Джованни Больтраффио Св Себастьян
1467—1516 Дерево, масло, переведено на холст. 0,48 х 0,36 «Святой Себастьян» Больтраффио — произведение, озаренное светом художественных идей гения эпохи итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи. Картина, по-видимому, была создана Больтраффио в самом конце XV века, в период первого пребывания Леонардо в Милане, между 1482 и 1499 годами, когда Больтраффио работал в его мастерской.
Больтраффио, несомненно, был одним из самых одаренных в многочисленной плеяде учеников великого художника, так называемых «леонардесков», среди которых, как известно, было немало эпигонов, вульгаризировавших творческие идеи своего учителя. На примере этой картины можно судить о глубоком восприятии Больтраффио творческой сущности искусства Леонардо, обобщившего художественные искания великой эпохи как в теоретических трудах, так и в художественной практике. Святой Себастьян, этот образец христианского мученика, изображен в образе прекрасного, нарядно одетого юноши с нежным просветленным лицом, обрамленным мягкими пышными локонами. Легкая улыбка озаряет его черты, создавая столь характерное для персонажей Леонардо ощущение духовной активности, какого-то неопределенного душевного движения. Современники угадывали в облике святого черты юного художника Салаи, работавшего вместе с Больтраффио в мастерской Леонардо. В картине этот миловидный юноша предстал в идеальном образе совершенного и духовно возвышенного героя. В светской трактовке сюжета, в пристальном штудировании натуры и в характере ее обобщения Больтраффио следует принципам Леонардо, призывавшего художников к глубокому постижению реального мира и вместе с тем отрицавшего мелочный натурализм, требовавшего глубокого обобщения конкретных наблюдений. Одним из открытий художественного метода Леонардо была его знаменитая светотень, так называемое сфумато. Необычная мягкая светотеневая моделировка лица святого Себастьяна, безусловно, результат изучения Больтраффио этого художественного приема. С помощью сфумато он создает ощущение воздушной дымки, как бы окутывающей лицо модели, тончайшие нюансы светотени придают ему неповторимую одухотворенность. Ранее сюжет картины расшифровывался как изображение св. Людовика. Однако сравнение картины нашего музея с картиной из частного собрания в Бергамо, где та же модель изображена в профиль со стрелой в руке и надписью на нимбе «Св. Себастьян», подтверждает правильность современного названия картины. В 1860 году картина была переведена на холст. В музей поступила в 1930 году из собрания Государственного Эрмитажа.
«Святой Себастьян» Тициана
Картина «Святой Себастьян» Тициана по праву считается жемчужиной Государственного Эрмитажа. Почему это произведение так сильно воздействует на зрителей? Кто изображен на нем?
В период раннего средневековья возникло предание об уроженце римского города Нарбонны Себастьяне. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим
Благодаря мужеству и честности молодой человек привлек к себе внимание римского императора Диоклетиана
Заслужив его благорасположение, Себастьян получил назначение на почетную должность начальника первой когорты императорской гвардии, но не оправдал оказанного доверия. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни.
За то, что Себастьян не изменил своим убеждениям, его вторично подвергли казни — забили камнями и бросили в сточную канаву, откуда, по преданию, мертвое тело мученика извлекла святая Лючия и похоронила в катакомбах на Аппиевой дороге.
Образ римского воина, стойкого христианина, причисленного церковью к лику святых, становится одним из излюбленных в итальянском искусстве. В Венеции также существовал его культ.
Поэтому не случайно все знаменитые венецианские художники, начиная с учителя Тициана — Джованни Беллини и заканчивая Веронезе и Тинторетто, не раз обращались к образу святого. На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема.
«Святой Себастьян» из Эрмитажа — одно из последних произведений мастера. Величественная поза Себастьяна, привязанного к стволу дерева, олицетворяет мужество, самообладание и спокойствие, несмотря на все мучения. Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее.
Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего. От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого. У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Темное, облачное небо сливается с землей.
Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира. Но не безнадежность и отчаяние выражает произведение Тициана, а веру в величие человека и неукротимость его духа.
Себастьян — это не фанатик, изнуренный длительными постами и молитвами, а прекрасный юноша, мужественно противостоящий злу.
Эрмитажная картина строится на равновесии, гармонии форм и плавном течении линий. Основой для воплощения художественной идеи здесь служит цвет. Живописный строй полотна отличается изысканной красотой и богатством колористической гаммы.
Тициан добивается удивительного живописного эффекта. Красноватыми, желтовато-оранжевыми, коричнево-желтыми, черными, серыми и зелеными градациями цвета переданы фигура святого и окружающее пространство. «Святой Себастьян», по определению одного из исследователей творчества итальянского мастера, «богатейшая симфония красок, хотя доминируют в ней преимущественно темные тона».
Биограф венецианских художников Карло Ридольфи свидетельствует, что эта картина оставалась в доме Тициана до самой его смерти в 1576 году.
Во владении рода Барбариго «Себастьян» находился почти триста лет, вплоть до 1850 года, когда собрание было распродано, и «Святой Себастьян» вместе с другими работами Тициана попал в Эрмитаж.
www.chernorukov.ru/articles/?article=101
Святой Себастьян (100 картин)
Новый адрес страницы:Тысяча святых Себастьянов
Образ Святого Себастьяна в искусстве
Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру.
Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.
Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.
Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.
Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и др.
В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе. Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы».
О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна. В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина Св. Себастьян и проводят параллели с описываемыми там событиями.
Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвященных Св. Себастьяну (1921—1922). (Источник)
Антонио Джиоржетти «Святой Себастьян» (1665)
Под редакцией Tannarh’a, 2012-2014 гг
Живопись2012-11-06178705