Синестезия

Я – синестет

Многие люди узнают о том, что принадлежат к числу синестетов, совершенно случайно. Ранее они не обращали внимания на то, что видят музыку в цвете или чувствуют её на вкус.

Человек, узнав, что он не такой, как все, задаёт себе вопрос: хорошо это или плохо? На самом деле, у данного явления нет ни плюсов, ни минусов. Наличие совосприятия не влияет ни на какие другие функции организма.

Однозначного ответа на вопрос о том, можно ли развить в себе необычные способности, нет. У человека можно просто вызвать ассоциации объекта с определённым звуком. Однако это будет условный рефлекс.

Синестезия – спонтанное явление, возникающее непроизвольно. Помимо этого, феномен отличается избирательностью и субъективностью. Один человек видит какой-либо звук красным, другой воспринимает тот же самый звук фиолетовым.

Реакция совосприятия может возникать далеко не на все слова и звуки. Явление нередко вызывается употреблением алкоголя и наркотиков. Но временные галлюцинации, возникшие в результате применения психоактивных веществ, не делают человека синестетом.

Пытаться избавиться от своей «странности» необязательно. Вероятно, это просто невозможно. Однако если синестезия неожиданно возникла в достаточно зрелом возрасте, человек должен насторожиться и пройти обследование головного мозга.

Приобретённый вкусовой или цветовой слух может свидетельствовать о , и некоторых других заболеваниях или повреждениях. В подобных случаях избавляться нужно не от синестезии, поскольку она является только следствием, а от того, что спровоцировало соощущения.

Тест на синестезию — можете ли вы попробовать звук на вкус:

Как понять, что вы — синестет

Основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества, лингвист и психолог Антон Сидоров-Дорсо указывает на одно из главных отличий синестетов от людей, ощущения которых основаны на ассоциациях, опыте или научении:

«У синестетов есть как обычные ассоциации, так и синестетические. Например, буква «А» исходя из его опыта связана с одним цветом, а синестетически — с другим. В первом случае цвет буквы, основанный на опыте, может у синестета измениться, а вот по синестетическим ассоциациям цвет никогда не меняется. И это абсолютно бессознательная история. Если спросить синестета, как возникла та или иная синестетическая ассоциация, возможно, мы добьемся ответа о двух, трех, четырех буквах, но в русском алфавите их 33, и он не сможет объяснить цвета всех 33 букв».

Таким образом, синестет не может объяснить, откуда у него взялось то или иное дополнительное ощущение: в его опыте нет никакого объяснения, почему звук пахнет именно так, а буква имеет определенный цвет. Кроме того:

  • Синестет не может контролировать свою реакцию: воспринимая символ, звук запах, он получает дополнительное ощущение безо всяких усилий, непроизвольно, он не может ему противостоять.
  • Реакции синестета нельзя подавить или изменить. Они очень устойчивы и не меняются на протяжении лет, десятилетий.
  • Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят, с самого раннего детства.
  • В большинстве случаев синестезия является врожденной и может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству.

Футурология

Генетический Tinder: зачем расшифровывать ДНК человека

Из мира знаменитых

Владимир Набоков

Среди людей, обладающих или обладавших совосприятием, много знаменитостей. В основном этому явлению подвержены творческие люди: писатели, художники, актёры, музыканты.

Синестетами являются Владимир Набоков, Василий Кандинский, Ида Мария, Николай Римский-Корсаков. Есть, однако, среди этих людей и те, кто далёк от искусства, например, Никола Тесла.

Слава и успех художников, музыкантов и учёных, наделённых феноменом соощущений, свидетельствует о том, что синестезия не является чем-то опасным или мешающим ежедневной жизнедеятельности человека. Внутренний мир синестета намного богаче внутреннего мира обычных людей.

Из мира знаменитых

Среди людей, обладающих или обладавших совосприятием, много знаменитостей. В основном этому явлению подвержены творческие люди: писатели, художники, актёры, музыканты.

Синестетами являются Владимир Набоков, Василий Кандинский, Ида Мария, Николай Римский-Корсаков. Есть, однако, среди этих людей и те, кто далёк от искусства, например, Никола Тесла.

Слава и успех художников, музыкантов и учёных, наделённых феноменом соощущений, свидетельствует о том, что синестезия не является чем-то опасным или мешающим ежедневной жизнедеятельности человека. Внутренний мир синестета намного богаче внутреннего мира обычных людей.

Кто такие синестеты?

Человек, не подверженный синестезии, не способен понять до конца всю сущность данного явления. Чтобы узнать, как чувствует окружающий мир синестет, нужно попытаться представить себе, что звуки могут иметь вкус, а тактильные ощущения бывают окрашены в различные цвета.

Не следует путать синестетов с дальтониками или другими категориями людей, имеющими искажённое восприятие действительности.

Феномен состоит в том, что человек одновременно воспринимает двумя или более органами чувств то, что окружающие способны ощутить лишь одним.

Примеры синестезии:

  • при прослушивании музыки перед вашим мысленным взором проносятся цветовые пятна, или вы ощущаете во рту вкус того или иного продукта;
  • каждая или некоторые буквы алфавита ассоциируются с тем или иным цветом, для многих синестетов буква «А» окрашена в красный.

Виды синестезии

Условно синестезию можно подразделить на два больших вида: проекционная (projective) и ассоциативная (associative) синестезия. В этом ключе говорят и о синестетах.

«Проецирующий» синестет ясно и четко видит, чувствует, то есть «проецирует» дополнительные качества поверх воспринимаемых запахов, звуков, символов.

«Ассоциирующий» синест не видит, но ощущает связь — стойкую ассоциацию, между одним и другим ощущением. Например, синестет первого вида, услышав какой-то музыкальный инструмент, может увидеть прямо перед собой треугольник оранжевого цвета. Синестет второго вида, услышав такой звук, скажет, что для него «инструмент звучит оранжево».

Исследователи выделяют около 70 разновидностей синестезии, но их, вероятно, больше:

Самая распространенная разновидность — ощущение дней недели в цвете. Это подвид графемно-цветовой (grapheme-colour) синестезии, когда синестет видит цифры и буквы окрашенными в разные цвета. Она же и наиболее изучена: «цветные» буквы встречается у 1% населения.

Графемно-цветовая синестезия

(Фото: wikipedia.org)

Музыкально-цветовая синестезия, которую иногда называют «цветной слух» — восприятие музыки в виде непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн. Вероятно, этот вид синестезии был у художника-абстракциониста Василия Кандинского.

«Импрессия III (Концерт)» написана Кандинским после посещения концерта Арнольда Шенберга

(Фото: wikipedia.org)

Пространственно-временная синестезия (space-time synesthesia) также распространена и довольно необычна: синестет воспринимает время цветным или объемным, визуализирует дни недели, месяцы и годы растянутыми на плоскости линиями, фигурами, цветными пятнами.

При пространственно-временной синестезии некоторые синестеты видят дни недели или месяцы расположенными вокруг себя по кругу и раскрашенными в разные цвета

(Фото: wikipedia.org)

Самые редкие формы синестезии связаны со вкусовыми и тактильными ощущениями. Например, синестет, смотря на человека, может чувствовать его боль — это называется эмпатия прикосновений или синестезия зеркального прикосновения (mirror-touch synesthesia). А зрительно-вкусовая синестезия, когда слово или образ для синестета обладает каким-то вкусом, встречается приблизительно у 0,2% населения.

Человек, который обладает сразу несколькими несколькими видами синестезии — множественный синестет. У таких синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии.

Разнообразие синестезии

В своей биографической повести известный синестетик Набоков описывал свои чувства, связанные с восприятием букв алфавита. Он сравнивал азбуку французскую и русскую. Каждую из букв он представлял в определенном цвете, ассоциировав ее с определенным продуктом: шоколадом, хлебом, кашей, вермишелью и даже миндальным молоком. Вот такие примеры синестезии описаны в литературе.

Сегодня синестезия активно изучается. Профессор из Калифорнии Шон Дэй понял, что графемно-цветовая ассоциация, которая совмещает в себе одновременное ощущение букв, цифр и цвета, является самым распространенным видом соощущения.

  • Такая синестезия характерна для 62% опрошенных представителей с такими особенностями. Всего в этом опросе участвовало 930 участников.
  • Второе место занимает связное восприятие цветов и отрезков времени. Их всего 21%.
  • На третьем месте оказались представители, которые могли видеть музыкальные звуки в цветах. Но такое цветное восприятие звука характерно для большинства людей.

Почему возникает синестезия

Причины формирования явления изучены недостаточно. Ученые в наши дни исследуют людей, обладающих этим даром, но исчерпывающих ответов на свои вопросы они еще не получили. Сложности заключаются еще и в том, что наблюдения проводят специалисты разных наук и не всегда результаты их разработок корректируются между собой.

Основная гипотеза такова. У синестетиков картина мира не носит целостного характера. Их нейронные связи чересчур структурированы, причем каждый пучок отвечает за положенную ему информацию. Тем не менее, они тесно связаны между собой, что и вызывает возникновение синтетического образа.

В том случае, когда активизируется одна зона головного мозга, раздражение неминуемо затрагивает и другую, связанную с ней.

Ученые предполагают, что синестезия связана с тем, что человек не способен отчетливо разделить свои эмоции на составляющие, воспринимая их все разом.

Последователи теории кросс-активация считают, что у подобных людей происходит излишне тесное сращение двух участков мозговой ткани, в результате чего они начинают действовать как одно целое. Зона, которая анализирует звук, начинает взаимодействовать с участком, ответственным за распознавание цифр. Нередко явление возникает в результате травмы или органического поражения головы.

Существует мнение, что синестезия становится следствием генетического порока развития, в результате чего человек приобретает не свойственные ему возможности. Однако, гипотеза имеет мало подтверждений, так как нередко люди, обладающие этим даром, родились в семьях, где он раньше не встречался.

Некоторые нейропатологи уверены, что причина кроется в недостаточном развитии коры головного мозга и его оболочек. Они получают данные о том, что ребенок, у которого такие анатомические образования еще не до конца сформированы, часто имеет способности к синестезии. По мере разрастания головы, он постепенно теряет свои таланты. Однако, теория очень сложна для доказательств, так как младенцы не имеют возможности четко рассказать о своих ощущениях. Они не различают графическую информацию, не отличают запахи и с трудом воспринимают различные цвета.

Существует еще мнение, что синестезия является многофакторным явлением, включающим в себя все вышеизложенные причины. Ученые считают, что люди, подверженные подобному влиянию, просто более чувствительны к различным раздражителям, чем все остальные.

Они очень быстро воспринимают различную информацию, а их мозг не умеет ее обработать, предлагая сразу несколько вариантов ответа. Им проще даются иностранные языки, так как звук окрашивается в музыкальный тон, а буква ассоциируется с определенной окраской. Они очень часто пишут стихи или рисуют.

Где кроется причина?

Общей теории о том, почему человек воспринимает что-либо не одним органом чувств, в современной науке не существует. Феномен в большинстве случаев изучается фрагментарно, то есть, по частям. Различные исследователи подходят к этому явлению с разных сторон.

Существует предположение, что совосприятие связано с особенностями строения мозга человека, который к нему склонен. Мозг разделён на различные участки.

Каждая область выполняет свои собственные функции. Вероятно, у синестетов связей между этими участками значительно больше, чем у обычных людей. При раздражении одной области неизбежно подвергается раздражению и вторая, или даже третья.

Другие версии:

  1. Синестезия представляет собой феномен, который способен возникнуть при извлечении смысла при действии синестетического стимула. Это семантический подход к проблеме, на котором основана идеастезия. Чтобы понять нейронные механизмы явления, следует изучать механизмы извлечения смысла и семантики.
  2. Кросс-активация. Согласно данной теории, между двумя смежными зонами коры головного мозга происходит перекрёстная активация. Например, участок, отвечающий за цвет, подчиняется области, отвечающей за распознание букв и цифр. При этом цветовая зона может иметь повреждения и функционировать неправильно. Теория подразумевает, что синестезия является врождённым явлением, возникшим в ходе генетической мутации.
  3. Наследственность. Считать феномен наследственным фактором учёных заставляют люди, родители или более дальние родственники которых также были синестетами. Однако данная теория не раскрывает механизм возникновения феномена, объясняя лишь его появление у конкретного человека. Несмотря на случаи передачи особенности восприятия от родителей детям, явление не стоит рассматривать исключительно как наследственный фактор. Синестеты рождаются и в семьях вполне обычных людей.
  4. Неполная миелинизация и рудименты прунинга. Эти теории настаивают на том, что синестезия характерна для любого новорожденного. При рождении у человека может быть больше нейронных связей между различными участками головного мозга. Большинство людей теряет часть этих соединений в первые годы своей жизни. У меньшинства они сохраняются. Теории подвергались критики по многим причинам. Прежде всего, не следует забывать, что новорожденный ребёнок не имеет чёткого восприятия. Он не различает буквы и цифры, не имеет понятия о цветах, несмотря на то, что способен их видеть. Чтобы иметь совосприятие, необходимо получить определённое представление о каждом отдельном виде ощущения.
  5. Интегративная нейрофеноменологическая парадигма. Теория основана на комплексном изучении синестезии. Она не настаивает на каком-либо одном виде возникновения феномена, рассматривая и генетическую предрасположенность, и влияние окружающей среды, и мыслительные процессы, и многие другие факторы.

Интересные факты

Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.

Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.

Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.

Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.

Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.

Как и зачем ученые изучают синестетов

Изучая синестезию, ученые пытаются определить, какие генетические особенности лежат в основе творчества, воображения, абстрактного и метафорического мышления. Благодаря синестезии ученые научились избавлять людей от иллюзии фантомных конечностей. Технологии, опирающиеся на изучение синестезии, используются в конструировании протезов, навигационных приборов, систем сбора данных. Исследования по синестезии помогают в обучении искусственного интеллекта.

Чтобы выявить синестетов, нейропсихологи используют специальные тесты и измерения мозговой активности. Техника фиксирует необычную активность мозга синестетов в определенных зонах мозга, когда они смотрят на так называемые раздражители: например, на буквы и или цифры такого цвета, который не соответствует их восприятию. У не-синестетов такой активности мозга не фиксируется.

Кроме того, чтобы отделить синестезию от игры воображения и ассоциаций, которые свойственны всем людям, ученые тестируют синестетов на точность и постоянство реакций: у настоящих синестетов выявляются постоянные и неизменные связи между буквой и цветом, вкусом и формой и так далее. И эти связи не меняются годами.

Экономика образования

Чем занимается нейропсихолог и когда к нему обращаться

Виды синестезии

1 из 90 человек связывает единицы языка графемы (буквы, цифры, знаки препинания) с цветом. Некоторые даже наделяют их определенными характеристиками: принадлежностью к определённому полу или характеру. Например, цифра 3 — спортивная и атлетичная девушка.

Единицы звуковой речи фонемы ассоциируются у синестетов со вкусом. Но перечисление примеров синестезии будет бессмысленным, так как опытным путём было выявлено более 70 разновидностей.

При этом доказано, что подобная способность связана с активацией нейронов разных отделов коры головного мозга: это сенсорная перекрестная активация, а не только образные ассоциации. То есть синестезия — такая же физиологическая особенность, как цвет кожи или глаз. Она проявляется в детстве и не меняется в течение жизни. Это не отклонение от нормы, а напротив, дополнительные возможности. Например, синестеты легче запоминают информацию, потому что представляют её объёмно.

Учёные утверждают, что способность к синестезии наследуется генетически: у родителей со способностью к подобному восприятию вероятно будут такие же дети. А вот закономерности по половому признаку пока не обнаружено.

Но совсем необязательно, что два синестета будут видеть одни и те же предметы одинаково, объединение чувств индивидуально. Более того, одни и те же объекты один и тот же синестет может видеть по-разному в зависимости от фокуса. Опыт с фигурами Навона (когда, например, большая 5 состоит из маленьких 2) показал, что цвет графем меняется в зависимости от того, фокусируется ли субъект на локальном или глобальном изображении.

Признаки синестезии

К основным проявлениям феномена относятся:

  • бессознательность формирования ощущений;
  • восприимчивость;
  • впечатлительность;
  • высокая скорость реакции;
  • музыкальность;
  • непосредственность;
  • повышенная чувствительность к запахам;
  • развитая интуиция;
  • синтетическое мышление;
  • склонность к персонификации явлений;
  • тяга к символике;
  • способность к отчетливому различению графической символики;
  • творческий талант;
  • умение воспринимать большой объем информации;
  • утонченность;
  • художественное воображение;
  • яркая индивидуальность и т.д.

Некоторые из синестетиков могут классифицировать свои ощущения, но такой , скорее, исключение, чем правило. Если попросить людей проанализировать их эмоции, они быстро путаются и не способны объяснить, как все происходит. Определенная картина возникает у них сама собой, без их логического участия.

Наиболее развитые личности могут рассказать о своих ощущениях и даже показать зависимость между ними, но они встречаются очень редко, а их умение не всегда проявляется на практике. К тому же оно вызывает у них немалое затруднение, в результате чего их сложно задействовать в психологическом эксперименте.

Разновидности феномена

Журналист Соломон Шерешевский

Выделяют 2 формы феномена: ассоциативная и проекционная. Ассоциаторы чувствуют сильную связь между самим ощущением и стимулом. Проекторы испытывают синестетические переживания в момент действия раздражителя. Виды явления достаточно разнообразны.

Свои названия они получают в зависимости от участников процесса. В синестетическом акте обычно принимают участие 2 (в более редких случаях 3) вида восприятия. Журналист Соломон Шерешевский – один из немногих, у кого были задействованы все 5 чувств.

Среди наиболее распространённых видов синестезии отмечают:

  1. Лексико-гастический. Вкусовые ассоциации возникают от каких-либо образов или слов. Пример: любимая мелодия имеет вкус малинового варения.
  2. Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения). Один из самых редких типов. Человек ощущает действия, осуществляемые по отношению к другому человеку. Пример: синестет стал свидетелем того, как кто-то кого-то ударил по щеке, и чувствует удар на собственной щеке.
  3. Порядковая лингвистическая персонификация. Форма явления, при которой любая порядковая последовательность (дни недели, месяцы, цифры, буквы и т. д.) вызывает ассоциации с определёнными личностями.
  4. Акустико-тактильный. Один из самых распространённых видов, при котором звук вызывает тактильные ощущения.
  5. Числовая линия. Синестет способен непроизвольно увидеть карту чисел при воспоминании о них.
  6. Локализация последовательностей. Представляет собой возможность наблюдать числовую последовательность в виде точек в пространстве.
  7. Кинестико-слуховой. Это способность «слышать» звуки при их отсутствии. Пример: наблюдать издалека, как кто-то стучит палкой о землю, и «слышать» глухой звук.
  8. Графемно-цветовой. Это видение цифр, букв и других графем в цвете.
  9. Фонопсия. Представляет собой совместное восприятие звуков и цветов. Один из наиболее распространённых типов.

Что такое синестезия

Синестезия — это редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет никаких видимых причин. Синестет — человек, обладающей синестезией. Слушая музыку, он воспринимает ее в виде линий, фигур и цветовых пятен. Или, слыша какое-то слово, может ощущать его вкус.

Слово «синестезия» происходит от двух древнегреческих слов: «вместе» и «ощущение». И если родственное греческое слово «анестезия» означает «отсутствие ощущений», то синестезия, наоборот, это «соединение ощущений». Согласно исследованиям, синестезия наблюдается примерно у 1–4% людей в приблизительно одинаковом соотношении как у мужчин, так и у женщин.

Ученые отмечают, что синестезия — это не болезнь и не психическое расстройство. Если, услышав звук, вы видите еще и цвет, это не значит, что с вашим слухом что-то не в порядке. Люди, обладающие естественной синестезией, не имеют никаких психических отклонений. Просто мозг синестета как бы добавляет, например, цветовую реакцию в ответ на восприятие звуков. Также синестезию, хотя и временную, некоторые лекарства, алкоголь или кофе.

Не является синестезия и мистической сверхспособностью. Если синестет воспринимает музыку в виде цветовых пятен, это не значит, что у музыки есть физические цвета, которые видны только избранным. Таково восприятие синестета, индвидуальная реакция, которая определяется особенностями его головного мозга.

Недостатки и преимущества синестезии в жизни

Исследования демонстрируют, что у синестетов лучше работает память. Например, они удерживают в кратковременной памяти большее количество объектов, чем не-синестеты. Синестеты обладают и лучшей долговременной памятью. Синестезия помогает запомнить телефонные номера, списки, имена, назначенные даты. С другой стороны, у обладателя таких способностей могут возникнуть трудности с простыми арифметическими вычислениями. Потому что, например, сочетание цветов цифр «2» и «5» может не соответствовать цвету цифры «7».

Существуют данные о связи синестезии с ранней обучаемостью говорению и чтению, образной памятью, высокими способностями к орфографии и музыкальностью. Синестезия распространена среди людей искусства, ее часто ставят в один ряд с творческими способностями: опрос 192 синестетов показал, что 24% из них являются представителями творческих профессий и что большая часть из них занимаются творчеством в свободное время. К синестетам часто причисляют композиторов Оливье Мессиана, Ференца Листа, Римского-Корсакова, джаз-музыканта Дюка Эллингтона, писателей и поэтов Владимира Набокова, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Многие современные музыканты, среди них Билли Айлиш, Канье Уэст, Лорд рассказывают о своей синестезии.

До 20% людей с РАС (расстройствами аутистического спектра) обладают синестезией. В 2007 году было опубликовано исследование случая Дэниела Таммета — человека с синдромом Аспергера, савантизмом и синестезией. Он обладает феноменальной памятью, языковыми способностями, при этом еще и синестет: воспринимает числа как имеющие цвет, текстуру и форму. Предполагется, что синестезия при аутизме связана с савантизмом — наличием таланта в области музыки, математики, искусства или языка.

Психолог Антон Сидоров-Дорсо подтверждает, что среди синестетов действительно больше творческих людей. Например, в творческих вузах до трети студентов могут составлять синестеты. Их мозг устроен так, что стремится к самовыражению именно в символических, а не в технических формах. При этом среди признанных гениев либо столько же синестетов, сколько и во всей популяции, либо даже меньше. Сидоров-Дорсо связывает это с формальностью, которую синестеты не могут перескочить. Они настолько привязаны к своим ощущениям, что эти ощущения кажутся им истинными. Если синестету удастся преодолеть порог формальности, то его талант найдет отклик у широкой общественности.

Где кроется причина?

Общей теории о том, почему человек воспринимает что-либо не одним органом чувств, в современной науке не существует. Феномен в большинстве случаев изучается фрагментарно, то есть, по частям. Различные исследователи подходят к этому явлению с разных сторон.

Существует предположение, что совосприятие связано с особенностями строения мозга человека, который к нему склонен. Мозг разделён на различные участки.

Каждая область выполняет свои собственные функции. Вероятно, у синестетов связей между этими участками значительно больше, чем у обычных людей. При раздражении одной области неизбежно подвергается раздражению и вторая, или даже третья.

Другие версии:

Кто такие синестеты?

Человек, не подверженный синестезии, не способен понять до конца всю сущность данного явления. Чтобы узнать, как чувствует окружающий мир синестет, нужно попытаться представить себе, что звуки могут иметь вкус, а тактильные ощущения бывают окрашены в различные цвета.

Не следует путать синестетов с дальтониками или другими категориями людей, имеющими искажённое восприятие действительности.

Феномен состоит в том, что человек одновременно воспринимает двумя или более органами чувств то, что окружающие способны ощутить лишь одним.

Примеры синестезии:

  • при прослушивании музыки перед вашим мысленным взором проносятся цветовые пятна, или вы ощущаете во рту вкус того или иного продукта;
  • каждая или некоторые буквы алфавита ассоциируются с тем или иным цветом, для многих синестетов буква «А» окрашена в красный.

Важно отметить, что при данном явлении один вид восприятия не подменяется другим. Люди с соощущениями видят те же цвета, слышат те же звуки и т

д., что и все остальные, однако получают при этом немного больше информации об объекте.

Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.

Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.

Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.

Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.

Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.

Есть также мнение о том, что смешение чувств характерно для всех и является естественной составляющей человеческой природы. Многие люди просто не обращают внимания на присутствие у себя необычного восприятия.

Даже у точки есть душа

Следующие значимые пункты анализа, выделенные самим Кандинским в «О духовном в искусстве» и развиваемые им затем собственно на живописных полотнах, — это точка, линия, плоскость, цвет и форма. Этими элементами искусства владеет любой художник, они постоянные. Другие элементы — сюжет, эффект, сентиментальность, отражение присутствия бога, рассказ о добре и зле и т. д. — переменные, появляются и исчезают, поэтому незначимые.

Точка, линия и плоскость — это первоэлементы.

Кандинский наделяет точку, линию, плоскость, цвет душой. Он делает это таким образом: точка — «безмолвна». Это «звук молчания, который так громок, что заглушает другие свойства точки».

Линия — «невидимое существо». Она — «след движущейся точки, возникает в результате уничтожения спокойствия точки, это прыжок».

Крест из горизонтальной и вертикальной линий состоит из «холода и тепла».

Линия, углы, изгибы обладают «звучанием».

«Острые углы самые теплые, имеют звук, тяготеющий к напряжению и к меньшему завоеванию плоскости». Прямой угол — «самый холодный».

Форма угла «легкомысленно юная», а форма дуги — «зрелая и энергично самоуверенная».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: