Картина «ужин в эммаусе»

Потомство

Некоторые копии картины известны: в Чешире в Англии, у антикварного дилера в Нью-Йорке и в коллекции Чеккони во Флоренции.

В 1992 году Антигуа и Барбуда выпустили марку с изображением картины. В 2010 году в ознаменование 400- й годовщины смерти Караваджо почтовые службы Палау также напечатали марку, воспроизводящую Миланский стол.

В Европе Республика Сан-Марино создала в 2018 году коллекционную монету в 10 евро, которая занимает сцену ужина в Эммаусе.

Музей изобразительных искусств в Кане открывается в конце 2015 года пройдет выставка , посвященная сравнения двух таблиц: Опыт Караваджо вокруг Вечери в Эммаусе.

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Сам натюрморт имеет символическое значение. Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них». Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии.

Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо. Образ Христа решён менее радикально— теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи4. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь.

Она худая, что видно по шее, острым скулам и выступающим костям ключицы. Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них». В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Это лишь доказывает их символическое значение.

Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. По-иному выглядят и сами путники, сидящие за скромно накрытым столом.

Удалось договориться с местными крестьянами и найти общий язык. Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан. Образ Христа решён менее радикально— теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны.

Тот осведомляется, отчего они печальны. Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Согласно Евангелию от Марка (16:12-12) Иисус «явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, вот таким образом он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви.

Описание картины «Ужин в Эммаусе»

Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Караваджо Ужин в Эммаусе (1606) Холст, масло.

Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. Одет слуга в серовато-бежевый жилет поверх белой рубахи, рукава рубахи закатаны. Сам натюрморт имеет символическое значение. Ученики приглашают его разделить с ними ужин. Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу.

Ужин в Эммаусе и Положение во гроб Караваджо покажут в ГМИИ

Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего5. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же. Признали Иисуса мужчины по символическому жесту благословения рукой пищи. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи.

Мастера Галантного Жанра Живопись Рококо ПрезентацияBeatles DiscographyСвятой МаврикийСкорпионъЖан Батист Дени

Ван Меегерен продал подделку?

Мы помним, что всю историю с поддельным Вермеером ван Меегерен задумал, чтобы отомстить Абрахаму Бредиусу. Когда картина была готова, ее надо было каким-то образом представить на суд критика, но так, чтобы он ничего не заподозрил. Нужна была легенда, или провенанс.

Хан ван Меегерен воспользовался помощью своего друга, известного адвоката доктора Буна, которого использовал «втемную» — Бун ничего о подделке не знал. Ван Меегерен рассказал ему историю о некой старой аристократке, которая продает картины из семейной коллекции. И у ван Меегерена якобы возникло подозрение, что одна из картин — это Вермеер. Так как более компетентного специалиста, чем Бредиус, нет, то хотелось бы получить его консультацию. Из-за старой истории с поддельным Хальсом Бредиус вряд ли благосклонно отнесется с ван Меегерену и непредвзято посмотрит на картину. Так что не мог бы доктор Бун выступить посредником? В итоге Бредиус провел экспертизу картины «Христос в Эммаусе» и, посоветовавшись с другими специалистами, удостоверил, что она подлинная.

На этом история могла закончиться, если бы шедевром одновременно не заинтересовался известный арт-дилер Джозеф Дювин. Он как раз пришел к выводу, что картина — подделка, причем грубая. Но люди, причастные к миру искусства, тут же решили: Дювин просто сбивает цену, потому что «Христос в Эммаусе» подлинный. В итоге афера зашла слишком далеко: картину купил музей Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме, заплатив за нее 520 тысяч гульденов (около 2 млн долларов). В свое время Вейнгарден, подсунувший Бредиусу поддельного Рембрандта, изрезал картину на глазах у критика. Ван Меегерен не смог вовремя остановиться, и сумма, оказавшаяся у него в руках, вдохновила на создание следующих «Вермееров». Правда, историки говорят, что ван Меегерен сам начал распускать слухи, что «Христос в Эммаусе» — подделка. Но публике, видимо, очень хотелось верить в обратное.

Ужин в Эммаусе — Микеланджело Меризи да Караваджо


«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.

После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.

Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.

Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику. Для следования этой директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными. Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.

Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.

В отличие от многих картин того времени, которые базировались на линейной перспективе, Караваджо пытается стереть границы между картиной и зрителем, пространством картины — и реальным пространством. Создается ощущение, будто автор не хочет, чтобы его персонажи существовали только в пределах холста. Фигуры на полотне устремлены вперед, по направлению к зрителю, а изображенная за ними стена кажется отодвинутой на несколько метров.

Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина. Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью. Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что ее может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.

Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.

Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.

«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.

Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной

Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа

Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.

«Христос в Эммаусе»: как рождался шедевр

Месть ван Меегерена была задумана капитально и потребовала нескольких лет подготовки. Чтобы создать шедевр XVII века, живя в веке XX-м, надо было тщательно продумать все детали.

Во-первых, холст и подрамник. Ван Меегерен приобретал старые картины, смывал верхние слои краски и рисовал на подлинном холсте. При этом до конца первоначальное изображение он не уничтожал: ветхие холсты могли этого не выдержать, а потом, ему нужны были трещины, которые всегда появлялись на старинных полотнах — кракелюры. На нижнем слое краски они сохранялись.

Во-вторых, нужны были краски XVII века, чтобы экспертиза ничего не заподозрила. В то время их делали из натуральных пигментов, которые разводили чаще всего маслом или белком. Несмотря на дороговизну, ван Меегерен покупал те самые пигменты и учитывал все тонкости. Например, он знал, что в XVII веке уже не использовали зеленый малахитовый пигмент, а смешивали желтую и синюю краски. Он поступал так же.


Хан ван Меегерен. (litobozrenie.com)

Единственный риск, на который ван Меегерен пошел, — использовал фенолформальдегидную смолу. Это было необходимо, чтобы сделать краски твердыми, как будто им уже 300 лет. Другого варианта он не нашел, хотя пробовал сушить картины в печи, но тогда страдали цвета. Ван Меегерену оставалось только уповать на то, что серьезному химическому анализу краски никто не подвергнет.

В-третьих, ван Меегерену нужно было получить на своей картине уже упомянутые кракелюры. Он работал над этим долго: сушил краски в печи, искал оптимальную температуру, сворачивал картину, проминал пальцами. В итоге он нашел сочетание факторов, которое приводило к возникновению трещин, повторявших кракелюры на нижнем, подлинном, слое краски. Чтобы имитировать забившуюся в трещины пыль, ван Меегерен использовал тушь. В общем, он добился того, чтобы картина выглядела подлинной.

«Набив руку» на нескольких подделках, ван Меегерен счел, что готов к созданию Вермеера. После четырех лет подготовительных химическо-инженерных работ, художник приступил к сюжету о посмертном явлении Христа ученикам — началось рождение неизвестного шедевра Вермеера «Христос в Эммаусе».


Хан ван Меегерен «Христос в Эммаусе». (Wikimedia Commons)

Библиография

  • Джован Пьетро Беллори ( перевод  с итальянского Б. Пероля), Vie du Caravage , Gallimard, колл.  «Ходок»,1991 г.( 1- е  изд. 1672 г.), 63  с. .
  • Франческа Каппеллетти , Мария Кристина Терзаги и Пьер Кюри (редакторы), Караваджо в Риме: друзья и враги , Фонд Меркатора,2018 г., 199  с. ( ISBN   ), книга издана к выставке в музее Жакемара-Андре (Париж).
  • Рут Дангельмайер ( перевод  с немецкого Дени-Арман Канал), Caravage , Paris, Place des Victoires editions, колл.  «Площади искусства»,2017 г., 216  с. , 18 см .
  • Sybille Ebert-Schifferer ( перевод  с немецкого Виржини де Бермон и Жан-Леон Мюллер), Караваджо , Париж, выпуски Хазана ,2009 г., 319  с. , 32 см ( ISBN  978-2-7541-0399-2 ).
  • (ru) Эндрю Грэм-Диксон, Караваджо: жизнь священная и профанная , Лондон, Аллен Лейн,2010 г.( перепечатка  2011 г.), xxviii-514  с. , 25 см .
  • (ru) Мина Грегори , «Ужин в Эммаусе» , в «Эпоха Караваджо» , Нью-Йорк — Милан, Музей искусств Метрополитен и Electa Editrice,1985 г., 367  с. , стр.  306-310(каталог выставок Метрополитен-музея ( Нью-Йорк ) и музея Каподимонте ( Неаполь ) в 1985 году).
  • Мина Грегори ( перевод  с итальянского О. Менего), Караваджо , Галлимар,1995 г., 161  с. ( ISBN  2-07-015026-7 ).
  • Альфред Мойр ( перевод  с английского А.-М. Сулака), Caravage , Cercle d’art editions, колл.  «Стороны света»,1994 г.( 1- е  изд. 1989 г.) 40 вкладышей + 52  стр. ( ISBN  2-7022-0376-0 ).
  • Екатерина Пуглиси ( перевод  с английского Д.-А. Канала), Караваджо , Париж, Файдон,2005 г.( 1- е  изд. 1998 г.), 448  с. ( ISBN  978-0-7148-9995-4 ), 1- е изд. Французский 2005, репр. мягкая обложка 2007.
  • Фабио Скалетти ( пер.  Д.-А. Канал), «Каталог оригинальных работ» , в Клаудио Стринати (ред.), Караваджо , Editions Place des Victoires,2015 г.( ISBN  978-2-8099-1314-9 ) , стр.  29-209.
  • Себастьян Шютце (в переводе  Мишель Шрейер), Караваджо: полное произведение , Taschen,2015 г.( 1- е  изд. 2009 г.), 306  с. , 33 × 48  см ( ISBN  978-3-8365-5580-7 ).
  • (ru) Джон Т. Спайк , Караваджо , Нью-Йорк, Abbeville Press,2010 г.( 1 — е  изд. 2001), 623  с. .
  • (ru) Джон Варриано , «  Караваджо и декоративное искусство в двух ужинах в Эммаусе  » , The Art Bulletin , vol.  68, п о  2Июнь 1986 г., стр.  218-224 .
  • (ru) Джон Варриано , Караваджо: Искусство реализма , Издательство Пенсильванского государственного университета,2006 г., 183  с. .
  • (it) Лионелло Вентури , «  Opere inedite di Michelangelo da Caravaggio  » , Bollettino d’Arte , vol.  6, п о  1,31 января 1912 г., стр.  1-8 .

Ужин в Эммаусе

Сюжет

«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.

После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.

Предпосылки

Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.

Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику. Для следования этой  директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными. Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.

Освещение

Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.

Шулеры

Перспектива и связь с реальностью

В отличие от многих картин того времени, которые базировались на линейной перспективе, Караваджо пытается стереть границы между картиной и зрителем, пространством картины — и реальным пространством. Создается ощущение, будто автор не хочет, чтобы его персонажи существовали только в пределах холста. Фигуры на полотне устремлены вперед, по направлению к зрителю, а изображенная за ними стена кажется отодвинутой на несколько метров .

Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина. Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью. Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что её может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.

Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.

Святой Матфей. 1602.

Тем не менее, для многих реализм мастера зашел слишком далеко. На картине «Святой Матфей», написанной в 1602 году для церкви Сан-Луиджи, святой изображен босым и сидящим со скрещенными ногами таким образом, что его правая нога кажется выступающей из пространства картины. Работа была отклонена, так как священники сочли изображенную фигуру непристойной. Позже художнику пришлось создать вторую версию, где святой приседает на колено.

Вторая версия Святого Матфея

Критика

Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.

«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.

Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной

Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа

Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.

Поздняя версия картины

Спустя пять лет Микеланджело создал вторую, менее амбициозную, версию картины.

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Лондон)

О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13–32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».Ужин в Эммаусе , 1606. Пинакотека Брера, Милан.

Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье. К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам. Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа. Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом).

Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.

Согласно Евангелию от Марка (16:12) Иисус «…явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение», вероятно, поэтому он изображён с отступлением от традиционной иконографии, без бороды, с несколько одутловатым, женоподобным лицом, что вызвало нарекания служителей церкви. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. Сам натюрморт имеет символическое значение. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения, гранат — символ Страстей Христовых, изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа. В тени, который отбрасывает корзина на стол усматривают очертания рыбы — одного из символов христианства. Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании. Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан. Жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

Вермеер: известный и неизвестный

Ян Вермеер Делфтский — художник удивительной судьбы. Проживший всего 43 года, он написал некоторое количество картин. Почему мы говорим именно так? Дело в том, что при жизни известность его была ограниченной, а после смерти имя художника было на два столетия и вовсе забыто. У него осталось 11 детей, поэтому вдова и душеприказчики распродавали картины поспешно и неаккуратно. Куда отправилось наследие Вермеера, не всегда можно точно отследить. Именно поэтому время от времени в XIX и XX веке появлялись неизвестные шедевры художника, о подлинности которых велись долгие споры.

Вермеер считается непревзойденным мастером бытовой живописи. Столь характерных для художников его времени картин на религиозные сюжеты у него в творчестве практически нет. Доподлинно известна одна — «Христос в доме Марфы и Марии».


Ян Вермеер «Христос в доме Марфы и Марии». (Wikimedia Commons)

Тот же Бредиус считал, что эта картина была частью утерянного цикла. От этой идеи и отталкивался ван Меегерен: новый, неизвестный ранее, Вермеер как раз и будет из этой «религиозной» серии.

тема

История, на которой основана картина, происходит из Евангелия от Луки и происходит на следующий день после воскресения Христа. Двое учеников направлялись в деревню Эммаус, когда они встретили Иисуса. Это была их первая встреча после ареста. Караваджо изображает момент, когда воскресший Иисус явился двум своим ученикам ( Клеопа, имя которого упоминается в Евангелии от Луки , и его товарищ, не упомянутый по имени): «И это случилось, когда он сидел с ними за столом, он взял хлеб поблагодарил меня, сломал и подал им. Затем их глаза открылись, и они узнали его. И он исчез от них »(Луки 24: 30–31). Во времена Караваджо этот эпизод Библии интерпретировался как архетип евхаристического благословения .

Ученик справа носит раковину гребешка на своей одежде, знак паломника, который, среди прочего, позволяет идентифицировать его как Иакова Старшего . Другой ученик одет в дырявую куртку. Жест правого ученика почти выходит за рамки перспективного изображения — его руки вытянуты по оси, перпендикулярной плоскости картины. Постоянный домовладелец наблюдает за сценой, но не проявляет особых эмоций.

Судьба художника

В 1889 году в голландском городе Девентере в семье Хендрикуса ван Меегерена, местного учителя, родился сын Хенрикус (Хан). От матери он унаследовал чувствительность и художественный вкус, с 8 лет начал рисовать, что совершенно не устраивало его отца. Хендрикус был человеком прямым и строгим — увлечение сына казалось ему просто причудой. На свое счастье мальчик встретил понимание у школьного учителя рисования Бартуса Кортилинга

Он обратил внимание на талантливого ученика и помогал ему развить способности. И конечно, оказывал на него влияние

В частности, именно любовь Кортилинга к старым голландским мастерам и неприятие модернистов передались ван Меегерену. И сыграли в его судьбе огромную роль.

После школы Хан выбрал профессию архитектора. Правда, выпускной экзамен он провалил, но зато принял участие в художественном конкурсе, на котором выставил работу, написанную в классической манере. «Собор Святого Лаврентия» пришелся по душе жюри, и ван Меегерен получил первую премию. Архитектура была забыта, он решил стать живописцем. Первые, правда, скромные успехи не заставили себя ждать.

Хан много работал, тем более что к тому моменту у него уже была семья и дети. Устраивал персональные выставки, его картины продавались, он брал коммерческие заказы на афиши, открытки, и все шло хорошо до тех пор, пока в его жизни не возник художественный критик Абрахам Бредиус.

В первой половине 1920-х годов ван Меегерен подружился с художником Тео ван Вейнгарденом. Вейнгарден занимался реставрацией и продажей произведений искусства, но иногда баловался подделками. В частности, два его «Вермеера» уехали в Америку. Ван Меегерен начал работать с ним, занимаясь восстановлением картин.

Как-то раз Вейнгарден нашел картину в ужасном состоянии, вместе с компаньоном отреставрировал ее, и эксперты пришли к выводу, что это творение Франса Хальса — известного художника «Золотого» голландского века. Реставраторы уже нашли покупателя, но тут свое мнение высказал Абрахам Бредиус. Он счел, что никакой это не Хальс, а обычная подделка, свое мнение он основывал на качестве красок. Аргументы реставраторов приняты не были, сделка сорвалась.

Вейнгарден отомстил Бредиусу быстро: написал нового «Рембрандта», эксперт подтвердил его подлинность, а художник над ним посмеялся. Правда, репутации Бредиуса это не повредило — он сказал, что осматривал картину в спешке. А ван Меегерен затаил обиду и тоже решил отомстить. Выбор пал на Вермеера.

Ответить головой

Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена — прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко — Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.

Бегство. Сначала в имение давней покровительницы — маркизы Констанцы Колонна, потом в Неаполь, потом на Мальту, искать убежища у сильного в те годы рыцарского ордена иоаннитов. Римский Папа Павел V объявил Караваджо вне закона. Но сделал ремарку, которая подарила нам целый ряд шедевров. «Присуждается к смертной казни через отсечение головы». Это и стало главной темой его картин в период четырёхлетнего изгнания. «Давид с головой Голиафа» — целая серия. И везде в чертах отсечённой обезображенной головы Голиафа можно узнать лицо самого художника. 

«Давид с головой Голиафа». Караваджо, 1606-1607, Галерея Боргезе, Рим 

Сюжет шедевра, которым Караваджо должен был расплатиться с мальтийскими рыцарями за своё убежище, «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Единственная подписанная им картина. Подпись поставлена в крови, вытекающей из разрубаемой шеи святого.

Отмечая окончание своего «Крестителя», художник, ставший ещё и членом ордена, устроил пирушку. Шумную. Один из рыцарей призвал компанию к тишине. Когда его не послушали, обдал гуляк содержимым ночного горшка. И попал в Караваджо. Тот не стерпел. Итог — избиение и несколько ножевых ранений. Тюрьма ордена — глухой каменный мешок, откуда никто не убегал. Но Караваджо это удаётся. Как — не могут понять до сих пор. 

Теперь его смерти хотели слишком многие — наёмные убийцы несколько раз нападали на художника. Но он снова и снова выкручивался. Подкосило его известие о том, что корабль, на котором он перевозил свои картины, ушёл без него. Расстаться с делом всей жизни он не мог. Повреждение в уме. Малярия. Смерть в одиноче­стве. Клеймо злодея. Забвение. О том, что Караваджо — гений, вспомнили только через 300 лет после его гибели — в 1910 г.

«Усекновение главы Иоанна Крестителя», Караваджо Фото: репродукция

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: