Русские художники-портретисты и их работы

«портрет вильгельма георга фермор» вишняков иван яковлевич

«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Т. В. ИЛЬИНА Иван ВИШНЯКОВ 1699-1761

ЛЕНИНГРАД «ХУДОЖНИК РСФСР» 1980

Интерес к художественному наследию заметно возрос у нас в стране. В 1960—1970-х годах были изданы как обобщающие труды, так и статьи по отдельным вопросам русского искусства XVIII столетия, появились монографии о художниках этого времени. Русский XVIII век в искусстве уже перестает быть малоизученным. Однако более всего это относится ко второй половине века, тогда как в очень бурное, так называемое петровское время и особенно в печальный период смут и безвременья сразу вслед за смертью Петра I в истории искусства остается и по сей день еще очень много неизвестного.

Это в полной мере касается творчества одного из самых пленительных русских художников середины XVIII столетия Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761). Сведения о нем еще очень запутанны в истории русского искусства, И не только потому, что подписных работ его сохранилось всего две (два портрета четы помещиков Тишининых), что-то приписывается ему безосновательно, что-то хранится под названием анонимов, но и потому, что он в основном был художником-монументалистом, чьи росписи не дошли до нас вместе со зданиями, для которых они исполнялись. Большую часть жизни он проработал в Канцелярии от строений, в ведении которой находилось все строительство Петербурга и его окрестностей, почти двадцать пять лет являлся главой ее живописной команды, выполнявшей декоративные работы Канцелярии, но все то, что за эти годы (с 1727 по год смерти) Вишняков осуществлял вместе с командой, что делалось под его руководством, утрачено, как не дошла до нас и та архитектура, для которой исполнялись эти росписи. И поэтому все архивные документы, излагающие день за днем работу художника в живописной команде и содержащиеся в протоколах заседаний канцелярии или сената записи, превратились в некий поминальник его несуществующих произведений.

Портретное же наследие Вишнякова так невелико и вопросы его атрибуций так сложны и запутаны, что пришлось привлечь все современные методы исследования при изучении работ, связанных с его именем.

До нас не дошло автопортрета художника. При упоминании его имени перед нами встает хрупкий образ девочки Сарры Фермор или ее меньшего брата Вильгельма. Но уже эти два портрета выявляют художника редкостного обаяния и выразительности, сумевшего передать аромат эпохи и неповторимость своеобразия модели. И это тем более удивительно, что его самостоятельная творческая жизнь началась в самый неблагоприятный для русского искусства период правления Анны Иоановны, когда откровенно попирались национальные традиции и афишировано высказывалось пренебрежение ко всему русскому. Творческая жизнь мастера завершилась в период недолгого царствования Петра III, этого «прусского вестовщика» до воцарения и «верноподданного прусского министра» на русском престоле, повлекшего за собой призрак «второй бироновщины»1.Страницы: 1

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Иван Вишняков

Портрет цесаревны Натальи Петровны. 1750-е гг.

Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761) — живописец-монументалист и
портретист — был сыном «шатёрных дел мастера», с 1714 года жил в Санкт-
Петербурге и получил дворянство только в силу своих заслуг. Начало его
творчества пришлось на самый небла- гоприятный для российского искусст- ва
период правления Анны Иоаннов- ны, когда правившие страной иностранцы
боролись против всего русского.

В 40-50-е годы — время правления императрицы Елизаветы Петровны — культурная
жизнь России изменилась. В Елизавете Петровне общество хотело видеть
продолжательницу дела её отца. И действительно, в 1755 году был учреждён
Московский университет, в 1756-м создан национальный театр, в 1757-м основана
Академия художеств.

Портрет Ф.Н. Голицына. Ок. 1760 г.

Большое значение для подготовки русских художников в середине века имели
архитектурная и живописная команды Канцелярии строений в Санкт-Петербурге.
Художники живописной команды выполняли работы по росписи дворцов, триумфальных
ворот, церквей. Руководителем живописной команды в 30-е годы был Андрей Матвеев.
Иван Вишняков поступает в 1727 году в подмастерья к Матвееву, в 1739 году он уже
живописный мастер, а после смерти Матвеева становится руководителем живописной
команды Канцелярии строений.

Вишняков участвует в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации
императрицы Елизаветы Петровны, в монументально-декоративных работах по отделке
Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова
дворцов Санкт-Петербурга, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов
Москвы и Киева; писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой.

Портрет Вильгельма Фермора. Втор. полов. 1750-х гг.

Протоколы канцелярии фиксируют заказы, прошения, ход работ, каждый шаг
мастеров. Но, к сожалению, в течение многих лет упоминавшиеся в них здания
перестраивались, некоторые из зданий и часть их интерьеров не сохранились. Не
уцелело ничего из декоративных работ, созданных И. Я. Вишняковым.

И, может быть, остался бы неизвестным и сам автор этих работ, если бы не
сохранилось около десятка портретов, написанных Вишняковым. Он был автором
парадных портретов, таких, как портрет императрицы Елизаветы Петровны и портреты
супругов Тишиных.

Вишняков нередко писал детские портреты, которые ему особенно удавались. С
них началась его известность.

Лучшие из них — портреты детей начальника Канцелярии строений Фермора — Сарры
Элеоноры и Вильгельма Георга.

Портрет маленькой графини Сарры Элеоноры Фермор написан по всем правилам
«взрослого» парадного портрета — она изображена во весь рост, в нарядном
расшитом платье, на фоне тяжёлой драпировки, в руке её веер.

Но характерно, что, несмотря на соблюдение всех условностей парадного
портрета, мы обращаем внимание не на платье, а на грустное лицо девочки: она
задумалась о чём-то нам неизвестном — это ребёнок с собственным миром и своими
переживаниями

Портрет С.Э. Фермор. Втор. полов. 1749 г.

Портрет брата Элеоноры Фермор был задуман как парный портрету сестры. Фермор
изображён также в рост на фоне какого-то интерьера, в форме сержанта
лейб-гвардии Преображенского полка. Цвета яркие. С зелёным кафтаном
перекликается по цвету такого же тона занавес с золотой каймой

Лицо мальчика
очень похоже на лицо сестры не только чертами, но и выражением строгой важности
и достоинства

Портрет М.С. Бегичева. Втор. полов. 1757 г.

Последнее произведение Вишнякова в портретном жанре — портрет князя Фёдора
Николаевича Голицына «на девятом году своего возраста», как гласит надпись пером
старинным почерком на подрамнике.

На портрете Голицын изображён девятилетним мальчиком в костюме конногвардейца
времён Елизаветы Петровны: тёмно-васильковый мундир с красными отворотами и
воротником с золотым позументом, красный камзол, чёрные сапоги и треуголка,
белый бант и белый галстук.

Мушкет, сумка, шпага дополняют военное платье.

Портрет императрицы
Елизаветы Петровны.
1743 г.

Фигура как бы распластана в пространстве. Ноги широко расставлены, правая
рука знакомым, как на портрете Фермора, движением засунута за борт, левая
упёрлась в бок

Позой и, главное, серьёзным выражением лица, полным достоинства
и важности, Голицын напоминает Фермора

Но в портрете Голицына Вишняков, более, чем когда-либо, тяготеет к старой
русской живописи: мальчик поставлен строго анфас, с равномерной опорой на обе
ноги. Он напоминает лубочного солдатика, но более, чем в каком-либо другом
произведении Вишнякова, в этом портрете живёт одно лицо, написанное любовно, с
глубоким проникновением в детскую психологию.

Портрет Голицына завершает долгий путь Вишнякова в искусстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: