Вечер у ворот карла юхана

Эдвард мунк | странствия духа

Шепоты и «Крики»

Эдвард Мунк — без сомнения, норвежский художник № 1, так же как другой Эдвард — Григ — главный композитор. Но если Грига традиционно причисляют к романтикам и новатором не считают, поскольку на континенте этот стиль доминировал уже полвека, то Мунк, наоборот, опередил коллег из главных европейских центров искусства лет на 20. В Австрии, которая считается родиной экспрессионизма, он появился непосредственно перед Первой мировой войной — в начале 1910-х. Мунк же пришел к тем же принципам еще в начале 1890-х годов.

Манеру Мунка осторожно определяют как протоэкспрессионизм. Но на самом деле все темы экспрессионизма (сумасшествие, предчувствие глобальной катастрофы, тотальная безнадежность, тяга к убийству, болезненное восприятие своего и чужого тела) уже были сформулированы Мунком, причем в образцовых произведениях

Помимо «Крика» это, например, «Вампир» (вспомним одноименный фильм Карла Теодора Дрейера — шедевр уже киноэкспрессионизма), «Ревность», изображающая мужчину с безумными глазами, а за его спиной — любовников, «Красный плющ», где дом, увитый растениями, будто истекает кровью… (Все эти шедевры, кстати, можно будет увидеть на выставке.)

Фото: Музей Мунка

«Крик», пастель, 1893 год

Но именно «Крик» стал ключевым экспрессионистским образом, который не только предвосхитил, но и пережил сам стиль, превзойдя в массовом сознании все более поздние его проявления как самого Мунка, так и художников других стран.

«Крик» существует в четырех цветных вариантах и одном — монохромном (литография). Первые два варианта датируются 1893 годом. Сначала художник создал изображение пастелью на картоне (именно оно и будет экспонироваться в Москве), затем — наиболее знаменитую версию маслом. В 1895-м появились два авторских повторения: еще одна пастель и литография. А в 1910-м — последний вариант маслом.

Фото: Музей Мунка

«Крик», литография

Семь лет назад поздняя пастель оказалась в центре общественного внимания, поскольку была продана на аукционе Sotheby’s за $119,9 млн — на тот момент абсолютный рекорд для публичных торгов. С тех пор он уже неоднократно превзойден, но, во-первых, «Крик» больше не появлялся на торгах и будь выставлен снова, вероятно, рекорд был бы зафиксирован опять. А во-вторых, не стоит забывать, что это все-таки авторское повторение, да еще и не маслом в отличие от всех остальных работ в этой ценовой категории (больше $100 млн).

Фото: частная коллекция

«Крик», пастель, 1895 год

Интересно и то, что ни одной другой картины Мунка в топе аукционных продаж не было. Следовательно, если в случае с произведениями Пикассо, Модильяни и, конечно, Леонардо да Винчи покупатели платят в первую очередь за имя художника, то «Крик» ценен сам по себе. В чем же его исключительная привлекательность?

Сборная Йорданса: Эрмитаж соединил все российские полотна фламандца

В Зимнем дворце проходит крупнейшая отечественная ретроспектива младшего коллеги Рубенса

«Крик» Мунка

Нет произведения искусства, в котором экзистенциальный, первобытный страх человека запечатлён более впечатляюще, чем в «Крике». Бесполое существо с испуганным выражением лица бредёт по мосту, уходящему в глубь картины. Художник стремился выразить свои сокровенные чувства, отвергая при этом уже известные стили и направления. Его живописные методы радикальны: фронтальность фигуры, экстремальная перспектива, пейзаж, который, кажется, растворяется в водовороте линий.

Известно, что картина была написана вскоре после одной из прогулок по Осло-фьорду в 1892 году. В дневнике художника сохранилась запись: «Я шёл по дороге с двумя друзьями, солнце садилось, и я почувствовал волну печали. Внезапно небо стало кроваво-красным. Я остановился, прислонившись к забору, уставший до смерти — над иссиня-чёрным фьордом и городом витали кровь и языки пламени. Мои друзья шли дальше — я остался позади, дрожа от тоски, и я почувствовал великий крик природы».

На переломе веков психическое здоровье Мунка оказалось под угрозой. Беспорядочный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя, проблемы в личной жизни, в частности разрыв с Тулой Ларсен усугубили состояние художника. Он неоднократно проходил лечение в клиниках, однако это слабо помогало.

Вскоре после выставки его работ в Копенгагене Мунк поступил в клинику Даниэля Якобсона в декабре 1908 года. За время лечения, которое продолжалось 8 месяцев, психиатр, используя электрошок и массаж, сумел восстановить художника, вывести его из психопатического состояния. Начиная с 1909 года живописец жил уединённо в Норвегии, воздерживаясь от алкоголя и сексуальных связей.

Выйдя из больницы, он перестал ходить в гости. Во всяком случае, туда, где собиралась большая компания. Он так описывал своё состояние: «Я чувствую себя, как в тюрьме. Я не хочу быть заключённым. У меня не хватает нервов сидеть за столом. Сидеть часами и ждать, пока остальные наедятся. У меня не хватает сил быть любезным: следить за тем, чтобы не сказать чего-либо неподходящего. Я не терплю сидеть и слушать, как люди говорят о вещах мне неизвестных. Зачем мне туда ходить? Я не пью. Я воздерживаюсь от жирной пищи. И вынужден слушать:

— Что вам предложить, господин Мунк? Вы выпьете чего-нибудь?

Мяса я тоже не ем. Меня тошнит, когда я вижу, как кто-то режет мясо. Как течет кровь. Я не люблю смотреть, как люди едят».

«Крик»

Обычно у художников сложно выделить какую-то одну значимую яркую работу. Но Эдвард Мунк отличился и здесь: его полотно «Крик» знают даже люди далекие от живописи. Как и многие шедевры, создавался на протяжении нескольких лет. Первая версия полотна была написана в 1893 г., а последняя — в 1910-м.

Это полотно получилось настолько эмоциональным и ярким, что никого не оставило равнодушным. Искусствоведы до сих пор не сошлись в единой трактовке этого произведения искусства. Одни полагают, что художник хотел передать реакцию человека на крик природы (кстати, это было первоначальное название картины).

Другие придерживаются мнения, что Мунк, как и многие гении, обладал неким даром предвидения. И в своих работах предсказывал катастрофы и ужасы, ожидающие человечество. Сам художник написал о том, что его вдохновило на создание «Крика» в своем дневнике: это кроваво-алый закат, смотря на который, его охватило чувство тревоги и ужаса.

Тема страха проглядывается на всем творческом пути Мунка. И «Крик» как раз стал апофеозом выражения его эмоций. Пейзаж приближен к реалистичному, но именно центральный персонаж передает всю суть творения. Известно, что Эдвард Мунк создал 40 вариантов картины. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был новатором и постоянно экспериментировал в своей работе. Четыре из них — живописные, остальные версии сделаны в графике.

Когда впервые «Крик» был показан на выставке в 1893 г., общественность отнеслась к картине крайне негативно. Пришлось даже пригласить полицию, чтобы уберечь полотно от уничтожения посетителями. Позднее этот шедевр стал олицетворением всего экспрессионизма и одной из самых значимых работ, повлиявших на развитие живописи в 20-м веке.

Но несмотря на его огромное культурное значение, «Крик» ожидала печальная судьба, как и многие другие великие творения. Его стали постоянно цитировать, делать карикатуры, постепенно обесценивая значение полотна. Самая известная аллюзия на эту картину — маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Но такое частое упоминание полотна лишь подтверждает его влияние на мировую культуру.

«Крик» — картина о самоубийстве

Некоторые исследователи разглядели в данном полотне более глубокий смысл. Ученик Эдварда Мунка Сью Прадо говорил, что работа над этим произведением велась в очень непростой для художника период. Он переживал неудачный болезненный роман, из-за которого у него обострился страх появления психического расстройства.

Возможно, поэтому на картине изображен мост, который был популярным местом у самоубийц. Кроме того, он был недалеко от клиники для душевнобольных, в которой находилась сестра Мунка, и скотобойни. Данная теория лишь усиливает интерес к этому произведению: ведь до сих пор люди пытаются понять, что хотел передать своим «криком» известный норвежский художник.

Очередной роман

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений

Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой

Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

фон

Первые заметки, указывающие на мотив вечера у ворот Карла Юхана, уже можно найти в литературном дневнике Мунка за 1889 год. В своих заметках он описал свой собственный опыт: «Все — люди, которые проходили мимо, выглядели такими странными и странными, и ему казалось, что они смотрят на него — смотрят на него — все эти лица — взгляды в вечернем свете — он пытался удержать мысль, но не мог — у него было ощущение полной пустоты в голове — затем он попробовал закрепить вид на окно высоко вверх — потом прохожие снова стали его беспокоить — он весь дрожал, и пот стекал по нему ». Подобный опыт передавался из его времени в Париже :« Я был снова снаружи, на синем итальянском бульваре с тысячами странных лиц, которые в электрическом свете выглядели такими призрачными … «

Мунк провел лето 1892 года, все еще полный вдохновения от своей недавней поездки в Париж, в Кристианию и Осгордстранд . С вечером на Карл Йохан говорит Арне Eggum как «возможно , наиболее своеобразные картины этим летом.» Мунк впервые представил картину в сентябре 1892 года на своей второй специальной выставке в Тострупгордене в Кристиании. Журнал Morgenbladet ответил фразой «Совершенно безумная картина». Публика оскорбляла картины и художников как «больных». Сам Мунк, напротив, так ценил картину, что включил ее в Life Frieze, сборник своих центральных мотивов о жизни, любви и смерти. В 1909 году норвежский коллекционер произведений искусства Расмус Мейер приобрел картину как часть своей коллекции в Бергене, которая была обнародована в 1924 году .

Юношество

В 1879 году способный к точным наукам Мунк с одобрения отца поступил в технический колледж. Одного года обучения хватило, чтобы понять: его призвание не инженерия, а художественное искусство. Вот что всё больше увлекает и чему надо учиться.

Отец, конечно, был не доволен, но тётушка, друзья и знакомые, не равнодушные к судьбе юноши, сумели убедить того не препятствовать сыну.

В 1881 году Эдвард стал студентом Королевской школы рисования. Наступило время пьянящей свободы. Появились новые друзья, общение с которыми было лёгким и беззаботным. С ними, соратниками по искусству, Эдвард поселяется в центре Христиании (ныне Осло). Вскоре начинающий художник уже завсегдатай богемных вечеринок. Так же легко, как налаживание взаимоотношений с яркими писателями и художниками, давались Мунку премудрости рисования. В 1883 году он не раз выставляется – влиятельные поклонники ходатайствуют о молодом даровании, и в 1884-м он уже стипендиат и едет во Францию. Цель – посещение Парижского салона.

В 1885 году Мунк, у которого не было никакого опыта в любовных делах, увлекается замужней женщиной, а та просто играла и кокетничала с милым юношей, смешным своей серьёзностью. Эдвард испытал все муки сердца, пока отношения себя не изжили, и не оставил ни единого портрета первой возлюбленной.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Самые знаменитые картины Эдгара Дега.

Поиски себя

Переживания усугубились злой критикой выстраданной картины «Больная девочка», написанной в 1886 году. Сюжет её был основан на горестных воспоминаниях о несчастной умершей сестре, и молодой живописец вложил в картину немало собственной боли. Это было глубоко личное – тем болезненнее воспринимал Мунк резкие эпитеты по отношению к своей работе.

Пришлось прижать собственное «я», сменив стиль на более консервативный: в 1887 году художник написал «Юриспруденцию», в 1889-м – импрессионистскую «Весну» и несколько других, не шокирующих публику, картин. Эти шаги успокоили критиков и начальство, Мунку снова выделяют стипендию.

В это же время, побывав с семьёй на отдыхе в прибрежном городке Осгорстранн в 100 км южнее столицы, влюбился в это тихое место. Впоследствии художник купит здесь дом, в котором создаст немало шедевров.

Погружение в искусство

В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.

Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Хорош везде

Он одинаково силен в рисовании, живописи, травлении и гравюре на дереве, что будет видно на предстоящей выставке его гравюр в Британском музее. Многие из его символических фигур — например, персонаж «Крика» — повторяются в каждой картине серии.

И он не боится показаться нелепым или гиперболическим во многих десятках автопортретов, где Мунк показывает себя отвергнутым любовником, одиноким, пьющим, жертвой испанского гриппа или убитым. В поздних (и возможно, величайших) своих автопортретах Мунк изображает себя пожилым и депрессивным человеком, стоящим между напольными часами и узкой кроватью.

Он по-прежнему героически честен, но прислушивается к тому времени, которое тянется к смерти. Его отчаяние великолепно проявляется в сотнях работ незабываемой графической силы. И какими бы автобиографичными они ни казались, мировоззрение Мунка охватывает все человечество.

Это то, что предлагают названия его работ: «Крик», «Пустошь», «Тоска», «В смятении» — кто не чувствовал себя так в то или иное время? История жизни Мунка становится нашей собственной в этом живописном катарсисе. Плохие времена всегда хороши в его искусстве.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: