Биография автора
Оскар Клод Моне родом из Парижа, появился на свет художник осенью 1840 г. Он был сыном состоятельного бакалейщика. Когда художнику было около 5 лет, семья переселилась в Нормандию и поселилась в Гавре.
Первые шаги к новому художественному направлению Клод Моне сделал благодаря дружбе с Эженом Буденом – пейзажистом, познакомившим его с пленером. С тех пор Клод Моне писал в основном пейзажи при естественном освещении. Развитие его таланта было стремительным, но не обошлось без препятствий:
- В 1859 г. Клод Моне возвращается в Париж, где в студии бедных художников продолжает свои художественные эксперименты.
- В 1861 г. живописца забирают на военную службу, на фронт Алжира. Там он переболел тифом, после чего тетя выкупила его за 3 000 домой.
- После возвращения Клод Моне поступает в университет на художественный факультет, но вскоре уходит оттуда из-за неудовлетворенности методикой преподавания.
- Во второй половине 1860-х годов Клод Моне обосновался в Академии Глейра, где встречает других представителей модернистской школы живописи – Базилем, Ренуаром, Сислеем. Там они разрабатывают новый стиль – импрессионизм.
В 1870-х Клод Моне путешествует сначала по Англии, затем по Нидерландам. В это время художник достигает расцвета своего таланта, его картины становятся известны на всю Европу. В 1883 ему удалось осуществить давнюю мечту – приобрести небольшое поместье Живерни. Там он проживет всю оставшуюся жизнь, занимаясь живописью и заботой о саде. Иногда он выезжает, в большие города, чтобы писать с натуры – так были созданы картины «Руанский собор». Умер Клод Моне в Живерни, в 1926 г., похоронен на кладбище, пристроенном к церкви поместья.
Жертвоприношение Авраама: история безграничной веры
Авраам безмерно любил своего сына и растил его в послушании и смирении. Когда Исааку исполнилось тринадцать лет, Господь вновь заговорил с Авраамом. Он приказал ему взять сына своего единственного, слуг, воду, дрова и отправиться на гору, чтобы совершить жертвоприношение во славу Бога. Несмотря на чудовищность сказанного, Авраам не колебался, он собрал все, что было необходимо, и отправился в путь.
Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю. По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Поэтому Аврааму пришлось сказать сыну правду. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.
Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. Он обратился с неба к отцу и сыну и запретил причинять Исааку вред, повторив, что от этого отрока произойдет народ избранный.
После этого Господь пообещал всему роду Авраама благословение и большое количество потомков. Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества. Благодаря безграничной вере люди получили Спасителя из рода Исаака и Авраама.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
выставка
живопись
В Государственном Эрмитаже открылась выставка «Рембрандт. ‘Жертвоприношение Авраама’. Две версии одной композиции». В качестве главных героев этой небольшой выставки в экспозицию вошли два одноименных полотна из собрания Эрмитажа и мюнхенской Старой пинакотеки. Дополнительным материалом служат пять офортов. Рассказывает КИРА Ъ-ДОЛИНИНА. Выставка, построенная на сопоставлении двух, пусть и очень знаменитых, картин, обречена на наукообразный кураторский комментарий и внимательное зрительское недоумение: в чем выставка-то? Эрмитаж уже который раз ступает в эту воду и, надо сказать, чаще всего выходит из нее сухим. С эрмитажными шедеврами сопоставлять что-либо трудно, но возможно, утверждают музейщики. Новая выставка как раз об этом. И еще о Рембрандте-ученике. И о Рембрандте-учителе. Подписное, несомненное рембрандтовское «Жертвоприношение Авраама» — один из главных хитов эрмитажной постоянной экспозиции. Написано в 1635-м, всего через четыре года после переезда Рембрандта в Амстердам, одна из первых «исторических» картин уже становящегося модным портретистом художника, в 1779 году куплена Екатериной II в составе знаменитой коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола. Мюнхенское «Жертвоприношение» на год младше, подписано неординарно («Рембрандт. изменил. И переписал. 1636»), явно несет на себе следы другой руки, если вообще не написано целиком другим художником. В Старой пинакотеке с этим не спорят, но изучают историю атрибуции картины как самостоятельный сюжет: один ученый считал именно эту версию оригинальной, другие называли ее измененным авторским повторением эрмитажной композиции, но чаще всего ее приписывали кому-либо из учеников и относили к копиям, созданным в мастерской Рембрандта. Можно знать, а можно и не знать историю всех этих атрибуций, но с первого взгляда эрмитажный зритель скажет, что «наша лучше». И тут патриотизм его не обманет: при всем сходстве именно отличия дают к этому основания. И прежде всего — отличия в композиции. Из всех иконографических сюжетов, составляющих историю Авраама, Рембрандт выбрал самый драматический — жертвоприношение. А из многих возможных решений этой сцены — наиболее психологически заостренное. Столкновение взглядов останавливающего занесенную руку Авраама ангела и безоглядно повинующегося велению Божьему старца; тело Исаака, уподобленного жертвенному агнцу и оттого не имеющего даже лица (оно закрыто рукой отца); динамичный треугольник, в котором головы всех трех персонажей оказываются на одной его стороне. В мюнхенском варианте драматизм несколько снижен. В первую очередь это касается фигуры ангела, который спускается к Аврааму из-за спины, и при такой композиции перекрестный обмен взглядами становится невозможен. А более аффектированно сделанная голова Авраама с развевающейся бородой и открытым ртом кажется нам диссонансом по отношению к психологической драме, разыгрывающейся на наших глазах. Сцена меняет смысл: из сцены искушения Авраама, для которой центральным сюжетом является скрещенье безоглядной веры раба божьего и переменчивой господней воли, она становится драматическим эпизодом из жизни Авраама. Перемена акцентов — от общего к частному. Выставка в Эрмитаже (а перед этим обе картины рядом были показаны на большой рембрандтовской выставке в Дижоне и на подобной эрмитажной экспозиции в Мюнхене) не стремится раскрыть имя того из учеников Рембрандта, которому может принадлежать мюнхенская версия. Ее цель, скорее, показать возможные пути художественных взаимоотношений учителя—ученика на примере одного сюжета. Недаром в этом разговоре становятся чрезвычайно важны работы учителя Рембрандта Питера Ластмана, также обращавшегося к истории Авраама, и рисунок Рембрандта из собрания Британского музея (1636), в котором как бы намечены пути изменения первоначальной композиции «Жертвоприношения». При таком построении выставки зритель знакомится с материалом, на основании которого делали свои выводы ученые, и даже может стать арбитром давнего и неоконченного искусствоведческого спора.
Сложность испытания [↑]
Комментаторы Торы поясняют, что в этом испытании содержался и элемент наказания за то, что Авраам заключил союз с палестинским царем Авимелехом и его потомством — ведь земля палестинцев входила в состав страны, обещанной Аврааму и его потомкам от Ицхака, а в отношении всех народов, населявших эту землю в Торе повелевается: «Не оставляй в живых ни души» (Дварим
20:16).
Всевышний показал Аврааму, что если он будет проявлять чрезмерное милосердие, то лишится своего потомства.
Невероятная сложность этого испытания заключалась еще и в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Ицхака и отдать этому потомству во владение Святую Землю. К тому же, выполнение этого приказа разрушило бы дело всей его жизни. В течение многих десятилетий Авраам приближал людей к Б-гу, учил их милосердию и добру, объяснял им преступность идолопоклонства, которое требует принесения человеческих жертв. А теперь, в глубокой старости, ему предстояло самому совершить действие, подобное этому, и его поступок мог бы стать в глазах его учеников величайшим осквернением Имени Б-га.
Но хотя Авраам совершенно не понимал «расчета Небес», тем не менее, единственным его желанием было как можно быстрее и совершеннее выполнить волю Б-га, не требуя от Того дополнительных разъяснений. Авраам даже не просил Всевышнего отменить Его страшное повеление, которое могло бы привести к осквернению Его Имени, — как он просил отменить решение уничтожить Сдом. Ведь в данном случае он чувствовал, что к его молитве может примешаться его собственное желание спасти жизнь сына, которое бы противоречило ясно выраженному повелению Всевышнего.
Всевышний приказал Аврааму принести жертву не сразу и не около Беэр Шевы (в районе которой тогда Авраам разбил свои шатры), а на далекой горе, чтобы он мог выполнить это повеление осознанно и обдуманно. Ведь если бы он должен был совершить всесожжение немедленно, то можно было бы подумать, что он действовал в спешке и в возбуждении, не ведая, что творит. Поэтому трехдневный путь от Беэр Шевы до горы Мория тоже стал частью грозного испытания.
По пути Авраам встретил глубокого старца, смиренного и благочестивого видом, который обратился к нему со следующими словами: «Ты идешь, чтобы без всякой вины убить своего единственного сына, которого Б-г даровал тебе на старости лет. Но ты и сам знаешь, что такое повеление не могло исходить об Б-га, ведь Б-г не причинит человеку такого зла на земле!». И тогда Авраам понял, что это Сатан, принявший облик старца, пытается отвратить его от выполнения воли Творца.
Сюжеты Нового и Ветхого Завета и библейские темы в изобразительном искусстве
Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.
Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.
Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из Нового Завета.
Описание и особенности картины
Рембрандт изобразил на картине «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» композицию из двух групп и трех персонажей:
- Царь Артаксеркс (Ассур);
- Царица Эсфирь;
- Царедворец Аман, правая рука царя и верный друг.
Рембрандт с правой стороны своей работы «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» расположил рядом друг с другом Эсфирь и ее мужа царя Артаксеркса, он выделил их светом. Царица только что высказалась, открыла правду царю, ее глаза опущены, они печальны. Ассур был потрясен услышанным, его взгляд застыл, он горько разочаровался в своем друге, он сильно и властно сжимает свой царский скипетр.
С левой стороны, как бы в тени Рембрандт изобразил в одиночестве Амана. Его глаза закрыты, голова и плечи опущены, он сидит сгорбившись, как будто на него давит непосильная ноша. Визирь все осознает и ему морально и психологически тяжело что его не простят и его ждет смерть. В руке он держит чашу, чашу которую он должен испить до дна, получить сполна наказание.
Это трагическое событие происходит во время пиршества, поэтому за столом персонажи Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» восседают на роскошных подушках. В произведении «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» на столе символично изображается блюдо из золота, на котором со стороны Амана расположено яблоко — это как бы интерпретация греховности, а со стороны царской пары лежат виноградные грозди, символизирующие изобилие и продолжение жизни.
Цветовая палитра
Вокруг героев картины Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» изображен темно-коричневого и почти черного цвета полумрак, особенно это заметно в левой стороне картины. Ослепительным и загадочным золотистым свечением в работе Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» озарена молодая и храбрая царица, красота которой подчеркнута великолепными украшениями. Головной убор не скрывает ее золотых волос. Платье с пышными рукавами ярко красного цвета с розовым оттенком и мантия с золотыми блестками сияют как символ победы над злом.
Ближе к центру работы «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» находится фигура царя Артаксеркса, мужа Эсфирь и владыки Персии. На нем сверкающая с золотыми переливами мантия. Яркий желтый цвет с золотистым оттенком сменяется желто-зеленым цветом с теплыми коричневыми оттенками. В картине Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», одетая на тюрбан корона царя, делает его выше всех участников этой молчаливой сцены – это воплощение защиты своей жены и ее народа.
В левой части картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» изображен визирь Аман он находится в тени, его плащ бордово-красного цвета выглядит тусклым, утратившим яркость, отчаяние и безнадежность чувствуется в этой мрачной фигуре.
Сюжет картины
Сюжет картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» написан по библейской истории из Книги Есфирь – где жена Артаксеркса царя Персии Эсфирь, попросила его прийти вместе со своим визирем Аманом, на пиршество, которое она приготовила. Царица рассказала своему мужу что его верный друг замыслил уничтожить ее народ. Тут Артаксерксу и открылось коварство Амана, а ведь он считал его своим преданным другом. Рембрандт изобразил в произведении «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» уже завершающий момент, где царица уже обличила Амана, присаживается сложив в напряжении руки, Ассур оцепенел, он ошеломлен услышанным, визирь же ссутулился, и его голова поникла, он теперь бессилен, власть утрачена.
Контекст
Абсолютно ко всем людям Рембрандт относился очень гуманно, и изображает персонажа картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Амана так, чтобы зритель проникся к нему снисхождением и сочувствием и воспринял визиря не злым человеком, а очень страдающим.
Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» являет результат – это осуждение и приговор, то есть картина результатом которой явились – искреннее прощение и глубочайшее раскаяние человека, который совершил большую ошибку – это работа Рембрандта «Возвращение блудного сына». Это величайшее произведение художник создал перед смертью.
В этой работе Рембрандта снова трагедия, человек со стыдом и раскаянием приходит после долгих лет отсутствия к отцу и просит на коленях у него прощение. Отец же со своей стороны не осуждает сына, он рад, он его простил и ждал его. И снова Рембрандт в своей картине выражает свою мысль, которая говорит, что суровые испытания могут сблизить людей. Рембрандт ставит выше обид, осуждения, тщеславия и заблуждений такие добродетели как надежду, доверие, взаимопонимание и любовь.
Описание картины
«Динарий кесаря» — философская картина, чья композиция отображает борьбу света и тени. На полотне нет заднего плана, второстепенные детали сведены к минимуму. В центр сюжета «Динарий кесаря» Тициан выводит две фигуры — окутанную мраком и излучающую свет, фарисея и Христа. По размеру картина совсем не большая — 75×55 см. «Динарий кесаря» сосредоточена на одной мысли и идее, отсекая все лишнее. Тициан использовал в этой работе приглушенные, даже мрачные тона:
- Черном.
- Темно-коричневом.
- Сером.
- Алом.
- Грязно-белом.
- Бледно-бежевом.
Ярче всего выделяется на общем плане полотна «Динарий кесаря» фигура Христа. Спокойно и немного рассеянно смотрит Он на человека, протягивающего Ему серебряную монету. Образ Христа занимает большую часть полотна. Тициан выделяет его за счет одеяния алого цвета, особенно яркого на тусклом и мрачном фоне. Фигура же фарисея как будто выплывает из мрака с правой стороны. Образ его груб и приземлен: большие, покрытые жилами руки, землистая кожа, крупный хищный нос. Лицо человека картина показывает в профиль, выражения его не видно. «Динарий кесаря» изображает его как символ искушения и обмана, олицетворение темных сил.
Кроме вышеописанного, картина воплощает и мысль о противостоянии земного и возвышенного, небесного. Христос – образ возвышенный, духовный идеал. Тициан подчеркивает это при помощи более светлых, легких оттенков и тонких линий. Рука Христа указывает на монету, но не касается ее – образ чужд всему земному и порочному. В то же время жилистая, сильная рука фарисея сжимает серебро уверенно – его мысли и желания низменны, обращены к плотским страстям и удовольствиям. Таким образом, Тициан хотел, чтобы созданная им картина «Динарий кесаря» несла в себе больше философского и духовного смысла, не ограничивалась локальным, эпизодическим политическим противостоянием, но вызывала мысли и эмоции, обращенные к вечным вопросам и идеалам.
Интересные факты
Рассмотренная композиция считается одной из нетипичных работ Франсуа Буше – дело в откровенной подаче образов, не свойственной художнику. Несколько любопытных фактов о полотне «Геркулес и Омфала»:
Амуры, изображенные внизу картины Франсуа Буше, держат в руках львиную шкуру и прялку. Это отсылка к мифу, в котором говорится, что царица заставляла взятого в рабство героя прясть, а сама надевала шкуру Немейского льва. На ручке кресла, можно заметить крупное украшение из золота в виде амура. Этой деталью Франсуа Буше сопоставляет безжизненную фигурку и живых амуров, намекая на то, что происходящее реально только на половину
В композиции «Геркулес и Омфала» стоит обратить особое внимание на позы героев – они смотрятся немного наигранно, слишком вычурно и помпезно. Это одна из главных примет рококо – стремление к постоянному позированию, желание производить правильное впечатление даже в самые интимные моменты
Картина «Геркулес и Омфала» стала одним из известнейших произведений, иллюстрирующих этот миф о самом легендарном из земных сыновей Зевса – наряду с более ранней картиной Рубенса с точно таким же названием.
В литературе
Жертвоприношение Исаака на протяжении веков служило темой христианской религиозной драмы
В еврейской литературе на идиш известна пьеса А. Гольдфадена «Акейдас Ицхок» («Акеда Исаака», 1897). Мотив жертвоприношения Исаака как символа высокой жертвы проходит через творчество ряда израильских поэтов и писателей 1960-70-х гг
В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963
).
Значительное место решение «проблемы Авраама» исследователем истории этики Солом Вайнтраубом занимает в фантастических романах Дэна Симмонса «Гиперион» и «Падение Гипериона». Во сне он многократно слышит Голос, требующий от него принести свою дочь Рахиль в жертву на планете Гиперион ради будущего человечества, и даёт ответ: «Больше не будет жертвоприношений, ни детей, ни родителей! Жертв больше не будет! Время повиновения и искупления кончилось. Помоги нам, если ты друг, или убирайся!
»
Бог Авраама.
Мы часто слышим выражение «Бог Авраама» или «Авраамов бог», но всегда ли мы понимаем его значение?
Во времена Авраама люди не сомневались в существовании некой сверхъестественной силы, или, скорее, сил. Верования язычников подразумевают существование таинственных и могущественных существ. Однако, боги языческого мира отличаются от Бога Авраама: они не всемогущи, и нуждаются в людях и жертвах. Язычники относятся к своим богам, как к более могущественным союзникам, отношения с которыми могут принести пользу.
Языческие боги стоят вне понятий нравственности. Им нет дела до того, как и чем живут их последователи. Их интересует не нравственная сторона, а прагматическая – то есть жертвоприношения. Вера язычников не требует переосмысления своего поведения и покаяния.
Бог Авраама – совершенно иной. С Авраамовым Богом уже нельзя установить отношения по схеме «ты мне — я тебе». Бог Авраама всемогущ и требует морального послушания. Авраамов бог создал Землю. Бог Авраама — потусторонний, он не находится в сфере Бытия. Бог Авраама – это Бог Всемогущий, Бог Вседержитель. Вера Авррама – не просто вера в существование Бога, это личное доверие и упование на Господа.
Описание и особенности картины
Рембрандт в своей картине под названием «Пир Валтасара» изображает несколько людей, собравшихся на тот самый пир Валтасара, про который рассказывается в Ветхом Завете. На лицах героев картины художник мастерски показывает смесь удивления, испуга и ужаса. Все взгляды обращены на письмена, от которых исходит золотистый свет, и руку, расположенную в верхнем углу. Видна только кисть, а остальное скрывается за темным сгустком. Царь Валтасар с таким же ужасом взирает на написанные слова. Рембрандт изображает его как мужчину среднего роста, шатена с короткой бородкой и усами. На его голове покоится тюрбан белого цвета и золотая корона.
Герой картины облачён в богатые, просторные одежды, которые украшены большой цепью. Судя по всему, царь переживает за красавицу, которую прикрывает своей левой рукой, словно стараясь ее уберечь. Женщина от неожиданности чуть пригибается и проливает напиток из кубка. Хоть она стоит к зрителю спиной, Рембрандт сумел передать ее красоту. Ее длинные темные волосы собраны в красивую прическу. На ней надето платье насыщенного красного цвета с декольте и небольшим вырезом на лопатках. Судя по всему, она является супругой Его величества.
Вторая рука героя картины опирается на стол, на котором предоставлены всевозможные угощения, приготовленные на Пир Валтасара. За спиной Валтасара Рембрандт размещает двух дев и старика. Одна из женщин облачена в темный наряд, ее испуганный взгляд направлен на предсказание. Ее волосы распущены, а руки сложены перед грудью. Вторая женщина сидит к смотрящим спиной, на ее шее можно заметить ожерелье из больших жемчужин. Она лучше других сохраняет спокойствие. Старик уже совсем пожилой, его борода полостью седая. Он изумлёнными и перепуганными глазами смотрит на своего царя, не осознавая случившегося. Стоит приглядеться к картине, и на самом заднем плане можно заметить ангела с дудочкой, который смотрит на происходящее с осуждением.
Детали картины:
- «Пир Валтасара» был написан маслом на холсте;
- Размеры картины: 167×209 см;
- Рембрандт для того, чтобы ярче передать ужас, подмечает даже такие детали, как пролитое вино;
- «Пир Валтасара» был написан в жанре барокко.
Рембрандт мастерски наполняет «Пир Валтасара» драматизмом. Автор играет со светом и передаёт весь накал эмоций героев через перепуганные лица.
Цветовая палитра
Рембрандт в своей картине применил палитру золотистых, коричневых и красный цветов. Все герои «Пира Валтасара» были погружены в темноту и выступают из нее только за счёт яркого света, исходящего от написанных букв.
Сюжет картины
Рембрандт вложил в свою картину библейскую историю, посвященную царю Вавилона. На работе «Пир Валтасара» показан эпизод, когда Валтасар, преемник, получивший власть после кончины отца, устроил роскошный пир. Но, к сожалению, посуды для приглашенный не хватало, а потому новый царь приказал подать на стол ритуальные золотые кубки и другую посуду, вывезенную Навуходоносором из Иерусалима.
Тем самым правитель осквернил святыню. Рембрандт изображает момент, когда все гости, приглашенные на Пир Валтасара, стали свидетелями мистики. Герои заметили кисть руки, аккуратными движениями оставляющую на стене послание: «Мене, мене, текел, упарсин». Однако расшифровка оказалась не под силу даже чернокнижникам, и только Даниил догадался о ее содержании. Неизвестный сообщил им об падении Вавилона. В тот же день на город напали персы и мидяне, а царь, недавно вошедший на престол, погиб.
Контекст
Контекст картины весьма прост. «Пир Валтасара» представляет собой наглядный урок, который поясняет стих из Библии (первое послание апостола Петра 5:5: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»). «Пир Валтасара» — это олицетворение того, что даже у божественных фигур терпение не безгранично.
Жертвоприношение Авраама
Живопись эпохи барокко Размер картины голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама» 193 x 132 см, холст, масло. Авраам, ветхозаветный патриарх и родоначальник иудейского народа, родился согласно библии за 2040 лет до нашей эры. Живя среди языческого мира, Авраам первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и стал. На старости, когда его жене Саре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился сын Исаак, который и должен был стать прямым наследником Авраама и продолжить род еврейского племени. Союз об этом Бог заключил с Авраамом еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания. Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении, внесла у многих голландцев, и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира; человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения, испытывать себя.
С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. И уже здесь, во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени, возникает постоянно растущий вопрос: на что способен человек? Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, выброшенных на свалку общества; отчуждающую картину этих обездоленныж нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу.