Блаженство святого Франциска (1595)
Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определённых правил в изображении персонажей, в особенности если это были святые или ангелы. Святой Франциск, изображённый на картине, лежит в беспамятстве от изнурительного поста и бесконечных молитв. Его поддерживает Ангел, который явился в видениях святого. Ангел, изображённый Караваджо, как нельзя лучше передаёт черты эпохи. Его красота неземная, прекрасное тело окутано в белые одежды, а позади спины развиваются крылья. Тёмный фон прекрасно выделяет персонажей и делает их очень объёмными и реалистичными. Монах изображён босым в простой рясе, его руки расслаблены, а на лице блуждает улыбка. Всё говорит о блаженстве спящего монаха.
3
Караваджо в Риме
В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.
Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons
Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Отдых на пути в Египет(1596-1597)
Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.
Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези
После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.
«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons
Советуем прочитать:
Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника
Смерть
В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.
Караваджо
Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.
Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.
Могила Караваджо
Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.
Портреты Караваджо
Влияние Караваджо на мир искусства
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.
Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Караваджо на карте Рима
На представленной ниже карте города сайт 39rim.ru отметил все места, где можно увидеть произведения Караваджо в Риме. Администрация ресурса надеется, что подобная наглядная информация окажется полезной почитателям таланта великого художника.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Детство и юношество Караваджо
Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали — Микель Анджело. У его родителей — Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.
Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых — отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.
О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года.
Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки
Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка
Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.
Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки — все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем — в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.
Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном.
В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет. Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения. Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.
Интересные факты из жизни
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Личность модели[ | ]
Как и в отношении всех ранних работ Караваджо, многое остаётся предположительным, и личность модели вызывает споры.
По одной из теорий, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода; начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов
илиГадалка, Марио выглядит менее женственно.
Майкл Фрид предположил, что на картине представлен замаскированный автопортрет самого Караваджо. Фрид утверждает, что положение рук изображённого юноши — одна вытянута, другая поднята вверх — совпадает с положением рук художника, держащего палитру во время работы над картиной.
Произведения Караваджо в музеях Рима
Большинство работ художника находятся в музеях Вечного города. Их посещение, как правило, платное, однако не стоит забывать, что первое воскресенье каждого месяца они раскрывают свои двери для всех желающих. Ниже приведен наиболее полный, на наш взгляд, список музеев, где можно увидеть картины Караваджо в Риме.
Галерея Боргезе
Piazzale del Museo Borghese, 5
В галерее Боргезе в Риме находится самое большое собрание работ художника:
- «Святой Иоанн Креститель» (1610);
- «Давид с головой Голиафа» (1609-1610);
- «Мадонна с младенцем и Св. Анна» (1605);
- «Письмо Св. Иеронима» (1605);
- «Больной Вакх» (1593-94);
- «Мальчик с корзиной фруктов» (1593-94);
Национальная галерея древнего искусства
Палаццо Корсини – Via della Lungara, 10
«Святой Франциск в молитве» (1605)
Палаццо Барберини – Via delle Quattro Fontane, 13
- «Юдиф и Олоферн» (1599);
- «Нарцисс» (1599)
Галерея Дориа Памфили
Via del Corso, 305
- «Святой Иоанн Креститель» (1602);
- «Отдых на пути в Египет» (1595-96);
- «Кающаяся Магдалина» (1594-95);
Città del Vaticano
«Погребение Христа» (1602-1604)
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Последние годы жизни Караваджо
Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, проживая у маркизы Констанции Колонны почти год, Меризи написал несколько произведений для Мальтийского Ордена, а также три полотна для церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе, которые, к несчастью, были утеряны во время обрушения здания при землетрясении 1805 года
Наиболее важной с историографической точки зрения, является его римейк «Давид с головой Голиафа», поскольку изображает автопортрет Караваджо в отрубленной голове. Тем самым художник предначертал свою судьбу, от которой пыталась сбежать в течение многих лет
Его последней картиной считается «Мученичество Святой Урсулы», написанной в 1610 году для неаполитанского графа Маркантонио Дориа и хранящейся сегодня в Палаццо Зевалло в Неаполе.
Мученичество Святой Урсулы (1610)
В июле 1610 года из Рима пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании. Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо художника Оттавио Леони (ок. 1621 г.)
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини в Риме
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Юноша с корзиной фруктов (1593)
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Положение во Христе, 1603-1604 гг.
Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.
Как добраться до Галереи Боргезе
Художественная галерея находится на территории паркового комплекса виллы Боргезе. Учитывая огромные размеры территории, добраться до нее можно несколькими разными путями. До ближайшего входа в парк следуют:
- от жд вокзала Термини: автобус № 910, 92 до остановки Пинчиана/Музей Боргезе;
- от станции метро Фламинио (линия А): автобусы № 89,490, 495,61, 190 до ост. Виале Сан Паоло дель Бразиле;
- от станции метро Барберини (линия А): автобусы № 63,83,61,160,52,53 до ост. Музей Боргезе / Виале Сан Паоло дель Бразиле;
- от станции метро Тибуртина (линия В): автобусы №490,495 до ост. Виале Сан Паоло дель Бразиле.
Отели в Риме
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Галереи Боргезе — тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Смотреть отели
Анализ произведения
Работа «Мальчик с корзиной фруктов» написана маслом, на холсте, размером 70 х 67 см. Возможно, картина не принадлежала Кавалеру д’Арпино, а лишь хранилась у него в мастерской. Тем не менее, в 1607 году холст вместе с другими произведениями был конфискован по приказу кардинала Шипионе (Сципион) Боргезе, попав таким образом в частное собрание страстного коллекционера. Как отмечал теоретик искусства Джованни Пьетро Беллори, исследовавший биографию и творческий путь итальянских живописцев XVII века, Караваджо «так тонко, умело и реалистично изобразил цветы и фрукты в своей работе, что многие художники стали обращаться к нему, дабы научиться создавать такую же красоту».
Произведение Караваджо часто сравнивают с другой его работой «Корзина с фруктами», выполненной в 1596 году. Хорошо известная картина, являющаяся первым натюрмортом в истории итальянской живописи, входит в сокровищницу художественного музея Пинакотека Амброзиана в Милане. Оба произведения отличаются невероятной натуралистичностью и естественностью, фрукты и листья изображены искусно и правдоподобно, без стремления что-либо приукрасить, предметы выглядят ровно так, как задумано природой в реальной жизни.
Картине «Мальчик с корзиной фруктов» присуща глубокая чувственность, что является характерным для работ Караваджо, написанных в ранний период творчества. Прекрасный юноша, в образе которого читается нежность и даже женственность, принял красивую позу: его высоко поднятая голова слегка запрокинута назад, а белая рубашка спущена с одного плеча. Герой бережно прижимает к себе плетеную корзину.
Содержимое корзины смотрится очень гармонично. Все цвета соответствуют природным оттенкам, и лишь яблоки выделяются яркими, сочными красками
Благодаря такому выбору палитры зритель невольно концентрирует внимание не на изображении фруктов, а на образе главного героя
Большое внимание художник уделил колориту картины и свету. Самыми яркими пятнами на холсте являются обнаженное плечо юноши и его левая щека
Для зрителя совершенно очевидно, с какой стороны расположен источник света. Правая часть картины, напротив, погружена в тень. Задним планом служит обычная серая стена. Караваджо изобразил своего героя в помещении, а не на фоне природы. Такое композиционное решение позволяет фруктам не сливаться с цветными объектами пейзажа.
Borghese Gallery in Rome,
Юноша с корзиной фруктов (1593-1594)
Это полотно написано в период становления молодого живописца. Картина выполнена маслом на холсте и имеет небольшой размер, всего 70×67 см. Она изображает уличного мальчишку с корзиной, наполненной спелыми итальянскими фруктами. Поза юноши слегка манерная и томная. Подобных юношей Караваджо много раз изображал на своих полотнах. Но эта картина заявила о Караваджо, как о непревзойдённом реалисте. Изображённый натюрморт превосходен, персики и виноград настолько реалистичны, что хочется протянуть руку и взять их.
? Кстати, на TopCafe вы можете узнать о самых популярных фруктах, которые ошибочно принимают за овощи.
2
Описание картины
Работа «Мальчик с корзиной фруктов» иллюстрирует собой первые шаги в мире изобразительного искусства, которые делал Караваджо, приехав из Рима в Милан. Для образа героя позировал друг живописца, 16-летний сицилийский художник Марио Миннити. Картина, принадлежавшая первоначально Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д’Арпино, в 1607 году была изъята кардиналом Шипионе (Сципионе) Боргезе.
Многие исследователи считают, что к раннему периоду творчества относятся такие работы Караваджо, как «Гадалка» и «Шулера», для которых также позировал Марио Миннити. Эти произведения датируются примерно 1594 годом. Более того, картина «Шулера» была приобретена коллекционером и тонким ценителем искусства, кардиналом Франческо Дель Монте, ставшим впоследствии первым покровителем молодого художника.
Медуза, 1595-1598 гг.
Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.
Положение во гроб (1602-1604)
Передний план картины занимает образ Христа, которого кладут во гроб Никодим и Иоанн. Тело Христа — тело молодого мёртвого человека, запрокинувшего голову, уже теряет тепло. Губы Христа посинели и рот приоткрыт. Это добавляет трагизма в его мученической смерти. Позади Иоанна и Никодима — три Марии в своём безутешном горе. Мать Христа состарилась от горя, Мария Магдалина печально опустила голову и ушла в себя. Третья Мария кричит, подняв к небу руки. Ракурс картины очень революционный — угол каменной плиты, на которую кладут Христа и локоть Никодима как бы вырываются за рамки картины. У зрителя возникает впечатления реальности происходящего. До этого, ни одна картина, изображавшая «положение во гроб Христа», не была такой впечатляющей. Смерть, скорбь и горе сквозит с полотна. Могильный холод веет из-под плиты.
Нарцисс, 1597–1599 гг.
«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.
Обращение святого Павла, 1600 год
Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.
Бернини в галерее Боргезе
Джованни Лоренцо Бернини – один из величайших архитекторов и скульпторов всех времен. Его произведения, каждое из которых достойно называться шедевром, и мастерство в обработке мрамора не только затмили работы современников, но и до сих пор поражают своим великолепием. Подтверждением этому являются скульптуры Бернини, представленные в галерее Боргезе.
Советуем прочитать:
Бернини: биография и творчество, интересные факты
Похищение Прозерпины
Среди наиболее известных работ Бернини, находящихся в галерее Боргезе, и одним из ярчайших экспонатов коллекции, стала грациозная скульптурная группа «Похищение Прозерпины», выполненная из каррарского мрамора. Лоренцо Бернини создал это потрясающее произведение, когда ему едва исполнилось 23 года.
Похищение Прозерпины Лоренцо Бернини Jk1677 / Wikimedia Commons
Советуем прочитать:
Похищение Прозерпины: шедевры Лоренцо Бернини
Аполлон и Дафна
Еще одним шедевром Бернини, бесспорно заслуживающим внимания, является скульптурная композиция «Аполлон и Дафна», изображающая сцену с известными мифологическими персонажами. Скульптура, высотой 243 см, полностью выполнена из мрамора. Сюжет представляет собой ключевой момент в истории безответной любви Аполлона, бога света и покровителя искусств, к прекрасной нимфе Дафне, спутнице Артемиды – богини охоты и женского целомудрия.
Аполлон и Дафна Лоренцо Бернини Alvesgaspar / Wikimedia Commons
Советуем прочитать:
Лоренцо Бернини: Аполлон и Дафна
Давид
Знаменитая статуя Давида, экспонируемая в галерее Боргезе, также относится к числу лучших работ Бернини. Известный библейский персонаж представлен мастером в необычном образе. В отличие от «Давида» Микеланджело, Донателло и Вероккьио, созданных в период Раннего Возрождения, скульптура Бернини, изображающая израильского царя, отличается особым динамизмом. Мужественная фигура Давида застыла в напряжении в тот самый момент, когда молодой израильтянин приготовился бросить камень в Голиафа.
Давид Бернини
Помимо представленных выше работ Лоренцо Бернини, в галерее Боргезе также можно увидеть следующие произведения знаменитого скульптора:
- Коза Амальфея (1615);
- Эней, Анхиз и Асканий (1618-1619);
- Бюст Папы Павла V (1618);
- Бюст кардинала Шипионе Боргезе (1632);
- Истина, открытая временем (1645).
Советуем прочитать:
Галерея Боргезе: история создания коллекции
Тематические экскурсии:
Орвието — архитектура и прекрасное вино
Экскурсия в уютный средневековый город — хранитель прекрасных построек и родину белого вина
€200 за экскурсию
Подробнее
История жизни мастера и его культурной революции
от €155 за экскурсию
Подробнее
Ассизи — родина Святого Франциска Ассизского
Великолепные фрески, памятники истории, церкви и базилики — прогулка по духовной столице Умбрии
€130 за экскурсию
Подробнее
Работы Караваджо в частных коллекциях
Некоторые произведения Караваджо в Риме находятся в частных коллекциях, увидеть которые считается редкой удачей – они демонстрируются для широкой публики лишь при проведении выставок. Например, картина «Обращение Святого Павла» (1600-1601), написанная на кипарисовой доске, принадлежит семье Одескальки. Она является первым вариантом описанной выше картины с тем же названием, которая находится в часовне Черази в базилике Санта Мария дель Пополо. Последний раз эта работа художника демонстрировалась в палаццо Scuderie del Quirinale в Риме с февраля по июль 2010 года. При этом она была застрахована на 100 млн. евро.
Картина Караваджо «Обращение Савла»(1600-1601), хранящаяся в частной коллекции Одескальки
В казино виллы Бонкомпаньи Людовизи можно увидеть единственную фреску Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон», написанную им около 1597 года. Роспись на потолке была заказана покровителем и защитником художника Франческо дель Монте.
Потолочная роспись «Юпитер, Нептун и Плутон» в казино виллы Людовизи
Картины Караваджо украшают сегодня самые знаменитые музеи мира. Долгое забвение и неприятие имени художника привело к тому, что многие полотна были утрачены, а некоторые сохранились лишь как копии с недоказанным авторством. Так или иначе, в Риме сконцентрировано самое большое количество его произведений, увидеть которые обязан каждый.
Советуем прочитать:
По следам великих мастеров. Шедевры Караваджо и Бернини в галерее Боргезе