Мученичество апостола матфея, микеланджело караваджо

Мученичество апостола матфея, микеланджело караваджо

Описание

Мраморный блок, из которого Микеланджело ваял статую, сохранил свои прямоугольные формы. Сама фигура святого выполнена в сильном контрапосте — левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает изменение оси между тазом и плечами]. В правой руке он держит книгу, крепко прижимая её к телу. Голова апостола обращена влево и вверх. Левая рука лежит вдоль тела свободно, как ненужная, поскольку Левий Матфей записывал не собственные слова, а сказанные ему ангелом ]

Как отметил Лазарев, поза святого совсем необычная, поскольку кажется, что Матфей пытается высвободиться из камня, но тот держит его и не отпускает]

Караваджо

Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе. В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.

Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.

Мученичество Матфея

Библиография

  • Махов А.Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • Ламбер Ж.Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
  • Элизабет ЛандиТайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
  • Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М.Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, .

Караваджо: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3/5 — (3 голоса)

Что нужно знать об именинах

Именины — это не просто праздник имени. Это день памяти святого покровителя, в честь которого окрещен (а не просто наречен) человек. Поэтому прерогатива отмечать этот праздник имеется только у крещеных людей. Другое его название — день ангела.

Выбирается день ангела тогда же, когда выбирается святой, в честь которого человек хочет креститься. В случае крещения младенцев это делают за него родители. Если же впоследствии имя святого забылось, то один раз допускается выбрать себе покровителя заново. Им может стать любой канонизированный в лике святых тезка человека. Если сам человек не может определиться, то ему может помочь процедура формального вычисления святого патрона. Для этого в святцах выискивается день памяти святого тезки человека, который максимально был бы приближен ко дню его рождения. Он-то и становится с того момента его покровителем, а день его общецерковной памяти — личным праздником именин.

Ниже мы поговорим о святых, в честь которых празднуются именины Матвея. Возможно, на самом деле их гораздо больше, чем мы можем представить в этой статье, но всех имен святых еще никому не удавалось собрать за прошедшие две тысячи лет. Еще один момент — в церковной традиции имя Матвей звучит как «Матфей» или «Матфий». И именины Матвея, это и их именины.

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция. Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Интересные факты из жизни

Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

История создания.

По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино , бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо.

Отношение автора к вере.

Караваджо Микеланджело был человеком, который прошел тернистый жизненный путь, полный роковых ошибок, греховных падений, но невероятных творческих взлетов и душевных смятений. По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках. В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

Биография.

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле.

  • Приднестровье в составе золотой орды кратко

      

  • Смазочно охлаждающие материалы применение кратко

      

  • Особенности межкультурной коммуникации кратко

      

  • История о доброте кратко

      

  • История бчб флага беларуси кратко

Апостол Матфей в искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве изображается довольно часто. Это объясняется его сугубым значением в распространении слова Божия.

К примеру, стоит обратить внимание на прекрасную работу «Апостол Матфей и ангел» итальянского живописца болонской школы, великолепного мастера барокко Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья). Он учился у Карраччи и Феррантини, был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы

Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

К выдающимся шедеврам живописи принадлежат три изумителных картины из жизни апостола кисти великого Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Приложения

На столах Cerasi

  • (it) Мария Бернардини и др. , Караваджо Карраччи Мадерно: La Cappella Cerasi в Санта-Мария-дель-Пополо-а-Рома , Сильвана,2001 г., 160  с. ( ISBN  88-8215-321-5 ).
  • (в) Heather Nolin , »  » Нет piacquero аль Padrone «: A переосвидетельствования Распятия Караваджо Святого Петра Cerasi  » , Art Review Рутгер в , п о  24,2008 г., стр.  104 .
  • (ru) Лео Стейнберг , «  Наблюдения в часовне Чераси  » , The Art Bulletin , vol.  41, п о  2Июнь 1959 г., стр.  183-190 .

О творчестве Караваджо

  • Андре Берн-Жоффруа , Le Dossier Caravage: Психология атрибуции и психология искусства , Париж, Фламмарион, колл.  «Чемпионы искусств»,2010 г.( 1- е  изд., Выпуск 1959 г., полночь) ( ISBN  978-2-0812-4083-4 ), переиздание, аннотированное Арно Брейоном де Лаверни (сборник «Идеи и исследования») в 1999 году, затем обновленное для издания 2010 года.
  • Франческа Каппеллетти ( перевод из  Международного центра лингвистических исследований), Le Caravaggio et les Caravagesques , Le Figaro, колл.  «Великие мастера искусства»,2008 г., 335  с. ( ISBN  978-2-8105-0023-9 ).
  • Сибилла Эберт-Шифферер ( пер.  В. де Бермон и Ж. Л. Мюллер), Караваджо , Хазанские издания,2009 г., 319  с. ( ISBN  978-2-7541-0399-2 ).
  • (ru) Эндрю Грэм-Диксон , Караваджо: Священная и светская жизнь , Книги о пингвинах,2010 г., 514  с. .
  • Мина Грегори ( пер.  О. Менего), Караваджо , Галлимар,1995 г., 161  с. ( ISBN  2-07-015026-7 ).
  • Эберхард Кёниг ( перевод  с немецкого Екатерины Метаис-Бюрендт), Микеланджело Меризи да Караваджо 1571-1610 , Кёнеманн, колл.  «Мастера итальянского искусства»,1997 г., 140  с. ( ISBN  3-8290-0703-5 ).
  • Роберто Лонги (в переводе  Жерар-Жюльен Сальви ), Le Caravage , éditions du Regard,2004 г.( 1 — е  изд. , 1927), 231  с. ( ISBN  2-84105-169-2 ).
  • Альфред Мойр , Караваджо , Париж, Художественный кружок,1994 г., 52  с. ( ISBN  2-7022-0376-0 , OCLC   ).
  • Екатерина Пуглиси ( пер.  Канал D.-A.), Караваджо , Париж, Файдон,2005 г.( 1- е  изд. 1998 г.), 448  с. ( ISBN  978-0-7148-9995-4 ), 1- е изд. Французский 2005, репр. мягкая обложка 2007.
  • Жерар-Жюльен Сальви , Le Caravage , Gallimard, колл.  «Фолио биографии»,2008 г., 317  с. ( ISBN  978-2-07-034131-3 ).
  • Клаудио Стринати (  режиссер ) ( Trans. D.-A. Canal), Караваджо , Éditions Place des Victoires,2015 г., 360  с. ( ISBN  978-2-8099-1314-9 ).
    • Микеле Куппоне , «Жизнь Микеланджело Меризи» , Клаудио Стринати (реж.), Караваджо ,2015 г., стр.  15–27.
    • Фабио Скалетти , «Каталог оригинальных работ» , в Клаудио Стринати (ред.), Караваджо ,2015 г., стр.  29-209.
    • Клаудио Стринати , «Таинственные начала» , Клаудио Стринати (реж.), Караваджо ,2015 г., стр.  211–240.
  • (ru) Джон Варриано , Караваджо: искусство реализма , издательство Penn State University Press,2006 г., 288  с. .
  • Стефано Дзуффи , Караваджо в деталях , Хазан, сб.  «Изобразительное искусство»,октябрь 2016( ISBN  978-2754109680 ).

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Татиана Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Работы Караваджо в частных коллекциях

Некоторые произведения Караваджо в Риме находятся в частных коллекциях, увидеть которые считается редкой удачей – они демонстрируются для широкой публики лишь при проведении выставок. Например, картина «Обращение Святого Павла» (1600-1601), написанная на кипарисовой доске, принадлежит семье Одескальки. Она является первым вариантом описанной выше картины с тем же названием, которая находится в часовне Черази в базилике Санта Мария дель Пополо. Последний раз эта работа художника демонстрировалась в палаццо Scuderie del Quirinale в Риме с февраля по июль 2010 года. При этом она была застрахована на 100 млн. евро.

Картина Караваджо «Обращение Савла»(1600-1601), хранящаяся в частной коллекции Одескальки

В казино виллы Бонкомпаньи Людовизи можно увидеть единственную фреску Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон», написанную им около 1597 года. Роспись на потолке была заказана покровителем и защитником художника Франческо дель Монте.

Потолочная роспись «Юпитер, Нептун и Плутон» в казино виллы Людовизи

Картины Караваджо украшают сегодня самые знаменитые музеи мира. Долгое забвение и неприятие имени художника привело к тому, что многие полотна были утрачены, а некоторые сохранились лишь как копии с недоказанным авторством. Так или иначе, в Риме сконцентрировано самое большое количество его произведений, увидеть которые обязан каждый.

Советуем прочитать:

По следам великих мастеров. Шедевры Караваджо и Бернини в галерее Боргезе

Караваджо на карте Рима

На представленной ниже карте города сайт 39rim.ru отметил все места, где можно увидеть произведения Караваджо в Риме. Администрация ресурса надеется, что подобная наглядная информация окажется полезной почитателям таланта великого художника.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (31)
  • Сады и парки (8)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (12)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Описание

Мраморный блок, из которого Микеланджело ваял статую, сохранил свои прямоугольные формы. Сама фигура святого выполнена в сильном контрапосте — левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает изменение оси между тазом и плечами. В правой руке он держит книгу, крепко прижимая её к телу. Голова апостола обращена влево и вверх. Левая рука лежит вдоль тела свободно, как ненужная, поскольку Левий Матфей записывал не собственные слова, а сказанные ему ангелом .

Как отметил Лазарев, поза святого совсем необычная, поскольку кажется, что Матфей пытается высвободиться из камня, но тот держит его и не отпускает.

Сюжет

Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение — Мф. 9:9:

…Иисус увидел человека, сидячего у сбора пошлин, по имени Матфея, и гласит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках. Сторожи, вооружённые юные люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежка мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих только Левий сообразил, кто стоит перед ним. В изумлении, он вопросительно показывает на себя, ждя доказательства.

Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Его направление также организует взор зрителя, заставляя его читать сцену слева вправо. Фигуру Иисуса практически на сто процентов закрывает Пётр — только голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился только на мгновение его босоногие ноги повёрнуты к выходу. Караваджо три раза повторяет жест вытянутой руки, исследователи лицезреют в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.

В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и конкретно это сделало гигантскую популярность его картинам.

Мученичество апостола Матфея — Микеланджело Меризи да Караваджо. 1599-1600

Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Невидимый палачу ангел протягивает святому пальмовую ветвь, символ мученичества, которую тот пытается схватить.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: