Снятие с креста (положение во гроб)

Зрелое творчество

В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим, где проживет до самой смерти.

При содействии друзей-художников он становится официальным живописцем папского двора. Ему поручают работу над фресками в парадных покоях (станцах) в Ватикане.

Маэстро расписывает 4 зала по 4 стены. В своих произведениях он отражает виды человеческой деятельности: богословию, юриспруденцию, поэзию и философию.

Исследователи приводят следующие изображенные в станцах картины Рафаэля Санти с названиями и описаниями:

  1. На фреске «Парнас» изображен Аполлон с Музами и знаменитыми древнегреческими и итальянскими поэтами.
  2. «Афинская школа» — это композиция из 50 фигур, где представлены известные философы древности. Во многих из них можно узнать черты современников художника. Так, в облике Платона виден Леонардо да Винчи, в Гераклите — Микеланджело, Птолемей похож на самого Рафаэля.
  3. «Диспута» — беседа на земле и небе о таинстве Причастия.
  4. «Мудрость, Умеренность и Сила» — аллегорическое изображение добродетелей в виде прекрасных женщин.

https://youtube.com/watch?v=_PMe_U1KvNI

Сменивший Юлия II папа Лев X также восхищался творчеством Рафаэля. Он предложил ему продолжить роспись ватиканского дворца. Тогда же по заказу папы художник создает картины для шпалер, предназначенных для оформления Сикстинской Капеллы. В 1515 году по решению главы церкви Рафаэль был назначен главным архитектором строящегося Собора Святого Павла.

Одновременно художник продолжил создание изображений мадонн, число которых возросло до 42. Среди них самое известное произведение эпохи Ренессанса — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, написанная для монастыря Святого Сикста. Это картина стала самым совершенным творением художника. Она и сегодня поражает зрителей внутренним ритмом и гармонией.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.

История и описание картины

Несмотря на статус легенды, история создания работы «Несение креста» практически неизвестна, за исключением того, что Тициан написал ее, предположительно, в 1565 г. Картина написана, предположительно в Венеции, так как была обнаружена в венецианском доме, где некоторое время жил Тициан. Дальнейшую судьбу полотна «Несение креста» проследить было проще:

  • В 1581 г. картина куплена вместе с домом знатной фамилией Барбариго.
  • Три столетия «Несение креста» хранилось в личной коллекции вышеупомянутой семьи.
  • В 1850 г. полотно было выкуплено у Барбариго и отправилось в Петербург.
  • В данный момент картина выставляется в Эрмитаже.

«Несение креста» отличается от большинства произведений этого художника мрачностью атмосферы. Тициан использовал в работе неяркие, но насыщенные тона:

  1. Черный.
  2. Красно-коричневый.
  3. Грязно-серый.
  4. Желтовато-бежевый.

Тициан создал свое полотно в жанре религиозной живописи, картина имеет средние размеры – 89,5×77 см. Фон композиции «Несение креста» — черный, за ним не видно ничего. Тициан подчеркивает таким образом, что картина не нуждалась в дополнениях и деталях. В центре композиции «Несение креста» — две фигуры: Иисус, сгибающийся под тяжестью деревянной конструкции, и Иосиф Аримафейский, пытающийся облегчить Его ношу.

Темным фоном, лаконичностью композиции, геометрическими линиями и перекладиной на переднем плане картина «Несение креста» подчеркивает мягкость и гармоничность человеческих фигур, на которые Тициан направляет все внимание зрителя. Вопреки традиции автора, герои в композиции практически не взаимодействуют

Несмотря на то, что лицо Иосифа картина обращает к Иисусу, Он практически не видит человека, за тяжестью своей ноши, не замечая скромного помощника.

Что хотел сказать автор

Главная идея произведения «Несение креста», которую выдвигал Тициан — жертвенность, терпение и принятие своей судьбы. Картина воссоздает образ страстотерпца, достойно принимающего ниспосланные свыше испытания. «Несение креста» — это воплощение мученичества, боли и отчаяния, смешанного с пониманием, что от судьбы не уйти и нужно пройти предначертанный путь до конца.

Тициан подчеркивает этот прием грязно-серым одеянием, каплями крови на лбу и четкой, реалистичной прорисовкой черт. И все же, заметны отличия в изображении человека и Бога, даже воплощенного в человеческий образ. Иосиф выполнен в более темных, смазанных тонах, в то время как неземное происхождение и святость Иисуса Тициан подчеркивает сияющей, светлой кожей, чистыми и тщательно прорисованными чертами лица.

Образ Иосифа Аримафейского наполовину скрывается в темной дымке. На холсте «Несение креста» он символизирует скромную, молчаливую поддержку

Лица его практически не видно – обращает на себя внимание только седая голова и рука, поддерживающая деревянную перекладину. Тициан показывает в этом образе человека, который, руководствуясь своими убеждениями и душевным порывом, пытается сделать хоть что-то, прекрасно понимая, что его усилия не способны ни в корне изменить ситуацию, ни принести хоть сколько-нибудь значимое облегчение

Картина дает понять, что, несмотря на малоэффективность, такие порывы особенно ценны, так как идут от души и подают пример неравнодушия окружающим.

Детство и юность

Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино предположительно 6 апреля 1483 года. Точный день его рождения неизвестен. Его отец был живописцем и работал во дворце герцога Федерико да Монтефельтро. Заметив у маленького сына интерес к художественному творчеству, он часто брал его с собой в герцогский замок. Там мальчик познакомился с такими мастерами, как Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, что оказало большое влияние на его дальнейшее творчество.

Рафаэль рано остался без родителей. В возрасте 12 лет попечители отправили его на обучение в знаменитую школу живописи в Перуджу. Там он учился у Пьетро Ваннуччи, которого называли Перуджино. Юный Рафаэль около 4 лет постигал основы художественного мастерства.

Трудолюбивый и талантливый мальчик с интересом учился, перенимая приемы и навыки живописи у своих преподавателей. Очень скоро он освоил технику Перуджино, и его картины стало практически невозможно отличить от полотен учителя.

Первыми работами Рафаэли стали:

  • «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»);
  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы»;
  • «Обручение Девы Марии»;
  • «Три грации»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Сон рыцаря».

В 1504 году вместе с учителем юноша переезжает во Флоренцию. Там он знакомится с выдающимися художниками и архитекторами Микеланджело и Баччо д`Аньоло, со знаменитым скульптором Андреа Сансовино и многими другими мастерами. У них он узнал многие приемы портретной живописи и скульптуры.

Огромное влияние на творчество молодого художника оказала дружба с Леонардо да Винчи. Именно Рафаэль сделал известную копию картины да Винчи «Леда и лебедь», оригинал который не сохранился. В то же время он написал два художественных полотна «Битва святого Георгия с драконом» — картины большую и маленькую.

Во время проживания во Флоренции Рафаэль создает своих знаменитых мадонн — около 20 полотен. Сюжеты картин не отличаются разнообразием: Мария держит на руках младенца Христа, либо он играет с Иоанном Крестителем. Но все полотна индивидуальны и пронизаны материнской нежностью. Исследователи считают, что в них художник отразил тоску по рано утраченной матери.

Самыми знаменитыми считаются следующие картины:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна в шатре»;
  • «Мадонна со щегленком»;
  • «Мадонна в зелени»;

Особенности личной жизни художника

По свидетельству современников (это подтверждают автопортреты), Рафаэль был изящным, хорошо воспитанным человеком. Он писал стихи, пел и музицировал. У маэстро были приятные манеры, он прекрасно чувствовал себя в светском обществе и всегда был окружен друзьями и поклонниками.

Труд художника хорошо оплачивался, он жил в особняке, построенном по собственному проекту. Многие богатые и знатные люди страны хотели выдать за него своих дочерей. Кардинал Баббиена пытался добиться его помолвки со своей племянницей, но в последний момент художник отказался.

В жизнеописании Рафаэля приводится интересный факт. Тридцатилетнего маэстро покорила дочь пекаря Маргарита Лути, которую он прозвал Форнарина (Булочка). Юную красавицу художник выкупил у ее отца, и в течение 6 лет она служила моделью для его картин. Девушка позировала для «Сикстинской мадонны», полотен «Дама с вуалью», «Женский портрет» и многих других.

Знаменитый художник ушел из жизни рано, в возрасте 37 лет. Точная причина смерти его неизвестна. В биографии, которую кратко составил его современник писатель Вазаре, говорится, что он умер от распутства. Вернувшись домой после бурной ночи, маэстро почувствовал себя плохо. Его лечили известные врачи, но ему становилось все хуже. Великий художник умер 6 апреля 1520 года. Могила Рафаэля находится в римском Пантеоне.

По мнению современных исследователей, причиной смерти художника была простуда, полученная при раскопках древнеримских похоронных сооружений. Главным методом лечения средневековых врачей в то время было кровопускание, но оно лишь ухудшило состояние больного. Возможно, что маэстро просто не выдержал подобных процедур.

После смерти Рафаэля Форнарина получила в наследство дом и содержание. Но она отказалась от всего и ушла в монастырь. В монастырских записях она числится как вдова художника. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль тайно обвенчался со своей возлюбленной.

Великий мастер эпохи Возрождения оказал огромное влияние на развитие итальянской и европейской живописи.

https://youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o

Историческая справка

Представители древней фамилии Бальони являлись фактическими правителями Перуджи и близлежащих территорий в XV – XVI веках. Мужчины влиятельного клана славились любовью к воинскому делу, проявляя блестящие способности в этой сфере. Представителей рода Бальони часто приглашали на службу в разные регионы страны, где они возглавляли частные наемные армии.

Ночью 3 июля 1500 года в Перудже произошло страшное событие, названное впоследствии «кровавым». Грифонетто Бальони вступил в коварный сговор с некоторыми из своих родственников, целью которого было убийство всех мужчин из рода Бальони пока те безмятежно спали после долгих празднований роскошной свадьбы, и захват власти. Итальянский историк эпохи Возрождения, Франческо Матараццо, описал в своей работе «Хроники Перуджи» (1492 – 1503 годы) трагические события, произошедшие с членами знатной семьи и то, как они повлияли на судьбу города. Узнав об участии Грифонетто в кровопролитии, его мать, Аталанта Бальони, осудила сына и отказалась предоставить приют в своем доме. Юноша обратился за поддержкой к Джан Паоло (Джампаоло) Бальони, самому влиятельному члену семьи, успевшему выжить в страшной бойне, убежав тайком из дома во время внезапного нападения. Вскоре сердце Атланты смягчилось, простив Грифонетто она отправилась к нему на встречу, однако застала сына убитым. Юноша погиб от рук самого Джан Паоло (Джампаоло) Бальони и его приближенных. Таков был трагический конец перуджской вендетты.

Спустя несколько лет Аталанта Бальони обратилась к Рафаэлю Санти и заказала художнику написать картину в память о Грифонетто. Произведение живописца должно было украшать семейную капеллу в базилике Сан-Франческо-аль-Прато (церковь святого Франциска) в Перудже. Известно, что Рафаэль работал над картиной в течение двух лет, творческий процесс был разделен на несколько этапов. Художник создал ряд подготовительных рисунков прежде чем приступить к написанию произведения.

Работа «Снятие с креста» стала последней из серии крупных заказов, выполненных Рафаэлем в период, когда он, будучи еще молодым художником, жил и творил в Перудже. К тому времени живописец создал несколько по-настоящему великих произведений, в их число входила алтарная картина «Коронование Девы Марии» (другое название – «Алтарь Одди»), которая сейчас является частью сокровищницы Ватиканской пинакотеки. Это творение мастера также предназначалось для украшения интерьера базилики Сан-Франческо-аль-Прато. Картина была написана по заказу представителей влиятельного рода Одди, являвшихся в то время главными соперниками клана Бальони.

Произведение «Снятие с креста» отражает формирование индивидуального стиля Рафаэля и творческую зрелость художника. Картина находилась в церкви святого Франциска до 1608 года, после она была изъята представителями кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, который приходился племянником папы римского Павла V.

Дабы не вызывать недовольство жителей Перуджи неутомимый коллекционер произведений искусства заказал написание двух копий картины Рафаэля. Одна из них была выполнена Джованни Ланфранко, а другая – Джузеппе Чезари, известного также под именем Кавалер д’Арпино. Последняя работа до сих пор находится в Перудже.

В 1797 году картина кисти Рафаэля была конфискована французским правительством и отправлена в Париж, где она выставлялась в Лувре. Подлинник работы «Снятие с креста» вновь оказался в коллекции Галереи Боргезе в 1815 году. Пределла (продолговатая невысокая подставка или ступень, на которую устанавливается алтарь), выполненная Рафаэлем, стала частью художественной коллекции одного из музеев в Ватикане.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро . Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

«Афинская школа»

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго  – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Анализ произведения

Создавая свое произведение, исполненное глубокого и пронизывающего драматизма, Рафаэль заимствовал композиционное решение, примененное ранее представителем умбрийской школы живописи, Пьетро Перуджино, в работе «Оплакивание Христа». Картина датируется 1495 годом и находится сейчас в Палаццо Питти, во Флоренции.

В итоге на подготовительном этапе были выполнены два картона (предварительные рисунки углем или карандашом на бумаге), сопоставив которые, Рафаэль, возможно, сформировал свое видение будущей картины.

В основе сюжета лежит сцена, изображающая то ли погребение Спасителя, то ли момент, когда его тело было снято с креста. О евангельских событиях повествует также задний план произведения: с правой стороны взору зрителя предстаёт гора Голгофа, место, где произошло распятие Христа, а слева – пещера, в которой, согласно библейскому преданию, установлена гробница. Двое героев на переднем фоне изображены без нимбов, они несут тело Спасителя, используя льняной саван (плащаницу). Композиционно их фигуры связаны с образом Иисуса Христа, образуя строгие диагональные линии, напоминающие очертания латинской буквы «V». Молодой мужчина, который держит тело Спасителя справа, олицетворяет собой образ всех юношей, принявших насильственную смерть, в их число входит и Грифонетто. На картине также изображены фигуры святых Иоанна и Никодима, они стоят чуть поодаль, слева. Рядом предстает Мария Магдалина, героиня держит Христа за руку, устремив на своего учителя печальный взгляд.

Слева, на втором плане, художник разместил еще одну группу фигур, кажущихся чуть отстранёнными от действия, происходящего на переднем фоне. Три Марии (святые жены) поддерживают Богородицу, теряющую сознание от страшного горя. В ее позе, развороте головы, изгибе ног и складках платья, ощущается некоторая противоестественность. Однако, сцена с падающей в обморок Девой Марией, не имеющая подкрепления в евангельских текстах, была излюбленным мотивом в живописи эпохи Возрождения. Этот сюжет встречался во многих работах именитых мастеров того времени. Возможно, создавая образ Богородицы, Рафаэль черпал вдохновение в произведении «Мадонна Дони», кисти Микеланджело Буонарроти, написанном, предположительно, несколькими годами ранее.

Анализируя цветовую палитру, нельзя не отметить с каким мастерством художник использовал сочетание насыщенного красного, синего, желтого и зеленого цветов. Удивительно тонко и искусно подобраны пастельные оттенки бежевого, что особенно видно в изображении ладони Марии Магдалины, которая держит руку распятого Христа.

Ранние картины Рафаэля (до 1504)

Картина «Распятие» (1503

Лондон, Национальная галерея) — одна из выдающихся ранних работ Рафаэля, привлекшая к талантливому юноше внимание богатых покровителей и заказчиков

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» Евангелие от Матфея 27:45-50.

Характер изображения на картине «Распятие» далек от драматизма, скорее лирические и одухотворенный.

Распятого окружают грациозные ангелы, собирающие в чаши капли драгоценной Крови Спасителя. Они касаются кончиками пальцев легких облачков, легко паря над землей. Длинные ленты их поясов закручиваются, завитки заполняют пространство между крестом и фигурами ангелов, подчеркивая их сопричастность к распятию.

Все лица на картине дышат покоем и умиротворением. Коленопреклоненные фигуры старца и Марии Магдалины у подножия креста значительно крупнее ангелов.
Их лица обращены к страдающему Христу с надеждой и ожиданием. Они образуют единую композиционную группу с фигурой Христа, это подчеркнуто близким цветовым решенем, а также сходными размерами изображенных фигур. Этим приемом художник стремится подчеркнуть человеческую природу Спасителя.

Две женщины по сторонам от креста — с печальными и отрешенными лицами. Слева, скорее всего, в темном одеянии изображена скорбящая Мария.

Линия горизонта, пейзаж на заднем плане, разделяют картину на две части — земную и небесную.
Над крестом симметрично расположены, на фоне облаков, солнце и луна, с человеческими ликами, вглядывающиеся в зрителя.

Вазари пишет, что если бы «Распятие» не было подписано Рафаэлем, его вполне можно было приписать кисти Перуджино

Фон картины словно представляет собой подход к Флоренции со стороны Умбрии — важное свидетельство того, что Рафаэль в молодости побывал в столице Тосканы

В картинах Рафаэля той эпохи легко проследить целые группы, заимствованные у старшего мастера.
В раннем «Распятии» Рафаэля могое повторяет картину с тем же сюжетом у Перуджино в церкви Св. Августина в Cиeнe.

Описание алтарного полиптиха

Первоначально картина «Снятие с креста», составляющая алтарный полиптих, включала в себя не только центральную панель (доску), но и прикрепленные к ней дополнительные створки. В произведении, созданном Рафаэлем, была также верхняя секция, которая сейчас хранится в Национальной галереи Умбрии в Перудже.

На одной из панелей художник запечатлел сцену в которой Бог Отец, прославляемый херувимами, дает благословение своему сыну. Более того, центральная часть алтарной картины была дополнена рамой, украшенной грифонами. Живописец изобразил мифологических животных с коронами на головах, их вскармливали маленькие крылатые путти. Фрагменты рамы сохранились до наших дней. В нижней части алтарной композиции была выполнена пределла, состоящая из трех одноцветных секций, повествующих о богоугодных христианских добродетелях. Так, каждая из панелей, закрепленная у основания полиптиха, иллюстрировала надежду, милосердие и веру.

Borghese Gallery in Rome,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: