Детство и юность художника
Шел 1842-й год. 26 октября в городе Череповце в семье дворян Верещагиных из Новгородской губернии родился мальчик Василий. Отец новорожденного был предводителем уездного дворянства своей губернии, а мать – образованной женщиной татарского происхождения. Благодаря ей мальчик полюбит книги, особенно исторические. На роду Василию уже было написано кем стать, так как по линии отца все мужчины отдавали долг родине на военной службе. При чем делали они это ещё со времен Екатерины Великой.
С детства мальчик имел тягу к рисованию. Однажды он засмотрелся на платок своей няни. Он был красив и разноцветен, на нем удалая тройка лихо мчалась прочь от догоняющих её волков. Художник вспоминает этот момент из детства:
Братья Верещагины Николай и Василий (справа) в период пребывания в Морском корпусе
Несмотря на талант и любовь мальчика к искусству рисования, его отдали в петербургский морской кадетский корпус. Это не смогло умалить его тягу к живописи и желания рисовать самому. Юноша находил для любимого занятия время. Даже в период учебы он посещал занятия в художественной школе. Учебу в кадетском корпусе Василий закончил на отлично в звании мичмана. Преподаватели и родители прочили ему блестящую карьеру на военном поприще, но юноша пошел против воли отца и вопреки мнению общества.
Карьеру военного Верещагин делать не стал, он попросил об отставке и подал прошение зачислить его в Академию художеств. Отец юноши более чем негодовал, он был в гневе, ведь сын Василий нарушил семейную традицию, в отличие от других сыновей, продолживших военную службу. Упоминать имя сына, принимать его дома отец запретил, а также лишил его всяческой финансовой помощи и наследства. Это ни в коей мере не подействовало на решение молодого человека заняться творчеством.
В Академии художеств Василий Верещагин очень скоро показал свои способности. Его талант заметили преподаватели и сокурсники. Эскизу Верещагина под названием «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» присудили серебряную медаль совета Академии. Этот эскиз он написал на трехметровом полотне картона, также получив похвалу, но по какой-то причине разрезал его и сжег, как Гоголь второй том «Мертвых Душ». Как говорит искусствовед Татьяна Юденкова:
Копировать Верещагин никогда не любил, считал, что в этом нет смысла, всегда придумывал свои сюжеты картин. Большая часть его первых работ выполнена в графике. Тем не менее, эти карандашные рисунки поражают своей живостью, точностью деталей и яркой мимикой героев. Очень советую ознакомиться с графическими работами Верещагина, это красиво, интересно и познавательно. Его творчество в целом хорошо охарактеризовала искусствовед Светлана Капырина:
Василий Верещагин «Не замай — дай подойти!», 1895 год
На этой картине мы видим густую заснеженную чащу, в глубине которой можно разглядеть группу затаившихся мужчин. Главный герой сюжета держит в руках топор и явно готов к нападению. Что же происходит в этом зимнем лесу?
Василий Верещагин «Не замай — дай подойти!», 1895 год
Картину написал известный любитель исторических мотивов Василий Верещагин. Мастер назвал работу «Не замай — дай подойти!». Устаревшее выражение «не замай» означает «не трогай». То есть мужики в лесу ожидают приближения врага, чтобы не спугнуть его заранее.
На картине художник изобразил реальный исторический момент, который он описал на страницах своей книги «Наполеон в России». Главный герой сюжета — Семён Архипыч, староста в одной из деревень Краснинского уезда Смоленской губернии. Непросто пришлось этому человеку в годы войны 1812 году, но он показал себя настоящим героем.
Чтобы сбить русских сельчан с толку, французы стали распускать слух, будто смоленские земли больше никогда не будут русскими, поэтому многие начинали помогать врагам, встречать хлебом-солью, делиться запасами. В деревне начались брожения, и старосту перестали слушать.
Однако до села вскоре дошли известия о тех зверствах, который вытворяют французы на русских землях, поэтому дело быстро переменилось. Семён Архипыч с благословения местного батюшки и одобрения властей собрал партизанский отряд из односельчан, который и стал охотиться на врага в смоленских лесах.
Василий Верещагин «Не замай — дай подойти!», фрагмент
На картине Верещагина вы видим тот момент, когда партизаны, затаившись, ждут приближения французских солдат.
Во время войны отряд Архипыча уничтожил около 1,5 тысяч вражеских солдат, а около 2 тысяч было взято в плен и сдано властям.
Картина «Не замай — дай подойти!» является левой частью триптиха «Старый партизан». Центральную часть триптиха представляет картина «С оружием в руках — расстрелять!». На ней изображена сцена расстрела партизан.
Василий Верещагин «С оружием в руках — расстрелять!», 1895 год
Семёна Архипыча и ещё троих крестьян схватили в деревне в воскресенье, когда они выходили с обедни:
Партизан привели к Наполеону, который грелся у костра вместе с Мюратом. Предводитель французов приказал расстрелять всех, кто с оружием в руках. Оружие оказалось у всех, кого привели.
Правую часть триптиха представляет картина «В штыки! Ура! Ура!». Она изображает сражение под городом (ныне посёлок) Красное.
Василий Верещагин «В штыки! Ура! Ура!», 1895 год
Русские войска под начальством Милорадовича и принца Евгения Вюртембергского ударили солдат вице-короля Евгения Богарне . Вице-король хотя и пробился, воспользовавшись темнотой ночи, в Красное, однако понёс очень большие потери.
Старший сын Семёна Архипыча Иван служил в одном из гренадерских полков. Он оказался в бою под Красным, где и увидел в лесу запорошенные снегом останки партизан. Среди них узнал и своего отца.
Посетив родную деревню, Иван рассказал сельчанам о мученической кончине старосты. О его подвигах сложилась целая легенда: нашлись видевшие своими глазами, как Архипыч положил много врагов, прежде чем попасть в плен, а его внуки рассказывали, что старый герой едва успевал «заряжать да палить».
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(900)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). До 1890
Верещагин В.В.Холст, масло188 x 405
Русский музей
Аннотация
Эта картина В.В. Верещагина завершает его масштабную «Балканскую серию», объединившую около 30 полотен, которую автор создал в Париже в 1878-1879 годах на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В 1877-1878 годах Россия участвовала в войне с турками за освобождение болгар от Османского ига. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны.
После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. В ней усилен мотив драматической напряженности события, наглядно показано, какой дорогой ценой досталась победа над врагом. Замерзшие тела погибших русских солдат устилают заснеженное поле на переднем плане картины. Слева, у подножия горной гряды, генерал М.Д. Скобелев объезжает шеренги русских солдат и поздравляет их с победой. В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Солдаты отвечают командующему громким и дружным «ура!» и бросают вверх шапки.
Биография автора
Верещагин В.В.
Верещагин Василий Васильевич (1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур)
Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.
Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж.Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве.
Много путешествовал — по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев. Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.
Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца «Петропавловск» у Порт-Артура во время русско-японской войны.
Создал большие серии полотен — Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), «1812 год» (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.
Успех и новая война
По окончании Туркестанской кампании у Верещагина было две персональных выставки в столице. Его имя стало на слуху у многих людей. Батальные картины показали войну с другой стороны, открыли все её неприглядные стороны. Картины Василия Верещагина многие ругали, но многие ими и восхищались. Среди сторонников творчества художника были Крамской и Третьяков. Люди же, привыкшие к нейтральным салонным картинам, были сильно удивлены реализмом на полотнах Верещагина. К картинам Туркестанской серии относятся: «Победители», «Торжествуют», «Русский лагерь в Туркестане» и многие другие.
Василий Васильевич Верещагин «Торжествуют», 1872 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Мирное время было недолгим, началась новая русско-турецкая война, предполагающая упрочение влияния Российской империи на Балканах. Наш художник и здесь оказался в эпицентре военных действий. В эту кампанию он пишет «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Нападают врасплох», «После удачи», «Перед атакой. Под Плевной», «Шипка-Шейново», «Каннивал» и другие. Участвуя в атаке на турецкий пароход, Верещагин получает серьезное ранение, но восстановившись, снова творит в гуще событий. Журналист Немирович-Данченко, очевидец тех событий, рассказывает:
Василий Васильевич Верещагин «Перед атакой. Под Плевной», 1881 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Балканская серия работ, как и Туркестанская, произвела большое впечатление на публику, а сам художник говорил:
В прессе о войне говорили лишь то, сколько побед оказалось одержано, сколько территории отвоёвано, а Верещагин показал все откровенные ужасы войны, как никто и никогда ещё в Европе. Василий Васильевич считал, что очередная война не принесла решений геополитических проблем, а лишь забрала тысячи человеческих жизней. Конечно, такие мысли расходились с политикой власти, наследник престола отозвался о художнике следующей фразой:
Василий Васильевич Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1883-1888 годыМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Провластные критики приписали Верещагину нигилистские взгляды и отсутствие патриотизма. Всё это давление отозвалось в художнике не лучшим образом:
Другие идеи, действительно, были у Верещагина. Он хотел создать цикл картин, отражающих подвиг русского народа в войне с Наполеоном. Так появилась серия «1812-й год». Её художник в 1902 году повез на выставку в Нью-Йорк. Эта выставка была грандиозной, стены помещения были украшены бархатным полотном и экзотическими тканями с восточным узором.
Василий Васильевич Верещагин «Конец Бородинского сражения», между 1899 и 1900 годамиМестонахождение: Музей Отечественной войны 1812 года, Москва, Россия
Саму экспозицию дополняли предметы быта, оружие, развешанное на стенах, и музыкальные инструменты. Картины, наравне с естественным светом, освещало ещё электричество. Чтобы воссоздать русскую атмосферу, Верещагин выписал из России певчих и музыкантов. Среди картин этой серии были: «Мир во что бы то ни стало», «В покоренной Москве», «Конец Бородинского сражения», «На этапе. Дурные вести из Франции» и прочие.
Выставка, конечно, имела большой успех, но все затраты на её организацию ввергли художника в большие долги, он не мог даже вернуться домой. Чтобы рассчитаться со всеми долгами, Верещагину нужно было продать картины, и он выставил их на аукцион. Он также написал письмо в столицу с прошением спасти полотна, но ответа от властьимущих не поступало. Находясь уже на грани отчаяния, Верещагин всё же получает депешу с короткой резолюцией на его прошении, написанной императором:
Василий Васильевич Верещагин «На этапе. Дурные вести из Франции», между 1887 и 1895 годамиМестонахождение: Музей Отечественной войны 1812 года, Москва, Россия
Военно-полевое творчество Верещагина
Однажды отставного офицера Верещагина пригласили на разговор в военное ведомство, где предложили поехать на Кавказ, можно прямо сказать, в качестве такого неприметного шпиона-разведчика. Ему предлагалась свобода действий в обмен на необходимые данные. Художник должен был вести путевой дневник, где необходимо было описывать всё, что он видел и мог услышать на Кавказе, так как после его присоединения, настроения там были отнюдь не дружелюбные и не спокойные. Кавказцы хоть и были покорены, но мириться с этим хотели далеко не все из них.
Верещагин путешествовал по военной грузинской дороге, делая зарисовки местности и различных объектов, особенно стратегически важных. Неприметного художника никто не заподозрил в наблюдениях, и он спокойно общался с местным населением, узнавая какое там преобладает отношение к установившейся власти. Сам художник на тот момент был вполне доволен своим положением, ему нравилось путешествовать, а главное, он свободно творил.
Через четыре года свободной и спокойной жизни молодой Василий попал в эпицентр военной кампании по присоединению Туркестана к России. Верещагин не отсиживался в штабе. Он ходил в разведку, участвовал в рукопашных боях, принимал активное участие в сражениях. Тогда художник понял, что вне зависимости от вида войны, будь она захватническая или оборонительная, в любом случае приносит она только горе, боль и страдания, и нет в ней ничего благородного. У молодого художника возникает великая цель, о которой он говорил:
И выполнял свои слова Верещагин очень наглядно. При штурме Самаркандской крепости художник проявил себя как отважный и решительный воин. Он был одним из солдат, защищавших её от вражеских войск. Василию Васильевичу дали орден за мужество и отвагу – Святого Георгия четвертой степени. Серия картин, вышедшая из-под кисти Верещагина в тот военный период, называется Туркестанская. Впоследствии всю её купит известный коллекционер Третьяков.
Туркестанскую серию характеризует то, что некоторые картины как бы являются продолжением других. Например, идет штурм крепости, солдаты наступают. Затем следует картина, изображающая сражение за эту крепость, и ещё одна, где победители этой схватки торжествуют. Действия на этих картинах происходят, если сравнить с кинематографом, от кадра к кадру. Например, к таким картинам можно отнести в хронологическом порядке «Высматривают», «Нападают врасплох» и «Окружили, преследуют», последняя из которых была затем сожжена Верещагиным из-за критики на выставке.
Василий Верещагин – ученик Академии художеств, 1860 год