Творчество Франсуа Буше
После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.
Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.
Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.
С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики
Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство. Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей
Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.
Театральные и гобеленовые эскизы
Юпитер и Каллисто , 1759 г.
Наряду с живописью Буше также создавал театральные костюмы и декорации, а пылкие интриги комических опер Чарльза Саймона Фавара тесно связаны с его собственным стилем живописи. Дизайн гобеленов также вызывал беспокойство. Для мастерских по изготовлению гобеленов в Бове он сначала разработал серию итальянских фестивалей ( Fêtes italiennes ) в 1736 году, которые оказались очень успешными и часто переписывались на протяжении многих лет, а затем, в 1737 году, он заказал сюиту из истории Купидона и Психея . В течение двух десятилетий сотрудничества с мастерскими по изготовлению гобеленов Бове Буше создал дизайн для шести серий занавесей, таких как гобелен с изображением Психеи и корзинщика 1741–1742 годов .
Буше также привлекали для оформления придворных торжеств, организованных той частью королевского двора, которая называлась Menus-Plaisirs du Roi, а также для оперы и королевских замков Версаль , Фонтенбло и Шуази . Его проекты для всего вышеупомянутого увеличили его прежнюю репутацию, в результате чего было создано множество гравюр с его работ и даже репродукции его рисунков на фарфоре и бисквитных изделиях на фабриках Венсен и Севр . Смерть Удри в 1755 году положила конец его вкладу в Бове, но его сотрудничество с Гобеленами продолжалось до 1765 года, когда он ушел с должности инспектора.
Описание и особенности картины
Можно сказать, что Франсуа Буше пренебрегал реальным обликом Мадам де Помпадур и идеализировал ее, ведь на работах других творцов женщина выглядит погрубее. Особенности портрета:
- Автор портрета изображал подругу с кукольным личиком, что было популярно в то время;
- Так же, следуя стандартам красоты, героине полотна Франсуа Буше прописывал большие глаза формы миндаля, маленький носик, небольшой рот с пухлыми губами. Даже сама Мадам де Помпадур замечала, что творец изображает ее необычайно красивой, но не похожей;
- Портретам свойственна интимная сторона и глубокая чувственность (в работах других художников этого не прослеживается);
- Мадам де Помпадур изображалась Франсуа Буше всегда в одной позе, единственное, что изменялось — наряд. А лицо напротив ничуть не менялось, от чего возникает ощущение, что старость фаворитке была не знакома;
- Женщине на момент написания портрета было 37 лет.
Франсуа Буше представляет взгляду зрителя Мадам де Помпадур в лучшем виде. Женщину он располагает, как и обычно, в полусидящем положении. Ее наряд он прописывает с мастерской точностью: виднеется весь изыск и роскошь одеяния, украшенного симпатичными кружевами. На шее и волосах любовницы короля можно заметить украшения, а на запястьях жемчуг. На ее ногах красуются туфли, сделанные по необычной моде (которую ввела сама Мадам де Помпадур). Франсуа Буше не зря добавляет портрету огромное количество цветов.
На портрете можно заметить, что она держит в руках книгу, по страницам которой ясно, что она провела за чтением не один час. На заднем плане, в зеркальном отражении, виднеются полки, заполненные книгами. Сам шкаф, на котором расставлена литература, Франсуа Буше украшает красивыми часами, помещенными в резную раму. Спереди изображён маленький столик, на котором разместились некоторые предметы: подсвечник, конверт, перо и чернильница. На конверте можно заметить печать, вероятно, Франсуа Буше хотел подчеркнуть политическое влияние женщины. Также на портрете присутствует собачка по кличке Мими (символ верности).
Цветовая палитра
Франсуа Буше, когда писал портреты маркизы, использовал палитру только серебристых, синих и зеленных оттенков. Также Франсуа Буше использовал приглушённые оттенки коричневого, чем придал портрету спокойствие и надменность. Мадам де Помпадур изображена в темно-зеленом наряде, который особо выделяется и придает ей величественности.
Сюжет картины
Мадам де Помпадур довольно известная женщина, но ее настоящий характер узнать не так просто. О ней отзывались по-разному. Кому-то женщина казалась безупречной, умной, учтивой и доброй. Другие назвали ее ужасом и говорили, что она не знала, что такое щедрость и ей была свойственна черта мстительности. Сюжет портрета не несёт в себе тайного смысла, все предельно понятно. Мадам де Помпадур, недавно читавшая, оторвала взгляд от страниц и видимо размышляет над прочитанным. Видно, что ее не отвлекали, ведь во взгляде читается спокойствие. Судя по всему, Франсуа Буше изобразил момент, когда она тихо занималась в кабинете, читая книгу и писала письма, а дальше облокотилась на подушку и задумалась о чем-то.
Контекст
Франсуа Буше не наделяет портрет глубоким символизмом. Но в этом и нет необходимости, ведь стиль рококо, в котором выполнена картина «Мадам де Помпадур», означает собой простоту, лёгкость и игривость. Так, книга, которую Мадам де Помпадур держит в руках, является признаком ее грамотности. Роскошь в одеянии и украшениях — даёт понять об обеспеченности, а многочисленные розы показывают то, что маркиза следила за чистотой своего тела и всегда благоухала как цветок.