Кумир
В процессе учёбы начинающие художники копируют работы признанных мастеров. Делая это, Тернер рассматривал картины-образцы под углом сегодняшнего переосмысления, через собственное отношение и видение.
Творческие вкусы Уильяма были таковы, что кумиром его в мире искусства стал (1600-1682), французский мастер-пейзажист. Увидев его «Отплытие царицы Савской», Тернер был растроган до слёз. Для себя он решил, что к подобному он и должен стремиться. Подражание Лоррену, внимательное изучение его техники, применение таких же способов живописи стали для Тернера основными приёмами в достижении высот в изобразительном искусстве. Составляя альбом, учебное пособие для начинающих художников, Уильям также опирался на опыт Лоррена, ставшего для него путеводной звездой. Популярность Тернера росла.
Уильям Тернер «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье».
Картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842), подверглась самой нещадной критике. Тернер не перестает подыскивать сюжеты, при этом критерии поиска трудно понять даже людям, хорошо разбирающимся в искусстве. Пытаясь добиться максимальной реалистичности в изображении морской стихии, пожилой мастер попросил привязать себя к корабельной мачте на четыре часа. Это событие даже присутствовало в примечании к названию.
Дикая, необузданная сила стихии, так привлекавшая Тернера, передана в картине почти на уровне физических ощущений. Как всякая творческая душа, он интуитивно чувствовал приближение катастроф мирового масштаба, и попытался это передать в форме собирательного образа бури.
Сам автор с обидой отмечал, что не преследовал цели быть понятым, но хотел «показать, на что это похоже»
1803 Кораблекрушение
В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл «Кораблекрушением». М.А. Орлова пишет о картине: «Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных — темное море с изумрудными отливами — и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах».
Венеция
1805 Кораблекрушение Тейт Британ (Лондон)
Тернер родился в самой гуще тесных переулков Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Здесь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. Его отец имел цирюльню, среди постоянных посетителей которой было немало художников и граверов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Тернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всякие путеводители и описания. По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии.
Тернер сближается с кружком доктора Монро и с лучшими английскими мастерами акварели, увлеченными новыми идеями «живописности образов грандиозного, величественного пейзажа». Огромное влияние на Тернера оказало также учение Гилпина о гармонии красок, советовавшее «сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба». В доме Монро художники в большинстве своем копировали работы старых мастеров, а Тернер, когда хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле.
Интересно!
Палитра становится ярче – публика холоднее
Дидона, основательница Карфагена
Художник не собирался ничего менять и меняться сам – через краски он выражал себя. С 1830-х критика в адрес Уильяма Тёрнера звучала всё чаще и громче. Даже королева Виктория приняла решение, что он недостоин звания рыцаря, и ему было отказано. Мало кто осмеливался защищать живописца. Одним из заступников стал Джон Рёскин (1819-1900), но слова молодого деятеля искусств в защиту «величайшего художника всех времён», как он его назвал, тонули в гневных высказываниях старожилов.
Новаторство в творчестве Тернера, несмотря ни на что, набирало обороты и стало первыми искрами – до импрессионизма оставалось лет пятьдесят. Иные работы были написаны на грани абстракционизма, до которого было чуть дальше. В некоторых выпадах даже звучали обвинения в сумасшествии.
Транспорт
Гондольная стоянка на Гранд-канале. Июль 2015 г.
Вапоретто
Вапоретто на Гранд-канале.
Гранд-канал пересекают несколько регулярных линий вапоретто : линии 1, 2 и N по всей его длине, к которым добавлены линии 3, 4 и 5 между мостом Конституции и каналом Каннареджо , а также линия А между этим каналом и рекой. устье бассейна Сен-Марк . Различные остановки, с севера на юг:
- Piazzale Roma (правый берег, линии 1, 2, 3, 4, 5, 6 и N)
- Ферровия (левый берег, линии 1, 2, 3, 4, 5, 6 и N)
- Рива-де-Биазио (правый берег, линии 1, 5 и N)
- Сан-Маркуола (левый берег, линии 1, 2 и N)
- Сан-Стае (правый берег, линии 1, A и N)
- Ca ‘d’Oro (левый берег, линии 1 и N)
- Риальто Меркато (правый берег, линии 1 и N)
- Риальто (левый берег, линии 1, 2, A и N)
- Сан-Сильвестро (правый берег, линия 1)
- Сант-Анджело (левый берег, линии 1 и A)
- Сан-Тома (правый берег, линии 1, 2 и N)
- Ca ‘Rezzonico (правый берег, линии 1)
- Сан-Самуэле (левый берег, линии 2 и N)
- Академия (правый берег, линии 1, 2 и N)
- Giglio (левый берег, линия 1)
- Салют (правый берег, линия 1)
- Сан-Марко Валларессо (левый берег, линии 1, 2 и N)
Трагетто
Трагетто на Большом канале.
Traghetto позволяет пересечь Гранд — канал на больших гондолах , маневрирование двух гондольеров и способно перевозить до 14 людей.
Связанные местоположения:
- Ферровия — Сан-Симеоне-Пикколо
- Сан-Маркуола — Фондако деи Турки
- Санта-София — Пескария
- Fondamenta del Vin — Рива-дель-Карбон
- Сан-Тома — Сант-Анджело , Сан-Барнаба
- Сан-Самуэле , Сан-Грегорио — Санта-Мария Зобениго
Тёрнер и дружба
Закадычных друзей у художника не было, всё-таки он был больше погружён в искусство, себя и собственную эксцентричность, чем в общение. Да и по воспоминаниям современников, у Тернера был резкий нрав. Особенно заносчивым стал, когда был назначен профессором. Он часто бывал желчным и насмешливым, его колкости отбивали охоту тесно дружить с этим человеком, но коллеги ценили его профессионализм – все замечания всегда были в точку.
Но однажды открылась его чувствительность – похоронив близкого 38-летнего товарища, Тернер признался, что лучше больше не привязываться ни к кому – терять больно. Это было странно слышать, исходя из того, какое о нём было мнение в обществе, к тому же эти слова не совсем соответствовали наружности художника, грубого человека.
Взлёт карьеры
Переход Ганнибала через Альпы
В конце 1799 года Тернер уже член-корреспондент Королевской академии. Через два года получил звание академика, став в истории учебного заведения первым художником столь юного возраста, удостоившимся такого звания. Теперь его произведения выставляются, минуя отборочную комиссию, которая, впрочем, была благосклонна к молодому дарованию. Так, ещё до звания академика нашумела картина Тернера «Море у Бриджуотера». После её выставки художника наделяли самыми приятными эпитетами и даже сравнивали с Рембрандтом.
Искусство Тёрнера постоянно совершенствовалось. Причём вода, архитектура, воздух, ландшафт интересовали художника с научной точки зрения их взаимодействия. Его акварели теперь так же выразительны и поэтичны, как обычно бывают работы, написанные маслом. Картины художника Тернера на исторические темы, в частности о Наполеоновских войнах, также понравились публике и сделали их автора более известным живописцем, которому под силу широкий спектр тем.
В 1807 году художник назначен на профессорскую должность. К преподавательской работе относился очень ответственно, охватывая в лекциях материал, гораздо больший, чем того требовала должность (профессор перспективы). Но его, не обладающего хорошей дикцией и поставленным голосом, студенты слушать не любили. Раскрывался как страстно любящий искусство преподаватель Тёрнер в другом – когда речь шла не о теории, здесь уж ученики боялись пропустить слово.
Описание
Панорама Большого канала у моста Риальто . Сентябрь 2017 г.
Общий
Гранд-канал — самый большой и широкий из каналов Венеции. Начинается на юге перед впадиной Сен-Марк , а заканчивается на северо-западе города, недалеко от моста Свободы . Его длина составляет 3,8 км, ширина от 50 до 70 м и глубина от 5 до 10 м .
На юге канал выходит в бассейн Сен-Марк. Сначала он следует за длинным путешествием в форме перевернутой буквы « S » до моста Конституции . Затем он заканчивается более прямым маршрутом протяженностью 500 м в северо-западном направлении к выходу у подножия моста Свободы . Канал физически разделяет Венецию на две части : на правом берегу являются сестиери из Канареджио , Сан — Марко и Кастелло , на ее левом берегу тех , Дорсодуро , Сан — Поло и Санта — Кроче .
Гранд-канал соединен 45 каналами меньшего размера и пересекается 7 мостами (4 пешеходных моста, 2 автомобильных моста и 1 железнодорожный мост, последние три находятся на его северо-западном конце).
Берега Большого канала имеют более 170 зданий, в основном , начиная с XIII — го до XVIII — го века и иллюстрирующие богатство Венецианской республики . Многие из них представляют собой дворцы, которые выходят из воды без тротуаров; единственный способ обойти его — на лодке. Есть также несколько церквей и кампи .
Мосты
Вид с Риальто на Ка’Фоскари
Несмотря на свою длину, канал пересекают всего четыре пешеходных моста. На самом деле, большинство из Венеции трафика, вдоль Большого канала , а не через один мост пересекает ее в XIX — го века, мост Риальто ( мост Rialto ), примерно в его середине между Сан — Поло и Сан — Марко . Остальные три моста — это мост Конституции ( ponte della Costituzione ), расположенный рядом с площадью Рима , мост Босоногих ( ponte degli Scalzi ), недалеко от автобусно-железнодорожной станции, и мост Академии ( Ponte dell ‘Accademia ), недалеко от его южного конца.
К северо-западу, у выхода из канала в лагуне, через Гранд-канал пересекают три других моста: мост Свободы и один из его подъездных пандусов, оба автомобильные, и железнодорожный мост.
Каналы
45 каналов ведут к Большому каналу. С северо-запада:
- Левый берег :
-
Каннареджо :
- Каннареджо канал
- Рио-де-Сан-Маркуола
- Рио-де-ла-Мадалена
- Рио-де-Ноаль
- Рио-де-Сан-Феличе
- Рио-деи-Санти-Апостоли
- Рио Сан-Джованни Кризостомо
- Рио-дель-Фонтего-деи-Тедески (предел с Сан-Марко )
-
Сан-Марко :
- Рио-де-Сан-Сальвадор
- Рио-де-Сан-Лука
- Рио-де-Ка ‘Мишель
- Rio Ca ‘Corner
- Рио-ди-Ка ‘Гарсони
- Рио-дель-Дука
- Рио-ди-Сан-Видаль
- Рио-дель-Орсо
- Рио-дель-Сантиссимо-ди-Санто-Стефано
- Рио-де-Сан-Маурицио
- Рио-де-Санта-Мария-Зобениго
- Рио-де-л’Альборо
- Рио-де-Сан-Моисе
- Рио-деи-Джардинетти
-
Каннареджо :
- Правый берег:
-
Санта-Кроче :
- Канал Санта-Кьяра
- Рио-Ново
- Рио-дей-Толентини
- Рио-Марин
- Рио-де-Сан-Зан-Дегола
- Рио-дель-Мегио
- Рио-ди-Ка ‘Трон
- Рио-ди-Сан-Стае
- Рио-делла-Пергола
- Рио-делле-Дуэ-Торри
- Рио-ди-Сан-Кассиано (предел с Сан-Поло )
-
Сан-Поло :
- Рио-де-ле-Бекари
- Рио-дей-Мелони
- Рио-делла-Мадоннетта
- Рио-де-Сан-Поло
- Рио-ди-Сан-Тома
- Рио-де-ла-Фрескада (предел с Дорсодуро )
-
Дорсодуро :
- Рио-де-Ка ‘Фоскари
- Рио-де-Сан-Барнаба
- Рио-дель-Мальпага
- Рио-де-ла-Толета
- Рио-де-Сан-Тровасо
- Рио-де-Сан-Вио
- Рио-делле-Торреселле
- Рио-дель-ла-Форнас
- Рио-делла-Салюте
-
Санта-Кроче :
Личная жизнь
Вместе с Тернером жил его отец, который помогал сыну в работе и поддерживал все его начинания. Отец и сын были очень близки. В 1829 году отца не стало – для Уильяма это стало настоящей трагедией, принесшей пустоту. С этих пор он стал время от времени впадать в депрессию. Мать художника окончила дни в специализированной клинике. Любые разговоры об этом выводили Тернера из себя – глубоко внутри он опасался, как бы болезнь матери не сказалась и на его психике (как дурная наследственность).
Тернер никогда не был женат. Его женщинами были вдовы: первая, Сара Дэнби, старше художника на 10 или 15 лет, позже вторая, София Кэролайн Бут, младше на 23 года. В доме второй, Софии, он и встретил старость. Здесь 19 декабря 1851 года художник умер, завещав свои произведения британскому народу. Сегодня многие его работы в коллекции Лондонской галереи Тайт.
Поздние работы
С годами техника Тернера совершенствовалась, его величие росло, но вместе с тем приходило неприятие рядовой публики. Поговорим о последних годах творчества Уильяма Тернера и узнаем, как у него появился защитник среди критиков.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств
Уильям Тернер
1. Вид Большого канала в Венеции, 1835
2. Вид на Рим с Авентинского холма, 1836
3. Меркурий и Аргус, 1836
4. История Аполлона и Дафны, 1837
5. Прощание Геро и Леандра, 1837
️ В 1836 году Тернер выставил в академии три картины: «Джульетта с кормилицей», «Рим с Авентинского холма» и «Меркурий и Аргус». Все они стали объектом резкой критики, их обзывали «странной сумятицей», «нелепицей», «в высшей степени неприятной смесью» и вообще «ребячеством». Похвалил художника только один критик — Джон Рёскин.
Тернер доказал свое превосходство над современниками весной 1837 года. Тогда он представил четыре больших полотна на выставку, устроенную по поводу завершения строительства новых галерей академии. Открывать новое выставочное помещение предстояло самому королю, так что требовалось нечто особенное.
️ Тернер предложил «Большой канал в Венеции» и «Метель, лавину и наводнение — вид в долине Валле-Д’Аоста, Пьемонт». Но особое величие своей манеры продемонстрировал в двух классических сюжетах — «Истории Аполлона и Дафны» и «Прощании Геро и Леандра».
Технику письма этих картин сравнивали с игрой великого скрипача Паганини: «нечто, чего никто до того не делал и больше не сделает». Особое восхищение вызывал диапазон применения чистых цветов.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Уильям Тернер. Работорговцы выбрасывают за борт мертвых и умирающих — надвигается тайфун, 1840
Поговорим о том, как Тернера не принимали современники — и высмеивали его.
В 1840-е годы Тернер продолжал работать и участвовал в выставках Королевской академии. В это время он создал картину «Работорговцы выбрасывают за борт мертвых и умирающих — надвигается тайфун».
️ Джон Рёскин тут же провозгласил: «Если бы мне пришлось оправдать бессмертие Тернера только одним из его произведений… я выбрал бы это». Зато у критиков, придерживавшихся традиционных взглядов, очередная «нелепость» художника вызвала антипатию.
Вообще Тернер в эти годы сделался популярным объектом сатиры. Юмористический журнал «Панч» опубликовал вымышленный каталог художественной выставки. В перечень картин включили «Тайфун, превращающийся в самум над водоворотом у водопада, Норвегия, с кораблем в огне, во время затмения и при явлении лунной радуги».
🧇 В 1841 году в Лондоне была поставлена пантомима следующего содержания: мальчик, несущий поднос пирожков с джемом, падает в витрину, в которой выставлена картина Тернера. Владелец лавки стряхивает пыль с разломавшихся пирожков, обрамляет их в раму и продает за тысячу фунтов.
Уильям Тернер
1. Дождь, пар и скорость, 1844
2. Морское чудовище на рассвете, 1845
Поговорим о знаменитых картинах, созданных Тернером в последний период жизни.
С 1840 по 1844 год Тернер показал на выставках не менее двадцати трех больших живописных полотен. Он любил работать и не раз повторял: «Единственный мой секрет — это чертовски тяжелый труд, — и добавлял. — Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы». Плодом работы этой поры стали его знаменитые полотна: «Дождь, пар и скорость» и «Снежная буря».
Картина «Дождь, пар и скорость» была написана после поездки Тернера по Большой западной железной дороге, связывавшей юго-запад Англии, Западные земли и Южный Уэльс с Лондоном. Считается, что на картине изображен железнодорожный мост Мейденхед через Темзу между городками Тэплоу и Мейденхед.
Зрителю представлен вид на восток в сторону Лондона. Паровоз утром несется сквозь поля. Фантастическая фееричная картина, в которой все контуры сливаются из-за скорости.
Тернер написал эту работу за 25 лет до импрессионистов. Глядя на нее, становится понятно, почему все импрессионисты стремились увидеть его работы.
Тернер все более уходит от формы, пытаясь передать оттенки цвета и воздушные объемы. Это видно на одной из последних его работ под довольно условным названием «Морское чудовище на рассвете».
Уильям Тернер. Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье, 1842
Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год
Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.
Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.
Картина является сегодня национальным достоянием Англии.
9.Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 год
Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.
Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.
Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.
10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы
Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.
Париж, Лувр.
В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок. Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека. Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.
https://foma.ru/
Внешность соответствует методам работы
Это был невысокий, коренастый, крепкий мужчина с грубоватым лицом. Он мало заботился о своей внешности. Если бы не положение, так бы и ходил перемазанным красками. Внешне напоминал простого моряка или извозчика, но никак не академика. Сам признавал, что к труду относится, как к главному секрету успеха, не знал «другого гения, кроме гения упорной работы».
Случалось, Тёрнер писал способом «одновременной игры» – пока одна картина подсыхает, он колдует над другой, третьей. Но совсем лишало дара речи современников художника, когда тот подходил к своей картине буквально в последние минуты перед открытием выставки, чуть плевал в выбранную точку и пальцем доводил картину до нужного совершенства, по мнению автора.
Уильям Тернер «Рыбаки в море». Описание картины. Художники импрессионисты
Уильям Тернер «Рыбаки в море». Описание картины
В 1796 году, когда Уильям Тернер уверенно владел техникой акварели и всего лишь пару лет экспериментировал с масляной живописью, на выставке в Королевской академии были выставлены десять его акварельных работ и одна, выполненная маслом – «Рыбаки в море» («Марина Чомли»).
Формально, художник не занимался этой техникой, но при любом удобном случае, а именно, посещая мастерские коллег-художников, или дома богатых и влиятельных покровителей, подолгу изучал там работы старых мастеров.
После посещения выставки критиками, работа «Рыбаки в море» получила множество положительных отзывов. Не осталась в стороне пресса. Было отмечено, что Тернер владеет техникой масляной живописи на уровне стандартов академии.
Молодой художник в постоянном поиске совершенствования своего мастерства и работает над мельчайшими деталями. В картине, изображая океанскую гладь, он тонко передает на ней различия между отблесками луны и лучами от фонаря.
Эксперты полагают, что в этой работе отчетливо передано ощущение неустойчивости бытия, точно соответствующее внутреннему миру самого Тернера; подчеркивают это и на мгновение освещенные лучом позы рыбаков, создавая их незащищенность перед надвигающейся стихией.
1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британия, Лондон, Великобритания.