» картинная галерея» и.п. аргунов » екатерина александровна лобанова — ростовская» 1754 г

Судьба живописца

Судьба живописца, крепостного графа Петра Борисовича Шереметева, попавшего к нему с приданным его жены Варвары (урожденной графини Черкасской), сложилась непросто. С одной стороны, Аргунов управлял дворцами богатого графа и не испытывал нужды. С другой, признанный мастер живописи с рождения до самой смерти оставался крепостным своего барина.

Предположительно, живописи Иван Аргунов учился у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, воспитанника художника Андрея Матвеева и немецкого живописца Георга Кристофа Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Первой. Именно под руководством последнего он создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском селе.

Картина, о которой идёт речь, была написана в 1780-е годы, когда на художника было возложено много обязанностей по хозяйству и на живопись у него оставалось совсем мало времени. Но тем не менее, он сумел создать шедевр, который занимает достойное место в Государственной Третьяковской галерее.

Кстати, Иван Петрович Аргунов, помимо живописного, имел ещё и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему «в ученье художеству» были отданы придворные певчие, потерявшие голоса: Антон Лосенко (ставший профессором и директором Академии художеств, — авт.), Кирилл Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии, — авт.), Иван Саблучок (будущий академик, — авт.).

Обучал Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, Якова и Николая — будущих живописцев. Иван Аргунов работал в Петербурге, Москве и пригородах — Останкино, Кусково.

Творческая удача Аргунова

Большой творческой удачей Ивана Аргунова считается портрет калмыцкой девочки Аннушки, любимой воспитанницы графини Варвары Алексеевны Шереметевой, написанный уже после её смерти. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые чёрные глаза миндалевидного разреза, которые графиня называла «глазашки-таракашки».

Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами, и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке — браслет из коричневых бархоток, в ушах дорогие серёжки.

Аргунов И.П.

Аргунов Иван Петрович (1727, ? – 1802, усадьба Кусково Московской губ.)
Живописец, портретист, иконописец, педагог.
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г.-К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов. В 1750 художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского» (Русский музей), в 1754-м – парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской» (Русский музей). В 1750-х авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Н.И. Аргунов, будущие академики живописи. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770–1880-х он пишет мало. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – живописец, Яков – живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).

Камерный портрет Хрипуновых

Но лучшими произведениями мастера считаются камерные парные портреты переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел Козьмы Аксентьевича Хрипунова и его супруги Христины Мефодьевны. Аргунов сумел воплотить в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, там же, где проживал и сам художник.

Козьма Аксентьевич был не богат, но его хорошо знал граф, возможно, переводчик пользовался благосклонностью аристократа. Аргунов изобразил Хрипунова в домашней обстановке с журналом или газетой в руке. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжёлыми веками задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.

А вот его супруга, одетая в серо-голубое платье с большим беличьим воротничком, которое скрывает очертания фигуры, сидит на стуле с книгой в руках и внимательно смотрит с полотна. Во внешнем облике и манере себя держать нет даже намёка на кокетство. Сразу ясно, она внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Можно предположить, что молодой художник много и с удовольствием говорил с ней на учёные темы.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова.

Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Художник обрядил девушку в праздничный кокошник и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, что моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова.

Кружевница

«Кружевница» — картина русского художника Василия Андреевича Тропинина, написанная в 1823 году.

Тропинин, происходивший из семьи крепостных крестьян графа Миниха, в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную. В сентябре того же года он представил Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» для соискания звания художника. Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Кроме этого полотна в 1820—1830-х гг. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).

Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.

«Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника П. Свиньин о.

Всадница (Брюллов Константин)

Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображенной на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». Была в 1832 г. выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.

На картине изображена сцена утренней прогулки. Воспитанница Ю. Самойловой Джованнина подъезжает к подъезду дома своей приемной матери, восседая на вороной лошади. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгоряченный ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака(на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы — «Samoylova»)лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зеленые туфельки, выбегает встречать ее и восхищенно смотрит на свою старшую подругу.

Portrait of the Horse Guards Officer Prince Ivan Lobanov-Rostovsky

Oil on canvas.

This painting is the earliest of the currently known portraits painted by Argunov. It combines the rules of the Western European composition for the ceremonial portraits and the characteristics of the old Russian painting such as stiffness and flatness. Intense and dense colours of warm tones prevail.

Ivan Ivanovich Lobanov-Rostovsky (1731–1791) was a prince and the oldest member of the princely family of Lobanov-Rostovsky, which goes back to Vladimir Monomakh. As it is the case for the majority of the children from a noble family, he was enrolled in the Horse Guards. He became Cornet (modern equivalent to a second lieutenant) in 1752, but in 1761 because of illness, he was forced to give up his responsibilities as lieutenant of the Horse Guards and retired with the rank of cavalry captain. He is depicted in the uniform of an officer of the Horse Guards with a red princely cloak furnished with black ermine.

Argunov Ivan Petrovich

Аргунов И.П.

Аргунов Иван Петрович (1727, ? – 1802, усадьба Кусково Московской губ.)
Живописец, портретист, иконописец, педагог.
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г.-К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов. В 1750 художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского» (Русский музей), в 1754-м – парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской» (Русский музей). В 1750-х авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Н.И. Аргунов, будущие академики живописи. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770–1880-х он пишет мало. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – живописец, Яков – живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).

Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской. 1754

Аргунов И.П.Холст, масло81,5 x 62,5

Русский музей

Аннотация

Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урожденная княжна Куракина (1735 – 1802), с 1752 года — княгиня, супруга князя И.И. Лобанова-Ростовского. По воспоминанием современников, «не знала гордости, была ласкова, вежлива, любезна со всеми, благотворительна, получила отличное воспитание и имела веселый нрав, не изменявший даже в маститой старости».
В портрете, парном к портрету И.И. Лобанова-Ростовского, искусно передана материальность предметов, фактура кружев, серег. Мастерски проработаны складки ткани, не выявляющие форму тела. В живописи преобладают холодные лимонно-желтые и серебристые тона. Героиня портрета изображена в красной подбитой горностаем княжеской мантии.

Биография автора

Аргунов Иван Петрович (1727, ? – 1802, усадьба Кусково Московской губ.)
Живописец, портретист, иконописец, педагог.
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г.-К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов. В 1750 художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского» (Русский музей), в 1754-м – парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской» (Русский музей). В 1750-х авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Н.И. Аргунов, будущие академики живописи. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770–1880-х он пишет мало. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – живописец, Яков – живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).

Портрет кн. И.И. Лобанова-Ростовского. 1750

Аргунов И.П.Холст, масло89 х 70

Русский музей

Пост. в 1897 из собрания князя А.Б. Лобанова-Ростовского

Аннотация

Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова. В нем соединены принципы композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от старой русской живописи черты застылости и плоскостности. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона.
Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Как и большинство дворянских детей, в детстве был записан в Конную гвардию, с 1752 – корнет, в 1761 по болезни уволен из поручиков Конной гвардии в отставку с чином лейб-гвардии ротмистра. Изображен в мундире офицера Конной гвардии и в красной, подбитой горностаем княжеской мантии.

Биография автора

Аргунов Иван Петрович (1727, ? – 1802, усадьба Кусково Московской губ.)
Живописец, портретист, иконописец, педагог.
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г.-К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов. В 1750 художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского» (Русский музей), в 1754-м – парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской» (Русский музей). В 1750-х авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Н.И. Аргунов, будущие академики живописи. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770–1880-х он пишет мало. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – живописец, Яков – живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).

Конец

В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Дело в том, что в 1788 году его назначают управителем московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа.

Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле своего нового хозяина Николая Петровича Шереметева. Из многочисленных сохранившихся документов нам сегодня известно, какой неинтересной и унизительной стала жизнь Ивана Петровича, превратившая его в «управителя Аргунова». Кисть, выпавшую из отцовской руки, подхватил сын художника Николай, однако он не смог превзойти родителя.

Умер Иван Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, так и оставшись крепостным человеком графов Шереметевых.

Портрет В.П. Шереметьевой

Портрет калмычки АннушкиПортрет графа П.Б. ШереметьеваПортрет К. А. ХрипуноваПортрет Х.М. ХрипуновойПортрет императрицы Екатерины IIПортрет князя И.И. Лобанова-РостовскогоПортрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» —

Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского

Пост. в 1897 из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского

Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова. В нем соединены принципы композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от старой русской живописи черты застылости и плоскостности. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона.

Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Как и большинство дворянских детей, в детстве был записан в Конную гвардию, с 1752 – корнет, в 1761 по болезни уволен из поручиков Конной гвардии в отставку с чином лейб-гвардии ротмистра. Изображен в мундире офицера Конной гвардии и в красной, подбитой горностаем княжеской мантии.

Аргунов Иван Петрович

Живописец, портретист, иконописец, педагог. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: