“Строители Братской ГЭС”
После поездки на строительство ГЭС в городе Братск в 1960 году появилась замечательная оригинальная картина “Строители Братска”. Молодой художник долго продумывал каждую деталь полотна — фон, цвет, расстановку образов, ракурс.
Недаром задний план картины черный, это акцентирует внимание на нарисованных фигурах, а не на событиях или происшествиях. Для художника было главным правильно преподнести своих героев и показать их силу, мужество, уверенность в себе
Строители Братска — запыленные, уставшие от работы люди, но они прекрасны в своем трудолюбии и суровой, сдержанной энергии.
Примечательно, что в первоначальном виде на полотне были изображены рабочие с наколками на руках, так как большинство трудящихся на Братской ГЭС были заключенными. Но, осознавая, что в таком виде руководство не может выпустить картину на выставку, Виктор Ефимович убирает лагерные татуировки.
С тех самых пор художник становится знаменитым. Его полюбили в народе, признали критики. А Виктор Попков, картины которого покупает Третьяковская галерея и печатает передовая газета, продолжает плодотворно трудиться и радовать публику новыми оригинальными работами, живя скромно и стесненно, почти бедно.
Слайд 3Один из основоположников «сурового стиля», Виктор Попков одним из первых
покинул его жесткие и довольно тесные пределы: как и всякий
большой и самобытный мастер, он не укладывался в рамки конкретного стилевого направления – даже того, которое сам формировал и во многом олицетворял.Топографически Виктор Попков вместе со сверстниками и единомышленниками располагался на территории «левого» МОСХа», искусство которого в кругах более радикальных считалось очередным изводом соцреализма, чем-то вроде соцреализма с человеческим лицом. А в кругах официальных и консервативных – напротив, клеймилось как формализм и чуть ли не абстракционизм. Ни к соцреализму, ни к формализму живопись Попкова – фигуративная, но метафоричная, пластически внятная, но интеллектуально и эмоционально нагруженная – не имела никакого методологического либо концептуального отношения.
Детство
Попков Виктор Ефимович (1932 – 1974 гг.) родился в Москве, в семье крестьян. Отец и мать, с ранних лет приученные к тяжёлому труду, переезжали с места на место в поисках работы.
Виктор Попков был вторым ребенком в многодетной семье из четверых ребятишек. Известие о гибели отца на войне прибыло, когда будущему живописцу было девять лет, а его самому младшему братику – несколько месяцев. Мать, по просьбе любимого мужа, посвятила всю себя детям, так и не выйдя замуж. Зато поставила ребятню на ноги, всем дала должное образование.
Семья Попковых была дружной, но бедной. Дети любили мать и, видя ее тяжелый труд, старались во всем слушать и не огорчать. Понимая, что они соединены нерушимыми кровными узами, ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку.
Мать, Степанида Ивановна, обожала своих малышей и старалась воспитывать их в строгости, но нежности.
Такое, казалось бы, счастливое детство, было омрачено еще несколькими трагедиями (помимо гибели отца и постоянной нужды).
Смерть младшего братика, всеобщего любимца Толи, оставила неизгладимый след в душе Виктора Попкова. Он не смог даже присутствовать на похоронах малыша.
Второе яркое незабываемое потрясения произошло чуть позже, когда на Витю напал бык и повалил его на землю. Мальчику удалось спастись благодаря вовремя подоспевшей помощи.
Но, несмотря на все горести, Виктор Попков рос добрым и дружелюбным ребенком, щедрым и общительным.
Слайд 30Живописная фактура подобна размывам, лишающим предметы твердых очертаний. Нервно-экспрессивный протяженный
мазок в небе, в зданиях и на улице наполняет картину
как бы «осязанием» тревоги, повисшей в ночном мире. Светом выделены неровные цепочки огней, косые очертания зданий. Плоскостная, будто нереальная панорама города за окном противопоставлена объемно моделированной светотенью фигуре лежащего художника. Реальность ощутима в тщательно написанных руках, в босых ногах, внушающих, кстати, какое-то жалостливое чувство к изображенному художнику. Картина дает основание толковать ее расширительно, как беспокойство о хрупкой жизни человека, не суживая ее до непосредственного изображения художнического быта. В беспокойных всполохах огней и колеблющемся свете отчетливо ощущается некое «смятение» живописных средств.
Слайд 14«В деревне Кимже, расположенной на берегу одноименной реки, Попкова удивил
почти красный приречный песок. Он сделал несколько этюдов, но не
остановился на простой фиксации виденного, а написал большое полотно „Деревня Кимжа“. В картине сконцентрировались многие представления художника о суровой жизни северных деревень. Образный язык полотна состоит из метафор: ничто не произнесено прямо, все наполнено иносказанием. Плотный строй мрачных черных изб уподоблен подслеповатой толпе неловких существ. Тяжелые, нависшие над деревней облака несутся каменными глыбами, красный склон реки горит адским огнем. Черные языки реки напоминают густую нефть. Метафоры рождают мрачный образ северного края. Природа настолько враждебна человеку, что красота суровых и мрачных красок отступает перед этической доминантой полотна»
Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника
21.10.2007
Выставка посвящена 75-летию со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова (1932 – 1974), творчество которого было знаковым в системе развития советского искусства 1960-х – начала 1970-х годов.
Окончив в 1958 году Художественный институт им. В. Сурикова, Попков оказался младшим, но вполне равноправным в среде тех, кто творил новую, демократичную атмосферу в советском искусстве во второй половине 1950-х. Имена их известны: Г. Коржев, А. Васнецов, Н. Андронов, П. Никонов, В. Иванов, П. Оссовский. Они стали создателями мировоззренческого стиля, позднее названного «суровым», с его прямым взглядом на современную действительность, с героями, найденными в будничной и жесткой атмосфере великих строек Сибири и на целине. С середины 1960-х, когда публицистичность прямой речи «суровых» становится неактуальной, Попков стремительно эволюционировал от правды факта к напряженности и философской неоднозначности образа, от рублености остовской формы к ее слегка гротесковому изяществу, от простоты локального колорита к утонченности и одушевленности цвета. За неполные 20 лет творчества художник выполнил немало крупных полотен, проникнутых чувством сопричастности к жизни страны и людским судьбам, гражданской ответственностью за собственное дело. Среди них давно признанные этапными «Строители Братска», цикл «Мезенские вдовы», «Шинель отца», «Работа окончена», «Хороший человек была бабка Анисья», «Осенние дожди (Пушкин)».
Возможно, работы Виктора Попкова более «камерных» форматов не так широко известны, как названные, и менее оценены, но в них явственно ощущаются те же «этапы движения» мастера, тематико-эмоциональные и живописные. К этой линии примыкает курская коллекция, включающая в себя шестнадцать произведений живописи и графики, исполненных Попковым между 1960-м и 1974-м годами. Пятнадцать работ приобретены у вдовы автора, московского графика К.И. Калинычевой, «Балкон мастерской» подарен галерее другом Попкова, известным живописцем П.Ф. Никоновым. В отличие от живописи, давно знакомой любителям искусства, графика до настоящей выставки не покидала фондохранилища и оставалась «terra incognita», что привносит в настоящую экспозицию элемент «интриги» и сближает ее с параллельной выставкой новых поступлений.
Зрительному ряду выставки особый смысл придавала работа И.А. Попова «Автопортрет, начатый 12 ноября 1974 года», день смерти Виктора Попкова. Начатый и оставшийся незавершенным…
Сочинение по картине Попкова «Осенние дожди», 8 класс
Творчество Виктора Ефимовича Попкова относится к школе русского реалистического искусства. Живопись художника, выражающая личное отношение автора к миру и человеку, оказала влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 70-х годов ХХ века. Перу художника принадлежат такие известные картины как «Строители Братска», «Северная песня», «Воспоминания. Вдовы», «Автопортрет», «Семья Болотовых».
Передо мной репродукция картины Виктора Попкова «Осенние дожди». Интересно, что это последняя работа мастера кисти, и она не закончена. Жизнь художника внезапно трагически оборвалась.
Если бы можно было дать собственное название полотну, я бы назвала его «Болдинская осень». Почему? Общеизвестен тот факт, что наиболее плодотворным для Александра Сергеевича Пушкина (а именно он и изображен на картине) был период осени 1830 года, в это время были дописаны «Евгений Онегин», ода «Вольность», «Сказка о попе и работнике его Балде», большое количество стихотворений.
На переднем плане мы видим знаменитого поэта. Вероятно, действие происходит в родовой усадьбе Пушкина, в деревянном доме. Крыльцо выписано художником мастерски: балюстрада с завитками, деревянный помост, на который ложится мокрая листва. Пушкин стоит, прислонившись плечом к колонне, задумчиво вглядывается вдаль. Ему немного зябко, ветер развевает фалды сюртука, вероятно, действие происходит рано утром. Что видит поэт там, вдалеке? Красоту родной природы. «Очей очарованье», — так говорит о красоте осени мастер слова. Его восхищает удивительное одеяние леса: «багрец» и «золото» радуют глаз. И Виктор Попков эту же мысль мастерски изображает на картине: ветер колышет золотистую пышную листву деревьев, которая отражается в луже, между деревьями замерла в ожидании гостя одинокая скамья. Вдали, на заднем плане, виднеются скошенные поля, а позади них раскинулись холмы. Широкой каймой стелется извилистая река. По всему видно, что дождь недавно прошел, потому что природа сияет чистыми красками… Но небо снова нахмурилось в ожидании дождя.
Интересно сочетание цветов в палитре художника. Преобладают желтые, коричневые, оранжевые цвета, которые перемежаются с серыми. Конечно, наиболее ярко прорисованы деревья в своем багряно-золотом убранстве. Серая балюстрада, серые колонны, серый цвет сюртука поэта только оттеняют богатую красоту природы.
Картина Попкова «Осенние дожди» — гимн красоте и величию русской природы. Это произведение навевает грустные мысли: мысли о приближении зимы, мысли об уходящей красоте. Но это настроение можно назвать «светлой грустью», потому что после зимы неизбежно придет весна, и природа опять расцветет.
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Попкова «Осенние дожди», 8 класс» читают:
Сочинение по картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», 8 класс
Слайд 27В автопортретах художник выступает двойником настроений своего времени, окружающего мира.
Он как бы представительствует от лица современности. Но в таком
расширительном толковании жанра автопортрета происходит разрыв с ним, ибо мир пропускается через художника, а художник, представая духовным эквивалентом этого мира, словно в нем растворяется. Поэтому уже не сам по себе, а в себе содержа нечто большее, выходящее за авторское «я», автопортрет, еще сохраняя портретный облик автора, обогащается его прозрениями мира, рисующими реальную картину эмоционально-психологического состояния человека. В картинах «После работы», «Приезжайте к нам на дачу», «Воскресенье» изображен сам Попков и в то же время уже не Попков, а лишь человек, иногда близко, но чаще отдаленно с ним схожий.
Творчество
В историю российского искусства Виктор Попков вошёл стремительно и ярко, его творчество сразу заметили и оценили. Три дипломные работы художника сразу же приобрела Третьяковская галерея.
Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суро́вый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». Технически он отличался обобщённостью и лаконичностью изображений, линейностью контуров фигур, большими плоскостями цвета. Пример – картина В. Попкова «Строители Братской ГЭС» (1960).
Став одним из основоположников «сурового стиля», он одним из первых и покинул его – ему было тесно в его пределах. Но он не мог покинуть то «суровое» в отношении живописи время, и мужественно делал своё дело. В то время считалось, что живопись исчерпала себя. Началась эпоха инсталляций, авангардных акций, аукционов, пёстрой продукции «второго авангарда», перепевания чужих сюжетов, поиска смысла в бессмысленных изображениях и т.д. А Попков писал детей, старух, деревенских вдов, простых мужиков-работяг, обычных горожан. Это было искреннее творчество, но не модное в то время. Но В. Попков не стеснялся этого. В 1972 г. он создал картину «Шинель отца», затем «Мезенские вдовы», «Мать и сын», «Хороший человек была бабка Анисья» – это были настоящие шедевры. У него был свой герой – житель окраины, отец, муж, трудовой человек.
Первые шаги на творческой стезе
В школе мальчик отличался особым прилежанием и усердием. С малых лет в нем развилось желание творить на бумаге. Вите нравилось следить за проявлением рисунка на тогдашних “сводилках” (переводных картинках), на которые он тратил все свои карманные деньги, а также наблюдать за работой соседки-художницы, которая рисовала акварелью, но чье имя, к сожалению, нам не известно.
Степанида Ивановна, первая разглядевшая в сыне порывы к работе с кистью, стала поощрять желание ребенка творить. Она отвела его в художественную школу и помогла поступить в Московское графическое училище, искренне хвалила его, воодушевляла на творческие подвиги и давала продуманные советы.
А мальчик писал везде и обо всем. Его ранние зарисовки охватывали разнообразные предметы и события – это были и деревья, и дома, и люди.
Преподаватели художественной мастерской тоже рассмотрели талант в одаренном ученике и уделяли ему дополнительное внимание. По коротким этюдам из личного альбома начинающего художника можно было увидеть, что обучение в изостудии пошло ему на пользу: на смену дилетантских набросков появляются осмысленные качественные работы, в основном пейзажи и натюрморты
Версия 3: операция КГБ
Ещё одна версия предполагает, что Попков стал жертвой советских спецслужб. О том, что «КГБ убило известного художника», уже через несколько часов после трагедии сообщила радиостанция «Голос Америки». Дикторы отметили, что в Москве по этому поводу ожидаются «волнения». Протестные настроения могло подогреть то, что Попков погиб через 40 дней после смерти кинорежиссёра Василия Шукшина, вокруг которой также ходило много слухов.
Опасаясь скандала, власти едва не запретили гражданскую панихиду по Попкову. Но она всё-таки состоялась в выставочном зале на Кузнецком мосту, при большом стечении людей. Похоронили художника вовсе не там, где он хотел, а на погосте близ подмосковной станции «Тарасовская».
Важно было показать, что убитый не был оппозиционером. Этим отчасти объясняются почести, посмертно оказанные Попкову. По ходатайству Союза Художников в 1975 году ему была присвоена Государственная премия – её получили вдова и сын покойного
По ходатайству Союза Художников в 1975 году ему была присвоена Государственная премия – её получили вдова и сын покойного.
Прямых доказательств «кагэбэшной» версии не существует. Однако весной 1975 года писатель Владимир Войнович беседовал с полковником Пассом Смолиным, начальником 1-го отдела 5-го управления КГБ. Тот изложил обстоятельства трагедии так:
«Попков пьяный ловил такси. Остановил машину, полез внутрь, а там инкассатор и тоже под мухой. Он с перепугу выстрелил.<…> А потом говорят, мы убили Попкова. Чуть что – и на нас. Мы убили. А это не мы».
Рекорды продаж, уходы, цена картин Попкова
В годы своей жизни художник нередко переживал тяжелые времена и нужду. Однако сегодня его работы ценятся очень высоко. Выясним, сколько стоят картины Попкова на рынке живописи. Для этого рассмотрим уходы его произведений с известных аукционов.
Рекордная продажа произведений Попкова относится к 2010 году. Тогда в торговом доме Sotheby`s выставили живописную картину «Семья в июле», по своему стилю напоминающую известную работу «Двое». Работа «Семья в июле» была написана в 1969 году и тоже считается одной из лучших в копилке мастера. В 1992 году она экспонировалась на выставке советской реалистической живописи в Англии, а в 2000 и 2002 годах в США. В аукционном доме произведение оценили в 200-300 тысяч долларов, но в ходе торгов цена взлетела до 842 тысяч.
Следующей крупной продажей считается уход картины «Три художника» с аукциона MacDougall`s в 2016 году. Работа поступила от владельца, купившего ее непосредственно у семьи художника. В 2014 году оригинальное полотно, на котором Попков запечатлел себя и своих коллег, экспонировалось на выставке в Лондоне. Эстимейт холста составил 80-120 тысяч фунтов стерлингов, но в ходе торгов цена выросла до 190 тысяч фунтов (276 тысяч долларов).
На этом же аукционе ушли по меньшей цене и другие работы Попкова: «Жена художника у зеркала» (продана за 17 тыс. долларов), «Поздно для школы» (1,7 тыс. долларов), «Осень в Моравском лесу» (3,4 тыс. долларов).
Еще одна продажа состоялась в MacDougall`s в 2010 году. В июне там выставлялась картина «Отражение в окне», созданная художником в 1963-м году. В разные годы холст экспонировался на выставках в Миннеаполисе. На аукционе его оценили в 15-20 тыс. фунтов и продали за 72 тысячи фунтов (106 тыс. долларов).
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Попкова сегодня. Эти и другие данные о продажах холстов позволяют сделать выводы, что его искусство на рынке достаточно востребовано и оценивается с разбросом от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Далее мы обсудим, где и как продать картину Попкова с наименьшими хлопотами.
Направление деятельности
Картины в «суровом стиле»
«Суровый стиль» появился в советской живописи в 1950-60-х годах в противовес пропагандируемому властями искусству беззаботной и счастливой жизни советского человека. Представители нового стиля поставили перед собой задачу говорить о человеке правду, какой бы жесткой она ни была.
Вдохновение на работу в таком стиле Попков черпал в ежегодных творческих поездках по стране. Изучая крупные стройки, проживая вместе со строителями, художник все более всматривался в молодых людей, работавших в самых суровых природных условиях, демонстрирующих силу и характер при встрече с трудностями.
Одной из лучших картин Попкова в «суровом стиле» считается работа «Строители Братской ГЭС», благодаря которой его относят к числу лучших представителей этого стиля. Художника столь поразило грандиозное строительство ГЭС в Братске, на котором он побывал в 1960-м году, что он без отдыха рисовал этюды к задуманному эпическому полотну, причем много работал в ночное время, так как изначально выбрал для будущей картины темный фон. Оригинальное изображение героев как бы на сцене на темном фоне, перемещение внимания со стройки на характеры самих героев принесло художнику значительный успех и славу, а найденные приемы в дальнейшем многократно копировали другие художники.
Рассказ правды о жизни выражался и в том, чтобы показать трагическую судьбу человека, его умение проходить через жизненную драму. Особую популярность Попкову принесли циклы работ «Мезенские вдовы» и «Размышления о жизни». В них входят такие картины, как «Ожидание», «Старость», «Двое», «Шинель отца», «Семья Болотовых».
Автопортреты
На многих полотнах художника мы можем встретить его самого. Его появление в своих работах можно расценить как то, что он считал себя центром построенной им самим образной системы. Так, в картине «Мать и сын» подчеркивается образ матери, которая учила сына верить в себя, любить, сопереживать, помогла ему открыть в себе художника, всячески поддерживала. В работе «Шинель отца» подчеркивается преемственность поколений, которые помнят о тех, кто отдал за них свою жизнь на войне.
В конце 1960-х годов автопортреты стали появляться в числе работ художника все чаще. Он снова и снова всматривался в себя, пытаясь разобраться со своей жизнью, своими принципами и ценностями. Так, например, родилась работа «Мой день», в которой художник изобразил себя по центру, слева от себя он представил образ пожилой женщины, символизирующей его картины о старости, а справа — молодой, как символ работ о молодости. По его словам, после завершения идеи тех и других картин покидали его, оставляя один на один с необходимостью искать ключ к новому произведению.
Отметим, что Виктор Попков создал довольно большое количество автопортретов. Среди них кроме названных выше есть такие работы: «Три художника» (см. ниже), «Художник в деревне», «Воскресенье», «Отражение в окне» (см. ниже), «Весна идет», «Работа окончена», «Мне 40 лет» и множество других полотен.
Слайд 32«Я спрашиваю себя, что писать и как писать? И когда
не нахожу ответ на этот вопрос, то вспоминаю, почему с
самого детства я хотел стать художником. И многое становится ясней. Оказывается, что тебя привлекала профессия художника не деньгами, не славой, не всеми 90% жизненной суеты вокруг искусства, а просто любил само искусство и больше ничего, то святое, что называется прекрасным, чистым, незамутненным. А сейчас мне иногда становится страшно, мне кажется, что искусство где-то проходит в стороне, что большая часть всех наших споров и разногласий развивает не линию искусства, а какую-то другую, очень похожую вблизи на настоящую, но в общем ложную линию. И это главное видишь только тогда, когда пройдут годы и когда мы скажем: да, те годы, те десятилетия были ошибкой». (Попков В.Е. Из его записной книжки)«Быть профессионалом, а не примитивистом… Крупно мыслить, не мелочиться» (Попков В.Е.)«Вылить себя в свои картины…» (Попков В.Е.)
Слайд 23Проблематика «Северной песни» — в не снимаемом конфликте между традиционным
укладом деревни (с его нравственностью, долгом, стоическим трудом) и городским
образом жизни. Поводом для написания картины послужила встреча художника в селе Зехново на Мезени с этнографической экспедицией, собиравшей народные песни.Персонажи на картине, несмотря на взаимную приязнь, во многом противоположны друг к другу, что выражено и сюжетом, и композицией, и цветовыми средствами. Как обозначение демаркационной линии, разделяющей деревенских и приезжих городских, на полотне выписано единственное сильное цветовое место — ярко-красная герань, прозванная в народе «солдатской кровью». Деревня еще живет старыми традициями, сохраняя свою культуру, которая может вызывать лишь этнографический интерес.
Трагедия на улице Горького
Роковым днём для Попкова стало 12 ноября 1974 года. В тот день, по одной из версий, художник поздно возвращался домой из мастерской, рассчитывая попасть на Киевский вокзал.
По другой версии, Попков вышел из ресторана. Там он отмечал с друзьями подписание очередного договора с Комбинатом живописного искусства. Сначала Попков пировал вдвоём со знакомым художником, потом к попойке присоединилась ещё пара человек. К 11 часам вечера компания была уже изрядно навеселе, но Попков предложил отправиться в его мастерскую на Брянской улице, чтобы «продолжить банкет».
На улице перед рестораном художник увидел «Волгу», и попросил водителя подвезти его. На беду, Попкову попалось не такси, а инкассаторская машина. Дело в том, что в советское время инкассаторы не имели собственного транспорта и брали автомобили в таксопарке. Путанице способствовала темнота на улице. В ответ на просьбу Попкова один из инкассаторов без всякого предупреждения выстрелил в него в упор. Когда Попков упал, машина тут же уехала с места. Растерявшиеся друзья попытались прислонить раненого художника к дереву.
Тем временем, одна из жительниц дома, на первом этаже которого располагался ресторан, увидела всё произошедшее в окно и вызвала милицию. Пришедший постовой приказал положить раненого, а затем остановил проезжавшую карету «скорой помощи». Оказалось, что Попков ранен в сонную артерию. По некоторым сведениям, пуля вошла между подбородком и кадыком и вышла в районе затылка. Одни источники утверждают, что Попков скончался по дороге, другие – что он умер уже в больнице.
Смерть живописца шокировала художественное сообщество – многие просто не могли поверить в случившееся.
Слайд 17Вторая поездка, вроде бы, сбор материала к „Песне“. Хозяйка, где
я жил, собрала гостей — своих подруг — и, приняв
меня в свою компанию, пили брагу и ели лепешки да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Боже мой, ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости — теперь уже старухи вдовы. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Ничего не оставалось, как тут же, лежа на полу, скомпоновать линейный эскиз будущей картины, куда вошел, кстати, весь замысел без изменения. Так родилось полотно „Воспоминания“.
Живопись, скульптура, графика
Характерная особенность творческого метода Оссовского — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал.Его работы можно отнести к направлению, которое характеризуется созданием своего рода живописных мемуаров. Таковы серии его произведений, созданные на основе впечатлений от многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».Особое место в творчестве Оссовского занимают исторические композиции, связанные с прошлым Псковщины: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-84), «Дорога к храму» (1989), оформление «Красной палаты» в Изборске (2000). В поздний период творчества художник обратился к стилистике псковской школы иконописи.Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины.В 1950 году окончил Московский государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская С.В.Герасимова).С 1954 года принимает участие в художественных выставках.С 1956 года — член Союза художников СССР.Персональные выставки, в том числе: Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015), Санкт-Петербург (2006), Польша (1965), Италия (1966), Чехословакия (1975), Финляндия (1984), Германия (1987), Испания (1992) и другие.1988 г. удостоен звания Народный художник СССР.1995 г. — действительный член Российской академии художеств.В 2007 году были открыты постоянные экспозиции картин Оссовского: «Мир и Отчизна» — Художественный музей, Кировоград, «Псковские мотивы» — Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, «Пушкин и земля Псковская» — Пушкинский заповедник «Михайловское».В 2012 году художник осуществил уникальный замысел к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска — «Росписи Изборской Палаты».В 2013 году мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.
П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года, похоронен в Изборске (Псковская область).вернуться в галерею вернуться в анонсы
Слайд 20Композиционное построение картины было ясно сразу. За основу я взял
схему построения цветка — пиона или что-то в этом роде,
где низ плавный, спокойный (у меня низ платьев), а лепестки острые вверху и отделены друг от друга (у меня верх фигур). Вся градация красных платьев разыгрывается на черно-бесцветном фоне. На севере пейзаж и дома в цвете очень сдержанны, и уж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно и воздействие от них обостренно выразительное. И хотя сравнение композиции картины с цветком на темном фоне довольно приблизительно и отдаленно, но, тем не менее, во время работы над холстом я все время старался об этом помнить. Писал сразу на холсте без предварительного картона. Может быть, из-за того, что с самого начала все было ясно, работа над картиной длилась недолго (чуть меньше месяца)»
Память[ | код]
Москва, Молочный переулок, дом 5. На этом месте стоял деревянный дом Таля, построенный в 1824 году (в 1901 году надстроен с изменением фасада архитектором П. П. Щекотовым). В 1959—1969 годах в доме жил и работал художник В. Е. Попков. Несмотря на охранный статус в 2005 году дом снесли и на его месте выстроили новодел, на фасаде которого разместили снятую с подлинного особняка доску, сообщающую об охранном статусе здания; и поставили памятник.
- В Мытищинском историко-художественном музее есть памятная комната художника, хранятся эскизы его картин, графические работы, зарисовки, фотодокументы.
- 18 декабря 2013 года в Москве открылась первая за 40 лет выставка Виктора Попкова. Экспозиция выставки-ретроспективы «Виктор Попков. 1932—1974» выстроена не хронологически, а структурно — по важнейшим для Попкова темам жизни, смерти, искусства.
- 22 мая 2014 года в Лондоне открылась выставка работ Виктора Попкова. В экспозиции «Виктор Попков: гений русской души» представлены 40 самых значимых произведений художника. Эти картины были доставлены в британскую столицу из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также ряда региональных музеев России.
Версия 1: разбойное нападение
Инкассаторов задержали, но они чуть было не вышли сухими из воды. Арестованные пытались убедить следствие и суд в том, что на них якобы было совершено разбойное нападение. Стрелявший повторял, что всего лишь выполнял предписания инструкции. Возможно, движения и голос пьяного Попкова действительно могли показаться угрожающими. Участники трагедии утверждали, что он даже «бросался на капот» автомобиля.
Стоит учесть, что 1974 год выдался неспокойным для советских инкассаторов. В январе произошло нашумевшее на весь СССР ограбление в Риге. А всего за два дня до инцидента с Попковым, 10 ноября, в Севастополе преступники напали на инкассаторскую машину и убили двоих инкассаторов. После этого всем сотрудникам ведомства была дана инструкция: немедленно стрелять на поражение в случае опасной ситуации.
Суровый стиль Петра Оссовского
1 августа в Пскове скончался народный художник СССР Петр Оссовский – один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве 60-х годов
Роль этого направления в официальном искусстве времен «оттепели» довольно противоречива
С одной стороны — внимание к «людям труда» и романтике больших строек, с другой – отход от канонов официального соцреализма, открытая опора на опыт советских художников досталинского периода. В этом не было политического протеста и тем более антисоветского пафоса, но было стремление к искренности, творчеству без оглядки на идеологические установки, а, значит, и к поиску высшей истины
Петр Оссовский “Три поколения”
Одной из ключевых работ, определивших развитие стиля стала картина Петра Оссовского «Три поколения», написанная им в 1959 году. Позже Петр Павлович писал солнечную Гавану и блеклую итальянскую зиму, но особое место в его творчестве всегда занимала русская тема: пейзажи, портреты и просто зарисовки из жизни.
Большое внимание Оссовский уделял теме Православия. В последние годы его особенно волновала история раскола XVII века, как кровавой трагедии на пути к истине, поразившей русское общество
И в тоже время в своем триптихе «Русская словесность и Православная вера» именно веру и литературу Оссовский аллегорически изобразил в качестве тех основ, которые оберегают страну — каждая со своей стороны.
Тесно связан был Петр Павлович с Псковской землей, его работы о псковских рыбаках на Псковском озере он получил Государственную премию, множество его работ находится в комплексе Изборского музея (включая Палату православия и русской словесности), им подарены Псковскому музею-заповеднику около пятидесяти своих работ. На этой земле он и обрел покой…
Петр Оссовский «Возвращение домой»
Петр Оссовский «Изборск»
Петр Оссовский «У ларька»
Петр Оссовский “На городской окраине. Велосипедист”
Петр Оссовский «Панорама Гаваны»
Петр Оссовский «Набатный колокол России»
Петр Оссовский «Пути-дороги»
Петр Оссовский «Дорога к храму»
Петр Оссовский “В районном центре”.