История
Музей В. А. Серова в одном из домов усадьбы «Домотканово». 6 января 2020 г. В Списке населенных мест 1859 года значится владельческое сельцо Домотка́ново
Тверского уезда. Впервые упоминается в документах в 1539 году. В своё время Домоткановым владели представители известнейших дворянских фамилий Российского государства — Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины. В XVIII веке имение переходит во владение рода дворян Постниковых, а далее их потомкам по женской линии — Воробьёвым. Последние владели Домоткановым со второй половины XVIII века почти полтора столетия.
Усадьба как хозяйственный объект с барским домом, парком, прудами, ландшафтом и хозяйственными постройками окончательно сформировалась в период владения ею дворянами Воробьёвыми, включая одноэтажный деревянный дом, в котором находится сейчас дом-музей художника Валентина Александровича Серова. Это одно из старинных поместий Воробьёвых.
Усадьба стоит на холме, прекрасно видна со всех сторон. Большой двухэтажный с первым кирпичным и вторым бревенчатым этажами господский дом классической архитектуры (ныне частично разрушен, см. фото), украшенный мощной тосканской колоннадой, поддерживавшей балкон, окружён парком с девятью проточными прудами, цепь которых заканчивается в еловом лесу.
В 1886 году Домотканово приобрёл у помещика Александра Ивановича Воробьёва художник Владимир Дмитриевич фон Дервиз. С этого времени вплоть до октябрьской революции 1917 года усадьба переходит в собственность дворянского рода Дервизов. По приглашению нового хозяина усадьбу часто посещает русский художник-передвижник Валентин Александрович Серов. Вдохновлённый поэтической природой Домотканова, здесь он создаёт свои лучшие произведения, ставшие классикой мирового и русского искусства, хранящиеся сейчас в крупнейших музеях страны и мира, включая Государственную Третьяковскую Галерею. Среди них: пейзажи — «Осенний вечер. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово»; а также «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все другие работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое. Так Домотканово становится знаменитым культурно-художественным центром России, подобным Абрамцеву С. И. Мамонтова и Талашкину княгини М. К. Тенишевой.
В разные годы в усадьбе бывали известные деятели русской культуры конца XIX — начала XX вв.: художники И. И. Левитан, И. Я. Билибин, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов и Н. Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В. С. Серова, педагог А. С. Симонович, учёные А. Е. Фаворский, Я. В. Чехов.
После октябрьской революции 1917 года усадьбу «Домотканово» постигла участь многих русских дворянских усадеб, а в имении был создан совхоз с одноимённым названием.
В настоящее время в Домотканове находится мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова, открытый в 1965 году к столетию со дня рождения художника, который расположен в деревянном одноэтажном доме недалеко от главного дома-усадьбы. С 1976 года музей является филиалом Тверской областной картинной галереи и объектом культурного наследия Российской Федерации (код памятника: № 6900558000) согласно Решению Калининского облисполкома № 310 от 20.08.1973
В нём уделяется большое внимание возрождению традиций усадебной жизни. Ежегодно, зимой, в парке музея проводятся Рождественские и масленичные гулянья, сопровождаемые народными забавами и потехами, концертами, театральными действами
В 1930-х годах деревня Домотканово получила другое название — Красная Новь. В 1930-40-х годах деревня была центром Красно-Новского сельсовета в составе Калининского района Калининской области.
В настоящий момент ведётся реставрация усадьбы «Домотканово».
Валентин Серов. Деревенские пейзажи в Домотканово
В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни. Большинство таких картин он нишет в Домотканово.
Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего. На многих полотнах он изображал своих любимых лошадей. Вы помните породистого скакуна на парадном портрете Великого князя Павла Александровича (в прошлой моей публикации)? В небольшой пастели «В деревне.
Баба с лошадью» 1898 года мы видим невзрачную рыженькую лошадку.
Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898
Подолгу живет Валентин Серов в своем любимом Домотканове с женой Ольгой. Здесь в 1895 году он пишет ее замечательный, светлый и радостный портрет, на фоне играющих на лугу двух детишек — «Летом» (1895).
Валентин Серов. Летом.1895
Валентин Серов. Волы
Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886
На смену ярким, светоносным пейзажам «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886) появляется ненастный, серенький денек, проникнутый тонкой, щемящей грустью – «Октябрь. Домотканово» (1896).
Пастушок, лошадки, ветхие избы, затерянные посреди бесконечных просторов полей – все воспринимается как часть гармоничного огромного мира, разлитой в нем тишины.
Русская деревня всегда в сердце художника.
Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895
Валентин Серов и «Мир искусства»
В 1898 году С.П.Дягилев организовал Выставку русских и финляндских художников, на которую пригласил Серова. У живописца появляется новый круг общения.
Кроме Бенуа, он сближается и с другими активными членами общества «Мир искусства»: Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, Л.С.Бакстом.
В начале 1900-го года Валентин Серов покидает Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и вступает в объединение «Мир искусства».
Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904
В 1900-1910-е годы витают в воздухе запоминающиеся блоковские образы «фиолетовые сумерки», «степная кобылица», «белый снег», «желтая заря».
В атмосферу тихого зимнего вечера попадаем мы, глядя на изображение скромной деревенской окраины в пастели Валентина Серова «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).
Бенуа считает, что молодые кони на фоне пронзительного лимонно-желтого закатного неба вносят напряженную интонацию, напоминающую эпоху декаданса.
Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905
Два друга, Серов и Коровин, страстно увлекались рыбной ловлей. Всю душу вкладывает Валентин Серов, изображая самого близкого друга за любимым занятием.
В отличие от последовательных символистов М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова, Валентин Серов непоколебимо верен натуре. Как он сам признается, его глаз чутко улавливает в окружающем и светлые прозрения, и тревожные, смутные предчувствия.
Мюнхенская школа
Различные стороны русской и европейской художественной жизни пронизывает сильное желание эксперимента. Стремление к выразительности линии и цвета преобладает и в Мюнхенской школе А.Ашбе. В ней обучались русские художники И.Э.Грабарь, В.В.
Киндинский, а также в Мюнхенском Сецессионе, первым русским членом которого стал Валентин Серов. Новации наглядно проявились на страницах петербургского журнала «Мир искусства», в котором, по словам Рериха, Валентин Серов играл «весомую» роль.
Хронология жизни Валентина Алексеевича Серова.
- 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Отец — композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Мать — Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель.
- 1871. Смерть отца.
- 1872. Живет с матерью в Мюнхене. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом.
- 1874. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И. Е. Репиным. Возвращение в Россию. Знакомство с семьей Мамонтовых. Обучение в гимназии К. И. Мая.
- 1876. Переезд с матерью в Киев.
- 1878. Возвращение в Москву. Продолжение занятий с Репиным.
- 1880. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поступление в петербургскую Академию художеств.
- 1883. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дервизом.
- 1885. Поездка в Мюнхен и Голландию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса.
- 1886. Знакомство с К. А. Коровиным. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ.
- 1887. Поездка в Вену и Италию с И. С. Остроуховым, М. С. и Ю. С. Мамонтовыми. «Девочка с персиками».
- 1888. «Девушка, освещенная солнцем»; «Заросший пруд». 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за «Девочку с персиками» Серов
- получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет.
- 1889. Женитьба на О. Ф. Трубниковой (1865-1927). Поездка в Париж. Затем Серовы обосновались в Москве.
- 1891. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина.
- 1892. Встречается с Л. Н. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой.
- 1893. Портрет И. И. Левитана. Рождение сына Александра.
- 1894. Избран членом ТПХВ. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Рождение сына Георгия.
- 1895. «Октябрь. Домотканово».
- 1896. Знакомство с А. Н. Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Рождение сына Михаила.
- 1897. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет великого князя Павла Александровича.
- 1898. Получает звание академика живописи.
- 1899. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи.
- 1900. Выходит из ТПХВ. Становится членом «Мира искусства». Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Начало работы над портретами семейства Юсуповых.
- 1901. Рождение сына Антона.
- 1902. Поездка в Германию.
- 1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом Академии художеств.
- 1904. Поездка с женой в Италию.
- 1905. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 18 февраля вместе с В. Д. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Портреты Ермоловой, Горького.
- 1906. Поездка в Париж.
- 1907. Поездка с Л. С. Бакстом в Грецию и на Крит. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I; Портрет Г. Л. Гиршман.
- 1908. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. Рождение дочери Натальи.
- 1909. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее «политической неблагонадежности». Поездка в Берлин и Париж.
- 1910. Поездка в Рим и Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая; портрет Иды Рубинштейн.
- 1911. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Портрет O.K. Орловой. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Ссылки:
Поздние работы
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности, из неудовлетворенности движением передвижников. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма, и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В начале XX века Серов создавал героические портреты; в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва; Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) — оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Валентин Серов — Портрет Елены Рерих, 1909
Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи («Выезд Пётра II и цесаревны Елизаветы Петровны на псовую охоту», 1900, Русский музей), и глубине постижения исторической достоверности эпохи («Пётр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея).
Последние годы жизни Серова отмечены работами на темы из классической мифологии. Рассматривая изображения с античной стороны, он придавал классическим предметам изображения личную интерпретацию.
Валентин Серов скончался в Москве 5 декабря 1911 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Без отца
Ему было 6 лет, когда отца не стало. Мать ушла из консерватории и уехала в Мюнхен – здесь тогда была сильная композиторская школа. Сына пристроила к своей подруге, Н.Н. Друцкой-Соколинской, которая в своём имении Никольское Смоленской губернии основала экспериментальную коммуну (из детей растили идеальных граждан). Единственное, что здесь нравилось мальчику, так это природа. Тогда же он начинает рисовать, особенно привлекали лошади, которые стали его любовью на всю жизнь. Однажды воспитательница в наказание порвала рисунки – в биографии художника Серова обида на эту неумную женщину сыграла особую роль, она застряла занозой, и он навсегда запомнил, что к детям надо быть чутким и внимательным. Коммуна долго не продержалась, и Тошу отвезли к матери в Мюнхен.
Но он был помехой в занятиях матери музыкой, и его снова пристроили к чужим людям. Фрау Риммершмидт была доброй женщиной – Серов всю жизнь её вспоминал с благодарностью.
Учиться – только художественному мастерству
Обучение в гимназии не давалось. Валентин её так и не окончил, он ни о чём не хотел думать, кроме рисования. Правда, много лет спустя он высказывал матери упрёки в том, что она не сумела заставить его получить образование.
Отчисленный из гимназии в 1879 году, Антоша с удовольствием переехал к Репину. Илья Ефимович был чутким учителем – он только направлял ученика, а тот, следуя собственному вкусу, изображал по наитию. И пришло время, когда Репин понял, что ученик готов к испытанию в Академию художеств. Осенью 1880 года зачисленный вольнослушателем, Серов одновременно посещает занятия в студии П.П. Чистякова, знаменитого профессора портретной живописи и гениального педагога, у которого и Репин учился. Впоследствии именно Чистякова как своего педагога Серов будет ценить и чтить более всего. И Чистяков будет отмечать ученика, как одного из наиболее понятливых и талантливых. Мастерство Серова, автопортрет которого работы 1881 года, выполненный карандашом, уже впечатляет, росло заметными темпами. «Говорят, что похож» – написано под автопортретом. С каждым новым произведением похвал и признания будет всё больше.
В 1882 году успешно сдал экзамены и был переведён в «академисты» на 3-й курс (вольнослушатели учениками не считались). Учёба в стенах Академии перемежалась с разъездами: к тётке, Аделаиде Семёновне Симонович-Бергман, к известному меценату Савве Мамонтову в Абрамцево, в путешествия на Кавказ и Крым. Везде много работает, появились первые карандашные портреты: Репина и Чистякова, любимых учителей, четы Мамонтовых, у которых подолгу жил. Живописный портрет их дочки Верушки, известный как «Девочка с персиками», восхитил весь абрамцевский кружок. Серов портретами увлекался всё больше – азарт вызывала задача точно подметить характер и настроение модели.
Мысль покинуть Академию возникла в 1884 году – ценным педагогом для Серова был только Чистяков, учиться стало скучно и как-бы незачем. Ещё весной 1885-го получил в Академии за этюд с натуры серебряную медаль, а осенью не вернулся на занятия с каникул. Молодой художник смело решил действовать самостоятельно: искать заказы, много работать, выставляться, делать себе имя и карьеру.
Композиция полотна
Основной задумкой художника во время написания картины была четкая передача игры бликов солнца. Очарованный с одной стороны уникальной природой, и неподкупной наивностью главной героини — с другой, мастер попытался передать неповторимую игру сияющих глаз своей сестры и солнечных лучей.
В результате получившийся портрет превзошел все ожидания Серова: фигура женщины, которая замерла возле подножия раскидистого дерева, излучает собой вдохновение и спокойствие. Вся жизнеутверждающая красота произведения выражается ясным и сочным колоритом разных тонов.
В кратком описании картины нужно отметить сюжетную линию этого шедевра. Роскошный пейзаж рядом с домом в Домотканово освещается летним солнцем. Этот мотив невозможно передать словесно — такое большое количество красок в зеленых и желтых оттенках использовано художником!
В тени липы прячется уставшая от жары юная барышня. Но даже густая крона дерева не может полностью укрыть ее от солнечных лучей. Но, несмотря на это, вся фигура модели указывает на безграничную умиротворенность и спокойствие. Кажется, что наивный, практически детский взгляд натурщицы скрывает в себе твердость убеждений и великую мудрость. Девушка как бы сливается с природой, одухотворяя ее собой. Картина является настоящим гимном первозданной красоты.
Серов долго подбирал ракурс, во время которого все изображаемое на холсте получило бы асимметрическую, внутреннюю неподвижную уравновешенность при внешней устойчивости композиции. При диагональном расположении ствола дерева голова Марии в центре полотна. Тающие и летящие мазки, отблески света при максимальной насыщенности цветовой гаммы находятся в основе произведения, прозрачные краски, которые не смешаны, создают чувство движения воздуха.
LiveInternetLiveInternet
Среда, 04 Ноября 2020 г. 19:54 + в цитатник
«Девушка, освещенная солнцем» 1888 Холст, масло 89,5 x 71 Государственная Третьяковская галерея Москва «Девушка, освещенная солнцем» (портрет двоюродной сестры Серова М. Я
Симонович), является ещё одним солнечным полотном, в котором особое внимание художник уделил передачи пленительной игры света и тени. Девушка, сидящая под деревом, окутана узором кружевной листвы, пронизанной солнечными лучами спокойного летнего полдня
Ее лицо спокойно, вся поза женственна и расслаблена, она словно находится в царстве отдыха и покоя. Ажурные переливы солнечных бликов заливают блузку и кожу героини. Они прописаны почти мозаичными мазками, создающими контраст с неожиданно мягкой бархатной сине-фиолетовой юбкой. Снова живописцу удалось невероятно точно передать несколькими длинными мазками бархатный перелив ткани. В работе прослеживается совершенно иной темп жизни, нежели в написанной годом ранее «Девочке с персиками». Эти два произведения словно перекликаются между собой, будто живописные аллегории: детство и юность, беспечная шаловливость и мечтательная созерцательность. Много позже, в ноябре 1911 года, прямо перед своей смертью, Серов вместе с Игорем Грабарем смотрел на это полотно в Третьяковской галерее. «Он долго стоял перед ней, — вспоминает Грабарь, — пристально её рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». Конечно, говоря так, живописец был чересчур критичен к себе. Все его последующие произведения лишь подтверждали его недюжинный талант, который просто постоянно искал новые формы выражения, позволяя своему обладателю показывать нам реальность через новые формы своего уникального восприятия. Этот портрет Серов создал в Домотканове, где он провел весну и лето 1888 года. Позировала художнику его двоюродная сестра, Маша Симонович (в замужестве — Львова). Они давно приятельствовали, а однажды даже послужили моделями для Врубеля, писавшего «Демона и Тамару». Работал над портретом Серов, по своему обыкновению, долго, упорно. М. Симонович, сама пробовавшая себя в рисовании, все понимала и не мешала ему. «Мы оба чувствовали, — вспоминала она, — что разговор или даже произнесенное слово выбивает нас из того созидательного настроения, в котором мы находились. Он все писал — я все сидела. Я просидела три месяца!» Серов очень любил эту работу, звучащую отзвуками французского импрессионизма, в то время неизвестного ему. И. Грабарь рассказывал о совместном с художником посещении Третьяковской галереи — перед самой его смертью, в ноябре 1911 года. Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся… Тогда я вроде как с ума спятил «». link https://www.artprojekt.ru/gallery/serov/Ser08.htmlМетки: живопись Серов художник портрет
Нравится Поделиться
Нравится
- 8 Запись понравилась
- Процитировали
- Сохранили
- Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
Происхождение
Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Александр Николаевич Серов (1820-1871) был композитором. В зрелом возрасте он женился на Валентине Семёновне Бергман (1846-1924), увлечённой пианистке – позже она станет первой в истории России женщиной, признанной как композитор.
В семье сына называли Тошей (чтобы различать мать и ребёнка с одинаковыми именами). Близкие так его и называли всю жизнь – Тоша и даже Антон.
В доме Серовых всегда было многолюдно от разношерстных гостей. Со стороны отца это были серьёзные писатели, музыканты, тогда как к матери наведывались студенты-нигилисты (она была приверженкой Чернышевского). Случались жаркие либеральные споры, и Тоша часто был предоставлен сам себе.
Примечания
- Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб. 1862 г.
- Тверская усадьба / Под ред. Берёзкиной Е. И. Научная библиотека Тверского ГУ, 2013 (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- Тверская областная картинная галерея (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- Как прекрасен этот мир! Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова в Домотканово (неопр.) . Дата обращения 14 ноября 2013.
- Дом-музей В. А. Серова в Домотканово (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия. Дом, в котором жил русский художник Серов В. А. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
- Министерство строительства Тверской области: работа по реставрации усадьбы «Домотканово» ведется поэтапно. Ответ Народному фронту (рус.). Тверское Информационное Агентство (22 октября 2014). Дата обращения 7 января 2020.
Самые известные произведения Серова, художника двух столетий
Серов – мастер, соединивший искусство XIX и ХХ века. Не отрицая и очень взвешенно применяя приёмы импрессионизма и методы модернизма, всегда оставался реалистом и искуснейшим мастером психологического портрета.
Наиболее известны его картины под названиями:
- «Яблоки и листья» (1879);
- «Автопортрет» (живописный, 1880-х) – визитная карточка Серова;
- «Девочка с персиками» (1887);
- «Девушка, освещённая солнцем» (1888);
- «Заросший пруд. Домотканово» (1888);
- «Дети» (1899);
- «Портрет Мики Морозова» (1901);
- «Пётр I» (1907);
- «Портрет Иды Рубинштейн» (1910);
- «Похищение Европы» (1910) .
Валентин Серов и им написанные творения – настоящий клад, ценность которого с течением лет только возрастает. Всё дальше по времени становятся герои картин художника, реальные люди, тем важнее для истории сохранить образы этих некогда важных для отчизны людей и понять их характеры.