Эжен Делакруа. Первые успехи, провокация, кровь и богохульство
Ещё в лицее Людовика Великого, где будущий художник учился до смерти родителей, Эжен
проявлял хорошие способности во многих гуманитарных дисциплинах. А первые уроки живописи он получил от своего дяди, сопровождая его на плэнерах в Нормандии. Поэтому, оставшись без средств к существованию, Эжен
делает жизненно важный выбор — начал работать в мастерской Пьера Нарсиса Герена, а потом — пошёл учиться в Школу изящных искусств. Там он изучал академизм, в Лувре познавал классику, а вместе с молодым художником Теодором Жерико проводил художественные эксперименты. Оба они положили начало французскому романтизму — совершенно новому направлению, которое, не смотря на безобидное название, вызывало порой резкое неприятие публики.
Первый настоящий успех и резонанс принесла Делакруа
работа «Резня на Хиосе», сюжет которой был навеян художнику недавней борьбой Греции за независимость. За эту работу Делакруа обвинили в излишнем натурализме, но это было лишь начало.
Делакруа
. «Резня в Хиосе». 1824
Вскоре, в 1828-м году, Делакруа
представил в Салоне ещё более шокирующую работу «Смерть Сарданапала». На 5-метровой картине изображена сцена из драмы Байрона «Сарданапал», но с некоторыми авторскими дополнениями. По сюжету ассирийский царь и известный распутник Сарданапал после неудачной попытки подавиться мятеж в своём царстве решает покончить жизнь самоубийством. На полотне представлена сцена, когда по приказу царя слуги убивают его коня, собак и женщин, а сам царь — расслаблено наблюдает за финалом своего пути на фоне горящей башни. За эту работу на Эжена Делакруа навесили ярлык эротомана, непрофессионала (ввиду изменённой им перспективы) и просто жестокого человека. Сам же Делакруа
трактовал своё полотно как предупреждение всем, кто не стремиться к добродетели.
Делакруа
. «Смерть Сарданапала». 1828
И как бы логическим продолжением предыдущей работы стала картина, ставшая самой известной в наследии Эжена Делакруа
— «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»). На картине фактически задокументирован сюжет восстания парижан против монархии Бурбонов в июле 1830-го года. Впервые публика увидела полотно в Салоне в 1831-м году. Картину сразу же выкупило новое правительство, но выставлять не решилось из-за её чрезмерного пафоса.
Делакруа
. «Свобода, ведущая народ». 1830
Путешествие в Северную Африку
В 1832 году Делакруа путешествовал по Испании и Северной Африке, в составе дипломатической миссии в Марокко, вскоре после того, как французы захватили Алжир. Он поехал в большей степени не ради изучения искусства, а чтобы сбежать от цивилизованности Парижа, в надежде увидеть более первобытные культуры. В итоге он создал более 100 картин и рисунков сцен из или основываясь на жизни народа Северной Африки и добавил новую, личную главу интереса к ориентализму. Делакруа был очарован людьми и костюмами, а сама поездка стала источником сюжетов для очень многих его будущих картин. Он считал, что выходцы из Северной Африки, с их одеждой и мироощущением, создают визуальный эквивалент народу классической Греции и Рима:
«Греки и римляне здесь у моей двери, в арабах, которые заворачиваются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут…»
В Алжире он сумел тайно сделать наброски женщин, как на картине «Алжирские женщины в своих покоях» (1834), однако в большинстве случаев ему было сложно найти мусульманку для позирования из-за правил мусульман, требующих, чтобы женщина была полностью закрыта. Менее проблематичным было написание еврейских женщин, как например сюжетов для «Еврейской свадьбы в Марокко» (1837-1841).
Алжирские женщины в своих комнатах, Эжен Делакруа, 1849
Находясь в Танжере, Делакруа сделал много эскизов людей и города, сюжеты, к которым он вернётся до конца жизни. Животные — воплощение романтической страсти — были частью таких картин как: «Борьба арабских лошадей в конюшне» (1860), «Охота на львов» (которой существует много версий, написанных между 1856 и 1861 годами) и «Араб, седлающий свою лошадь» (1855).
Тигриная охота, Эжен Делакруа, 1854
Марокканец седлающий коня, Эжен Делакруа, 1855
Детство и юношество
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорождённым сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона . Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Эжен Делакруа. Детство, полное слухов, опасностей и печали
Фердинан Виктор Эжен Делакруа
родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Его мать Виктория была из семьи знатных краснодеревщиков, что, возможно, пробудило в Эжене тягу к творчеству. Относительно же его отца у парижской публики ходили слухи. Официальным отцом Эжена был политический деятель Шарль Делакруа
. Но поговаривали ещё о двух других кандидатурах: министра иностранных дел при Наполеоне Шарля Талейрана и даже самого Наполеона. В любом случае, личность отца была не из простых.
Детство Эжена
тоже не было безоблачным. Как вспоминал его друг детства Александр Дюма, к трём годам Эжен
едва не повесился на мешке для кормления лошади, чуть не сгорел, когда над его кроваткой вспыхнула сетка, чуть не утонул, купаясь в Бордо, и даже отравился краской-медянкой.
Юношество Эжена Делакруа
можно было бы назвать спокойным. Если бы не два «но». В 1805-м году умирает его отец, а в 1814-м — мать. Эжен
остаётся на попечительстве сестры, но спустя год из-за финансовых трудностей она отказывается его содержать, и 17-летний Эжен
остаётся один.
Делакруа
. «Обнажённая, лежащая на диване». 1826
Делакруа и живопись
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.
К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861).
С 1851 по 1863 год Освящение
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ориентализм | Арабский всадник дает сигнал | 1851 г. | масло на холсте | 56 × 46 см | Художественный музей Крайслера , Норфолк | ||
Религиозный | Христос в Колонном | 1852 г. | масло на холсте | Музей изящных искусств Дижона | |||
Аллегория | Эскиз потолка ратуши, разрушенной в 1871 году, спускающегося на землю мира | 1852 г. | масло на холсте | Музей Карнавале , Париж | |||
Пейзаж | Вид на море с высоты Дьеппа | — 1854 гг. | картон, масло, дерево | 36 × 52 см | музей Лувр | ||
Мифология | Андромеда | 1852 г. | масло на холсте | 33 × 25 см | Хьюстонский музей изящных искусств | ||
Литературный | Марфиза | 1852 г. | масло на холсте | 82 × 101 см | Художественный музей Уолтерса , Балтимор | ||
Литературный | Дездемона проклята своим отцом | неопределенный | масло на холсте | 62 × 51 см | Реймсский музей изящных искусств | ||
Пейзаж | Скалы возле Дьеппа | — 1855 гг. | акварель | 20 × 31 см | Музей Мармоттана , Париж | ||
Религиозный | Христос на кресте | 1853 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Животное | Лев, пожирающий кролика | 1853 г. | масло на холсте | 46 × 55 см | Лувр , Париж | ||
Животное | Питье тигра | 1 853 — 1 855 | картон, масло | 25 × 40 см | Уодсворт Атенеум , Хартфорд | ||
Религиозный | Христос на кресте | — | масло на холсте | 46 × 38 см | Бремен , Кунстхалле | ||
Жанровая сцена | Эскиз охоты на льва | Около 1854 г. | масло на холсте | 86 × 115 см | Музей Орсе , Париж | ||
Религиозный | Христос, спящий во время бури, или Христос на Генесаретском озере | Около 1853 г. | масло на холсте | 51 × 61 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Религиозный | Христос на генесаретском озере | Около 1853 г. | масло на холсте | 46 × 54 см | Портлендский художественный музей | ||
Религиозный | Христос на генесаретском озере | 1854 г. | масло на холсте | 60 × 73 см | Художественный музей Уолтерса | ||
Религиозный | Христос идет по воде | картон, масло | 27 × 27 см | Хьюстонский музей изящных искусств | |||
Восток | Охота на тигра | 1854 г. | масло на холсте | 73 × 92 см | Музей Орсе , Париж | ||
Библейский | Иаков борется с ангелом | 1 854 — 1 861 | Масло и воск на гипсе | 751 × 485 см | Церковь Сен-Сюльпис в Париже | ||
Ориентализм | Араб седлает лошадь | 1855 г. | Масло на холсте | 56 × 47 см | Эрмитаж , Санкт-Петербург | ||
Библейский | Михаил (Архангел) убивает дракона | 1 854 — 1 861 | Масло и воск на гипсе | 441 × 575 см | Часовня церкви Святых Ангелов Сен-Сюльпис в Париже | ||
Библейский | Гелиодор изгнан из храма | 1 854 — 1 861 | Масло и воск на гипсе | 751 × 485 см | Часовня церкви Святых Ангелов Сен-Сюльпис в Париже | ||
Религиозный | Купальщицы или турчанки в бане | 1854 г. | масло на холсте | 93 × 79 см | Уодсворт Атенеум , Хартфорд | ||
Пейзаж | Скалистый пейзаж, Огервиль | 1854 г. | картон, масло | 29 × 36 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
История | Два Фоскари | 1855 г. | масло на холсте | 93 × 132 см | Музей Конде , Шантильи | ||
История | Марокканцы путешествуют | 1855 г. | масло на холсте | 54 × 65 см | Музей школы дизайна Род-Айленда | ||
Религиозный | Оплакивание Тела Христова | 1857 г. | масло на холсте | Staatliche Kunsthalle Karlsruhe | |||
История | Греческая конница на отдыхе в лесу | 1858 г. | масло на холсте | 76 × 87 см | Кливлендский художественный музей | ||
Религиозный | Святой Себастьян со Святой Ириной и служителем | 1858 г. | масло на панели | 38 × 51 см | Музей искусств округа Лос-Анджелес | ||
Восток | Охота на льва | 1858 г. | масло на панели | 92 × 117 см | Бостонский музей изящных искусств | ||
Литературный | Ребекка похищена тамплиером Вальтером Скоттом : Иванхоэ | 1858 г. | масло на холсте | 105 × 82 см | музей Лувр | ||
Восток | Пересечение брода в Марокко | 1858 г. | масло на холсте | 60 × 74 см | Музей Орсе , Париж | ||
Литературный | Овидий среди скифов | 1859 г. | масло на холсте | 88 × 130 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Литературный | Смерть Офелии ( Шекспир , Гамлет , акт 4) | 1859 г. | масло на холсте | 55 × 64 см | Винтертур , Музей Оскара Рейнхарта «Ам-Ремерхольц» | ||
животное | Puma | 1859 г. | масло на дереве | 41 × 31 см | Музей Орсе , Париж | ||
Ориентализм | Охота на льва в Марокко | 1859 г. | масло на холсте | 74 × 92 см | Эрмитаж , Санкт-Петербург | ||
Животное | Арабские лошади дерутся в конюшне | 1860 г. | масло на холсте | 65 × 81 см | Музей Орсе , Париж | ||
Животное | Уголино и его сыновья в башне Данте : Божественная комедия | 1860 г. | Музей Ордрупгаард в Копенгагене | ||||
Ориентализм | Охота на льва | — 1 861 | масло на холсте | 76 × 98 см | Институт искусств Чикаго | ||
Мифология | Медея готовится убить своих детей эскиз | -1856 гг. | масло на холсте | 46 × 39 см | Лилльский дворец изящных искусств | ||
Мифология | Яростная Медея | 1861 г. | масло на холсте | 122 × 84 см | Лувр , Париж | ||
Мифология | Лошади у фонтана | 1862 г. | масло на холсте | 74 × 92 см | Художественный музей Филадельфии | ||
Животное | Тигр играет с черепахой | 1862 г. | масло на холсте | 45 × 62 см | Распродажа в частной коллекции 2018 | ||
Мифология | Орфей спасает Эвридику | 1862 г. | масло на деревянной панели | Музей Фабра , Монпелье | |||
Литературный | Овидий среди скифов | 1862 г. | Масло на бумаге, на дереве | 32 × 50 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Ориентализм | Арабская стычка в горах | 1863 г. | Масло на холсте | 92 × 74 см | Национальная художественная галерея , Вашингтон |
Другие сочинения по этому произведению
Вечность проблем трагедии «Гамлет»История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет»Трагедия Шекспира «Гамлет»«Быть или не быть?» — главный вопрос пьесы «Гамлет» В. ШекспираГамлет — идеальный герой своего времениПроблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»Любил ли Гамлет ОфелиюМонолог «Быть или не быть?» — высшая точка раздумий и сомнений ГамлетаПроблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Личность ГамлетаХарактеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» (1600-1601)Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет»: проблемы героя и жанраГамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрожденияТрагичен ли образ ГамлетаВ чем трагедия Офелии«Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургииТрагедия “Гамлет”Конфликт трагедии «Гамлет»Чем близок нам Гамлет сегодняГлавные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет»Мои размышления над образами Печорина и ГамлетаПроблема выбора в трагедии «Гамлет»Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет»\»Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\» (по трагедии Шекспира \»Гамлет\»)Гамлет — личность обращенная к будущемуВечные трагедии человечестваЛегенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление ШекспиромДатский римлянин образ Горацио тень Гамлета«Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальностиТворчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мыслиПоэтическая трагедия «Гамлет»Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедииТрагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивыГамлет наш современникЭтот мир «Гамлета» значение второстепенных героевМастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»Образ Гамлета. Предварительные замечанияВызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» трагедия главного герояГамлет и его высокое понятие о честиГамлет сценический и Гамлет внутреннийВ чем для нас тайна ГамлетаНевидимые лица трагедии. Отец ГамлетаГамлет и Дон КихотНовый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознанияЯ исповедую ГамлетаОбраз Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемыСудьба и жизнь. Два короля Гамлет и КлавдийСцена на кладбище в трагедии «Гамлет»Завязка трагедии «Гамлет»Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» Уильяма ШекспираЗначение «Гамлета» в духовной истории человечестваДеление действия на пять частей в трагедии «Гамлет»Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет»Что вкладывает Гамлет в понятие «человек»В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и ПечоринаГамлет герой Шекспира«Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет»Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет»Трагический конфликт принца ГамлетаРазличие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет»Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет»Развязка трагедии «Гамлет»Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»Загадка сюжета трагедии «Гамлет»Художественный образ ГамлетаПроблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира)Многогранность шекспировских характеров образ ОфелииФилософская глубина «Гамлета»Наш современник Вильям ШекспирЭпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет»Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант)Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедииТрагедия разбуженного сознанияЛюбовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет»Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»
История
Музей находится в доме, где расположена последняя квартира художника Эжена Делакруа, он переехал туда 28 декабря 1857 года и проживал в ней вплоть до своей смерти 13 августа 1863 года. В 1929 году было организовано общество наследия художника (Société Des Amis d’Eugène Delacroix), которое приобрело в 1952 году здание музея, находившееся к тому времени в аварийном состоянии. Здание в 1954 году было передано французскому правительству. В 1971 году здание становится Национальным музеем, а в 1999 сад, окружающий здание, был реконструирован. В этом здании также проживал и работал французский художник Леон Принтам (Léon Printemps) вплоть до своей смерти 9 июля 1945 года.
СТРАХ. СМЯТЕНИЕ. БЕЗЫСХОДНОСТЬ. Крестоносцами был неожиданно разграблен богатейший город мира — Константинополь (нынешний Стамбул). О его несметных богатствах ходили легенды — это видим и послужило причиной столь внезапного и разрушительного нападения. Могущественнейшая
Хронология жизни
1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорожденным ребёнком знаменитого политика Шарля Талейрана.1805 Умирает отец Эжена.1814 Умирает мать Эжена.1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.1816 Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.1818 Позирует Жерико для его картины «Плот „Медузы“». Находится под большим влиянием живописи Жерико.1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.1830 Июльское восстание в Париже. Пишет свое знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».1832 В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.1833 Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.1835 У Делакруа обнаруживается серьёзная болезнь горла.1851 Художника избирают в городской совет Парижа.1855 Награждён орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.1863 13 августа умирает в своем парижском доме.По материалам: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
Ранние годы
Будущий художник-романист появился на свет в апреле 1798 года в окрестностях Парижа. По документам отцом мальчика считался политик и экс-министр иностранных дел Ш. Делакруа. Но высших кругах Парижа ходили сплетни, что Эжен является внебрачным ребенком Талейрана, который в то время обладал невероятно большой властью и влиянием. Были даже такие слухи, что отцом является сам Наполеон, но в это мало кто верил.
Будучи маленьким, Эжен был просто неугомонным, совершенно неуправляемым сорванцом. С возрастом стал немного спокойнее, поэтому, когда он отправился на учебу в лицей Людовика Великого, то проявлял больше сдержанности и был довольно примерным и прилежным учеником. Он демонстрировал способности не только в рисовании, но и в литературе, за что порой даже получал лицейские награды. Был очень смышленым, талантливым и способным юношей.
Детство и юношество
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма
, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена
после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Эжен Делакруа. Первые успехи, провокация, кровь и богохульство
Ещё в лицее Людовика Великого, где будущий художник учился до смерти родителей, Эжен
проявлял хорошие способности во многих гуманитарных дисциплинах. А первые уроки живописи он получил от своего дяди, сопровождая его на плэнерах в Нормандии. Поэтому, оставшись без средств к существованию, Эжен
делает жизненно важный выбор — начал работать в мастерской Пьера Нарсиса Герена, а потом — пошёл учиться в Школу изящных искусств. Там он изучал академизм, в Лувре познавал классику, а вместе с молодым художником Теодором Жерико проводил художественные эксперименты. Оба они положили начало французскому романтизму — совершенно новому направлению, которое, не смотря на безобидное название, вызывало порой резкое неприятие публики.
Первый настоящий успех и резонанс принесла Делакруа
работа «Резня на Хиосе», сюжет которой был навеян художнику недавней борьбой Греции за независимость. За эту работу Делакруа обвинили в излишнем натурализме, но это было лишь начало.
Делакруа
. «Резня в Хиосе». 1824
Вскоре, в 1828-м году, Делакруа
представил в Салоне ещё более шокирующую работу «Смерть Сарданапала». На 5-метровой картине изображена сцена из драмы Байрона «Сарданапал», но с некоторыми авторскими дополнениями. По сюжету ассирийский царь и известный распутник Сарданапал после неудачной попытки подавиться мятеж в своём царстве решает покончить жизнь самоубийством. На полотне представлена сцена, когда по приказу царя слуги убивают его коня, собак и женщин, а сам царь — расслаблено наблюдает за финалом своего пути на фоне горящей башни. За эту работу на Эжена Делакруа навесили ярлык эротомана, непрофессионала (ввиду изменённой им перспективы) и просто жестокого человека. Сам же Делакруа
трактовал своё полотно как предупреждение всем, кто не стремиться к добродетели.
Делакруа
. «Смерть Сарданапала». 1828
И как бы логическим продолжением предыдущей работы стала картина, ставшая самой известной в наследии Эжена Делакруа
— «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»). На картине фактически задокументирован сюжет восстания парижан против монархии Бурбонов в июле 1830-го года. Впервые публика увидела полотно в Салоне в 1831-м году. Картину сразу же выкупило новое правительство, но выставлять не решилось из-за её чрезмерного пафоса.
Делакруа
. «Свобода, ведущая народ». 1830