Интересные факты о художнике
Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.
По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.
Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.
Примечания
. Архив Государственного Исторического музея. Дело по канцелярии Главного архитектора «Комиссии по построению храма Христа в Москве», т. 3, ед. хр. 2, л. 4, 12.
. ЦГИАЛ, фонд 789, год 1876, опись 6, д. 150. Личное дело Сурикова.
. В Русский музей они попали из музея Академии художеств. Эскизы писаны маслом по холсту, наклеенному на картон.
. Фотографии хранятся в фототеке Третьяковской галлереи.
. Точнее их называть настенные картины, чем фрески, поскольку они были написаны масляной краской по сухой, специально прогрунтованной штукатурке.
. В.И. Суриков, Письма, стр. 45. Письмо от 22 апреля 1877 г.
. М.С. Мостовский, История храма Христа Спасителя в Москве, М., стр. 161, 162.
. См.: «Всемирная Иллюстрация», № 750 за 1883 г., стр. 418.
. «Он хотел из своей империи создать военную Византию — отсюда его «народность и православие», холодные, как петербургский климат», — писал Герцен (А.И. Герцен, Собр. соч., т. VIII, Пг., 1919, стр. 54).
. «Всемирная Иллюстрация», № 1260 за 1893 г. Вспоминая впоследствии одно из таких огромных бездушных полотен В.П. Верещагина «Рождество», Суриков рассказывал: «Когда писал Верещагин эту картину в Храме Христа-Спасителя, заходит туда П.П. Чистяков, увидел картину и говорит: «Это не рождество, а торжество жженной Тердисени», — так насмешливо назвал Чистяков злоупотребление жженной сиеной. — Раздался общий хохот (см. «Воспоминания М.А. Рутченко». Приложение к книге А.Н. Турунова и М.В. Красноженовой «В.И. Суриков», стр. 126).
. Письмо И. Аксакова К. Победоносцеву от 15 февраля 1882 г. «К.П. Победоносцев и его корреспонденты», т. I, М. — Пг., ГИЗ, 1923, стр. 277.
. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 55.
. Из письма М.А. Рутченко от 20 апреля 1936 г. Цит. но кн.: А.Н. Турунов и М.В. Красноженова, В.И. Суриков, стр. 126.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 2, л. 187, 189.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 25.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 31.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 61.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 71—76.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 125.
. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 1318.
. Запись беседы с П.П. Кончаловским от 24 октября 1954 г.
. Рисунок этой миниатюры был воспроизведен в курсе лекций проф. И. Горностаева для студентов Академии художеств «Византийское искусство, живопись и скульптура», стр. 300—301.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Жил в двух временах и не любил кровавую историю
Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.
Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.
Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.
«Утро стрелецкой казни»
Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.
А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.
К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.
Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.
«Боярыня Морозова»
Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.
Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.
Биография Василия Кандинского
Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.
Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья. Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной. Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.
Библиография
Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей
- Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
- Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.
Статьи
- Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
- Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
- Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6
- Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Köln:DuMont, 1998 — ISBN 3-7701-4159-8
- Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
- Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
- Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. — 2002.— Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
- Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. — 448с. — ISBN 5-9900349-1-1
- Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. С. 189—249.
- Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
4.1/5 — (7 голосов)
Примечания
. В.И. Суриков, Письма, стр. 20. Письмо от 16 сентября 1869 г. На академической выставке 1869 г. среди других произведений экспонировалась картина А. Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении», автор которой некоторое время работал в мастерской Айвазовского, был принят в Академию вольнослушателем за год до Сурикова и впоследствии столь прославился мастерским изображением лунного света. Сурикова, полного уверенности в своих силах, картина Куинджи могла не напугать трудностью задачи, а скорее, наоборот, раззадорить.
. См.: В.И. Суриков, Письма, стр. 21. Письмо от 5 ноября 1869 г.
. Петр I родился 30 мая 1672 г., в день, когда по церковному календарю празднуется Исаак Далматский; в ознаменование дня рождения Петра I в 1768 году и был заложен Исаакиевский собор.
. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 54.
. В.И. Суриков, Письма, стр. 27—28. Письмо от 6 июля 1870 г.
. См.: В.И. Суриков, Письма, стр. 27. Письмо от 17 июня 1870 г.
. В.И. Суриков, Письма, стр. 28. Письмо от 5 сентября 1870 г.
. «Голос» от 30 сентября 1870 г. На стр. 2 сообщение: «Сегодня 29 сентября открылась годичная выставка в Академии художеств».
. 5 октября 1870 г. шел снег с 8 до 11 утра («Летопись Главной Физической обсерватории, издаваемая Вильдом за 1870 год», Спб., 1870, стр. 11).
. В.И. Суриков, Письма, стр. 30. Письмо от 3 ноября 1870 г.
. 1870. Х., м. 53,5×71,5. Красноярский краевой музей. Суриков сделал с этой картины штриховой рисунок пером, дающий представление о лунном свете и тенях на снегу (см. «Художественный автограф». Выставка императорской академии художеств в 1870 г. Спб., 1870, л. 14).
. 1870. Х., м. 52×71. Русский музей.
. Приезд в Петербург прусского короля Вильгельма I. 1870. Х., м. 11×21,8. Собрание семьи художника.
. ЦГИАЛ, фонд 759, год 1873, опись 8, д. 238. «Сведения о занятиях до конкурса и особые замечания», л. 24.
. ЦГИАЛ, фонд 759, год 1869, опись 6, д. 150. «Суриков Василий Иванович». Заявление от 23 августа 1871 г., документ № 1604. Разрешение было дано.
. 1871. Б., сепия, акв., процарапывание. 16,8×21,6. Третьяковская галлерея.
. 1871. Б., акв. 13,3×22,3. Третьяковская галлерея.
. 1871. Б., акв. Собрание семьи художника.
. Барская прогулка. 70-е гг. Б., акв. Собрание семьи художника.
. Видимо, Суриков для кого-то увеличивал эту удачную акварель — она разграфлена на клетки.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить
Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.
Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.
«Меншиков в Березове»
Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.
На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:
«Благовещение»
Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.
В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.
На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.
Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее
Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.
Светлана Хустик
Фото из архива Красноярского краеведческого музея
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.
Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.
Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.
Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.
Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.
Работа-загадка и счастливый случай
Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.
Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.
Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова
Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.
Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.
Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова
Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.
Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.
Петр Кузнецов с семьей
Если бы мама пожалела, он мог не стать художником
Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.
Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.
О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.
Портрет мамы Сурикова, написанный им
Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.
Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.
До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.
За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.
«Покорение Сибири Ермаком»
Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.
Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.
От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.