Корабли в живописи. уильям тёрнер

Евгений евтушенко - людей неинтересных в мире нет: читать стих, текст стихотворения полностью - классика на рустих

13

Держа кувшин над головой,Грузинка узкою тропойСходила к берегу. ПоройОна скользила меж камней,Смеясь неловкости своей,И беден был ее наряд;И шла она легко, назадИзгибы длинные чадрыОткинув. Летние жарыПокрыли тенью золотойЛицо и грудь ее; и знойДышал от уст ее и щек.И мрак очей был так глубок,Так полон тайнами любви,Что думы пылкие моиСмутились. Помню только яКувшина звон,— когда струяВливалась медленно в него,И шорох… больше ничего.Когда же я очнулся вновьИ отлила от сердца кровь,Она была уж далеко;И шла, хоть тише,— но легко,Стройна под ношею своей,Как тополь, царь ее полей!Недалеко, в прохладной мгле,Казалось, приросли к скалеДве сакли дружною четой;Над плоской кровлею однойДымок струился голубой.Я вижу будто бы теперь,Как отперлась тихонько дверь…И затворилася опять!..Тебе, я знаю, не понятьМою тоску, мою печаль;И если б мог,— мне было б жаль:Воспоминанья тех минутВо мне, со мной пускай умрут.

11

Кругом меня цвел божий сад;Растений радужный нарядХранил следы небесных слез,И кудри виноградных лозВились, красуясь меж деревПрозрачной зеленью листов;И грозды полные на них,Серег подобье дорогих,Висели пышно, и поройК ним птиц летал пугливый рой.И снова я к земле припалИ снова вслушиваться сталК волшебным, странным голосам;Они шептались по кустам,Как будто речь свою велиО тайнах неба и земли;И все природы голосаСливались тут; не раздалсяВ торжественный хваленья часЛишь человека гордый глас.Все, что я чувствовал тогда,Те думы — им уж нет следа;Но я б желал их рассказать,Чтоб жить, хоть мысленно, опять.В то утро был небесный сводТак чист, что ангела полетПрилежный взор следить бы мог;Он так прозрачно был глубок,Так полон ровной синевой!Я в нем глазами и душойТонул, пока полдневный знойМои мечты не разогнал,И жаждой я томиться стал.

22

И как его, палил меняОгонь безжалостного дня.Напрасно прятал я в травуМою усталую главу:Иссохший лист её венцомТерновым над моим челомСвивался, и в лицо огнемСама земля дышала мне.Сверкая быстро в вышине,Кружились искры; с белых скалСтруился пар. Мир божий спалВ оцепенении глухомОтчаянья тяжелым сном.Хотя бы крикнул коростель,Иль стрекозы живая трельПослышалась, или ручьяРебячий лепет… Лишь змея,Сухим бурьяном шелестя,Сверкая желтою спиной,Как будто надписью златойПокрытый донизу клинок,Браздя рассыпчатый песок,Скользила бережно; потом,Играя, нежася на нем,Тройным свивалася кольцом;То, будто вдруг обожжена,Металась, прыгала онаИ в дальних пряталась кустах…

26

Когда я стану умирать,И, верь, тебе не долго ждать,Ты перенесть меня велиВ наш сад, в то место, где цвелиАкаций белых два куста…Трава меж ними так густа,И свежий воздух так душист,И так прозрачно-золотистИграющий на солнце лист!Там положить вели меня.Сияньем голубого дняУпьюся я в последний раз.Оттуда виден и Кавказ!Быть может, он с своих высотПривет прощальный мне пришлет,Пришлет с прохладным ветерком…И близ меня перед концомРодной опять раздастся звук!И стану думать я, что другИль брат, склонившись надо мной,Отер внимательной рукой.С лица кончины хладный потИ что вполголоса поетОн мне про милую страну…И с этой мыслью я засну,И никого не прокляну!..»

1

Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь. Из-за горыИ нынче видит пешеходСтолбы обрушенных ворот,И башни, и церковный свод;Но не курится уж под нимКадильниц благовонный дым,Не слышно пенье в поздний часМолящих иноков за нас.Теперь один старик седой,Развалин страж полуживой,Людьми и смертию забыт,Сметает пыль с могильных плит,Которых надпись говоритО славе прошлой — и о том,Как, удручен своим венцом,Такой-то царь, в такой-то год,Вручал России свой народ.
И божья благодать сошлаНа Грузию! Она цвелаС тех пор в тени своих садов,Не опасаяся врагов,За гранью дружеских штыков.

Описание картины Уильяма Тернера «Кораблекрушение»

Самая страшная смерть – это на воде и в воздухе. Ни наверху, ни внизу тебя никто и ничто не спасёт. Единственное что, это что в воздухе погибнешь мгновенно, в воде ещё будешь мучиться какое-то время. Но если в небе беда может случиться чисто из-за человеческого фактора, то вот в море – сама природа может стать вершителем судеб. И уж тут как повезёт и от многого зависит жить или не жить: от капитана, от соседей-пассажиров, от быстротечности бури.

Тернер конечно не Айвазовский и так красиво передать море как это делает наш русский маринист, вряд ли смог бы… Но вот передать трагедию сумел, передать вкус смерти смог

Обратите внимание на то, что почти всё полотно чёрного цвета – и море, и небо. Но вот центральная часть слегка подсвечена и мы видим, что где то в глубине полотна уже практически уходит на дно большое судно, а на переднем плане за свою жизнь борятся те, кто успел сесть на шлюпку и к ним на помощь подплыли ещё две

Но и они рискуют быть потоплены. Некоторые люди оказались в воде и на шлюпке пытаются их из воды вытащить.

Но верхний ялик угрожающе надвис над шлюпкой и вполне вероятно, что волна сбросит его на несчастных, и тогда погибнут все, кто был на этих двух суднах. Второй ялик пытается отплыть и кажется, ему это удаётся. Но как должно быть жутко, наблюдать за тем как умирает кто-то рядом, а помочь нельзя. Это страшно. А вокруг бушуют чёрные волны, готовые накрыть собой эти судёнышки и принять новые жертвы для бога воды Посейдона.

Но художник всё же даёт какую-то надежду потерпевшим кораблекрушение. Где-то вдали видна светлая полоска света на небе, а это значит, непогода скоро пройдёт, море успокоится и можно будет вздохнуть свободнее. Но ведь это не так скоро, и люди всё же успеют погибнуть. Вот это и страшно и обидно, совсем ведь чуть-чуть до ясности.

Описание картины Уильяма Тернера «Кораблекрушение» | источник

12

Тогда к потоку с высоты,Держась за гибкие кусты,С плиты на плиту я, как мог,Спускаться начал. Из-под ногСорвавшись, камень иногдаКатился вниз — за ним браздаДымилась, прах вился столбом;Гудя и прыгая, потомОн поглощаем был волной;И я висел над глубиной,Но юность вольная сильна,И смерть казалась не страшна!Лишь только я с крутых высотСпустился, свежесть горных водПовеяла навстречу мне,И жадно я припал к волне.Вдруг — голос — легкий шум шагов…Мгновенно скрывшись меж кустов,Невольным трепетом объят,Я поднял боязливый взглядИ жадно вслушиваться стал:И ближе, ближе все звучалГрузинки голос молодой,Так безыскусственно живой,Так сладко вольный, будто онЛишь звуки дружеских именПроизносить был приучен.Простая песня то была,Но в мысль она мне залегла,И мне, лишь сумрак настает,Незримый дух ее поет.

2

Однажды русский генералИз гор к Тифлису проезжал;Ребенка пленного он вез.Тот занемог, не перенесТрудов далекого пути;Он был, казалось, лет шести,Как серна гор, пуглив и дикИ слаб и гибок, как тростник.Но в нем мучительный недугРазвил тогда могучий духЕго отцов. Без жалоб онТомился, даже слабый стонИз детских губ не вылетал,Он знаком пищу отвергалИ тихо, гордо умирал.Из жалости один монахБольного призрел, и в стенахХранительных остался он,Искусством дружеским спасен.Но, чужд ребяческих утех,Сначала бегал он от всех,Бродил безмолвен, одинок,Смотрел, вздыхая, на восток,Томим неясною тоскойПо стороне своей родной.Но после к плену он привык,Стал понимать чужой язык,Был окрещен святым отцомИ, с шумным светом незнаком,Уже хотел во цвете летИзречь монашеский обет,Как вдруг однажды он исчезОсенней ночью. Темный лесТянулся по горам кругом.Три дня все поиски по немНапрасны были, но потомЕго в степи без чувств нашлиИ вновь в обитель принесли.Он страшно бледен был и худИ слаб, как будто долгий труд,Болезнь иль голод испытал.Он на допрос не отвечалИ с каждым днем приметно вял.И близок стал его конец;Тогда пришел к нему чернецС увещеваньем и мольбой;И, гордо выслушав, больнойПривстал, собрав остаток сил,И долго так он говорил:

18

Ко мне он кинулся на грудь;Но в горло я успел воткнутьИ там два раза повернутьМое оружье… Он завыл,Рванулся из последних сил,И мы, сплетясь, как пара змей,Обнявшись крепче двух друзей,Упали разом, и во мглеБой продолжался на земле.И я был страшен в этот миг;Как барс пустынный, зол и дик,Я пламенел, визжал, как он;Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волковПод свежим пологом лесов.Казалось, что слова людейЗабыл я — и в груди моейРодился тот ужасный крик,Как будто с детства мой языкК иному звуку не привык…Но враг мой стал изнемогать,Метаться, медленней дышать,Сдавил меня в последний раз…Зрачки его недвижных глазБлеснули грозно — и потомЗакрылись тихо вечным сном;Но с торжествующим врагомОн встретил смерть лицом к лицу,Как в битве следует бойцу!..

3

«Ты слушать исповедь моюСюда пришел, благодарю.Все лучше перед кем-нибудьСловами облегчить мне грудь;Но людям я не делал зла,И потому мои делаНемного пользы вам узнать,—А душу можно ль рассказать?Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог.Я знал одной лишь думы власть,Одну — но пламенную страсть:Она, как червь, во мне жила,Изгрызла душу и сожгла.Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы.Я эту страсть во тьме ночнойВскормил слезами и тоской;Ее пред небом и землейЯ ныне громко признаюИ о прощенье не молю.

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (538)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (900)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

«Титаник-2» обещают спустить на воду в 2016 году — он поплывет в Нью-ЙоркАвстралийский мультимиллионер Клив Палмер подготовил чертежи точной копии океанского лайнера «Титаник». Он намеревается построить данный корабль, чтобы пересечь Атлантический океан уже в 2016 году. Скорее всего, «Титаник-2» будет выглядеть точь-в-точь как и его предшественник.

Планируется, что первый рейс лайнера состоится в конце 2016 года – корабль должен выйти из Саутгемптона в Нью-Йорк, пишет The Telegraph. «Мы завершим путешествие. Мы будем плыть в Нью-Йорк на корабле, который для этого предназначен», — заявил Палмер журналистам.

Автор проекта рассказал, что корабль «Титаник-2» будет практически идентичен первому. Правда, без технических новинок не обойдется. Так, в кабинах предусмотрены кондиционеры, небольшая больница и вертолетная площадка. При этом Палмер пожелал, чтобы на борту не было интернета и телевизоров.

По словам мультимиллионера, в каждой каюте пассажиры смогут найти одежду в стиле начала XX века, которая позволит им «ощутить себя на борту оригинального лайнера». Как и на «Титанике», на новом лайнере будут каюты трех классов. А спортивный зал и бассейн, как ожидается, будут идентичны тем помещениям, которые были на корабле в 1912 году. Правда, к ним прибавится «немного современных альтернатив».

Единственным значительным изменением на борту нового лайнера, по планам Палмера, будет система безопасности. Напомним, что в ночь на 15 апреля 1912 года, когда «Титаник» затонул после столкновения с айсбергом, было 2224 человека, но на корабле было всего 16 спасательных шлюпок. В них смогли поместиться 1178 человек. В результате около 1500 человек погибли.

На новом лайнере, который сможет вместить 2345 пассажиров и 900 членов экипажа, будут спасательные шлюпки на 2700 человек, а также дополнительные спасательные плоты на 800 человек.

Клив Палмер, чье состояние оценивается журналом Forbes в $795 млн, сам считает себя миллиардером. Однако сумму, которую он намерен потратить на строительство «Титаника-2», держит в секрете.

Ожидается, что строительство нового «Титаника» будет завершено во второй половине 2016 года. Сконструируют его в Китае. По словам Палмера, спрос на билеты на лайнер очень высок, многие уже готовы отдать $1 млн, чтобы попасть на первый рейс в Нью-Йорк.

4

Старик! я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас —Зачем?.. Угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенахДушой дитя, судьбой монах.Я никому не мог сказатьСвященных слов „отец“ и „мать“.Конечно, ты хотел, старик,Чтоб я в обители отвыкОт этих сладостных имен,—Напрасно: звук их был рожденСо мной. Я видел у другихОтчизну, дом, друзей, родных,А у себя не находилНе только милых душ — могил!Тогда, пустых не тратя слез,В душе я клятву произнес:Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.Увы! теперь мечтанья теПогибли в полной красоте,И я как жил, в земле чужойУмру рабом и сиротой.

16

Ты помнишь детские года:Слезы не знал я никогда;Но тут я плакал без стыда.Кто видеть мог? Лишь темный лесДа месяц, плывший средь небес!Озарена его лучом,Покрыта мохом и песком,Непроницаемой стенойОкружена, передо мнойБыла поляна. Вдруг по нейМелькнула тень, и двух огнейПромчались искры… и потомКакой-то зверь одним прыжкомИз чащи выскочил и лег,Играя, навзничь на песок.То был пустыни вечный гость —Могучий барс. Сырую костьОн грыз и весело визжал;То взор кровавый устремлял,Мотая ласково хвостом,На полный месяц,— и на немШерсть отливалась серебром.Я ждал, схватив рогатый сук,Минуту битвы; сердце вдругЗажглося жаждою борьбыИ крови… да, рука судьбыМеня вела иным путем…Но нынче я уверен в том,Что быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.

Анализ стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» Евтушенко

Лирика Е. Евтушенко невероятно многообразна и посвящена самым различным темам. Большое место в ней занимают философские размышления. Одним из таких стихотворений является «Людей неинтересных в мире нет…» (1961 г.), посвященное известному журналисту С. Н. Преображенскому. В этом произведении Евтушенко размышляет над смыслом человеческой жизни и ее значимостью.

В советское время провозглашался приоритет общества над личностью. Отдельный человек заслуживал внимания, только если он действовал на благо всего общества или совершал общественно значимый поступок. Евтушенко выступает против такого одностороннего взгляда.

«Людей неинтересных в мире нет…» — так начинается размышление поэта. Судьбу каждого человека он сравнивает с судьбой планеты. Этим он подчеркивает ее масштабность и уникальность. Даже тот, кто прожил незаметно всю жизнь, ничем не выделяясь и не совершив ничего великого, заслуживает внимания именно за свою незаметность. Даже неинтересные люди разительно отличаются друг от друга.

Человек со своим чувствами и переживаниями представляет собой отдельный неповторимый мир, живущий по своим законам. Этот мир наполнен событиями, радостями и огорчениями, поражениями и победами. В нем есть свои торжественные и траурные даты. В отличие от общечеловеческого мира все эти события неизвестны окружающим. Поэтому смерть любого, даже самого незначительного человека, — огромная трагедия. Умирает не только он один, умирает целый мир.

Евтушенко не отрицает вклада известных людей. Даже в общепринятом смысле человек обязан оставить после себя дерево, дом и сына. Люди работают и наполняют мир продуктами своей деятельности. Замыслы человека обретают физическое воплощение. Но что может сказать о человеке построенный им мост или собранный автомобиль? Даже выдающиеся произведения искусства смогут под определенным углом осветить лишь одну из сторон многогранной человеческой личности. Большая и самая ценная часть внутреннего мира человека умирает вместе с ним.

Евтушенко переходит к философскому вопросу о познаваемости человека. О каждом складывается определенное мнение, которому очень далеко до истины. «Грешный и земной» человек остается в памяти по своим делам и поступкам. Но никто не знает, насколько они соответствовали его внутреннему миру. Поэт утверждает, что никто по-настоящему не понимает даже самых близких людей, даже «отца родного своего».

Евтушенко приводит в отчаяние мысль, что человечество открывает для себя космос, но спокойно воспринимает гибель целых неизведанных миров на своей планете. Их уже никогда не вернуть. У поэта только один выход: «от этой невозвратности кричать».

Описание картины «После кораблекрушения» — Делакруа Эжен

Картина была написана маслом, известным среди своих современников художником-романтистом Эженом Делакруа в 1847году. Как нам известно из истории Франции конец 18 и начало 19 веков были ознаменованы событиями связанными с падением монархии , буржуазной революцией унёсшей много жизней, провозглашение Республики во главе с Бонапартом в итоге устроившим кровавые войны в Европе и в России.

Судьба Франции на протяжении жизни волновали художника и находили отголоски в его более ранних работах. Эжен Делакруа интересовался политическими взглядами общества, был против скорополительных выводов своих современников бросавших в толпу лозунги, не чужд к поэзии и литературе , участвовал в общественных диспутах и дебатах. На его картинах нет спокойного умиротворяющего сюжета, видно, что художника всегда волновало поведение людей в особых обстоятельствах, их поведение в опасных ситуациях, требующих от человека душевных, психологических и физических усилий.

Делакруа Эжен описание картины «После кораблекрушения»

Картина была написана художником уже в зрелом возрасте, он вложил в неё глубокий смысл, охарактеризовав свою эпоху как бушующее море пытающееся поглотить челнок.

На ней мы видим нескольких чудом оставшихся в живых членов команды, после крушения судна, которые борются со стихией. Здесь явно просматривается аналогия-затонувший корабль не что иное как Французкая монархия, которую поглотила революция.

Члены команды – революционеры, обратите внимание на их позы и лица. Они говорят об усталости и отчаянии, о невозможности обратить время вспять и не понимая происходящего с ними конфуза

На заднем плане наплывают ещё более зловеще-свинцовые тучи, их лица обращены в сторону линии горизонта, в отчаянии увидеть проблеск солнца или кусочек открытого неба, а значит и спасения.

Художник намерено нарисовал картину в тёмных тонах, тем самым показывая, что для чудом спасшихся людей – нет никакой надежды

Обратите внимание на двух матросов, которые бросают раненого товарища в море, что бы лодка стала легче

Тем самым автор картины провёл параллель между событиями , когда революционеры сами приносили в жертву своих товарищей, посылая их на гильотину , когда народ Франции был обманут крикливыми лозунгами и снова поднял восстание. Кормчий у руля лодки, похоже ,смирился с судьбой, его глаза закрыты, отдался воле ветров и бушующего моря.

Ему кажется уже безразлично , что происходит вокруг, не знает куда направлять лодку и где находиться спасительный берег. Он готов разделить судьбу выброшенного за борт товарища, готов стать жертвой и принять наказание

Остальные члены команды ещё суетятся на носу челнока ,на что-то надеются, но истинным хозяином положения похоже является человек в шляпе, обратите внимание на его зловещее лицо, без сожаления, освобождающегося от живого груза, деловито раскачивающий тело перед броском в пучину

Кажется, автор эти неприятным персонажем хотел показать алчную буржуазию , которая даже в эти кровавые годы для Франции скалачивали себе большие капиталы, а в дальнейшем привели к власти диктатора и спонсировали его походы и кровавые войны в Европе.

Возможно в своё время работы Делакруа не были столь известными и не вызывали восхищения, поскольку он не придерживался притарных и помпезных художественных стилей и даже считалось пошлостью рисовать реализм, в ту эпоху всегда приукрашивали лица, пейзажи, события. Он был против условностей и может поэтому герои его картин более живы и напоминают нас с вами.

Автор сочинения: Сильвен

21

Да, заслужил я жребий мой!Могучий конь, в степи чужой,Плохого сбросив седока,На родину издалекаНайдет прямой и краткий путь…Что я пред ним? Напрасно грудьПолна желаньем и тоской:То жар бессильный и пустой,Игра мечты, болезнь ума.На мне печать свою тюрьмаОставила… Таков цветокТемничный: вырос одинокИ бледен он меж плит сырых,И долго листьев молодыхНе распускал, все ждал лучейЖивительных. И много днейПрошло, и добрая рукаПечально тронулась цветка,И был он в сад перенесен,В соседство роз. Со всех сторонДышала сладость бытия…Но что ж? Едва взошла заря,Палящий луч ее обжегВ тюрьме воспитанный цветок…

7

И вспомнил я отцовский дом,Ущелье наше и кругомВ тени рассыпанный аул;Мне слышался вечерний гулДомой бегущих табуновИ дальний лай знакомых псов.Я помнил смуглых стариков,При свете лунных вечеровПротив отцовского крыльцаСидевших с важностью лица;И блеск оправленных ножонКинжалов длинных… и как сонВсе это смутной чередойВдруг пробегало предо мной.А мой отец? он как живойВ своей одежде боевойЯвлялся мне, и помнил яКольчуги звон, и блеск ружья,И гордый непреклонный взор,И молодых моих сестер…Лучи их сладостных очейИ звук их песен и речейНад колыбелию моей…В ущелье там бежал поток.Он шумен был, но неглубок;К нему, на золотой песок,Играть я в полдень уходилИ взором ласточек следил,Когда они перед дождемВолны касалися крылом.И вспомнил я наш мирный домИ пред вечерним очагомРассказы долгие о том,Как жили люди прежних дней,Когда был мир еще пышней

14

Трудами ночи изнурен,Я лег в тени. Отрадный сонСомкнул глаза невольно мне…И снова видел я во снеГрузинки образ молодой.И странной, сладкою тоскойОпять моя заныла грудь.Я долго силился вздохнуть —И пробудился. Уж лунаВверху сияла, и однаЛишь тучка кралася за ней,Как за добычею своей,Объятья жадные раскрыв.Мир темен был и молчалив;Лишь серебристой бахромойВершины цепи снеговойВдали сверкали предо мнойДа в берега плескал поток.В знакомой сакле огонекТо трепетал, то снова гас:На небесах в полночный часТак гаснет яркая звезда!Хотелось мне… но я тудаВзойти не смел. Я цель одну —Пройти в родимую страну —Имел в душе и превозмогСтраданье голода, как мог.И вот дорогою прямойПустился, робкий и немой.Но скоро в глубине леснойИз виду горы потерялИ тут с пути сбиваться стал.

20

Я вышел из лесу. И вотПроснулся день, и хороводСветил напутственных исчезВ его лучах. Туманный лесЗаговорил. Вдали аулКуриться начал. Смутный гулВ долине с ветром пробежал…Я сел и вслушиваться стал;Но смолк он вместе с ветерком.И кинул взоры я кругом:Тот край, казалось, мне знаком.И страшно было мне, понятьНе мог я долго, что опятьВернулся я к тюрьме моей;Что бесполезно столько днейЯ тайный замысел ласкал,Терпел, томился и страдал,И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,Едва взглянув на божий свет,При звучном ропоте дубравБлаженство вольности познав,Унесть в могилу за собойТоску по родине святой,Надежд обманутых укорИ вашей жалости позор!..Еще в сомненье погружен,Я думал — это страшный сон…Вдруг дальний колокола звонРаздался снова в тишине —И тут все ясно стало мне…О! я узнал его тотчас!Он с детских глаз уже не разСгонял виденья снов живыхПро милых ближних и родных,Про волю дикую степей,Про легких, бешеных коней,Про битвы чудные меж скал,Где всех один я побеждал!..И слушал я без слез, без сил.Казалось, звон тот выходилИз сердца — будто кто-нибудьЖелезом ударял мне в грудь.И смутно понял я тогда,Что мне на родину следаНе проложить уж никогда.

Кораблекрушение | Великие художники

04.12.2013

Джозеф Маллорд Уильям Тернер (1775—1851)

Знаменитый английский живописец-пейзажист.

Тернер — пейзажист совершенно нового склада. Его стиль — это чистый романтизм. Его новаторский стиль стал очевиден уже в 1800е. Романтизм как в технике, так и в сюжетах. На картинах Тернера чаще всего присутствует движение — например, волнующееся море, корабли, — а также восходы, закаты, туманы, дымы.

В картине «Кораблекрушение» 1805 г. его техника еще близка к традиционной, однако вскоре он отходит от нее. Это можно проследить по его картинам, изображающим чужие края (в отличие от Констебла, Тернера вдохновляла не только родная Англия). Например, если сравнить две картины — Венеция (1840) и Венцианский карнавал (1845) — резкая и окончательная перемена стиля становится очевидной.

Тернер много путешествовал по Франции, Голландии, Италии (Венеция и Неаполь), Швейцарии (Люцерн). А вот Лондон, где он прожил всю жизнь, мало появляется в его работах, хотя некоторые исследователи считают, что окончательная качественная перемена в технике и стиле Тернера лучше всего прослеживается в акварелях, сделанных именно в Лондоне и запечатлевших пожар лондонского парламента 1834 г. Говорят, что пока толпа стояла и наблюдала за пожаром, художник взял напрокат лодку, выплыл на середину Темзы и упоенно рисовал огненнную стихию. Позже он написал и картины на этот же сюжет.

15

Напрасно в бешенстве поройЯ рвал отчаянной рукойТерновник, спутанный плющом:Все лес был, вечный лес кругом,Страшней и гуще каждый час;И миллионом черных глазСмотрела ночи темнотаСквозь ветви каждого куста…Моя кружилась голова;Я стал влезать на дерева;Но даже на краю небесВсе тот же был зубчатый лес.Тогда на землю я упал;И в исступлении рыдал,И грыз сырую грудь земли,И слезы, слезы потеклиВ нее горючею росой…Но, верь мне, помощи людскойЯ не желал… Я был чужойДля них навек, как зверь степной;И если б хоть минутный крикМне изменил — клянусь, старик,Я б вырвал слабый мой язык.

10

Внизу глубоко подо мнойПоток, усиленный грозой,Шумел, и шум его глухойСердитых сотне голосовПодобился. Хотя без словМне внятен был тот разговор,Немолчный ропот, вечный спорС упрямой грудою камней.То вдруг стихал он, то сильнейОн раздавался в тишине;И вот, в туманной вышинеЗапели птички, и востокОзолотился; ветерокСырые шевельнул листы;Дохнули сонные цветы,И, как они, навстречу днюЯ поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю:Мне стало страшно; на краюГрозящей бездны я лежал,Где выл, крутясь, сердитый вал;Туда вели ступени скал;Но лишь злой дух по ним шагал,Когда, низверженный с небес,В подземной пропасти исчез.

23

И было все на небесахСветло и тихо. Сквозь парыВдали чернели две горы.Наш монастырь из-за однойСверкал зубчатою стеной.Внизу Арагва и Кура,Обвив каймой из серебраПодошвы свежих островов,По корням шепчущих кустовБежали дружно и легко…До них мне было далеко!Хотел я встать — передо мнойВсе закружилось с быстротой;Хотел кричать — язык сухойБеззвучен и недвижим был…Я умирал. Меня томилПредсмертный бред.                                 Казалось мне,Что я лежу на влажном днеГлубокой речки — и былаКругом таинственная мгла,И, жажду вечную поя,Как лед холодная струя,Журча, вливалася мне в грудь…И я боялся лишь заснуть,—Так было сладко, любо мне…А надо мною в вышинеВолна теснилася к волнеИ солнце сквозь хрусталь волныСияло сладостней луны…И рыбок пестрые стадаВ лучах играли иногда.И помню я одну из них:Она приветливей другихКо мне ласкалась. ЧешуейБыла покрыта золотойЕе спина. Она виласьНад головой моей не раз,И взор ее зеленых глазБыл грустно нежен и глубок…И надивиться я не мог:Ее сребристый голосокМне речи странные шептал,И пел, и снова замолкал.Он говорил: „Дитя мое,     Останься здесь со мной:В воде привольное житье     И холод и покой.

*

Я созову моих сестер:     Мы пляской круговойРазвеселим туманный взор     И дух усталый твой.

*

Усни, постель твоя мягка,     Прозрачен твой покров.Пройдут года, пройдут века     Под говор чудных снов.

*

О милый мой! не утаю,     Что я тебя люблю,Люблю как вольную струю,     Люблю как жизнь мою…“И долго, долго слушал я;И мнилось, звучная струяСливала тихий ропот свойС словами рыбки золотой.Тут я забылся. Божий светВ глазах угас. Безумный бредБессилью тела уступил…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: