Описание картины Тициана Вечеллио «Автопортрет»
Тициан был очень известен ещё при жизни. Некоторое время он считался официальным художником своей страны, знатные господа заказывали у него свои портреты, он так хорошо обращался с кистью и красками, что после смерти своего учителя смог закончить те картины, которые тот не успел.
Всю свою жизнь, каждым своим полотном Тициан прославлял обыденный мир. Его красоту, которая кроется в мелочах. Его маленькие радости, которые не каждому под силу увидеть. Его тонкую иронию, которую можно рассмотреть в цепочках событий, и каждодневное счастье бытия, которое люди частенько занавешивают в собственной голове шторами и прячут от себя, как что-то, чего не существует.
Всю жизнь он усердно трудился, перенося мир на холсты, и на автопортрет у него нашлось время, только когда он был стариком, и смерть его уже была не за горами. Потрет это довольно странный и не слишком характерный для Тициана. Он очень темен – коричневый фон сливается с черной одеждой художника, и видны по-настоящему только его открытые кисти рук и лицо.
Тициан изображает себя максимально реалистично, не пытаясь ничего приукрасить. Лицо его исчерчивают морщины, нос нависает над губами, глаза запали, смотрят строго и очень внимательно. Борода аккуратно подстрижена, волосы спрятаны под черную же шапочку, и кожа имеет цвет старого дерева, чуть желтоватый оттенок, присущий также древним пергаментным свиткам.
В лице художника нет особенных эмоций. Он изображен в профиль, смотрит мимо зрителя, куда-то за край картины. Он не радостен и не грустен – он спокоен, и взгляд его выражает спокойствие и собранность. Словно он уже предчувствует будущую смерть, и совершенно готов к ней. Жизнь хороша, но для человека достаточно мудрого смерть – это лишь шаг навстречу неизведанному и новое удивительное приключение.
Описание картины Тициана Вечеллио «Наказание Марсия»
Тициан Вечеллио – знаменитый итальянский художник, творивший во времена эпохи Возрождения. Он знаменит не только как живописец, но и как талантливый скульптор. Последователь Джованни Беллини создавал в традиционном стиле того времени – срисовывание с натуры. Лишь с появлением Джорджоне появляется его уникальный авторский стиль.
Картина «Наказание Марсия» выполнена в совершенной технике рисования, отточенной за долгие года. Художник продолжает традицию изображения мифов и легенд. За основу взят миф об Аполлоне и Марсии, которые вступили в долгий спор: Что лучше – кифара или флейта? Чье мастерство выше – бога или сатира? Возможно, художник хотел показать самого себя, как представлял его разум. Можно рассмотреть на картине, как Марсий, когда-то гордый и надменный, жалеет за содеянное.
Картина выполнена всего лишь в трёх цветах, которые невероятно точно предают весь ужас представленной ситуации. За надменность сатира сдирали с него кожу. Палачом Марсия выступает сам Аполлон, опустившийся до ужасной жестокости человека – он сидит на корточках с ножом в руке, уже приговорив к наказанию. В тоже время взгляд привлекает фигура, сидящая справа от главного персонажа – она напоминает художника, который получает непонятное удовольствие от наблюдаемой сцены.
Появление собак на полотне также не случайно: в большинстве культур пес – друг человека и его верный защитник. Здесь же изображена бессердечная и гордая собака, сидящая поодаль, а вторая – жадно припала к стекающей крови мученика.
На лице самого Марсия выражено не очень много эмоций: лишь язык тела помогает осознать происходящее в его внутреннем мире. Враги, что мучают его, сидят все в тени, и лишь проблеск надежды на прощение виден на левой стороне – юноша со скрипкой показывает свою покорность Аполлону и услаждает его слух музыкой в надежде, что бог простит сатира за содеянное. Но по его лицу видно, что наказание ему претит. Подняв лицо вверх, скрипач как будто отстраняется от происходящего, чтобы не наблюдать всей происходящей картины.
Холст «Наказание Марсия» был написан как последнее полотно художника. Тициан решил оставить послание притчей о гордости и высокомерии.
Жизнь длиною в век: Как творил, любил и умер гениальный живописец Тициан Вечеллио
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи “царствовал” один Тициан – гениальный мастер кисти, “сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые”.
К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи.
Гениальный мастер психологического портрета
«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых.
С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь.
Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов.
Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.
Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».
В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.
Биография Тициана Вечеллио и его картины
- Год рождения: 1485
- Дата смерти: 27 августа 1576
- Страна: Италия
Тициан, или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось – ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие – 98 – 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 гг.
В семье Вечеллио было четверо детей – две девочки и два мальчика. Отец – Грегорио Вечеллио – был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.
О полученном Тицианом образовании ничего неизвестно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал – именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.
Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны – они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника – Джорджоне. Но это длилось недолго – Джорджоне умер в 1510 году.
Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.
Основа деятельности Тициана – алтарные образы. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.
В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император уже пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.
Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.
Тициана и сына императора – Филиппа II – связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана – бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.
Скончался мастер, скорее всего, от чумы – она в 1576 году накрыла всю Венецию.
http://24smi.org/celebrity/16146-titsian.htmlhttp://kulturologia.ru/blogs/110518/38904/http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/815-biografiya-ticiana-vechellio.html
голоса
Рейтинг статьи
Детство и юность
Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.
Тициан. Автопортрет
Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.
Дом, где родился Тициан Вечеллио
Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.
Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков
Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его “за глаза” называли “тугодумом”.
А ежели работа над картиной “не клеилась”, Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли.
Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д’Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера.
А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: “Тициан слелал”, он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала “Тициан слелал, сделал”, а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».
«Тициан Божественный»
Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно – до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки.
Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа».
По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов».
Биография
Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.
Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.
https://youtube.com/watch?v=K4g6z1VX40w
Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.
Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.
Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).
В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.
Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.
Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.
Влияние маньеризма на Тициана
В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).
Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559
В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.
Тициан. Благовещение. 1562-1564
Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.
Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.
По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.
на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Рафаэль – краткая биография, Мадонны Рафаэля, Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Рубенс – краткая биография
Великие портреты Тициана
Тициан Вечеллио (1488/90-1576), божественный Тициан, как его называли еще при жизни. Этот художник стал в один ряд с великими мастерами итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем.
Тициан прославился в искусстве благодаря очень многим достижениям: и техническим (умение строить, лепить фигуры, насыщенный особый колорит), и передаче образов (умение рассказать целую историю жизни того или иного персонажа, показать его характер), и — одно из главных — портретным мастерством.
По словам Вазари, известнейшего художника и историка искусства XVI века, «Тициан создал… произведения, которые достойны бесконечной хвалы и которые будут жить ровно столько же, сколько может жить память о знаменитых людях».
Созданные Тицианом портреты больше всех остальных его работ повлияли на дальнейшее развитие искусства. В них впервые мы видим характер и личность изображенного человека, а не идеальное представление о нем, как было принято писать портреты до него. Но все его модели сильные, достойные и прекрасные люди, характеры без единого недостатка.
Любовь земная и Любовь небесная, 1514, Галерея Боргезе, Рим |
Успение 1516-18 Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция |
Портрет мужчины с перчаткой 1520-22 Лувр, Париж |
Портрет Федерико Гонзага 1529 Прадо, Мадрид |
Ужин в Эммаусе ок.1530 Лувр, Париж |
я |
Портрет молодой женщины ок. 1536 Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Портрет Карла V 1548 Старая Пинакотека, Мюнхен |
Се, Человек 1548 Прадо, Мадрид |
Аллегория времени, управляемого разумом ок.1565 Национальная галерея, Лондон |
Автопортрет ок. 1566 Прадо, Мадрид |
Св. Себастьян ок.1575 Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Смерть и наследие
Тициан продолжал рисовать до своей смерти, 27 августа 1576 года в Венеции. По сообщениям, он умер от чумы.Эта же болезнь унесла жизнь его сына Оразио несколько месяцев спустя. Его второй сын, Помпонио, продал дом своего отца и его содержимое в 1581 году. Некоторые из произведений искусства в настоящее время можно найти в музеях по всему миру, в том числе в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия, и в Национальной художественной галерее в Вашингтон, округ Колумбия.
Благодаря большому количеству произведений, которые он оставил, Тициан вдохновил бесчисленные поколения художников. Рембрандт, Диего Веласкес, Антуан ван Дейк и Питер Пауль Рубенс — всего лишь несколько художников, на которых оказал влияние великий венецианский художник.
Петербург, Россия, и Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
Описание картины Тициана Вечеллио «Венера перед зеркалом»
Полуобнаженная Венера смотрится в зеркало. Она молода и красива, щеки её румяны, а кожа бела, как молоко. Она любуется собой, оценивает себя, прикрывая рукой грудь и едва заметно улыбаясь. Ноги её укрыты алой накидкой с меховой опушкой, на руках браслеты, в светлых волосах жемчужная заколка, в ухе жемчужной капелькой свисает сережка.
Зеркало для неё придерживают два крылатых пухлых амура. Один стоит спиной к зрителю, виден его светлый короткостриженный затылок и крылышки, пробивающиеся из плеч. Второй выглядывает из-за зеркала, и, придерживаясь за плечо Венеры, чтобы не упасть, тянется возложить ей на голову драгоценный венок. Вид у него восхищенный, он явно стремится угодить хозяйке.
Венера на картине воплощает не только идеал физической красоты того времени. Да, у неё мягкая фигура, маленькие руки, небольшая грудь. да, у неё правильное и красивое лицо. Но важнее то, с каким выражением она смотрится в зеркало. Без превосходства, характерного для некоторых девушек, которые наслаждаются тем, как они повергнут всех в прах и разобьют всех соперниц.
Без сомнения, характерного для других, которые постоянно недовольны собой и смотрят на свое отражение в вечном поиске неудачного ракурса, не вовремя появившегося прыща. Без нарциссического любования, когда девушка не способна оторваться от самой себя и наслаждается своей красотой так, как некогда наслаждался своей Нарцисс.
Напротив, её поза говорит о целомудрии. Она прикрывается без стеснения, но из внутренней потребности. Она не сомневается в том, что хороша, но вовсе не собирается соперничать с другими. Она не наслаждается своими видом, а просто осматривает себя со спокойным достоинством, оценивая, достаточно ли хорошо она сегодня одета.
В зеркале видна зрителю лишь часть её, и эта часть – как картина в картине.
Детство и юность
Тициан (Tiziano Vecellio) появился на свет в местечке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), провинции Беллуно Венецианской республики. По месту рождения его иногда называют да Кадоре. Сам он позднее утверждал, что родился в 1474 г., что весьма неправдоподобно. Современные исследователи склоняются к мнению, что родился будущий художник не ранее 1488 г. и не позднее 1490 г.
Отцом его был Грегорио Вечеллио, который занимал пост инспектора угольных шахт в регионе. Помимо работы на государственной должности, он являлся начальником народного ополчения. Семья имела средний достаток, однако мальчик не получил хорошего по меркам того времени образования. Известно, что он не владел латынью и другими древними языками, что служило показателем классического обучения.
О матери его, Лючии, практически ничего не известно, кроме того, что она была отличной хозяйкой и очень любила своих четверых детей. У Тициана был старший брат Франческо и две сестры. Отец мечтал, что сыновья станут нотариусами и займут престижное место среди жителей городка.
Первую художественную работу – изображение Пресвятой Девы Марии – мальчик выполнил самодельными красками для ткани из домашней красильни. Образ на беленой стене так впечатлил родителей, что они решили отправить братьев на учебу подмастерьями художника в Венецию.
Около 1500 г. они попали сначала в ученики к признанному мастеру мозаики Бастиано Дзуккато (Цуккато). Потом в мастерскую к Джентиле Беллини.
Живописное мастерство Беллини ценилось и за пределами Италии. Он обучил братьев азам композиции, научил толочь пигменты и смешивать краски. Однако рисунок Тициана его категорически не устраивал, он безапеляционно заявил своему ученику, что профессиональным художником тому не бывать. Тогда юноша перешел в мастерскую к младшему из братьев Беллини – Джованни.
Здесь произошло судьбоносное знакомство. Альбрехт Дюрер, гений рисунка северного Возрождения, указал начинающему мастеру не только на ошибки в рисовании. Благодаря Дюреру молодой Тициан получил возможность распространять копии-гравюры со своих живописных полотен. Таким образом было возможно продать больше работ, познакомить со своим творчеством большой круг ценителей прекрасного. Тициан сначала выполнял гравюры самостоятельно. Будучи уже признанным мастером, он тщательно отбирал исполнителей для этой работы.
Автопортрет с друзьями
Личная жизнь
Тициан был высок ростом, хорош собой. Он часто заводил романы со своими натурщицами, они были совершенно не против. Позировали мастеру и знатные дамы. Лукреция Борджиа – супруга герцога Феррары и Модены, и Лаура Дианти – его любовница, соперничали в жизни и на полотнах Тициана.
Лукреция Борджиа
Чечилию Сольдано он впервые увидел, навещая родителей в Кадоре, где-то в середине 1510-х годов. Работящая, скромная, цветущая деревенская девушка сразу приглянулась художнику. Франческо пригласил ее вести домашнее хозяйство брата. Страсть к Чечилии буквально ослепила художника, он не видел красоты других женщин. В конце концов девушка уступила настойчивым ухаживаниям художника. Чечилия родила двух сыновей, Помпонио и Орацио, прежде чем они обвенчались в 1525 г.
Законный брак был счастливым для них обоих. В 1530 г. Чечилия скончалась от тяжелых родов, оставив художнику дочь Лавинию. Почти через 30 лет он изобразит ее на полотне «Девушка с корзиной фруктов» (1558 г.).
Официально художник больше не женился.
«Девушка с корзиной фруктов»
О чем говорит мне эта картина? «три возраста» тициана
«Три возраста» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) – одна из самых красивых работ Тициана Вечеллио. «Мы все рождаемся, чтобы потом умереть» – эта тема волновала Тициана с ранней юности. В 1512 году он посвятил ей эту, одну из первых своих работ.
Марина Хайкина, искусствовед: «Сюжет действительно кажется простым. Три возраста жизни: спящие младенцы, юноша и девушка и старец, все они изображены в идиллическом пасторальном пейзаже. Но многие детали указывают на то, что содержание картины интереснее. Вот внешний вид молодой пары.
По канонам того времени живописцы изображали мужчин одетыми, а женщин обнаженными – за одним исключением. Речь об истории Дафниса и Хлои: пастуха Дафниса как раз рисовали нагим темноволосым юношей, а Хлою – в наряде пастушки с двумя лютнями и цветочной гирляндой в волосах.
Картина Тициана явно связана с этим сюжетом. Возможно, историю любви Дафниса и Хлои мы и видим на первом плане.
Изображение двух черепов перекликается с изображением влюбленных, но фигуру старика с черепами Тициан неслучайно расположил на заднем плане: говоря о неизбежности смерти, художник не хотел, чтобы смерть доминировала в картине. Здесь речь о жизни и любви.
Андрей Россохин, психоаналитик: «Отношения пары на переднем плане картины кажутся мне необычными. Они эротичны только на первый взгляд. Поза молодого человека повторяет позу старика, да и выглядит он таким же изможденным, отчужденным, как старик.
Я вижу дерево, склонившееся над ним, ветка дерева как будто повторяет его позу. Это усиливает мое ощущение надлома и угасания мужчины. Этому человеку точно не до любви, в отличие от женщины, полной жизни и страстного сексуального желания. Все остальные персонажи как будто замерли, застыли.
На мой взгляд, картина печальна и полна скорби
Для того чтобы понять причину, важно знать историю полотна. Тициан написал его в 1512 году, а двумя годами раньше внезапно, в самом расцвете сил, умер его друг Джорджоне (1)
По одной из версий он не вынес предательства своей возлюбленной.
И эта картина кажется мне и прощанием с близким человеком, здесь отражена работа горя.
«Три возраста» – это история печальных отношений двоих: мужчины и женщины. Неслучайно здесь два младенца, двое взрослых, два черепа. Младенцы обнимают друг друга, у них все хорошо: между ними еще нет половых различий и нет конфликта, они соединены.
Старик, который разглядывает два черепа, – возможно, сам художник. Он рассказывает историю мужчины и женщины, любви и предательства, рождения и смерти».
1 Выдающийся художник эпохи Возрождения, музыкант, наставник Тициана. Умер в возрасте 35 лет. Лицо молодого человека на картине очень похоже на автопортрет Джорджоне.
Тициан Вечеллио (1488 (1490)-1576) – мастер итальянского Возрождения, «король живописцев и живописец королей». Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был великолепным портретистом. Жил в Венеции.