Фильмы
Светлана в интервью назвала ужасным первый съемочный день в кино. Тогда она еще училась на третьем курсе и прошла кастинг на роль секретаря суда в небезызвестные «Тайны следствия» с участием Анны Ковальчук, Сергея Барышева, Юлии Яковлевой. Неопытная студентка стеснялась съемочной группы, чувствовала себя зажатой и чужой. Впоследствии ее героиня Ольга Цветкова доросла до следователя прокуратуры, а роль из эпизодической превратилась в одну из главных, равнозначных Жене и Марии Швецовой.
Светлана Щедрина в сериале «Тайны следствия»
Щедриной многое не нравилось в Ольге: деловые костюмы актриса терпеть не может, хотя на фото служебная форма женщине очень идет. Смущала любвеобильность и легкомыслие в отношениях с мужчинами, тем более с женатыми, да еще на работе. И самое неприятное, делилась Светлана, это то, что поначалу молодой следователь была чересчур наивна и местами попросту глупа.
Параллельно с детективом Светлана снялась во второстепенных ролях в мелодраме «Три цвета любви» с Анной Самохиной и приключенческой драме «Фаворский» с Ильей Шакуновым. Оба сериала снял Дмитрий Светозаров, каждая встреча с которым, по словам актрисы, – праздник.
Светлана Щедрина в сериале «Секретная служба Его Величества»
Он же пригласил Светлану в следующий совместный проект – триллер «Вепрь», но уже на главную роль библиотекаря с дворянскими корнями. В актерский ансамбль мистической картины вошли Евгений Дятлов, Александр Филиппенко, Андрей Толубеев.
В 2004-м фильмография Щедриной пополнилась еще одним процедуралом российских правоохранительных органов – сериалом «Опера. Хроники убойного отдела», в 2006-м – «Секретной службой Её Величества», в 2013-м – «Майором полиции».
Светлана Щедрина в фильме «С черного хода»
Весьма убедительны в исполнении Щедриной были волевая Светлана в боевике «Белая стрела», высоконравственная Татьяна в картине «В огонь и воду» и обаятельная тезка в совместном российско-украинском проекте «Любовь под надзором».
Особенно тщательно, как призналась актриса, пришлось готовиться к роли Анны Николаевны в исторической драме «С черного хода», снятой по повести Михаила Рощина «Воспоминание». Артисты долго репетировали, каждая сцена снималась в деталях. Кроме этого, образ учительницы — сложный, ведь по сюжету у героини завязывается роман с девятиклассником. А события происходят в 1949 году.
Светлана Щедрина в фильме «Сад»
По словам Светланы, когда она читала пьесу Антона Чехова «Вишневый сад» или смотрела в театре, то невольно примеряла на себя роль Анны. Режиссер Сергей Овчаров реализовал тайную страсть актрисы в картине «Сад». Анна в исполнении Щедриной покорила зрителей и критиков, Светлана создала образ аристократки голубых кровей, знающей себе цену и эмоционально непроницаемую.
В 2012-м Светлана вновь встретилась на съемочной площадке с Дмитрием Светозаровым в популярном сериале «Мать-и-мачеха». Картина охватывает двадцатилетний период жизни двух семей. В одной растет дочь, которая тяжело заболевает, и мать ищет средства на лечение. У другой дом — полная чаша, но нет детей. Щедриной досталась роль этой девочки, от которой отказалась отчаявшаяся родная мать, а вторая, приемная, вылечила и вырастила.
биография
Сильвестр Щедрин родился в Санкт-Петербург в семью известного скульптора Феодосия Щедрина, ректора Императорская Академия Художеств. Художник-пейзажист Семен Щедрин был его дядей. В 1800 году Сильвестр Щедрин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где изучал пейзажную живопись. Среди его учителей были его дядя Семен Щедрин, Фёдор Алексеев, М. Иванов и Томас де Томон. В 1811 году он получил высшее образование с несколькими наградами, включая Большую золотую медаль за картину. Вид из Петровский остров это дало ему стипендию для обучения за границей.
Сильвестр уехал в Италию в 1818 году, задержавшись из-за Наполеоновские войны. В Италии он изучал старых мастеров в Рим; пошел в Неаполь рисовать акварелью по заказу Великий Герцог Михаил Павлович России; затем вернулся в Рим. Самым большим достижением того периода было Новый Рим. Замок Сант-Анджело (1823 г.). Это был такой большой успех, что он написал 8-10 вариаций картины, каждая под немного другим углом и с разными деталями. Его пенсия закончилась в 1823 году, но он решил остаться за границей в качестве художника-фрилансера. В 1825 году он закончил свою работу. Озеро Альбано это был новый шаг в его движении к естественной композиции. В этой картине он ослабил границу между объектом и фоном и отказался от формальных цветов.
Щедрин получил много заказов и стал известным художником в Италии. Он жил в Рим и Неаполь, работающий на пленэре, рисуя заливы и скалы, а также виды на городки и рыбацкие деревушки. Одним из его любимых мотивов были террасы в виноградных лозах с видом на море. Именуется образами «Полуденного рая». В конце 1820-х годов Щедрин начал рисовать тревожные, почти кошмарные ночные пейзажи, что, возможно, было вдохновлено его постепенно ухудшающимся здоровьем. Он умер в Сорренто в 1830 году. В известном смысле произведения Щедрина завершили период развития русского искусства и положили начало новому периоду.
Щедрин оказал влияние не только на русское, но и на итальянское искусство. Он был одним из основателей так называемого Posillipo школа. Многие из его работ находятся в итальянских музеях, некоторые были возвращены в Россию. Письма Щедрина, полные важных художественных наблюдений, изданы в виде книги (Щедрин. Письма из Италии) в 1932 году и переиздан в 1978 году.
Италия
Сильвестру Щедрину повезло. Он родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Как говорится, грех было не стать художником с такими генами. Опять же, все близкие способствовали развитию его таланта. Мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет. Юного художника поощряли за отличные художественные работы. За рисунки с натуры он был удостоен серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.
В 1811 году Щедрин с золотой медалью закончил Академию художеств. Его дипломной работой был пейзаж «Вид с Петровского острова в Петербурге», исполненный в духе строгого классицизма.
В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет. В эти годы здесь жили Орест Кипренский, Карл Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах княгини Зинаиды Волконской.
«Неаполь в лунную ночь»
В последний период жизни Сильвестр Щедрин увлекся морскими пейзажами с драматичным освещением. Он написал несколько ночных сюжетов, изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. Один из них находится в Петербурге, это «Неаполь в лунную ночь» (1829). Картину можно условно разделить на три части. Справа темное море с силуэтами лодок. Слева городские постройки и лодочный причал, где греются у огня рыбаки. Венчает картину романтическое небо, затянутое тучами, где в просвете между облаками выглядывает ночное светило. На этом холсте художник решает сложную задачу: объединить в одной композиции холодный лунный свет и теплое пламя пылающего костра.
Новый Рим. Замок святого Ангела. 1823
Щедрин С.Ф. Холст, масло47 х 60
Русский музей
Аннотация
Замок Св. Ангела в Риме, расположенный на правом берегу Тибра, в своей основе представляет усыпальницу римских императоров («Мавзолей Адриана»). Со временем он был перестроен и в средние века использовался как крепость, затем – как тюрьма. Наверху находится статуя архангела Михаила, по преданию явившегося на этом месте папе Григорию Великому во время эпидемии чумы. К замку ведет построенный еще в античные времена мост, называемый мостом Сант Анджело. На картине Щедрина замок и мост Св. Ангела изображены с левого берега Тибра, с набережной Торе ди Нона. Вдали видны собор Св. Петра и Ватиканский дворец.
Биография:
Сильвестр Феодосиевич Щедрин – представитель русской живописной традиции, знаменитый своими пейзажами и талантом к написанию проникновенных романтических видов. Он появился на свет в 1791 году в Санкт-Петербурге.
В семье живописца не он один обладал несомненными способностями к изобразительному искусству. Во многом его жизненный путь предопределили знаменитые родственники: отец, Ф. Ф. Щедрин, скульптор, и дядя С. Ф. Щедрин, который, будучи преподавателем в Академии художеств, внес немалый вклад в огранку дарования мальчика.
Будучи девятилетним, будущий художник поступил в Пейзажный класс Академии художеств. Основным его наставником был М. М. Иванов. Обучение молодой студент прошел успешно, неоднократно был отмечен медалями за выдающееся художественное мастерство. Последнюю медаль он получил по окончании Академии. Также ему предоставили возможность выехать за границу для того, чтобы перенять опыт зарубежных художников.
Из-за политической нестабильности Щедрин смог приехать в Италию только в 1819 году. Попав в страну, в которой сильны исторические традиции живописи, он приложил все старания для того, чтобы в мельчайших деталях изучить тонкости художественного мастерства.
Переезжая из Рима в Неаполь и обратно, мастер запечатлевал на своих полотнах красоту итальянской природы и исторических городов. Умения Щедрина быстро принесли ему известность и признание в Италии.
Щедрин проникся живым интересом к передаче тончайших настроений природы, доводил до совершенства свои навыки, изображая природу Неаполя. Приученный в России к некоторой манерности, художник стал отходить от нее и переходить к живости и чувствительности. Особенно его интересовали морские виды и тонкости игры освещения. Неслучайно, даже итальянцы, у которых не было недостатка в живописных шедеврах, нередко приобретали картины художника.
В оригинальных творениях Щедрина предугадано направление дальнейшего развития искусства. Пейзажи, написанные в Неаполе, имеют принципиальное отличие от работ, типичных для той эпохи. Главным образом, речь идет о сконцентрированности на безупречной передаче освещения и его влияния на природную жизнь, которое позднее будет характерно для импрессионистов.
Гениальное предвидение переворота в самом принципе живописи, которому суждено будет произойти в конце века, говорит о том, что Щедрин был поистине талантлив. Предчувствуя назревающую революцию, художник, тем не менее, не выходил за рамки классической школы и передавал поэзию природы, в основном, традиционными средствами.
Мастерство автора выглядит тем более значительным, что, несмотря на это, он сумел сохранить свою индивидуальность. Неудивительно поэтому, что плеяда замечательных русских пейзажистов, появившихся позднее, не затмила своим величием имя Сильвестра Щедрина, и оно прочно сохранилось в памяти ценителей искусства.
Ушел из жизни он в 1830 году за границей, так и не успев вернуться в родные места.
Описание картины Сильвестра Щедрина «Веранда, обвитая виноградом»
Сильвестр Щедрин родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Дядя мальчика был известным пейзажистом. Все в семье способствовало развитию таланта художника – и мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет.
В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет.
За короткий срок молодой человек стал настоящим итальянцем, правдиво изображая в своих работах природу Италии и быт итальянских крестьян.
До Щедрина людские фигурки вводились пейзажистами на полотна в основном для демонстрации масштабов архитектуры – у этого автора все персонажи заняты повседневной работой. В остальном художник следовал правилам академической школы, которые четко усвоил в период обучения.
Все его картины четко поделены на планы, идеально выстроено освещение и перспектива. В ранних работах для Щедрина характерны «музейные» коричневатые и охристые тона картин, позднее начинает преобладать зеленый и синеватый.
Картина «Веранда, обвитая виноградом» относится к неапольскому периоду художника. На этот момент Щедрин уже обжился в Италии, свободно общался с жителями, проникся красотой местной природы.
В теплые золотистые оттенки творец добавлял холодные подтона – голубые с уходом в серый и серебристые, сиреневатые краски. Эти тонкости позволяли художнику идеально изобразить особенности итальянской природы, колористику южной Италии.
На этой картине Щедрина, как и на всех прочих, волшебная Италия предстоит идеальным для жизни миром, теплым, дружественным, залитым счастьем и гармонией. Именно так воспринимало Италию большинство русских эмигрантов и туристов того времени.
Как и всегда у Щедрина, полотно «Веранда, обвитая виноградом» может похвастаться идеально просчитанной перспективой.
Серебристый блеск теплой воды притягивает взгляд; живописная скала выступает слева из водной глади и тянется вверх. Кружевные листья живописно пересекают прогалы между балками, обрамляют веранду.
Простые итальянские труженики на картине спрятались в тень от полуденного солнца. После обеда в Италии наступает несколько часов заслуженного отдыха, когда никто не работает – так было всегда, и именно такой момент изображен на картине.
Босоногий мужчина в белоснежной одежде и щеголеватой ярко-красной шапочке, скорее всего – рыбак, беззаботно сидит на парапете, о чем-то разговаривая с мальчишкой в широких штанах. На голове мальчика – соломенная шляпа с широкими полями, отлично защищающая лицо от солнца. Чуть дальше стоит женщина в ярких хлопчатобумажных одеждах.
Еще один мужчина дремлет прямо на полу, прислонившись спиной к стене; рядом с ним кувшин и остатки обеда. Все фигуры изображены в натуралистичных позах, картина дышит спокойствием и расслабленностью.
Театр
По окончании театральной академии молодая актриса попала в штат театра «Приют комедианта». При этом дипломной работой Светланы был спектакль «Стеклянный зверинец», который с приходом нового пополнения появился в репертуаре театра. На сцену Щедрина выходила в образе Лауры. Помимо этого, режиссеры доверили начинающей, но яркой актрисе характерные роли в постановках «Навеки девятнадцатилетние» и «Веер леди Уиндермир».
Светлана Щедрина в спектакле «Салемские колдуньи»
В 2009-м актриса перешла на работу в Драматический театр на Васильевском. В этом театре Светлане запомнился насыщенный и интересный период работы с режиссером Анджеем Бубенем. Щедрина выходила на сцену в спектаклях «Русское варенье» и «Салемские колдуньи».
Первый из них – лауреат премии «Золотой софит», номинант на «Золотую маску», участник международного фестиваля в Польше и фестиваля «Лучшие петербургские спектакли в странах Балтии». А персонаж второго – Абигайль Уильямс – первая отрицательная роль в творческой биографии актрисы.
Светлана Щедрина в театре
О работе с постановщиком Владимиром Тумановым Светлана рассказывала как о времени, насыщенном серьезной внутренней работой. Одна из любимых ролей Щедриной – Лиза в «Детях солнца» по Максиму Горькому. Еще одна заметная театральная работа Светланы – Арина Пантелеймоновна в гоголевской «Женитьбе».
Интересные факты
- К аристократическому боярскому роду Салтыковых, по одним данным, Михаил Евграфович не относится. По другим, его семья – потомки нетитулованной ветви рода.
- Михаил Салтыков – Щедрин придумал слово «мягкотелость».
- Дети в семье писателя появились спустя 17 лет брака.
Существует несколько версий происхождения псевдонима Щедрин. Первая: в поместье Салтыковых жило много крестьян с такой фамилией. Вторая: Щедрин – фамилия купца, участника раскольнического движения, дело которого писатель расследовал в силу служебных обязанностей. «Французская» версия: один из вариантов перевода слова «щедрый» на французский язык – libéral. Именно излишнюю либеральную болтовню изобличал писатель в своих произведениях.
биография
Сильвестр Щедрин родился в Санкт-Петербург в семью известного скульптора Феодосия Щедрина, ректора Императорская Академия Художеств. Художник-пейзажист Семен Щедрин был его дядей. В 1800 году Сильвестр Щедрин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где изучал пейзажную живопись. Среди его учителей были его дядя Семен Щедрин, Фёдор Алексеев, М. Иванов и Томас де Томон. В 1811 году он получил высшее образование с несколькими наградами, включая Большую золотую медаль за картину. Вид из Петровский остров это дало ему стипендию для обучения за границей.
Сильвестр уехал в Италию в 1818 году, задержавшись из-за Наполеоновские войны. В Италии он изучал старых мастеров в Рим; пошел в Неаполь рисовать акварелью по заказу Великий Герцог Михаил Павлович России; затем вернулся в Рим. Самым большим достижением того периода было Новый Рим. Замок Сант-Анджело (1823 г.). Это был такой большой успех, что он написал 8-10 вариаций картины, каждая под немного другим углом и с разными деталями. Его пенсия закончилась в 1823 году, но он решил остаться за границей в качестве художника-фрилансера. В 1825 году он закончил свою работу. Озеро Альбано это был новый шаг в его движении к естественной композиции. В этой картине он ослабил границу между объектом и фоном и отказался от формальных цветов.
Щедрин получил много заказов и стал известным художником в Италии. Он жил в Рим и Неаполь, работающий на пленэре, рисуя заливы и скалы, а также виды на городки и рыбацкие деревушки. Одним из его любимых мотивов были террасы в виноградных лозах с видом на море. Именуется образами «Полуденного рая». В конце 1820-х годов Щедрин начал рисовать тревожные, почти кошмарные ночные пейзажи, что, возможно, было вдохновлено его постепенно ухудшающимся здоровьем. Он умер в Сорренто в 1830 году. В известном смысле произведения Щедрина завершили период развития русского искусства и положили начало новому периоду.
Щедрин оказал влияние не только на русское, но и на итальянское искусство. Он был одним из основателей так называемого Posillipo школа. Многие из его работ находятся в итальянских музеях, некоторые были возвращены в Россию. Письма Щедрина, полные важных художественных наблюдений, изданы в виде книги (Щедрин. Письма из Италии) в 1932 году и переиздан в 1978 году.
Творчество Сильвестра Щедрина
Веранда, обвитая виноградом.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич , – русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в Академии Художеств в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).
Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щедрин перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже (“Колизей”, 1819, Третьяковская галерея, Москва).
В серии видов “Нового Рима” (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щедрина к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру, единой тональности.
В картинах “Малая гавань в Сорренто”, “На острове Капри” (см. илл.), “Вид Сорренто близ Неаполя” (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже.
и особенно в картинах “Лунная ночь в Неаполе” (1828—29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.
Пейзажи Щедрина близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.
Старый Рим. 1824
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815
Смотреть ещё картины Щедрина
Читать онлайн «Государственная Третьяковская галерея» — RuLit — Страница 12
Художник хотел, главным образом, донести до зрителя, что смертный приговор был подписан не венценосным палачом, а раненным в самое сердце родителем, который принял решение в интересах государства.
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900). Радуга 1873. Холст, масло. 102×132
Творчество крупнейшего русского мариниста И. К. Айвазовского подчинено эстетике романтизма. На его полотнах часто бушуют штормы, ветры, поднимаются бури, влекущие корабли к гибели. Непостоянная, вечно изменчивая, подвижная морская стихия не только подсказывала художнику эффектные сюжеты, но давала ему возможность с необычайным мастерством передавать сложные рефлексы света, проникающие в толщу воды и отраженные на ее поверхности.
Мотив радуги — один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, — весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией. Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830). Веранда, обвитая виноградом 1828. Холст, масло. 42,5×60,8
С. Ф. Щедрин — один из первых русских живописцев, обратившихся к возможностям пленэра, определив тем самым художественные поиски мастеров будущих поколений. Окончив Императорскую академию по классу пейзажа с золотой медалью, в 1818 он отправился в пенсионерскую поездку за границу совершенствовать свое мастерство. Некоторое время Сильвестр Феодосиевич жил и работал в Риме, где исполнял заказы путешествующих русских аристократов, а в 1825 переехал в Неаполь и остался там навсегда. В окрестностях этого города он написал пейзажи, которые принесли ему не только известность, но и славу.
Италию Щедрин, как и все художники-романтики этого периода, воспринимал страной вечного лета, солнца и счастья. Мастера всегда интересовали проблемы света и передачи особенностей состояния воздуха, он стремился максимально реалистично показать всю красоту итальянской природы, поэтому главными героями его полотен были именно свет и воздух.
Одной из любимых тем Щедрина стал полуденный отдых (сиеста). На полотне «Веранда, обвитая виноградом» живописец изобразил маленький уютный мир — полную прохлады веранду и залитый южным солнцем залив. В тени виноградных лоз, увивших крыши, уютно расположились итальянцы, укрывшиеся здесь от полуденного зноя.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Грачи прилетели 1871. Холст, масло. 48,5×62
Одному из родоначальников русского реалистического пейзажа, А. К. Саврасову удавалось в обыденных городских и деревенских мотивах и сюжетах увидеть и передать необыкновенную поэтическую красоту. Картина «Грачи прилетели» была представлена на Первой передвижной художественной выставке в 1 871 и ознаменовала собой начало нового этапа в развитии русской пейзажной школы, рождение лирического пейзажа.
Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуются душа и боль русского человека. На чуть потемневшем, но все еще белом снегу лежат легкие тени берез, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко проработанная лаконичная колористическая гамма, в которой в пределах одного цвета незаметно меняются холодные и теплые тона, почти осязаемо точно передает состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна легким дуновением теплого ветра. В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения.
И. Н. Крамской, описывая свои впечатления об этой выставке, говорил, что все пейзажи, представленные на ней, — «это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в „Грачах“ Саврасова».
Федор Александрович Васильев (1850–1873). Мокрый луг 1872. Холст, масло. 70×114
Пейзаж написан в Ялте, но не с натуры, а по воспоминаниям. По словам Крамского, увидевшего полотно, все в авторе эмоциональных, нередко драматичных пейзажей «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».
Литература
- Серов Н.,. Щедрин, Сильвестр Федосеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Щедрин С. Ф. Письма из Италии. — М., 1932; переизд. 1978.
- Щедрин, художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Михайлова К. В. Сильвестр Феодосиевич Щедрин / Оформление И. З. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1972. — 72 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
- Ацаркина Э. Н. Сильвестр Щедрин. 1791—1830. — М.: Искусство, 1978. — 208 с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Михайлова К. В. Сильвестр Феодосиевич Щедрин. 1791—1830. — Л.: Художник РСФСР, 1984. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству). (обл.)
- Замечательные полотна : книга для чтения по истории русской живописи XVIII — нач. XX веков : Сборник. — Л. : Художник РСФСР, 1962. — 380 с.
- Давтян Лариса. Русский «неаполитанец» Сильвестр Щедрин // Иные берега. — 2012. — № 1(25).
- Яворская Н. В. Сильвестр Щедрин (1791—1830). — М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1931. — 50 с.
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 230. — 454 с.
Творчество художника
Ранние картины Щедрина, написанные до отъезда в Италию, отвечают всем канонам классицизма. Но даже в них просматривается его индивидуальный взгляд на искусство и природу, которая весь его творческий путь была главным объектом. Ярким примером того периода служит картина «Вид на Петербург с Петровского острова». В Италии он постепенно освобождается от навязанных академических традиций. Почти фотографическая передача действительности, в то же время не лишенная романтической составляющей, принесли ему невероятный успех. Подавляющее число его работ носит пейзажный характер. Их можно условно разделить на две группы:
- Виды примечательных мест
- Морские виды
Композиция пейзажей Щедрина, как правило, подчинена такому закону — главное место на полотне занимает удивительно реалистично переданный им фон, в котором читается его восхищение пышной природой, морской стихией или величественными зданиями. Но его пейзажи непременно оживляют и действующие лица — жители страны. Их присутствие не просто намечено. Художник прорисовывает точными мазками повседневную жизнь. Мы видим их лица, одежду, действие и даже настроение запечатленных на картине людей.
Его произведения насыщены эмоциональностью жизни. Все это прекрасно передают картины «Лунная ночь в Неаполе», «Веранда, обвитая виноградом», «Терраса на берегу моря» и другие полотна, которых больше двух сотен. Новаторские воплощения пейзажей Щедриным повлияли не только на русскую, но и итальянскую школу живописи.
Сильвестр Щедрин одна из звезд в плеяде русских деятелей искусств. Его отец был известный скульптором, а дядя — пейзажист. Мотив «Замок святого Ангела» был запечатлен художником по-разному 8 раз, что создало знаменитую серию картин.
Щедрина можно назвать «непризнанным на родине гением», но лишь по той причине, что его картины моментально расходились по богатейшим домам Европы и в Россию попадала лишь малая часть его шедевров. Похоронен Сильвестр Щедрин в иезуитской церкви. Но это не означает, что он перешел в католичество. Этот факт — признание и популярность русского художника у населения Италии.
↑ Биография кратко
Сильвестр Щедрин родился в Петербурге в 1791 году. Уже в девятилетнем возрасте он поступил в Академию Художеств в пейзажный класс. Свое блестящее дарование он раскрывал под руководством профессора М.М. Иванова. Еще во время учебы он получил заслуженные награды: серебряную, малую золотую и большую золотую медали. Последняя из них была вручена в 1812 году по окончанию Академии вместе с правом на взъезд за границу для оттачивания мастерства.
Но политическая обстановка позволила ему выехать в Италию лишь в 1819 году. Оказавшись в колыбели искусства, он со всей страстью набросился на его изучение. Живя то в Риме, то в Неаполе, Щедрин непрерывно рисовал полюбившиеся ему виды южных городов и природы. Здесь он очень быстро стал признанным и востребованным художником. И так сложилось, что он умер в Сорренто в 1830 году, так и не вернувшись на родину.
Творчество
Становление пейзажа как такового, и романтического в частности, связано в России с именами Щедрина и Айвазовского. До этих мастеров изображение природы считалось изящным салонным жанром и не имело большого веса. Предпочтение отдавалось портретам и историческим полотнам. Природа рассматривалась в основном как фон для размещения модели или военных баталий. Романтическому пейзажу предшествовал сентиментальный, как правило, изображавший умиротворенные пасторали или ностальгические виды загородных усадеб. Романтизм очеловечивал природу, теперь она становится действующим лицом на картине, выражает мысли художника. Любимый сюжет художников-романтиков – море и горы. Щедрин начинал в рамках классицизма, но быстро отошел от него. Его живописные солнечные долины и морские виды в лунном освещении относятся к романтическому жанру.
Многие работы художника так и не попали в Россию, разойдясь по частным итальянским коллекциям. Известно и учтено далеко не все наследие живописца. В Петербургском Русском музее можно увидеть «Вид Амальфи близ Неаполя», «Вид Колизея в Риме», «Водопад в Тиволи близ Рима». В Третьяковской галерее находятся «Лунная ночь в Неаполе», «Грот Матроманио», «Большая гавань на острове Капри», «Малая гавань в Сорренто». Некоторые работы хранятся в областных музеях, например «Вид на Неаполь с дороги Позилиппо» или «Грот с видом на Везувий».