Венеция
Декоративное панно
Пост. в 1908 от В. В. фон Мекка, Москва; ранее – собрание К. Д. Арцыбушева, Москва
Непонимание встретил мастер и в монументальной живописи. Первые работы — плафон и триптих „Суд Париса“ (1893, ГТГ) для дома Дункеров заказчики отвергли. Панно „Венеция“ (ГРМ) они тоже „забраковали“. Если триптих с его безмятежной гармонией написан под впечатлением искусства Ренессанса, то „Венеция“ воспринимается как интуитивистское „прозрение“ в саму эпоху Возрождения. „Царица морей“ залита ярким светом, превращающим мосты, простые дома и роскошные дворцы в феерическую декорацию для вечно длящегося в этом городе праздника жизни. „Случайная“ композиция сообщает динамизм сцене. Изображенное лишено фабулы. Художник „выхватывает“ фрагмент движущейся вдоль набережной толпы нарядно одетых людей, отчего случайные позы и жесты, выражения лиц, встретившиеся взгляды, сопоставления возрастов и темпераментов обретают волнующую загадочность и многозначительность. Картина выдержана в любимой „венецианцами“ гамме лилово-фиолетовых и золотистых тонов. Мазки-плоскости „гранят“ форму. Они нанесены на холст так, что между ними виден нетронутый краской грунт. Это создает эффект светоносности, усиливающий ощущение красоты, очарования таинственного сна от увиденной сцены прошлого. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 16.
Сюжеты многих произведений Врубеля навеяны собственными впечатлениями от пребывания в Италии в 1884–1885. В Венеции художник изучал средневековые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения — Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно. Панно «Венеция» было создано для дома К. Г. и Е. Д. Дункер в Москве, но было отклонено заказчиками и куплено К. Д. Арцыбушевым.
Художник переносит нас в эпоху итальянского Возрождения, на феерический венецианский карнавал. Роскошь колорита – сверкание лиловых, золотистых, бирюзовых красок — сразу же вводит зрителя в эмоциональную приподнятую атмосферу праздника. Будто всемогущий чародей мастер выхватывает из многолюдной, теснящейся толпы группу людей и заставляет их замереть в странных позах. Фрагментарная композиция напоминает внезапно остановленный кинокадр, центральное место в котором занимает черноокая красавица в богатом уборе. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Чуть позади чернобородый мужчина, вытянувшись, вглядывается во что-то, поразившее его воображение
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Отрешенный от царящей вокруг суеты, молодой человек не замечает неприятного старика, тревожно, недобро заглядывающего ему в лицо, словно пытаясь отгадать затаенные мысли
В вихре карнавала внезапно столкнулись люди, разные по возрасту, характеру, темпераменту, чуждые друг другу. И все же создается впечатление, что между ними протянуты невидимые нити, существует некая загадочная связь, разгадать которую художник предлагает зрителю. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция».
Врубель Михаил Александрович
Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 — в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член «Московского товарищества художников», «Мира искусства», член-учредитель «Союза русских художников» (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).
Венеция.
Важным событием для Врубеля стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах, истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви. «Перелистываю свою Венецию как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Что нахожу в ней — интересно только моей палитре», — писал оттуда Врубель. В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто
Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию — туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце — родная, как есть, Византия
Посмейтесь над человеком, находящимся в стране Тициана», — писал тогда Врубель в одном из писем. Господствующей в живописи второй половины XIX века была пленэристическая тенденция, кульминацией которой стал импрессионизм. На этом фоне Врубель — принципиальный архаик. Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета, имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках — мозаике и витраже. Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве. Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция — всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены». Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода. Выработанная и ставшая техническим умением манера изображать отношения предмета и пространства на плоскости, эта манера в какой-то момент была увидена и понята как принцип действия, имеющий свой образ и подобие в изделиях природного творчества. Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз. Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства. В мастерской самой природы существуют творения, в которых этот принцип, идея метаморфозы явлена в конечном, конкретно-осязательном облике, например цветок или раковина. В самом деле, конечная форма, скажем, цветка среди других ему подобных творений и в каждый момент его существования выказывает способность равно быть и не быть именно в этой форме, способность преодолеть ее, преобразоваться. Подобно тому, как в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны, так и в форме каждого отдельного цветка предстает весь мир метаморфоз или сам принцип превращений как форма и способ существования вот именно этой, созерцаемой здесь и теперь, конкретности. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Они олицетворяют чудо, а именно — парадокс конечной бесконечности. Также Врубель посещал Италию в ноябре 1891 года с семьей Мамонтовых.
Жемчужина (1904 г.) | Врубель М.А. Пророк (Ассириец). Начало XX века. ГРМ | Врубель М.А. Эскиз для витража. Цветок. 1895-1896. Бумага, акварель, граф. карандаш. 12,1х11. ГРМ |
Venice
Decorative panel
Canvas, oil. 319 x 134 (rectangle with a rounded top part)
The subjects of many of his works were inspired by his own memories of his stay in Italy in 1884–1885. There M.A. Vrubel studied medieval mosaics and stained-glass windows of San Marco and the Church of St. Mary. In this beautiful country he became acquainted with the works of such masters of the early Renaissance as Carpaccio, Giovanni Bellini, Cima de Conegliano.
The panel was created for the house of K.G. and E. D. Duncker in Moscow, but was rejected by the commissioners and purchased by K. D. Artsybushev.
Vrubel Mikhail Alexandrovich
Знакомство с искусством Венеции
После безмятежной обстановки Торчелло Врубелю пришлось какое-то время привыкать к «художественным фейерверкам» Венеции. Он изучал мозаики и витражи, посещал галереи и выставки. Однако его мало интересовали Тициан, Веронезе и другие признанные мастера Высокого Возрождения. Врубель отдавал предпочтение средневековому искусству и работам эпохи раннего Возрождения.
В Венеции художник пробыл полгода. За это время он написал четыре алтарных образа. На них – фигуры в полный рост, как у Джованни Беллини и других мастеров кватроченто. Художник А.Иванов позже скажет об этих работах:
Иконы,написанные Михаилом Александровичем Врубелем в Венеции и после поездки в 1884-1885 годахМестонахождение: Кирилловская церковь, Киев, Украина
Это были первые работы художника, в которых чувствовались венецианские нотки. Но главным, что привез Врубель из Венеции, было не подражание итальянским мастерам, а его собственная палитра. Знакомство с искусством итальянского города раскрыло колористический дар художника. Именно после путешествия в картинах художника появились его знаменитые дымчато-розовые, лиловые, синие и серо-голубые тона.
Врубель много интересовался вопросами разделения цвета, даже изучал книги по физике, посвященные темам цвета и света. А ответ на свои творческие изыскания нашел в Венеции. Своей сестре он писал:
После Венеции в картинах Врубеля появились дымчато-розовые, лиловые, синие и серо-голубые тонаМихаил Александрович Врубель «Гадалка», 1895 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Однако не только этим итальянский город изменил художника. Все полгода он нетерпеливо желал вернуться на родину. Казалось, до путешествия его художественный взгляд был равнодушен к «родной теме». Теперь же он неизменно восклицал:
Возможно, именно эти воспоминания и чувства позже привели Врубеля к художественной интерпретации русских сказок.
На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет с раковиной», 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Venice
Decorative panel
Canvas, oil. 319 x 134 (rectangle with a rounded top part)
The subjects of many of his works were inspired by his own memories of his stay in Italy in 1884–1885. There M.A. Vrubel studied medieval mosaics and stained-glass windows of San Marco and the Church of St. Mary. In this beautiful country he became acquainted with the works of such masters of the early Renaissance as Carpaccio, Giovanni Bellini, Cima de Conegliano.
The panel was created for the house of K.G. and E. D. Duncker in Moscow, but was rejected by the commissioners and purchased by K. D. Artsybushev.
Vrubel Mikhail Alexandrovich
Venice
Decorative panel
Canvas, oil. 319 x 134 (rectangle with a rounded top part)
The subjects of many of his works were inspired by his own memories of his stay in Italy in 1884–1885. There M.A. Vrubel studied medieval mosaics and stained-glass windows of San Marco and the Church of St. Mary. In this beautiful country he became acquainted with the works of such masters of the early Renaissance as Carpaccio, Giovanni Bellini, Cima de Conegliano.
The panel was created for the house of K.G. and E. D. Duncker in Moscow, but was rejected by the commissioners and purchased by K. D. Artsybushev.
Vrubel Mikhail Alexandrovich