Караваджо

Как рассказывали библейские истории на своих картинах известные художники

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием и . Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Что нужно знать об именинах

Именины — это не просто праздник имени. Это день памяти святого покровителя, в честь которого окрещен (а не просто наречен) человек. Поэтому прерогатива отмечать этот праздник имеется только у крещеных людей. Другое его название — день ангела.

Выбирается день ангела тогда же, когда выбирается святой, в честь которого человек хочет креститься. В случае крещения младенцев это делают за него родители. Если же впоследствии имя святого забылось, то один раз допускается выбрать себе покровителя заново. Им может стать любой канонизированный в лике святых тезка человека. Если сам человек не может определиться, то ему может помочь процедура формального вычисления святого патрона. Для этого в святцах выискивается день памяти святого тезки человека, который максимально был бы приближен ко дню его рождения. Он-то и становится с того момента его покровителем, а день его общецерковной памяти — личным праздником именин.

Ниже мы поговорим о святых, в честь которых празднуются именины Матвея. Возможно, на самом деле их гораздо больше, чем мы можем представить в этой статье, но всех имен святых еще никому не удавалось собрать за прошедшие две тысячи лет. Еще один момент — в церковной традиции имя Матвей звучит как «Матфей» или «Матфий». И именины Матвея, это и их именины.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.

Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет(1596-1597)

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой — Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год – на . Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Караваджо на карте Рима

На представленной ниже карте города сайт 39rim.ru отметил все места, где можно увидеть произведения Караваджо в Риме. Администрация ресурса надеется, что подобная наглядная информация окажется полезной почитателям таланта великого художника.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (31)
  • Сады и парки (8)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (12)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Работы Караваджо в частных коллекциях

Некоторые произведения Караваджо в Риме находятся в частных коллекциях, увидеть которые считается редкой удачей – они демонстрируются для широкой публики лишь при проведении выставок. Например, картина «Обращение Святого Павла» (1600-1601), написанная на кипарисовой доске, принадлежит семье Одескальки. Она является первым вариантом описанной выше картины с тем же названием, которая находится в часовне Черази в базилике Санта Мария дель Пополо. Последний раз эта работа художника демонстрировалась в палаццо Scuderie del Quirinale в Риме с февраля по июль 2010 года. При этом она была застрахована на 100 млн. евро.

Картина Караваджо «Обращение Савла»(1600-1601), хранящаяся в частной коллекции Одескальки

В казино виллы Бонкомпаньи Людовизи можно увидеть единственную фреску Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон», написанную им около 1597 года. Роспись на потолке была заказана покровителем и защитником художника Франческо дель Монте.

Потолочная роспись «Юпитер, Нептун и Плутон» в казино виллы Людовизи

Картины Караваджо украшают сегодня самые знаменитые музеи мира. Долгое забвение и неприятие имени художника привело к тому, что многие полотна были утрачены, а некоторые сохранились лишь как копии с недоказанным авторством. Так или иначе, в Риме сконцентрировано самое большое количество его произведений, увидеть которые обязан каждый.

Советуем прочитать:

По следам великих мастеров. Шедевры Караваджо и Бернини в галерее Боргезе

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Татиана Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо

Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, или . И Делакруа, и писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”.

Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).

Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”.

Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

Другие работы Караваджо в Риме

Больной Вакх (1592-1593). Галерея Боргезе.

Мальчик и корзина с фруктами (1593-1594). Галерея Боргезе.

Предсказатель судьбы (1594-1595). Пинакотека Капитолийских музеев.

Кающаяся Магдалина (1595). Галерея Дория Памфили.

Отдых на пути в Египет (1595). Галерея Дория Памфили.

Юдифь, убивающая Олоферна (1599). Дворец Барберини.

Нарцисс (1599). Дворец Барберини.

Распятие святого Петра (1600-1601). Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601). Церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1600). Коллекция Одескальки.

Погребение Христа (1602-1603). Пинакотека Ватикана.

Иоанн Креститель (1603-1604). Галерея Корсини.

Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, 1604-1605). Церковь Св. Августина.

Мадонна и младенец со святой Анной (1606). Галерея Боргезе.

Святой Иероним в размышлении (1606). Галерея Боргезе.

Давид с головой Голиафа (1609-1610). Галерея Боргезе.

Иоанн Креститель (1610). Галерея Боргезе.

Произведения Караваджо в музеях Рима

Большинство работ художника находятся в музеях Вечного города. Их посещение, как правило, платное, однако не стоит забывать, что первое воскресенье каждого месяца они раскрывают свои двери для всех желающих. Ниже приведен наиболее полный, на наш взгляд, список музеев, где можно увидеть картины Караваджо в Риме.

Галерея Боргезе

Piazzale del Museo Borghese, 5

В галерее Боргезе в Риме находится самое большое собрание работ художника:

  • «Святой Иоанн Креститель» (1610);
  • «Давид с головой Голиафа» (1609-1610);
  • «Мадонна с младенцем и Св. Анна» (1605);
  • «Письмо Св. Иеронима» (1605);
  • «Больной Вакх» (1593-94);
  • «Мальчик с корзиной фруктов» (1593-94);

Национальная галерея древнего искусства

Палаццо Корсини – Via della Lungara, 10

«Святой Франциск в молитве» (1605)

Палаццо Барберини – Via delle Quattro Fontane, 13

  • «Юдиф и Олоферн» (1599);
  • «Нарцисс» (1599)

Галерея Дориа Памфили

Via del Corso, 305

  • «Святой Иоанн Креститель» (1602);
  • «Отдых на пути в Египет» (1595-96);
  • «Кающаяся Магдалина» (1594-95);

Città del Vaticano

«Погребение Христа» (1602-1604)

Сюжеты Ветхого Завета

Дж. Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры

Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь.

К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.

Джорджоне. Юдифь

Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам.

Значительная часть произведений посвящена изгнанию из Рая Адама и Евы, события, предваряющие это, в истории изобразительного искусства редки. И все же они встречаются, как, например, сюжет сотворения Евы из ребра Адама.

Популярными у живописцев всех времен были истории об изгнании Агари, о жертвоприношении Исаака, о гибели Содома, сюжет об Ионе и ките, подвиг Юдифи.

Почему на картинах классиков так часто встречаются библейские сюжеты?

Б. Мурильо. Святое семейство с птичкой

Джотто. Встреча Марии и Елизаветы (фреска)

На протяжении тысячи лет церковь была единственным заказчиком для художников, причем при создании произведений по библейским сюжетам вступали в действие строгие каноны: фигуры изображали плоскими, фон делали неопределенным, пейзаж, если был, наполнялся особыми символами. В Византии, где складывались отличные от римских традиции иконописи, считалось, что подлинные изображения Христа и Богородицы возникли чудесным образом, а те, что создавали художники, признавалось копиями, списками.

Ян Брейгель. Иона выходит из пасти кита

С позднего Средневековья стала появляться и светская живопись, заказчиками произведений изобразительного искусства уже были не только церкви, но и состоятельные ценители прекрасного, желающие украсить свой дом. Менялась техника живописи – фигуры становились трехмерными, объемными, совершенствовался состав красок, художники экспериментировали с композицией, пропорциями, ракурсами, светом. Изображенные на холсте персонажи из Ветхого и Нового завета приобретали индивидуальность, а с ней — физическую красоту, они становились мужественными или женственными, слабыми или сильными, милосердными или жестокими. Во времена Ренессанса святые изображались в современной художнику обстановке, в такой же одежде.

П. Верхаген. Авраам высылает Агарь из дома

Позже, во времена Просвещения, живописцы уже углублялись в изучение быта тех времен, в которые разворачивались события на картине, стремясь к исторической достоверности. Для достижения такой цели даже предпринимали путешествие в Палестину – это помогало правильно изобразить пейзаж, на фоне которого развивались события выбранного библейского сюжета. А позднее мастера допускали все большие вольности, решая за счет священных текстов и собственные художественные задачи.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция. Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.

Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

Ответить головой

Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй, ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена — прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко — Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.

13 знаковых картин Микеланджело Караваджо

Первая дошедшая до нас картина Караваджо — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Public Domain

В Риме художник знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). Public Domain

В 1593 Караваджо заболел римской лихорадкой и шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни он создал картину «Больной Вакх» (1593) —свой первый автопортрет. Public Domain

Первые многофигурные картины художник создал в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка». В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Public Domain

В 1596 году он создает первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». Public Domain

В 1599 году Караваджо заключил контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Первым произведением цикла стало «Призвание апостола Матфея» (1600), где художник продемонстрировал свое искусство в применении кьяроскуро. Public Domain

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростертом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя. Public Domain

Так произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава и заказы от других церквей. В это время он создает много картин на религиозные темы. «Обращение Савла» (1601). Public Domain

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. Public Domain

В 1606 году Караваджо был обвинен в убийстве и объявлен «вне закона», из-за чего был вынужден скрываться. Художник продолжил писать, однако его стиль стал мрачным. «Ужин в Эммаусе» (1606). Public Domain

По заказу магистра мальтийского ордена Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608). Это единственная картина, подписанная художником. Public Domain

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял. Public Domain

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

История создания.

По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино , бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо.

Отношение автора к вере.

Караваджо Микеланджело был человеком, который прошел тернистый жизненный путь, полный роковых ошибок, греховных падений, но невероятных творческих взлетов и душевных смятений. По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках. В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

Биография.

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле.

  • Приднестровье в составе золотой орды кратко

      

  • Смазочно охлаждающие материалы применение кратко

      

  • Особенности межкультурной коммуникации кратко

      

  • История о доброте кратко

      

  • История бчб флага беларуси кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: