Морской пейзаж в мировой живописи. каталог картин. часть 2

КЛОД ЛОРРЕН (Желле)

Справа внизу: Cladio Ls Romae 1666


Пейзажи Клода Лоррена, наряду с философской живописью его современника Пуссена, были одной из вершин французского классицизма. Правда, трудно найти более несходных художников, чем эти два мастера, делившие первенство в искусстве своей эпохи. Пуссен, глубокий и сосредоточенный мыслитель, жил в мире строгой, высокой культуры, проверяя каждый шаг в творчестве теорией, подчиняя непроизвольное вдохновение дисциплине аналитической мысли. Клод Желле (прозвищем Лоррена, то есть лотарингца, художник обязан своему происхождению) был простым, полуграмотным человеком, самоучкой, с трудом подписывавшим собственные картины. В Италию, где он провел почти всю жизнь, Лоррен приехал как слуга и кондитер, и первые его шаги в искусстве относятся уже к зрелому возрасту. Того, к чему Пуссен пришел сложной и напряженной работой мысли, Лоррен достиг непосредственным инстинктом. Обладая редкой восприимчивостью, он стихийно усвоил стройную и ясную эстетику классицизма, наполнив ее той жизнерадостностью, которую ему внушала любовь к природе и непрерывное общение с нею.

К лучшим из лучших картин Лоррена всеми причисляются четыре эрмитажных пейзажа, изображающие разные времена суток — утро, полдень, вечер и ночь. До сих пор не установлено, были ли эти полотна задуманы художником как единое целое или их случайно, и очень удачно, объединили коллекционеры более позднего времени. Но так или иначе они остаются свидетельством увлеченного внимания, с каким Лоррен изучал изменения в природе.

«Утро» — самое поэтичное и тонкое среди этих полотен. Подчиняясь классической традиции, Лоррен ввел в картину так называемый исторический сюжет — обязательную композицию, оживляющую пейзаж.
Он выбрал для этого эпизод из Библии: Иаков, пасущий стадо овец, встречает дочерей Лавана, и эта встреча становится началом его долгой любви к Рахили. Но в сюжете для художника важна только ассоциация с теми мыслями и переживаниями, которые вызывает в нем картина пробуждающейся на рассвете природы. Как и в других работах, Лоррен доверяет исполнение фигур итальянцу Филиппе Лаури. Сам он всецело поглощен пейзажем, идиллически мирным, одухотворенным и возвышенным.

Легкие и светлые краски, с их мягкими нюансами, придают формам воздушность и невесомость. Лоррен усиливает это впечатление, отводя огромное место небу и отдаляя изо6рая{ения зданий, моста, холмов, так что они превращаются в прозрачную, недосказанную, но захватывающую своей широтой панораму. Деревья в центре картины и колонны далекого храма приобретают стройные пропорции, изящество линий и чистоту силуэта. Лоррен неузнаваемо преображает и обновляет классический пейзаж, наполняя его живым дыханием природы.

Картина поступила в Эрмитаж в 1815 году из собрания императрицы Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа.

Лоррен — от идеального пейзажа к идиллии

Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба.

По свидетельству Зандрарта, «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно нарисовать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к придуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него».

Отдых на пути в Египет

1639; 100х125 смГалерея Дория Памфили, Рим

Мост в античном стиле и современная Лоррену деревушка в окрестностях Рима являются прекрасным фоном для библейской сцены

Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, или, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы, поскольку для образованного зрителя XVII столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).

Но чем дальше, тем больше художник задумывается над этими взаимосвязями и, в конце концов, приходит к тому, что в теории искусства называется «идеальным пейзажем». В основе этого понятия лежит эмоциональная связь между предметом и его окружением, а точнее, между сценой на переднем плане и фоновой картиной природы. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи.

Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Сочетания вымышленных и реальных мотивов природы позволяют художнику, в соответствии с его замыслом и представлением о красоте и гармонии, воссоздать неповторимую эмоциональную атмосферу, не являющуюся универсальной, но идеально соответствующую конкретной библейской или мифологической сцене.

Подобно Никола Пуссену, Клод Лоррен довольно часто пишет идиллические сцены. Неизменный коммерческий успех этих живописных идиллий объяснял еще итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472): «Идиллический пейзаж оказывает благотворное влияние на зрителя. Его душа безгранично радуется при созерцании мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы».

Примечания и ссылки

  1. Иоахим фон Сандрарт ( перевод  Чарльз Мартин), Клод Гелле дит Ле Лоррен: Пятьдесят две репродукции Леона Маротта с каталогом и жизнью художника , Париж, Хеллеу и Сержан,1922 г..
  2. ↑ и
  3. Жан-Мари Куни , Лотарингская кухня , 3- й  квартал 1998 г. Печать Форт-Мозель, Мец
  4. Эдуард Мем и Жорж Дюплесси , Каталог гравюр Клода Гелле, известного как Ле Лоррен , Париж, Вдовы Бушар-Юзар,1870 г., 64  с. , 27 см , с.  11.
  5. ↑ и Сергей Даниэль, Ле Лоррен , Париж, Литрс,2017 г. , стр.  5.
  6. ↑ и Андре Шастель ( реж. ), Николя Пуссен , Париж, Национальный центр научных исследований,1960 г., 29 см , p.  51.
  7. Татьяна Сгальбьеро, Клод Лоррен и классическая эстетика: искусство «идеального пейзажа» между реальным и воображаемым , Корк, 50 минут,2015 г., 36  с. , стр.  15.
  8. Вернер Шаде ( перевод  Николь Стефан-Габинель), Клод Лоррен , Париж, Imprimerie nationale,1999 г., 166  с. .
  9. Сильвестр Мишель, «  Клод Гелле между Шаманьем и Римом: Новые документы о художнике и его семье из архивов Лотарингии  », Mélanges de l’Ecole française de Rome. Средневековье, Новое время , т.  94, п о  94,1982 г., стр.  929-47
  10. См. Тернер и мастера , Тейт, 2009. Тернер посвятил свои последние картины теме Энея, памятно обработанного Лорреном, и завещал Национальной галерее в Лондоне две картины ( Дидона строит Карфаген и Восходящее солнце сквозь туман ) при условии. что они навсегда висят между двумя картинами Клода Гелле ( Морской порт с посадкой королевы Савской и пейзаж с женитьбой Исаака и Ребекки ); посетитель будет удивлен видеть двух британских картин XIX — го  века , в разделе , посвященном французских художников XVII — го  века.
  11. Анекдот, описанный в книге Марка Хименеса, Что такое эстетика? , Париж, Галлимар, колл.  «Фолио / сочинения»,2011 г., 448  с. , 18 см ( ISBN  978-2-07-032910-6 ).
  12. Клод Леви-Стросс , Наблюдение, слушание, чтение , Пэрис, Плон,1993 г., 188  с. .
  13. Мина Грегори ( перевод  с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Editions Place des Victoires,2000 г., 685  с. ( ISBN  2-84459-006-3 ) , стр.  577
  14. ↑ и
  15. (in) на www.clarkart.edu (по состоянию на 3 октября 2017 г. )
  16. Маннокчи, Лино , Офорты Клода Лоррена , Издательство Йельского университета,1988 г.

Лоррен Клод Картины биография Lorrain Claude

Лоррен Клод (Lorrain Claude)
(1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке
Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в
Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и
Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного
классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство
достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта
рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание
Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен).

Библейские, мифологические,
пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в
природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” — все 1645-1672, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва).

Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью
восприятия различных состояний природы, его офорты — виртуозной светотеневой нюансировкой. В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена
были аристократы. Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех
схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре.

С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он
обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа
— прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи,
внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова»
которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях
Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и,
наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую,
чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти
приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с
непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.

Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.
Этот величественный, пространственный пейзаж — один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции.
Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери.
Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий.
Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он «превосходит силу имитации в живописи».
Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме. Творчество Клода Лоррена →

Клод Лоррен | Artifex.ru

Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600-1682) – французский живописец, мастер классического пейзажа. Но его картины выходили за рамки академизма, они оживлялись светом, проработанным до такой степени, что каждый листик и травинка на полотнах становились такими же настоящими, как и зелень реального мира.

Творчество Лоррена завораживает, успокаивает и погружает в особую атмосферу, где настоящее встречается с прошлым, а понятие времени постепенно совсем исчезает. Так происходит, должно быть, потому что сюжеты картин зачастую литературные, они не привязаны к истории, датам и лишены сухой конкретики. Исторические сюжеты, конечно, тоже брались за основу, но они терялись в красоте ландшафта.

Клод Лоррен родился в крестьянской семье, и ему предстоял долгий путь совершенствования навыков. Художнику довелось работать над очень разными произведениями: одни из них действительно помогали развивать талант, а другие больше походили на рутинную работу. Лоррен был гравёром, обучался архитектуре и перспективе, выполнял декор свода церкви, работал над «пейзажными фресками», успешно попробовал себя в качестве офортиста (офорт – разновидность гравюры на металле — прим. ред.).

Но усерднее всего он изучал искусство и секреты пейзажной живописи. Часто «главными героями» работ Лоррена были морские порты, залитые лучами солнца. «Прибытие Клеопатры в Тарс» (1642) – картина, очевидно, рассказывающая о прибытии царицы Клеопатры в город Тарс. Но зритель, увидевший полотно, вправе усомниться в том, что в этой работе исторический сюжет важнее пейзажа.

Солнце на картине напоминает золото, небо восхищает разнообразием оттенков, а архитектура выглядит точёной, величественной и грандиозной. Что касается людей, то они, скорее, как интерьер на полотнах других художников, лишь дополняют композицию. Балом правит пейзаж, наполненный воздухом и светом.

Невероятно тонкая работа – «Утро» (1666). Она трогает до глубины души, как это происходит тогда, когда наблюдаешь живую природу и осознаёшь, насколько она прекрасна и совершенна. В данном случае эти чувства испытываешь, глядя на полотно. И это уже не только восхищение природой – это восхищение миром в проекции Лоррена и талантом художника.

  

Не удивительно, что у живописца уже при жизни было много почитателей. Среди его заказчиков были даже испанский король Филипп IV и папа Урбан VIII.

Клод Лоррен. Известные пейзажи. — Artrue

Краткая биография

Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.

Цена успеха Лоррена

Церковь Тринита деи Монти

1632; 14х205 см; карандаш, тушь, лависЭрмитаж, Санкт-Петербург

В XVII веке в Риме была широко распространена практика копирования работ известных мастеров с целью представления их подлинниками и продажи по соответствующей цене. Поскольку бизнес был очень выгодным с финансовой точки зрения, изготовителей подделок не слишком заботила моральная сторона этого сомнительного предприятия. Среди выдающихся художников было немало таких, которые смотрели на эксплуатацию своего имени и таланта сквозь пальцы, считая наличие подделок свидетельством настоящей славы.

Клод Лоррен придерживался другой точки зрения и старался всячески препятствовать появлению «своей» подписи на копиях — чаще всего весьма небрежных и далеких от оригинала. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием «Книга истины» — «Liber Veritatis» (195 авторских копий; в настоящее время находится в Британском музее).

И когда очередной обманутый покупатель приносил только что купленную работу с подписью «Лоррен» и требовал ее идентифицировать на предмет подлинности, художник доставал этот альбом и, по свидетельству Бальдинуччи, «разница между оригиналом и подделкой оказывалась очевидной, поскольку украсть идею и подпись можно, но в точности овладеть стилем гениального пейзажиста — вряд ли».

Великие художники, часть 74   15/10/2012 filoli.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: