Париж – творчество, любовь, разрыв с родными
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом 1934 г.
Здесь живописец попадает в пучину авангардного искусства, знакомится с французом Андре Бретоном, поэтом-сюрреалистом, своими соотечественниками и Хуаном Миро – они старше Сальвадора и уже имеют авторитет. Под их влиянием в поисках собственного стиля живописи Сальвадор Дали пишет картины, сюрреализм которых демонстрирует парижскому обществу, что у этого художника великое будущее.
В 1929 году Дали принимают в общество сюрреалистов, группу единомышленников, организованную Бретоном. Здесь Сальвадор знакомится с женщиной, ставшей его музой на всю жизнь. Это Елена Дмитриевна Дьяконова (в богемных кругах Гала, с ударением на последний слог, от французского слова «праздник»), она старше на 10 лет и не свободна – её мужем был поэт Поль Элюар. Она, уже имея дочь, заводила романы с другими мужчинами, но муж был уверен, что никуда она не денется и смотрел на поведение супруги сквозь пальцы, да и подобное поведение в творческой среде было нормой. Встреча с безукоризненно выглядящим и необычным Дали, в котором Гала женским чутьём угадала гения, изменила всё. Влюблённые быстро съехались, повергнув в шок родных Сальвадора, которые устали ждать, когда же он повзрослеет и остепенится. Но капризный малыш превратился в экспрессивного молодого человека, приводящего в изумление своими выходками. Последней каплей для отца стало оскорбление памяти матери Сальвадора – тот вдруг сопроводил одну из картин некрасивой и кощунственной фразой («плюю на портрет моей матери»). Эта провокация была одной из многих – так Дали вызывал в себе бурю чувств, толкающую его на новые всплески в творчестве.
Отец рассорился с сыном, а тот, не считаясь с мнением семьи, в 1934 году женился на Гала, которая стала для художника музой, опекуншей и арт-директором. Он мог больше ни о чём не думать, только творить.
В этот период написаны одни из самых известных картин Сальвадора Дали:
- «Великий мастурбатор» (1929);
- «Загадка желания» (1929);
- «» (1931);
- «Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом» (1934);
- «Лицо Мэй Уэст» (1935);
- «Телефон-омар» (1936);
- «Метаморфозы Нарцисса» (1937);
- «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937).
Знаменитые картины Дали – это иррациональные описания внутреннего мира художника, его желания и подсознание, освобождённые от условностей и правил. Гала стала спусковым крючком для полной свободы сюрреалиста Дали.
Он утверждал, что помнит свое существование в утробе матери
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в 8:45 по Гринвичу. Он сам описал этот момент как страдание «от ужасного травматизма при рождении». Да, Сальвадор Дали утверждал, что явно помнит его перинатальный опыт и идеальный мир, из которого он пришел. Он сказал, что помнит свое существование в утробе матери, как будто это было вчера.
Жареное яйцо на тарелке без тарелки (1932) — Сальвадор Дали
В 1932 году Дали создал картину под названием «Жареное яйцо на тарелке без тарелки». Эту картину Дали создал, якобы вдохновленный одним из своих внутриутробных воспоминаний. Дали сказал, что самое прекрасное видение, которое он лицезрел в утробе матери, — это «пара яиц, жаренных на сковороде без сковороды». Он воспроизвел это видение в этой картине вместе с цветами, которые он видел: красный, оранжевый, желтый и голубоватый; цвета пламени. Часто его одержимость фантазиями объясняется тем, что Дали жаждал воссоздать райский идеальный мир, который он помнил, в противовес суровой реальности этой жизни.
Интерпретация Дали
Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.
Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.
Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.
Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.
Творчество
Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.
Картина Дали «Сумеречный старик»
Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.
Сальвадор Дали в молодости
Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.
Картина Дали «Корзинка с хлебом»
Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.
«Автопортрет» Дали
Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.
Краткая биография Сальвадора Дали.
Основная статья — Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали.
Вы вот знали, что Элис Купер был близко знаком с Сальвадором? Да и вообще, почти вся рок тусовка знала мэтра. А про При пристрастие ? В википедии такого не напишут.
1904 года в небольшом испанском городке Фигенас появился на свет будущий маэстро сюрреализма. Отец был нотариусом, мать домохозяйкой из серии киндер кюхэ кирхе.
Ребенком Дали был истеричным и избалованным, в чем немалую роль сыграли родители. Душераздирающую историю о соперничестве со я поведал в основной статье, не будем останавливаться.
В школе мэтр тоже не блистал, оценки получал весьма посредственные.
У Дали была любимая , всех подробностей отношений с которой не знает никто, кроме нее и Сальвадора.
Мэтру недолго довелось радоваться полному набору живых родителей — , когда ему было 16 лет.
Да, немного рвано получается, но писать кратко о Сальвадоре значит впихивать невпихуемое. Если хотите более связного повествования — читайте полную биографию Дали.
Вскоре, после смерти матери, Сальвадорыч поступает в академию в Мадриде, где предается чаду кутежа и дичайшему угару, почти как Тулуз Лотрек… Шутка, будущий главный сюрреалист был еще тот ботан и большую часть времени проводил за учебой и экспериментами в живописи. Да, а вы думали, сразу родился, вырос и гений? Не, ребят, гениями могут стать только настоящие задроты (в хорошем смысле этого слова).
В академии Сальвадор каким-то чудом успевал не только сутками рисовать, но еще и тусить с Лоркой, Бунюэлем и своими коллегами художниками. Тусить — это громко сказано, ибо метр тогда был совсем скромняшка. Сальвадор и скромняшка — дико звучит сейчас, правда? Но эпатажные выходки будут много позже.
Недолго музыка играла и за характер сильного и независимого мужчины. Но мэтр не стал унывал и вскоре принялся вовсю налаживать свою профессиональную и личную жизнь.
Мэтр был весьма хорош собой и появление хищницы не заставило себя ждать. В 1929 году Сальвадора замечает известная охотница на художников сюрреалистов, она же будущая жена Дали — Гала. Аки беркут вонзает твердые когти в нежное тело добычи, Гала взяла застенчивого мэтра в оборот. При законном то муже Элюаре! Аж трясет. Подробнее о том, как трясет читайте — здесь
Сальвадорыч с Галой обустраивают семейное гнездышко в . Отношения с родными у мэтра к тому времени стали хуже некуда и семейной паре пришлось потуже затянуть пояса, так как помощи от сурового батяни Дали ждать не приходилось.
Гала во всю пиарила Сальвадора и он становился все известнее и известнее в Испании. Картины, впрочем еще долго никто не хотел покупать. Как говорится: «это круто, но такую странную фигню я на свою стену не повешу». Но рекламная компания Дали — Гала вскоре дала свои плоды и мэтр постепенно становится все более и более успешным.
Примерно в это же время испортились , что вскоре переросло во взаимное закидывание сушеными кизяками.
в 1940 году маэстро с женой сваливают из прогнившей Европы подальше от немцев, зомбированных Гитлером. Сваливают не куда-то в Тимбукту, а в цитадель мирового буржуизма — Асашай. развернулся на полную катушку. Вершина успеха мэтра приходится именно на Америку. Ну и пошло поехало, выставки, продажа картин, тусовки, бабки, кокаин, шлю... Шутка — это же Дали, у него были другие приоритеты.
В Асашай мэтр пишет свою нашумевшую книгу — Тайная жизнь Сальвадора Дали. Ну и вообще много чего интересного. Читайте в основной статье — Полная .
Маэстро сюрреализма вскоре выдохся от такого темпа жизни и корпорация Гала Дали передислоцировалась обратно в . Уже на закате лет, стареющий, но все еще импозантный художник встретил свою вторую большую любовь —
Все бы хорошо, но время старости придет и девки больше не дадут, и сидра больше не нальют. Сальвадорыча подкашивает , потом . Я на этом периоде подробно останавливаться не буду, не нравится он мне, грустный и жалкий какой-то. Кому интересно, кликайте по синеньким ссылкам — там подробности.
Его прозвали «Avida Dollars» из-за его любви к деньгам
Сальвадор Дали открыто утверждал, что обожает деньги.
Он прославлял доллары и делал для них все, что угодно, от разработки логотипа знаменитых леденцов на палочке Chupa Chups до рекламы конфет Lanvin, бренди и даже alka seltzer, антацида и обезболивающего. Чтобы не платить по счетам в ресторанах, Дали создавал рисунки на оборотной стороне чеков, зная, что никто в здравом уме не обналичит чек с оригинальным эскизом Сальвадора Дали.
Андре Бретон, придумавший прозвище Авида Доллары для Дали
Любовь Дали к зарабатыванию денег принесла ему огромный финансовый успех, и его личное состояние оценивалось в более чем 30 миллионов долларов. Безумная любовь Дали к деньгам привела к тому, что Андре Бретон придумал для него уничижительный псевдоним Avida Dollars . «Avida Dollars» — это анаграмма для «Salvador Dali», а также фонетическое выражение французской фразы «avide à доллары», означающей «жаждущий долларов».
Христос Святого Иоанна Креста
- Год создания: 1952.
- Место хранения: Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго.
Сальвадор Дали написал целый цикл работ – иллюстраций библейских посланий. Великий художник бунтует против привычных изображений. Это можно заметить, изучаю картину «Христос Святого Иоанна Креста», где Иисус предстает перед нами сильным и красивым, защищающим от тьмы. Без крови, боли и страданий. В нижней части полотна мы видим лазурное прекрасное небо, простирающее над тихой гладью воды. У берега лодки, люди. Эти мирские пейзажи – вид из окна дома Дали, в порте Льегат. Распятие, изображенное с ракурса птичьего полета – работа художника, основанная на том, как видел это распятие католический святой Хуан Де Ла Крус. Сам художник заявляет, что идея создания этой картины, впрочем, как и многих других, пришла к нему во сне. Эта одна из самых ярких и крупных картин Дали размером более двух метров.
Юность
Подростку было всего 14, когда его работы уже выставлялись в родном Фигерасе. Спустя три года, в 1921 году, не стало матери – 17-летний юноша тяжело переживал утрату – они были очень привязаны друг к другу. Отвлечься помогает то, что пришло время учиться всерьёз. Отец хотел для сына земной профессии, но тот выбрал рисование. К этому же времени относится первый автопортрет Дали «С рафаэлевской шеей», написанный с отсылкой к кумиру, великому художнику эпохи Возрождения .
В том же, 1921 году, Сальвадор поступает в Академию изящных искусств в Мадриде. Здесь амбициозный и целеустремлённый студент раскрывает свои незаурядные способности, которые стремительно развивались благодаря исключительной работоспособности и упорности юноши. В его времяпрепровождении не было походов в кино, кафе, по друзьям, как у других студентов – после занятий Дали спешил уединиться в своей комнате, чтобы усердно работать, постигая и себя, и искусство. По воскресеньям пропадал в Прадо, и в целом вёл почти отшельнический образ жизни.
Замкнутость и сосредоточенность на творчестве не помешала познакомиться с неслучайными людьми в богемном обществе – Федерико Гарсиа Лорка, литератор, станет другом художника на всю жизнь, а Луис Бунюэль, режиссёр, ещё и соавтором в кинематографе. Сальвадор Дали в юношеские годы максимализма и исканий увлекается Фрейдом – вероятно, в психологических исследованиях учёного он ищет объяснения собственным причудам и раскрытия секретов внутреннего мира и личности вообще.
Стили живописи Сальвадора Дали в годы учёбы самые разные: импрессионизм, кубизм, дадаизм. Всё модернистское его невероятно захватывает. Несмотря на то, что живопись была вожделенной целью Дали, в 1926 году его отчислили из Академии – консервативное руководство не желало видеть и признавать уникальный авангардизм студента, который обладал яркой индивидуальностью и, в свою очередь, вступал с преподавателями в открытое противостояние.
Ничуть не расстроившись, уверенный в себе художник едет в Париж, столицу свободных нравов и центр притяжения творческой молодёжи.
Он бросил своего друга с моста
Мать Сальвадора баловала и защищала его. Это способствовало превращению Сальвадора в ищущего внимание капризного ребенка. У молодого Дали были вспышки гнева, во время которых он нападал на людей без видимой причины. Часто Дали избивал свою сестру Ану Марию, которая была младше его на четыре года.
Юный Сальвадор Дали
Худший пример его садистского поведения произошел, когда, заметив, что на мосту отсутствуют перила безопасности, он сбросил одного из своих друзей с моста. Мальчик упал с высоты 5 метров и был серьезно ранен. Тем не менее, молодой Сальвадор испытал небольшое раскаяние за своего друга. Он просто спокойно сидел и ел вишни, смотря, как мать друга помогает своему окровавленному ребенку. Более того, Дали, как известно, падал с лестницы просто потому, что наслаждался болью, которую он испытывал.
Загадка Вильгельма Телля
Год создания: 1933 год.
Холст, масло;
Оригинальный размер: 201,5 х 346.
Современный музей, Стокгольм
Эта большая картина целиком и полностью сотворена магией сечентиской светотени Караваджо и Риберы.
Что касается Вильгельма Телля, то на сей раз он – Ленин, “отец”, над которым насмехаются, ритуально глумятся, чтобы нейтрализовать его воздействие.
Картина вызвала гнев Бретона: он требовал ни более ни менее как уничтожить полотно, угрожая в противном случае изгнать Дали из группы сюрреалистов.
Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угражает, как опасность.
Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.
Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как “антиреволюционный поступок”.
Бретон, сопровожддаемый несколькими единомышленниками, даже попытался сорвать холст. однако картину предусмотрительно повесили достаточно высоко и акт вандализма не удался.
Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: “У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты.
Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобитсся пять с половиной метров холста…
Я обязательно напишу своего Ленина с этим его лирическим аппендиксом, чего бы мне это не стоило, пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов.
“Дневник одного гения” С.Дали
Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля»
Дали создал полотно «Загадка Вильгельма Телля» в 33 году. В настоящее время картина находится под охраной Стокгольмского Музея современного искусства.
Идея к Дали пришла в то время, когда он спал. Не удивительно, ведь так происходило со многими его шедеврами. В воображении автора Телль был воплощением его отца. К слову сказать, он не оставил своему сыну ничего в наследство.
На холсте главный персонаж изображен с ленинским лицом. Сначала кажется абсурдом, но в реальность задумка элементарна. В более ранних работах художник не раз прибегал к образу Ленина. Проста сам Дали разделял коммунистические настрои политического лидера, поэтому почитал его как мог.
Страхи художника из детства перенеслись на холст. Ленин – это его родной отец, изображенный именно таковым. Его грозный взор устремлен на ребенка. Кажется, что еще секунда, и он проглотит малыша. А ребенок – это есть Сальвадор.
Впервые автор выставил произведение в Салоне Независимых, где все увидевшие ее сюрреалисты пришли в ярость. Дали достиг поставленной цели. Все восприняли изображенный образ карикатурой на Ленина. Андрэ Бретон и вовсе назвал настрой Дали антиреволюционным.
Некоторые даже пытались выхватить картину, чтобы уничтожить ее. Однако им этого не удалось, так как холст повесили очень высоко. Подобная выходка стоила Дали исключением из группы сюрреалистов.
Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угрожает, как опасность.
Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.
Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как “антиреволюционный поступок”.
Бретон призвал изгнать Дали из рядов сюрреалистов, но на сей раз его не поддержали, и все закончилось шуткой.
Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: “У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты.
Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобится пять с половиной метров холста…
Подведем итог
Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:
– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.
– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.
– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.
– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.
– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу