои впечатления, кроме как в романе «Идиот», где князь утверждал, что увидев этакую картину можно и веру потерять.
И ведь и вправду, практически впервые художник лишил образ Христа набожности. То есть на полотне перед нами лежит вовсе не Бог, а простой человек, который перенёс мученическую смерть. Вот эта простота и удивляла приходящих посмотреть на полотно. Но при этом церковь вовсе не была против, иначе мы бы с вами не увидели этот шедевр, который до сих пор поражает воображение. Эту картину даже пожалела Инквизиция, что немного странно, потому что явно отходит данное изображение от привычных сюжетов.
Простой Карандаш
Жизнь Ганса Гольбейна-сына
Поработав с отцом и братом, Ганс переезжает в 1515 году в Швейцарию. На десять лет обосновался в Базеле. Здесь он знакомится с Эразмом Роттердамским, иллюстрирует его «Похвалу глупости», создает его портрет. Его покровителем является бургомистр Мейер, для которого он напишет перед тем, как навсегда покинет Германию, картину «Мадонна семейства Мейер», один из своих шедевров этого периода.
В верхней центральной части Дева Мария держит младенца Иисуса под покровом гребешка раковины. Предполагают, что ему позировала возлюбленная по имени Магдалена Оффенбург. Ниже под защитой плаща пресвятой Девы расположилось по бокам от нее все семейство Мейер. Считалось, что благодаря ее заступничеству можно получить милость Отца Небесного. Гребешок оболочки символизирует божественное пространство и женственность. Золотая корона на голове Богородицы означает независимость ее власти. Слева находится сам Мейер с двумя сыновьями. На переднем плане в белом платье – дочь Мейера Анна. Затем – вторая его жена, Доротея, и, наконец, в профиль изображена первая, уже умершая супруга Мейера – Магдалена. Так что это – религиозный портрет с серьезными коннотациями. Неизвестно, о чем думал, оставляя Базель, Ганс Гольбейн. Биография его в эти годы складывалась из переездов. Куда же он отправился?