Уехал в Петербург с 27 рублями
Отучившись год в витебской художественной школе, юноша решил отправиться в северную столицу. Шагал думал, что только там он сможет найти применение своему таланту, а также улучшить его за время обучения в академии художеств. Он попросил денег у отца, но тот не хотел отпускать сына. После череды ссор и споров отец швырнул на пол 27 рублей, сказав, что это единственные деньги, которые он ему даст. Также отец добавил, чтобы сын к нему больше не обращался за помощью, так как высылать он ему ничего не будет.
Шагал выработал свой собственный стиль в живописи
Довольный и гордый юноша отправился вместе с приятелем в Петербург, но впереди все было не так гладко, как задумал Моисей. Амбициозного и самоуверенного художника ожидал провал на первом же экзамене. К слову, этот экзамен стал последним в жизни Шагала официальным испытанием. Не поступив в заветное учебное заведение, Моисей продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Поиски себя в искусстве неожиданно привели Шагала к тому, что он вернулся домой. После этого художник впал в депрессию. Неизвестно к чему бы это привело, если бы он не познакомился с любовью всей его жизни – Беллой. Эта встреча не только вернула его к жизни, но и подарила вдохновение. Вскоре Шагал вновь вернулся покорять северную столицу.
МАРК ШАГАЛ И МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
После 60 лет Шагал освоил витражное искусство. Прославленный художник, лауреат многих премий, обладатель собственного музея вдруг пошел учеником к мастеру и стал еще и известным витражистом. Это говорит о том, что Шагал был живым человеком, не боялся учиться. И потом стал делать витражи и в христианских храмах, и в синагогах. Среди его работ – витраж в Иерусалимской синагоге, чикагском соборе Святого Стефана и здании ООН, плафон для парижской «Гранд-Опера», два панно для «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке и мозаики на здании Национального банка в Чикаго.
Плафон парижской оперы
Приемный зал здания Генеральной Ассамблеи ООН
Язык Марка Шагала показывает мир как Божий мир, и эта радость и приятие бытия со всеми его драмами видны даже в светских работах, в которых не обязательно есть библейский сюжет. Может быть, потому Шагал и взял такую детскую манеру, что перед Богом любое слово – это лепет. Но если это лепет души благодарной Богу, то вырастает поэзия. И у Шагала очень поэтические вещи. И сам он писал замечательные стихи.
Я сын Твой…
Я сын Твой, ползать
рожденный на земле.
Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть,
а как Тебя изображать – не знаю.
Вот это небо? Землю? Свое сердце?
Руины городов? Горящих братьев?
Глаза слезами полнятся – не вижу,
куда бежать, к кому лететь.
Ведь кто-то есть, Кто нам дарует жизнь.
Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.
Ведь Он бы мог помочь мне, чтоб картина
моя светилась радостью…
– Марк Шагал, «Ангел над крышами»
У многих художников были разные стадии: творчество – вещь непредсказуемая. Так, Сальвадор Дали то говорил, что он ревностный католик, соблюдает все посты и пишет благочестивые картины, то заявлял о себе как о лютом безбожнике, попирающем все законы. И на разных этапах он писал разные картины. У Пикассо был период реализма, потом – кубизма, потом – абстракции, потом опять возвращение к фигуративности.
У Марка Шагала такого нет, он очень ровный художник, поэтому и его творчество трудно датировать. Иногда смотришь картину и не понимаешь, какого она периода – раннего или позднего. Марк Шагал остается верным себе, он довольно рано нашел свой ключ, свой стиль, а дальше развивал его и углублял.
На протяжении всей своей жизни он верен и родному Витебску, который всегда будет сопровождать его творчество.
К моему городу Витебску
Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слыхал, не беседовал с облаками твоими, не опирался о заборы твои.
Подобный грустному вечному страннику – дыханье твое я переносил с одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты мерещился мне как во сне.
Мой дорогой, почему не сказал ты мне с болью – тогда, много лет назад: «Ты зачем покидаешь меня?»
Этот юноша, думал ты, ищет чего-то, он ищет такого изящества, красок, что сыплются звездами с неба, оседая на кровлях светло и прозрачно – как снег.
Где он там найдет эти краски, откуда им взяться?
Почему бы не поискать ему здесь, среди нас, в этом городе, в этой стране, где он рожден?
Может быть, этот парень – «мешугенер», что ж, безумство его – от любви, к искусству и краскам.
– Марк Шагал, «Ангел над крышами»
На многих полотнах Марка Шагала мы видим домики, как в пригороде Витебска, и вдруг посередине – Эйфелева башня как центр мира. Так Шагал соединял мир, который на самом деле одна большая деревня, где все люди если не родственники, то хотя бы соседи. Это очень важная мысль. Мы всегда враждуем с какими-то другими, непохожими на нас. А Шагал показывает, что у всех людей одни корни – все мы от Адама и Евы. И все мы живем рядом, и Витебск не так далеко от Парижа. Все соединяет любовь и все люди братья – такая простая мысль, которая людям очень трудно дается.
Марсово поле, 1954-55 гг. Музей Фолкванг, Эссен, Германия
Да простит мне Господь, если в эти строки я не смог вложить всю щемящую любовь, которую питаю ко всем людям на свете.
А мои родные – самые святые из них.
Так я хочу думать.
– Марк Шагал, «Моя жизнь»
В Париже
Только в Париже Шагал чувствовал себя легко и свободно. Его, правда, огорчает потеря всех работ, которые остались на родине. Но что это против того, как они с Беллочкой так замечательно устроились!
Он увлёкся иллюстрацией и иллюстрирует для Амбруаза Воллара книгу Николая Гоголя «Мёртвые души», по памяти восстанавливает некоторые утраченные картины…
Заказы есть, следовательно, есть деньги. Семья путешествует по Франции, в 1931 году едет в Палестину — землю своих предков, своей веры. По возвращению Шагал приступает к иллюстрированию Библии. Всё заканчивается с приходом к власти Гитлера. И в 1941 году Шагалы решаются уехать в США. Делают это вовремя — ещё бы немного и их постигла участь многих евреев.
В Америке удача вновь на стороне Марка Шагала. Он работает в мастерской сына Матисса — Пьера, заканчивает работы, которые начал ещё в Париже. Делает декорации для балета «Алеко» в постановке Леонида Мясина, сражается с Пикассо за заказ для спектакля Баланчина «Жар-птица». Победа остаётся за испанцем, однако эскизы костюмов рисует Шагал.
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09
Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32
Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43
30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16
26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13
Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59
Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08
Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04
Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17
Учился в Париже
Благодаря рекомендациям Шагала приняли без всяких экзаменов в престижную школу рисования. Его учителем стал живописец Лев Бакст, за личные средства которого, кстати, юноша и учился. Окончив учебу, талантливый художник начал мечтать о Париже. К слову, именно Бакст убедил Шагала, что ему нужно уезжать за границу и там продолжить обучение, так как среди российских ценителей он не найдет поклонников.
Тема Парижа была близка художнику
Весной 1911 года благодаря стипендии, полученной от одного депутата I Государственной думы, юноша отправился в Париж на учебу. Несмотря на стипендию, денег у бедного художника было ничтожно мало. У юноши были одни брюки и рубашка, поэтому он рисовал картины голым, чтобы не испачкать одежду. Питался он тоже очень скромно, экономя каждую копейку. Но это не мешало ему посещать Лувр, чтобы полюбоваться и вдохновиться великолепными полотнами Рембрандта, Мане и других великих мастеров. Кстати, именно во французской столице художник начал подписывать свои работы как Марк Шагал.
Учился в Париже
Благодаря рекомендациям Шагала приняли без всяких экзаменов в престижную школу рисования. Его учителем стал живописец Лев Бакст, за личные средства которого, кстати, юноша и учился. Окончив учебу, талантливый художник начал мечтать о Париже. К слову, именно Бакст убедил Шагала, что ему нужно уезжать за границу и там продолжить обучение, так как среди российских ценителей он не найдет поклонников.
Тема Парижа была близка художнику
Весной 1911 года благодаря стипендии, полученной от одного депутата I Государственной думы, юноша отправился в Париж на учебу. Несмотря на стипендию, денег у бедного художника было ничтожно мало. У юноши были одни брюки и рубашка, поэтому он рисовал картины голым, чтобы не испачкать одежду. Питался он тоже очень скромно, экономя каждую копейку. Но это не мешало ему посещать Лувр, чтобы полюбоваться и вдохновиться великолепными полотнами Рембрандта, Мане и других великих мастеров. Кстати, именно во французской столице художник начал подписывать свои работы как Марк Шагал.
Уехал в Петербург с 27 рублями
Отучившись год в витебской художественной школе, юноша решил отправиться в северную столицу. Шагал думал, что только там он сможет найти применение своему таланту, а также улучшить его за время обучения в академии художеств. Он попросил денег у отца, но тот не хотел отпускать сына. После череды ссор и споров отец швырнул на пол 27 рублей, сказав, что это единственные деньги, которые он ему даст. Также отец добавил, чтобы сын к нему больше не обращался за помощью, так как высылать он ему ничего не будет.
Довольный и гордый юноша отправился вместе с приятелем в Петербург, но впереди все было не так гладко, как задумал Моисей. Амбициозного и самоуверенного художника ожидал провал на первом же экзамене. К слову, этот экзамен стал последним в жизни Шагала официальным испытанием. Не поступив в заветное учебное заведение, Моисей продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем знаменита картина «Утро в сосновом лесу», и почему она считается эталоном живописи >>
Поиски себя в искусстве неожиданно привели Шагала к тому, что он вернулся домой. После этого художник впал в депрессию. Неизвестно к чему бы это привело, если бы он не познакомился с любовью всей его жизни – Беллой. Эта встреча не только вернула его к жизни, но и подарила вдохновение. Вскоре Шагал вновь вернулся покорять северную столицу.
Выставка в Лувре
Своим творчеством Марк Шагал, а правильнее Мовша Хацкелевич Сегал (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию…
При этом необходимо знать — этот музей никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.
Вообще, Франция, куда он переехал в начале 1920-х годов, была к нему очень благосклонна. В отличие от других своих коллег по творческому цеху жизнь в эмиграции у Шагала шла крайне успешно.
Более того, он сумел не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, и кроме того сменить несколько жён после смерти незабвенной Беллы.
Интересные факты: в 1964 году по заказу президента Франции Шарля де Голля Шагал расписал плафон знаменитой во всем мире парижской оперы — Гранд Опера. В 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона…
Семейное счастье
Две революции — февральскую и Великую Октябрьскую; две войны — Гражданскую и Первую мировую; бедность и богатство; частые переезды — Белла Розенфельд, верная муза и жена Марка Шагала, всегда находилась рядом с ним. Это семейное счастье длилось почти 30 лет.
Жена понимала Шагала как никто другой, и принимала его таким, каким он был. Ни одна картина не была закончена без её одобрения. Художник слушал и поклонялся только ей и любил её так, как никого в жизни…
Разница в возрасте между Марком и Беллой составляла всего два года. Марк Шагал родился 7 июля 1887 года, а Белла — 14 декабря 1889-го. Они оба росли в Витебске, названном художником Ильёй Репиным «русским Толедо».
В детстве не имел друзей
Настоящее имя русского и французского художника еврейского происхождения – Шагал Моисей Хацкелевич. Родился художник-авангардист в 1887 году в поселке Лиозно Царской России (в настоящее время это территория Белоруссии). По приказу Екатерины Великой те земли были отведены для еврейских поселений. Отец художника работал приказчиком лавки, а мать занималась хозяйством и воспитанием детей.
В 5 лет Моисей начал обучаться в начальной школе, а в 13 – продолжил обучение в Витебском городском училище. Мальчик с детства не любил учиться, да и с одноклассниками отношения у него не складывались. Моисей страдал сильным заиканием, поэтому старался избегать сверстников, чтобы не становиться предметом их насмешек. Из-за этого у Шагала совсем не было друзей.
Сбывшиеся предсказания цыганки
Говорят, что однажды цыганка нагадала художнику, что он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а смерть найдет его в полете. Собственно, так и вышло. Первая супруга Шагала, Белла Розенфельд, стала музой и самой большой его любовью. Именно ее образ заключен в нескольких тысячах его работ и набросков. По словам художника, уже в первый миг их встречи он понял, что Белла станет его супругой. Ему казалось, что они знакомы уже давно и знают друг друга, как никто другой.
К сожалению, в 1944 году Беллы не стало. Шагал сильно горевал и практически год не брал в руки кисть. Их дочь решила найти отцу помощницу, Ей стала молодая и красивая Вирджиния Хаггард. Она чем-то напоминала внешне покойную супругу художника. Вирджиния родила Шагалу сына, но сбежала от художника с другим мужчиной в 1950 году вместе с ребенком.
Второй женой художника стала Валентина Бродская. С ней Марк Захарович прожил более 30 лет до конца своих дней. Как видно, предсказание цыганки о трех женщинах сбылось. Боясь, что сбудется и предсказание о смерти, Валентина Григорьевна всякий раз просила супруга не лететь самолетом. Пару раз она даже не пустила его в аэропорт. В итоге сердце Шагала остановилось 28 марта 1985 года, когда он ехал в лифте. Так что художник умер в полете, как ему и нагадала цыганка много лет назад.
В продолжении темы предлагаем узнать удивительную историю картины австралийского художника Фредерика МакКаббина «Пионер», которая является одним из величайших шедевров искусства. Оказалось, что больше столетия под краской скрывалось нечто гораздо более ценное и таинственное, чем оригинальное произведение искусства.
Судьба художника
Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х гг. в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.
А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может. Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни. Он учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».
На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провёл в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.
Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Художнику нравилось наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.
«Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. (Wikimedia Commons)
В начале 1920-х гг. он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жён после смерти незабвенной Беллы.
Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был её гражданином 62 года (из 97-ми прожитых). Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура. Сюжет большинства его картин — переведённый на язык живописи еврейский фольклор.
В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».
Сбывшиеся предсказания цыганки
Говорят, что однажды цыганка нагадала художнику, что он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а смерть найдет его в полете. Собственно, так и вышло. Первая супруга Шагала, Белла Розенфельд, стала музой и самой большой его любовью. Именно ее образ заключен в нескольких тысячах его работ и набросков. По словам художника, уже в первый миг их встречи он понял, что Белла станет его супругой. Ему казалось, что они знакомы уже давно и знают друг друга, как никто другой.
Марк Шагал с Беллой Розенфельд и дочерью
К сожалению, в 1944 году Беллы не стало. Шагал сильно горевал и практически год не брал в руки кисть. Их дочь решила найти отцу помощницу, Ей стала молодая и красивая Вирджиния Хаггард. Она чем-то напоминала внешне покойную супругу художника. Вирджиния родила Шагалу сына, но сбежала от художника с другим мужчиной в 1950 году вместе с ребенком.
Марк Шагал с Вирджинией Хаггард и сыном
Второй женой художника стала Валентина Бродская. С ней Марк Захарович прожил более 30 лет до конца своих дней. Как видно, предсказание цыганки о трех женщинах сбылось. Боясь, что сбудется и предсказание о смерти, Валентина Григорьевна всякий раз просила супруга не лететь самолетом.
Пару раз она даже не пустила его в аэропорт. В итоге сердце Шагала остановилось 28 марта 1985 года, когда он ехал в лифте. Так что художник умер в полете, как ему и нагадала цыганка много лет назад.
Валентина Бродская боялась, что вторая часть предсказания цыганки сбудется, поэтому не хотела, чтобы супруг летал на самолетах
«Кому повем печаль мою…»
Одни из самых пронзительных образов Христа в светском искусстве XX века принадлежат кисти… нехристианина Шагала. Как вспоминал сам мастер, он обращался к образу Христа, в частности Распятия, в самые грустные периоды своей жизни. Иисус представал в его творчестве в разных ипостасях : и как собирательный образ самого еврейского народа-изгоя («Белое распятие», «Желтое распятие» и пр.), и как Мессия («Лестница Иакова», «Принесение в жертву Исаака» и др.). Если работы первого типа, где Христос интерпретируется скорее как пророк, вполне вписывались в идеи либерального иудаизма, распространявшиеся на американской почве как попытка сближения с либеральным протестантизмом еще с конца XIX – начала ХХ веков, то вторые приближали живописца к христианству. Это был очень неожиданный и смелый жест для еврейского художника изображать Христа как Мессию. Однако само мессианство Шагал воспринимал очень своеобразно, сужая его кафолическое значение до национального. И здесь его акцентирование еврейского контекста миссии Христа сближает его с позицией протестантской организации «Евреи за Иисуса», созданной в 1973 году в Сан-Франциско Мойше Розеном. Такое приятие евангельской идеи мессианства Христа (хотя в специфической неканонической интерпретации) у Шагала не всегда находило одобрение в еврейской среде, подчас осуждалось (например, С. Л. Шнайдерманом).
Известно, что Марк Шагал достаточно глубоко интересовался христианским богословием, в частности, дружил со знаменитым католическим французским теологом-неотомистом Жаком Маритеном. Последний вместе с Н. А. Бердяевым организовывал в Париже богословские встречи в формате богословских дискуссий , на которых присутствовали с православной стороны Г. Флоровский, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, В. Зеньковский, М. Лот-Бородина, с католической – Габриэль Марсель, Этьен Жильсон и др. Участвовал в этих встречах и Марк Шагал. Теология Ж. Маритена оказала влияние на Шагала, на его представления о миссии художника, да и не только на него одного: например, и на знаменитого фовиста Жоржа Руо, часто обращавшегося к евангельским сюжетам в своём творчестве.
Парящие герои на полотнах
Шагал всегда оставался верным своей национальной самобытности вне зависимости от места проживания. Еврейский художник создал собственный стиль в живописи, где отражал свою жизнь, чувства и эмоции. В своих работах Марк Захарович в основном использовал яркие цвета и наполнял свои творения символами. Ценители живописи считают, что именно в умелом владении цветом и заключается самобытность и гениальность Шагала.
Не зря рекомендуется смотреть только подлинные полотна этого художника, так как репродукции не могут передать всю палитру его живописи. Именно поэтому коллекционеры покупают на аукционах оригинальные полотна Шагала за многомиллионные суммы. Любопытно, что Шагал является самым популярным художником у похитителей картин после Пабло Пикассо и Ника Лоуренса.
Нередкими мотивами в творчестве Шагала были красные цвета, символизирующие страх, а также образ петуха – олицетворение огня. Оказалось, что в день, когда родился Марк, в их поселке вспыхнул сильный пожар, охвативший и дом его родителей. За несколько секунд огонь достиг кровати, где новорожденный лежал с матерью. К счастью, им удалось спастись. На протяжении всего своего творчества с помощью ярко-алого цвета и изображения красного петуха художник как бы возвращался к драматическому моменту своего рождения, проживая его вновь.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие тайные символы зашифровал Жюль Бастьен-Лепаж в своём культовом полотне «Жанна д’Арк» >>
Также Шагал нередко прибегал к образам других животных, которым придавал человеческие черты. Но большая часть его творчества была посвящена теме любви. Изображения влюбленных, в буквальном смысле парящих от любви, стали одними из самых главных мотивов в творчестве Марка Захаровича. Он считал, что в нашей жизни, как и на полотне, существует лишь одна краска, придающая смысл всему, – любовь.
Например, на известном полотне «Над городом» в воздухе парят двое влюбленных людей. Полетом автор показал чувство влюбленности, которое окрыляет героев картины и превозносит их над повседневной рутиной. Последнее — представлено на полотне в виде городского пейзажа, где изображены коза и мужчина, справляющий нужду. Как видно, в своих работах художник любил переплетать реальную жизнь и фантазии, обыденное и высокое. Пожалуй, именно из-за этого у его картин есть свой особый шарм.
К слову, Шагал был разносторонней личностью. Помимо написания полотен, он рисовал книжные иллюстрации, писал стихи, создавал декорации для театров и прочее. Витражами Шагала украшены многие соборы, синагоги и костелы Израиля, Европы и США.
В чем особенности изобразительного языка Марка Шагала
Прежде всего, у Шагала особая, сферическая перспектива. Он видит мир с высоты птичьего или ангельского полета, желает объять мир целиком. И это тоже связано с его восприятием жизни, желанием подняться над бытом, над неуютным миром. Он считал, что человек создан свободным, способным летать, для любви, а именно любовь и поднимает человека над миром. Хотя в начале ХХ века все в какой-то мере мечтали летать, преодолевать пространство и время.
Художник, куда это годится? Что скажут люди?
Так честили меня в доме моей невесты, а она по утрам и вечерам таскала мне в мастерскую теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок и даже дощечки, служившие мне палитрой.
Только открыть окно — и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы.
С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет».
Над городом, 1918 год Холст, масло 56 x 45 см Государственная Третьяковская галерея.
Как и многие художники, Шагал был увлечен революцией, и в ее первую годовщину его назначили комиссаром искусства в Витебске. Художник должен был разрисовывать улицы и делать плакаты. Но неожиданно разразился грандиозный скандал: вместо красных флагов большевистское начальство увидело на плакатах летающих коров, ангелов и влюбленных, парящих над землей.
Комиссары были, кажется, не так довольны. Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?
Шагал не мог понять причины недовольства, он же за свободу! А полет — это и есть выражение свободы. К тому же тогда он был влюблен — художник обожал свою молодую жену Беллу. Состояние, когда человек может творить, любить, лететь на небо — в понимании Шагала это и было абсолютной свободой. Революционная карьера художника на этом и закончилась.
День рождения, 1915 год
Масло, картон 80,5 × 99,5 см Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Нисколько не удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство, мечтал превратить простые дома в музеи, а простых людей — в творцов.
Но путь Шагала продолжался и, вдохновленный своей любовью, он работает без устали и пишет все, что видит его глаз и чувствует душа. Шагал видит мир преображенным. С одной стороны, в этом мире все просто, близко, узнаваемо: дома, люди, коровы… Оттого и язык Шагала кажется наивным, простым, это почти детский лепет, но за этой простотой и наивностью открывается удивительная философская глубина. Иногда кажется, что рисунок какой-то неправильный, композиции сбивчивы, но если внимательно присмотреться, Шагал очень четко выстраивает картины, более того — часто создает композицию как музыкальное произведение, полифонию. У него звучащие краски, запоминающиеся образы.
Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство.
Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык.Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге.Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же?
Не могу больше об этом говорить.Я слишком люблю Россию.
Художник над Витебском, 1977-78 гг.
Холст, масло 65 × 92 см Частная коллекция
Уехал в Петербург с 27 рублями
Отучившись год в витебской художественной школе, юноша решил отправиться в северную столицу. Шагал думал, что только там он сможет найти применение своему таланту, а также улучшить его за время обучения в академии художеств. Он попросил денег у отца, но тот не хотел отпускать сына.
После череды ссор и споров отец швырнул на пол 27 рублей, сказав, что это единственные деньги, которые он ему даст. Также отец добавил, чтобы сын к нему больше не обращался за помощью, так как высылать он ему ничего не будет.
Довольный и гордый юноша отправился вместе с приятелем в Петербург, но впереди все было не так гладко, как задумал Моисей. Амбициозного и самоуверенного художника ожидал провал на первом же экзамене. К слову, этот экзамен стал последним в жизни Шагала официальным испытанием. Не поступив в заветное учебное заведение, Моисей продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Поиски себя в искусстве неожиданно привели Шагала к тому, что он вернулся домой. После этого художник впал в депрессию. Неизвестно к чему бы это привело, если бы он не познакомился с любовью всей его жизни – Беллой. Эта встреча не только вернула его к жизни, но и подарила вдохновение. Вскоре Шагал вновь вернулся покорять северную столицу.