Представители импрессионизма
Основателем импрессионизма является Клод Моне. Многие его полотна очень велики – он хотел, чтобы люди чувствовали себя возле картины, словно у настоящего пруда или сада.
Моне часто писал один и тот же сюжет с разных ракурсов, в разное время суток, или даже года, чтобы запечатлеть игру света. Например, он создал 25 разных картин, изображающих одни и те же стога сена.
Клод Моне. Стога сена
Камиль Писсарро писал сельские и городские пейзажи. Самые известные его картины – виды любимого Парижа. Он был одним из самых убежденных последователей импрессионизма, участвовал во всех выставках коллег.
Камиль Писсаро. Место дю Гавр. Париж
Пьер Огюст Ренуар был другом Моне. Они вместе учились в одной школе живописи. Именно поэтому он поддержал бунтарский дух товарища. Его картины пронизаны ощущением мягкого тепла и солнечного света. Больше всего он предпочитал изображать людей, причем с натуры, но без академического позирования. Например, он несколько дней таскал огромное полотно на танцплощадку, чтобы написать картину «Бал в Мулен-де-ла-Галетт».
Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен-де-ла-Галетт
Эдгар Дега известен современным любителям искусства изображениями танцовщиц, а также сценками в ночных кафе и ресторанах. Этот талантливый человек шутил, что полиция скоро будет стрелять в каждого, кто вздумает рисовать на улице. Кроме того, он не писал морские пейзажи говоря, что его укачивает. Поэтому в отличие от многих, он чаще всего работал в мастерской.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Эдуард Мане был немного старше импрессионистов и уже имел собственное имя. Он не участвовал в их выставках, но часто общался с Клодом Моне, Дега и другими художниками. Это также внесло определенные изменения в его творчество.
Эдуард Мане. В уголке во время концерта
Единственной женщиной среди французских импрессионистов была Берта Моризо. В те времена считалось, что основное назначение женщины – вести домашнее хозяйство. Но эта женщина стала повстанцев не только в искусстве, но и в жизни. Она писала жанровые сценки с участием женщин и детей. Новый взгляд воспринимался любителями живописи с восхищением.
Берта Моризо. У колыбели
Кроме самых ярких французских представителей следует отметить несколько живописцев из других стран. Среди американцев это Морис Прендергаст, Теодор Робинсон, Джон Слоун, Джон Туокмен. В Италии самыми известными импрессионистами считаются Федериго Зандоменеги, Джованни Больдини, Джузеппе де Ниттис. В Англии – Уолтер Сикерт, Филипп Стир. В Германии – Ловис Коринт, Генрих Трюбнер, Август Финк, Пауль Фогель.
Ловис Коринт. Купание Сусанны
Среди импрессионистов также встречались и женщины. Харриет Баккер – норвежская художница, Мэри Кассат – американская, Ольга Бознаньская – польская.
Мэри Кассат. Чай
Импрессионизм в веб-дизайне
Сайты в стиле импрессионизм навеяны сюжетами полотен известных художников-импрессионистов. Чаще всего в этом стиле оформляют тематические сайты, которые посвящены музеям или арт-галереям, личные страницы, портфолио.
Импрессионизм в веб-дизайне не означает, что проект должен быть перегружен деталями. В первую очередь это:
- Естественные тона
- Эффект глубины за счет использования параллакс эффекта
- Открытые макеты
- Отсутствие градиентов и резких контрастов
- Обилие света.
- Закругленные края
Ван Гог – один из самых любимых художников у дизайнеров. Они часто используют его картины, как вдохновение или арт-объект для своих работ. Наверное, самая популярная из них – «Звездная ночь»
Пример веб дизайна для сайта портфолио художника импрессиониста
В типографике допустимо использование декоративных шрифтов – чаще всего рукописных для заголовков. Приветствуется креативная типографика, плавные линии и нечеткие контуры.
Пример типографики для проекта в стиле импрессионизм
Цветовые схемы так же можно заимствовать с полотен художников импрессионистов.
Пример цветовой схемы для дизайн — проекта на основании картины Моне.
Импрессионизм хорошо вписывается и в любые другие цифровые и веб-продукты, которым не свойственны четкие формы, но есть яркие мерцающие тона, обилие деталей и ощущение нереальности происходящего.
Сюжеты
В классической живописи было принято писать картины на религиозные или античные сюжеты, пользовались спросом натюрморты, портреты знатных или богатых людей. Импрессионисты же шокировали публику «незначительными» и даже вульгарными темами.
Самые распространенные сюжеты – пейзажи. Появляется и понятие городского пейзажа. Повсюду строятся заводы и фабрики, улицы заполнены людьми и экипажами, жизнь кипит днем и ночью.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмарт ночью
Получают распространение сюжеты с обычными людскими развлечениями. Артисты, публика, завсегдатаи театров, ночных кафе и прочих увеселительных заведений – одни из главных участников картин.
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер»
Импрессионисты с удовольствием рисуют портреты своих друзей, членов семьи, ничем не примечательных прохожих и обычных тружеников. Появляются на картинах простые эпизоды из жизни. Женщины, расчесывающие волосы или укладывающие ребенка, сельские будни крестьян и простых рабочих, продавцов и официантов, чтение газеты – все эти сюжеты раньше вызывали только возмущение у критиков.
Эдгар Дега. Гладильщицы
Валентин Александрович Серов.
В картинах Серова отображается не только впечатление от увиденного самим художником, но и состояние его души.
В картине “ Площадь святого Марка в Венеции” мы можем наблюдать холодные серые тона.
Это говорит о тяжелом душевном состоянии художника.
Несмотря на мрачность палитры, работа является эталоном в импрессионизме.
В ней Серов запечатлел реальный мир в подвижности и изменчивости, смог предать свои мимолетные впечатления.
После поездки в Италию, Валентин Серов создает свою знаменитую картину «Девочка с персиками».
Серову было тогда всего 22 года.
Но он смог на одной картине совместить несколько жанров: портрет, натюрморт и пейзаж за окном.
Поль Сезанн
Поль Сезанн — французский художник, живописные поиски и находки которого не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления. Художник-постимпрессионист, творивший рядом и одновременно с импрессионистами и получивший признание только к концу жизни. Сезанн, в отличие от большинства своих коллег, стал известен еще при жизни. Ему удалось организовать собственную выставку и выручать с нее немалые доходы. Люди знали толк в его картинах – он, как никто другой научился совмещать игру света и тени, делал громкий акцент на правильных и неправильных геометрических формах, строгость тематики его картин гармонировала с романтикой. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета — делать это гораздо надежней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы. Предметный мир на картинах художника — живой. Его яблоки, персики, кувшины — вещи с душой и внутренним сиянием. Ранние работы художника отличает насыщенная, темная палитра — «пистолетной живописью» называли картины Сезанна критики.
Музеи импрессионизма
Крупнейшие музеи мира хранят коллекции известных импрессионистов. Среди них множество музейных комплексов, объединенных из нескольких художественных музеев: Баварские государственные собрания картин и Государственные музеи Берлина.
Огромное количество работ импрессионистов хранится на родине стиля – в Париже. Здесь следует отметить крупнейший художественный музей мира Лувр и музей ОРСЭ (музей искусства XIX века). Одни из лучших собраний западноевропейской живописи находятся в Национальной галерее Лондона, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Национальном музее в Стокгольме.
В России основными хранителями полотен импрессионистов считаются Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Техника письма и жанры
Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Разноцветные мазки должны были создавать игру света и иллюзию движения
Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей, которой внимание почти не уделялось
Характерным является совмещение нескольких техник живописи, эффект отражения одними объектами других.
Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.
Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.
Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.
Отсутствие необходимости в палитре и особых приспособлениях делало художника свободным от мастерской, поэтому импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.
Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы или урбанистических объектов. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.
Постимпрессионизм как следующий шаг развития импрессионизма
Общество быстро устало от бессюжетности и спонтанности картин. Можно сказать, что импрессионизм был на пике популярности не более пары десятков лет. На его смену пришел постимпрессионизм.
Эти два направления похожи. Они оба пропагандировали цвет как независимую форму и ставили на первый план эмоциональное и эстетическое значение картины. Однако постимпрессионисты не пытались изобразить мгновение, на их полотнах четко виден сюжет, геометрические формы и символика.
Ван Гог – самый известный представитель этого направления, художник с непростой судьбой. За 10 лет творчества он написал более 2000 картин. Ван Гог создал уникальную манеру рисования, которая отличается размашистыми мазками, многомысленностью и насыщенными цветами. В своих работах он предпочитал рисование по памяти и часто использовал импасто (густая накладка красок для усиления фактуры).
Звездная ночь. Ван Гог. 1889 г.
Автопортрет. Ван Гог 1889 г.
Поль Гоген изображал на картинах свои мечты, не разделял увлеченность постимпрессионистов натурализмом, искажал естественные цвета для достижения большей выразительности. Он располагал статичные фигуры на плоском цветовом фоне, предпочитал монументальные композиции, стилизованные по рисунку.
Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом. Поль Гоген. 1888 г.
Классицизм (лат. classicus — образцовый)
Согласно классицизму, произведение живописи должно строиться только на основе определенных канонов и демонстрировать стройность мироздания. За такие каноны или образцы брались работы мастеров древнего мира классической эпохи (античных Рима и Греции). Из русских художников в этом стиле работали В. Боровиковский, Н. Крымов, А. Харламов, К. Брюллов и прочие.
Значительным признаком классицизма была идеализация изображаемых объектов, что не позволяло видеть мир таким, каков он есть. Это стало одной из причин развернувшейся в дальнейшем борьбы между представителями классической школы и художниками новых течений. Классицизм стал все более уступать позиции другим стилям.
Позже интерес к классической школе начал возрождаться, что привело к появлению неоклассицизма. Для работ этого направления характерна более выразительная прорисовка деталей и соединение классики с ренессансом. Сторонниками неоклассицизма среди русских мастеров были, например, Б. Григорьев, В. Шухаев, Л. Бакст, А. Яковлев.
Примеры картин известных русских художников в стиле классицизма и неоклассицизма
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» в стиле классицизма. 1833 г.
Картина В. Боровиковского «Портрет графини Л.И. Кушелевой и ее сыновей» в стиле классицизма. 1803 г.
Картина В. Шухаева и А. Яковлева «Арлекин и Пьеро» в стиле неоклассицизма. 1914-1962 гг.
Картина А. Яковлева «Скрипач» в стиле неоклассицизма. 1915 г.
Особенности стиля
Центральная идея направления живописи – передать переменчивость жизни, мимолетность каждого момента. Художников часто обвиняли в отсутствии глубинного смысла в картинах. Импрессионизм не ставил цель поднимать философские проблемы. В сферу интересов художников попадали обыденные проблемы, будничная жизнь, текучесть времени и переменчивость настроения. Современные критики отмечают особое мастерство и эмоциональность работ.
Истоки эпохи Возрождения
Истоки развития стиля стоит искать в эпохе Возрождения – импрессионисты заимствовали у них технику работы с цветом. На творчество Э.Мане повлияла живопись эпохи классицизма: вопреки стандартам стиля, он применял темные тона, черный цвет в контрасте яркими красками. Исследователи отмечают влияния романтической и этнической японской живописи.
Наиболее полно творчество западноевропейских и русских импрессионистов раскрылось в жанрах городского и сельского пейзажа. В центре композиции – момент жизни: пара, гуляющая под дождем, крестьянин, собирающий урожай, семейное катание на лодке, танцоры на разминке перед репетицией.
Простые сюжеты
Главными темами работ русских и европейских мастеров стали: деятельность обычных людей на лоне природы, бытовые сцены. Героями полотен становились не прославленные герои, правители государств или литературные персонажи, а обычные люди.
Западноевропейские и русские художники экспериментировали с новыми методами и материалами – они стали определяющими чертами для всего стиля. Во-первых, они намеренно оставляли свои картины незавершенными, исходя из художественных стандартов. На первый взгляд, чувствуется недосказанность в работах.
Красота момента
Вместо отображения реальных картин жизни, живописцы стремились передать момент или впечатление от момента, поэтому работы художников очень эмоциональны, наполнены глубинным смыслом. Факты и реалистичность передачи окружающего мира уходят на второй план, уступая место чувствам, яркости момента, субъективности восприятия мира.
Картины импрессионистов кажутся немного нечеткими и неопределенными. Этого эффекта достигают при помощи специфических методов нанесения краски на холст. Художники использовали короткие, быстрые мазки, которые создавали на полотне мозаику из мазков разного цвета. Иногда живописцы вообще не использовали кисть, нанося краску прямо из тюбика. По вышеперечисленным причинам, картины не рекомендуется рассматривать с близкого расстояния – в ней важны не детали, а все изображение, воспринятое целиком.
Сила цвета
Главное оружие представителей импрессионизма – цвет. Он служил основой для передачи момента из жизни. Использовались яркие оттенки, чистый, интенсивный цвет, полноценно передающий эмоцию. В живописи нет места скучным нейтральным тонам – применяют желтый, красный, голубой, зеленый, синий. В работах импрессионистов цвет важнее образа, переданного на полотне.
Главное поле творчества – природа. Клод Моне и другие европейские и русские художники создавали свои картины непосредственно на природе – это помогало максимально полно передать краски, игру света и тени, туман, облака, блики солнца на воде и другие эффекты, которым ранее не уделяли внимания.
Частые вопросы
Для кого подходят курсы?
В нашей онлайн школе Вы сможете найти курсы для всех желающих! Мы удволетворим потребности как самых маленьких художников так и людей с опытом. Курсы начинаются для детей возраста 4+ где разбираются самые простые и понятные вещи в процессе работы, а для самых взрослых и требовательных художников есть курсы на разные техники и материалы!
Как проходит обучение?
Весь процесс обучения проходит онлайн в формате видео уроков. Вы смотрите урок и повторяете за преподавателем, выполняя все задания, по окончанию урока присылаете готовую работу на проверку и получаете обратную связь!
Как получить доступ к курсам?
Выбирайте любой курс, оплачивайте и на указанные Вами контактные данные придет доступ на образовательную платформу, где в личном кабинете будут доступны все уроки курса!
Какой у Вас опыт?
Мы не просто онлайн школа, созданная только для обучения в интернете. Художественная школа «Империя Пикчер» — существует в Краснодаре где открыто 6 филиалов в которых на очной форме обучения, учится более 500 детей, так что опыта у нас хватает!
Сколько стоит?
Стоимость онлайн курсов начинается от 490 рублей, более конкретную цену можно посмотреть на детальной странице каждого курса!
Драма импрессионизма
Импрессионизм оказался подвижническим, жертвенным искусством. Увлечение и в какой-то степени порабощение видимостью, некоторые художники воспринимали как нравственное падение. Чего стоит признание Клода Моне о том, как он увлеченно следил за изменением цвета на лице умершей жены.
На протяжении недолгих двух десятков лет существования импрессионизма, его представители так и оставались непонятыми, непринятыми, отверженными современниками, как простыми зрителями, так и критиками. К тому же многие импрессионисты испытывали постоянные материальные трудности, житейские проблемы.
Со временем утрачивалось значение общих идеалов и целей, появились внутренние разногласия в группе, художники совершенствовали собственное мастерство, искали свой путь, увлекались другими направлениями в живописи. В результате, импрессионизм сокрушили сами импрессионисты – Сезанн, Ван Гог, Гоген.
Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар» 1904
Жаль, что настоящее признание и любовь импрессионизм получил поздно, да и значимость собственной миссии «впечатленцы» вряд ли осознавали. Сегодня картины импрессионистов – как отдушина для уставших от новейшего искусства зрителей. Удаляясь во времени, импрессионизм приближается к нам своим величием и смелостью, сохраняя в себе покой и радость прежних времён.
«Я ищу невозможного» – слова последнего из импрессионистов Клода Моне.
Статья об импрессионизме на Википедии.
Самые знаменитые картины русских импрессионистов
Учитель Коровина Поленов пытался отговорить ученика выставлять эту работу, так как общество не было готово принять слишком новаторские идеи. Но Коровин все же рискнул выставить картину и даже гордился тем, что стал одним из первых представителей непонятного русскому зрителю искусства. И если вначале его работы казались грубыми, дерзкими и небрежными, то позже целая плеяда русских мастеров окунулась в эту яркую, связанную с эмоциями, живопись.
Известные картины русских импрессионистов можно перечислять еще долго, так как талантливые мастера создали много удивительных работ в этом стиле. И хотя в свое время многих из них не понимали и не принимали, сегодня вклад импрессионистов в искусство оценен по достоинству, а их картины продолжают радовать и вдохновлять благодарных зрителей.
Модернизм (итал. modernismo — современное течение)
Модернизм часто путают с модерном, однако это разные понятия. Если модерн — это конкретный стиль, то модернизмом называют большое количество течений, которые пошли вразрез с действующими до этого художественными стилями и были направлены на поиск нового. К модернизму относятся экспрессионизм, импрессионизм, футуризм, кубизм и прочие течения.
В этом смысле модернизм близок авангардизму. Их основные отличия сводятся к тому, что сторонники модернизма фактически устроили бунт против художественных традиций внутри искусства и занимались поиском новых художественных средств, а авангардисты бунтовали против традиций в целом и занимались поиском искусства нового вида, поиском самого предмета этого искусства (вместо изображения предметов окружающего мира перешли к беспредметному искусству). Среди русских художников в этом стиле работали, например, И. Бродский, Р. Фальк, Н. Фешин, П. Филонов.
Примеры картин известных русских художников в стиле модернизма
Картина Р. Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». 1917 г.
Картина Н. Фешина «Обливание». 1911-1914 гг.
Картина П. Филонова «Пир королей». 1913 г.
Отличие импрессионизма от других направлений
Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.
Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.
Берта Моризо “Игра в прятки”
Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.
Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.
Читайте далее:
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Что такое сюрреализм?
Магические украшения от Юлии Чумаченко
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»
Chintamani Alchemistry. Интервью с автором бренда
Эдуард Мане – глава новой школы
Главную роль в формировании нового течения сыграл Эдуард Мане. В марте 1863 года в галерее Мартине публика увидела несколько картин Эдуарда Мане, о двух из которых стоит вспомнить. Это первое нашумевшее произведение художника – «Лола из Валенсии» (ещё никто не изображал актрису на сцене) и, можно сказать, первая в истории импрессионистическая картина «Музыка в Тюильри». Впечатления от привычных прогулок по саду Тюильри Мане выплеснул на холст – в полумрачном пространстве, освещенном лишь вечерним солнцем, остановилось мгновение движения и жестов. Атмосфера картины притягивает и не отпускает.
Эдуард Мане «Лола из Валенсии» 1862
Эдуард Мане «Музыка в Тюильри» 1862
В мае того же 1863 года на выставке в Салоне отверженных, куда пришло даже больше зрителей, чем на официальный Салон, много шума вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Художник бросил вызов унылому академизму. Зрители же, привыкшие к шаблонному видению и эстетическому комфорту, сочли произведение вульгарным.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863
В мае 1865 года, уже на официальном Салоне, Мане рискнул выставить «Олимпию». Скандал получился ещё большим, чем с «Завтраком на траве». Очередное непризнание только усиливает восторг других художников-единомышленников по отношению к Эдуарду Мане и за ним закрепляется репутация лидера новой школы.
Эдуард Мане «Олимпия» 1863
Выставки
Время шедевров для будущих импрессионистов – конец 1860-х годов.
Огюст Ренуар «Лягушатня» 1869
Клод Моне «Лягушатня» 1869
Камиль Писсарро «Дилижанс в Лувсьенне» 1870
Эдгар Дега «Оркестр оперы» 1870
Огюст Ренуар «Портрет Альфреда Сислея с женой» 1868
15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в мастерской Надара открылась Первая выставка «Акционерного общества живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». Несалонные выставки особо ценились публикой, поэтому посетителей было много.
Руководил экспозицией, в которой приняли участие 30 художников, Огюст Ренуар и его брат Эдмон. Картины висели далеко друг от друга, были хорошо освещены, поэтому каждая выгодно выделялась. Такой необычный принцип развески (тогда было принято развешивать тесно) создавал ощущение смелости и необычности.
Из 165 картин покой зрителей нарушали 67 – это работы Будена, Сезанна, Дега, Гийомена, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуара и Сислея. Сегодня некоторые из экспонатов общеизвестны, например, «Ложа» Огюста Ренуара, «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.
Огюст Ренуар «Ложа» 1874
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872
В целом, выставка была принята на удивление доброжелательно. Многие ценители искусства видели иллюзию, а не реальность, писали о новых непривычных, но прекрасных ощущениях, в которые хочется погрузиться и изучить.
Но многих зрителей смущали торопливые небрежные мазки на картинах, из-за чего складывалось ощущение, что художники просто не старались (в отличие от классиков). Такого мнения придерживался и один из первых критиков импрессионизма, 62-летний журналист и салонный художник Луи Леруа (Louis Leroy). В своей статье, напечатанной в сатирической газете, он назвал некоторых участников Первой выставки «впечатленцами», и сам того не подозревая, дал название новому течению в живописи.
«Акционерное общество живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». было ликвидировано в декабре 1874 года. Первая выставка принесла всем участникам небольшой доход, а также заинтересованность импрессионизмом некоторых критиков. Но со временем общество посчитало рекламой их положительные и рассудительные отзывы, картины импрессионистов падали в цене, их творчество всё равно не принималось.
Несмотря на это, 30 марта 1876 года открылась «Выставка группы художников» на улице Лаффит, в которой приняли участие 19 мастеров, среди которых семь импрессионистов: Дега, Кайботт, Моне, Моризо, Ренуар, Писсарро, Сислей. И снова разгромная критика, лишь немногие зрители и знатоки смоги увидеть развитие нового течения в искусстве. «В кафе», балетные сцены и прачки Дега, «Паркетчики» Кайботта и другие – теперь классика живописи.
Эдгар Дега «В кафе (Абсент)» 1873
Гюстав Кайботт «Паркетчики» 1875
Середина 1870-х годов – время взлёта импрессионизма, особенно 1877 год, в котором написаны большинство его главных шедевров. 4 апреля 1877 года состоялось важное историческое событие – Третья выставка импрессионистов, их звёздный час. В масштабной выставке присутствовали все участники течения со своими лучшими работами
Организовал её самый молодой из импрессионистов Гюстав Кайботт совместно с Писсарро. Главными героями выставки были Париж (его улицы, площади, вокзалы) и парижане. В огромные залы на улице Ле Пелетье, 6 в тот день пришло много посетителей. Импрессионизмом стали интересоваться.
Шедевры третьей выставки, ставшие классикой: «В кафе (Абсент)», «Женщины на террасе кафе. Вечер», «Площадь Согласия» Эдгара Дега; «Качели», «Бал в «Мулен де ла Галетт» Ренуара; «Кот-де-Бёф, Понтуаз», «Красные крыши» Камиля Писсарро; «Индюки», серия «Вокзалов» Клода Моне.
Эдгар Дега «Площадь Согласия» 1876
Камиль Писсарро «Красные крыши» 1877
Клод Моне «Индюки» 1877
В будущем состоятся ещё несколько выставок импрессионистов, но такого триумфа уже не будет. Импрессионизм, как явление в искусстве, укреплялся, становился значимым, но сама группа постепенно распадалась. Объединённые в начале пути общим стремлением к борьбе, поискам свободы, новаторству, художники стали отличаться друг от друга собственной судьбой и развитием собственного мастерства. Сохранялось только ощущение приближения когда-то общих стремлений.
В четвёртой «Выставке независимых художников» не участвовали Ренуар, Берта Моризо, Сислей, Сезанн, на пятой (1880 год) не было и Моне, на шестой (1881 год) – Кайботта. Основатели группы собрались только на седьмой выставке в 1882 году.
Историю импрессионизма можно считать законченной после 1886 года, в котором состоялась последняя выставка импрессионистов. Шедевры: «Бар в «Фоли-Бержер», «Нана», «У папаши Латюиля» Мане.
Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер» 1882Эдуард Мане «У папаши Латюиля» 1879
Заключение
Импрессионизм как направление не задается целью раскритиковать что-либо или научить чему-то общество. Его задача – запечатлеть мгновение, конкретную жизненную ситуацию и выразить настроение.
Поэтому он так любим современными мастерами и популярен в разных сферах дизайна.
Импрессионизм часто называют искусством делиться эмоциями.
Эмоции, особенно положительные и живые – вот чего не хватает современному миру. Миру, в котором люди закрываются друг от друга символами, смайлами, роликами, постами.
Остановить мгновение, увидеть прекрасное в обыденном, запечатлеть красоту света и легкого дуновения ветерка – вот чему учат художники импрессионисты.
Давайте и мы, будем вдохновляться их работами и дарить позитивное настроение.
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни» и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных материалов из мира дизайна |